Правовая сказка

Нарушение прав ребенка в сказках изучили ученики начальных классов в рамках Всероссийского дня правовой помощи детям.

Многие просто так читают сказки, и не задумываются, что там нарушаются права персонажей, в частности детей.

В рамках всероссийского Дня правовой помощи детям педагоги столичной школы № 38 предложили ученикам 2-4 классов рассмотреть сказки с точки зрения нарушения прав детей. «Ведь необходимо проводить правовое воспитание с самого раннего возраста, чтобы ребенок знал, как защитить свои права, как отстоять их», — отметила учитель начальных классов Наталья Захарова.

Удивительные рисунки с изображением нарушенных прав детей появились 20 ноября 2018 года в фойе школы № 38:

— Право на жизнь (статья 6 Конвенции о правах ребенка, статья 4 Закона «О защите прав ребенка» — каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; государство защи-щает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств) нарушено в сказках «Три поросенка», «Колобок».

Право на достойный уровень жизни (статья 27 Конвенции, статья 8 Закона — каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития; государство обеспечивает создание этих условий) нарушено в сказке «Золушка».

Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия (статья 19 Конвенции, статьи 9 Закона — каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия) нарушено в сказке «Золушка», «Три поросенка»

Право на проживание в семье (статья 7 Конвенции, статья 15 Закона каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание) нарушено в сказке «Золушка».

Право на жилище (статья 16 Конвенции, статья 18 Закона — каждый ребенок имеет право на жилище) нарушено в сказке «Три поросенка».

Право на имущество (статья 19 Закона— каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки; имеет право на наследование имущества родителей) нарушено в сказке «Три поросенка».

Право на отдых (статья 31 Конвенции, статья 25 Закона — каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями) нарушено в сказке «Золушка».

Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции (статья 16 Конвенции, статья 28 Закона — каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь) нарушено в сказке «Снежная королева», «Дюймовочка».

Право на свободное выражение мысли (статья13 Конвенции — каждый ребенок имеет право, в зависимости от возраста, на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение) нарушено в сказке «Колобок».

По итогам мероприятия места распределились следующим образом:

1 место – 2б, 3в, 2а

2 место – 4а, 3г

3 место — 4г, 4б, 2в

Конвенция о правах ребенка

Стороны конвенции Подписано, но не ратифицировано Не подписавший

Подписано

20 ноября 1989 г.

Расположение

Нью-Йорк

Эффективный

2 сентября 1990 г.

Состояние

20 ратификаций

Подписавшие

Стороны

196 (все подходящие штаты, кроме США )

Депозитарий

Генеральный секретарь ООН

Языки

Арабский, китайский, английский, французский, русский, испанский

Конвенция ООН о правах ребенка в Wikisource

Часть серии «Политика» на

Права молодежи

  • Права молодежи
  • Общественный портал

Организации Объединенных Наций Конвенция о правах ребенка (обычно сокращенно CRC или UNCRC ) является договором в области прав человека , которые изложены в гражданском, политическом, экономическом, социальном, здравоохранение и культурных права детей. Конвенция определяет ребенка как любое человеческое существо в возрасте до восемнадцати лет, если возраст совершеннолетия не достигается ранее в соответствии с национальным законодательством.

Страны, ратифицировавшие эту конвенцию, обязаны соблюдать ее по международному праву . Соответствие контролируется Комитетом ООН по правам ребенка , который состоит из 18 независимых экспертов. Один раз в год Комитет представляет отчет Третьему комитету Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций , который также заслушивает заявление Председателя КПР, и Ассамблея принимает резолюцию о правах ребенка.

Правительства стран, ратифицировавших Конвенцию, должны периодически отчитываться перед Комитетом Организации Объединенных Наций по правам ребенка и периодически выступать перед ним для изучения их прогресса в деле реализации Конвенции и состояния прав ребенка. в своей стране. Их отчеты и письменные мнения и опасения комитета доступны на веб-сайте комитета.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию и открыла ее для подписания 20 ноября 1989 г. (30-я годовщина Декларации прав ребенка ). Он вступил в силу 2 сентября 1990 г., после того как его ратифицировало необходимое количество стран. По состоянию на 8 сентября 2020 года его участниками являются 196 стран, в том числе все члены Организации Объединенных Наций, кроме США .

Два факультативных протокола были приняты 25 мая 2000 года Первый Факультативный протокол ограничивает участия детей в военных конфликтах, а второй Факультативный протокол запрещает торговлю детьми, детской проституции и детской порнографии . Оба протокола ратифицировали более 170 государств.

Третий факультативный протокол, касающийся передачи жалоб, был принят в декабре 2011 года и открыт для подписания 28 февраля 2012 года. Он вступил в силу 14 апреля 2014 года.

Исследовательская работа на тему «Конвенция о правах ребенка через призму сказок”

VIII районная научно-практическая конференция — фестиваль «Наука. Творчество. Развитие»

МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа №1»

Авторы: Андреева Ника, Петрова Елена,

ученицы 6 в класса

МБОУ «Батыревская средняя

общеобразовательная школа №1″.

Научный руководитель:

Андреева Н. Б.

Батырево 2012

Человечество обязано давать

ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребенка

Введение

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения)

3. Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав детей.

Заключение.

Список литературы

Приложение

Введение

Сегодняшние дети – это будущее страны. Благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. А это значит, что важным становится правовое воспитание подростков и детей, которые лучше воспринимают информацию не через слова, не через маленький жизненный опыт, а через сочувствие, сопереживание героям сказок, игр, песен, литературных и киногероев. А это приводит к выводу, что главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания для младших школьников должны выступать сказочные герои. Цель нашей работы: знакомство с основными правами ребёнка, воспитание нравственно-правовых норм через призму народных сказок; выявление и экспериментальная проверка возможности использования потенциала сказки как средства нравственного и правового воспитания в школе. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека; 4) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Нам кажется, что сегодня в российском обществе очень востребованы правовые знания. А идеи, как по – новому их преподнести детям, причем даже самым маленьким, занимают многих. 1 февраля 2011 года в новостях был показан сюжет, где Президенту Д. А. Медведеву продемонстрировали новые учебные пособия по праву, где авторы доступно и занимательно раскрывают юным читателям сложные правовые темы. Наугад Президент зачитал вопрос: «Имеет ли право мартышка носить очки?».

Объект нашего исследования: правовое воспитание детей школьного возраста. Предмет: сказка как средство нравственного и правового воспитания детей школьного возраста.

В нашей работе мы выдвигаем следующую гипотезу: если использовать познавательные, информационные и воспитательные возможности сказок, то это повысит нравственное и правовое воспитание детей школьного возраста, причем можно будет это делать уже в младшем звене, в начальной школе. Такой подход к проблеме исследования предполагает использование следующих методов: анализ художественной и методической литературы по теме исследования; анкетирование (педагогический эксперимент в ходе учебного процесса).

1. Конвенция о правах ребенка

21 век назван Веком ребёнка. В календаре существуют специальные дни, которые призваны напомнить нам об этом: 1 июня — Международный день защиты детей. 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.

Существует несколько документов, закрепляющих права человека. Как мы видим из схемы, наряду с ними стоит и мораль, продуктом которой являются и сказки. В контексте нашей темы мы выделим документ международного значения — «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. Принята 10 декабря 1948 г. ООН. Цель ООН — борьба за мир и сотрудничество между государствами. Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств. ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств. Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». Принята 20 ноября 1989 г. ООН. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи.

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

На наш взгляд, главной статьей из 54 является статья 6. Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А. В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Практическая работа со статьями Конвенции и художественной литературой (материалы для практического применения)

Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать основы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой — посредством сказки! За основу берем статью Конвенции. А затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает определенные социальные явления. Используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» — статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» — «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» — «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли» и т. д.

Основополагающими документами при изучении проблемы является Конвенция о правах ребенка.

Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел де царь Салтан.

Какое право было нарушено? Главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Каждая страна, говорится в Конвенции, должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы и поликлиники, где добрые врачи спасут, вылечат маленького, если он заболел.

В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.

Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? Ребенок, как и любой другой человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему.

В «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ:

Свесть Царевну в глушь лесную,

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка. Есть люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они другой национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются взрослые, которые жестоко наказывают за шалость, непослушание или бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми.

В сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» ребенок не побоялся сказать королю правду. Ребенок имеет право на свое собственное мнение. Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, – высказать вслух, написать и даже напечатать. А в Конвенции так и записано: ребенок может свободно выражать свое мнение. Правда, там добавлено: если при этом он никого не оскорбляет и не ругается плохими словами.

«– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!» Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».Какое нарушение прав человека она нарушала? Никого нельзя наказывать без суда. Любой человек, в том числе и ребенок, считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина. Если тебя в чем-то подозревают, пусть сначала докажут! Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более – наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник, знающий законы, который будет ему помогать.

«Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма. – Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет». Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей.

Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили. Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребенка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей.

Но каждая сказка заканчивается хорошо. И мы осознаем, что нарушение прав человека наказуемо, всегда находится защитник или сам человек начинает защищать свои права. А это значит, что каждый из нас должен знать, какие права у нас есть, что делать если их нарушают – защищать себя самому или искать защиты у более сильного, в нашем случае – это родители, школа, органы опеки и государство.

Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!

3. Русские народные сказки: анализ нарушаемых и соблюдаемых прав человека.

Многие из школьников, особенно в младшем и среднем школьном звене, не знают о своих правах. Можно ли дать азы правовой культуры маленьким гражданам? Как донести до малышей столь непростую тему? Ответ простой — посредством сказки! В них человеческие пороки выставлены на позор, осуждены хитрецы, лжецы, обманщики, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло, правда побеждает произвол. Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления. возраста.

Сказки

Соблюдение прав

Нарушение прав

Гуси-лебеди

Баба Яга пользуется правом на свободное перемещение на метле, право владеть имуществом

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Ст. 34. Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. Похищение ребенка – уголовно наказуемое преступление

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Морозко

Право на труд

Право на справедливое вознаграждение за труд

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений

Ст. 6. каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Ст. 19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

Ст. 16 Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Иванушка и сестрица Аленушка

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Приключения Буратино

право на учёбу, развитие

ст.17 право человека владеть и распоряжаться своим имуществом, свобода передвижения, право на семью, заботу

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право на свободу и свободный труд за вознаграждение,

Право на бесплатное образование.

защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Колобок

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

посягательство на его жизнь, угроза быть съеденным

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Волк и семеро козлят

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Неприкосновенность жилища. Ст. 12

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Маша и медведь

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Маугли

Ст. 6 каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство обеспечивает в максимальной степени выживание ребёнка.

Ст.1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Золушка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня

право на имя, т. к. Золушка – не имя, а прозвище

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Красная шапочка

Право на семью

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

нарушено право на неприкосновенность жилища

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право на имя, т. к. Красная Шапочка – не имя, а прозвище.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

На безопасность

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Белоснежка и семь гномов

Право на свободу мирных собраний

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Айболит

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

право гражданина на защиту вне зависимости от местонахождения

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

По щучьему велению, по моему хотенью

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Три поросенка

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. А родители несут ответственность и обязаны воспитывать и оберегать детей. Если родителей у них нет, то органы опеки должны о них позаботиться.

право на неприкосновенность жилища

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Серая шейка

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Дюймовочка

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Сказка о рыбаке и рыбке

Статья 17. Право на доступ к информации.

право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу

право свободного передвижения и выбора местожительства

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 27. Право на достойный уровень изни.

Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Ледяная избушка

Право на защиту

право на неприкосновенность жилища

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Лягушка-путешественница

право свободного передвижения и выбора местожительства, право свободного волеизъявления

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

право на личную неприкосновенность, жизнь

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Кот в сапогах

право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений, свобода передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Бременские музыканты

право на свободу мирных собраний, свободу передвижения

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений право вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Заключение

Таким образом, в сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках. Где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т. д. эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. И в современном мире есть дети, живущие исключительно в трудных условиях, и такие дети нуждаются в особом внимании. Это:

– Дети, оставшиеся без попечения родителей

– Безнадзорные и бездомные дети

– Дети-инвалиды

– Дети, оказывающиеся в иной трудной жизненной ситуации, которую они преодолеть самостоятельно не могут. Им всем нужна помощь.

Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. Но все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Теперь мы знаем, какими правами обладают дети. Но, к сожалению, права ребёнка соблюдаются не везде и не всегда. Иной раз приходишь в отчаяние от того, как часто дети подвергаются мучениям и гибели, а окружающие остаются в стороне. Но, вопреки всему и всем, Конвенция о правах ребёнка имеет очень большое значение и остаётся важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Такова её цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Должны ли мы отказываться от маленьких шагов, которые возможны? Начнём в нашем непосредственном окружении: в семье, в школе, на нашей улице. Мы должны объединить свои усилия для более крупных шагов. Если бы взрослые помнили, что они сами когда-то были детьми, точно также, как все дети знают, что они когда-то будут взрослыми, тогда мы нашли бы совместный путь к осуществлению прав ребёнка.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Личные права есть у каждого человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть! За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству. Права есть, как у взрослых, так и у детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и папа. В современном обществе у каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Список литературы

1. Конвенция о правах ребёнка.

2. Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. Из собрания А. Н. Афанасьева. П. – М.: Детская литература, 1986.

3. Маньшина Н. А. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Волгоград: Учитель, 2007.

4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – С-Петербургский университет, С-Пб, 1996.

5. Шабельник, Каширцева Ваши права. – М., 2011.

6. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — Москва, 2006.

7. «Фестиваль педагогических идей» / http://festival.1september. ru/articles/502414/

Основные тезисы учебно-исследовательского проекта на тему:

«Конвенция о правах ребенка через призму сказок».

Авторы работы: Андреева Ника Александровна, Петрова Елена Александровна, ученицы 6в класса МБОУ «Батыревская средняя общеобразовательная школа № 1».

Научный руководитель: учитель истории Андреева Наталия Борисовна.

Проблема: В 6 классе мы начали изучать новую для нас науку – обществознание. Мы сразу погрузились в мир новых слов, сложных явлений, событий. Понять многие из них достаточно сложно нам — детям XXI века. Но есть в этой новой для нас науке один общий момент – она учит нас жизни, знакомит нас с нашими правами. На уроках мы уже поняли: как плохо мы знаем свои права, не умеем защищать себя законными методами. И Наталия Борисовна часто проводит уроки, используя знакомый нам с детства материал – сказки. И в таком случае проблем с пониманием уже не возникает. И мы в своей учебно-исследовательской работе хотим показать, что можно изучать обществознание в такой форме, чтобы было интересно и понятно всем детям, т. е. использовать как один из видов источника информации сказки.

Цель работы: доказать, что по сказкам можно изучать сложные юридические документы, изучать права человека; знакомиться с основными правами ребёнка. Задачи: 1) дать представление об основных правах человека через призму сказок; 2) развивать умение анализировать произведения фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами; 3) убедиться, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, 4) формировать правовую культуру человека; 5) воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Гипотеза: сказка может и должна использоваться как источник правоведческой информации, как способ практического применения правовых знаний школьниками. А вместе с тем выяснить как русский народ, не знавший слова «право», «закон», использовал сказку для сохранения и передачи нам информации о существовавших тогда традициях взаимоотношений, преступлениях и наказаниях.

Результаты: в своей учебно-исследовательской работе мы изучили 27 сказок как отечественного, так и иностранного производства. Сказки — хранилище позабытой народом информации о правовых событиях. В сказках мы видим большое количество нарушений прав человека. Практически нет сказок, в которых соблюдались бы все нормы Конвенции. Причем, что интересно, права соблюдаются в сказках, где главными героями являются взрослые люди, а если участниками событий становятся дети, то там больше всего нарушений. Много нарушений в сказках связано с героями, физически или психологически недееспособными: Маугли, падчерицы, сироты и т. д. Эти герои наиболее уязвимы, и в сказках это хорошо отражено. Этот факт говорит нам о том, что именно эти дети нуждаются в большей защите государства, поддержке общества. Самой часто нарушаемой статьей является право на жизнь, право на образование, право на справедливое вознаграждение за труд, свобода волеизъявления. В современном обществе эти проблемы также не решены. И сегодня громко звучат судебные процессы, связанные с убийством детей в США, с физическим насилием детей, незаконным вывозом за границу и т. д. И часто дети просто не знают, что в их отношении нарушены права, не знают, что можно предпринять против обидчика, значит вопрос о правовом образовании школьников востребован и современен. Но в сказках все равно рано или поздно обидчики будут наказаны, а добро восторжествует. И этим сказка отличается от реальности.

Выводы: Наше исследование подтверждает, что сказка может использоваться как материал для изучения прав человека, правда больше примеров нарушения прав. «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации. И нам, современным людям, также не надо забывать об этом. Сказки — это настоящая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.

Паспорт исследовательской (проектной) работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горная средняя школа»

Исследовательская работа

Нарушение прав человека в сказках

Ауль Аделия Викторовна, ученица 5 класса

Руководитель: Шарафиева Оксана

Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

Ачинский район, п.Горный

2017 год

Аннотация…………………………………………………………3стр.

  1. Основная часть…………………………………………….. ……4стр.

— Введение:

— Актуальность

— Постановка и формулировка проблемы

  1. Основное содержание: …………………………………………5 — 8стр.

Цель

Задачи

Методы

3. Заключение………………………………………………………9-10стр.

— Результаты.

— Выводы.

— Возможная область применения.

4. Список литературы……………………………………………..11стр.

Аннотация

Работа представляет собой исследование детских сказок и поведения героев с точки зрения нарушения прав человека. Сказка несёт в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основывается на уважении к своим предкам. Так или иначе, сказочный сюжет передаёт менталитет нации, создавшей её.

Очень часто мы встречаем в сказках ситуации, в которых угнетается один персонаж другим (Колобок и Лиса, Волк и Красная Шапочка, Дюймовочка, Лягушка, Лиса и Волк и многие другие).

В процессе исследования было проведено анкетирование, результаты которого представлены в презентации. Эта работа создавалась для того, чтобы показать ребенку и его родителям, что «зачатки» юридической грамотности закладываются еще в раннем детстве во время чтения сказок.

1.Введение.

Актуальность

Сказка несет в себе важную информацию, которая передается из поколения в поколение. Вера в нее основывается на уважении к своим предкам.

Так или иначе сказочный сюжет передает мировоззрение того народа, что создал ее.

Очень часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)

Проблема: Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.

С, права тех или иных персонажей
(Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие)

в себе важную информацию, которая передается из поколения народа, что создал часто встреча

Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».

Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну.

Я решила заглянуть в эту тайну с точки зрения правовых нарушений.

Цель: Анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения нарушения статей Конституции РФ.

Задачи:

  • — Изучить отдельные статьи Конституции РФ.
  • — Провести анкетирование одноклассников.
  • — Проанализировать взаимоотношения сказочных героев.
  • — Сделать вывод.

Методы исследования:

  • — Изучение справочной и художественной литературы.
  • — Анкетирование одноклассников по теме.
  • — Анализ и синтез.

Предмет исследования: детские сказки

Объект исследования: поведение героев в сказках

Гипотеза: Предположим, что сюжеты сказок демонстрируют нарушения прав человека.

Свое исследование я начала с того, что перечитала некоторые сказки разных авторов с целью найти правовые нарушения. Сказка – это «повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил».

Найденные правовые нарушения я отразила в таблице, в которой описаны примеры, когда права ребенка нарушаются.

Автор

произведения

Название

сказки

Что произошло

Что нарушено

Шарль Перро

Красная

Шапочка.

1. Мама Красной Шапочки пошла на хитрость и напугала дочку, что в лесу живет волк, при этом отпустила ребенка без сопровожде —

ния взрослых.

2.Волк проглотил Красную Шапочку, притворившись бабушкой.

Право на защиту

Злоупотребление трудом.

Покушение на жизнь ребенка

Шарль Перро

Золушка.

1. Мачеха невзлюбила

падчерицу и взваливала на нее много работы.

2.Сводные сестры унижали ее, насмехались над ней.

3. Спала она на чердаке, под самой крышей, на тоненькой подстилке. У её сестриц спальни были с паркетными полами, с пуховыми постелями и с зеркалами от пола до потолка.

4. Золушка нарушила время

нахождения на улице.

Эксплуатирование

ребенка.

Унижение ребенка.

Ребенок имеет право жить благополучно. Нарушение

комендантского часа.

Ненормированный

рабочий день.

Злоупотребление трудом ребенка.

Ганс

Христиан

Андерсен

Дюймовочка

1. Хотели силой выдать замуж.

2. Мышь заставляла работать Дюймовочку.

3.Мышь угрожала жизни.

Несовершеннолетняя не имеет права выходить замуж не раньше18 лет.

Взрослые не имеют права заставлять вступать в брак без согласия детей.

Злоупотребление трудом.

Угроза жизни.

С.Я. Маршак

Двенадцать месяцев.

1.Мачеха послала падчерицу зимой искать подснежники.

2.Сводная сестра намекнула, что если она пропадет, то никто не будет жалеть ее.

Злоупотребление трудом

ребенка.

Угроза жизни ребенка.

Толстой А.Н.

Буратино.

1.Карабас Барабас угрожал куклам и Буратино.

2. Кот Базилио и Алиса лиса не дали ему пойти в школу. И хотели забрать его деньги.

3. Похищение Мальвины и Пьеро.

Шантаж.

Покушение на жизнь

ребенка.

Похищение.

Не дали воспитание

Эдуард

Успенский

Простоква- шино

1. Родители не позволили

животного завести.

Свобода мнения

Так какие же статьи Конституции РФ были нарушены?

Вместе со своим руководителем мы проанализировали отдельные поступки героев и в других сказках и сопоставили их со статьями.

Сказка «Заюшкина избушка»

Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища — «лиса попросилась у зайца переночевать, да его из избушки и выгнала».

Сказка «Золушка»

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Сказка «Колобок»

Статья 105. Убийство «колобок прыг лисе на нос, а лиса его – гам! – и съела».

Сказка «Буратино»

Статья 104.1. Конфискация имущества.

Статья 159 Мошенничество.

Сказка «Лягушка-путешественница»

Статья 13

1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства.

2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину.

Сказка «Волк и семеро козлят»

Статья 12

Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь посягательства на честь и репутацию.

Статья 3

Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.

Сказка «Дюймовочка»»

Статья 54 Дюймовочка имела право жить с родителями, но ей не давали этого права

Сказка «Красная Шапочка»

Статья 128.1 Волк обманул Красную шапочку в своих корыстных целях.

  1. Заключение

Результаты анкетирования:

Анкетирование было проведено среди учеников 5 — 6 классов.

Вопросы:

1).Как вы считаете, нарушаются ли права человека в сказках?

2) Можете ли вы привести примеры сказок, в которых нарушаются права человека?

3) Как Вы считаете, в вашей семье соблюдаются права ребенка?

Ответы:

На вопрос №1 ответили: «ДА» — 15 человек, «НЕТ» — 5 человек

На вопрос №2 смогли дать ответ – 10 человек, не смогли – 10 человек

На вопрос №3 ответили: «ДА» — 17 человек, «НЕТ» — 3 человека

По результатам анкетирования мы сделали выводы: 75% считают, что нарушаются права человека в сказках; 50% могут привести примеры таких сказок; 83% считают, что в их семье права ребенка соблюдаются.

Выводы:

В сказках ярко показаны судьбы героев, их отношения, характеры.

Они знакомят нас с правами и обязанностями. Сюжеты сказок отражают нарушения прав человека. Я считаю, что моя исследовательская работа полностью подтвердила выдвинутую гипотезу: сюжеты сказок демонстрируют нарушение прав человека.

Это исследование уже привлекло внимание учеников к умению правильно ориентироваться в различных правовых ситуациях. Перспективы исследования мы видим в изучении нарушения прав ребенка в других

литературных произведениях, а также в кино.

Работа может быть интересна и полезна учащимся школ при изучении прав

ребенка в рамках школьной программы (на уроках права, обществознания, истории), родительских собраниях, классных часах, а также всем интересующимся этой проблемой.

  1. Список литературы.

1.Ю.Г. Круглов. Русские народные сказки том 1. Сказки о животных. Волшебные сказки. Второе издание. Москва. Советская Россия, 1992

2. Бажов, Павел Петрович- М.: Астрель, 2014.

3. Братья Гримм. Сказки. — М.: Русич, 2013.

4. Джоан Виндж. Снежная королева. — М. АСТ, 2003.

5. Конституция РФ. – Спб.: Питер 2013.

6. Маршак, Самуил Яковлевич. Двенадцать месяцев. — М. АСТ. 2014.

7. Перро, Шарль. Сказки. М.: РОСМЭН, 2014.

8. Семейный кодекс РФ.- СПб. Питер 2013.

9. Толстой А.Н. Приключения Буратино или Золотой ключик М.: Юнион, 2008

10. Трудовой кодекс РФ. СПб.: Питер 2013.

11. Уголовный кодекс РФ. — СПб. Питер 2013.

12.Андерсен, Ганс Христиан. — М.: Эксмо, 2014.

Сказки как практический источник формирования правовых знаний

Карева Дарья Дмитриевна

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Нижневартовск

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 2
5 Б класс

2.1. Основные положения Декларации прав человека 5

2.2 . Права положительных и отрицательных героев сказки 5

2.3. Права ребенка 8

2.4. Создаем сказку на юридический лад 10

2.5. Гуси – лебеди – свидетели или ответчики? 11

1.Введение

Актуальность: Наше государство недавно встало на путь демократии. Это значит, что на первом месте стоят интересы человека, даже самого маленького. Особенно важно защитить интересы детей. За нами будущее. От наших способностей многое зависит. Именно мы будем решать проблемы в стране. Многие из нас стали серьезнее относиться к тому, что происходит вокруг, стали дорожить каждым прожитым днем. Все гражданам необходимо быть более терпеливымы и сдержанными. Только тогда закон станет защитником и другом. Наше общество будет чище и лучше, если мы научимся больше, чем предыдущее поколение, пользоваться своими правами и свободами. К сожалению это требует усилий от каждого от нас и от государства. Не все граждане верят в силу закона и свои возможности. Поэтому идут на незаконные способы защиты своих интересов, прав и свобод. Идея защиты прав и свобод человека должна жить в уме и сердце каждого.

Итоги тестирования показали следующее. Количество респондентов – 20 учеников 5 Б класса. На вопрос: «Считаете ли необходимым знать о своих правах» 18 ребят ответили утвердительно, только 2 человека ответили отрицательно. Нужны ли тебе права? Также 18 ребят ответили, что им нужны не просто теоретические знания своих прав, но и отмечают их необходимость в плане практического применения. Как и на первый вопрос, только двое ответили отрицательно. К сожалению, Конвенцию о правах ребенка знают только 2 ученика из 20. Мои одноклассники отметили следующие права детей: право на жизнь, право на образование, право на отдых. Исследования показали, что учащиеся практически не знают других прав. Чаще всего права нарушаются в общественных местах (10 учащихся отметили этот пункт) и 5 учеников считают в школе. Нам не хватает источников информации о правах, мы порой не знаем, куда обратится в случае нарушения наших прав: 48% попросят помощи у друзей, 23% учащихся обратятся за помощью к учителю. А вот в милицию пойдут только 2 ученика. Недооцениваем мы и роль школьного психолога (Приложение 1 – 7). Я считаю, что курс «Права детей», введенный в 5 Б классе нужен нам, чтобы знать свои права и обязанности. Интересно провести тестирование в конце года.

2. Основная часть

2.1. Основные положения Всеобщей Декларации прав человека.

Часто мы слышим слова: вы не имеете права или я имею на это полное право. Бывает и так, что люди прибегают к насильственным методам разрешения споров, хотя существует целый свод прав человека, способный разрешить все конфликты мирным путем. Иногда возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. Так что же такое права человека?

Давным – давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

2.2. Права положительных и отрицательных героев сказок

Сказки. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.

Попробуем на примере сказок рассмотреть статьи Декларации прав человека.

В русской народной сказке «Заюшкина избушка» Лиса выгнала Зайку из его лубяной избушки после того, как ее ледяная избушка с приходом весны растаяла. В Декларации записано: «Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища».

Стоило ли Зайчику просить всех сказочных персонажей просить о помощи? Наверно, если бы в сказочном государстве был суд по защите прав героев, Зайчику следовало бы обратиться именно туда. Но такого суда не существовало, вот и пришлось горемыке ждать помощи от сильного персонажа. А разве в жизни так не случается, когда человек, не зная где искать «правды», старается разрешить конфликт с помощью силы?

Итак, Лиса нарушила право Зайчика на неприкосновенность жилища. А в каких еще сказках более сильный герой нарушает данное право слабого?

Конечно, это сказка Сергея Михалкова «Три поросёнка».

Следующая русская народная сказка «Кот, лиса и петух».

Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За широкие горы.
Кот — коток, спаси меня.

Это Петушок зовёт на помощь своих друзей. Что лиса натворила на этот раз? Она украла петуха, чтобы съесть его. И снова лиса нарушила право. Читаем следующую статью Декларации: «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу». Значит, Лиса нарушила право петуха на жизнь и свободу. В какой еще сказке главный герой нарушает данную статью Декларации? («Серый волк и 7 козлят», «Колобок»)

В сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий Утенок» главный герой жаловался: » На птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив». Почему жители птичьего двора его обижают? Да просто потому, что он не похож на других. Теперь уже не один, а несколько героев нарушают права, определенные в следующей статье: «Все люди рождены быть свободными и равными в своих правах. Все должны относиться друг к другу по–братски». А в жизни? Мы сами очень часто выражаем свое неуважение к людям, которые имеют другой цвет кожи, разрез глаз, живут не так, как привыкли мы, одеваются не так, как все. При этом никто не задумывается, что нарушает права человека.

Много нас на белом свете,
Есть и взрослые и дети,
Но в правах мы все равны,
И дружить всегда должны.

А теперь попробуйте узнать, у героини какой сказки нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня. («Золушка»).

А в этой сказке главной героине пришлось испытать много лишений, ее похитили с целью принуждения к браку, покушались на право личной неприкосновенности, жизни и на ее свободу. («Дюймовочка»).

Когда отрицательные герои нарушают права добрых и слабых, мы справедливо выражаем свое негодование и неодобрение. Но почему мы прощаем нарушение законов героям смелым, находчивым и веселым?

В сказке Шарля Пьеро «Кот в сапогах» Кот лишает хитростью и обманом Людоеда не только жилища, но и жизни. В сказке братьев Гримм храбрый портняжка безжалостно расправляется с великаном. Хотя перед законом все равны.

Буратино и вовсе не воспользовался своим правом на образование.

Итак, мы должны запомнить, что права для всех едины и нарушать их никто не имеет право:

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены все разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 3: Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4: Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии…

Статья 5: Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.

Статья 24: Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

2.3 Права ребенка.

Но данные законы защищают только взрослых? Разве ребенку не нужна правовая защита, не нужна декларация, которая бы охраняла его права. Из истории человечества известно, что ребенок всегда был бесправен. Есть даже предположения, что само слово ребенок произошло от слова раб. Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Но я считаю :слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.

Не лучше дело обстояло и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос, не могли ослушаться своих родителей.

То, чего были лишены дети в прошлом — своих прав, — имеем сейчас мы. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Некоторые основные положения Конвенции.

  1. Право ребёнка на имя и гражданство.
  2. Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
  3. Государства должны обеспечить защиту детей от насилия, от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатации.
  4. Ребёнок имеет право пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
  5. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
  6. Образование должно готовить ребёнка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
  7. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не унижающих человеческого достоинства ребёнка.
  8. Ребёнок имеет право на игры и отдых, занятие культурной и творческой деятельностью.
  9. Государство должно защищать ребёнка от употребления наркотиков, от привлечения его к производству или торговле ими.
  10. Дети национальных меньшинств и коренных народов имеют право свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.
  11. Ни один ребёнок моложе 15 лет не должен принимать участия в военных действиях; во время вооружённых конфликтов детям должны быть обеспечены безопасность и социальная защита.

Поскольку РФ является государством правовым, то необходимость соблюдения международных гуманитарных правовых документов очевидна. Семейный кодекс подтверждает и конкретизирует положения Конвенции. » Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию» свидетельствует статья 58 . » А также к важнейшим личным правам ребенка относится право на защиту» — статья 56. Исходя из тестирования, оказывается мои одноклассники не совсем хорошо ориентируются, какие же права были нарушены сказочными героями, например, в сказках: » Золушка», » Гуси – лебеди», «Дюймовочка» только каждый второй учащийся назвал нарушение права на безопасность. А на вопрос: «Какие герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность», названа только «Красная шапочка» и «Три поросенка». (Приложение №8) Сказка является практикой для получения правовых знаний. Иногда читая сказки, дети узнают свои права и обязанности, даже не замечая этого.

2.4. Создаем сказку на юридический лад.

Порой, мы, мечтая и размышляя, создаём новые сказки о себе и о своём времени или корректируем известные сказки на юридический лад. Так я, например, сочинила сказку «Правляндия», а Р.Галеев нарисовал сюжет (Приложение №10).

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Правдей. Правил он страной Правляндией. Страна та красива была: леса, да поля, да реки всё. Мало того, что красиво там, да еще и волшебство повсюду. Пойдешь в волшебный лес, а там чудо деревья. Если дерево маленькое, то на каждом листочке права ребёнка перечислены, если дерево поболее встретиться, хотя бы старый дуб – то права человека перечислены. А реки – загляденье просто: выпьешь водицы из реченьки, так все права на зубок знать будешь. Поле большое там есть, все в цветах. А цветы-то непростые, в них комнаты, туда нарушителей царь Правдей заточает. Порядка такого нигде не видала. Я там была, да еще хотела бы побывать.

2.5. Гуси лебеди – ответчики или свидетели?

Мои одноклассники активно создают на компьютере свои мини – проекты, то есть сказки собственного сочинения на правовые темы, рисуют картинки к сказкам, сканируют их. Нашим коллективным творчеством явилось написание сценария » Суд над Бабой –Ягой к сказке » Гуси – лебеди».

При разработке данного сценария мы сначала выяснили 1. Принципы справедливого демократического судопроизводства, 2. Статус судей 3. Какую роль в суде играют прокурор и адвокат. Каждый продумывал свою роль, линию поведения в суде и подготовил свои реплики, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства для вынесения оправдательного или обвинительного приговора.

Суд — это место, где споры сторон разрешаются цивилизованным путём, т. е. по закону, это орган государственного принуждения, применяемого к лицам, нарушающим законы, место разрешения споров.

Главная задача суда — вникнуть во все обстоятельства дела, определить степень вины или невиновность подсудимого и вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор. Значит необходимо провести на суде судебное разбирательство.

Задачи участников судебного разбирательства:

  1. вникнуть во все обстоятельства дела;
  2. определить степень вины или невиновности подсудимого;
  3. вынести справедливый обвинительный или оправдательный приговор.

А основным правилом для судебного разбирательства стали слова афинского архонта (высшее должностное лицо в Афинах) Солона ( 640-559 г. до н.э.):

«Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон”.

Т.е, чтобы вынести приговор надо провести судебное разбирательство, выслушать всех свидетелей, прокурора, адвоката, а затем вынести подсудимому решением суда приговор.

Никто, кроме суда, не может назвать человека преступником.

Правосудие – это защита законных прав и интересов граждан в таком суде, где невозможно нарушить справедливость и закон.

Не случайно древние греки изобразили богиню правосудия Фемиду с весами и повязкой на глазах.

Повязка – символ беспристрастия,
весы – взвесить все за и против,
меч – кара, наказание за преступление.

Сценарий сказки прилагается (Приложение № 11).

”Гуси-лебеди”. Они несут на своих крыльях маленького мальчика и направляются к Бабе-Яге. Что там ждет маленького пленника? В чем вина самих Гусей-лебедей? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона Баба-Яга? Гуси пытаются найти доказательства, смягчающие свою вину: «Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка, но мы же народ подневольный: что нам прикажут, то и делаем. Но мы ничего плохого Иванушке не сделали, наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе-Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала неблагоприятной.»

Баба-Яга тоже находит аргументы в свою защиту : » Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только и помогают. Где, мне дремучей старухе знать, что нельзя утащить маленького мальчика или девочку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила здесь, среди хищных зверей и птиц, а у них свои закон, свои обычаи, совсем не как у людей. Зазевались, например, Заяц , или Белка, Волк и Лиса тут как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. Старость надо уважать.»

Но суд будет руководствоваться следующими статьями Конвенции:

Ст.34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей.

Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство — участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка.

ст. 37 Право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом ст.19, 33, 34 Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство

3. Заключение.

1.Нарушение прав детей – проблема, которую необходимо решать. Ребенок практически не знает свои права, ему не хватает источников информации о них. В ходе исследовательской работы сделаны выводы о том, что сказочные произведения хотя и являются фактическим вымыслом, но все-таки содержат в себе правовые основы.

На основе вышеизложенного мною была подтверждена гипотеза : » Сказка ложь, да в ней намек…». Ведь сказка всего лишь вымысел, но действительно отражает права детей, стоит ребенку ее лишь прочитать , а взрослому объяснить.

2.Сказочные герои помогли нам лучше осознать следующие права:

  1. Право на жизнь;
  2. Право на свободу и неприкосновенность;
  3. Право на честь и достоинство;
  4. Право на защиту собственности;
  5. Право на образование;
  6. Право на свободу собраний

Составлена общая таблица » Права ребенка, согласно Конвенции о правах ребенка», подобраны сказки для примера ( Приложение №9).

Итак, мы видим на примерах сказок, кто из героев какие права нарушает. Я это выясняла для того, чтобы каждому ребенку легко было запомнить свои права и не нарушать прав других людей. Важно запомнить: каждый человек на планете имеет права, закрепленные Декларацией прав человека, Конвенцией по правам ребенка, Конституцией каждого государства. И права эти следует уважать. Цивилизованные люди не должны решать споры и разногласия кулаками и драками, следует защищать свои права в суде. Если мы все будем соблюдать эти правила, каждый человек будет чувствовать себя защищённым и по-настоящему свободным.

3. В дальнейшем я планирую более глубоко изучить данный вопрос: рассмотреть мировой опыт соблюдения и нарушения прав человека на примере сказок, более подробно рассказать про высшие судебные органы, помогающие простым гражданам отстаивать свои права.

Самооценка:

Основная задача работы достигнута. Я смогла разобраться в основных правах человека и ребенка, а при помощи примеров из сказок все эти права стали более понятны и наглядны. Работа получилась интересная, хотя возможно и не такая глубокая и подробная как того требует вопрос. Узнав основы, мне стало понятно к чему стоит стремиться, какие из вопросов более подробно изучать, чем я и займусь в следующем году. А сказку » Гуси – лебеди» мы показали во всех начальных классах.

Предложения

1.Ознакомить с результатами тестирования администрацию школы.

2.Для того, чтобы дети знали больше о своих правах, родители должны об этом говорить, читать с детьми и объяснять, как можно поступать, а как нельзя, что правильно, а что нет.

Используемая литература

1. Всеобщая Декларация прав человека.

2.Конвенция о правах ребенка. Издательство «РИОР». 2010г.

3. Семейный кодекс РФ. Москва, издательство «ЮРАЙТ»,2010г.

4. Н.И.Элиасберг. «Права человека», СПб, издательство «Папирус». 2002г.

4.Русские народные сказки, Москва, издательство «Феникс», 2007г.

5. Ш.Пьеро. «Кот в сапогах». Москва, Детская литература,2003г.

6. Г.Андерсен. «Гадкий Утенок», Москва, Детская литература, 2000г.

7.Р.Максудов. «Конвенция о правах ребенка», «Российская газета»,25. 08.2010г.

Количество респондентов – 20 учеников 5Б класса

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение №5

Приложение № 6

Приложение №7

У вас есть обязанности?

Приложение № 8

В каких сказках нарушены права

Право на безопасность

Красная шапочка,

18 уч-90%

Дюймовочка

6 уч-30%

На свободу слова

Гуси-лебеди

12 уч-60%

На жизнь

Красная шапочка,

5 уч-25%

Дюймовочка

4 уч-20%

На отдых

Золушка

5 уч-25%

На образование

Буратино

2 уч-10%

На личную неприкосновенность

Серая шейка

2 уч-10%

Красная шапочка

18 уч-90%

На неприкосновенность жилища

Три поросенка

4 уч-20%

Волк и семеро козлят

2 уч-10%

Права ребенка, согласно «Конвенции о правах ребенка»

№ Сказок

Сказки

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие

(ст.6)

1,2,3,4,5,6

1. Серая шейка

2. Красная шапочка

3. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

4. Перышко Финиста ясна сокола

5. Морозко

6. Маша и медведь

7. Гадкий утенок

8. Хаврошечка

9. Три поросенка

10. Заюшкина избушка

11. Волк и семеро козлят

12. Дюймовочка

13. Гуси-лебеди

14. Петушок-золотой гребешок

15. По щучьему велению

16. Никита Кожемяка

17. Колобок

18. Буратино

19. Золушка

20. Царевна-лягушка

21. Сивка-бурка

22. Лягушка-путешественница

23. Сказка о рыбаке и рыбке

24. Мороз Иванович

25. Сказка о попе и работнике Балде

26. Госпожа Метелица

Право на свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка, если он способен их сформулировать

(ст. 12)

7,8

Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию

(ст. 16)

9,10,11

Право на недопущение лишение свободы незаконным или произвольным образом

(ст. 37)

12,13,14,15,6

Право на свободу мысли, совести и религии

(ст. 14)

16,17

Право на образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого

(ст. 28)

Право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством

(ст. 31)

19,20,18

Право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинства

(ст. 19,33,34)

13,17,21

Право свободного перемещения

22,23

Право работающего на справедливое вознаграждение

24,25,26

Приложение № 9

Приложение №10

Приложение №11

Cуд » Гуси Лебеди ответчики или свидетели? «

Итак, начинаем.

Секретарь. – Суд идёт! Прошу всех встать! Председательствующим суда является … В состав судебной коллегии входят два народных заседателя: …

Судья. – Объявляю заседание открытым.

”Гуси-лебеди”. Они несут на своих крыльях маленького мальчика и направляются к Бабе-Яге. Что там ждет маленького пленника? В чем вина самих Гусей-лебедей? Какого наказания заслуживает главная нарушительница закона Баба-Яга?

Действующие лица:

Баба-Яга- ответчица ,

Сестричка Аленушка – свидетель,

Родители брата и сестры – истцы,

Печка – свидетель,

Яблоня – свидетель,

Молочная речка с кисельными берегами – свидетель,

1-й Гусь,

2-й Гусь,

3-й Гусь,

1-й присяжный,

2-й присяжный,

3-й присяжный,

Судья,

Адвокат Бабы-Яги,

Прокурор.

Судья: Слушается дело о похищении маленького мальчика Бабой-Ягой, которое совершили по ее поручению Гуси-лебеди. Сначала заслушаем свидетелей.

Сестричка Аленушка: Я тоже чувствую себя виноватой. Родители мне наказывали, чтобы я смотрела за братцем. Глаз с него не спускала. А я ушла играть с подружками и забыла про все.Я была уверена, что с братцем ничего не случится, потому что в нашей деревне живут хорошие и добрые люди.

Родители: Мы слышали, что Гуси-лебеди пошаливают, детей маленьких, оставленных без присмотра, крадут, но в нашу деревню они еще не залетали, к тому же мы надеялись, что Аленушка не оставит братца. Но более всего мы надеялись, что Баба-Яга не осмелится пойти на такое преступление.

Печка: Я много раз видела, как Гуси-лебеди, пролетая надо мной, уносили из разных деревень то девочку, то мальчика. Что потом случалось дальше, я не знаю.

Яблоня: Я тоже видела, что Гуси-лебеди крадут детей.

Судья: А почему вы не сказали Аленушке, в какую сторону понесли Гуси ее братца?

Печка: А я и не знала, просто мне было бы приятно, если Аленушка съела мой ржаной пирожок.

Яблоня: Благодаря своим самым высоким ветвям я проследила, куда полетели гуси и где они опустились. Но я не захотела показывать путь этой дерзкой девочке. Вот когда она отнеслась ко мне повежливей, то я их вместе с братцем спрятала от Гусей-лебедей.

Молочная речка с кисельными берегами: Мои молочные волны добегают почти до самой избушки на курних ножках, где живет эта Баба-Яга, и потому знала, что пока не прибежит туда Аленушка, ее братцу ничто не угрожает. Знала я, что она сама найдет путь к Бабе-Яге.

Судья: И все-таки этим свидетелям я хотел бы сделать замечание: когда речь идет о маленьких детях, нужно не ждать, когда вежливо попросят, а самим спешить на помощь.

1-й Гусь: Вот нас обвиняют, что мы совершили страшный поступок: утащили чужого ребенка, но мы же народ подневольный: что нам прикажут, то и делаем.

2-й Гусь: Первый гусь правду сказал. Мы – подневольные. Но, замечу я, мы ничего плохого Иванушке не сделали. наоборот, всю дорогу рассказывали ему сказки.

3-й Гусь: Хотя мы народ подневольный, не позволили бы Бабе-Яге съесть Иванушку. Мы думали, что мальчик нужен ей, чтобы скрасить свою жизнь.

Судья: Но вот свидетели сказали, что вы, Гуси лебеди и раньше детей уносили.

Гуси: Это не мы, это прежние, а нас только что наняли. Нас нужда заставила пойти на службу к Бабе-Яге. Корма для нас в лесу не стало – экологическая обстановка стала неблагоприятной.

Баба-Яга: Я человек старый, немощный. Гуманитарной помощи не получаю. Вот Гуси, мои верные слуги, мне только и помогают. Где, мне дремучей старухе знать, что нельзя утащить маленького мальчика или девочку? Ведь я родилась в глухом лесу и всю жизнь прожила здесь, среди хищных зверей и птиц, а у них свои закон, свои обычаи, совсем не как у людей. Зазевались, например, Заяц , или Белка, Волк и Лиса тут как тут и потащили их к себе в нору. Эти законы леса я знаю, по ним и живу. И не к лицу каким-то маленьким школьникам учить меня уму-разуму. Старость надо уважать.

Адвокат Бабы-Яги: Баба-Яга из сказки ‘’Гуси-лебеди’’ — законопослушная лесная житель- ница. Один из лесных законов: кто успел, тот съел. Возможно, по человеческим законом Баба-Яга ведет себя жестоко. Но, может быть, она просто хотела попугать безответственных людей, которые оставили двух маленьких детей без присмотра? Личность Бабы-Яги можно рассматривать как личность инопланетянки, насколько ее менталитет отличается от нормального, людского. К тому же с Иванушкой ничего страшного не случилось. Нет никакого страшного преступления. На нет и суда нет.

1-й присяжный: Я думаю, что полностью оправдать Бабу-Ягу нельзя. Она заставила поволноваться Аленушку. А что было бы с ее родителями,, если бы к их приезду, она не нашла братца?

2-й присяжный: Незнание законов не освобождает от ответственности, в том числе и Бабу-Ягу. Тем более что с людьми общалась немало за свою долгую жизнь, знает, как они живут.

3-й присяжный: Я предлагаю наказать не только Бабу-Ягу, но и гусей-Лебедей, которые ей помогали. Нельзя ради горсти зерен заниматься такими преступными делами.

Прокурор: Баба-Яга, к счастью, не успела совершить своего замысла, поэтому и нам, видимо, не стоит лишать ее жизни. Попробуем ее перевоспитать. Надо придумать для нее добрые дела.

Слово секретаря. – Суд удаляется на тайное совещание.

Анкета «Знаешь ли ты свои права?».

Уважаемые ребята! Нам необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.

1.Ваш пол и возраст?

а). мужской,________лет.

б). женский,_________лет.

4.Знаешь ли ты свои права?
Да________________________ Нет ________________ Частично _______

5. Знаешь ли ты о существовании Конвенции о правах ребенка, принятой ООН?

а) да б) нет

6. Получаешь ли ты информацию о своих правах и где? (Отметьте, пожалуйста, в каждой строке).

Да

Нет

а) в семье

б) в школе

в) по телевидению, радио, в газетах

г) в компании друзей

д) другое (напишите)

7. Отметь основные имеющиеся (на твой взгляд) права:

— право на жизнь;

— право на свободу слова;

— право на свободу действий;

— право на личную неприкосновенность;

— право на образование;

— право на отдых;

— право собственности;

— право на безопасность;

— другое_______________

8. Если твое право нарушаются, то где это происходит чаще всего?

а) в учебном учреждении;

б) в иных государственных учреждениях;

в) в семье;

г) среди друзей;

д) в общественных местах (в магазине, транспорте и т.п.);

е) другое.

9. Кто бы по – твоему мог бы помочь в защите твоих прав?

— государство;

— семья;

— психолог;

— друзья;

— адвокат;

— милиция;

— специальная служба;

— учитель;

— никто;

— не знаю.

10. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое нарушено право?

11.Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

12. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

13.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?

14. В каких сказках нарушается право человека владеть своим имуществом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *