Постановление правительства 373 по ипотеке

Семья Эдуарда и Наили Фахретдиновых из Ульяновска за пять лет сменила пять съемных квартир. Причем переезжать приходилось вместе с маленькой дочкой. В 2014 году после долгих споров Фахретдиновы решились взять ипотеку. Рассудили так: снимать чужой угол бесперспективно, уж лучше к сумме, идущей на аренду, добавить еще, но платить уже за собственную квартиру.

— Мы оформили в банке кредит под 12% годовых на 12 лет. Ежемесячная плата — чуть больше 21 тысячи в месяц. Я служу в полиции, зарабатываю 35 тысяч. Пока жена работала, денег нам хватало, — рассказал Эдуард. — Но когда у нас родилась вторая дочка, сводить концы с концами стало намного тяжелее. Но платежи по ипотеке мы никогда не задерживали: 20-го числа я получал зарплату и до 23-го аккуратно вносил деньги на счет.

О программе помощи, которую государство через Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) оказывает ипотечным заемщикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, Фахретдиновы узнали случайно, из соцсетей. «Мы эту программу изучили и поняли, что соответствуем всем прописанным в ней критериям, — говорит Наиля. — Муж не верил, что из этой затеи выйдет толк, но все же согласился позвонить на «горячую линию» АИЖК. Нас направили в банк, где за нами закрепили сотрудницу, она помогла собрать и оформить все документы для реструктуризации кредита».

В сентябре прошлого года Фахретдиновым позвонили и сообщили, что они приняты в программу. «Правда, денег пришлось ждать до января этого года. Зато вместо 10%, на которые мы рассчитывали, нам предоставили 20% от суммы кредита — 290 тысяч рублей, — продолжает Наиля. — Наш ежемесячный платеж снизился на 4 тысячи рублей. Эти деньги стали для нас очень существенной помощью. А потом мы направили на погашение ипотеки еще и материнский капитал и сейчас платим по кредиту меньше 11 тысяч».

19 тысяч семей получили помощь по госпрограмме поддержки с 2015 года

Новоселы Челябинска, взявшие в ипотеку квартиры в новых микрорайонах «Парковый» и «Академ-Риверсайд», тоже стали участниками госпрограммы. И теперь дают дельный совет: если вы по каким-то причинам больше не можете в полном объеме выполнять условия договора, не опускайте руки, попытайтесь договориться с ипотечным агентством о смягчении условий возврата кредита.

Дочки Наили и Эдуарда Фахретдиновых растут в новой квартире. Фото: Виталий Ахмеров

— Ничего ужасного в моей жизни не произошло, — рассказала одна из заемщиц Ирина Шарыпаева. — Скорее наоборот — вышла замуж и решила перебраться к мужу в Крым. Но бросать квартиру, в которую вложено столько сил и денег, было до слез жалко. А заработки в Крыму оказались не чета челябинским — платить 22 тысячи рублей в месяц по ипотеке оказалось невозможно.

В квартиру Ирина вложилась еще на стадии строительства — в 2013 году. Недостающие 1,5 миллиона взяла в ипотеку. Два года продолжала жить на съемной квартире, оплачивая аренду, коммуналку и ипотечный кредит, пока не сдали новостройку. Было очень трудно, но зато теперь у Ирины есть свой угол, с которым она ни за что не готова расстаться.

Когда после переезда в Крым выплачивать ипотеку стало совсем трудно, Ирина решила обратиться в агентство с просьбой о реструктуризации долга. Юрист по образованию, она просчитала возможные варианты «рассрочки», и в агентстве пошли ей навстречу.

— Избавиться от залоговой квартиры, конечно же, можно. Для этого используется механизм, когда покупатель выкупает ее у агентства и возвращает заемщику оставшуюся часть стоимости жилья, — объясняет Ирина. — Но в этой ситуации ипотечник теряет и квартиру, и часть вложенных денег. А мне удалось сохранить и то, и другое.

По соглашению с агентством Ирина вместо 22 тысяч рублей в месяц будет выплачивать только семь. Правда, срок выплаты увеличится с трех до семи лет. Но в новом договоре предусмотрена возможность досрочного погашения кредита. И если доходы семьи вырастут, они смогут сами определять, сколько выплачивать сверх установленного агентством ежемесячного взноса.

Многие люди плохо информированы о новых инструментах ипотечного кредитования. Зато немалым спросом у горожан сегодня пользуется социальная программа аренды жилья с последующим выкупом. По ней заемщики, не имеющие первоначального взноса на покупку квартиры, могут получить ее в аренду по «спецпредложению», предусматривающему, что их ежемесячные платежи будут аккумулироваться на лицевом счету и впоследствии будут приняты в качестве первого ипотечного взноса.

От первого лица

Алексей Ниденс, управляющий директор АИЖК:

— Заемщику необходимо обратиться в свой банк с заявкой на участие в программе помощи и предоставить пакет документов, подтверждающих, что он соответствует всем требованиям, прописанным в постановлении правительства РФ. Решение о реструктуризации принимает банк. Если оно положительное, с заемщиком подписывается соглашение о реструктуризации. Если ситуация конкретной семьи не соответствует двум условиям программы, она может быть рассмотрена специальной межведомственной комиссией, которая заработает уже с сентября.

Госпрограмма

Три вопроса о программе помощи

С 22 августа вступило в силу постановление правительства РФ N 961 от 11 августа 2017 года «О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации». Полный текст документа опубликован в «Российской газете» 14 августа.

Кто может на нее рассчитывать?

семьи с детьми, включая детей до 24 лет, которые очно учатся в техникумах, вузах, аспирантуре.

инвалиды, родители детей-инвалидов.

ветераны боевых действий.

Какие главные условия предоставления помощи?

Ипотечный платеж вырос не менее чем на 30% по сравнению с плановым платежом, рассчитанным при заключении договора займа;

Среднемесячный совокупный доход семьи после ежемесячного платежа не превышает двукратного прожиточного минимума в расчете на одного члена семьи.

Ипотечное жилье — единственное. Общая площадь 1-комнатной квартиры — не выше 45 кв. метров, 2-комнатной — 65 кв. метров, 3-комнатной — 85 кв. метров. Допускается наличие совокупной доли членов семьи заемщика в праве собственности на одно другое жилье не более 50%.

Кредитный договор должен быть заключен не менее чем за 12 месяцев до подачи заявления на реструктуризацию.

Какая будет помощь?

Остаток кредита заемщика уменьшается на 30%, но не более чем на 1,5 млн рублей. Оставшаяся сумма пересчитывается с учетом новых условий. Валютные кредиты переводятся в рубли по курсу не выше курса ЦБ, с процентной ставкой до 11,5% годовых. По рублевым кредитам ставка не может быть выше текущей. Заемщик освобождается от выплаты неустойки (пени) (за исключением уже уплаченной или взысканной по решению суда), а также комиссионных за проведение реструктуризации.

Как указано в анонсе, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 №373 действует Программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оставшимся в сложной финансовой ситуации. Согласно данной программе (Постановление можно найти как в правовых системах, так и в свободном доступе), банки заключают соглашения с АО «АИЖК», которому выделяется крупная сумма для оказания помощи отдельным категориям граждан, под которыми понимаются определенные лица, соответствующие условиям Программы (п. 7 основных Условия Программы). В данной статье автор не ставит целью разъяснять суть программы, в общем — это лица, у которых уменьшен доход, имеющие маленькую жилую площадь, ребенка и т.д. При сборе определенных доказательств (справки из Росреестра, копии трудовых книжек и т.д.) данные граждане обращаются в кредитную организацию, выдавшую ипотечный займ с заявлением о реструктуризации по данной программе, банк принимает решение, и пройдя определенные процедуры (опять же, описанные программой), основной долг уменьшается на 20-30 процентов (в зависимости от ситуации). То есть, программа очень не плохо помогает данным отдельным категориям граждан (условно, при долге 2 млн прощается 400 тысяч рублей, что сопоставимо с материнским капиталом). Данная программа действовала до конца января 2017 года, затем была продлена до 31.05.2017 года.

Однако, многие граждане, полностью соответствующие правилам данной программы, подавшие соответствующие заявления с полным комплектом доказательств в банк, в районе января 2017 года — столкнулись с определенными трудностями (можно изучить на форумах) — банки стали звонить гражданам и говорить: денег на Вас не хватило (действительно, программа ограничена финансовым лимитом). Граждане стали добиваться официального ответа — его не давали (и не дают). Многие из них пошли в суды (а ведь есть сомнения в правдивости ответа банка, когда тот не идет на официаьный контакт и говорит об отсутствии денег, хотя «вчера» продлили срок программы).

В настоящей статье автор рассматривает уже сложившуюся судебную практику по спорам заемщиков к банкам, предметом которых в той или иной степени является получение пресловутых 20-30 процентов по остатку долга.

Вообще, из первых курсов юридического образования можно вспомнить, что правительственные акты отображают собой административное регулирование тех или иных отношений, соответственно, применять к ним только лишь гражданско — правовые нормы (при защите нарушенных «гражданских» прав) не совсем корректно. Однако, на удивление автора суды (на уровне апелляционных инстанций) пошли защищать банки, отказывающие в выдаче такой «правительственной реструктуризации».

Изначально, большой всплеск таких тяжб был обнаружен в Карелии, где Петрозаводский городской суд вставал на защиту граждан, что, например, подтверждается Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия по делу №2-1949/2017 ( https://petrozavodsky—kar.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=96187082&delo_id=1540005&new=0&text_number=1&case_id=95126448) . Однако, в апелляционной инстанции (Верховный Суд Республики Карелия) данный судебный акт отменен. Спор касался признания неправомерным отказа Банка (ВТБ) в реструктуризации и обязании Банка «совершить действия, предусмотренные Постановлением Правительства». Да, судебный акт написан не вполне корректно и обоснованно с т.з. действующего законодательства, тем не менее можно обнаружить отказ на уровне суда субъекта в защите прав граждан. Тот же Петрозаводский суд обязывал ПАО «Сбербанк России» обеспечить оформление реструктуризации по спору другого заемщика. В рамках апелляционного обжалования тот же Верховный Суд Республики Карелия Апелляционным Определением по делу №33-1605/2017 отменил Решение нижестоящего суда, обосновав свой вердикт следующим: Само по себе наличие Федеральной программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации не может возлагать обязанность на кредитора по изменению условий кредитных обязательств и проведению реструктуризации, поскольку реструктуризация долга (изменение договора) является правом банка, а не его обязанностью. Другими словами, апелляционная инстанция встала на сторону банка (видимо, не раз), обосновывая отказ «правом», «свободой», не соответствием условий статье 451 ГК РФ. Однако, что же получается? Государственная программа превратилась в лотерею? Кому хочу — даю, а кому хочу — нет. Видимо, так оно и есть. Бийский городской суд Алтайского края по делу №2-2027/2017 вынес Решение (уже в первой инстанции) в пользу Ответчика — Банка, указав примерно такие же основания, добавив, что есть лимиты, установленные программой (но не выяснил — израсходованы ли они). Большереченский районный суд Омской области рассмотрел иск граждан к Росреестру ( дело №2-254/2017) по требованию возложить на Росреестр убытки за несвоевременное предоставление справок, необходимых для подачи заявления по Программе, отказа истцам не только потому, что Росреестр доказал, что ничего не нарушил, но и по вышеуказанным основаниям.

Благовещенский городской суд Амурской области Решением по делу 2-3726/2017 поддержал сложившуюся практику, добавляя следующий довод: да, есть порграмма, под неё попадают определенные граждане, подавшие определенное заявление в определенное время, но согласно программе банки заключают соответствующие соглашения с АО «АИЖК», которое и компенсирует банку убытки в виде прощения части долга. Так, вот в данном случае, суд сослался на отдельные условия такого соглашения Сбербанк — АИЖК, согласно которым ни одно из условий Соглашения не является обязательством организации (Банка) проводить реструктуризацию ипотечных жилищных кредитов. Условия Соглашения распространяются лишь на те ипотечные жилищные кредиты, по которым организация самостоятельно принимает решение о необходимости включения в программу помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Также, суд указывает, что в Постановлении Правительства РФ №373 от 20.05.2015 года отсутствуют положения, обязывающие принимать положительное решение о реструктуризации ипотечного кредита в отношении всех обратившихся граждан. Следовательно, программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, не возлагает на ее участников безусловной обязанности по проведению реструктуризации задолженностей по ипотечным жилищным кредитам всех обратившихся в рамках ее реализации заемщиков, а направлена на компенсацию убытков кредиторов, возникших в результате проведения реструктуризации. Аналогичное дело по своей сути и Решение по своему содержанию вынес Советский районный суд города Брянска (дело №2-958/2017).

Как видно из «номеров» дел, данная практика является новой, и, несмотря на её определенность, она не дошла до Верховного Суда. Автор выражает надежду, что «Истцы», оказавшиеся в тяжелом положении и признанные таковыми Российской Федерацией (что следует из толкования Программы по её смыслу), смогут добиться от действующей судебной системы справедливости, возможно, на уровне Верховного Суда Российской Федерации (а, возможно, и выше). Так, суды такими решениями стоят на защите статей о договоре из Первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, но забывают, что данные отношения не могут регулироваться только лишь Гражданским законодательством, так как основание данных отношений — это Правительственная программа, которая не может предъявлять определенные условия для всех, кто под эти условия попадает, а далее — лотерея/ как карта ляжет/ пути кредитора не исповедимы.

Да, отношения называны кредитными, т.е. гражданскими, но, вопрос материнского капитала не относится к гражданским отношениям, иные льготы — также. В рассматриваемом случае, программа также не предусматривает диспозитивности.

В целях реализации плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направить Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в установленном порядке средства федерального бюджета в размере 4,5 млрд рублей, предусматриваемые в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в качестве взноса в уставный капитал открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на реализацию программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала открытого акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» на 4,5 млрд рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации.

4. Подпункт «в» пункта 2 основных условий реализации программы, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 июля 2015 г.

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Заемщиками по ипотечному жилищному кредиту (займу) (далее — заемщики) являются граждане, хотя бы один из которых относится к одной из следующих категорий:

а) граждане Российской Федерации, которые по состоянию на 1 января 2015 г. в установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными правовыми актами порядке являются участниками государственных или муниципальных программ по улучшению жилищных условий, иных мероприятий по улучшению жилищных условий и которые воспользовались правом на получение социальных выплат (субсидий) и иных льгот на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципального бюджета с использованием подлежащего реструктуризации ипотечного кредита (займа);

б) граждане Российской Федерации, имеющие 2 несовершеннолетних детей и более;

в) граждане Российской Федерации, имеющие 1 ребенка и более, при этом возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;

г) граждане Российской Федерации, являющиеся ветеранами боевых действий;

д) граждане Российской Федерации, являющиеся инвалидами и (или) имеющие детей-инвалидов;

е) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации или органах местного самоуправления является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

ж) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в государственных и муниципальных учреждениях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, в качестве научных работников, специалистов научной организации или работников сферы научного обслуживания, а также в государственных и муниципальных образовательных организациях, государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

з) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в градообразующих организациях, в том числе входящих в состав научно-производственных комплексов наукоградов, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

и) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в организациях оборонно-промышленного комплекса, включенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

к) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в научных организациях, которым Правительством Российской Федерации присвоен статус государственных научных центров, независимо от организационно-правовой формы таких организаций является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

л) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в организациях, созданных государственными академиями наук (за исключением организаций социальной сферы), является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

м) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в государственных унитарных предприятиях, являющихся научными организациями или организациями научного обслуживания, осуществляющими научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации», является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года;

н) граждане Российской Федерации, для которых по состоянию на 1 января 2015 г. работа в организациях — участниках программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации по перечню согласно приложению к Правилам распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров», является основным местом работы и стаж указанной работы которых составляет не менее 1 года.

2. В целях реализации программы помощи заемщикам устанавливаются следующие требования к заемщикам:

а) заемщик документально подтверждает снижение среднемесячного за последние 3 месяца до дня подачи заявки на реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) (далее — заявка на реструктуризацию) совокупного дохода заемщика и членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга) заемщика и несовершеннолетние дети, проживающие совместно с заемщиком, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным за последние 12 месяцев до дня подачи заявки на реструктуризацию совокупным доходом указанных лиц либо увеличение более чем на 30 процентов в валюте Российской Федерации ежемесячного платежа по ипотечному жилищному кредиту (займу) на дату подачи заявки на реструктуризацию по сравнению с ежемесячным платежом в сентябре 2014 г.;

б) на дату обращения заемщика к кредитору (заимодавцу) с заявкой на реструктуризацию совокупный доход, указанный в подпункте «а» настоящего пункта (за вычетом платежа по ипотечному кредиту), разделенный на количество указанных в подпункте «а» настоящего пункта лиц, ниже полуторакратной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает заемщик;

в) отсутствуют сведения о признании судом заявления о признании заемщика (залогодателя) банкротом обоснованным и введении процедуры реструктуризации его долгов.

3. В целях реализации программы помощи заемщикам устанавливаются следующие требования к предмету ипотеки:

а) предмет ипотеки находится на территории Российской Федерации;

б) предмет ипотеки относится к одной из следующих категорий:

жилое помещение, приобретенное для проживания в нем заемщика и членов семьи заемщика, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего документа. В случае если предметом ипотеки является жилое помещение, совокупная доля заемщика и членов его семьи, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего документа, залогодателя и членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга) залогодателя и несовершеннолетние дети, проживающие совместно с залогодателем, в праве собственности на иные жилые помещения составляет не более 50 процентов в каждом из жилых помещений, в праве собственности на которые указанные лица имеют долю. Это требование должно выполняться по состоянию на дату обращения заемщика к кредитору (заимодавцу) с заявкой на реструктуризацию, а также в период оказания помощи, указанный в подпункте «в» пункта 6 настоящего документа;

право требования участника долевого строительства, вытекающее из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». В случае если предметом ипотеки является право требования участника долевого строительства, залогодатель и члены семьи залогодателя, к которым относятся супруг (супруга) залогодателя и несовершеннолетние дети, проживающие совместно с залогодателем, проживают (зарегистрированы) в жилых помещениях, доля площади в которых на каждого проживающего гражданина не превышает 18 кв. метров. Это требование должно выполняться по состоянию на дату подачи заявки на реструктуризацию, а также на 1 января 2015 г.;

в) общая площадь жилого помещения, являющегося предметом ипотеки, или жилого помещения, являющегося предметом договора участия в долевом строительстве, если предметом ипотеки является право требования по такому договору (за исключением технических и вспомогательных помещений, таких, как гараж, котельная (бойлерная), холодная (летняя) веранда (терраса), подвал), приходящаяся на одного проживающего в нем (в случае если предметом ипотеки является право требования по договору участия в долевом строительстве — на каждого из членов семьи залогодателя, которые будут проживать в жилом помещении), не должна превышать:

в квартирах:

50 кв. метров — для одиноко проживающих;

35 кв. метров — для 2 человек;

30 кв. метров — для 3 и более человек, но не более 100 кв. метров;

в жилых домах:

70 кв. метров — для одиноко проживающих;

60 кв. метров — для 2 человек;

50 кв. метров — для 3 и более человек, но не более 150 кв. метров;

г) стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения, рассчитанная на основании оценки независимого оценщика, произведенной при заключении договора о предоставлении ипотечного кредита (займа), а при отсутствии такой оценки — на основании договора об ипотеке или договора приобретения жилого помещения, не должна превышать более чем на 60 процентов среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится жилое помещение, по данным Федеральной службы государственной статистики на дату составления отчета об оценке, а при ее отсутствии — на дату заключения договора об ипотеке или договора приобретения жилого помещения;

д) предмет ипотеки не находится под арестом, в отношении него нет судебного спора о праве собственности и не установлен запрет на совершение регистрационных действий.

4. Ипотечный жилищный кредит (заем) в целях его реструктуризации должен соответствовать следующим требованиям:

а) целью предоставления ипотечного жилищного кредита (займа) являлось участие в долевом строительстве, приобретение или строительство жилого дома или квартиры, их капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение или рефинансирование ипотечного жилищного кредита (займа), предоставленного на указанные цели;

б) просрочка платежей по ипотечному жилищному кредиту (займу) по состоянию на дату подачи заявки на реструктуризацию составляет не менее 30 и не более 120 дней;

в) ипотечный жилищный кредит (заем) предоставлен не позднее 1 января 2015 г.

5. Реструктуризация ипотечных жилищных кредитов (займов) осуществляется при наличии обращения заемщика к кредитору (заимодавцу) с заявкой на реструктуризацию.

6. Условиями реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) являются:

а) изменение кредитором валюты кредитного договора (договора займа) на валюту Российской Федерации по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) и опубликованного на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации, если в исходном договоре применялись расчеты в иной валюте;

б) установление кредитором процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (займу) с даты реструктуризации до даты полного погашения кредита (займа) в размере не более 12 процентов годовых, но не выше процентной ставки по реструктурируемому жилищному кредиту (займу) (в случае, если реструктурируемый ипотечный жилищный кредит (заем) предоставлен в рублях Российской Федерации);

в) снижение кредитором ежемесячного платежа заемщика по ипотечному жилищному кредиту (займу) на срок от 6 до 12 месяцев (период помощи) суммарно на размер, который должен быть не менее предельной суммы возмещения, указанной в пункте 8 настоящего документа, или прощение части основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) при изменении валюты кредитного договора (договора займа) на валюту Российской Федерации, если в исходном договоре применялись расчеты в иной валюте;

г) предоставление кредитором заемщику права не осуществлять платежи в счет погашения основного долга по ипотечному жилищному кредиту (займу) на срок периода помощи. При этом соответствующие плановые платежи переносятся на более поздние периоды, в том числе в случае увеличения срока возврата ипотечного кредита;

д) невзимание кредитором с заемщика комиссий за предусмотренные настоящим пунктом действия, связанные с реструктуризацией ипотечного жилищного кредита (займа).

7. Открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» или учреждаемая им некоммерческая организация осуществляют возмещение кредиторам (заимодавцам) части недополученных доходов по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктуризация которых осуществлена на условиях, предусмотренных настоящим документом, в период помощи в размере до 50 процентов суммы установленных до реструктуризации ипотечного жилищного кредита (займа) ежемесячных платежей заемщика за период помощи либо до 50 процентов убытка при изменении валюты кредитного договора (договора займа) на валюту Российской Федерации, если в исходном договоре применялись расчеты в иной валюте.

8. Предельная сумма возмещения по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу) части недополученных доходов либо убытка составляет 200 тыс. рублей.

9. Порядок выплаты указанного возмещения кредиторам (заимодавцам) части недополученных доходов либо части убытка определяется открытым акционерным обществом «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и публикуется на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

9 декабря 2019, 16:29

Фото: Официальный сайт правительства РФ

За пять лет в рамках программы планируется выдать около 150 тыс. кредитов общим объемом 450 млрд рублей

Горки. 9 декабря. ИНТЕРФАКС — Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами в понедельник сообщил о подписании постановления о выдаче льготной ипотеки под 2% годовых для молодых семей и получателей бесплатного гектара на Дальнем Востоке.

«Я подписал постановление об утверждении программы «дальневосточная ипотека». Это меры, направленные на поддержку тех, кто строит или покупает себе жильё на Дальнем Востоке. В рамках новой программы государство будет субсидировать ставку по ипотеке до уровня 2% молодым семьям и родителям-одиночкам не старше 35 лет», — сказал Медведев.

По словам вице-премьера, полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, по предварительным расчетам, за пять лет в рамках программы планируется выдать около 150 тыс. кредитов общим объемом 450 млрд рублей.

Как сообщалось, президент Владимир Путин поручил правительству до 15 декабря обеспечить внесение изменений в законодательство России для введения 2%-ной ипотечной ставки на Дальнем Востоке. Субсидирование процентной ставки должно осуществляться за счет средств госпрограммы «Социально-экономическое развитие ДФО».

Ипотечный кредит под 2% годовых планируется выдавать для приобретения в период до 1 января 2025 года жилья на первичном рынке молодым семьям (один из супругов должен быть не старше 35 лет) или на строительство дома — участникам программы «Дальневосточный гектар». Готовность участвовать в проекте выражали Сбербанк и ВТБ.

Согласно расчетам ДОМ.РФ (которые оператор программы проводил ранее), средний ежемесячный платеж по 2%-ной ипотеке составит 12,3 тыс. рублей.

«Для среднего кредита в 3,06 млн рублей (80% от стоимости квартиры 54 кв.м в 3,83 млн рублей по средним ценам Росстата) ежемесячный платеж составит всего 12,3 тыс. рублей — это на 50-60% меньше платежа по текущим рыночным условиям», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ДОМ.РФ.

В ДОМ.РФ добавили, что льготными условиями могут воспользоваться заемщики из любых регионов страны в возрасте до 35 лет, а также участники программы «Дальневосточный гектар» при строительстве жилого дома.

Для получения ипотечного кредита по программе заемщику необходимо обратиться в отделение одного из кредиторов – участников программы. Банк ДОМ.РФ уже начал принимать заявки от заемщиков. Полный перечень кредиторов будет опубликован на сайте ДОМ.РФ в разделе Дальневосточная ипотека. В соответствии с условиями реализации программы, утвержденными правительством РФ, каждый кредитор самостоятельно может формировать ипотечные продукты, определять перечень документов, процедуры и объем проверок потенциальных заемщиков.

По программе «Дальневосточная ипотека» можно приобрести строящееся (у юридического лица) или готовое жилье в сельской местности ДФО. Также доступно строительство индивидуального жилого дома на территории ДФО. Максимальный срок кредитования 20 лет, сумма – до 6 млн рублей, первоначальный взнос от 20%, при этом в качестве первоначального взноса могут быть использованы средства материнского капитала. Многодетные семьи – участники программы дополнительно смогут получить выплату от государства до 450 тыс. рублей на погашение кредита, при условии рождения третьего или последующего ребенка после 1 января 2019 года.

ДОМ.РФ будет возмещать банкам недополученные доходы при выдаче ипотечных кредитов по процентной ставке, существенно ниже рыночной. Взаимодействие будет организовано на базе Единой информационной системы жилищного строительства наш.дом.рф с применением технологий автоматизированной проверки сведений и полным отказом от бумажного документооборота.

На днях Премьер Дмитрий МЕДВЕДЕВ подписал постановление Правительства РФ*, которым внесены изменения в ряд федеральных документов, касающихся жилищной политики. Одно из таких изменений – продление действия программы помощи заемщикам, попавшим в сложную финансовую ситуацию.**

В частности, изменены сроки действия данной программы – она продлена до 31 мая 2017 года включительно. Предыдущий срок был обозначен датой «1 марта 2017 года». И поскольку внесенные в конце прошлого года законодательные изменения несколько расширили список имеющих право на реструктуризацию ипотечных задолженностей с помощью государства, далеко не все страждущие успевали воспользоваться этой льготой. Поэтому федеральные власти пошли навстречу гражданам.

Напомним, что при помощи механизма, предусмотренного программой помощи заемщикам, можно сократить оставшийся кредит на 20%. Государство готово компенсировать ипотечникам до 600 тысяч рублей.*** Сумма, безусловно, серьезная и было бы обидно упустить шанс.

В пакет документов, необходимых для получения льготы, входит немало различных справок и других важных бумаг, в том числе – кредитный договор, договор участия в долевом строительстве, справка о наличии недвижимости у заемщика, которая выдается Росреестром в установленные сроки. Поскольку действие программы продлено на два месяца, выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также другие требующиеся документы, можно получить в штатном режиме.

Реализуется программа через Агентство ипотечного жилищного кредитования, в адрес которого из госбюджета для оказания помощи заемщикам направлено 4,5 млрд рублей. Взаимодействие с участниками программы осуществляют крупнейшие кредитные организации.

*Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №172 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (опубликовано 15.02.2017 года).

**Постановление Правительства РФ от 20.04.2015 г. №373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации и увеличении уставного капитала АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».

***В редакции постановления Правительства РФ от 24.11.2016 №1231

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *