Права малочисленных народов России

ОБЩИНА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ И ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

ПИСАРЕВ Георгий Анатольевич

Аннотация. В статье рассмотрены цели законодательства, регулирующего правовой статус и принципы деятельности общин коренных малочисленных народов. Выделено противоречие между задачами сохранения этнической идентичности и защитой природных ресурсов. Обоснована необходимость принятия комплексной государственной программы, учитывающей региональные особенности деятельности общин.

Ключевые слова: община коренных малочисленных народов, традиционное природопользование, устойчивое развитие, природные ресурсы.

Ежегодно 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г. Основной целью как международного сообщества, так и Российского государства называется сохранение национальной самоидентичности данных народов и особенностей ведения хозяйства, называемого традиционным природопользованием.

В Российской Федерации правовой статус объединений лиц, относящихся к коренным малочисленным народам институционализирован. Впервые в отечественном праве в ГК РФ включена ст. 123.16 «Община коренных малочисленных народов Российской Федерации». В соответствии с данной нормой общинами коренных малочисленных народов признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам России и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Включение коренных малочисленных общин в ГК РФ имело далеко не однозначную оценку в связи с отсутствием видимой взаимосвязи закрепления гражданско-правового статуса общины с решением возлагаемых на нее задач1.

Все специальные нормы, связанные с правовым режимом ведения традиционного хозяйства указанными общинами, закреплены в Федеральном законе от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»2. К таким народам относятся коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, т. е. народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. чел. и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Под традиционным природопользованием понимается исторически сложившиеся, экологически обоснованные способы использования объектов животного и растительного мира, земельных и других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера3. Однако в условиях климатических изменений и уменьшения объема используемых общинами объектов животного и расти-

2 Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3 Рагулина М.В. Традиционное природопользование ко-

ренных малочисленных народов Сибири: тенденции и парадоксы развития // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Науки о Земле». 2014. Т. 7. С. 116.

тельного мира возникает сомнение в реальном соответствии традиционных промыслов экологически обоснованным способам использования природных ресурсов. К основным проблемным сферам специалисты относят, как уже отмечалось, непростую экологическую ситуацию, близость предела ресурсных возможностей, неоднозначность и качественное ухудшение угодий комплексного природо-

пользования .

Закон ориентирует на следующие признаки рассматриваемых общин: территориальная обособленность (территориально-соседское проживание), кровнородственные отношения, наличие исконной среды обитания, потребность в сохранении традиционного образа жизни. Это форма самоорганизации малочисленных народов, объединяемых по кровнородственному признаку, который в отношении иных социальных групп населения практически полностью утрачивает свое значение.

Одной из главных целей подобной самоорганизации законом называется ведение традиционного образа жизни, осуществление исторически сложившегося типа хозяйствования и занятие традиционными промыслами с использованием тех природных ресурсов, которые всегда были доступны данному населению и определяли социально-экономические и культурные взаимосвязи того или иного этноса.

Закон связывает функционирование общины с добычей и использованием природных ресурсов как организацией хозяйственной деятельности. В условиях 1990-х гг. подобный подход сыграл положительную роль. Утрата механизмов социально-экономической деятельности коренных народов, существовавших в советское время, привела к отсутствию какой-либо возможности трудоустройства для многих людей, проживающих на данных территориях. Самоорганизация в общины отчасти решила эту проблему. Однако в случае успешной реализации хозяйственной деятельности общиной возникает иная сложность. По закону деятельность общины носит некоммерческий характер. Это обстоятельство хотя и не препятствует полностью осуществлению общиной предпринимательской деятельности, но по-

4 См. об этом: Рагулина М.В. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Сибири. С.123.

следняя может быть связана лишь с традиционными занятиями коренных малочисленных народов. Конституционный Суд РФ такое ограничение объясняет принципами организации и деятельности общин малочисленных народов, а также основной целью общины — достижением общественно полезных целей, каковыми являются защита исконной среды обитания малочисленных народов, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры5. Однако, с точки зрения науки, цель правового регулирования самоорганизации коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ, состоит в сохранении этнической идентичности . В полной мере согласиться с данным выводом нельзя, так как деятельность общин может быть направлена на сохранение тех или иных ресурсов, однако без мощнейшей государственной поддержки справиться с данной задачей они не в силах, в том числе по причине столкновения интересов общины и крупных добывающих корпораций. Кроме того, осуществление всех перечисленных в определении Конституционного Суда РФ видов деятельности связано с самообеспечением членов общины. Возможности иного заработка чрезвычайно осложнены.

На самом деле указанное противоречие не просто кажущееся, а оказывающее существенное влияние не фрагментарность правового регулирования, рассредоточение норм права в законах, относящихся к различным отраслям права. Задача сохранения среды обитания — не столько хозяйственная, сколько этносохра-няющая задача. Однако этому противоречит жесткий принцип закрепления предоставляемых общинам коренных малочисленных народов государством гарантий при условии постоянного проживания в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной

5 Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. № 2737-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова Александра Сергеевича, Туракина Андрея Михайловича и других на нарушение их конституционных прав положениями статей 5, 11 и 22 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»» // СПС «КонсультантПлюс».

6 Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Роль общин коренных ма-

лочисленных народов Севера как юридического лица в сохране-

деятельности7. Сохранение этноса не должно ограничиваться территорией, так как ведет к фактической резервации членов общины.

Причем сохранение среды обитания не входит, с точки зрения законодателя, в систему принципов организации и деятельности общин коренных малочисленных народов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» такими принципами называют принцип равенства общин перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов; принципы добровольности, равноправия, самоуправления и законности; принцип свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности; принцип гласности. Однако данные принципы связаны с организацией деятельности общины, фактически навязанной современным обществом малочисленным народам в попытке их социализации и вовлечения в существующие экономические отношения. Самоорганизация как средство сохранения идентичности может быть основана не только на демократических основах современного общества, к которым относятся большинство из перечисленных принципов. Основы такого объединения (ориентированного на кровнородственные отношения) могут быть связаны с религиозными верованиями того или иного этноса. Неслучайно специалистами в данной сфере указывается, что согласно традиционным верованиям «расточительное природопользование способствовало рассеиванию жизненной силы как отдельного человека, так и всего его рода. Во избежание этого хакасы диверсифицировали стратегии природопользования и создали множество «табу», которые поддерживали сбалансированное состояния экологической системы территории»8. Таким образом, содействие рачительному природо-

7 Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // // СПС «Консуль-тантПлюс».

8 Паникарова С.В., Власов М.В. Современные тенденции традиционного природопользования коренных народов Сибири (на материалах Республики Хакасия) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 2. С. 154.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользованию определяло и тип хозяйствования данных народов, и их систему морально-религиозных воззрений. При этом в ст. 13 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» подобная обязанность вводится в отношении не самой общины, а ее членов. Помимо соблюдения устава общины, ее члены должны рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры. Однако данная обязанность, не подкрепленная нормами права, ничем не отличается от обязанности среднестатистического россиянина по охране окружающей среды. Нами уже отстаивался тезис о том, что законодательство ориентировано на права, а не на обязанности данных групп населения9.

Специалистами отмечается, что далеко не во всех видах промысла общины достигают необходимых показателей добычи ресурсов (например, по Хабаровскому краю отмечается, что рыболовство осуществляют 28 % общин от общего количества, указавшего этот вид деятельности, традиционную охоту — 50 %, т. е. три общины10). Связывать деятельность общин с реальными возможностями добычи традиционных природных ресурсов представляется затруднительным, так как фактически они включены в своеобразную природно-этногра-фическую систему и сами нуждаются в серьезной поддержке и защите. Общины в современных условиях не могут выполнять функции по сохранению природных ресурсов на территориях, отличающихся труднодоступностью, тяжелыми климатическими условиями и пр.

Требуется ориентировать как законодательную базу, так и правоприменительную практику в отношении регулирования и деятельности общин коренных малочисленных народов и сохранения природных ресурсов рассматриваемых территорий (в условиях их добычи и использования) на основе принципов устойчивого развития. Необходимо поддержать позицию С.Н. Виноградовой, согласно которой жизнедеятельность коренных народов

9 Писарев Г.А. Гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и проблема защиты природных ресурсов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 17. С. 89.

строится на непосредственной связи с землей и доступе к природным ресурсам11. Далее автор указывает, что традиционная экономическая модель этих народов носит ресурсосберегающий характер, она основывается на применении вариативных, экологически адаптированных схем использования возобновляемых природных ресурсов, что обусловливает необходимость изучения и сохранения данного опы-

та . С этим утверждением нужно согласиться, но только в том случае, если будет действовать комплексная государственная программа, учитывающая региональные особенности деятельности общин и объединяющая две задачи: сохранение этноса и защита той природной среды, которая обеспечивала его самобытность и в настоящее время подвергается серьезному технократическому влиянию.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. № 2737-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Быкова Александра Сергеевича, Туракина Андрея Михайловича и других на нарушение их конституционных прав положениями статей 5, 11 и 22 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» // // СПС «КонсультантПлюс».

7. Писарев, Г.А. Гарантии прав коренных малочисленных народов РФ и проблема защиты природных ресурсов // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 17.

9. Рагулина, М.В. Традиционное природопользование коренных малочисленных народов Сибири: тенденции и парадоксы развития // Известия Иркутского государственного университета. — Серия «Науки о Земле». — 2014. — Т. 7.

12 Виноградова С.Н. О некоторых особенностях устойчивого развития… С. 28-35.

Содержание

Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае

ЗАКОН
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
от 18 сентября 2008 года N 126
Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае

(в редакции Законов Камчатского края от 01.04.2014 N 403, от 02.10.2017 N 152, от 11.03.2019 N 317)

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания
Камчатского края
02 сентября 2008 года N 284

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются понятия, определенные Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», Федеральным законом от 07.05.2001 N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 2. Правовая основа организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края

1. Правовую основу организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Камчатском крае (далее — община коренных малочисленных народов, община), осуществляющих свою деятельность на территории Камчатского края, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Камчатского края, настоящий Закон, иные законы Камчатского края и нормативные правовые акты Камчатского края.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Решения по вопросам внутренней организации общин коренных малочисленных народов и взаимоотношений между их членами могут приниматься на основании традиций и обычаев коренных малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству Камчатского края и не наносящих ущерба интересам других этнических общностей и граждан.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на все общины коренных малочисленных народов (семейные (родовые), территориально-соседские), на союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов, осуществляющие свою деятельность на территории Камчатского края.

Статья 4. Цели создания общин коренных малочисленных народов

Общины коренных малочисленных народов создаются в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 5. Принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов

1. Организация и деятельность общин коренных малочисленных народов основываются на принципах:

1) равенства общин коренных малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины коренных малочисленных народов;

2) добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

3) свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

4) гласности.

2. Деятельность общин носит некоммерческий характер.

Статья 6. Организация общин коренных малочисленных народов

1. Организация общин коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.

2. В соответствии с федеральным законодательством учредителями общин коренных малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к коренным малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет, при этом число учредителей не может быть менее трех.

3. Общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину коренных малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей коренных малочисленных народов).

4. Учредителями общин коренных малочисленных народов не могут быть:

1) иностранные граждане;

2) лица без гражданства;

3) юридические лица;

4) органы государственной власти Российской Федерации и их должностные лица;

5) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностные лица;

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

6) органы местного самоуправления и их должностные лица.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

5. Общины коренных малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

6. В соответствии с федеральным законодательством по решению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами коренных малочисленных народов.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

7. Отказ лица от вступления в общину коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционной хозяйственной деятельности и занятие традиционными промыслами.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

8. Община коренных малочисленных народов вправе иметь печать, а также бланки со своим полным наименованием и зарегистрированную в установленном порядке символику.

9. Учредительными документами общины коренных малочисленных народов являются:

1) учредительный договор;

2) устав.

10. Учредительный договор заключается учредителями общины коренных малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов данной общины.

11. В учредительных документах общины коренных малочисленных народов должны быть определены:

1) сведения о принадлежности учредителей к коренным малочисленным народам;

2) наименование общины;

3) местонахождение;

4) основные виды традиционной хозяйственной деятельности.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

12. Учредительные документы подписываются учредителями общины коренных малочисленных народов.

13. С момента принятия решения об организации общины коренных малочисленных народов она считается созданной.

Статья 7. Учредительное собрание общины коренных малочисленных народов

В соответствии с федеральным законодательством решения о создании общины коренных малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины коренных малочисленных народов, где вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 8. Устав общины коренных малочисленных народов

1. Устав общины коренных малочисленных народов должен определять:

1) вид общины, предмет и цели ее деятельности;

2) состав учредителей;

3) наименование и местонахождение;

4) источники формирования имущества общины и порядок его использования;

5) порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

6) порядок возмещения убытков;

7) условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

8) порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

9) структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

10) порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

11) периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

12) порядок созыва общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов;

13) порядок реорганизации и ликвидации общины;

14) права и обязанности членов общины;

15) порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

16) порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

17) сроки полномочий органов контроля общины;

18) ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию;

19) иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» и настоящим Законом.

2. В уставе общины коренных малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины коренных малочисленных народов, не противоречащие федеральному законодательству.

3. Об изменениях в своем уставе община коренных малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти Камчатского края и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в течение одного месяца со дня принятия решения о внесении таких изменений путем направления уведомления с приложением соответствующего протокола общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов и текста изменений, вносимых в устав, а также текста устава общины коренных малочисленных народов с учетом внесенных изменений.

Статья 9. Регистрация общины коренных малочисленных народов

Созданная община коренных малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община коренных малочисленных народов приобретает права юридического лица.

Статья 10. Права общины коренных малочисленных народов

Община коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе:

1) защищать права и законные интересы общины коренных малочисленных народов и ее членов;

2) утратил силу. — Закон Камчатского края от 02.10.2017 N 152;

3) участвовать в защите исконной среды обитания посредством взаимодействия со специально уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае;

4) распространять информацию о деятельности общины коренных малочисленных народов;

5) организовывать воспитание и обучение детей членов общины коренных малочисленных народов исходя из традиций и обычаев этих народов;

6) содержать и охранять культовые места;

7) создавать собственные культурные центры и другие общественные объединения;

8) объединяться в союзы (ассоциации) с другими общинами коренных малочисленных народов;

9) сохранять свой национальный язык, культуру, традиции и обычаи;

10) осуществлять иные права в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

Статья 11. Общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. В соответствии с федеральным законодательством высшим органом управления общины коренных малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов (далее в настоящей статье — собрание), которое созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Собрание рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины коренных малочисленных народов.

3. В исключительной компетенции собрания находятся:

1) принятие устава общины коренных малочисленных народов;

2) избрание правления (совета) общины коренных малочисленных народов и его председателя;

2(1) определение основных направлений деятельности общины коренных малочисленных народов;

(п. 2(1) введен Законом Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

3) принятие новых членов;

4) исключение из общины коренных малочисленных народов;

5) избрание ревизионной комиссии;

6) принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины коренных малочисленных народов;

7) утверждение решений председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов.

Уставом общины коренных малочисленных народов к полномочиям собрания могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины коренных малочисленных народов.

4. Собрание считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины коренных малочисленных народов, если уставом общины коренных малочисленных народов не установлены иные правила.

Статья 12. Правление (совет) общины коренных малочисленных народов

1. В соответствии с федеральным законодательством органом управления общины коренных малочисленных народов является правление (совет) общины коренных малочисленных народов.

Наименование правления (совета) общины коренных малочисленных народов определяется уставом.

Правление (совет) общины коренных малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов простым большинством голосов. Количественный состав правления (совета) общины коренных малочисленных народов определяется уставом общины коренных малочисленных народов.

Полномочия правления (совета) общины коренных малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины коренных малочисленных народов.

Избранными в состав правления (совета) общины коренных малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов.

2. Правление (совет) общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе:

1) рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину коренных малочисленных народов;

2) определять количество работников, привлекаемых общиной коренных малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

3) утверждать решение председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов.

Уставом общины коренных малочисленных народов правлению (совету) общины коренных малочисленных народов могут быть предоставлены и иные полномочия.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 13. Полномочия председателя правления (совета) общины коренных малочисленных народов

1. В соответствии с федеральным законодательством председатель правления (совета) общины коренных малочисленных народов:

1) организует работу правления (совета) общины коренных малочисленных народов;

2) в период между заседаниями правления (совета) общины коренных малочисленных народов решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов или правления (совета) общины коренных малочисленных народов;

3) в соответствии с уставом общины коренных малочисленных народов собирает правление (совет) общины коренных малочисленных народов и общее собрание (сход) членов общины коренных малочисленных народов;

4) представляет общину коренных малочисленных народов в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Уставом общины коренных малочисленных народов председателю правления (совета) общины коренных малочисленных народов могут быть представлены и иные полномочия.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 14. Права членов общины коренных малочисленных народов

1. Члены общины коренных малочисленных народов в соответствии с уставом общины коренных малочисленных народов имеют право на:

1) участие в принятии решений общины коренных малочисленных народов;

2) участие в выборах органов управления общины коренных малочисленных народов и право быть избранными в эти органы;

3) получение доли из имущества общины коренных малочисленных народов или ее компенсации при выходе из общины коренных малочисленных народов либо при ее ликвидации;

4) выход из общины коренных малочисленных народов;

5) иные права, предусмотренные уставом общины коренных малочисленных народов.

2. Члены общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Камчатского края вправе использовать для нужд традиционных хозяйственной деятельности и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 15. Имущество общин коренных малочисленных народов

1. В собственности общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством могут находиться:

1) имущество, переданное членами общины коренных малочисленных народов в качестве вклада (взноса) при организации общины коренных малочисленных народов;

2) финансовые средства, принадлежащие общине коренных малочисленных народов (собственные и заемные);

3) добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

4) иное имущество, приобретенное или полученное общиной коренных малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины коренных малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины коренных малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Общины коренных малочисленных народов с согласия членов общины коренных малочисленных народов вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

Статья 16. Союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов

1. Общины коренных малочисленных народов независимо от видов их традиционной хозяйственной деятельности вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины коренных малочисленных народов — члены союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин коренных малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация».

Статья 17. Взаимоотношения органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае с общинами коренных малочисленных народов

1. Органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Камчатского края.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. Органы государственной власти Камчатского края в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством могут оказывать общинам коренных малочисленных народов, а также союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов помощь в виде:

1) заключения с общинами коренных малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин коренных малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг в соответствии с гражданским законодательством;

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2) целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов для самоуправления и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

3) бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

4) социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам коренных малочисленных народов, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

(в ред. Закона Камчатского края от 01.04.2014 N 403)

5) выделения материальных и финансовых средств, необходимых для социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

(в ред. Закона Камчатского края от 11.03.2019 N 317)

Статья 18. Реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов

(статья 18 в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. В соответствии с федеральным законодательством реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины коренных малочисленных народов или союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов.

2. Реорганизация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам коренных малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин коренных малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 19. Ликвидация общин коренных малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин коренных малочисленных народов

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

1. Общины коренных малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин коренных малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

(часть 1 в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

2. При ликвидации общины коренных малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины коренных малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины коренных малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины коренных малочисленных народов, союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

3. Ликвидация общины коренных малочисленных народов считается завершенной, а община коренных малочисленных народов — прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Споры о ликвидации общин коренных малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин коренных малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

(абзац введен Законом Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

4. В случае, если община коренных малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске принимается на общем собрании (сходе) членов общины коренных малочисленных народов. Копия протокола общего собрания (схода) членов общины коренных малочисленных народов направляется в органы государственной власти Камчатского края и (или) органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в срок не позднее чем пять дней с момента решения о ее ликвидации или самороспуске.

Статья 20. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины коренных малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и их должностных лиц, ущемляющие права общин коренных малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

(в ред. Закона Камчатского края от 02.10.2017 N 152)

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 22. Заключительные положения

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Корякского автономного округа от 01.12.2005 N 93-оз «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Корякском автономном округе».

Губернатор
Камчатского края
А.А.КУЗЬМИЦКИЙ

г. Петропавловск-Камчатский

Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года

Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

представители других этнических общностей — представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;

общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

семейные (родовые) общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

территориально-соседские общины малочисленных народов -формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

союзы (ассоциации) общин малочисленных народов — межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

1. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

Статья 5. Принципы организации и деятельности общин малочисленных народов

Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;

добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

гласности.

Деятельность общин носит некоммерческий характер.

Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов

Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

предоставления налоговых льгот и преимуществ;

целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

2. Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 8. Организация общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

2. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредителями не могут быть юридические лица.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

3. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

учредительный договор;

устав.

Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

наименование общины;

местонахождение;

основные виды хозяйствования.

В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

Статья 10. Устав общины малочисленных народов

1. Устав общины малочисленных народов должен определять:

вид общины, предмет и цели ее деятельности;

состав учредителей;

наименование и местонахождение;

источники формирования имущества общины и порядок его использования;

порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

порядок возмещения убытков;

условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

порядок реорганизации и ликвидации общины;

права и обязанности членов общины;

порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов.

В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.

2. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Членство в общине малочисленных народов

1. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

2. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

участие в принятии решений общины;

участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

выход из общины;

другие права, предусмотренные уставом общины.

2. Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

Статья 13. Обязанности членов общины малочисленных народов

1. Члены общины малочисленных народов обязаны:

соблюдать устав общины;

рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

3. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

Статья 14. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

1. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов.

Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов.

2. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится:

принятие устава общины;

избрание правления (совета) общины и его председателя;

принятие новых членов;

исключение из общины;

определение основных направлений деятельности общины;

избрание ревизионной комиссии;

принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины;

утверждение решений председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

Статья 15. Правление (совет) общины малочисленных народов

1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.

Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.
Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.
2. Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину;

определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

утверждать решение председателя правления (совета) общины.

Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 16. Полномочия председателя правления (совета) общины малочисленных народов

Председатель правления (совета) общины малочисленных народов:

организует работу правления (совета) общины;

в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины;

в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины;

представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

Статья 17. Имущество общин малочисленных народов

1. В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

3. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

4. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 18. Льготы, предоставляемые членам общины малочисленных народов

В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов члены общины малочисленных народов пользуются льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 19. Деятельность общин малочисленных народов в сфере образования и культуры

1. В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.

Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

Статья 20. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

2. Общины малочисленных народов — члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

3. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

4. Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация».

Статья 21. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.

2. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

3. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 22. Ликвидация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

1. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

2. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае:

выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины;

прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

3. При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

4. Запись о прекращении деятельности общины малочисленных народов вносится в реестр органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

заявление о прекращении деятельности общины, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием (сходом) членов общины малочисленных народов;

решение соответствующего органа о ликвидации общины;

устав общины малочисленных народов;

ликвидационный или разделительный баланс;

документ об уничтожении печати общины.

Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде.

Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение о ликвидации общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, направляется в орган юстиции, зарегистрировавший общину малочисленных народов, союз (ассоциацию) общин малочисленных народов.

В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в порядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 23. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Статья 24. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

МОСКВА, 24 сентября. /ТАСС/. Интересы коренных малочисленных народов России учтены на федеральном и региональном уровнях, работа по сохранению их самобытности, языка и культуры будет вестись на постоянной основе. Об этом сообщил в четверг заместитель руководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов.

«Напомню, что закрепленные в Конституции РФ вопросы соблюдения гарантий прав коренных малочисленных народов, защиты искомой среды обитания и традиционного образа жизни были, есть и будут в числе приоритетов государственной национальной политики. <…> В целом позитивных изменений много, но мы знаем, что есть и проблемы. Поэтому для всех очевидно, конечно, для нас, кто в системе государственной власти занимается вопросами реализацией государственной национальной политики, что коренные малочисленные народы Севера еще требуют особого подхода со стороны государства и общества для сохранения своей самобытности, языка и культуры. Мы этим будем заниматься постоянно на системной основе», — сказал Магомедов в ходе торжественного мероприятия, посвященного 30-летию Ассоциации коренных малочисленных народов.

Он отметил, что на данный момент на федеральном и региональном уровнях принято более 1 тыс. нормативных правовых актов, которые затрагивают вопросы реализации прав коренных малочисленных народов России. Коме этого, интересы коренных народов учтены во многих федеральных стратегических документах, в том числе в стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года.

«Убежден, что прогресс сохранения и развития этих этносов был и будет обеспечен благодаря взаимодействию органов государственной власти с институтами гражданского общества, представляющие интересы коренных малочисленных народов, конечно, прежде всего Ассоциацией коренных малочисленных народов», — добавил Магомедов.

О поддержке коренных народов

Руководитель Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России) Игорь Баринов сообщил ТАСС, что большинство коренных малочисленных народов в России проживают в сложнейших климатических условиях, поэтому государство уделяет особое внимание поддержке их образу жизни, а также сохранению их языка, культуры и традиций.

«Оказывая поддержку, мы должны с одной стороны сделать все чтобы у представителей коренных малочисленных народов был выбор: либо сохранить традиционный образ жизни своих предков, либо получить достойное образование и пойти по другому пути. <…> Даже для тех представителей, которые остаются на территории исконного проживания своих предков, для них должны стать доступны современные плоды цивилизации — связь, качественное здравоохранение, образование», — сказал Баринов.

О мероприятии

С 23 по 27 сентября 2020 года в Москве в Музее Победы проходит форум коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который посвящен празднованию 30-летия со дня образования Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Ассоциация была образована в марте 1990 года на I Съезде народов Севера и называлась «Ассоциация народов Севера СССР», она объединяла 26 народов Севера. Сейчас Ассоциация объединяет 41 народ, численность которых составляет около 250 тыс. человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *