Пострадавший в ДТП

ДТП с пострадавшими (ст. 12.24 КоАП РФ)

Зачастую расследование по ДТП с пострадавшими длится около 6 месяцев, поскольку за это время необходимо опросить его участников, провести необходимые экспертизы и т.д.. За все это время водитель успевает расслабиться и забывает о том, что к виновнику ДТП по данной статье может применяться наказание в виде лишения права управления.

Категория дел с пострадавшими отличаются особой сложностью и регулируются целой массой различных нормативно-правовых актов, в которых есть свои тонкости и нюансы, а детально разобраться с ними может только профессиональный юрист с соответствующим опытом работы по данной категории дел.

Статья 12.24. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

  1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, —
    влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.
  2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —
    влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Примечания:

  1. Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.
  2. Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Вред здоровью делится на три вида: тяжкий, средней тяжести и лёгкий вред здоровью потерпевшего

Для определения степени тяжести вреда здоровью, а также о причинно-следственной связи ДТП с наступившими последствиями должностное лицо в производстве которого находится дело о ДТП назначает судебно-медицинскую экспертизу.

Если по результатам СМЭ будет установлено, что причинённый вред средней или лёгкой тяжести – то такое деяние подпадает под действие административного права и наказывается только в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

В случаях, когда пострадавший в ДТП получил тяжкие телесные повреждения, к виновному применяются нормы Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 264), в соответствии с которой, виновный наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет или без такового.

Если же пострадавший в ДТП впоследствии скончался, то виновный наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. При наличии двух и более погибших, виновному грозит наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Часто после полугодового административного расследования по делам о ДТП с пострадавшими (именно столько оно может длиться в соответствии с законом), ничего не подозревающий водитель – виновник ДТП, приходит в суд и глубоко удивляется вынесенным решением о лишении прав на год-полтора.

Определенное значение для выбора вида наказания из предусмотренных санкций статьи (штраф или лишение права управления автомобилем) может иметь большое количество обстоятельств, как факт нахождения на момент ДТП в состоянии опьянения, неоказание первой помощи пострадавшим в ДТП, скрытие с места ДТП, и напротив факт примирения виновного в ДТП гражданина с потерпевшими, а также возмещения причиненного вреда. Потерпевший, которому нанесен вред здоровью при ДТП, может обжаловать постановление на виновника ДТП. Как правило, это происходит тогда, когда пострадавший полагает, что причинившему ему вред здоровью водителю назначено слишком мягкое наказание.

Поскольку обстоятельства каждого ДТП разные, порой без глубокого знания действующего законодательства невозможно достичь положительного результата.
Юристы Иркутского центра защиты прав водителей «Главная Дорога» всегда готовы предоставить своим клиентам бесплатные консультации, при этом ознакомить с имеющейся практикой по аналогичным делам, и предложить варианты решения данной проблемы.

См.также: Возмещение вреда пешеходу, пострадавшему в ДТП

Чтобы понять, как пишется слово «вследствие» – слитно или раздельно, нужно вспомнить правописание производных предлогов и существительных с предлогами. Сделаем это.

Этапы действий:

1. Уведомление страховой компании о ДТП. Срок извещения страховой компании о наступлении страхового случая составляет 5 рабочих дней с момента ДТП, впрочем, этот срок не является окончательным.

2. Получение документов из ГИБДД. Важнейший этап при возмещении ущерба после ДТП – сбор документов. Вы должны быть уверены, что получили в ГИБДД все документы, которые в последующем будут являться ключевым фактором, как в страховой компании, так и в судебной инстанции. В ГИБДД Вам должны выдать копию протокола об административном правонарушении, постановления по делу об административном правонарушении или определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Независимая экспертиза. Стоит изначально подумать о проведении платной независимой экспертизы до момента произведения оценки ущерба страховой компанией, это позволит ускорить процесс возмещения ущерба. Выберите оценочную организацию самостоятельно и заключите с ней договор оказания услуг, далее специалисты будут действовать самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что стоимость услуг по оценке ущерба входит в состав страхового возмещения или в счет оплаты материального ущерба виновником ДТП.

Что следует проконтролировать:

  • оформление договора на оказание услуг по оценки ущерба – он должен быть выполнен согласно требованиям действующего законодательства – иметь необходимые реквизиты сторон, подпись и печать;
  • полученные результаты оценочной компании должны быть согласованы с Вами;
  • отчет об оценке ущерба, полученного в результате ДТП, должен быть оформлен в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в нем должны быть озвучены цели и задачи, а также методы, технологии и формулы произведенной оценки, расшифрованы все понятия и сделаны соответствующие выводы;
  • не забудьте получить на руки свой экземпляр акта приема-передачи выполненных работ, а также документ, подтверждающий оплату работы оценочной компании.

Важно! К отчету независимой экспертизы обязательно должны прилагаться: акт осмотра и фототаблица.

4. Подготовка документов для передачи страховой компании. Изначально возмещение ущерба при ДТП организуется в страховой компании. В страховую компанию Вы должны предоставить следующие документы:

  • заявление на страховое возмещение;
  • извещение о ДТП;
  • копию протокола, постановления или определения, выданные в ГИБДД;
  • копию ПТС (свидетельства о регистрации);
  • копию полиса ОСАГО;
  • копию документа, удостоверяющего личность лица, претендующего на страховую выплату;
  • отчет об оценке ущерба;
  • копии договора, акта приема передачи и квитанций об оплате услуг оценочной компании.

Страховая компания может не принять результаты отчета оценочной организации и предоставить своего оценщика для составления расчета ущерба — не препятствуйте этому, предоставьте страховой компании автомобиль для осмотра. Если по оценке страховой компании сумма ущерба будет меньше расчетов независимой экспертизы, разницу Вы имеете право истребовать со страховой компании через суд.

Важно! В соответствии со статьей 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховая компания при наступлении страхового случая возмещает:

  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 400 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 500 тысяч рублей.

5. Дальнейшее урегулирование убытков В случае, если максимальная страховая выплата (400 000 руб.) не покрывает материальный ущерб, причиненный транспортному средству в результате ДТП, потерпевший вправе обратиться в суд с исковым заявлением о требовании взыскать недостающую сумму ущерба с виновной стороны.

Выплаты по ОСАГО

Отметим, что страховые выплаты по ОСАГО в 2016 году были увеличены:

  • по имуществу – до 400 тысяч рублей;
  • по жизни и здоровью – до 500 тысяч рублей.

Пакет документов необходимо предъявить в страховую компанию не позднее 5 рабочих дней с момента ДТП. Страховщик обязан рассмотреть заявление о страховой выплате в течение 20 календарных дней, в случае не исполнения сроков страховая компания выплачивает потерпевшей стороне неустойку в размере одного процента от определенного законом размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. Кроме того, законодательство РФ предусматривает наложение штрафных санкций на страховщика в случае несоблюдения сроков выплаты потерпевшему, а также возможность возмещения материального ущерба, если вопрос решается через суд. К слову, стоимость страхового полиса ОСАГО в последние годы в среднем была увеличена почти на 40%, но при этом, каждый отдельный случай страхования рассчитывается в индивидуальном порядке, с учетом срока вождения водителей, года выпуска ТС, наличия ДТП и т.д.

Дорожно-транспортное происшествие

Запрос «Автокатастрофа» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Небольшое дорожно-транспортное происшествие в Токио ДТП в Донецке. Два человека погибли Последствия для автомобиля при боковом столкновении Последствия для микроавтобуса при лобовом столкновении

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Доро́жно-тра́нспортное происше́ствие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или пострадали люди или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб. Экономический ущерб от ДТП может доходить до 1—3 % валового национального продукта (ВНП); в России ежегодно в ДТП погибают около 20000 человек, ущерб от всех ДТП составляет около 2,5 % ВНП России, за 5 лет ущерб российской экономике составил 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период.

Первое в истории зарегистрированное ДТП с участием автомобиля произошло 30 мая 1896 года в Нью-Йорке: электромобиль Генри Уэлса столкнулся с велосипедом Эвелина Томаса, который отделался переломом ноги.

Генеральная Ассамблея ООН в октябре 2005 года предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий.

Факторы риска

К факторам риска относят:

  • нарушение правил дорожного движения, в том числе:
    • алкогольное опьянение;
    • наркотическое опьянение;
    • превышение допустимой скорости движения;
    • неиспользование ремней безопасности;
    • неиспользование специальных детских удерживающих средств;
    • использование неисправного транспортного средства.
  • усталость водителя (водитель при сильной усталости может заснуть за рулём);
  • несанкционированное умышленное использование транспортного средства лицам не имеющим удостоверения на право управления определённой категории транспортных средств;
  • использование транспортного средства лицами имеющими противопоказания к управлению определенного вида транспортных средств (как умышленно, так и ввиду незаметного ухудшения здоровья);
  • сложные погодные условия;
  • плохое качество дорожного покрытия;
  • различные факторы, отвлекающие внимание водителя
    • разговоры по мобильному телефону или обмен текстовыми сообщениями;
    • разговор с пассажирами;
    • курение за рулём;
    • употребление пищи за рулем;
    • управление электронными устройствами (например, радио, CD-проигрывателем или GPS-навигатором) во время движения;
    • прослушивание музыки;
    • животные в салоне.
  • обувь на высоком каблуке.

Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

Опасность для пешеходов при столкновении с автомобилем

Скорость, км/ч Вероятность смертельного исхода
32 5%
48 45%
64 85%

Кривая Соломона

Кривая Соломона, как она была опубликована в Accidents on main rural highways related to speed driver and vehicle

В 1964 г. Дэвид Соломон исследовал зависимость частоты столкновений автомобиля от отличия его скорости от средней скорости потока и представил результаты в графической форме.

В 1968 г. Джули Сирилло провела аналогичное исследование и получила близкие результаты. Двумя возможными проблемами в исследованиях Соломона и Сирилло было то, что:

  1. использованные ими отчёты полиции, водителей и свидетелей — были неточны и ненадёжны,
  2. многие столкновения на низкой скорости, наиболее вероятно, включали автомобили, которые поворачивали или только что выехали на дорогу.

Данные Соломона и Сирилло в целом были подтверждены в последующей работе в 1970 г., использовавшей автоматизированную обработку данных, но при этом было обнаружено, что аварии с участием поворачивающих автомобилей составляли 44 % от всех аварий, и их исключение резко снижало роль факторов, приводящих к U-образности кривой Соломона.

В 1991 г. Вилдес, Рамбольд, и Лининг анализируя отчёты 707 водителей в Австралии, не обнаружили связи между движением ниже скорости потока и увеличением частоты аварий.

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

ДТП в России

ДТП в РФ

Год Кол-во ДТП Погибло Ранено
2000 157495 29 594 179 401
2001 164401 30 916 187 790
2002 184 360 33 243 215 678
2003 204 267 35 602 243 919
2004 208 558 34 506 251 386
2005 223 342 33 957 274 864
2006 229 140 32 724 285 362
2007 233 809 33 308 292 206
2008 218 322 29 936 270 883
2009 203 603 26 084 257 034
2010 199 431 26 567 250 635
2011 199 868 27 953 251 849
2012 203 597 27 991 258 617
2013 204 068 27 025 258 437
2014 199 720 26 963 251 785
2015 184 000 23 114 231 197
2016 173 700 20 308 221 140
2017 169 432 19 088 215 374
Всего 3 561 113 518 879 4 397 557
  • В число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами.
  • До 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён — срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. Тем не менее, в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года.

По данным ГИБДД, в 2012 году в России произошло около 200 тысяч ДТП, в которых погибло почти 28 тысяч человек и получило ранения 250 тысяч. 23 сентября 2009 года глава МВД Рашид Нургалиев заявил, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего „человеческий фактор“ рассматривается в качестве ключевого направления».

Процентные показатели ДТП в России за 2010 год по данным ГИБДД:

  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств — 85 % (в том числе находившимися в состоянии опьянения). Из них:
    • 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
    • 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
    • 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
  • из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения — 5,94 % (11 845 из 199 431)
  • из-за нарушения ПДД пешеходами — 20,15 % (31 969 из 199 431)
  • из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог — 20,99 % (41 863 из 199 431)
  • из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств — 0,57 % (1 127 из 199 431)

Сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины.

Ответственность

Участник дорожного движения, по вине которого произошло ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, несет уголовную или административную ответственность, которая возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления (как правило, совершенного по неосторожности). Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда).

По законодательству России, автомобиль признаётся источником повышенной опасности, что означает, что владелец автомобиля, чтобы избежать ответственности, должен доказать, что вред был причинён по умыслу потерпевшего или в силу обстоятельств непреодолимой силы. То есть владелец автомобиля, сбивший на нём человека, может не возмещать причинённый вред, только если докажет, что потерпевший сам бросился под колёса или наезд произошёл, например, вследствие непредвиденного порыва ветра. Неосторожность потерпевшего пешехода не может помочь водителю избежать ответственности за причинение вреда жизни и здоровью. При этом, однако, вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях, то есть с учетом их вины (статья 1064 Гражданского кодекса РФ).

Бывают и ситуации, когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия.

Оказание помощи пострадавшим в ДТП на въезде на Ягринском мосту Северодвинска (2009).

Примечания

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 с изменениями и дополнениями, внесёнными постановлениями правительства Российской Федерации.
  2. 1 2 3 4 Дорожно-транспортные травмы. Информационный бюллетень N°358. Всемирная Организация Здравоохранения (Октябрь 2015). Дата обращения 9 декабря 2015.
  3. Заседание рабочей группы по формированию системы «Открытое правительство». Архивировано 4 декабря 2012 года.
  4. по оценкам экспертов
  5. Сергей Иванов: Аварии на дорогах наносят России ощутимый экономический ущерб. Архивировано 4 декабря 2012 года.
  6. Во Всемирный день памяти жертв ДТП Пан Ги Мун обязал водителей ООН не превышать скорость и не пользоваться мобилками, ООН (19.11.2010). Дата обращения 9 декабря 2015.
  7. Hart, J., Parkhurst, G., (2011) (PDF) (англ.)
  8. Meyer, John Robert. Essays in Transportation Economics and Policy. — Brookings Institution Press, February 1999. — P. 275.
  9. Johnson, Steven L.; Naveen Pawar (November 2005). “Cost-Benefit Evaluation of Large Truck- Automobile Speed Limit Differentials on Rural Interstate Highways”. University of Arkansas, Department of Industrial Engineering: Page 25. Архивировано из оригинала (MS Word) 2011-07-27. Дата обращения 2009-03-01. Используется устаревший параметр |deadlink= (справка)
  10. Federal Highway Administration. SYNTHESIS OF SAFETY RESEARCH RELATED TO SPEED AND SPEED LIMITS, Turner-Fairbank Highway Research Center. Дата обращения 2 марта 2009.
  11. Monsere, C. M., Newgard, C., Dill, J. Rufolo, A., Wemple, E., Bertini, R. L., and Milliken, C. Impacts and Issues Related to Proposed Changes in Oregon’s Interstate Speed Limits (September 2004). Дата обращения 3 января 2009. Архивировано 2 июня 2013 года.
  12. West, L. B., Jr. and Dunn, J. W. (1971). «Accidents, Speed Deviation and Speed Limits.» Traffic Engineering. 41 (10), 52-55
  13. Fildes BN, Rumbold G and Leening A. Speed Behaviour and Drivers’ Attitude to Speeding (June, 1991). Дата обращения 3 февраля 2009. Архивировано 2 июня 2013 года.
  14. Статистика ДТП на статистическом портале statistica.RU
  15. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647
  16. Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 859
  17. «Тревожные будни дорог», «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5002 (178) от 23 сентября 2009 г.
  18. WHO Disease and injury country estimates. World Health Organization (2014). Дата обращения 15 июля 2016.
  19. ЕВРОПЕЙСКИЕ ФАКТЫ И ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В МИРЕ 2013. ISBN 978 92 890 00147. Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро (2013). Дата обращения 19 июня 2017.
  20. Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: 2015. — С. 174.
  21. Правонарушения в Республике Беларусь. Статистический сборник. — Мн.: 2015. — С. 134.
  22. Из них 222 водителя, 293 пешехода, 170 пассажиров, 67 велосипедистов, 4 возчика, 1 другой участник.
  23. В 2007 году в результате дорожно-транспортных происшествий в Азербайджане погибло 1107 человек. news.day.az. Дата обращения 28 сентября 2012. Архивировано 17 октября 2012 года.
  24. 1 2 3 Studio One. Նորություններ — ՀԱՅԱՍՏԱՆԻ ՀԱՆՐԱՊԵՏՈՒԹՅԱՆ ՈՍՏԻԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆ. www.police.am. Дата обращения 19 октября 2018.
  25. Преступность в Казахстане — Статистика ДТП по данным МВД / Википедия
  26. Г.Р.Громов, Американские автодороги: статистика фатальных автопроисшествий, сопоставительный анализ факторов их определяющих, механизмы госрегулирования норм движения и практика их приложений / Горизонты промышленной политики, 2003
  27. «Машина воров попала под обстрел сбитого ею пешехода» // Lenta.ru, 2008

> Литература

  • Доклад о глобальной дорожной безопасности // Всемирная Организация Здравоохранения, 2009, ISBN 978-92-4-4563847 (pdf)

Особенности расследования ДТП

Особенности расследования дела о ДТП зависят от его обстоятельств:

  • живы ли и могут ли давать показания его участники;
  • были ли очевидцы события;
  • информативен ли осмотр места аварии, автомобилей, или нужно проводить экспертизы.

Иногда уже после выезда по адресу, составления протокола картина происшествия ясна. В иных случаях (гибель или побег одного из участников, противоречивые показания оставшегося в живых, свидетелей, отсутствие последних) нужны дополнительные меры для выяснения ситуации:

  • выполнение автотехнической экспертизы;
  • установление и поиск сбежавшего водителя, его задержание по горячим следам;
  • идентификация транспорта, участвовавшего в аварии;
  • проведение повторного осмотра места аварии;
  • судебно-медицинская, криминалистическая экспертизы;
  • более детальное изучение вещественных доказательств;
  • поиск очевидцев, если они не объявляются сами;
  • повторные допросы очевидцев;
  • следственный эксперимент;
  • анализ данных, полученных от видевших событие, участников, в результате экспертиз.

Рекомендуем прочитать об оформлении ДТП аварийным комиссаром. Из статьи вы узнаете о том, кто такие аварийные комиссары, их обязанностях, преимуществах оформления ДТП специалистом.

А подробнее о том, в каких случаях лишают прав за ДТП.

Группа разбора ГИБДД

Группа разбора формируется в ГИБДД из сотрудников, специализирующихся на расследованиях обстоятельств автоаварий. Они должны рассмотреть предлагаемые им материалы дела, добыть новые данные, чтобы установить:

  • как произошло событие;
  • кто в нем виновен;
  • какие правила и законы были нарушены водителем.

Группа административной практики может много сделать для прояснения обстоятельств аварии. Но иногда полицейские просто уговаривают водителя признать себя виновным, хотя это не так. У автомобилиста есть шанс избежать ошибки. Ведь решение группы не является окончательным, его можно обжаловать.

Дознаватель после ДТП

Дознаватель из ГИБДД вступает в расследование после ДТП, если выезжавший на место инспектор не выявил виновного. Этот сотрудник устанавливает дополнительные обстоятельства, вызывает участников, свидетелей, беседует с ними, принимает предъявленные водителями доказательства, назначает при необходимости экспертизы. Собственно, дознаватель – один из членов группы разбора. Он может закрыть дело, выявив виновного, либо передать его в суд.

Следователь по ДТП

Следователь работает по ДТП, если в происшествии серьезно пострадали или погибли люди. Тогда им заводится не административное, а уголовное дело. В компетенцию следователя также входят:

  1. выезд на место с целью осмотра, изъятия вещественных доказательств;
  2. оформление результатов процедуры;
  3. установление нескольких версий события;
  4. их проверка, то есть допросы участников, свидетелей, назначение экспертиз, следственных экспериментов, очных ставок;
  5. составление обвинительного заключения;
  6. отправка дела в суд.

Рассмотрение ДТП

Рассмотрение дела о ДТП включает в себя:

  1. выезд инспектора на место аварии, фиксацию и документирование обстоятельств ее совершения (протоколы осмотра, справка, выявление и опрос свидетелей, схема, фото), взятие объяснений с участников;
  2. анализ дознавателями информации из бумаг, составленных сотрудником ДПС, схемы происшествия, разъяснений водителей, актов медосвидетельствования;
  3. явку автомобилистов, попавших в аварию, для дачи показаний группе разбора ГИБДД, если на месте нельзя определить виновного и вынести постановление о нарушении, уплате штрафа;
  4. назначение и выполнение экспертиз, которые дадут ответы на возникшие в ходе рассмотрения вопросы (этот этап присутствует не всегда);
  5. оформление итогов анализа в виде постановления.

Водители-участники имеют право дополнять свои объяснения, спрашивать о непонятном, настаивать на привлечении к делу специалистов, записывать происходящее. Если кто-то не согласен с оформленным постановлением, его можно обжаловать в течение 10 дней после получения копии. За этим обращаются в суд или к вышестоящему руководству инспекции.

Сроки расследования аварии

После ДТП может остаться только материальный ущерб. В этом случае дело рассматривают в рамках административного расследования. За какое время ответственное лицо должно закончить процесс, установлено разделом 5 статьи 28.7 КоАП:

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Но если за этот период не удалось обнаружить все обстоятельства происшествия, расследование может быть продлено. Это регламентируется той же статьей закона:

  • нет пострадавших, но дело остается невыясненным, значит, его изучение может идти еще 1 месяц;
  • в аварии был причинен легкий или средней тяжести вред здоровью, возможно, процесс разрешат продлить до полугода.

Решение принимается вышестоящим начальником сотрудника ГИБДД, который ведет дело об административном нарушении. Последний подает для этого письменное ходатайство.

При наличии тяжело пострадавших или погибших авария рассматривается в рамках уголовного дела. Здесь сроки расследования другие:

  • 2 месяца с момента открытия дела;
  • он может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством;
  • в особо сложных случаях следствие разрешают вести до года.

Все это регламентируется статьей 162 УК РФ.

Расследование ДТП без пострадавших

Авария, после которой приходится лишь подсчитывать имущественный урон, изучается иначе, чем при наличии пострадавших. Но подобные ДТП бывают не менее запутанными. Поэтому в процессе расследования проводят:

  • Осмотр места происшествия. Оно начинается с точки, где есть следы ДТП, или с участка, по которому двигались ТС. Учитываются особенности местности, расположение имеющихся там предметов, знаки, бордюр, деревья, состояние дорожного покрытия.

Начальную точку осмотра выявляют при опросе очевидцев происшествия. У них выясняют положение машин и препятствий на пути до аварии, реакцию участников на обострение ситуации на дороге, места ТС после случившегося. Все имеющие отношение к ДТП следы анализируются, производятся нужные измерения. Специалисты изучают частицы краски, автомобильных жидкостей, детали ТС, отметины колес. Последние не только фотографируют, с них делают слепки.

Детально осматривается транспорт участников. Исследуют все повреждения, определяется последовательность их возникновения. Устанавливается, какие части авто первыми получили дефекты. Полученные в результате осмотра сведения вносят в протокол. После составляется схема происшествия с условными обозначениями всех деталей и привязкой к местности.

  • Опрос участников. Он может происходить не на месте аварии, а уже в отделе ГИБДД. Каждый водитель пишет объяснения. А сотрудник ГИБДД в это время оформляет справки о ДТП, заполняет часть протокола. По совокупности полученной информации инспектор определяет виновного, что и фиксирует в документе.

После внесения туда всех сведений оба участника расписываются в документе, если согласны с имеющейся в нем информацией. Затем они получают копии протокола, справку о ДТП. И через короткое время виновному приходит постановление об уплате штрафа либо повестка в суд, где будет слушаться дело об административном правонарушении.

  • Работа группы разбора. Отсутствие возможности установить виновника сразу требует его выявления в подразделении ГИБДД, на территории которого произошла авария. В процедуре участвуют сотрудники службы, а также участники ДТП. Решение выносится максимум через 15 дней после поступления материалов дела, а судом – в течение 2 месяцев.

Во время расследования могут проводиться различные экспертизы. Их делают как по назначению суда, так и по желанию одного из участников ДТП и за его счет.

О том, как провести экспертизу автомобиля после ДТП, смотрите в этом видео:

Порядок расследования с пострадавшими

Когда в аварии есть травмированные или погибшие, расследование включает в себя большее количество этапов:

  • Осмотр места ДТП. Процедура проводится так, как было рассказано выше. Но помимо автомобилей и их деталей, предметов обстановки исследуются пятна крови, одежда пострадавших. При наличии погибшего происходит осмотр тела. Изучаются его поза, одежда, характер ее дефектов и повреждений кожи, иных органов.

Во внимание принимается положение трупа относительно других элементов, находящихся на месте аварии. Если есть нехарактерные для данного ДТП травмы, выясняются причины их появления.

  • Следственный эксперимент. Этот этап расследования предполагает воссоздание условий, в которых произошло ДТП. Он покажет, что видели и слышали участники аварии в критический момент, могли ли ее спровоцировать внешние факторы. Проведение следственного эксперимента нужно для установления возможностей образования повреждений ТС при обстоятельствах, описываемых свидетелями, названной ими скорости.

Процедура выполняется на огороженном участке, где в зону действия не попадут посторонние объекты или люди. Воссоздание ситуации происходит по предварительно выполненным расчетам, чтобы участники эксперимента не пострадали.

  • Экспертизы. Исследования проводятся разными специалистами, если иные методы не дали ответов на имеющиеся вопросы. С их помощью устанавливают место аварии, направление движения ТС, особенности появления следов. Вычисляется также вид ДТП (опрокидывание, наезд или столкновение машин), если нет иных возможностей сделать это. Эксперты получают доступ к документам дела, любым другим материалам.

Иногда специалист выезжает на место аварии, изучает автомобили, их отдельные детали, агрегаты. При наличии пострадавших проводят также судебно-медицинскую экспертизу. С ее помощью устанавливают положение тела до аварии, траекторию его движения в момент ДТП. Эксперт-медик выявит особенности водителя, которые могли способствовать возникновению происшествия, например, сниженный слух, проблемы со зрением.

Проведенные мероприятия помогут следователю составить полную картину аварии, выявить влияние на ее возникновение внешних условий, личностных особенностей участников. Но иногда их недостаточно, приходится использовать дополнительные меры в расследовании. Например, разыскивать виновника происшествия или его же вместе с машиной.

В некоторых ДТП помимо выявленных участников может обнаружиться еще один, который уехал или ушел с места. Необходимо искать его по названным очевидцами приметам, идентифицировать машину, доказывать причастность к аварии.

Важную часть в расследовании занимают допросы участников и свидетелей. Следователь должен выявить имеющиеся в их показаниях несоответствия, откровенную ложь и подтасовку фактов, безосновательное сваливание вины на погибшего.

О том, как проводят следственный эксперимент при ДТП, смотрите в этом видео:

Служебное расследование ДТП

В аварии попадают не только водители на личных авто, но и те, что управляют служебным транспортом. В таких случаях расследованием в рамках административного или уголовного дела не ограничиваются. Проводят и служебное, которое не отменяет необходимости участия полиции или следователя. Его цель – выяснить обстоятельства аварии и роль в ней работающего в фирме водителя. Это нужно потому, что часть ответственности за ДТП может пасть и на руководство предприятия.

Процедура регламентируется Приказом Минавтотранса РСФСР №49 от 26.04.1990 г. и имеет определенный порядок:

  • Водитель служебного автомобиля может позвонить на место работы сразу после ДТП. Сотрудник организации приезжает прямо туда.
  • Он может опросить свидетелей, увидеть подробности места аварии. Ему разрешается выполнить фотосъемку и видео обстановки, автомобилей.

  • По результатам этих действий уполномоченным сотрудником оформляется часть акта расследования ДТП на предприятии. Помочь ему обязаны и сотрудники ГИБДД информированием об относящихся к случившемуся сведений. От них же представитель организации, которой принадлежит один из автомобилей-участников, получает копии протокола, справок и других документов по делу.
  • Материалы направляются в комиссию, созданную в организации.
    На их основе полностью заполняется акт расследования ДТП на предприятии.
    В него вносят сведения о членах комиссии и участниках аварии, а также транспортных средствах. В документе описывают обстоятельства происшествия, состояние дороги, относящейся к ней инфраструктуры. Учитывают также погодные условия, в которых произошла авария, освещенность участка.

Не менее важны сведения о водителе, пройденном им до поездки медосмотре, квалификации работника, дисциплинированности или ее отсутствии. Это тоже указывают в акте вместе с описанием состояния служебного авто, годом выпуска.

  • На основании выводов расследования устанавливают причину ДТП. Затем необходимо определить перечень действий, которые помогут избегать подобного в будущем. Это тоже указывают в акте.

Если водитель виновен, наказанию могут подвергнуться и ответственные лица предприятия. Им инкриминируют соответствующие статьи КоАП или УК РФ.

Служебная процедура должна завершиться в течение 5 дней. О ее результатах оповещают каждого работника предприятия.

Расследование ДТП на предприятии

Расследование ДТП, проводимое на предприятии, должно начаться сразу после того, как о событии станет известно, по письменному приказу руководителя. Процедура длится до 5 дней. Если пострадали люди, период служебного выяснения может быть увеличен. Как это происходит:

  1. представитель организации, сотрудник которой попал в аварию, приезжает туда, где она случилась;
  2. он должен поговорить со свидетелями, полицией, сделать фото места происшествия;
  3. сотрудники ГИБДД передают ему копии документов, имеющих отношение к событию;
  4. дальше к делу приступает комиссия предприятия по расследованию, которая рассматривает обстоятельства аварии, выявляет соблюдение или нарушение водителем ПДД, учитывает погодные, дорожные условия, прочие нюансы;
  5. ею составляется акт, который может быть использован потом в суде, если до него дойдет дело.

Водителю служебного авто следует сообщить на службу о ДТП сразу после произошедшего, чтобы сотрудник фирмы мог приехать и осуществить необходимые для расследования действия. Это важно для самого участника аварии. Ведь предприятие заинтересовано в объективном рассмотрении и не позволит напрасно обвинить своего водителя.

Административное расследование ДТП

Административное расследование по поводу ДТП – это действия полиции, направленные на выяснение его обстоятельств, когда:

  • нанесен вред имуществу;
  • установлен легкий либо средней тяжести урон здоровью участников;
  • между последними есть разногласия в определении виновного.

Оно начинается после оформления определения о деле. А этот документ составляется, когда место происшествия осмотрено инспектором, опрошены участники, очевидцы, сделаны фото и видеосъемка. Определение представляет собой заполненный бланк, где указывают:

  • дату и должность составившего его сотрудника;
  • причину возбуждения дела;
  • обстоятельства, вызвавшие эту необходимость;
  • статью закона, которая должна быть применена в данном случае.

Копии документа получают потерпевший и виновник ДТП.

Дальше расследованием занимается отдел дознания. Из его сотрудников формируется группа разбора, которая изучает протоколы, акты, показания свидетелей, беседует с ними. Это подразделение может назначить экспертизы, обязательно вызывает для объяснений участников аварии. Если в ходе ДТП причинен вред здоровью, полицейские обращаются за справками и заключениями в медучреждение. На все это нужно от 3 суток до 30 дней.

В исключительных случаях период административного расследования может быть продлен по ходатайству ведущего дело в адрес вышестоящего руководителя. Если в ДТП нет раненых, период увеличивают еще на 1 месяц.

При наличии пострадавших административное расследование может длиться до полугода. Его итогом становится протокол о соответствующем нарушении закона, если оно было совершено водителем. Документ направляют в суд. При отсутствии административного проступка выносится постановление о прекращении дела.

Как вести себя в ГИБДД при разборе

Водителю следует вести себя при разборе аварии в ГИБДД так, как позволяет ему ст.25.1 КоАП РФ:

  • требовать материалы дела для рассмотрения;
  • объяснять свое видение ситуации, причины аварии, иные имеющее к ней отношение нюансы;
  • предъявлять выполненные на месте фотоснимки, видео с регистратора, другие доказательства, настаивать на их рассмотрении;
  • явиться на разбор с адвокатом;
  • требовать проведения экспертизы или привлечения к разбирательству свидетелей;
  • ознакомиться с постановлением административной группы и подписать его;
  • опротестовать документ у руководства ГИБДД или в суде.

Можно также прийти на разбор, но не давать показаний против себя. Право предоставляется ст.51 Конституции РФ. Игнорировать необходимость явки не следует. Разбор может состояться без участника аварии, как и принятие решения, но в этом случае он не повлияет ни на то, ни на другое. В целом важно вести себя не как наблюдатель или заранее виновный, а как полноправный участник процедуры, не поддаваться давлению полицейских.

Сокрытие ДТП

Сокрытие такого серьезного происшествия, как ДТП, сотрудниками инспекции – повод для обращения потерпевшего в прокуратуру. К полицейским, не желающим регистрировать аварию и заниматься ее расследованием, грозят как минимум ч.1 ст. 285 и ч.1 ст.286 УК РФ:

Использование должностным лицом … полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан…, наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.

Наказание может быть и строже, если при этом применялись угрозы, насилие, оружие, или участник аварии получил в результате действий полицейских тяжкий вред.

Но и для автомобилиста, скрывшегося с места ДТП, тоже есть санкция. Она прописана в ч.2 ст.12.27 КоАП. Это лишение ВУ на 1-1,5 года или арест на 15 суток.

Рекомендуем прочитать о трасологической экспертизе при ДТП. Вы узнаете о том, когда есть необходимость в трасологической экспертизе, особенностях ее проведения после ДТП.

А подробнее о том, куда звонить при ДТП.

Расследование дел об авариях может быть длительным и сложным. Участникам нужно контролировать как все делается, чтобы защитить свои интересы еще на этой стадии. Они имеют такое право по статье 25.1 КоАП. Это поможет в суде, если решения по делу придется ждать от него.

В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, приведена классификация дорожно-транспортных происшествий. Согласно ей, в ДТП без пострадавших вред причиняется только объектам собственности или имуществу: это не обязательно должен быть непосредственно автомобиль, вред может быть причинен и другой собственности участников происшествия, например грузу. Такое происшествие, в соответствии с действующими нормативными актами, может быть оформлено в упрощенном порядке, по так называемому европротоколу; в российских ПДД этого термина нет, он позаимствован из соответствующих документов стран Евросоюза.

Сроки рассмотрения происшествий

Сроки рассмотрения любого административного дела регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. На месте происшествия составляются протокол и справка, в которых отражаются детали ДТП, а также степень повреждения машин.

Для составления протокола участники и свидетели происшествия описывают случившееся, дают письменные объяснения. Протокол передается для производства расследования уполномоченному лицу, в нем указываются дата и время рассмотрения происшествия. В результате административного расследования выносится постановление, виновное лицо привлекается к ответственности, затем назначается наказание.

Сроки рассмотрения ДТП без пострадавших не могут превышать двух месяцев.

Установленный срок проведения расследования – один месяц, но по решению руководителя органа, где рассматривается дело об административном правонарушении, расследование может быть продлено еще на 30 дней.

Сроки рассмотрения ДТП с пострадавшими иные: если причинен вред здоровью, а также имеются другие основания, расследование может длиться до полугода.

Особенности рассмотрения ДТП без пострадавших

Сроки рассмотрения ДТП без пострадавших могут быть и менее значительными, закон устанавливает только предельные сроки рассмотрения дела.

Нужно учесть, что постановление ГИБДД не определяет вину в дорожно-транспортном происшествии, а только фиксирует факт нарушения конкретного пункта Правил дорожного движения его участником. Постановление может быть оспорено в суде, и судья в таком случае будет устанавливать вину на основании всех представленных доказательств.

Если постановление обжаловано, сроки рассмотрения дела и установления вины в ДТП могут затянуться. По новым правилам возможно оформление ДТП вовсе без участия сотрудников полиции, что значительно упрощает взаимоотношения сторон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *