Правовое обеспечение доступа к медицинской деятельности

УДК 340

О. В. Романовская

доктор юридических наук, профессор, кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

О. В. Безрукова

кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1

Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные функции, права и обязанности медицинского работника, ограничения, налагаемые на медицинского работника, предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Обозначены такие проблемы, как «кто должен оказывать профессиональную медицинскую помощь», «требования, предъявляемые к медицинским работникам», «механизм реализации права врача на страхование риска своей профессиональной ответственности», «какие ограничения, налагаются на медицинского работника», «предназначение профессиональных ассоциаций». Особое внимание уделяется созданию медицинскими работниками профессиональных ассоциаций: «ассоциация должна стать предтечей саморегулируемой организации». Оцениваются перспективы профессиональных организаций врачей. Сделан вывод о необходимости создания профессиональной корпорации врачей, ответственной за организацию профессиональной деятельности.

Ключевые слова: право на осуществление медицинской деятельности, права и обязанности медицинских работников, клятва врача, кодекс профессиональной этики, охрана здоровья граждан, профессиональные ассоциации, публичные корпорации, профессиональная медицинская помощь, страхование риска профессиональной ответственности, самоорганизация судей.

O. V. Romanovskaya

Doctor of law, professor, department of Private and Public Law

Penza State University, Penza, Russia

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132

O. V. Bezrukova

Candidate of law, associate professor, department of Criminal Law

Penza State University, Penza, Russia

FEATURES OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF MEDICAL WORKERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Право на осуществление медицинской деятельности является ключевым в системе организации здравоохранения, именно от него зависит, кто именно будет оказывать профессиональную медицинскую помощь. Порядок допуска к осуществлению профессиональных функций, права и обязанности медицинского работника, а также ограничения, налагаемые на него, содержатся в специальном нормативном акте — Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан).

Законодатель не пошел по пути создания статуса врача по аналогии с лицами свободной профессии, к которым относят в России нотариусов и адвокатов. Хотя такая идея выдвигалась, и она была направлена на придание большей самостоятельности

именно врачу как специалисту, а не как работнику медицинской организации. В то же время многие положения Закона об основах охраны здоровья граждан вызывают некоторые опасения, поскольку они не направлены на развитие современной медицины.

Так, статья 69 Закона, определяющая право на осуществление медицинской деятельности, значительно понижает уровень требований к квалификации врача. С 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Нетрудно увидеть, что добавляется «размытая» фраза «или иное образование». Получается, что для занятия медицинской деятельностью нет необходимости получать именно медицинское образование. Практика показывала, что нередко к медицинской деятельности допускались лица, имеющие, например, биологическое образование, но к таковым фактам профессиональная общественность чаще относилась негативно и всегда указывала на недопустимость нарушения законодательства .

Закон об основах охраны здоровья граждан сохраняет клятву врача, чему всегда в профессиональном сообществе отводилось особое трепетное отношение. Сейчас мы видим, что Клятва врача дается в торжественной обстановке, но по сравнению с ранее действовавшим порядком сейчас факт дачи клятвы врача не удостоверяется личной подписью под соответствующей отметкой в дипломе врача с указанием даты. Данный подход вряд ли можно оценивать положительно. Нередко ссылаются на уже устоявшееся мнение в юридической науке, что Клятва врача — этический документ, не имеющий юридических последствий . Действительно, клятва является взятием на себя не юридических, а моральных обязательств. Однако в современном мире (и России) налицо тенденция усиления значения именно этических документов в регулировании той или иной профессиональной деятельности. Например, активно внедряются кодексы профессиональной этики в систему государственной службы Российской Федерации .

Статьи 72 — 73 Закона об основах охраны здоровья граждан устанавливают права и обязанности медицинских работников, но именно данные статьи отличаются своей декларативностью, так как большинство положений находят свое детальное воплощение в иных специальных законодательных актах, в

первую очередь, в Трудовом кодексе РФ . Исходя из этого, дублирование уже действующих положений следует признать излишним. Более того, современный перечень прав медицинских работников отчасти заранее обречен на их невыполнение. Например, в числе первых закрепляется право на создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством РФ. Норма носит отсылочный характер. С одной стороны, речь идет о трудовых обязанностях, которые должны определяться нормами трудового законодательства, локальными нормативными актами. С другой -предусматривается обеспечение необходимым оборудованием в порядке, определенном законодательством РФ. Закон не расшифровывает, что следует понимать под необходимым оборудованием. Следует ли ограничивать его общедоступным набором врача-специалиста, либо это предполагает обеспечение всей современной медицинской техникой, наличие которой в каждой медицинской организации невозможно (да и не требуется по медико-экономическим показателям). Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ранее действовавшие, до 2011 г.) в этой части были более практичными, устанавливая право на обеспечение условий профессиональной деятельности в соответствии с требованиями охраны труда. Но и в этом случае данное право вытекало из статьи 212 Трудового кодекса РФ, распространяющейся на всех работников и работодателей (закрепляет обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда).

Закон сохранил право врача на страхование риска своей профессиональной ответственности. Однако в законе идет речь о праве медицинского работника, а не об обязанности медицинской организации. Российские нормативные акты не содержат норм и об обязательном страховании ответственности медицинского работника (хотя проект разработан Минздравом России). Получается, что бремя финансовой ответственности при осуществлении страхования профессиональной деятельности ложится на врача, а не на его работодателя. С учетом того, что врачебная деятельность является одной из низкооплачиваемых в России, трудно представить себе перспективы развития такого вида страхования.

В Законе об основах охраны здоровья граждан впервые появилась статья 74, посвященная ограничениям, налагаемым на медицинского работника. За основу был взят статус государ-

ственного служащего, на что указывают некоторые устойчивые обороты, характерные для правовых актов о государственной службе. Правда, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» использует два метода — ограничения и запрет. Считается, что ограничения адресованы как претендентам на гражданскую службу, так и гражданским служащим, а запреты направлены только на получивших статус служащих, поскольку обусловлены особенностями гражданской службы. Но подобное разделение можно считать все-таки достаточно условным. Основная цель устанавливаемых ограничений — нивелировать отношения «врач — фармацевтическая кампания», чтобы при выписывании лекарства и определении схемы лечения врач думал о благе пациента, а не о бонусах от фирмы-производителя или аптечного учреждения.

Ограничения, налагаемые Законом об основах охраны здоровья граждан, имеют ряд обязательных признаков. Во-первых, субъектом ограничений являются только медицинские и фармацевтические работники (понятия и того и другого даны в статье 2 Закона об основах охраны здоровья граждан). Это означает, что на иных работников медицинских организаций (юристов, бухгалтеров, административных работников) ограничения не распространяются. Во-вторых, ограничения распространяются только на профессиональную деятельность медицинского (фармацевтического) работника. В-третьих, следует выделить целевое предназначение ограничений (в отсутствие указанных целей ограничения не могут быть установлены), которое заключается в установлении препятствий возможным злоупотреблениям, создании условий для независимости профессиональной деятельности, гарантированности прав пациента на квалифицированную медицинскую помощь. В-четвертых, ограничения представляют государственно-властное веление, которое должно обеспечиваться мерами государственного принуждения. Часть 3 статьи 74 содержит отсылочную норму: «За нарушения требований настоящей статьи медицинские и фармацевтические работники, руководители медицинских организаций и руководители аптечных организаций, а также компании, представители компаний несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации». Однако по настоящее время за нарушение указанных ограничений применение ряда мер ответственности весьма проблематично. Например, в отношении медицинского работника (основного субъекта ограничений) установление мер административной ответственности Кодексом

РФ об административных правонарушениях пока не предусмотрено.

Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает также создание медицинскими работниками профессиональных ассоциаций, статус которых отличается от стандартного профессионального союза (по крайней мере, должен отличаться). Предполагается, что ассоциация должна стать предтечей саморегулируемой организации, на появлении которой настаивают многие представители профессионального сообщества, рупором которых стал известный врач Леонид Рошаль, возглавляющий Национальную медицинскую палату (одна из основных задач Палаты — ведение системы саморегулирования в профессиональной деятельности на принципах обязательного членства в медицинских объединениях). Законодатель выбрал иной путь: не пытаясь внедрить в жизнь идею Национальной медицинской палаты, за счет наполнения «пустыми» правилами статьи 76 Закона об основах охраны здоровья граждан создать видимость особого статуса аморфных профессиональных организаций врачей. Со стороны Минздравсоцразвития РФ была попытка лоббировать «ручную» организацию — Российское медицинское общество, но она пока не увенчалась успехом . Сейчас произошла реформа — воссоздан Минздрав, который нацелен на более продуктивный диалог с Национальной медицинской палатой .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предназначение профессиональных ассоциаций видится все-таки в другом, чем просто в создании дополнительного профсоюза. В Российской Федерации провозглашена административная реформа, нацеленная на сброс некоторых избыточных функций с государственных органов и передача их профессиональным сообществам. Такие процессы идут в различных сферах экономики. В большинстве случаев это связано с созданием саморегулируемых организаций (СРО). Такие СРО созданы кадастровыми инженерами, строителями, аудиторами. Соответственно, когда стал обсуждаться вопрос о модернизации законодательства в сфере здравоохранения, медицинское сообщество также стало поднимать вопрос об усилении роли профессиональных организаций в принятии судьбоносных решений. Правда, все наблюдали, как на самом деле Минздравсоцразвития России прислушивался к голосу медицинских работников в оценке Леонида Рошаля, выступившего на съезде врачей осенью 2011 года.

Зарубежный опыт показывает, что в ряде стран врачи объединены в публичные корпорации, которые совмещают в себе

элементы правового статуса как общественной, так и публичной организации. Как правило, предусматривается обязательное членство врача в такой структуре, наделенной по отношению к нему дисциплинарной властью.

Авторское мнение исходит из того, что за основу следует брать порядок самоорганизации судей. Есть прекрасный Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» . Органы судейского сообщества начинаются с такого первичного звена как собрание судей суда. В сфере охраны здоровья граждан также, прежде всего, надо начинать с профессиональной автономии врача и повышения его статуса, включенности его в процесс определения собственной судьбы, а не с формирования очередных бюрократических структур. В этом случае речь пойдет не о саморегулировании, к которому врачебное сообщество, как представляется, пристало от безысходности. Необходимо создавать профессиональную корпорацию врачей, самоуправляемую, самоорганизованную, автономную, включенную в систему государственного управления как полноправный партнер, а не как «бедный родственник». К сожалению, следует признать, что до достижения данной цели еще далеко, но, если не делать первые шаги сейчас, результат сам собой не наступит, а в этом не заинтересованы ни медицинские работники, ни государство, ни пациенты, ни общество. При таком подходе корпорация врачей взяла бы на себя регулирование всех ключевых вопросов организации профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — № 48. — Ст. 6724.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.

3. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации : федер. закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 11. — Ст. 1022.

6. Романовский Г.Б. Право на осуществление медицинской деятельности / Г.Б. Романовский // Главный врач. —2013. — № 3. — С. 66-69.

7. Романовский Г.Б. Правовой статус профессиональных некоммерческих организаций. Профсоюз, саморегулируемая организация или отдельное образование? Принципы автономии профессионального сообщества: отечественный и зарубежный опыт / Г.Б. Романовский // Правовые вопросы в здравоохранении. — 2014. — № 9. — С. 62-81.

8. Романовский Г.Б. Обязанности медицинских работников/ Г.Б. Романовский // Медицинское право. — 2014. — № 4. — С. 16-21.

Информация об авторах

Романовская Ольга Валентиновна — доктор юридических наук, профессор, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: vlad93@sura.ru.

Информация Роспотребнадзора от 02.01.2018 «О защите прав потребителей медицинских услуг»

Платные медицинские услуги предоставляются на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам.

Согласно п. 7 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее — Правила), медицинские организации вправе предоставлять на платной основе такие виды медицинских услуг, как индивидуальный медицинский пост в стационаре; применение для лечения лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи; анонимное оказание медицинских услуг. Платно оказываются медицинские услуги иностранным гражданам, не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг (кроме случаев оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме).

Предоставление платных медицинских услуг осуществляется при обязательном наличии у медицинского учреждения лицензии на каждый вид деятельности.

Согласно п. 11 Правил исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую, в числе прочего:

сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации.

Согласно п. 13 Правил потребитель вправе потребовать для ознакомления копию учредительного документа медицинской организации, копию свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг).

Договор о предоставлении платных медицинских услуг заключается потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, потребителе услуги, информацию о перечне платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором, их стоимости, сроках и порядке их оплаты, условиях и сроках предоставления платных медицинских услуг, ответственности сторон за невыполнение условий договора, порядке изменения и расторжения договора, иных условиях, определяемых по соглашению сторон.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору предъявить одно из требований, установленных нормами этой статьи. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 14 Закона вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в полном объеме.

В случае, если имущественные требования потребителя не удовлетворены в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора.

При этом в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона и п. п. 4, 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав (в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей).

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Роспотребнадзор и его территориальные органы до принятия решения судом первой инстанции могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях обеспечения защиты прав потребителя.

Наиболее важным компонентом жизни любого человека является здоровье. Как правило, существует ряд факторов, так или иначе, негативно влияющих на наше здоровье. К таким факторам относятся: наследственные заболевания, влияния окружающей среды, эпидемии и т.п. В связи с чем, возникает необходимость обращений за медицинской помощью в специализированные медицинские учреждения. В современных условиях жизни становится очевидным, что не всегда удобно и возможно получить своевременную медицинскую помощь бесплатно. Таким образом, данная категория отношений входит в разряд, регулируемых Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ) отношений.

Ведь по определению, которое дает вышеуказанный Закон РФ, потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

При этом, отношения, связанные с оказанием платных медицинских услуг, регулируются также Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила).

Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

Ввиду того, что, как и все услуги, медицинские также не всегда оказываются качественными, потребителю необходимо знать о своих правах и способах их защиты.

Начнем с того, кто же является второй стороной, оказывающей платные медицинские услуги, т.е. исполнителем.

«Исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации — юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

В случае, если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

В случае, если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

В случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца).

Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

Порядок расторжения договора на оказание медицинских услуг

В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг, договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Порядок предоставления платных медицинских услуг

Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

Ответственность исполнителя за оказание медицинских услуг ненадлежащего качества

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

— назначить новый срок оказания услуги;

— потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

— потребовать исполнения услуги другим специалистом;

— расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг должно сопровождаться выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае выявления недостатков оказанной услуги в течение гарантийного срока, потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю (медицинскому учреждению) с одним из следующих требований:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;

— отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензия составляется в 2-х экземплярах (один передается исполнителю, другой остается у Вас), на Вашем экземпляре исполнитель должен поставить отметку о получении претензии (начало отсчета срока исполнения Ваших требований). В случае непринятия исполнителем претензии, Вы можете направить ее на адрес исполнителя по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения – начало исчисления срока исполнения ваших требований).

В случае отказа медицинским учреждением добровольно удовлетворить Ваши требования, Вы вправе обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 17 Закона РФ), дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ).

Исковое заявление подается в суд по месту: нахождения организации; Вашего места жительства или пребывания; заключения или исполнения договора (ст. 17 Закона РФ).

Закон от 4 сентября 1997 г. «Об отраслях государственной администрации» (Собрание законодательства Республики Польша Dziennik Ustaw (далее – Dz.U.) за 2013 г. ст. 743 с посл. изм.) определяет задачи и компетенции соответствующих министров, в частности, в области социального обеспечения.

Отрасль «социальное обеспечение» охватывает вопросы социального страхования и социального обеспечения, пенсионных фондов, социальной помощи и пособий для лиц и домашних хозяйств в трудной материальной и социальной ситуации, противодействия патологиям, правительственных программ социальной помощи (в частности, лицам и домашним хозяйствам в трудной материальной и социальной ситуации, а также группам, которым грозит социальная изоляция), социальных пособий, трудоустройства, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, ветеранов и репрессированных, а также вопросы координации систем социального обеспечения, за исключением материального медицинского обеспечения (обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами), общественно-полезной деятельности, в том числе надзора за такой деятельностью, осуществляемой общественно-полезными организациями, за исключением надзора за деятельностью служб спасения и охраны населения. Эта отрасль подведомственна министру, к компетенции которого относятся вопросы социального обеспечения.

Вопросы защиты и поддержки семей, находящихся в тяжелой материальной и социальной ситуации, в частности, семей с детьми на иждивении, относятся к отрасли «семья». Таким образом, данные вопросы находятся в ведении министра, к компетенции которого отнесена сфера семьи.

Поддержка лиц и семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не в состоянии справиться с ней самостоятельно, используя свои права, ресурсы и возможности, относится к отрасли «социальная помощь». Вопросы занятости и предотвращения безработицы относятся к отрасли «труд» и находятся в ведении министра, в компетенции которого находится сфера
труда.

Социальное страхование фермеров относится к отрасли «развитие села». Ответственным за него является министр, в ведении которого находятся вопросы развития села. В делах социального страхования фермеров он сотрудничает с министром, к компетенции которого отнесены вопросы социального обеспечения.

К отрасли «здравоохранение» относятся, в частности, вопросы здравоохранения и публичного здоровья, в том числе организации здравоохранения, надзора за лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, лечения в санаториях и на курортах, координации работы систем социального обеспечения при предоставлении неденежных медицинских услуг. За вышеперечисленные вопросы отвечает министр, в ведении которого находится здравоохранение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *