Правовые ценности: что это?

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 36

  1. А. Смит о ценности (стоимости) и цене товаров (действительной, номинальной, естественной, рыночной)
  2. АМЕРИКАНСКИЕ ЦЕННОСТИ В БУДУЩЕМ
  3. Валютные ценности и ценные бумаги как объекты гражданского права
  4. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДРАГОЦЕННОСТИ
  5. Вопрос 27. Врачебная тайна, ее юридические и моральные аспекты. Условия, допускающие представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина.
  6. Вопрос 41. Экспертиза ценности документов
  7. Вопрос. Акционерные общества как юридические лица
  8. Глава 11 АКТИВ № 3: КРУГ ДРУЗЕЙ, РАЗДЕЛЯЮЩИХ ВАШИ ЦЕННОСТИ И МЕЧТЫ
  9. Глава 3. Социальные установки и ценности
  10. Государство и право как ценности. Их органическая связь.

До сих пор речь шла об универсальных ценно­стях, проявляющихся во всей общественной и личной жизни, заложенных в сознании человека. Они имеют мировоззренческий характер. Значе­ние этих ценностей для государства и права, как и любой другой сферы деятельности и обществен­ных отношений, состоит в том, что названные ценности лежат (а вернее, должны лежать) в их основе. Это критерий оценки государственно-правовых явлений, указание, какими должны быть государство и право.

Но система ценностей не исчерпывается уни­версальными ценностями. В каждой сфере дея­тельности и общественных отношений существу­ют и свои дополнительные ценности, более част­ные, прикладные. Они подчиняются основным, универсальным ценностям и представляют собой их развитие, приложение или применение к кон­кретным явлениям.

В этом смысле любое отношение, учреждение, правило, принцип, которые рассматриваются как благо и вызывают уважение и одобрение, воспри­нимаются как своего рода ценность. Но это будет ценность второстепенная, потому что она подчи­нена универсальным ценностям, и инструмен­тальная, потому что она служит средством для достижения более высоких ценностей.

Применительно к государственно-правовым явлениям инструментальные ценности можно назвать правовыми или юридическими. Между ними существует иерархия.

Государство и право представляют собой наиболее важные общие правовые ценности. Они являются необходимыми формами организации общественной жизни, призванными обеспечить хотя бы в минимальной мере, высшие универсальные ценности — справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок, безопасность, или некоторые из них.

Есть и частные, специальные правовые ценности, охватывающие какие-то аспекты, стороны этих сложных явлений.

Кельзен полагал, что всякая «правовая норма конституирует специфическую ценность». По своему данное утверждение верно. Норма устанавливает правило поведения, рассматриваемое как благо, должное. Однако представляется более оправданным относить к разряду ценностей не каждую правовую норму, а только те из них, которые устанавливают принципы, выходящие за рамки данной нормы.

К такого рода ценностям относятся равноправие, права человека, демократизм, законность, презумпция невиновности в правосудии и т. п. Они являются правовым преломлением таких универсальных ценностей, как свобода, равенство и т. п., их юридической формой.

Итак, теория государства и права оперирует категорией «ценность» в трех смыслах:

1)универсальные ценности мировоззренческого и этического характера

2)государство и право как ценности

3)более частные правовые ценности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Михайлов, Станислав Владимирович, 2011 год

2. Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Федеральный закон от 3 октября 2003года за №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №35. Ст. 3413.

4. Федеральный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.

5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года за № 1 ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2011.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. -М., 2011.

8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2011.

9. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. М., 2011.

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. -М., 2011.

11. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

12. Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября.

13. Научные монографии, учебные пособия, статьи

14. Абдулазизов Т.Г. Власть как политическое основание права // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 21.

16. Агутина Н.В. Роль российской духовности в формировании принципов процедуры в отечественном судопроизводстве // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 4. С. 341.

17. Адвокатская деятельность и адвокатура в России: В 2 ч. / Под общ. ред. И.Л.Трунова. -М., 2006. С. 400-401.

18. Александров A.C. Введение в судебную лингвистику. Н.Новгород, 2003.

19. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999.

20. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. -М., 1991. С. 135.

21. Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. 2-е изд., перераб. и доп. -М., 1994. С. 28.

22. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. -М., 1994. С. 8.

23. Бабаджанов И.Х. Право на жизнь как юридическая квинтэссенция витальных общечеловеческих ценностей // Юридический мир. 2010. № 1.

24. Бакланова Е.В. Истоки признания права на достойную жизнь в контексте разных правовых культур // История государства и права. 2006. № 12.

26. Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2004.185

27. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. СПб., 2000. С. 351.

28. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Словарь. СПб., 2000.

29. Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. № 5.

30. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Сидельникова и Н. Федоровой; послесл. А. Филиппова. М., 2000.С. 143.

31. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996. С. 39.

32. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994. С. 306-307.

33. Бондарь Н.С. Конституционные ценности категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6.

34. Брожик В. Марксистская теория оценки. М., 1982. С. 236-237.

35. Букреев В.И. Нормативная система: (духовный мир человека). Екатеринбург, 1999. С. 205.

36. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. -М., 2000. С. 187-193.

37. Буренков М.П. Система профессиональных (корпоративных) ценностей сотрудников российских силовых структур // Юридическая психология. 2008. № 1.

38. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX вв. // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 25.

39. Васильев A.M. О правовых идеях-принципах // Советское государство и право. 1975. № 3.

40. Васильев O.J1. О преподавании спецкурса «Нравственные начала в уголовном процессе» // Вестник МГУ. Сер. «Право». 2003. № 2.

41. Введение в философию / Под общ. ред. И.Т. Фролова. -М., 1989.

42. Власов A.A. Проблемы судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации. -М., 2000.

43. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1997.

44. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. 1996. № 1. С. 98.

45. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. № 3-6. С. 23.

46. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 2000. С. 220.

47. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997. С. 428.

48. Гитин В.Г. Энциклопедия шокирующих истин. М., 2004. С. 193.

49. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. -М., 1991. Т. 2. С. 70.

52. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. -М., 1992. С. 11.

53. Грудцына Л. О верховенстве права и задачах юристов // Адвокат. 2007. №8.

54. Груздев В.В. Категория «равенство» в гражданском праве // Журнал российского права. 2008. № 2.

55. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения. СПб., 2004. С. 326.

56. Гусейнов А.И. Проблема ценностей в праве // Право и политика. 2007. №7.

57. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2000.

58. Демидов А.И. Ценностные измерения власти // Полис. 1996. № 3. С. 126.

60. Дробницикий О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 462.

61. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 19.

62. Еникеев З.Д. Исследование проблем правовой защиты общечеловеческих ценностей как одна из важных задач российской юридической науки // Российский юридический журнал. 2006. № 1(49). С. 46.

63. Еникеев М.И. Социальная психология преступности // Юридическая психология. 2009. № 3.

64. Ещенко С.А. Экстремизм: понятие и причины распространения // Общество и право. 2008. № 3.

65. Закомлистов А.Ф. Судебная этика. СПб., 2002. С. 5-13.

66. Знаков В.В. Психология понимания правды СПб., 1999.

67. Зорькин В.Д. Аксиологические аспекты Конституции России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. № 4. С. 16.

68. Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе // Законодательство и экономика. 2004. № 2.

69. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. № 12.

71. Иванников И.А. Общая теория государственной власти. Волгодонск, 1997. С. 20.

72. Иванов Н.Г. Нравственность, безнравственность, преступность // Государство и право. 1994. № 11. С. 23-26.

74. Ивин A.A. Современная философия науки. М., 2005. С. 328.

75. Ильин И. Соч.: В 2 т. Т. 2. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. -М., 1994. С. 16.

76. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. М., 1991. С. 229.

77. Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

78. Истархов В.А. Удар русских богов. М., 2001. С. 124.

79. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 314.

80. Калинин А.Ю. Влияние исторических особенностей политической культуры российского общества на процессы правообразования // История государства и права. 2009. № 13.

81. Кармин A.C. Культурология: культура социальных отношений. СПб., 2000. С. 57.

82. Карнаухов С.С. «Интересы или ценности»: основная проблема исследований безопасности как государственно-правового феномена // История государства и права. 2009. № 7.

83. Кассен Б. Эффект софистики. М.-СПб., 2000. С. 83.

84. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 1999. С. 331.

85. Кирланов Т.Г. Независимость судей конституционная ценность // Администратор суда. 2008. № 4.

86. Кобликов A.C. Юридическая этика: Учебник для вузов. М., 2000.

87. Козырин А.Н. Общие начала законотворческих налоговых процедур // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. 2007. Т. 2.

88. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 16.

89. Концепция судебной реформы в РСФСР / Сост. С.А. Пашин. -М., 1992.

90. Конюхова И.А. О формировании права мира и его конституционно-правовых основ в современную эпоху // Международное публичное и частное право. 2010. № 2.

91. Копаев B.C. Мораль и ее влияние на современное российское общество // Юрист. 1998. № 10. С. 15.

92. Корниенко Е.В. Трудовые ценности как фактор мотивации труда в современной России // Налоги. 2009. № 19.

93. Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982. С.107-108.

94. Косарев А. Ценности и оценки в истории государства и права // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.

95. Кочесоков З.Х. Проблема мультикультурализма в глобализирующемся мире // Общество и право. 2008. № 3.

96. Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник МГУ. Сер. «Право». 1998. № 4. С. 22.

98. Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. С. 44.

99. Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007. С. 568.

100. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. -М., 1978. С. 127.

101. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. М., 2002.

102. Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2. С. 342.

103. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. 1996. № 5.С. 5.

104. Левада Ю.А. Элита и массы в общественном мнении: проблемы социальной элиты // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1994. № 6.

106. Ллойд Д. Идея права / Пер. с англ. М., 2002. С. 162.

107. Лотман Ю.М. Текст и функция. Текст как семиотическая проблема // Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992. Т. I. С. 136-137.

108. Лукашева Е.А. Правовое государство и обеспечение прав человека // Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990. С. 66.

109. Люблинский П.И. Суд и права личности // Суд и права личности: Сборник статей / Под ред. Н.В. Давыдова, H.H. Полянского. М, 2005. Кн. 4.

110. Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 277.

111. Малахов В.П. Философия права. М.; Екатеринбург, 2002. С. 324.

112. Малеина М.Н. Защита личных неимущественных прав советских граждан. -М, 1991. С. 58.

113. Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М, 1999. С. 127.

115. Маркс К, Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. Т. 4. С. 443; Т. 3. С. 322; Т. 8. С. 208.

116. Мартыненко К.Б. Ильин о трех стадиях кризиса правосознания // Общество и право. 2009. № 2.

117. Мартышин О.В. Нравственные основы теории государства и права // Государство и право. 2005. № 7. С. 6.

118. Мартышин О.В. Проблема ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10. С. 14.191

119. Масалытина C.B. Совершенствование юридических форм государственной деятельности в процессе политико-правовой модернизации // История государства и права. 2009. № 3. С. 27-28.

120. Матвеев П.Е. Моральные ценности: Монография. Владимир, 2004. С. 111.

121. Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Курс лекций. -М., 1997. С. 611.

122. Медушевская Н.Ф. Российское понимание свободы // Юридический мир. 2009. № 12.

124. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М., 1990. С. 388-409.

125. Международное право. -М., 1998. С. 310.

126. Мелентьев П. Понятие и общие признаки преступления международного характера, составляющие основу международного сотрудничества // Мировой судья. 2009. № 4.

127. Миронов A.B. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 1. С. 101.

128. Михаэльс Р. Функциональный метод сравнительного правоведения // Вестник гражданского права. 2010. № 1.

129. Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 162.

130. Моисеев C.B. Философия права. Новосибирск, 2004.

131. Мониторинг общественного мнения. 2001. № 6. С. 84.

132. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены (ВОДОМ при поддержке Министерства труда РФ). 1999. № 1(39).

133. Назаров Б.JI. Права человека. История, теория и практика. -М., 1995.192

134. Насонова И.А. Нравственные начала взаимоотношений субъектов защиты // Общество и право. 2009. № 5.

135. Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. С. 25, 29.

136. Нерсесянц B.C. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992. С. 5-6.

137. Нерсесянц B.C. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема. -М., 1973. С. 37.

138. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1998. С. 28.

139. Нравственные основы государства и права (Международная научная конференция) // Государство и право. 2005. № 8. С. 95.

141. Оборотов Ю.Н. Традиции и новации в правовом развитии: Монография. Одесса, 2001. С. 32.

142. Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т. Т. 2 / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. С. 30.

143. Ожегов С.И. Словаре русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. -М., 2005. С. 1144.

144. Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. №5. С. 6-11.

145. Осипян Б.А. Конституция должна действовать, начиная с ее преамбулы // Голос Армении. 1999. № 7.

146. Осипян Б.А. Основание и система правовой ответственности // Современное право. 2007. № 5.

147. Осипян Б.А. Принцип правовой сообразности юридического закона // Законодательство и экономика. 2009. № 6.

148. Основы современной цивилизации / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. -М., 1992. С. 61.193

150. Павлов Б.Б. Правда и ложь в системе ценностей адвокатской культуры (к 145-летию российской адвокатуры) // Адвокатская практика. 2010. №1.

151. Панарин A.C. «Имперская республика» на пути к мировому господству // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 152.

152. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. -M., 2005. С. 59-61.

155. Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2000. С. 9.

157. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы Международной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека // Государство и право. 2000. № 3. С. 37.

158. Права человека. Вопросы и ответы. Нью-Йорк, 1990. С. 29.

159. Пресняков М.В. Критерии справедливого баланса конституционных ценностей в деятельности Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 4.

160. Пресняков М.В. Справедливость в системе конституционно-правовых ценностей // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

161. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. -М., 2002. С. 503-504.194

166. Розов Н. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск, 1998.

167. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. С. 19.

168. Самарина Н.В. Дуализм современного российского правопонимания // История государства и права. 2006. № 3. С. 27.

169. Самигуллин В.К. Закат права или переоценка ценностей // Право и политика. 2005. № 12. С. 143, 151.

170. Сапронова М.А. Арабский Восток: Власть и конституции. М., 2001. С. 165.

171. Саргсян Р. Независимость центральных банков как конституционная ценность: опыт постсоветских государств // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 6.

172. Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. Тула, 1999.

174. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994. С. 180.

175. Случевская Ю.А. Правовой контроль: сущность и особенности в системе управления органами внутренних дел // Общество и право. 2009. № 5.195

176. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 193,341.

177. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. С. 1487.

178. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 11.

179. Современный толковый словарь русского языка. СПб., 2004. С. 924.

180. Соловьев Э.Ю. И. Кант: знание, вера и нравственность // Прошлое толкует нас: очерки по истории философии и культуры. М., 1994.

181. Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. -М., 2007. С. 123.

182. Сорокина Ю.В. К вопросу о ценностях права // Философия права. 2007. №2. С. 11.

183. Сперанский М.М. О Своде законов по гражданской части // Русская старина. 1876. T. XV. С. 591.

185. Султанов А.Р. Об исполнении постановлений Европейского суда по правам человека как средстве реализации конституционных ценностей // Международное публичное и частное право. 2008. № 4.

186. Сухарева О.О. Принцип правовой определенности в системе ценностей и принципов, установленной Конституцией Испании 1978 г. // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 16.

187. Тасаков C.B. Охрана общественной нравственности задача уголовного закона // Российская юстиция. 2008. № 10.

188. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. -М., 2003. С. 11.

189. Толстик В.А. Закономерности правопонимания и проблема обеспечения содержания права доминирующим в обществе ценностям. -М., 2003. С. 76.

190. Толстик В.А. От плюрализма правопонимания к борьбе за содержание права. -М., 2004.

191. Трубецкой Е. Избранные произведения. СПб., 1998. С. 65.

192. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. -М., 1968. С. 257.

193. Утка В.И. Договор подряда на выполнение проектных работ: актуальные проблемы правоприменения // Право и экономика. 2009. № 11.

194. Фаткуллин Ф.Н., Чулюкин Л.Д. Социальная ценность и эффективность правовой нормы. Казань, 1977. С. 12.

195. Философия (полный курс) / Под ред. А.Н. Ерыгина. М., 2004. С. 211.

196. Философия уголовного права. СПб., 2004. С. 16.

197. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991. С. 512.

198. Философский словарь. -М., 2004. С. 123.

199. Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие. -М., 2005. С. 12.

200. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 43.

202. Черников М.В. Концепты правда и истина в русской культуре: проблемы корреляции // ПОЛИС. 1999. № 5. С. 43-61.

203. Чернобель Г.Т. Правовые принципы как идеологическая парадигма // Журнал российского права. 2010. № 1.

204. Честнов И.Л. Право как диалог: к формированию новой онтологии правовой реальности. СПб., 2000.

206. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. №11.

207. Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения. -М., 1994. С. 308.

208. Ширяев В.А. Условия осуществления гражданских прав и некоторые проблемы их реализации в жилищной сфере // Российская юстиция. 2006. № 3. С. 4-6.

209. Шишенина A.B. Понятия чести и достоинства граждан в современном обществе // Адвокат. 2008. № 10.

210. Шугуров М.В. Межгосударственные споры о толковании и применении конвенций по правам человека: ценностно-нормативный аспект // Международное публичное и частное право. 2010. № 1.

211. Энциклопедический словарь. Т. 41.

212. Эрделевский A.M. Компенсация морального вреда. М., 1996. С. 16.

213. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник / Под ред. д.ф.н., проф. Г.В. Дубова. -М., 2002. С. 9.

214. Юнусов A.A., Юнусов Э.А. Права человека как явление цивилизации и общечеловеческая ценность // Юридическое образование и наука. 2006. №3.

215. Юртаева Е.А. Организация профессиональной подготовки юристов в дореволюционной России // Журнал российского права. 2008. № 7.

216. Диссертации и авторефераты диссертаций

217. Бабенко А.Н. Правовые ценности и освоение их личностью: Дис. . д-ра юрид. наук. М., 2002.

218. Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современногообщества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. -М., 2007.198

219. Балаянц М.С. Фундаментальные правовые ценности современного общества: Дис. канд. юрид. наук. -М, 2007.

220. Мишина И.Д. Нравственные ценности в праве: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999.

223. Телегина В.А. Правосудие как социально-правовая ценность: вопросы теории: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

224. Тюменева Н.В. Право на жизнь как объект теоретико-правового исследования: Дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2008. С. 8.

228. Carnnap R. Philosophy and Logical Syntax. L, 1935. P. 24-25.

230. STC 173/1996 de 31 de octubre.

231. Thomas Puig P.M. Valores y principios constitucionales // Parlamento y Constitución. Anuario. 2001. № 5. P. 129-143.

Теоретика

УДК 340 © О. А. Белинова, В. Е. Фомин, 2012

Ценность права и ценности в праве

О. А. Белинова, В. Е. Фомин *

Авторы посредством культурологического подхода и на основе разграничения правовых ценностей и ценностей права раскрывают смысл юридической аксиологии, конкретизируют структурные элементы правовой реальности и соответствующие им категории правовых ценностей.

Ключевые слова: право, юридическая аксиология, правовые ценности.

Проблема ценностей в широком культурном смысле периодически возникает на стыке веков, в периоды ломки традиций . Интерпретации термина «ценность» весьма многообразны . Наши современники характеризуют ценности как: 1) особый сплав значений, определяющих вещественно-предметные свойства явлений и в то же время выражающих практическое и эмоциональное отношение к ним человека *; 2) ценностное отношение, которое «порождается субъектно-объектной связью» как «специфическим философским и собственно философским описанием поведения и деятельности людей» 2; 3) идеал, выходящий и выводящий за пределы наличной данности, что позволяет понять не просто надындивидуаль-ность, но также надличность ценностей 3; 4) явления действительности (факты идеального и материального мира), имеющие то или иное значение для общества, его групп или отдельных людей 4 .

Несмотря на достаточно позднее формирование самого понятия «ценность», феномен значимости и оценки присутствовал в философии со времен ее становления . В мировых философских изысканиях различных эпох (античность, средневековье, возрождение, просвещение) ценностное мировоззрение формировалось в контексте разработки проблем этики и эстетики, посредством чего выявлялись и утверж-

* В нашем журнале публикуются впервые .

дались духовные ориентиры личной и общественной жизни 5 . В античной философии вопрос о ценностях был непосредственно включен в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы . Именно в этот период в философский обиход входит понятийная триада «Истина, Добро, Красота», которая в эпоху немецкой классической философии перерастает в целые философские дисциплины: логику, где мышление в общеобязательной форме стремится к достижению своей цели — обладанию истиной; этику, где воля стремится к своей цели быть доброй; эстетику, где чувство стремится к овладению красотой

Развернутое учение о ценностях впервые дал в 60-е гг. XIX в . немецкий философ Р. Г. Лотце в трактате «Основания практической философии» . Именно он выделил в качестве критерия ценности значимость (смысл) . Позднее, в 1902 г. для обозначения области философских проблем, относящихся к ценностным, французским философом П Лапи был введен термин «аксиология» (от греч . axia — ценность и logos — учение), а через два года Э . фон Гартман представил аксиологию как одну из составляющих в системе философских дисциплин, в истории развития которой выделяют три периода:

предклассический (1860-1980-е гг.), классический (1890-1920-е гг.), постклассический (с 1930-х гг. по настоящее время) 6 .

В современной философско-правовой мысли категория ценности имеет значительный вес. Изучение ценностно-нормативных ориентаций личности происходит как через нравственный, так и через социальный и психологический аспекты В последние десятилетия зародился и культурологический аспект понимания ценностей (аксиология культуры). В связи с этим термин «ценность» широко используется для указания на личностное социальное и культурное значение определенных явлений действительности

Раскрывая культурологический аспект права, можно натолкнуться на следующие тенденции:

1) соотношение права и культуры рассматривается, как правило, сквозь призму категорий «право и правовая культура», «правосознание и правовая культура». При этом узком, или нормативистском, правопонимании правовая культура предстает как внешнее по отношению к праву явление . Между тем культурологический подход предполагает видение права не только во взаимодействии с некой культурной средой, но и в качестве неотъемлемого элемента культуры . Классическое определение правовой культуры звучит следующим образом: система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права 7. «Правовая культура — один из аспектов общечеловеческой культуры, воплотившийся в праве и юридической практике, один из обязательных элементов гражданского общества, правового государства . Она включает в себя и правовую культуру населения, и правовую культуру должностных лиц, органов власти, государства в целом. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, право, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с социокультурными, историческими особенностями различных этносов, выступает инструментом достижения социальной стабильности» 8;

2) в научных исследованиях начинает доминировать аксиологический подход к праву как важному компоненту человеческой культуры (В. С. Нерсе-сянц, Г. И . Муромцев, С. С. Алексеев, В. В. Лапаева, Т. С. Лапина и др.) . Согласно этому подходу, право — это абстрактно-всеобщая нормативная форма выражения ценностей равенства, свободы и справедливости в общественных отношениях в соответствии с принципом формального равенства, культура общества — «…исторически сложившаяся система

общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми формируется образ жизни и осуществляется социальная регуляция отношений между людьми» 9, а правовая культура как «система духовно-нравственных и правовых ценностей выражается в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется законопослушный образ жизни и осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливается режим правопорядка в стране» 10 .

В осмыслении права как ценности и ценностей в праве оттолкнемся от общепризнанных интерпретаций права . В частности, в Философском энциклопедическом словаре под правом понимается совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т д ), первоначально покоившихся на идее равенства 11. В Современном философском словаре указано, что право есть общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженной в системе формально определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов 12 . Если в первом определении наблюдается характерный для конца XIX — начала XX вв . подход, рассматривающий многие проблемы в контексте этики как науки о морали (со времен Гегеля считается, что мораль общечеловечна, это постулаты поведения индивида как части человеческого рода, это абсолютная нравственность (принципы поведения), единая во все времена для всех народов и всего человечества), а также естественно-правовая трактовка права, то второе определение втягивает в свою орбиту не только естественное право, но и право позитивное . Тем не менее аксиологическая доминанта присутствует в обоих из них, если свободу, равенство и справедливость рассматривать как ориентир правовой реальности

Если право расценивать как форму общественных отношений, а практика культуры по отношению к обществу направлена на создание формы для того содержания, которое несет в себе общество 13, то, следовательно, право как форма общественных отношений есть результат:

1) организационно-коммуникативной деятельности культуры человечества, создающей форму для содержательного наполнения общественных отношений;

2) идеологической деятельности, вырабатывающей необходимые обществу ориентиры, обоснования, духовные позиции

Таким образом, право есть результат культурной деятельности людей, который проявляется

в организационно-коммуникативной и идеологической форме общественных отношений, направленных на реализацию свободы, равенства и справедливости как фундаментальных ценностей человеческой культуры

Ценности являются основополагающим элементом в структуре общества Люди воспринимают и воспроизводят ценности вновь и вновь, в каждую общественно-историческую эпоху по-своему В связи с этим можно выделить абсолютные ценности — желаемое, цель (предвосхищение в сознании субъекта желаемого), а также их конкретное выражение в норме, должном 14 .

Воплощение желаемого обусловлено ценностными ориентациями человека, связано с его душевными стремлениями и свободным выбором Так поведение человека осуществляется на основе тех представлений о добре и зле, которые формируются культурой с учетом ценностей, общепринятых в конкретном обществе, т е на основе ценностей формируются социальные нормы и правила поведения, регулирующие взаимодействия людей. Доминирующие в обществе нормы поведения фиксируются в нормах права, являющихся общеобязательными в силу их связи с государством и возможностью силового принуждения через правоохранительные органы

Культурологический подход к праву позволяет, наряду с этическими, эстетическими, научными, религиозными и другими ценностями, признать ценности правовые (юридические), так как право, будучи сферой человеческой деятельности, порождает свои предметные и субъектные ценности В качестве базовых правовых (юридических) ценностей называют: государство и право, а также производные от них явления политико-правовой действительности (власть, юридические нормы, формы государства и права, правопорядок, правоотношения, юридический процесс и т. д .) 15. В юридической литературе выделяют правовые ценности и ценности в праве Правовые ценности — это ценности, «олицетворенные правом полностью или частично» 16 К таким ценностям относят свободу, справедливость, равенство, взаимопомощь Ценности в праве — это те ценности, которые правом интегрированы 17 Право в данном случае соединяет этические, политические, экономические, мировоззренческие и иные элементы социальной культуры

Культурологический подход к аксиологии права (юридической аксиологии как учению о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства 18) позволяет определить правовые ценности как такие ценности общества, которые подпадают под сферу действия права в качестве формы выражения равенства, свободы и справедливости в общественных отношениях.

Возможность говорить о проблеме ценностей в правовой культуре возникает с появлением государства Процесс образования государств потребовал такого способа регуляции отношений между частями общества и его целостным бытием, какого не знала социально однородная родоплеменная община Таким способом стало законодательное оформление правовых отношений, определявших обязанности и права каждой части общества и обязательных для всех представителей каждого сословия и каждой социальной группы Тем самым сложилась и была формализована система ценностей, элементами которой стали 19:

— правовая ценность государства как верховного совокупного субъекта и общественный порядок, обеспечивающий ему стабильное существование;

— ценности каждого члена общества — права той этносоциальной и демографической группы, к которой он принадлежит, регламентирующие меру его свободы и меру несвободы в данной социальной системе;

— законопослушание (соответственно, «антиценностью» становится нарушение законов, расцениваемое как преступность и караемое государством)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовые ценности становятся ценностями государства, они закрепляются законодательно и требуют законопослушания от всех членов общества В подобных взглядах имеет место легистский подход к праву, когда ценность права как форма отражения интересов классов, групп, индивидов, а также общечеловеческих интересов неодинаково себя проявляет в нормах и институтах права . В таком случае собственной ценности права не может существовать, оно служит масштабом, средством нормирования

В демократическом, гражданском обществе и правовом государстве собственная ценность права должна иметь доминирующее значение Она состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности — свободу, справедливость и равенство людей. Благодаря собственной ценности права возможна социальная интеграция и воспроизводство конкретной социальной системы приемлемого образца Собственная ценность права определяется в свободе и равенстве граждан перед законом, в том, что воля и интересы различных слоев населения согласуются в соответствии со справедливостью

В таком значении собственная ценность права выражается в том, что может быть названо правовыми началами или «духом права» Бытие права подобно бытию человека, где выделяют такие сферы сущего, как «дух права», «душа права», «тело права» 20 .

Абсолютные

самоценности

Первичные Тварные -<

Частичные

ґ Актуально всеобъемлющие

Потенциально всеобъемлющие

Рис. Ранги ценностей, по Н . О. Лосскому

Можно произвести классификацию правовых ценностей на основании этой модели сфер бытия права Право в качестве ценностного регулятора пронизано нравственно-правовыми ценностями на всех этих уровнях и призвано воплощать, охранять и защищать эти ценности

«Дух права» — это воплощение абсолютных духовных (нравственно-правовых) ценностей, прежде всего, ценности жизни, собственной ценности права Для более глубокого осмысления этих категорий ценности обратимся к русской философии Н . О. Лосский в труде «Ценность и бытие» строит систему ценностей, представляя свои идеи в виде схемы 21 (рис )

Согласно этому подходу, абсолютная положительная ценность — это ценность сама в себе, имеющая характер добра с любой точки зрения и для любого субъекта Она есть объективная самоценность (например, Божественная абсолютная полнота бытия — царство Бога) Относительная же положительная ценность может носить характер добра лишь в каком-либо отношении или для того или иного субъекта Важнейшая задача аксиологии, по мнению Н О Лосского, состоит в установлении существования абсолютных ценностей, в преодолении аксиологического релятивизма Наверное, поэтому в его ценностной иерархии отсутствует категория относительных ценностей Именно благодаря абсолютным ценностям возможна «соборная жизнь» 22 и абсолютная полнота бытия

Всеобъемлющие абсолютные ценности у Лос-ского — это Бог и Царство Божие Бог есть Троица: Бог — Отец, Бог — Сын и Бог — Дух Святой. Бог есть Добро, которое предстает в истине, красоте, нравственном добре, жизни Бог и Царство Божие есть первичные всеобъемлющие абсолютные ценности В качестве тварных всеобъемлющих абсолютных ценностей может выступать всякая личность, как часть Царства Божия «Всякая такая личность есть тварный сын Божий» 23 . Любой человек как индивид потенциально наделен идеей о том, что он есть возможный член Царства Божия Частичные всеобъемлющие ценности (например, любовь, религия, искусство, право, свобода и т п ) есть то, что относится или принадлежит оценивающему субъекту Они

относятся к категории абсолютных в силу того, что, несмотря на свою производность, в смысле невозможности существования без целого, они остаются самоценностями, так как тоже составляют всеобъемлющую полноту бытия Таким образом, весь первозданный мир, сотворенный Богом, состоит из существ, которые являют собой не средства для каких-либо целей, а абсолютные самоценности

«Душа права» — естественное право с позиции юснатурализма Естественное право становится осуществленным человечеством восприятием высших общечеловеческих ценностей: свободы, справедливости, равенства, которые выразились в притязании человека на права и свободы Одним из первых актуализировал эти ценности И Кант Понимание гражданского общества и правового государства основывается им на трех основных принципах: 1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина 24

Смысл свободы, по И Канту, состоит в том, что каждый вправе определять меру и пути своего счастья И Кант понимает мораль как науку, которая учит не тому, как мы должны быть счастливыми, а тому, как мы должны стать достойными счастья 25 В свою очередь, возможность быть счастливым — это качество личности, а умение согласовывать свои цели с всеобщим (как для природы, так и для свободной воли) законодательным разумом, т е моралью Счастье — это достижение целей, положенных в основу человеческой жизни Соответственно, ценность поступков и явлений действительности им рассматривается с точки зрения того, насколько они способствуют счастью Предпочтение одного состояния определения воли другому есть сугубо акт свободы Высшей же ценностью (благом) обладает состояние, в котором при столкновении тех или иных личных целей с моральным законом долга предпочтение отдается долгу «Счастье заключает в себе все то (и только то), что нам дала природа; а добродетель — то, что только сам человек может дать себе или отнять у себя» 26 .

Равенство у Канта рассматривается с позиции причастности людей к государству В этом смысле

их равенство возможно в правовом отношении как равенство подданных государства Из этой идеи равенства людей в рамках общности как подданных вытекает и формула: каждый член общности должен иметь возможность достичь в ней каждой ступени того или иного состояния (доступного для подданного), которой он способен достичь благодаря своему таланту, прилежанию и удаче; все прочие подданные не должны стоять ему поперек, со своими наследственными прерогативами (как привилегиями определенного сословия), с тем чтобы навеки держать его и его потомство на низшей ступени 27.

Самостоятельность каждого члена общества как гражданина есть не что иное, как право голоса в законотворчестве Относительно права устанавливать законы, где все должны считаться равными между собой, действует принцип общей (публичной) воли, когда все решают относительно всех, т е каждый — относительно самого себя Тот, кто имеет право голоса есть гражданин

«Тело права» — право позитивное, выраженное в источниках права (нормативных правовых актах) Правовые нормы приобретают значение ценностей и становятся объектом оценок, так как сознательноволевое поведение индивидуума исходит в той или иной степени из действия усвоенных и оцененных социальных норм Сама оценка, как отмечает А В Белинков, предопределяет жизненность правовой нормы, санкционирует ее действие или бездействие, соединяет или разъединяет действительность жизни, сущего и предписание нормы, должного 28 .

Таким образом, можно отметить следующие основные проявления ценности права:

1) ценность права состоит в том, что оно выступает мощным фактором исторического прогресса, так как в нем заключаются абсолютные ценности, служащие ориентиром развития;

2) ценность права определяется тем, что оно является выразителем идеи справедливости и равенства, масштабом свободы личности;

3) право как ценность в современных теоретических исследованиях видится инструментом, средством решения задач, относящихся к различным сторонам жизни общества — экономической, политической, культурной Оно выступает мощным средством государственного управления, упорядочивая все возможные общественные отношения;

4) обладая своей собственной ценностью, право воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий Приоритет права, правовых начал в организации

общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

1 Столович Л. Н. Красота . Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии . М. , 1994. С. 1Q .

2 Каган М. С. Философская теория ценности . СПб . , 199б .

С. 51 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Жуков В. Н. Введение в юридическую аксиологию (вопросы методологии) // Гос-во и право . 2QQ9. № б . С. 2Q .

5 Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистен-циональная аксиология истории : монография Астрахань, 2QQ4 С 9

6 Жуков В. Н. Указ . соч . С . 2Q .

7 Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь М , 2QQ5 С 472

1Q Там же

11 Философский энциклопедический словарь М , 2QQ1 С. 357.

12 Современный философский словарь / под общ . ред. В Е Кемерова Изд 3-е М , 2QQ4 С 539

13 Каган М. С. Философия культуры . СПб . , 199б. С. 95 .

14 Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX веков . В . Новгород, 2QQ2. С. 2б .

15 Жуков В. Н. Указ соч С 3Q

16 Графский В. Г. Традиции и обновление в праве // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление . М. , 199б. С. 79.

18 Политико-правовые ценности: история и современность / под ред . В. С. Нерсесянца . М . , 2QQQ . С. б .

19 Каган М. С. Философская теория ценности . С. 99 .

2Q Мишина И. Аксиологическое правопонимание // Право Украины 2Q11 № 1 С 98

21 Лосский Н. О. Ценность и бытие . Бог и царство Божие как основа ценностей Paris, 1931 С 93

22 Там же С 84

23 Там же. С 89

24 Кант И. Сочинения : в 4 т. на нем. и рус. языках. М. , 1993 Т I : Трактаты и статьи (1784-179б) С 283

25 Там же. C 251

26 Там же. C 2б3

контракт чаще всего заключается по итогам конкурсных процедур. Проанализированные подходы каждый по-разному истолковывают правовую природу ГЧП. Их наличие говорит о весьма сложном и неоднозначном строении ГЧП, ее многофункциональности, многообразии форм и видов сложнейшем взаимодействии социально-экономических и культурно-политических факторов, определяющих вектор развитиячастно-публичного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коженко Я.В. Институционально-правовые формы лоббистской деятельности в современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Ростовский юридический институт МВД Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Коженко Я.В., Пашковский П.В. Формы и виды государственно-частного партнерства в условиях модернизации системы государственного управления в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. — 2015. -№ 2-2. -722.

4. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. — М., -2002.

5. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. — М.: Либроком, -2009. — 232с.

6. Тимошенко И.В. Концепция формирования понятийного аппарата российского законодательства об административной ответственности // Юристъ — Правоведъ. — 2007. — № 5. — 16 с.

7. Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965.

С.П. Федоренко

ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В работе анализируется роль и значение правовых ценностей в жизни современного российского общества. Изучается какая аксиологическая система легла в систему права Российской Федерации и насколько правовые ценности коррелируют с иными социальными ценностями российского общества. Изучается влияние правовых ценностей на формирование правовой духовной сферы человека и на эффективность правоприменительной практики.

Ключевые слова: правовые ценности. Правовая аксиология. Правовые ценности и российское общество.

S.P. Fedororenko

LEGAL VALUES IN THE LIFE OF MODERN RUSSIAN SOCIETY.

Key words: Legal value. Legal axiology. Legal value of Russian society.

В каждом современном обществе не зависимо от той правовой семьи, в которой находится парадигмирующая его государственность, постулируется система ценностей. Проблема социальных ценностей восходит своими корнями к временам гораздо более древним, нежели эра государственной организации общества. После того как человек обособился от остальной живой природы, происходит формирование системы ценностей, в которую входят не только природные факторы (климат, урожайность, обилие добытой и собранной в природе пищи и т.п.), но и предметы культуры, созданной им самим. Причем эта культура сразу же начинает делиться на материальную (одежда, оружие, плавательные средства и т.п.) и духовную (мифы, легенды, придания, табу, мононормы, передаваемые идеальным способом в условиях отсутствия письменности). Причем следует отдельно отметить, что само объединение людей в общество представляет собой ценность, носящую базовый характер. Так как без социальной интеграции не возможен процесс социализации, формирующий человека.

С возникновением государства встает вопрос о ценности права. Этот вопрос остается обсуждаемым, и дискуссионным по сей день, не смотря на его многовековую историю. Уже в Древней Греции мыслителипо-разному оценивали ценность права. Так Гераклит указывал, что: «Народ должен сражаться за закон, как за свои стены», а Демокрит считал, что: «Веленья законов надуманы, тогда как веленьям природы присуща внутренняя необходимость. Вдобавок веленья законов не суть нечто прирожденное, но результат соглашения, тогда как веленья природы суть нечто прирождённое, а не результат соглашения» . И далее во многих учениях, правовых научных

школах, научных концепциях мы видим обоснование различных аксиологических систем. Взять, например, школы конфуцианства и легизма в Древнем Китае, теологическую и либеральную доктрины в Европе позднего Средневековья, буржуазно-демократическую и марксистско-ленинскую доктрины в России период двоевластия и масса других примеров.

В современных российских условиях базовые социальные ценности закрепляются в Конституции Российской Федерации. Она провозглашает приоритет и незыблемость прав и свобод человека и гражданина, которые получают свою конкретизацию, как в тексте самой Конституции, так и в остальных законах и подзаконных нормативных правовых актах, действующих на территории нашего государства.

Профессор А.И. Овчинников указывает на то, что в последние годы в России сложилось целое самостоятельное направление конституционной аксиологии, под которой следует понимать область научно-теоретического познания конституционно-правовых ценностей, их иерархических взаимосвязей, объективации и отражения в конституционных нормах и принципах, приоритетах конституционно-правовой политики . Данное направление вызывает исследовательский интерес с различных позиций, в том числе и с позиций научной школы самобытности российской государственности и исторической судьбы российского государства.

Современное гуманитарное знание в качестве социальных ценностей определяет свойства предмета, процесса или явления, имеющие значение либо способные оказывать влияние на человека, семью, общество и государство. Ценности тесно сопряжены с интересами человека, и подчиняются законам социума, один, из которых указывает на неизбежность формирования иерархии. Если взять любую организацию трудовую, религиозную, муниципальную, государственную и т.д., она будет представлять собой пирамиду с одним главой (начальник, патриарх, мэр, президент и т.д.) и большим количество подчиненных, делящихся на группы в иерархическом принципе, где каждая вышестоящая группа менее многочисленна, чем предыдущая. То есть, каждая система ценностей также представляет собой иерархию, в которой одни ценности являются более высокими и значимыми нежели другие, поэтому можно встретить ситуацию, при которой значимые и менее значимые ценности соотносятся как цель и средство.

Обращаясь к системе права, которая в своей сущности состоит и правовых норм, можно отметить, что практические любая, из них является способом обеспечения какой-либо ценности. И что характерно, формируясь в систему, нормы права отражают и аналогичную системность ценностей. Отсюда неизбежная причинно-следственная связь между системой права, правовой системой и системой ценностей. Неизбежно в правовых нормах, издаваемых государством, кристаллизуется система ценностей, а система либерально-демократических ценностей предусматривается в Конституции РФ и в соответствующей ей правовой системе, например, социалистическая иерархия ценностей постулировалась через конституции СССР и РСФСР в правовой системе Советского государства.

В качестве наиболее общего определения правовых ценностей детерминируют закрепленные в системе права, а так же выводимые в процессе толкования правовых норм основополагающие общественно значимые идеалы, блага, принципы, концепции, приоритеты, определяющие содержание правовой политики государства и юридической практике правоприменителя. Обобщая юридическую литературу, имеющую предметом своего исследования правовые ценности, можно выделить следующие их характеристики: если в содержании нормы не отражена какая-либо конкретная ценность, то она может быть выведена путем толкования нормы права; иерархическое соотношение правовых норм, отражающее фактическое содержание и ценностей выявляются при условии применения и интерпретации норм права в конкретной жизненной ситуации; смысловой наполнение правовых ценностей в современной России формируется в контексте действия международного права в виде международных договоров Российской Федерации, общепризнанных норм, принципов и идеалов международного права.

Можно согласиться с широко распространенным мнением о том, что в современном российском государстве и обществе задается система ценностей, прописанных в Конституции Российской Федерации. Она создает иерархию ценностей для всего российского законодательства, так как конституционные нормы представляют собой цель, а все законодательство их обеспечивающее — правовые средства. Можно согласиться с мнением, что «Ценностная иерархия, определённая Конституцией РФ 1993 года, является важным сегментом либеральной идеологии, может быть названа индивидуалистической, основывающейся на принципах рационалистической версии естественного права» . Поэтому, на наш взгляд,в контексте реализации аксиологических конституционных принципов, очень важна интерпретация такой базовой ценности как свобода. В учении либерализма можно встретить различные подходы к пониманию свободы как государственно-правовой, так и философско-правовой категории. Среди этих направлений можно выделить два тренда в контексте понимания свободы. Первый понимает свободу как «свободу от», что об-

ладает большим деструктивным потенциалом, так как такое понимание свободы зачастую отождествляет ее с вседозволенностью. Другое понимание свободы, это «свобода для», то есть ее понимание сопряжено с созидательной деятельностью, являющейся основой жизни государства и общества. Понимание в качестве ценности атомарного индивида, несет значительный, деструктивный потенциал, так как имеет социальную центробежную направленность. Поэтому следует развивать направление понимания ст.2 Конституции РФ — «прав и свобод человека как вышей ценности» только в контексте социальной группы (семьи, трудового коллектива, команды и т.п.). Это будет способствовать единению народа и консолидации усилий для достижения жизненно важных целей.

Можно указать следующие основные направления анализа конституционно-правовых ценностей: во-первых, сама конституция признается в качестве ценности. Постулируется, что правовая система государства, построенная без конституции как основы является менее совершенной, нежели аналогичная система с конституцией; во-вторых, содержащиеся в конституциях «передовых цивилизованных стран» ценности аналогичны друг другу и тиражируются из конституции в конституцию на протяжении столетий, что подчеркивает их общепризнанность и правильность; имплицитное выражение универсальных конституционных, естественно-правовых ценностей подчеркивает сущность и предназначение государства и права; система идей, складывающихся в идеократическую систему, которая отвечает за цели, направления и режим развития государства и общества.

Обозначенная ценность Конституции обусловлена тем, что она содержит главные правовые ценностные императивы общества, организуемого государством, правовые принципы и идеалы, а так же более конкретные конституционные установки, утверждающие основы и ориентиры правопорядка в отдельных сферах общества и государственной жизни . Следовательно, определяющее значение имеют свойства конституциикак нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой и прямым действием,выполняющего учредительные функции и закрепляющего статус человека, строй государства и принципы взаимоотношений между ними. Это важно для формирования системы ценностей, так как конституция является одновременно и фундаментом для всего остального права и координатором, как законодательного изменения права, так и условий его реализации.

Возвращаясь к иерархии ценностей закрепленных в Конституции РФ, следует отметить, что первостепенными выступают те ценности, которые являются первопорядковыми, и при их отсутствии будет невозможно реализовывать остальные ценности. К таковым следует отнести безопасность государства и общества. Можно согласиться, что ради них «могут быть ограничены любые права и даже право на жизнь» . В частности сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие дают присягу жертвовать своей жизнью ради безопасности общества и государства.

Следует согласиться с мнением исследователей, которые считают, что конфликт ценностей может быть опаснее, чем монопольное регулирование экономики или тоталитарный режим в обществе, поэтому от правильной расстановки аксиологических приоритетов зависит судьба государства и общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Малахов В.П. Правовая мысль: Антология М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

2. Овчинников А.И. Конституционно-правовая аксиология в современной России // Философия права. 2015. № 5.

4. Бондарь Н.С. Ценность Конституции России как юридического акта и социокультурного явления (к 20-летниму юбилею) // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 6.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *