Права и обязанности студентов

В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании»:

Статья 62. Права лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования

1. Лица, обучающиеся в учреждениях высшего образования, имеют право на:

1) выбор формы обучения при поступлении в учреждения высшего образования;

2) безопасные и безвредные условия учебы, труда и быта;

3) трудовую деятельность во внеучебное время;

4) дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с обучением по основному месту работы, сокращенное рабочее время и другие льготы, предусмотренные законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением;

5) бесплатное пользование библиотеками, информационными фондами, учебной, научной и спортивной базами учреждения высшего образования;

6) бесплатное обеспечение информацией для обучения в доступных форматах с использованием технологий, учитывающих ограничения жизнедеятельности, обусловленные состоянием здоровья (для лиц с особыми образовательными потребностями);

7) пользование производственной, культурно-образовательной, бытовой, оздоровительной базами учреждения высшего образования в порядке, предусмотренном уставом учреждения высшего образования;

8) обеспечение общежитием и круглосуточным доступом к нему на срок обучения в порядке, установленном законодательством;

9) участие в научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах, конференциях, симпозиумах, выставках, конкурсах, представление своих работ для публикации;

10) участие в мероприятиях по образовательной, научной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, общественной деятельности, проводимых в Украине и за рубежом, в установленном законодательством порядке;

11) участие в обсуждении и решении вопросов совершенствования учебного процесса, научно-исследовательской работы, назначения стипендий, организации досуга, быта, оздоровления;

12) внесение предложений об условиях и размере оплаты за обучение;

13) участие в общественных объединениях;

14) участие в деятельности органов общественного самоуправления учреждения высшего образования, институтов, факультетов, отделений, ученого совета учреждения высшего образования, органов студенческого самоуправления;

15) выбор учебных дисциплин в рамках, предусмотренных соответствующей образовательной программой и учебным планом, в объеме, составляющем не менее 25 процентов общего количества кредитов ЕКТС, предусмотренных для данного уровня высшего образования. При этом соискатели определенного уровня высшего образования имеют право выбирать учебные дисциплины, которые предлагаются для других уровней высшего образования, по согласованию с руководителем соответствующего факультета или подразделения;

16) обучение одновременно по нескольким образовательным программам, а также в нескольких учреждениях высшего образования, при условии получения только одного высшего образования по каждой степени за средства государственного (местного) бюджета;

17) академическую мобильность, в том числе международную;

18) получение социальной помощи в случаях, установленных законодательством;

19) зачисление в страховой стаж в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» периодов обучения на дневной форме обучения в учреждениях высшего образования, аспирантуре, докторантуре, интернатуре, резидентуре, при условии добровольной оплаты страховых взносов;

20) академический отпуск или перерыв в обучении с сохранением отдельных прав соискателя высшего образования, а также на восстановление обучения в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки;

21) участие в формировании индивидуального учебного плана;

22) моральное и/или материальное поощрение за успехи в учебе, научно-исследовательской и общественной работе, за художественные и спортивные достижения и т.д.;

23) защиту от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия;

24) бесплатное прохождение практики на предприятиях, в учреждениях, заведениях и организациях, а также на оплату труда при выполнении производственных функций в соответствии с законодательством;

25) каникулярный отпуск продолжительностью не менее восьми календарных недель на учебный год;

26) получение целевых льготных государственных кредитов для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

27) обжалование действий органов управления учреждения высшего образования и их должностных лиц, педагогических и научно-педагогических работников;

28) специальное учебно-реабилитационный сопровождение и свободный доступ к инфраструктуре учреждения высшего образования в соответствии с медико-социальными показаниями при наличии ограничений жизнедеятельности, вызванных состоянием здоровья.

2. Лица, обучающиеся в учреждениях высшего образования по дневной форме обучения за счет средств государственного или местных бюджетов, имеют право на получение академических и социальных стипендий в установленном законодательством порядке.

3. Лица, обучающиеся в учреждениях высшего образования по дневной форме обучения, могут получать другие стипендии, установленные физическими (юридическими) лицами.

4. Социальные стипендии назначаются студентам (курсантам) учреждения высшего образования в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Студенты (курсанты) учреждения высшего образования из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также студенты (курсанты) учреждения высшего образования, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей, имеют гарантированное право на получение социальной стипендии, в том числе в случае получения академической стипендии.

Академические стипендии назначаются лицам, достигшим значительных успехов в учебе и/или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабинетом Министров Украины. Доля студентов (курсантов), имеющих право на получение академических стипендий, устанавливается ученым советом учреждения высшего образования в пределах определенного Кабинетом Министров Украины общего процента студентов (курсантов), имеющих право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

Студентам (курсантам) учреждений высшего образования, имеющих право на получение социальной стипендии и приобретают право на получение академической стипендии, предоставляется один вид стипендии по их выбору.

5. Размер академической и социальной стипендий, порядок их назначения и выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

6. Для студентов (курсантов), обучающихся на остродефицитных специальностях (специализациях) (в областях знаний образование, математические, естественные, технические науки), устанавливается повышенный размер академической стипендии. Перечень таких специальностей (специализаций) и размер повышения определяются Кабинетом Министров Украины.

9. Соискатели высшего образования, обучающиеся в учреждениях высшего образования на дневной форме обучения, имеют право на льготный проезд в транспорте в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

10. Студенты, курсанты учреждений высшего образования имеют право на получение студенческого билета, образец которого утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере образования и науки.

Статья 63. Обязанности лиц, обучающихся в учреждениях высшего образования

1. Лица, обучающиеся в учреждениях высшего образования, обязаны:

1) соблюдать требования законодательства, устава и правил внутреннего распорядка учреждения высшего образования;

2) выполнять требования по охране труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями;

3) выполнять требования образовательной (научной) программы (индивидуального учебного плана (при наличии), соблюдая академической добродетели, и достигать определенных для соответствующего уровня высшего образования результатов обучения.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА 4

2 ПРАВА СТУДЕНТА 6

2.1 Права студента, совмещающего работу и учебу 8

2.2 Право на академический отпуск 10

2.3 Права студентов, проживающих в общежитии 12

2.4 Право на перевод и восстановление 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ВВЕДЕНИЕ

Права и обязанности — рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности государства и человека друг перед другом.

Численность студентов составляет 327 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет им государство, но студент обладает не только правами, а еще и обязанности, знать которые ему необходимо. Именно поэтому данная тема является очень актуальной.

Целью работы является рассмотреть права и обязанности студента обучающегося в Российской Федерации.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

  • раскрыть обязанности студента;

  • изложить общие права студентов;

  • описать право студентов на академический отпуск, право на перевод и восстановление;

  • выяснить какими правами обладают студенты, совмещающие работу и учебу, и проживающие в общежитии;

1 ОБЯЗАНОСТИ СТУДЕНТА

Конституция РФ, гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование. И каждый имеет полное право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии . Но не каждый гражданин Российской федерации является студентом. На этот случай тоже предусмотрены всякие юридические тонкости. В общем студентом высшего учебного заведения становится лицо, зачисленное приказом ректора в высшее учебное заведение для обучения.

Обязанности студента:

  1. Студенты обязаны всемерно своей добросовестной учебой, научным поиском и достойным поведением хранить и приумножать лучшие традиции ВУЗа.

  2. Овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебными планами и профессионально-образовательными программами.

  3. Соблюдать Законы Российской Федерации в области образования, Устав ВУЗа, Правила внутреннего распорядка и другие Положения, имеющиеся в учебной части ВУЗа.

  4. Беречь имущество Университета и нести в установленном порядке ответственность за его порчу.

  5. Выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера и правовой охране интеллектуальной собственности Университета .

За нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом университета и Правилами внутреннего распорядка, в том числе за академическую неуспеваемость, к обучаемому могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из Университета. Обучаемые с возмещением затрат на обучение могут быть также отчислены в случае нарушения условий договора. Рассмотрев обязанности студента, необходимо раскрыть права которыми он обладает.

2 ПРАВА СТУДЕНТА

Конституция РФ гласит, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии .

  1. Каждый студент имеет право получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры.

  2. Участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Университета и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

  3. Выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетами и кафедрами.

  4. Осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Университете, в порядке, предусмотренном отдельным Положением, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию с их руководителями) .

  5. Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Университета, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

  6. Бесплатно пользоваться в государственных ВУЗах библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений ВУЗа в порядке, установленном Уставом ВУЗа; а также бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев .

  7. Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах.

  8. Представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях ВУЗа.

  9. Обжаловать приказы и распоряжения администрации ВУЗа в установленном законодательством РФ порядке.

  10. Для студентов очной формы обучения не менее, чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее, чем семь недель.

  11. Студент ВУЗа имеет право получать от администрации ВУЗа информацию о положении «в сфере занятости населения РФ».

  12. Переходить с платного обучение на бесплатное в порядке, предусмотренном Уставом ВУЗа.

  13. По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образования.

  14. Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен местом в общежитии, отвечающим санитарным нормам и правилам, при наличии соответствующего жилищного фонда ВУЗа. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать 5% от размера стипендии .

  15. Студент имеет право на восстановление в ВУЗе в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (платной или бесплатной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в ВУЗе студента, отчисленного по неуважительной причине, определяется Уставом ВУЗа.

  16. Студентам ВУЗов гарантируется свобода перехода в другой ВУЗ в порядке, установленном федеральным органом образования. При переходе из одного ВУЗа в другой за студентов сохраняются все права как за обучающимися впервые на данной ступени высшего профессионального образования.

  17. Получать образование по военной специальности в установленном законодательством РФ порядке (Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса является составной частью добровольной подготовки гражданина к военной службе. Подготовка офицеров запаса осуществляется в высших учебных заведениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  18. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты ВУЗов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с Уставом ВУЗа .

2.1 Права студента, совмещающего работу и учебу

Студент может совмещать учебу с работой и пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании.

  1. Статья 173 Трудового кодекса РФ: «Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка».

Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно — правовых форм по заочной и очно — заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

  • сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней;

  • подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;

  • сдачи государственных экзаменов один месяц.

Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются:

  • лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, пятнадцать календарных дней;

  • слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней;

  • студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца; для сдачи государственных экзаменов один месяц .

Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация — работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы .

При обучении студента, совмещающего учебу с работой одновременно в двух высших учебных заведениях, указанные выше льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента).

Студенты имеют право переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

2.2 Право на академический отпуск

Академический отпуск — это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других). В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев. Заключение о возможности предоставления студенту академического отпуска по медицинским показаниям выдается клинико-экспертной комиссией государственного, муниципального лечебно-профилактического учреждения здравоохранения по месту постоянного наблюдения студента, в том числе студенческой поликлиникой. При этом диагноз заболевания без согласия пациента в заключении не указывается. В случаях, когда медицинское обслуживание студентов осуществляет здравпункт, заключение могут выдавать клинико-экспертные комиссии государственных, муниципальных учреждений здравоохранения, в структуру которых входит данный здравпункт. Решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является:

  • по медицинским показаниям — личное заявление студента и заключение клинико-экспертной комиссии учреждения здравоохранения;

  • в других исключительных случаях — личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины.

Студентам, находящимся в академических отпусках по состоянию здоровья, стипендия не выплачивается. Студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50% минимального размера оплаты труда в соответствии с Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан (п. 1). Образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования вправе производить дополнительные выплаты студентам, находящимся в академическом отпуске, за счет собственных средств. Финансовые условия предоставления академического отпуска студентам, обучающимся на платной договорной основе, определяются условиями договора или дополнительного соглашения. Студенткам-матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, стипендия не выплачивается — они получают только ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет .

2.3 Права студентов, проживающих в общежитии

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии.

Проживающие в общежитии имеют право:

  1. Проживать в закрепленной жилой комнате весь срок обучения в учебном заведении при условии соблюдения правил внутреннего распорядка.

  2. Пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем общежития.

  3. Вносить администрации учебного заведения предложения по заключению договора о взаимной ответственности и добиваться его выполнения.

  4. Переселяться с согласия администрации в другое жилое помещение общежития.

  5. Избирать совет студенческого общежития (студсовет) и быть избранным в его состав.

  6. Участвовать через студсовет в решении вопросов совершенствования жилищно-бытового обеспечения проживающих, организации воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально-бытовых условий проживающих .

Администрация общежития обязана:

  1. Cодержать помещения общежития в соответствии с установленными санитарными правилами.

  2. Заключать с проживающими и выполнять договоры о взаимной ответственности.

  3. Укомплектовывать общежитие мебелью, оборудованием, постельными принадлежностями и другим инвентарем по действующим «Типовым нормам оборудования мебелью и другим инвентарем общежитий».

  4. Своевременно проводить ремонт общежития, инвентаря, оборудования, содержать в надлежащем порядке закрепленную территорию и зеленые насаждения.

  5. Обеспечить предоставление проживающим в общежитии необходимых коммунально — бытовых услуг, помещений для самостоятельных занятий и проведения культурно — массовых и спортивных мероприятий.

  6. Переселять в случае острого заболевания проживающих в общежитии с их согласия в изоляторы на основании рекомендации врачей;

  7. Укомплектовывать штаты студгородка и общежитий в установленном порядке обслуживающим персоналом.

  8. Содействовать Совету студенческого общежития в развитии студенческого самоуправления по вопросам самообслуживания, улучшения условий труда, быта и отдыха проживающих.

  9. Осуществлять мероприятия по улучшению жилищных и культурно — бытовых условий в общежитии, своевременно принимать меры по реализации предложений проживающих, информировать их о принятых решениях.

  10. Обеспечивать необходимый тепловой режим и освещенность во всех помещениях в соответствии с санитарными требованиями и правилами охраны труда .

  11. Обеспечивать проживающих необходимым оборудованием, инвентарем, инструментом и материалами для проведения на добровольной основе работ по обслуживанию и уборке общежития и закрепленной территории .

В общежитии студентами избирается орган самоуправления — совет студенческого общежития (студсовет), представляющий их интересы. Студсовет имеет право заключать соглашения между коллективом проживающих и администрацией учебного заведения (студгородка).

Со студсоветом должны в обязательном порядке согласовываться следующие вопросы:

  • переселение проживающих из одного помещения общежития в другое по инициативе администрации;

  • поощрение проживающих и меры дисциплинарного воздействия на них.

В Типовом положении о студенческом общежитии также содержится примерная форма договора между «учебным заведением» и «проживающим»).

Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

2.4 Право на перевод и восстановление

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения.

Студенту гарантируется свобода перевода в другое высшее учебное заведение при согласии этого высшего учебного заведения и успешном прохождении им аттестации.

Перевод студента из одного высшего учебного заведения в другое осуществляется в порядке, установленном Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 24 февраля 1998 года № 501 «Об утверждении порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения РФ в другое».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство создает все условия для обучения студента и получения им, знаний, соответствующих современному уровню развития науки, техники и культуры. В свою очередь человек, несущий почетное звание студента, не должен забывать о своих обязанностях, соблюдать Законы Российской Федерации в области образования, Устав ВУЗа, Правила внутреннего распорядка и другие Положения, имеющиеся в учебной части ВУЗа.

Основными правами студента являются право получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, переходить с платного обучение на бесплатное в порядке, предусмотренном Уставом ВУЗа, для студентов очной формы обучения не менее, чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее, чем семь недель.

Студент, совмещающий учебу с работой, может пользоваться при этом льготами, установленными законодательством Российской Федерации о труде и об образовании, главной из которых является то, что работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом управления образования.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения.

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2002. – 128 с.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон Российской Федерации от 22. 08. 1996 г. №125 // Собрание законодательства РФ, 1996, N 35, ст. 4135.

5. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 5. 04. 2001 г. N 264 // Собрание законодательства РФ, 2001, N 16, ст. 1595.

6. Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан : постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1206 // Собрание законодательства РФ, 1994, N 29, ст. 3035.

7. Об утверждении типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ : постановление Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.05.1995 г. № 4 // Российские вести, N 164, 31.08.1995.

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 378.026

Функции ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

© О. В. РОМАНОВА Южный федеральный университет, Педагогический институт, кафедра методики преподавания биологии, химии и естествознания e-mail: romanovaov77@rambler.ru

Романова О. В. — Функции преподавателя и студента в информационной образовательной среде вуза // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1006-1011. — В статье проанализировано влияние компетент-ностного и опережающего подходов на формирование современной образовательной среды вуза. Автор определяет, как меняются в этой среде процессы взаимодействия и основные функции преподавателей и студентов.

Ключевые слова: информационная образовательная среда, субъекты образовательного процесса, функции преподавателя и студента, алгоритм деятельности преподавателя, алгоритм деятельности студента.

Постановка проблемы. Традиционно конечные цели подготовки специалистов в высших учебных заведениях определяются потребностями общества, социальным заказом и уровнем развития науки и техники. В условиях глобальной информатизации науки и практики работодателям нужна не просто квалификация, которая ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции, а компетентность, в которой сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова, активная способность оперативно использовать информационные ресурсы и социальное поведение -способность работать в группе, инициативность.

Так, выпускник вуза, готовый стать полноценным членом информационного общества, должен обладать следующими качествами:

— системностью мышления — способностью выделить в исследуемой проблеме наиболее важные ее компоненты, их причинно-следственные связи;

— ассоциативностью мышления и развитой интуицией, которые помогают человеку уловить взаимосвязь явлений и на этой основе выявить новые закономерности развития природы и общества;

— образностью мышления — креативными способностями, позволяющими представить возможные варианты будущего развития тех или иных процессов на основе ранее выделенных их свойств;

— вариативностью мышления — способностью выйти за рамки привычных, устоявшихся представлений, чувство нового;

— пространственным воображением — адекватным восприятием окружающего мира;

— мобильностью, умением работать в коллективе;

— высоким эмоциональным подъемом, необходимым для внутренней психологической поддержки творческого процесса.

Эти способности к адаптации к условиям окружающей среды играют огромную роль и в профессиональной деятельности, помогают принимать сложные самостоятельные решения не только в повседневной жизни, но и в профессии. Немаловажное значение здесь имеют процессы использования информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности молодого поколения. Такие способности могут формироваться только в инновационной компетентностно-ориентированной образовательной среде, где деятельность обучающегося становится активной во всех компонентах образовательного процесса, а основная деятельность преподавателя направлена на педагогическую поддержку обучающегося.

Это подтверждает и анализ научных исследований Ю. С. Брановского, Е. В. Данильчук, А. Д. Еля-

кова, А. В. Жожикова, И. В. Роберт, В. А. Сластенина, А. В. Хуторского и др., в которых представлены различные аспекты проблемы информатизации образования, а также проблемы формирования профессиональной компетентности в условиях глобальной информатизации общества. Сегодня традиционная образовательная среда, как отмечает А. В. жожиков, теряет свою эффективность и способность выступать в качестве общественного института социализации, личностного развития и адаптации . Она не в состоянии обеспечить качественное формирование профессиональной компетентности и реализацию непрерывного образования. Приоритетной, как отмечает А. Д. Еляков, «становится высокая степень образованности работников, вызванная новыми обучающими технологиями…» . на этой базе возрастает престиж квалифицированности и профессионализма, а главное, — творческой активности людей. необходимой становится образовательная среда, которая способствует самостоятельной инновационно-творческой деятельности, предполагающей альтернативность и вариативность решений в новых информационных условиях.

Это актуализирует проблему нашего исследования — проблему модернизации образовательной среды вуза и переоценки основных функций и способов деятельности преподавателя и студента. Острота данного вопроса сегодня усиливается тем, что педагогические вузы переходят к образовательной деятельности на основе стандарта нового поколения, который реализует принципы европейской системы оценки качества образования — компетентностный подход к определению содержания и результатов подготовки. Это также требует пересмотра устоявшихся подходов, как к содержанию, так и к организации образовательной среды.

При написании данной статьи мы поставили задачу — проанализировать влияние компетентностно-го и опережающего подходов на формирование современной образовательной среды вуза и определить, как меняются в этой среде процессы взаимодействия преподавателей и студентов.

Обсуждение проблемы. Компетентностный подход в образовании широко обсуждается в работах И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Л. А. Петровской, А. К. Марковой, А. Л. Тряпицыной и мн. др. В современных педагогических исследованиях существуют разные подходы к трактовке понятия компетентности, которая как методологическая категория, до сих пор, не имеет чёткого устоявшегося определения. Компетентность трактуется как актуальное личностное качество. Эта позиция разделяется Ю. Г. Татуром, Ю. В. Фроловым, Д. А. Махотиным, А. В. Хуторским и др. . Новый этап в исследовании компетенций связан с работами В. Д. Шадрикова, который определяет компетенции как «круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции — это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетент-

ность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» . Общим во всех подходах к определению компетенций является представление о том, что они формируются и проявляются в практической деятельности. Поэтому многие исследователи предлагают рассматривать компетентность в контексте определенной области специализации, которая представляет собой совокупность знаний и компетенций, являющейся определенной иерархией навыков .

Далее проанализируем понятие профессиональной компетентности. В работах В. А. Козырева,

Н. Ф. Радионовой, А. Л. Тряпицыной, профессиональная компетентность определяется как — «…интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» . Как отмечает В. А. Сла-стенин, профессиональная компетентность педагога выражает целостность его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм . Учитывая вышеизложенные позиции, понятие профессиональной компетентности рассматривается нами как сформированная в процессе обучения и самообразования система компетенций, мировоззрения, познавательных и ценностных ориентаций, влияющих на качество решения профессиональных задач. Профессиональная компетентность формируется постепенно, проявляется при профессиональной деятельности человека и в определенной степени относительна.

ж. Делор в докладе международной комиссии по образованию для XXI века сформулировал систему глобальных компетентностей, которую в сокращенной форме можно представить в виде трехкомпонентной системы умений — «умение учиться, умение делать и умение жить» . Исходя из этого, содержание и структура образовательной среды вуза, все виды деятельности и основные функции преподавателя и студента должны быть ориентированы на эти задачи.

На основе вышеизложенных идей, выстраивающихся в современный период развития общества, в дидактике высшей школы формируется современная компетентностно-ориентированная образовательная среда. Среда, которая должна включать идеи опережающего образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опережающий подход в образовании при своей необычайной актуальности в контексте модернизации образовательной среды, с трудом поддается как теоретической концептуальной проработке, так и технологически четкой практической реализации. ученые неоднократно обращаются к этой идее на разных этапах развития отечественного образования, что свидетельствует о ее плодотворном, но не реализованном до сих пор потенциале .

Сам смысл опережающего профессионального образования лежит в основе развития способностей и

возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и его подготовки к динамично меняющимся производству и социосфере. Большинство ученых в качестве основных опережающих элементов содержания образования рассматривают определенные качества личности, позволяющие самостоятельно осваивать новое содержание и технологии деятельности: фундаментальные общекультурные знания, обеспечивающие широкий кругозор и активную деятельность в любой сфере (К. К. Колин); развитие общих способностей, склонностей, интересов, способствующих адаптации человека к изменяющейся жизни (Б.М. Бим-Бад); способности использовать собственные знания для совершенствования профессиональной деятельности (В. Горшенин); развитие творческих способностей, навыков самообразования, умений находить пути решения сложных проблем (Л. В. Зани-на); развитие личности обучающихся (А. М. Новиков). Опережающее профессиональное образование становится, таким образом, важнейшим условием реализации права личности на самоопределение, что обеспечивается расширением ее возможностей выбора вариантов своей деятельности . Основной акцент переходит от знаний как таковых, к формированию способностей к активной деятельности в жизни и профессиональной сфере. Знания из самоцели переходят в средство развития человека.

Таким образом, для формирования всесторонне развитой личности, способной к профессиональной деятельности в современных условиях, в основу проектирования образовательной среды необходимо закладывать идеи компетентностного и опережающего подхода. Ресурсы мирового информационного пространства, средства информационных и коммуникационных технологий, информационная инфраструктура становятся компонентами этой среды и влияют на изменение не только форм и средств обучения, но и на закономерности, принципы, а также особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Исходя из новых тенденций в организации образовательного процесса, можно сформулировать принципы, на которых будет базироваться информационная компетентностно-ориентированная образовательная среда:

— основой организации образовательного процесса является создание условий для развития у обучаемых способности самостоятельного определения собственной цели и потребности в образовании;

— содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, коммуникативных, организационных, мировоззренческих и иных проблем;

— оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых студентами на определённом этапе обучения.

Кроме этого, современный процесс обучения должен учитывать следующие факты:

1. Огромное количество информации студенты получают самостоятельно в мировом информационном пространстве. Информация, которые обучающие-

ся получают, формируя в знания, должна быть, несомненно, научной. Поэтому студенты должны быть способны отличать истинно научные знания от псевдонаучных .

2. Технологии восприятия и осознания информации изменяются, это связанно с влиянием социокультурной ситуации (например, внедрением в сознание обучающихся технологий Интернет, где информация подается относительно сжатыми порциями, имеющими функцию быстрой смены).

3. Молодые люди хорошо воспринимают краткую, полную информацию, подающуюся поэтапно, что предполагает фрагментарное усвоение информации, получаемой из различных источников. Конечно, в такой ситуации страдает, в некоторой степени, способность логически излагать свои мысли. Для этого преподавателю необходимо использовать в учебном процессе методы и приемы, стимулирующие развитие логического мышления, правильного и точного высказывания своих умозаключений. Основная функция преподавателя в такой ситуации заключается в помощи в приведении такой информации в системное упорядоченное знание .

4. Информация, которая вкладывается в содержание учебных предметов, должна способствовать процессу становления специалиста как субъекта мировоззренческой, коммуникативной, технологической и профессиональной культуры.

5. Опережающий характер образования предполагает наличие в содержании обучения инвариантного и вариативного компонентов. Вариативность определяется интересами преподавателя и студентов, возможностью введения в учебный процесс новых дисциплин, новых тем, новых форм проведения занятий и самостоятельной работы, что предполагает наличие в образовательной среде инвариантного и вариативного компонентов. Инвариантная часть содержания дисциплины должна включать необходимый минимум информации, которая служит основой для углубления и расширения знаний, поиска своего индивидуального образовательного маршрута. Фактически, студент сам строит вариативную часть своего образования, ориентируясь на свои познавательные интересы. Для этого образовательное учреждение должно создавать все условия (кадровые, материально-технические, учебно-методические) для формирования качественной информационной образовательной среды. Только так, находясь в этой среде, обучающийся достигает качественных образовательных результатов.

6. В содержание обучения должен войти материал, показывающий развитие научно-технического прогресса в системе и во взаимосвязи с развитием общей культуры. Реализация культурологического подхода во многом обеспечивает интердисциплинарный и гуманитарный характер образования.

7. В содержании учебных дисциплин, учебных и научно-исследовательских практик, самостоятельной работы должны быть представлены все базовые компоненты высшего профессионального образования, обеспечивающие развитие студентов, а также индиви-

дуализацию и дифференциацию их образования, учитывающие их интересы, способности и потребности.

Перечисленные факты находятся в абсолютной системной взаимосвязи и оказывают огромное влияние на формирование информационного образовательного пространства — совокупности различных видов информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации личностью в целях образования . Результатом взаимодействия информационного образовательного пространства с участниками образовательного процесса становится информационная образовательная среда, которая представляет собой совокупность технического, информационного и учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом обучения . В информационной образовательной среде разворачивается процесс обучения, именно здесь строится совместная деятельность студента и преподавателя. Информационная образовательная среда способствует эффективному использованию новых технологий, развитию самостоятельной познавательной деятельности, целесообразной организации индивидуального, группового и коллективного обучения.

В информационной образовательной среде формируется современное вариативное содержание образования, разрабатывается его структура. Обучающиеся осваивают информационные ресурсы, следуя собственным познавательным потребностям и интересам, опираясь на базовую составляющую образования (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру) .

Каждое образовательное учреждение формирует свою информационную образовательную среду. Ее основным компонентом является учебная информация — результат информационных процессов: формирования и преобразования информации в процессе педагогического творчества, анализа и синтеза информации, поиска, накопления, хранения, обработки, передачи, представления информации в форме, необходимой для использования. Можно сказать, что информационные процессы это взаимодействие двух сторон — участников деятельности. В результате процессов восприятия, понимания, осмысления человеком чего-либо появляется новая информация. Человек получая информацию, преобразует ее в своем понимании в зависимости от того, какие знания он уже имеет, какими видами деятельности обладает, чему он обучен и для чего ему необходима эта информация . Содержание знания обновляется, уточняется, обобщается и заменяется. Таким образом, информационные процессы влияют на социальные, содержательной стороной которых являются культурные процессы, в свою очередь определяющие возникновение новых информационных процессов и новой информации.

Образование приобретает новое качество благодаря интеграции информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс; наличию информационного пространства, включающего

информационную инфраструктуру, информационные ресурсы, созданные в целях образования (учебники, учебные пособия, самоучители, виртуальные тренажеры, справочные материалы); информационной среды (части информационного пространства, включающего информационные объекты, средства коммуникации, способы получения, переработки, создания и использования информации).

Основным свойством информационной образовательной среды является интерактивность — возможность оперативного взаимодействия личности с компонентами среды в целях обучения и развития. Таким образом, появляется новый активный элемент учебного процесса, оказывающий огромное влияние на основные функции преподавателей и студентов.

В течение довольно большого промежутка времени в процессе обучения ведущей являлась деятельность преподавателя. При становлении информационного общества в процессе формирования современной информационной образовательной среды полноценным партнером учебного процесса становится обучающийся, усиливается роль его деятельности. Обучающийся самостоятельно ставит цели своего обучения, выбирает пути их достижения, обращаясь за консультацией и помощью к преподавателю, куратору, организатору процесса обучения. Алгоритм действий студентов в этом процессе предполагает:

— определение собственной цели и потребности в образовании;

— сопоставление их со своими возможностями;

— выбор образовательного маршрута;

— выполнение требований и инструкций, предусмотренных выбранной программой;

— самооценку проделанной работы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— решение о продолжении обучения по выбранной индивидуальной траектории или ее смене.

Студент с помощью преподавателя выступает в роли организатора своего собственного образования, выбирая наиболее оптимальную для себя траекторию обучения. Он переходит от традиционной функции приобретения знаний к выработке стратегий определения целей и задач в каждой ситуации; учится применять адекватные стратегии для достижения своих целей; осознает, что требуется на будущем рабочем месте и соответственно этому проектирует свою образовательную деятельность.

Преподаватель управляет учебным процессом, направляет учащегося, предлагает различные варианты достижения познавательных целей, способствует самоконтролю. Информационная образовательная среда определяет обновленный алгоритм действий преподавателя:

— диагностика уровня обученности студентов,

— координирование познавательного процесса,

— отбор и адаптация учебного материала к уровню обученности группы,

— корректировка содержания обучения и средств достижения образовательных целей,

— разработка различных видов индивидуальных траекторий, исходя из уровней подготовки студен-

тов, желаемой степени индивидуализации учебного процесса,

— консультирование при составлении индивидуального образовательного маршрута,

— руководство учебными проектами,

— обеспечение дидактическим материалом учебного процесса.

Деятельность преподавателя по этому алгоритму при реализации функций такого характера, можно рассматривать как один из аналогов тьюторского сопровождения познавательной деятельности студента. Как отмечает Г. М. Беспалова, «…тьюторское сопровождение — это особый тип педагогического сопровождения, в ходе которого обучающийся выполняет образовательное действие, а учитель создает условия для его осуществления и осмысления. Сущностной характеристикой тьюторского сопровождения является тот факт, что ученик выполняет действия по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждаются (анализируются) с педагогом с целью осознания их эффективности и целесообразности» . В задачи педагога-тьютора входят консультации, обеспечивающие координацию всех этапов работы, включая проблемы и трудности процесса самообразования конкретного обучаемого, что обеспечивает строгую индивидуализацию процесса развития. Преподаватель должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Предложенный алгоритм деятельности студента и преподавателя опирается на идеи компетентностно-го и опережающего подходов. Одно из основных отличий от доминирующего долгое время традиционного знаниевого подхода — в их нацеленности на рефлексивную оценку обучающимися своих возможностей и способностей, осознание границ своей компетентности. Основная идея такого алгоритма деятельности заключается в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а готовность человека к результативной деятельности во всевозможных социально-значимых и профессиональных ситуациях. Результатом такого алгоритма является не увеличение объема знаний (репродуктивные действия студента без учета преподавателем субъектного опыта на нейтральном для студента предметном материале), а приобретение разностороннего опыта деятельности (способов работы с необходимой в данный момент времени информацией, зависимых от решаемой задачи и позиции студента), а также деятельность по решению ситуации, связанной с мотивами конкретного студента и его ценностными ориентациями.

Кроме этого, хочется отметить, что инновационный алгоритм деятельности преподавателя и студента не отрицает традиционный, а дополняет его, включая как обязательный элемент субъектность студента. В рамках традиционного подхода ведущая роль в передаче знаний и навыков принадлежит преподавателю. Такой подход основан на классической лекцион-

но-семинарской системе обучения, которая еще широко используется в вузах при организации учебной деятельности.

Нельзя сказать, что традиционные функции преподавателя полностью уходят из современного процесса обучения. В любом случае он выполняет функции:

— руководителя — планомерное воздействие на студента;

— информатора — передача учебной информации;

— воспитателя — воспитание эмоциональноценностного отношения к миру;

— контролера — определение и оценка уровня учебных достижений студента.

В этой системе преподаватель исполняет роль криэйтора (от англ. сгeatoг — творец, создатель) учебного процесса, в непосредственном, живом контакте со студентами. В рамках классической системы обучения ведущая роль преподавателя ассоциируется с возможностью на занятиях откорректировать правильность понимания вопросов, причинно-следственных связей между различными элементами содержания учебного материала, сформировав системное представление об изучаемой проблеме. Что немаловажно и в настоящее время. Но огромным недостатком такого взаимоотношения субъектов образовательного процесса является то, что она рассчитана на среднего студента, со средними способностями, со средним темпом интеллектуальной деятельности. Как отмечает Н. В. Бурлакова, «.не каждый студент может приспособиться к этой системе и выполнить единые требования, предъявляемые к нему в процессе обучения» . Поэтому в условиях современной информационной образовательной среды эти функции преподавателя все-же уходят на второй план, становятся менее выраженными. Основными функциями преподавателя, поддерживающими предложенный выше алгоритм деятельности, становятся:

— функция педагогической поддержки — сопровождение и координация индивидуального образовательного маршрута, представление различных вариантов деятельности студента в информационной образовательной среде;

— ориентирующая — развитие умения обучающихся ориентироваться в мировом информационном пространстве, осваивать современные информационные процессы: поиск, хранение, использование и передачу информации;

— развивающая — развитие креативного мышления, творческих способностей, рефлексивно-оценочного отношения к окружающему миру.

На начальном этапе обучения в вузе преподаватель определяет исходный уровень подготовки студентов по предмету, далее студент с его помощью выбирает формы и средства своего обучения. Студентам предоставляется возможность выбора различных форм: аудиторной, смешанной или дистанционной. Обучение происходит в доступном для студента темпе и в удобное время при возможности многократного обращения к учебной информации, выставленной в его свободное пользование.

В этих целях в Южном федеральном университете создан цифровой кампус. Он позволяет студентам консультироваться с преподавателями, пользоваться материалами, выставленными для их самостоятельной деятельности, узнавать расписание занятий, знакомится; преподавателям — проводить контрольные работы, вести электронный журнал и др. Преподаватели выставляют различные материалы для студентов: учебники, дидактические материалы, учебные и учебно-методические пособия, а также электронные учебники и учебные пособия, что позволяет рационально использовать аудиторное время, эффективно организовывать самостоятельную работу. Кроме этого, студенты и преподаватели могут участвовать в обсуждении различных научных и методических проблем в интерактивном режиме.

Заключение. Таким образом, построенная информационная образовательная среда меняет функции преподавателя и студента, опирается на ком-петентностный и опережающий подходы, создающие необходимые условия для личностной самореализации студентов в профессиональной деятельности, для формирования их творческой индивидуальности в процессе профессиональной социализации. При организации учебного процесса таким образом, преподаватель выступает в качестве менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации (как при традиционном обучении), а студент — в качестве субъекта деятельности.

Хочется дополнить, что от традиционных функций преподавателя ещё долго не откажутся государственные вузы, уйти от них нельзя, да и в принципе, ненужно. Следовательно, педагогу придётся перестраивать свой алгоритм деятельности при взаимодействии со студентом, используя элементы тьюторинга. Современные молодые люди способны работать самостоятельно в эффективно сформированной информационной образовательной среде. Не стоит не доверить студенту самостоятельное изучение ряда вопросов и практическую их отработку, можно иногда ограничиваться функцией контроля, что поможет получить максимально высокий результат.

список ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бурлакова Н. В. Изменение функции и роли преподавателя в условиях использования новых образовательных технологий // Профессиональное образование в условиях дистанционного обучения. Достижения,

проблемы, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону. 2005.

3. Делор Ж. Образование — скрытое сокровище. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 472 с.

4. Еляков А. Современное информационное общество // Высшее образование в России, 2001. № 4. С. 77-84.

5. Жожиков А. В. Культура и образование в условиях информационного общества // Информатика и образование, 2002. № 9. С. 106-108.

7. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Иванова Е. О., Осмоловская И. М. М.: Просвещение, 2011.

10. Новиков П. М., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ. 2000. 266 с.

16. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методам обучения. СПб.: Питер, 2004. 541 с.

17. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Психология, 2006. № 1. С.15-21.

Правила внутреннего распорядка обучающихся

Студентом Академии является лицо, зачисленное на обучение по образовательной программе высшего профессионального образования приказом ректора.

1 Права студента академии

1.1. Получать знания по избранной специальности (направлению), в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

1.2. Участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части дисциплин компонента Академии и факультативов в пределах бюджетного финансирования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом Академии и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве.

1.3. Осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в Академии, по согласованию с руководителями соответствующих учебных подразделений Академии, а также учебные дисциплины, преподаваемые в других учебных заведениях (по согласованию между их руководителями) на условиях полного возмещения студентом затрат.

1.4. Участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности Академии, в том числе через общественные организации и органы управления Академии.

1.5. Пользоваться библиотекой, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных, спортивных и других подразделений Академии в порядке, определенном положениями об этих структурных подразделениях.

1.9. Принимать участие в организации и проведении культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и других воспитательных мероприятий.

1.10. Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях Академии.

1.11. Выбирать факультативные (не обязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) дисциплины, предлагаемые соответствующим факультетом.

1.12. Обучаться по индивидуальному графику при разрешении декана факультета.

1.13. Студент имеет право на каникулы общей продолжительностью не менее семи недель ежегодно (для студентов очной формы обучения), в том числе две недели в зимний период.

1.14. Создавать общественные молодежные организации, объединения, не запрещенные законодательством Российской Федерации, принимать участие в их работе.

1.15. Обжаловать приказы и распоряжения Ректора Академии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

1.16. На получение места в общежитии Академии, при наличии соответствующего жилищного фонда.

1.17. Получать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги.

1.18. Переходить с коммерческой формы обучения на бюджетную в порядке, предусмотренном Уставом Академии.

1.19. Получать полную и достоверную информации о своих правах и обязанностях.

1.20. Студент имеет право на уважение своего человеческого достоинства.

1.21. Студент имеет право на свободу совести, вероисповедания, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

1.22. Студенты очной формы обучения могут в свободное от учебы время работать на предприятиях и в организациях любых организационно-правовых форм в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2 Обязанности студента академии

2.1. Овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности.

2.2. Посещать все виды занятий, кроме факультативных; выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и обязательными программами высшего (среднего) профессионального образования.

2.3. Уважать труд и достоинство преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и других работников Академии.

2.4. Соблюдать Устав Академии, Правила внутреннего распорядка Академии, Правила проживания в общежитиях и другие локальные акты Академии, выполнять приказы Ректора и распоряжения декана факультета.

2.5. Стремиться к повышению уровня культуры поведения в обществе, нравственному и физическому совершенствованию, способствовать развитию к росту престижа Академии.

2.6. Бережно относиться к материальным ценностям Академии.

2.7. Предоставлять письменные объяснения по требованию работников администрации Академии

2.8. При обучении на условиях полного возмещения затрат своевременно и полностью вносить плату за обучение в соответствии с заключенным договором.

2.9. Своевременно вносить плату за проживание в общежитии.

2.10. Систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности.

2.11. Повышать свой научный и культурный уровень, активно участвовать в общественной жизни академии.

2.12. Активно участвовать в общественно полезном труде.

2.13. Знать и соблюдать требования по технике безопасности, противопожарной охране.

2.14. При неявке на занятия по уважительным причинам студент обязан поставить об этом в известность деканат факультета и представить объяснение или оправдательный документ. В случае болезни студент представляет в деканат факультета справку установленного образца соответствующего лечебного заведения.

2.15. Входящих в аудиторию преподавателей, руководителей академии и факультета студенты обязаны приветствовать стоя.

2.16. Студенты, нанесшие материальный ущерб академии, обязаны возместить нанесенный ущерб.

2.17. Студенты должны быть дисциплинированными и опрятными как в академии, так и на улице и в общественных местах. В зимний период студенты обязаны сдавать верхнюю одежду в гардероб при условии его работы.

2.18. Студенты обязаны принимать участие в уборке учебных помещений и прилегающих к зданиям территорий, курить только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.

За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных Уставом академии обязанностей, правил внутреннего распорядка, в том числе в общежитии, к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления из академии.

Студент может быть отчислен из Академии:

  • по собственному желанию, в том числе в связи с переходом в другое учебное заведение, по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам;
  • за академическую неуспеваемость: в течение одной экзаменационной сессии не сдавший экзамены по трем дисциплинам или не присутствовавший без уважительных причин на экзаменах по трем дисциплинам; не сдавший трижды экзамен по одной дисциплине; не ликвидировавший академические задолженности за осенний семестр во время зимних каникул; не ликвидировавший задолженности за прошедший учебный год до начала учебного года; не ликвидировавший задолженности до установленного индивидуальным графиком срока; не сдавший в срок итоговый государственный экзамен; не представивший в установленный срок квалификационную работу к защите; получивший неудовлетворительную оценку на защите квалификационной работы;
  • за нарушение Устава Академии, Правил внутреннего распорядка, Правил проживания в общежитии;
  • за нарушение условий договора (для обучающихся на платной основе);
  • за другие нарушения, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами и Положениями, принятыми решением Ученого Совета Академик и утвержденными Ректором.

При наличии уважительных причин (по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и другим причинам) студенту может быть предоставлен академический отпуск в порядке, определяемом Минобрнауки России.

Студенты, не предъявляющие жалоб на состояние здоровья до начала экзаменационной сессии и получившие во время экзаменов неудовлетворительные оценки и возбудившие после этого ходатайство о предоставлении академического отпуска, считаются как неуспевающие.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление студента из Академии производится приказом Ректора по представлению декана соответствующего факультета после получения от студента объяснения в письменной форме.

Должностная инструкция бухгалтера нужна любой организации, ведь этот специалист есть в каждой компании. Должностные обязанности бухгалтера варьируются в зависимости от сферы деятельности компании (многое зависит, например, от того ведет ли она торговые операции), структуры финансово-экономического департамента, и, конечно же, от участка, который предстоит вести конкретному специалисту. Поэтому образец должностной инструкции бухгалтера, взятый из одной компании, может совершенно не подойти для другой.

К списку должностных инструкций

Должностная инструкция бухгалтера

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов.
1.2. Бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по представлению главного бухгалтера.
1.3. Бухгалтер непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.
1.4. На время отсутствия бухгалтера его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.6. На должность бухгалтера назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: образование — высшее или среднее специальное, стаж аналогичной работы от года, знание компьютерных программ по ведению бухгалтерского учета.
1.7. Бухгалтер должен знать:
— законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
— формы и методы бухгалтерского учета на предприятии;
— план и корреспонденцию счетов;
— организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета;
— порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
1.8. Бухгалтер руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— Положением о бухгалтерии организации;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности бухгалтера

Бухгалтер выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.п.).
2.2. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
2.3. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке.
2.4. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств.
2.5. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных расходов, подготавливает предложения по их предупреждению.
2.6. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия.
2.7. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота.
2.8. Участвует в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.
2.9. Подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив.
2.10. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
2.11. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права бухгалтера

Бухгалтер имеет право:
3.1. Получать информацию, в том числе и конфиденциальную, в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
3.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность бухгалтера

Бухгалтер несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

К списку должностных инструкций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *