В поездах АО «ФПК» пассажирам разрешается провозить следующие предметы, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см:
а) сноуборды, лыжи и палки к ним, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. Плата за перевозку данных предметов с пассажиров не взимается. Оформление перевозочных документов не требуется.
б) разборные байдарки, неразборные каяки и весла, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждую байдарку (каяк), перевозимую в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 30 кг;
в) велосипеды без мотора в разобранном и упакованном виде, которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждый велосипед, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. Также велосипеды можно перевозить в багажных купе.
Инструкция по размещению велосипедов в плацкартных вагонах, вагонах купе и СВ (кроме двухэтажных поездов).
г) детские и инвалидные коляски в разобранном и упакованном виде (кроме случаев, указанных в пункте 109 Правил), которые размещаются на местах для ручной клади или вместе с перевозящими их пассажирами в вагоне таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам. За каждую детскую и инвалидную коляску, перевозимую в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг;
д) охотничье и спортивное оружие, которое перевозится в чехле, кобуре или специальном футляре в разряженном состоянии отдельно от патронов на местах для ручной клади. За каждую перевозимую в поезде единицу оружия с принадлежностями взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг.
е) спортивные шесты, которые перевозятся в купейных вагонах и в вагонах с 2-х местными купе (СВ). Размещение шестов должно осуществляться в связке равномерно вдоль кожуха труб отопления коридора так, чтобы они не мешали проходу пассажиров. Погрузка спортивных шестов разрешается со станции отправления поезда и с промежуточной станции, где стоянка поезда не менее 5 минут, с высокой платформы через окно коридорной стороны вагона. На конечной станции выгрузка шестов осуществляется только после полной высадки пассажиров из вагона. За каждый шест, перевозимый в поезде, взимается плата по тарифу багажа весом в 10 кг. На один проездной документ разрешается провоз не более 2-х спортивных шестов. Контроль за погрузкой и выгрузкой шестов возлагается на проводника пассажирского вагона, в котором они перевозятся.
Оформление перевозочных документов осуществляется с даты открытия продажи мест на поезд и до его отправления, независимо от даты приобретения проездного документа пассажиром.
В пригородных поездах разрешается бесплатно провозить лыжи, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см и палки к ним, на местах, предназначенных для размещения ручной клади. На один проездной документ разрешается провозить не более одной пары.
Плата за провоз лыж взимается на полигонах обслуживания пригородных компаний: ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания», ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания», АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания».
Обеспечение целостности и сохранности багажа, перевозимого с собой пассажиром, является обязанностью пассажира.
Правила проезда пассажиров в поездах дальнего и ближнего следования
1. При проезде в дальних и местных поездах пассажиры обязаны соблюдать общественный порядок и правила, действующие на железнодорожном транспорте.
2. Работники железнодорожного транспорта должны быть вежливыми и предупредительными с пассажирами, принимать меры к улучшению обслуживания.
В этих целях проводники ОБЯЗАНЫ:
2.1 выдавать за установленную плату постельные принадлежности и забирать их у пассажира не ранее чем за 30 минут до прибытия на станцию назначения. Застилать постель пассажирам с малолетними детьми, больным и престарелым.
2.2. обеспечить хранение проездных документов пассажиров в пути следования и возвращать их не позднее 30 минут до прибытия поезда на станцию назначения.
2.3. предупреждать пассажиров не позднее, чем за 30 минут о подходе к станции назначения или пересадки.
2.4. в вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров чаем за установленную плату не менее трех раз в сутки (с 8.00 до 10.00, с 15.00 до 17.00, с 20.00 до 22.00 по местному времени).
2.5. производить своевременную и качественную уборку салонов вагонов, туалетов, мусоросборников
2.6. содержать открытыми в вагоне два туалета.
2.7. производить по требованию пассажиров установку ремней безопасности на верхних полках для предохранения от падения.
3. Пассажир имеет ПРАВО:
3.1. перейти в пути следования в вагон выше оплачиваемой категории при наличии в нем свободных мест с оплатой разницы в стоимости проезда
3.2. сделать один раз в пути следования остановку с продлением срока на годности билета в одном пункте не более чем на 10 суток с обязательной отметкой об этом на билете у администрации станции (вокзала)
3.3. провозить бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без занятия отдельного места. При следовании с пассажиром более одного ребенка в возрасте до 5 лет или одного ребенка до 5 лет с занятием отдельного места, а также на каждого ребенка от 5 до 10 лет приобретаются детские билеты
3.4. провозить бесплатно ручную кладь весом до 36 кг на специально отведенных для этого местах. Забота о целости и сохранности ручной клади входит в обязанности пассажира
3.5. преимущественное право занятия рундука имеет пассажир, занимающий нижнюю полку
3.6. провозить за установленную плату телевизор или радиоприемник (не более одного на билет) при следовании пассажира в вагоне со спальными местами
4. При проезде в вагоне пассажирских поездов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
4.1. проезжать без наличия проездных документов на весь путь следования
4.2. проезжать на подножках и крышах вагонов, производить посадку на ходу поезда
4.3. провозить ручную кладь, которая может повредить или загрязнить вагон или вещи других пассажиров, а также заряженное огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества
4.4. находиться в нетрезвом состоянии при посадке и в пути следования, нарушать правила проезда и общественный порядок, распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, мешать спокойствию других пассажиров. Пассажиру, допустившему эти нарушения, отказывается в перевозке с соответствующей отметкой об этом на билете. В этих случаях плата за проезд и перевозку багажа не возвращается
4.5. останавливать без надобности поезд стоп-краном
4.6. проезжать в тамбурах и на переходных площадках
4.7. курить в не установленных местах. Курить при проезде в вагонах разрешается только в тамбуре с некотловой стороны
4.8. выбрасывать из окон и дверей вагонов мусор и другие предметы, пользоваться туалетом в вагонах при стоянке на станциях
4.9. пользоваться матрацами, подушками без постельного белья. Повреждать внутривагонное оборудование, постельные принадлежности, стекла вагонов. В случае утери, порчи инвентаря или оборудования с пассажира взыскивается стоимость поврежденного ущеРУа.
5. Лица, виновные в несоблюдении на железнодорожном транспорте правил проезда, общественного порядка, противопожарной безопасности, привлекаются к административной ответственности:
5.1 за безбилетный проезд пассажиров, а также провоз без билета детей в возрасте от 10 до 16 лет налагается штраф в установленном порядке. Одновременно с этим взыскивается стоимость проезда от места посадки пассажира в поезд до пункта назначения
5.2 провоз без билета детей в возрасте от 5 до 10 лет влечет наложение штрафа в установленном порядке
5.3 провоз ручной клади сверх установленных норм влечет наложение штрафа в установленном порядке. Уплата штрафа не освобождает пассажира от оплаты провоза излишней ручной клади
5.4 нарушение правил провоза огнеопасных, отравляющих, взрывчатых и ядовитых веществ и предметов влечет предупреждение или наложение штрафа в установленном порядке
5.5 за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном налагается штраф в установленном порядке. При этом, если эти действия повлекли за собой несчастные случаи с людьми, крушение, повреждение подвижного состава или иные тяжелые последствия, виновные привлекаются к уголовной ответственности
5.6 за посадку и высадку на ходу поезда, проезд на подножках и крышах вагонов налагается штраф в установленном порядке
5.7 повреждение внутривагонного оборудования, стекол пассажирских вагонов влечет наложение штрафа в установленном порядке. Наложение штрафа не освобождает от возмещения стоимости поврежденного оборудования
5.8 курение в вагонах в не установленных для этого местах, выбрасывание мусора и иных предметов из окон и дверей вагонов влечет предупреждение или наложение штрафа
5.9 лица, виновные в нарушении общественного порядка на станциях, вокзалах, поездах, привлекаются к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством
5.10 штраф налагается на месте должностными лицами железнодорожного транспорта, а также работниками органов милиции
6. Контроль за соблюдением Правил возлагается на администрацию железнодорожного транспорта.
О дополнительно оказываемых услугах в поездах справку дают проводник вагона и начальник поезда.
Прямых поездов из Ростова-на-Дону в Балаково, что в Саратовской области, нет. Пришлось брать билеты с пересадкой. На входе в здание вокзала Ростов-главный у всех измеряют температуру — секундное дело. Но если она повышенная — дальше не пройдешь.
В кассах пусто. Большинство пассажиров предпочитают дистанционную форму оплаты. Все приезжают к поезду, чтобы не задерживаться в зале ожидания. На входе санитайзер для обработки рук. Повсюду напоминания о соблюдении социальной дистанции в полтора метра. Сотрудники вокзала, полицейские и пассажиры — в масках. Многочисленные магазинчики закрыты, не работают кафе.
И вот, пройдя все кордоны, я оказалась на перроне. Кстати, еще в мае в РЖД действовали ограничения на продажу билетов — поезда должны были заполнять максимум наполовину, не больше двух в купе и по три на отсек в плацкарте. Сегодня таких ограничений уже нет.
Но мне повезло. Все-таки в купе я оказалась одна. Так что смело сняла маску по пути до Тамбовской области, где у меня была пересадка с трехчасовым ожиданием.
Мичуринск меня встретил отличной погодой. В полной экипировке — в маске и перчатках — я вышла из поезда. И на мое удивление будто бы попала в докарантинное время.
— Пирожочки горячие! — тут же донеслось из открытой палатки, у которой выстроилась небольшая очередь.
— Мороженое! Покупайте мороженое! — кричали рядом.
— Яблочки сладкие мичуринские! Грушки медовые!
При этом на продавцах не было масок, не говоря уже о перчатках.
На входе в здание вокзала Мичуринск-Уральский сотрудники полиции также без масок. Пассажиров вышло немного. Для кого-то, как и для меня, это был транзитный вокзал. Кто-то прямиком направился на выход в город.
Я ожидала, что по прибытии нас будут встречать медики. Ну или, по крайней мере, какой-то контроль за приезжими будет осуществляться. Однако я ошиблась. Беспрепятственно выйти в город оказалось проще простого любому пассажиру.
— Девушка, вам куда? — ко мне подскочил молодой таксист. А узнав, что мне просто надо переждать пару часов, предложил кофе, указав на небольшой павильон.
— Там дешевле, чем из автомата.
Мичуринск официально признан наукоградом и носит имя знаменитого селекционера.
— Раньше это был город Козлов, а потом его переименовали, — сообщил мой случайный знакомый. — Как с коронавирусом у нас? Да никак! Я его не боюсь. Вот только пассажиров маловато.
Тут объявили мой поезд. На этот раз у меня были билеты в плацкарт. Вагон заполнен больше, чем наполовину. Кто-то в масках, кто-то — без. Рядом со мной ехали два вахтовика-железнодорожника. На боковушке — молодой человек, который всю дорогу читал книгу.
Вахтовики были настроены на беседу. Но я, поправив маску, сказала, что боюсь коронавируса и буду спать.
Несмотря на довольно большое количество людей, в вагоне было тихо. Люди стараются меньше общаться друг с другом. Чай и кофе просят принести все реже: пользуются собственными чашками.
И вот вторые 12 часов пути позади. Утром по вагону прошла начальник поезда, чтобы измерить у пассажиров температуру. Если кто-то спал, температуру измеряли приборчиком, похожим на пистолет.
— Если у кого-то она повышена, мы сообщаем медикам. По правилам, установленным Роспотребнадзором, к таким пассажирам на следующей станции прибудет «скорая» и они будут сняты с поезда.
— И часто такое бывает? — поинтересовалась я.
— Не часто, но бывало… Так как человек не по своей воле не доехал до места назначения, он потом по выздоровлении сможет продолжить путь бесплатно по тому же билету.
В нашем вагоне температура у всех оказалась в норме.
И вот Балаково — город атомной энергетики. На строительство балаковской АЭС в свое время и отправились мои родственники с Дона, да там и остались.
Городок в Саратовской области небольшой — около сотни тысяч жителей. Но встречают там прибывающих так, будто в каждом видят потенциального больного.
— Пройдите в коронавирусную палатку. Соблюдайте очередь! — направил меня сотрудник вокзала к огромному шатру МЧС. Рядом — большой трейлер. Там — эпидемиологи, похожие на космонавтов, облаченные в противоковидные костюмы.
В палатке у каждого прибывшего измеряют температуру. Записывают паспортные данные, номер телефона, адрес. И строго напоминают о самоизоляции на 14 дней по прибытии. Что касается населения в Балаково, угрозу коронавируса там воспринимают реально. Но маски на улицах носят не все.
А мне уже на следующий день предстояло возвращение домой. Как оказалось, на балаковском вокзале жесткие меры установлены лишь для прибывающих. Температуру отбывающим никто не мерил. В поезде мы ехали втроем в одном купе. Очень порадовал на столике свежий номер «Российской газеты».
— Это чтобы пассажиры в дороге не скучали и были в курсе всех новостей, — сообщил проводник.
В Ростове потоки прибывающих и уезжающих пассажиров разделили. И если раньше вход и выход в вокзал были через само здание, то теперь, сойдя на перрон, выходить в город нужно через ворота у первой платформы. Там сотрудники транспортной полиции записывают паспортные данные и номер поезда. Если вдруг среди пассажиров выявят больного COVID-19, всех контактных разыщут.
У меня все хорошо. Но температуру измеряю ежедневно. Все-таки любая поездка сегодня риск. Так что лучше соблюдать меры самоизоляции, чтобы обезопасить себя и своих близких. И по возможности, все-таки оставаться дома.
Подробнее читайте в ближайшем номере «Российской газеты».
Все материалы сюжета «COVID-19. Мы справимся!» читайте .