Пожизненное лишение свободы не назначается

выбору осужденных. Личные встречи предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до двух часов каждая с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка в присутствии представителя администрации учреждения. По заявлению осужденного и с письменного согласия священнослужителя личная встреча, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, предоставляется наедине и вне пределов слышимости третьих лиц с использованием технических средств видеонаблюдения. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается проведение религиозных обрядов и церемоний, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений при наличии возможности выделяет соответствующее здание (сооружение, помещение) на территории учреждения, исполняющего наказание, и обеспечивает соответствующие условия, определяемые соглашениями о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. (В редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 103-ФЗ)

41. В целях обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, федеральный орган уголовно-исполнительной системы заключает с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями соглашения о взаимодействии. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы в соответствии с указанными соглашениями вправе по согласованию с федеральным органом уголовно-исполнительной системы заключать соглашения о взаимодействии с зарегистрированными в установленном порядке централизованными религиозными организациями. Требования к содержанию соглашений о взаимодействии, обязательные для включения в указанные соглашения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. (Часть введена — Федеральный закон от 20.04.2015 № 103-ФЗ)

5. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды и церемонии с приглашением священнослужителей. (В редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 103-ФЗ)

7. Осужденные, отбывающие наказание в виде ареста, а также в виде лишения свободы в тюрьмах, исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, проводят религиозные обряды и церемонии в камерах, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях особого режима, проводят религиозные обряды и церемонии в помещениях камерного типа, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в исправительных колониях строгого и общего режимов, проводят религиозные обряды и церемонии в запираемых помещениях, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. Осужденные, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях в исправительных колониях особого, строгого и общего режимов, осужденные, отбывающие наказание в обычных, облегченных и льготных условиях в воспитательных колониях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях или соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории учреждения, исполняющего наказание. К осужденным, водворенным в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, переведенным в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, отбывающие принудительные работы, проводят религиозные обряды и церемонии в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территории исправительного центра. К осужденным, водворенным в помещение для нарушителей, по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, проводят религиозные обряды и церемонии в жилых помещениях, а при наличии возможности — в соответствующих зданиях (сооружениях, помещениях) на территориях указанных учреждений. (Часть введена — Федеральный закон от 20.04.2015 № 103-ФЗ)

Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

1. Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований настоящего Кодекса. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 304-ФЗ)

2. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 304-ФЗ)

3. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованных в органы, указанные в части четвертой статьи 12 настоящего Кодекса, и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденные к иным видам наказаний направляют предложения, заявления, ходатайства и жалобы самостоятельно. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 304-ФЗ)

4. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. (В редакции федеральных законов от 30.12.2012 № 304-ФЗ; от 02.11.2013 № 294-ФЗ)

5. Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

6. Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

ГЛАВА 3. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. (В редакции Федерального закона от 27.12.2009 № 377-ФЗ)

71. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром. (Часть введена — Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части — в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест — на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее — командование воинских частей). (В редакции Федерального закона от 03.02.2014 № 7-ФЗ)

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей. (В редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 14-ФЗ)

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы. (В редакции федеральных законов от 09.01.2006 № 12-ФЗ; от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ)

Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору, а также потерпевшему или его законному представителю при наличии в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера

1. К осужденным к принудительным работам, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. (В редакции федеральных законов от 08.12.2003 № 161-ФЗ; от 27.12.2009 № 377-ФЗ; от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

2. Если во время отбывания указанных в части первой настоящей статьи видов наказаний будет установлено, что осужденный страдает психическим расстройством, не исключающим вменяемости, которое связано с опасностью для себя или других лиц, администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. (В редакции федеральных законов от 09.03.2001 № 25-ФЗ; от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

3. К осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. (В редакции Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ, Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

4. Осужденному за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, отбывающему наказание в виде лишения свободы, администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания, либо при получении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, либо до внесения представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания обязана предложить пройти освидетельствование комиссией врачей-психиатров для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений и проведение соответствующего лечения. Основанием освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров является добровольное обращение такого осужденного к администрации учреждения, исполняющего наказание, или согласие такого осужденного. Администрация учреждения, исполняющего наказание, обязана обеспечивать проведение освидетельствования осужденного комиссией врачей-психиатров и применение к нему назначенных по результатам этого освидетельствования мер медицинского характера. Очередное освидетельствование осужденного проводится по инициативе лечащего врача, в том числе в случае, когда лечащий врач в процессе лечения приходит к выводу о необходимости изменения мер медицинского характера либо прекращения их применения. Лечение может быть прекращено администрацией учреждения, исполняющего наказание, на основании ходатайства осужденного, находящегося на лечении. Положения настоящей части не распространяются на осужденного, к которому по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера в связи с выявленным у него психическим расстройством, не исключающим вменяемости. (Часть введена — Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ)

Статья 181. Объявление розыска и осуществление оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества

1. Первоначальные розыскные мероприятия в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций, осуществляются уголовно-исполнительной инспекцией.

2. Объявление розыска осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительной инспекции, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы.

3. Оперативно-розыскная деятельность при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы самостоятельно, оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции и оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных Федеральным законом от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции.

(Статья введена — Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Статья 19. Контроль органов государственной власти

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Федеральные органы государственной власти осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 20. Судебный контроль

1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.06.2009 № 111-ФЗ)

2. В соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. (В редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказаний в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни. (В редакции федеральных законов от 27.12.2009 № 377-ФЗ; от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

Статья 21. Ведомственный контроль

За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

УДК 343.8

DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).1.035-038

ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА ПРИХОЖАЯ,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ludka26rus@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Для цитирования

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы содержания лиц, отбывающих уголовные наказания за преступления, совершенные по неосторожности, и лиц, совершивших преступление умышленно. В результате проведенного исследования установлено, что осужденные за неосторожные преступления должны во всех случаях содержаться отдельно от тех, кто совершил преступление умышленно, независимо от степени тяжести совершенного деяния, так как разница между такими видами преступлений огромная, прежде всего в их психологическом характере. Рассматриваются вопросы раздельного содержания лиц в местах лишения свободы на основе классификации осужденных в зависимости от наличия или отсутствия судимости. Лицо, ранее отбывавшее наказание в местах лишения свободы и уже имеющее криминальный опыт, не перестает оказывать криминальное воздействие на других осужденных, поэтому лица, осужденные впервые к лишению свободы, должны содержаться отдельно от тех, кто уже ранее отбывал наказание реально, при этом не имеет значения, снята или погашена их судимость.

Ключевые слова: раздельное содержание осужденных, рецидивная преступность, неосторожные преступления, судимость.

Уголовно-исполнительная система России с 2010 г. находится в стадии своего реформирования, основные цели которого определены Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее -Концепция развития УИС до 2020 г.). В ней также закреплены основные направления совершенствования уголовной и уголовно-исполнительной политики, где одним из них

© Прихожая Л. Е., 2019

(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

является дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта.

Численность осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях (ИУ), несмотря на разнообразие видов наказания без изоляции от общества, остается на прежнем уровне. Так, на январь 2014 г. в исправительных учреждениях содержалось 677 200 чел., на январь 2015 г. — 671 700, на январь 2016 г. — 651 800, на май 2017 г. -622 079, на 1 октября 2018 г. — 575 686 чел. .

В расчете на 100 тыс. населения в России приходится свыше 460 заключенных. Это второе место среди стран с достаточно высоким уровнем развития экономики.

Уровень рецидивной преступности среди ранее осужденных лиц продолжает расти. Ранее количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, за совершение преступления впервые, превышало число лиц, отбывающих наказание три и более раза. На сегодняшний день уже около 45 % всех обвинительных приговоров выносится в отношении ранее судимых лиц (рис. 1).

400000 350000 300000 250000 200000 150000 100000

о

■ Впервые □ Второй раз ИЗ раза и более Рис. 1. Характеристика осужденных к лишению свободы

Следовательно, можно сделать вывод о том, что преодоление угрозы сплочения криминально ориентированных осужденных в местах лишения свободы, действий, подрывающих безопасность исправительных учреждений, не обеспечивается в полной мере и требует пристального внимания.

Сотрудникам исправительных учреждений необходимо создавать условия для беспрекословного соблюдения режима в местах лишения свободы, а это возможно только при условии правильной классификации лиц, совершивших преступления. Классифи-

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

кация осужденных позволяет распределить всю массу осужденных к лишению свободы на однородные критерии в целях их раздельного содержания для создания благоприятных условий отбывания наказания .

Раздельное содержание, на наш взгляд, является следствием классификации, но имеет иное назначение — в максимально возможных пределах исключить влияние наиболее опасной, отрицательной части осужденных на других лиц, отбывающих наказание, прежде всего на несовершеннолетних, впервые судимых и других для защиты их как наиболее уязвимых категорий лиц .

В настоящее время в связи с активизацией государственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы концентрируются опасные категории осужденных, в том числе криминальные авторитеты, которые способны дезорганизовать всю деятельность исправительных учреждений, тем самым нарушив безопасность УИС, личную безопасность не только сотрудников, но и самих осужденных.

Раздельное содержание осужденных по законодательству России многоступенчато, оно имеет несколько уровней, для каждого из которых есть свое основание, свой принцип деления. Первичное разделение осужденных (первый этап) предусмотрен нормами уголовного законодательства (ст. 58 УК РФ), его осуществляет суд, определяя осужденным в приговоре не только срок наказания, но и вид исправительного учреждения. Однако при назначении вида ИУ суд руководствуется требованиями ст. 58 и ч. 6 ст. 88 УК РФ, которые определяют категории лиц и предназначенный им вид режима ИУ. На это обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 29 мая 2014 г. № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений», указав, что закон исключает возможность назначения того или иного вида ИУ по усмотрению суда. Однако из указанного правила есть исключения, особенно касающиеся определения вида ИУ осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, и осужденным к лишению свободы за совершение умышленного преступления небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы: с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить им вместо колонии-поселения отбывание наказания в колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения (п. «а» ч. 1 ст. 58 УК РФ).

На наш взгляд, осужденные за неосторожные преступления должны во всех случаях содержаться отдельно от тех, кто совершил преступление умышленно, независимо от степени тяжести совершенного деяния, так как разница между такими видами преступлений огромная, прежде всего в психологическом характере этих преступлений.

Так, психология лица, осознанно совершившего преступление, существенно отличается от мышления лиц, допустивших наступление общественно опасных последствий по своей непредусмотрительности. Лица, совершившие преступления по неосторожности, хотя и виновны в том, что могли и не предотвратили, но при этом целенаправленно к преступлению не шли. Заключенные же, совершившие умышленно преступление, могут оказывать на тех, кто целенаправленно этого не делал, негативное влияние, тем самым создавая предпосылки для совершения нового преступления, но уже осознанного и умышленного.

Следующей проблемой раздельного содержания лиц в местах лишения свободы является классификация осужденных в зависимости от наличия или отсутствия судимости. В пп. «в», «г», «д» ст. 86 УК РФ предусмотрены случаи погашения судимости, при этом если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, а также возме-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Следовательно, лицо, совершившее преступление после истечения сроков погашения судимости, является лицом, впервые совершившим преступление, а значит, и содержится в местах лишения свободы с лицами, не имеющими судимости. Однако лицо, ранее отбывавшее наказание в местах лишения свободы и уже имеющее криминальный опыт, не перестает оказывать криминальное воздействие на других осужденных вне зависимости от того, была ли погашена или снята судимость. Первое место в этом случае должна занимать не кара, а исправительное воздействие, поэтому лица, осужденные впервые к лишению свободы, должны содержаться отдельно от тех, кто уже ранее отбывал это наказание реально, независимо от того, снята или погашена судимость.

Таким образом, раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях призвано эффективно оказывать исправительное воздействие и предусматривать различные условия отбывания наказания в целях недопущения криминальных связей, заражения тюремной субкультурой тех лиц, которые совершили преступление по неосторожности, и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы впервые.

Библиографический список

3. Советское исправительно-трудовое право / под ред. Н. А. Стручкова. М., 1983. 352 с.

4. Южанин В. Е., Горбань Д. В. Режим и меры предупреждения правонарушений среди осужденных в системе исполнения наказания в виде лишения свободы : монография. М., 2018. 496 с.

Справочник для освобождающихся из исправительных учреждений Пермской области
2-е издание

Об освобождении

Процедура освобождения,
получение документов при освобождении,
обеспечение одеждой, продуктами питания, расходами на проезд до места жительства,
расчет по заработной плате,
предупреждение родственников об освобождении,
взаимопомощь.

Когда это происходит.

Осужденные к лишению свободы освобождаются в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается от отбывания наказания в предвыходной или предпраздничный день. При определении срока в годах он оканчивается в последний день истечения года (при этом не имеет значение число дней в году, т.е. является ли он високосным), если срок определен в месяцах, то он оканчивается в последний день истечения месяца (при этом не имеет значение количество дней в каждом месяце).

Как оформляются справки об освобождении.

Справка об освобождении является документом, удостоверяющим личность (так же как паспорт, но в отличие от него, на небольшой срок).

Справки по форме «А» выдаются лицам, в отношении которых приговор отменен с прекращением уголовного дела, или передачей дела на новое рассмотрение, с заменой меры пресечения на более мягкую.

Справки по форме «Б-ИЛ» выдаются лицам, не погасившим при отбывании наказания задолженность по исполнительным листам (в том числе по исполнительным листам о взыскании алиментов на содержание детей).

Справки по форме «Б» выдаются всем остальным освобождаемым гражданам Российской Федерации.

Справки по форме «В» выдаются иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживавшим в России до ареста, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживавшим до ареста за границей, но после освобождения остающимся на временное или постоянное жительство в Российской Федерации.

В строке справки «Следует к месту жительства» указывается населенный пункт, район, область, край, республика, куда выезжает освобождаемый. Корешки справок об освобождении хранятся в колонии 1 год, после чего уничтожаются по акту.

В получении личных документов, вещей, ценностей освобождаемый расписывается на внутренней стороне второй обложки личного дела.

Обратите внимание: освобождаемый сам указывает тот населенный пункт, куда он едет. Если Вы назовете населенный пункт неточно, не задумываясь, потом будет очень сложно обосноваться (реализовать свое право на жилище) в том населенном пункте, где действительно хотели бы жить.

В случае утраты справки об освобождении Администрация может выдать ее дубликат по запросу ОВД.

Кроме названной справки при освобождении осужденному выдаются принадлежащие ему вещи, ценности, средства, хранящиеся на его лицевом счете, личные документы и ценные бумаги.

Документы, относящиеся к заболеванию человека, могут быть отправлены в адрес медицинского учреждения, в которое обратился освобожденный гражданин по прибытии к месту жительства, по запросу учреждения. Кроме того, статьей 31 закона РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» каждому гражданину гарантируется право непосредственно знакомиться с медицинскими документами о состоянии его здоровья и делать с них копии.

В соответствии с «Инструкцией о порядке учета рабочего времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» сведения карты учета о суммарном времени работы осужденного должны быть занесены в трудовую книжку или справку.

Для исчисления пенсии ранее выдавалась справка о среднемесячной заработной плате, в настоящее время замененная Страховым свидетельством государственного пенсионного страхования.

При освобождении на руки выдаются также паспорт (См. главу «Прибыл, чтобы жить») или документ, его заменяющий, трудовая книжка и пенсионное удостоверение. При отсутствии таких документов в личном деле осужденного администрация колонии должна заблаговременно принимать меры по их получению через территориальные органы внутренних дел (оплата бланка паспорта — 50% МРОТ, и 2-х фотографий возлагается на осужденного) и службы социальной защиты (пенсионные удостоверения) по месту расположения колонии.

Расчеты с освобождаемым.

Спецотдел учреждения должен своевременно оповестить о предстоящем освобождении все соответствующие службы.

При освобождении, после удержания подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд, возмещения расходов по содержанию осужденного, удержания по исполнительным листам (все удержания не могут превышать 75% суммы доходов отбывающего наказание, а с осужденных мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних — не более 50%), освобождающемуся должны выдать заработанную или (и) имеющуюся на лицевом счете сумму.

В дорогу.

Ежегодно из исправительных учреждений Пермской области освобождается 10-11 тысяч человек. За 11 месяцев 2001 года, например, из учреждений ГУИН МЮ РФ по Пермской области были освобождены 6888 человек, из них: 1725(25,04%) человек — по отбытию срока наказания, 4346 человек — по УДО (63,1%), 370 (5,37%) человек — в связи с тяжелым заболеванием, 447 (6,49%) — в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Из учреждений АМ-244 и Ш-320 (в настоящее время преобразованы в Камское управление лесных исправительных учреждений и подчинены ГУИН МЮ РФ по Пермской области) ежегодно освобождается до 2500 и 1300 человек соответственно.

В соответствии с ч.1 ст. 181 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ, освобождаемые обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства (железнодорожным, автомобильным или водным транспортом). Проездными билетами для проезда в пределах только российской территории обеспечивает администрация исправительного учреждения (например, если человек следует до населенного пункта Украины, то деньги на билет даются из расчета проезда до границы смежных государств). В 2001 году исправительными учреждениями ГУИН МЮ РФ по Пермской области было выдано гражданам отбывшим наказание для оплаты транспортных расходов 68760 рублей.

Помимо денежных средств на оплату проезда освобождаемого должны обеспечить на период следования к месту жительства питанием по норме сухого пайка либо денежными средствами на него в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц (Постановление Правительства РФ от 24.10.97 № 1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания»).

Кроме того, если у освобождающегося нет одежды по сезону ввиду того, что последний был арестован в другое время года, его должны обеспечить ею за счет фонда учреждения. Было бы неплохо заблаговременно сообщить об этом начальнику отряда. На эти цели и другую материальную помощь освобождающимся в 2001 году исправительными учреждениями ГУИН МЮ РФ по Пермской области израсходовано 88840 рублей.

Если Вы не полностью были обеспечены средствами на приобретение проездных документов можно обратиться в приемную ГУИН МЮ РФ по Пермской области (614000, г. Пермь, ул. Островского, 25).

Освобожденные граждане, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, и освобождаемые несовершеннолетние в возрасте до 16 лет в дороге должны сопровождаться родственниками или работниками исправительного учреждения.

В случае кражи у Вас денег или билетов следует обратиться с заявлением в милицию и получить справку, подтверждающую Ваше обращение к ним. Это поможет Вам подтвердить факт кражи и упростит оказание помощи.

Взаимопомощь.

В большинстве исправительных учреждений существует общественный фонд или как его еще называют касса взаимопомощи. Она может быть общей на все исправительной учреждение, или их может быть несколько, в отрядах. Осужденными из средств находящихся на личных лицевых счетах могут направляться в фонд материальной помощи осужденным денежные средства. Заметим, что все это возможно исключительно на добровольной основе, размер такого перевода, разумеется, также не может устанавливаться директивно. Вся процедура сбора денежных средств в кассу взаимопомощи происходит через бухгалтерию исправительного учреждения и находится под контролем администрации учреждения. Однако решение о выделении материальной помощи, в том числе на одежду и обувь освобождающимся осужденным, принимается членами Кассы.

С провозглашением независимости в Украине начали вноситься существенные изменения в уголовно-исполнительное законодательство. Был принят ряд законов, по которым улучшались условия отбывания наказания. В начале 90-х были отменены такие виды наказания, как ссылка и высылка. Было увеличено количество статей уголовного кодекса, за которые назначается наказание в виде колонии-поселения. 30 июня 1993 года был принят Закон Украины «О предварительном заключении» № 3352-XII.

Как отмечает юрист МЮГ ETERNA LAW Анна Полищук, согласно части 2 статьи 50 Уголовного кодекса (УК) Украины наказание имеет целью не только наказание как таковое, но и исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и другими лицами.

Насколько такие цели соотносятся с пожизненным лишением свободы?

Немного истории

Пожизненное лишение свободы как вид наказания было введено в ранее действующий УК УССР 1960 года после по сути отмены смертной казни законом Украины в феврале 2000 года. При этом к осужденным к такому виду наказаний не применяются установленные уголовным законодательством Украины условно-досрочное освобождение от отбытия наказания и замена его судом на более мягкое наказание. То есть при существующих законах такие осужденные уже никогда (за редчайшим исключением) не выйдут за пределы колонии.

Старший юрист EQUITY Максим Салий считает, что вопрос гармонизации законодательства в этой части должен быть рассмотрен законодателем в ближайшее время, так как излишняя медлительность может привести к увеличению числа финансовых обязательств Украины перед пожизненно осужденными.

В Украине осужденные к пожизненному лишению свободы могут рассчитывать на освобождение только в двух случаях: если они страдают серьезным заболеванием, несовместимым с дальнейшим содержанием под стражей, или если помилованы Президентом Украины. Но изменение наказания в связи со смертельным заболеванием означает лишь то, что осужденному разрешается умереть дома или в хосписе, а не в стенах учреждения исполнения наказаний, что не может считаться «перспективой освобождения».

Процедура же помилования главой государства должным образом не урегулирована, отсутствуют установленные критерии для помилования, а в процессе принятия решения существуют риски произвола, считает юрист судебной практики ЮКК «Де-Юре» Владислав Мартынчук.

При этом согласно статистике по состоянию на 1 января 2020 года в Украине 1536 лиц отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Идем за Европой

В решении по делу «Петухов против Украины (№ 2)» (жалоба № 41216/13) от 12 марта 2019 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) констатировал нарушение статьи 3 Конвенции о защите прав человека и ­основоположных ­свобод (Конвенции) «из-за отсутствия в Украине реального механизма для пересмотра срока пожизненного заключения и отсутствия перспективы освобождения таких заключенных», отмечает юрист Asters, бывший юрист секретариата ЕСПЧ, адвокат Владимир Боряк.

Указанное решение в очередной раз подняло вопрос необходимости разрешения данной проблемы на законодательном уровне.

В частности, в постановлении Большой Палаты (БП) Верховного Суда (ВС) от 8 июля 2020 года по делу № 1-42/2004 со ссылкой на решение Европейского суда по правам человека указано, что в национальном законодательстве Украины существует значительный законодательный пробел, который касается урегулирования возможности освобождения лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы. Однако совершенствование нормативно-правовых актов путем принятия законов, внесения в них изменений и дополнений является прерогативой законодательной ветви власти и не относится к полномочиям суда любой инстанции.

При этом существует даже мнение, что перспективу освобождения пожизненно заключенного может «подарить» конституционная жалоба — Конституционный Суд Украины (КСУ) может признать неконституционным пожизненное без перспективы досрочного освобождения.

Впрочем, насколько оправданы такие ожидания, пока неизвестно, возможно, время покажет. Юрист CMS Reich-Rohrwig Hainz Павел Богаченко полагает, что это во многом зависит от общественного резонанса, внимания международных институций и политической воли.

Необходимо ли пожизненное?

Я полагаю, что указанное наказание в том виде, который существует на сегодняшний день (то есть без возможности его изменения), — не отвечающий реалиям времени анахронизм как для законодателя, так и для пенитенциарной системы (не говоря уже о самих осужденных: каково это — жить, зная, что больше никогда не выйдешь на свободу). Общеизвестно, что целями уголовного наказания часто являются, по сути, возмездие (кара), восстановление нарушенных прав, исправление осужденного, превенция. Пожизненное лишение свободы, разумеется, может являться исключительно карой и служить для предупреждения преступлений в дальнейшем.

Отказ от наказания в виде смертной казни, казалось бы, гуманный шаг. Но гуманен он (хотя это тоже еще вопрос) для убийцы/насильника, а для общества? Для налогоплательщика, который будет пожизненно «кормить» такого заключенного? Для тюремного надзирателя, работающего с подобного рода заключенными, которым, по сути, нечего терять?

Уверен, что замена смертной казни на пожизненное заключение без обоснования пенологических оснований не только нарушает статью 3 Конвенции, но и затрудняет работу всей пенитенциарной системы.

Наши эксперты готовы прокомментировать указанную проблему и обсудить возможности ее разрешения.

Александр БИЛЬДИН • «Юридическая практика»

КОММЕНТАРИИ

Необходимость изменений

Анна ПОЛИЩУК, юрист МЮГ Eterna Law

Согласно час­- ти 1 статьи 50 УК Ук­раины наказание является мерой принуждения, применяемого от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении уголовного преступления, и заключается в предусмотренном законом ограничении прав и свобод осужденного. При этом согласно части 2 статьи 50 УК Украины наказание имеет целью не только наказание как таковое, но и исправление осужденных, а также предупреждение совершения новых уголовных правонарушений как осужденными, так и другими лицами.

Одним из видов наказания, которое может быть применено к лицам, виновным в совершении уголовного преступления, является пожизненное лишение свободы. Этот вид наказания является самым строгим и применяется только к лицам, виновным в совершении особо тяжких преступлений, и в случаях, когда суд приходит к выводу о невозможности применить более мягкое наказание, в частности лишение свободы на определенный срок.

При этом, как указано в постановлении БП ВС от 8 июля 2020 года по делу № 1-42/2004 со ссылкой на решение Европейского суда по правам человека, в Украине приговоренные к пожизненному лишению свободы могут рассчитывать на освобождение только в двух случаях: если они страдают серьезным заболеванием, несовместимым с дальнейшим содержанием под стражей, или если помилованы Президентом Украины. Однако такие механизмы, по мнению ЕСПЧ, являются неэффективными, в том числе не подкрепленными достаточными процессуальными гарантиями и, как следствие, не означают наличие у осужденного как перспективы освобождения, так и возможности пересмотра назначенного ему наказания.

С учетом изложенного, учитывая, что такой вид уголовной ответственности имеет целью не только наказание осужденного, но и его «реабилитацию», мы согласны с выводом БП ВС, который состоит в том, что само по себе пожизненное лишение свободы, назначенное осужденному за совершение особо тяжкого преступления, не нарушает статью 3 Конвенции и является соразмерным видом наказания за преступление такого рода.

Однако отсутствие у осужденного эффективного механизма пересмотра назначенного ему наказания и, соответственно, реального механизма сокращения (уменьшения) срока такого наказания при определенных условиях является нарушением статьи 3 Конвенции. Иными словами, на сегодняшний день осужденные в Украине к пожизненному лишению свободы фактически не имеют никаких перспектив сокращения срока такого наказания, даже при условии, что содержание под стражей через некоторое время не оправдывается законными пенологическими основаниями.

Таким образом, стоит отметить, что, хотя УК Украины после своего принятия в 2011 году закрепил ряд новаций по сравнению с УК УССР 1960 года, в основу которых легли в том числе такие принципы, как верховенство права и уважение к человеческому достоинству, не достаточно урегулированными остаются ряд аспектов, среди которых, как видно из данного дела, и институт пожизненного заключения. Как следствие, в целях устранения нарушений Конвенции, а также приведения действующего национального законодательства в соответствие с международными стандартами сейчас в Украине существует насущная необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовное законодательство, направленных на урегулирование вопроса возможности освобождения лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, и условий, при которых это возможно.

Изменение законодательства

Максим САЛИЙ, старший юрист ЮК EQUITY

Проанализировав решения ЕСПЧ в деле «Петухов против Украины (№ 2)», а также постановление БП ВС от 8 июля 2020 года в деле № 1-42/2004, следует согласиться с позицией как украинского, так и международного суда о том, что в Украине на сегодняшний момент отсутствует прозрачная процедура, по которой осужденный может добиться пересмотра приговора в части наказания в виде пожизненного лишения свободы, что в свою очередь является нарушением статьи 3 Конвенции.

Проблема в том, что существующий механизм пересмотра наказания через помилование не содержит обязательных и понятных условий, соблюдая которые, заключенный сможет рассчитывать на принятие определенного решения в свою пользу.

В то же время ситуация усугубляется тем, что заключенные лишены возможности обжаловать то или иное решение Комиссии при Президенте Украины по вопросам помилования или же самого Президента Украины, а также в случае отказа могут подавать новое ходатайство о помиловании не раньше чем через год после отклонения предыдущего.

Плачевность ситуации легко иллюстрируется статистикой принятых указов Президента Украины о помиловании. За время независимости Украины был принят только один указ о помиловании относительно Любови Кушинской. В то же время согласно статистике на сегодняшний день в Украине больше полутора тысяч заключенных отбывают наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Из вышеизложенного видно, что нарушения статьи 3 Конвенции все же существуют.

Единственным правильным выходом из этой ситуации будет внесение изменений в действующее законодательство, которым следует предусмотреть дополнение соответствующими нормами Уголовного процессуального кодекса Украины, а также создание на уровне специального нормативного акта четкого и прозрачного механизма, направленного на регулирование возможности досрочного освобождения для преступников, которые осуждены к пожизненному лишению свободы.
Следует отметить, что вопрос гармонизации законодательства в этой части должен быть рассмотрен Верховной Радой Украины в ближайшее время.
Лишняя медлительность может привести к увеличению числа финансовых обязательств Украины перед пожизненно осужденными лицами, которые после принятия решения в деле «Петухов против Украины (№ 2)» смогут обращаться с аналогичными жалобами для получения компенсации.
Что касается перспективы решения этой проблемы посредством решения КСУ на основании конституционной жалобы, предположительно, это не даст ожидаемого результата, поскольку соответствующий институт не будет полноценно функционировать без надлежащего нормативного регулирования, а КСУ не может обязать Верховную Раду Украины принять соответствующее законодательство.

Кроме того, позиция приверженцев сценария с КСУ строится на схожести статьи 28 Конституции Украины со статьей 3 Конвенции, и поскольку есть разъяснение третьей статьи Конвенции ЕСПЧ, на основании этого КСУ может принять решение о неконституционности положений украинского законодательства.
В то же время разъяснение статьи 3 Конвенции не может автоматически применяться к положениям Конституции Украины, а функция толкования норм Конституции Украины принадлежит КСУ только на основании конституционного представления, а не жалобы.

Исходя из вышеизложенного, единственно правильным решением вопроса устранения нарушений статьи 3 Конвенции со стороны Украины будет принятие надлежащего законодательства Верховной Радой Украины.

МНЕНИЯ

Устранить проблемы

Владимир БОРЯК, юрист Asters, бывший юрист секретариата ЕСПЧ, адвокат

В деле «Петухов против Украины (№ 2)» ЕСПЧ констатировал нарушение статьи 3 Конвенции из-за отсутствия в Украине реального механизма для пересмотра приговора в части наказания в виде пожизненного заключения и отсутствия перспективы освобождения таких заключенных. ЕСПЧ также постановил, что Украина должна реформировать существующую систему пересмотра приговоров к пожизненному тюремному заключению. Решение проблемы видится в предоставлении возможности заключенным получить индивидуальную оценку оправданности дальнейшего содержания их под стражей, а также понять, что нужно сделать для того, чтобы их освободили.
Впоследствии Верховный Суд в постановлении по делу № 1-42/2004 не отрицал, что в Украине существует такая проблема. Однако суд не стал пересматривать приговор гр-на Петухова, невзирая на решение ЕСПЧ, указав, что реформирование законодательства — это прерогатива не судебной, а законодательной ветви власти.

Для Украины исполнение решения по делу гр-на Петухова — это в первую очередь вопрос репутации. Если в деле «Бурмич и другие против Украины» (жалобы № 46852/13 и др.) проблема неисполнения судебных решений вызвана прежде всего экономическими факторами (у государства не хватает ресурсов), то в деле гр-на Петухова вопрос, давать ли пожизненно заключенным условия для реабилитации и реальную возможность выйти на свободу, лежит исключительно в политической плоскости. В условиях сложной экономической ситуации, войны на востоке Украины, аннексии Крыма, с учетом задекларированного курса на интеграцию в Европейское сообщество власть должна сделать все от нее зависящее для устранения проблемы, констатированной в вышеуказанном решении ЕСПЧ, чтобы не подвергаться критике и изоляции со стороны западных партнеров и показать свое уважение к вопросам защиты прав человека.

Зависит от резонанса

Павел БОГАЧЕНКО, юрист CMS Reich-Rohrwig Hainz

Упомянутое по­становление БП ВС и решение ЕСПЧ по делу «Петухов против Украины» говорят сами за себя. Действительно, имеет место нарушение статьи 3 Конвенции, вызванное «системной проблемой в украинском законодательстве», которую можно преодолеть внесением изменений в действующее уголовное законодательство (пункты 57, 78 постановления БП ВС).

Во избежание путаницы следует отметить, что согласно практике ЕСПЧ само по себе пожизненное лишение свободы, когда оно пропорционально тяжести совершенного деяния, не является нарушением прав человека. Только не смягчаемое (которое нельзя пересмотреть и сократить) пожизненное лишение свободы нарушает статью 3 Конвенции.

Если посмотреть на ситуацию с точки зрения целей уголовного наказания и презюмировать, что достижение всех четырех целей должно быть в балансе, то наказание в форме несмягчаемого пожизненного лишения свободы не достигает всех целей, а именно цели исправления. Считается, что пожизненно заключенный не будет исправляться, если для этого нет стимула (пересмотр или смягчение наказания). В реальности же этот вопрос очень дискуссионный, и ответ на него зависит от приоритетов конкретной системы уголовного правосудия.

Что будет эффективнее: принятие парламентом поправок в УК Украины или рассмотрение конституционной жалобы? Сложно сказать. Полагаю, это во многом зависит от общественного резонанса, внимания международных институций и политической воли. Напомню, от момента принятия ЕСПЧ решения в деле «Зеленчук и Цицюра против Украины» (жалобы № 846/16 и № 1075/16) до фактической реформы по вопросу «земельного моратория» прошло почти два года. Хотя и сам вопрос был более резонансным.

Неопределенность процедуры

Владислав МАРТЫНЧУК, юрист судебной практики ЮКК «Де-Юре»

Я согласен с выводами ЕСПЧ в деле «Петухов против Украины (№ 2)» о том, что невозможность сократить наказание в виде пожизненного заключения несовместима с нормой статьи 3 Конвенции.

В настоящее время в институте уголовного наказания на первое место выходит реабилитационная функция, задачей которой является «восстановление» лица, совершившего преступление, в качестве полноценного члена общества. Соответственно, государство должно создавать для таких лиц, пусть даже осужденных к пожизненному заключению, условия, способствующие их реабилитации. Полностью реабилитировавшийся человек не представляет угрозы для общества, его дальнейшее наказание не имеет цели и подлежит смягчению либо вовсе прекращению для возвращения лица к обычной жизни.

Из таких соображений следует, что невозможность сокращения пожизненного заключения не соответствует современным задачам уголовного наказания.
В Украине сокращение пожизненного заключения возможно путем помилования главой государства. Однако сама процедура должным образом не урегулирована, отсутствуют критерии для помилования.

Наличие четких оснований для сокращения пожизненного заключения является важным элементом реабилитации таких осужденных. С одной стороны, осужденные получают возможность оценивать, на каком этапе процесса реабилитации они находятся, и, соответственно, у них поддерживается мотивация продолжать свои усилия. А с другой стороны, установление критериев гарантирует, что право на сокращение пожизненного заключения может быть реализовано, что оно не эфемерно, а реально и эффективно.
Неопределенность процедуры и отсутствие четких критериев приводит к неэффективности права на сокращение пожизненного заключения, что равнозначно его практическому отсутствию.

1. Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.

2. Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Комментарий к статье 57

По своему содержанию пожизненное лишение свободы, так же как и лишение свободы на определенный срок, представляет собой изоляцию осужденного от общества. Большая строгость этого вида лишения свободы обеспечивается, во-первых, отсутствием срока наказания, и во-вторых, особыми условиями отбывания наказания.

Пожизненное лишение свободы как наиболее строгий из числа применяемых в настоящее время вид наказания назначается исключительно за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности.

К числу этих преступлений относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ), геноцид (ст. 357 УК РФ), террористический акт при отягчающих обстоятельствах (ч. 3 ст. 205 УК РФ).

Помимо ограниченного круга преступлений, за совершение которых может назначаться пожизненное лишение свободы, законом установлены и иные правила, еще более сужающие возможности применения рассматриваемого наказания. Так, пожизненное лишение свободы не может назначаться при неоконченном преступлении (ч. 4 ст. 66 УК РФ). Оно не назначается женщинам, лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, а также мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора шестидесятипятилетнего возраста.

Содержащийся в ч. 2 ст. 57 УК РФ запрет назначать пожизненное лишение свободы перечисленным в ней категориям лиц основывается на вытекающей из принципов справедливости и гуманизма необходимости учета в уголовном законе социальных, возрастных и физиологических особенностей различных категорий лиц в целях обеспечения более полного и эффективного решения задач, которые стоят перед уголовным наказанием в демократическом правовом государстве.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 марта 2003 г. по делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также п. п. 1 — 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции РФ принципам справедливости и гуманизма противоречило бы законодательное установление ответственности и наказания без учета личности виновного и иных обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование и способствующих адекватной юридической оценке общественной опасности как самого преступного деяния, так и совершившего его лица, и применение мер ответственности без учета характеризующих личность обстоятельств.

Поэтому законодательное решение, обеспечивающее дифференциацию уголовной ответственности, не может рассматриваться как несовместимое с конституционными принципами и нормами и нарушающее гарантируемые Конституцией РФ права и свободы граждан <1>.

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 г. N 321-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Отбывается пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в камерах, как правило, не более чем по два человека. В отношении этой категории осужденных применяются усиленные меры безопасности.

Осужденные к пожизненному лишению свободы могут быть условно-досрочно освобождены, но только после отбытия двадцатипятилетнего срока и при отсутствии у осужденного злостных нарушений в течение предшествующих трех лет и если суд придет к выводу, что осужденный не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит (ч. 5 ст. 79 УК РФ). В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении повторное ходатайство возможно не ранее чем по истечении трех лет (ч. 10 ст. 175 УИК РФ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *