Права и обязанности участников учреждения

Обществознание, 11 класс

Урок № 2. Права и обязанности участников образовательного процесса

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Участники образовательного процесса.

2. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Тезаурус:

Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних.

Конвенция о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках.

Конституция РФ — основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой.

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.

Обязанность — это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся.

Права человека — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.

Устав — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — закон, регулирующий общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Каждый человек, живущий в современном обществе, обладает определенными правами и обязанностями, которые регулируются нормативно — правовыми актами. Права и обязанности граждан РФ закреплены Конституцией РФ. Защита прав ребенка обеспечивается также и международными документами – Конвенцией о правах ребенка.

В области образования в РФ сложилась целостная система правовых норм. В ФЗ «Об образовании в РФ» прописаны права и обязанности участников образовательного процесса в школе. Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

К участникам образовательного процесса относятся педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители). Педагогический работник — это лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся. Законные представители – физические лица, которые по прямому указанию закона осуществляют защиту прав и интересов несовершеннолетних. Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу.

Рассмотрим права и обязанности каждого из них подробнее:

Обучающийся имеет право на:

— получение бесплатного общего образования;

— выбор образовательного учреждения и формы получения образования;

— обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану и ускоренному курсу обучения;

— бесплатное пользование библиотечным фондом;

— получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

— участие в управлении школой;

— уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение своих взглядов и убеждений;

— защиту от применения методов физического и психического насилия;

— условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

К обязанностям обучающихся относится:

— соблюдать Устав школы;

— добросовестно учиться;

— бережно относиться к имуществу школы;

— уважать честь и достоинство других обучающихся и работников школы;

— выполнять требования работников школы;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать деловой стиль одежды.

За неисполнение или нарушение устава организации, правил внутреннего распорядка могут быть применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление из образовательной организации.

Отчисление обучающихся осуществляется приказом директора школы на
основании заявления родителей, опекунов или иных законных представителей
обучающегося, с указанием причины отчисления, как в приказе, так и в заявлении, либо решения педагогического совета школы.

Отчисление учащихся из школы на основании решения педагогического
совета школы, осуществляется по следующим основаниям:

❿ грубые и неоднократные нарушения устава школы;

❿ нарушение правил внутреннего распорядка;

❿ причинение вреда имуществу школы;

❿ причинение вреда здоровью другому учащемуся или преподавателю;

❿ систематические пропуски занятий;

❿ наличие академической задолженности по двум и более предметам.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из школы, школа обязана в течение 3-х дней проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) лица, исключенного из Школы, в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Родители (законные представители) имеют право:

— выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;

— защищать законные права и интересы ребёнка;

— присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с успеваемостью и поведением их ребёнка;

— участвовать в управлении школой, т.е. избирать и быть избранными в совет школы, попечительский совет, общешкольный и классный родительские комитеты;

— при обучении ребёнка в семье на любом этапе продолжить его обучение в школе;

— знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками успеваемости обучающегося: с оценками успеваемости родителей знакомит классный руководитель в письменной или устной форме;

— посещать уроки учителей в классе, где обучается ребенок, с разрешения директора школы и согласия учителя, ведущего урок;

— знакомиться с уставом школы, лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации школы;

— посещать школу и беседовать с педагогами после окончания у них последнего урока;

— вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития школы.

Родители (законные представители) обязаны:

— воспитывать своих детей и создавать необходимые условия для получения ими образования;

— нести ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;

— выполнять устав школы;

— посещать проводимые школой родительские собрания;

— нести ответственность за бережное отношение учащихся к государственной собственности.

Учитель имеет право:

— на участие в работе органов управления учреждения в порядке, предусмотренном уставом учреждения;

— на уважение своей профессиональной и личной чести и достоинства со стороны администрации, учащихся и родителей;

— самостоятельно выбирать и использовать методики обучения и воспитания учащихся;

— на отдых во время перемены и после уроков;

— на моральное и материальное поощрение своего труда.

Учитель обязан:

— быть примером достойного поведения в учреждении и в общественных местах;

— заботиться о защите прав и свобод учащихся, ценить личность ребёнка, его право на выражение собственного мнения и убеждений;

— уважать права родителей и иных законных представителей учащихся;

— постоянно повышать свой профессиональный уровень;

— принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися;

— аккуратно вести журнал, вовремя выставлять оценки и доводить их до сведения учащихся, своевременно предупреждать учащихся о предстоящих контрольных работах.

Все участники образовательного процесса имеют равные права и обязанности. Права и обязанности тесно взаимосвязаны между собой. Знание и соблюдение их является обязательной необходимостью для всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей и педагогов).

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

Правильный ответ:

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Обязанность

необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение

Права

правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека

Устав

свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого либо государственного органа, предприятия, учреждения

Обучающийся

лицо, осваивающее любую образовательную программу

Образовательный процесс

целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования

Педагогический работник

лицо, которое занимается практической деятельностью на профессиональной основе по воспитанию и образованию обучающихся

2. Подберите правильные ответы:

1) Мера дисциплинарного воздействия, налагаемая за наличие академической задолженности по двум и более предметам.

2) Основной международный документ в области регулирования прав ребенка.

3) Место, где реализуется право ребенка на получение основного общего образования.

Правильный вариант:

  1. Отчисление.
  2. Конвенция.
  3. Школа.

Классный час во 2 классе на тему:

«Мы изучаем права и обязанности»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 19 г. Йошкар-Олы»

Кочешкова Наталья Евгеньевна

Цель:познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».

Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;

обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.

формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности

Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово «здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Актуализация опорных знаний. Определение задач.

— И сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в замечательную страну права, постараемся определить вместе с вами права и обязанности учащихся.

— Представьте, что мы находимся на корабле, и являемся единой командой. Мне интересно знать, какое настроение у команды.

— Вот разноцветные флажки, выберите тот флажок, который соответствует вашему настроению (красный, зелёный, синий, жёлтый, чёрный, коричневый).
(Каждый ученик выбирает себе цветной флажок).
— Кораблю необходим флаг. (На доску вывешивается флаг с эпиграфом к мероприятию). Пусть девизом сегодняшней нашей встречи будет высказывание:

«Жизнь человека полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека»

— Как понимаете эти слова? (высказывания учащихся)

3. Вступительное слово учителя

— Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать по отношению друг к другу и что не могут? На что имеют право и на что не имеют? (Слайд 2).

И люди взялись за решение этих вопросов. В беседах между собой они пытались об этом договориться и установить правила жизни в человеческом обществе. Эти правила записаны во Всеобщую декларацию прав человека. В ней изложены права взрослых людей (Слайд 3).

Дети тоже являются полноценными членами общества людей. У них тоже есть права и обязанности. Люди из разных стран собрались вместе, договорились и приняли одинаковые права для всех, независимо от того, в каком государстве живет маленький человек. В 1989 году Организация Объединенных Наций создала и приняла документ, в котором прописаны права и обязанности детей. Этот документ называется Конвенция о правах «ребенка” (Слайд 4).

В каждой стране есть еще и своя Конституция это основной закон, по которому должны жить граждане страны (Слайд 5).

Права взрослого и права ребенка важно знать. Не менее важно помнить, что кроме прав и у взрослых и у детей есть обязанности, которые необходимо выполнять.

_Сегодня мы поговорим о том, почему важно знать права и обязанности и зачем их надо выполнять.

4. Беседа по теме

— Давайте порассуждаем; как вы понимаете, что такое права, права человека?
(Это правила, по которым мы можем жить).

— Попробуем выделить права ребенка из прав человека, т.е. ваши права. Как вы считаете, на что вы имеете права?

(Учитель вешает карточку со словом «Права» в центре доски и записывает ответы учеников, стремясь их по возможности систематизировать).

Высказывания учащихся

— уважение своей личной жизни, своего достоинства (слайды 6-14)

— на учебу, образование защищенность в жизни (когда есть помощь)
общение и дружбу со сверстниками

— права на семью, жилье, хорошие отношения в семье (когда родители не кричат на меня)
благополучную обстановку в школе (нет злых учителей) на собственность

— Как, по-вашему, почему мы специально выделили права ребенка из прав человека?

(Потому что ребенок нуждается в особой защите: он слабее взрослых; он еще много не знает и не умеет).

5. Конкурс «Кто больше вспомнит»

«Конкурс «Кто больше вспомнит».

Работа в группах. (обсуждения)

(класс разделился на 5 групп, детям предложены названия произведений, необходимо обсудить какие права героя или героев нарушены) (вспоминаем правила работы в группах)

«Гадкий утёнок» (обижали маленького утёнка, право относится ко всем одинаково, не зависимо от цвета кожи, внешнего вида и общения на другом языке.)

4 группа– «Приключения Буратино» (держал кукол в рабстве Карабас Барабас)

«Золушка» ( несчастной девушке было запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер, не имела права на отдых и досуг)

5 группа – «Приключения Буратино» (главный герой не воспользовался правом на бесплатное образование)

«Волк и семеро козлят» (Волк не имеет права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно).

Вывод:

— Вы заметили, что во многих сказках одни герои покушаются на жизнь других. И причем зло всегда наказывается, т.к. жизнь человека (как и любого другого живого существа) – это самое дорогое, что у него есть.

ФИЗМИНУТКА

6. Изучение обязанностей учащихся.

— Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях.
Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем.

Работа в парах ( на столах карточки)

«Обязанности учащихся»:

1.Посещать все уроки, не опаздывая на них.

2.На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе.

3.Успевать по всем предметам школьного курса.

4.Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения.

5.Соблюдать культуру внешнего вида.

6.Бережно относиться к школьному, общественному имуществу.

— И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями.

— Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей.

И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?»

Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос.

— Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них?

(Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках).

— Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать).

— Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры).

— Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей).

— Итог:

-Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет).

— Хотите иметь в дневниках только отрицательные отметки (Нет).

— Хотите жить без друзей (Нет).

Вывод:

— Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей.

Итог

— Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

7. Практическое задание (индивидуально)

( на парте листочки зелёного цвета с тестом)

Тест:

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать, так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над

8. Игра «Встретимся с друзьями!»

Содержание игры: учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открытки, по сигналу учащиеся начинают общаться для поиска «своей открытки», побеждают те, кто быстрее соберут свою открытку , однако игра завершается, когда все участники соберут открытки — найдут друзей.

9. Итог

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

10. Рефлексия

— Кого заставил задуматься сегодняшний классный час? (смайлики)

— И в завершение нашего классного часа, дарю «Памятку школьнику» (буклет)

Дорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников.

  • Добросовестно учись.
  • Соблюдай дисциплину
  • Не пропускай учебные занятия без уважительной причины.
  • Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
  • Школа — твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы. (К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность).
  • Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
  • Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
  • Если потребуется твоя помощь, не раздумывай — помоги. В следующий раз помогут тебе.
  • В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *