Обществознание, 11 класс
Урок № 2. Права и обязанности участников образовательного процесса
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Участники образовательного процесса.
2. Права и обязанности участников образовательного процесса.
Тезаурус:
Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.
Конституция РФ — основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.
Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
Обязанность — это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.
Права человека — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно — правовыми актами. Права и обязанности граждан РФ закреплены Конституцией РФ. Защита прав ребенка обеспечивается также и международными документами – Конвенцией о правах ребенка.
В области образования в РФ сложилась целостная система правовых норм. В ФЗ «Об образовании в РФ» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса в школе. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.
К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители). Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся. Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних. Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.
Рассмотрим права и обязанности каждого из них подробнее:
Обучающийся имеет право на:
— получение бесплатного общего образования;
— выбор образовательного учреждения и формы получения образования;
— обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;
— бесплатное пользование библиотечным фондом;
— получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
— участие в управлении школой;
— уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;
— защиту от применения методов физического и психического насилия;
— условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.
К обязанностям обучающихся относится:
— соблюдать Устав школы;
— добросовестно учиться;
— бережно относиться к имуществу школы;
— уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;
— выполнять требования работников школы;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать деловой стиль одежды.
За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.
Отчисление обучающихся осуществляется приказом директора школы на
основании заявления родителей, опекунов или иных законных представителей
обучающегося, с указанием причины отчисления, как в приказе, так и в заявлении, либо решения педагогического совета школы.
Отчисление учащихся из школы на основании решения педагогического
совета школы, осуществляется по следующим основаниям:
❿ грубые и неоднократные нарушения устава школы;
❿ нарушение правил внутреннего распорядка;
❿ причинение вреда имуществу школы;
❿ причинение вреда здоровью другому учащемуся или преподавателю;
❿ систематические пропуски занятий;
❿ наличие академической задолженности по двум и более предметам.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.
Об исключении обучающегося из школы, школа обязана в течение 3-х дней проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.
Родители (законные представители) имеют право:
— выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;
— защищать законные права и интересы ребёнка;
— присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с успеваемостью и поведением их ребёнка;
— участвовать в управлении школой, т.е. избирать и быть избранными в совет школы, попечительский совет, общешкольный и классный родительские комитеты;
— при обучении ребёнка в семье на любом этапе продолжить его обучение в школе;
— знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося: с оценками успеваемости родителей знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;
— посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок;
— знакомиться с уставом школы, лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации школы;
— посещать школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;
— вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы.
Родители (законные представители) обязаны:
— воспитывать своих детей и создавать необходимые условия для получения ими образования;
— нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;
— выполнять устав школы;
— посещать проводимые школой родительские собрания;
— нести ответственность за бережное отношение учащихся к государственной собственности.
Учитель имеет право:
— на участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения;
— на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей;
— самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся;
— на отдых во время перемены и после уроков;
— на моральное и материальное поощрение своего труда.
Учитель обязан:
— быть примером достойного поведения в учреждении и в общественных местах;
— заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений;
— уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;
— постоянно повышать свой профессиональный уровень;
— принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;
— аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.
Все участники образовательного процесса имеют равные права и обязанности. Права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой. Знание и соблюдение их является обязательной необходимостью для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов).
Примеры и разбор решения заданий
1.Установите соответствие между определениями и понятиями.
Правильный ответ:
ПОНЯТИЯ
|
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
Обязанность
|
необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение
|
Права
|
правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека
|
Устав
|
свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения
|
Обучающийся
|
лицо, осваивающее любую образовательную программу
|
Образовательный процесс
|
целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования
|
Педагогический работник
|
лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся
|
2. Подберите правильные ответы:
1) Мера дисциплинарного воздействия, налагаемая за наличие академической задолженности по двум и более предметам.
2) Основной международный документ в области регулирования прав ребенка.
3) Место, где реализуется право ребенка на получение основного общего образования.
Правильный вариант:
- Отчисление.
- Конвенция.
- Школа.
Классный час во 2 классе на тему:
«Мы изучаем права и обязанности»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 19 г. Йошкар-Олы»
Кочешкова Наталья Евгеньевна
Цель:познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».
Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности
Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.
— И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.
— Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.
— Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
— Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:
«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»
— Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)
3. Вступительное слово учителя
— Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).
И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (Слайд 3).
Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах «ребенка” (Слайд 4).
В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5).
Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.
_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.
4. Беседа по теме
— Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).
— Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?
(Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).
Высказывания учащихся
— уважение своей личной жизни, своего достоинства (слайды 6-14)
— на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками
— права на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность
— Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?
(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).
5. Конкурс «Кто больше вспомнит»
«Конкурс «Кто больше вспомнит».
Работа в группах. (обсуждения)
(класс разделился на 5 групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах)
«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)
4 группа– «Приключения Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)
«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)
5 группа – «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)
«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).
Вывод:
— Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.
ФИЗМИНУТКА
6. Изучение обязанностей учащихся.
— Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.
Работа в парах ( на столах карточки)
«Обязанности учащихся»:
1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.
2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.
3.Успевать по всем предметам школьного курса.
4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.
5.Соблюдать культуру внешнего вида.
6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.
— И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.
— Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.
И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»
Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.
— Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?
(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).
— Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).
— Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).
— Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).
— Итог:
-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).
— Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).
— Хотите жить без друзей (Нет).
Вывод:
— Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.
Итог
— Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
7. Практическое задание (индивидуально)
( на парте листочки зелёного цвета с тестом)
Тест:
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над
8. Игра «Встретимся с друзьями!»
Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки — найдут друзей.
9. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
10. Рефлексия
— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? (смайлики)
— И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)
Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.
- Добросовестно учись.
- Соблюдай дисциплину
- Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
- Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
- Школа — твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
- Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
- Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
- Если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.
- В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.