Прекращение опеки и попечительства

Опека и попечительство это основной способ защиты детей, которые остались по ряду причин без родителей. Опекун (попечитель) – это гарант в осуществлении прав и свобод ребенка. Оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно. При этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) очень легко. Семейный и Гражданский кодексы РФ направлены на максимально возможную защиту прав детей, оставшихся без родителей.

Прекращение опеки и попечительства связаны с несколькими факторами. Основания прекращения описаны в статьях 39 и 40 ГК РФ.

Над малолетними подопечными опека прекращается по достижению ими 14-ти лет. Согласно п. 2 ст. 40 ГК РФ гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14-ти лет автоматически становиться попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители происходит без принятия дополнительного решения об этом. Не требует особого решения и прекращение попечительства при достижении подопечным 18-ти лет (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Так же основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними гражданами являются:

  • эмансипация (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста);
  • вступление в брак несовершеннолетним.

Причинами для прекращения опеки и попечительства могут являться:

1) освобождение попечителей или опекунов от исполнения ими обязанностей (добровольно и при особых условиях);

Данное освобождение производиться органом опеки и попечительства в случаях возвращения подопечного родителям или при передаче его на усыновление. Помещение подопечного в лечебное, воспитательное учреждения или учреждения защиты населения может привести к принятию органом опеки и попечительства решение об освобождении попечителя (опекуна) от исполнения его обязанностей, при условии, что это не противоречит интересам подопечного. Опекун (попечитель) при наличии уважительных причин, таких как: изменение имущественного положения, болезнь или отсутствие взаимопонимания с подопечным, может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личной просьбе, направленной в орган опеки и попечительства (п. 2 ст. 39 ГК РФ).

2) ненадлежащее выполнение попечителем или опекуном возложенных на него обязанностей;

3) использование попечительства или опеки в корыстных целях;

4) оставление опекуном (попечителем) подопечного без необходимой помощи или надзора.

Выявление вышеприведенных причин обязывает орган опеки и попечительства принять решение об прекращении исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей и принять меры необходимые для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законом (п. 3 ст. 39 ГК РФ).

В Уголовном кодексе РФ содержится статья 156 предусматривающая наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, связанных с воспитанием несовершеннолетних опекунами или попечителями.

Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка.

Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

Орган опеки и попечительства не всегда выносит верные решения, действуя, якобы в интересах ребенка и тут не лишней будет помощь адвоката по семейным делам. Благодаря помощи адвоката по семейным делам опекун (попечитель) может восстановить свои права и доказать в судебном порядке неправомерность или неверность действий и решений, принимаемых органом опеки и попечительства.

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Формирование личных дел воспитанников детских организаций, а также подопечных и воспитанников приемных семей регулируется Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Согласно пп. 2 и 3 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в личном деле подопечного ребенка хранятся:

  1. свидетельство о рождении, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для детей старше 14 лет);

  2. акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо о направлении ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  3. документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими ребенка:
    — решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
    — свидетельство о смерти родителей (единственного родителя);
    — документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки;
    — заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
    — справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
    — копия решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы;
    — иные документы;

  4. медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья);

  5. справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации);

  6. документы об образовании (для детей школьного возраста);

  7. выписка из домовой книги или справка о регистрации подопечного по месту жительства и составе семьи;

  8. правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельства о государственной регистрации права собственности, договоры социального найма жилого помещения, ордера);

  9. договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих подопечному на праве собственности;

  10. опись имущества подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    В соответствии с п. 5 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», после утверждения отчета опекуна органы опеки исключают из описи имущества подопечного вещи, пришедшие в негодность, и вносят соответствующие изменения в опись имущества подопечного. Акт составляется в двух экземплярах: один экземпляр передается опекуну, другой хранится в личном деле подопечного.
    Подробнее о порядке составления описи имущества подопечного приглашаю почитать в п. 10 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

  11. акты проверок условий жизни подопечного;

  12. договоры об открытии на имя подопечного счетов в кредитных организациях;

  13. документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) братьев, сестер и других близких родственников;

  14. полис обязательного медицинского страхования;

  15. решение суда о взыскании алиментов, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, пенсионная книжка подопечного, получающего пенсию, удостоверение об инвалидности;

  16. справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, индивидуальная программа его реабилитации;

  17. предварительное разрешение органа опеки и попечительства о распоряжении доходами подопечного;

  18. документы, подтверждающие расходование денежных средств на нужды подопечного, и отчет об использовании денежных средств;

  19. договоры (купли-продажи, доверительного управления имуществом, поручения, иные договоры), заключенные в интересах подопечного;

  20. свидетельства о праве на наследство;

  21. справка с места работы (учебы) подопечного;

  22. справка об ознакомлении кандидата в замещающие родители с медицинским диагнозом подопечного;

  23. согласие (заявление) подопечного, достигшего 10 лет, с назначением опекуна или попечителя;

  24. ежегодные отчеты опекуна о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении этим имуществом с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов), утвержденные руководителем органа опеки;

  25. иные документы.

Согласно пп. 7 и 8 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в личное дело подопечного включаются подлинники документов, повторно выданные документы (дубликаты), копии документов, в том числе в случае, установленном законом, — нотариально заверенные копии документов. В случае поступления информации, относящейся к подопечному и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле подопечного, соответствующие документы приобщаются к личному делу и изменения производятся в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.

Органы опеки и организации для детей-сирот обеспечивают конфиденциальность при хранении личных дел подопечных (п. 17 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»).

В соответствии с п. 19 Правил ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», по достижении подопечным 18 лет его личное дело передается на хранение в архив органа опеки и попечительства. Личные дела подопечных хранятся в архиве органов опеки в течение 75 лет, после чего подлежат экспертизе ценности документов в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО ДЕЛА ВОСПИТАННИКА

Жупикова Л.Е.

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

Личное дело — документ ребёнка-сироты, ведение которого обязательно для каждого воспитанника-сироты на всём протяжении пребывания его в школе-интернате. Данный документ ведётся социальным педагогом школы-интерната. Согласно Правилам ведения личных дел, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в личном деле воспитанника хранятся все жизненно важные документы, подтверждающие статус воспитанника, его диагноз, переписку с различными организациями и учреждениями по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка.

Личное дело комплектуется основными обязательными документами, подтверждающими личность воспитанника, его социально-правовой статус, законность пребывания в организации, имущественные и жилищные права несовершеннолетнего. Оно ведётся с момента определения ребёнка в детский дом и до достижения им совершеннолетия. После проведенного анализа личного дела воспитанника формируются запросы в соответствующие инстанции о выдаче необходимых документов.

Документы в личном деле располагаются по мере их поступления. Делопроизводство ведется на русском языке.

Документы личного дела воспитанников формируются в отдельной папке с титульным листом установленного образца. На титульный лист личного дела приклеивается фотография ребенка-сироты размером 3 Х 4. На обратной стороне фотографии указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, возраст ребенка, соответствующий его возрасту на фотографии.

Фотография воспитанника меняется ежегодно. Вновь прибывшие дети, не имевшие фотографии в личном деле, обязаны предоставить её в течение двух недель со дня прибытия.

На титульном листе личного дела указывается: полное наименование учреждения, индекс дела, фамилия, имя, отчество воспитанника, дата рождения, дата начала и окончания ведения личного дела.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан” в личное дело воспитанника включаются подлинники документов, повторно выданные документы (дубликаты), копии документов, в том числе в случае, установленном законом, — нотариально заверенные копии документов.

В случае поступления информации, относящейся к воспитаннику и влекущей необходимость внесения изменений в сведения, содержащиеся в личном деле, соответствующие документы приобщаются к личному делу и изменения производятся в течение дня, следующего за днем поступления указанной информации.

Личные дела хранятся в сейфе в кабинете социального педагога, который является ответственным за их хранение. Личные дела располагаются в сейфе в алфавитном порядке.

Доступ к документам личного дела воспитанников имеют сотрудники детского дома, с которыми заключены Соглашения о неразглашении персональных данных воспитанника. Изучение личного дела воспитанника происходит в кабинете социального педагога, в её присутствии. Выдача личных дел воспитанников сотрудникам не осуществляется. Раз в несколько лет проводится проверка личных дел воспитанников. Контроль состояния личных дел осуществляется заместителем директора по учебной работе и директором учреждения. В случае необходимости, проверка осуществляется внепланово, оперативно. Данные проверки проводятся с целью контроля правильности оформления личных дел воспитанников. Если в личном деле были обнаружены ошибки лицо, осуществляющее проверку, готовит справку с указанием ФИО педагога, замечаний. По итогам справки, директор вправе издать приказ с указанием санкций за ведение личного дела. За ответственное, добросовестное и аккуратное ведение личных дел воспитанников социальному педагогу может быть выражена благодарность.

Если при проведении проверки было получено не более двух замечаний, директором назначается повторная проверка. За систематические грубые нарушения ведения личных дел воспитанников директор, согласно ст.192 ТК РФ, вправе применить к педагогу дисциплинарное взыскание. По итогам проверки, социальный педагог обязан предоставить объяснительные о причинах недобросовестного отношения к ведению личных дел воспитанников и об исправлении замечаний.

При переводе воспитанника в иное образовательное учреждение составляется опись документов, хранящихся в личном деле, и акт передачи личного дела воспитанника, подписанный руководителем, далее личное дело передается руководителю указанной организации под роспись о получении.

По завершении пребывания воспитанников в учреждении для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства и дальнейшей учебы выпускника, передается под подпись о получении и по акту.

В соответствии с «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 559, от 14 февраля 2013 г. № 118, от 10 февраля 2014 г. № 93) личное дело воспитанника должно включать следующие документы: свидетельство о рождении, а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного, паспорт (для подопечных старше 14 лет); акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо о направлении несовершеннолетнего гражданина в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; документы, подтверждающие отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими несовершеннолетних; медицинские документы, в том числе заключение экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного, а также заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для подопечных с ограниченными возможностями здоровья); справка о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи подопечного из родильного дома, родильного отделения медицинской организации); документы об образовании (для подопечных школьного возраста).

Ведение личных дел воспитанников также регламентируется Положением организации. Нормативной базой для ведения личного дела воспитанника ТОГБОУ «Сосновской школы-интерната» является Положение о ведении личных дел воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённое приказом директора ТОГБОУ «Сосновской школы-интерната» № 10 от 13.01.2012 года. Данное Положение разработано с целью регламентации работы с личными делами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей школы-интерната и определяет порядок действий в работе с вышеназванной документацией.

Ведение документации — одна из немаловажных составляющих организации работы социального педагога.

Данному специалисту необходимо владеть определенным запасом знаний и методик для грамотного осуществления делопроизводства. Так как социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические, экономические, социальные, экологические и другие аспекты, социальному педагогу приходится работать со специфическими видами и формами документов. Поэтому от социального педагога требуется достаточная компетентность по большому спектру вопросов, а также умение работать с документами.

Аккуратное и грамотное ведение документации усиливает профессиональную успешность специалиста и делает их менее уязвимыми при анализе их работы.

Особое место в документации социального педагога занимает такой вид документа, как личное дело воспитанника. Данный документ содержит документацию по различным направлениям жизнедеятельности воспитанника за весь срок пребывания его в воспитательном учреждении. Поэтому формированию и оформлению данного документа стоит уделять особое внимание.

1. В июне 2015 года мною в управлении по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска было получено разрешение на продажу жилого помещения, собственником 1/3 доли которого является мой несовершеннолетний сын. Продажа жилого помещения не состоялась. Необходимо ли возвратить экземпляр разрешения в органы опеки и попечительства?

На основании п. 12 Порядка выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, утвержденным постановлением Правительства ХМАО — Югры от 12.10.2012 №377-п, в случае если сделка не состоялась по истечении шести месяцев с даты выдачи разрешения, то все его экземпляры родители (иные законные представители) возвращают в орган опеки и попечительства по месту их выдачи (в ред. Постановления Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2015 №511-п).

Учитывая, что срок действия разрешения истек и сделка продажи жилого помещения не состоялась, Вам необходимо вернуть выданный экземпляр разрешения в управление по опеке и попечительству администрации города Нижневартовска.

2. Мною был открыт номинальный счет в банке на имя моего восьмилетнего ребенка, на который перечисляется пенсия по случаю потери кормильца. Требуется ли разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение данными денежными средствами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации при осуществлении родителями правомочий по распоряжению доходами ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.

Согласно пункту 1 статьи 37 Гражданского кодекса РФ без предварительного разрешения органа опеки и попечительства родители вправе расходовать суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание ребенка средства, которые зачислены на отдельный номинальный счет в кредитной организации (банке).

Учитывая изложенное, разрешение органов опеки и попечительства на распоряжение денежными средствами, хранящимися на номинальном счете Вашего несовершеннолетнего ребенка, не требуется.

3. В настоящее время я собираю необходимый пакет документов с целью получения разрешения на продажу жилого помещения, расположенного в городе Нижневартовске, собственником 1/4 доли которого является моя несовершеннолетняя дочь. Новое жилое помещение намерена одновременно приобретать по ипотеке. В организации, предоставляющей риэлтерские услуги, я была проинформирована об изменениях, касающихся срока действия некоторых документов, необходимых для получения указанного разрешения. Каких документов коснулись данные изменения?

В связи с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2015 №511-п «О внесении изменений в постановление Правительства ХМАО — Югры от 12.10.2012 №377-п «О порядке выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» внесены изменения в части, касающейся срока действия следующих документов:

— справки о рождении формы 25, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния», которая действительна в течение трех месяцев с даты ее выдачи (в случае когда сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка);

— справки о регистрации несовершеннолетнего по месту жительства (месту пребывания), которая действительна в течение одного месяца с даты ее выдачи;

— уведомление кредитора (заимодавца) о возможности предоставления кредита (займа) под залог недвижимого имущества с указанием адреса приобретаемого недвижимого имущества, которое действительно в течение одного месяца с даты его выдачи.

4. Я намерен продать жилое помещение, собственником 4/5 доли которого является мой несовершеннолетний сын. У ребенка в собственности имеется также иное жилое помещение, которое было приобретено по ипотеке. Новое жилое помещение приобретать не намерен. Могу ли я денежными средствами, вырученными от продажи доли жилого помещения, принадлежащего моему ребенку, оплатить ипотечный кредит?

На основании п. 13 Порядка выдачи разрешений на совершение сделок с имуществом, согласий на отчуждение и (или) на передачу в ипотеку жилых помещений подопечных и несовершеннолетних лиц в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, утвержденным постановлением Правительства ХМАО — Югры от 12.10.2012 №377-п, в случае если отчуждаемое недвижимое имущество (доля недвижимого имущества) является не единственным, в отношении которого подопечный или несовершеннолетнее лицо обладает правом собственности, и родители (иные законные представители) не намерены приобретать новое недвижимое имущество (долю недвижимого имущества), на них возлагается обязанность в течение 30 дней с даты продажи недвижимого имущества (доли недвижимого имущества) зачислить денежные средства, вырученные от продажи недвижимого имущества (доли недвижимого имущества), принадлежавшего подопечному или несовершеннолетнему лицу, на лицевой счет, открытый на его имя в кредитной организации, либо на счет кредитной организации в счет погашения части кредита, приходящегося на долю несовершеннолетнего (в ред. Постановления Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2015 №511-п).

Таким образом, при подаче заявления и необходимых документов, предусмотренных Порядком, Вам будет выдано постановление администрации города Нижневартовска о разрешении на совершение сделки купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, принадлежащей несовершеннолетнему, учитывая другое приобретенное жилое помещение в собственность несовершеннолетнего (за исключением сделки дарения несовершеннолетнему), с условием в течение 30 дней с даты продажи жилого помещения зачислить денежные средства, вырученные от продажи доли жилого помещения, принадлежавшей несовершеннолетнему, на счет кредитной организации в счет погашения части кредита, приходящегося на долю несовершеннолетнего, и представить в управление по опеке и попечительству администрации города документы, подтверждающие зачисление денежных средств.

5. Летом не воспользовались компенсацией за путевку и проезд. Скажите, когда это можно сделать?

Возмещение расходов на самостоятельное приобретение путевки и оплаты проезда к месту лечения (оздоровления) и обратно предоставляется один раз в год. В настоящий момент можно воспользоваться данной мерой социальной поддержки в осенний каникулярный период. Для консультации Вам необходимо подойти в управление по опеке и попечительству администрации города (пункт 4.1. постановления Правительства ХМАО-Югры от 29.01.2010 №25-п).

6. Обязательно ли опекуну подавать иск в суд на получение алиментов? Как это сделать?

В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних, на опекуна (попечителя), как на законного представителя ребенка, возлагается обязанность контролировать исполнение родителями обязанности по выплате алиментов на содержание ребенка. Поэтому в случае, если на момент установления опеки (попечительства) алименты с родителей подопечного ребенка не взыскивались и не выплачиваются в добровольном порядке, то опекуну (попечителю) необходимо подать в суд заявление о взыскании алиментов

Исковое заявление подается в мировой суд по месту жительства (по месту пребывания) должника, либо по последнему известному месту жительства должника.

7. Обязаны ли родители-инвалиды, ограниченные в родительских правах по состоянию здоровья, выплачивать алименты на содержание своих детей?

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 80 СК РФ). Никаких исключений в отношении исполнения этой обязанности родителями-инвалидами, ограниченными в родительских правах по состоянию здоровья, закон не предусматривает.

Вместе с тем размер взыскиваемых сумм может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

8. Имеет ли право на получение жилья ребенок-сирота если является собственником жилого помещения?

Дети-сироты и лица из числа детей-сирот, являющиеся собственниками жилых помещений могут быть включены в Список детей-сирот и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

— лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

— страдающих тяжелой формой хронических заболеваний при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

— не являющихся членами семей этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц имеющих самостоятельное право пользования жилыми помещениями (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

— признанных в установленном порядке недееспособными, а также ограниченных в дееспособности в связи с заболеванием хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения);

2) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствующем муниципальном образовании. В городе Нижневартовске учетная норма составляет 12 кв.м. на человека, согласно решению Думы города Нижневартовска от 25.10.2005 №536

3) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ребенок-сирота, являющийся собственником жилого помещения, может быть включен в Список и иметь право на предоставление жилья, если одно из вышеперечисленных обстоятельств будет подтверждено.

9. Необходимо ли согласие ребенка на передачу его в приемную семью (под опеку или попечительство)?

При передаче ребенка в приемную семью (под опеку или попечительство) орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью (под опеку или попечительства), достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

10. В каких случаях органы опеки и попечительства могут передать братьев и сестер на воспитание в разные семьи?

Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну замещающую семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

11. Существуют ли ограничения по возрасту опекунов?

Взять ребенка под опеку могут только совершеннолетние граждане, законодательных ограничений по возрасту для опекунов не существует. При этом на орган опеки и попечительства возложена обязанность и право определять целесообразность устройства конкретного ребенка в конкретную семью, в том числе и определять ограничения для замещающих родителей, исходя из интересов ребенка.

12. Могут ли опекуны детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживать отдельно от своих подопечных?

Нет, отдельно от несовершеннолетних подопечных могут проживать только попечители. Гражданским кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 36) установлена обязанность опекунов и попечителей проживать совместно с несовершеннолетним подопечным. Под «совместным проживанием» понимается проживание в одном жилом помещении (квартире, доме). Попечители могут проживать отдельно от несовершеннолетних подопечных только в том случае, если подопечному исполнилось 16 лет, и попечитель получил разрешение органа опеки и попечительства на раздельное проживание. В этом случае необходимо представить доказательства, что проживать отдельно несовершеннолетнему подопечному необходимо и при этом его права и интересы не будут нарушены. Если возникла такая необходимость, то попечитель должен обратиться в орган опеки и попечительства с письменным заявлением. Раздельное проживание не прекращает прав и обязанностей попечителя по отношению к несовершеннолетнему подопечному.

13. Имеют ли право опекуны, приемные родители препятствовать тому, чтобы биологические родственники навещали подопечного ребенка?

Да, имеют, если для этого есть веские основания. Согласно пункту 3 статьи 150 Семейного кодекса Российской Федерации опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Если родственники ребенка приходят на встречу в алкогольном или наркотическом опьянении, в грязной одежде, сквернословят, ведут себя агрессивно, настраивают ребенка против опекуна или иным образом отрицательно влияют на него, то опекун может такие встречи отклонить. В случае возникновения спора о порядке, времени и месте общения родственников с ребенком – органом опеки и попечительства согласовывается соглашение о порядке общения либо вопрос рассматривается в судебном порядке.

14. Я являюсь опекуном своего недееспособного отца, инвалида 1 группы. На его счет поступает выплата, оформленная мною, по уходу за инвалидом 1 группы. Является ли данная выплата доходом недееспособного гражданина и необходимо ли мне, при сдаче ежегодного отчета опекуна, отчитываться за нее?

Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 26.12.2006 №1455, компенсационная выплата назначается неработающему трудоспособному гражданину, осуществляющему уход за инвалидом 1 группы и в соответствии с Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а так же за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном посторонней уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 №343, производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Поскольку, ежемесячная компенсационная выплата не является доходом недееспособного гражданина, инвалида 1 группы, при сдаче ежегодного отчета опекуна, отчитываться за нее не нужно.

15. Кто может быть признан недееспособным?

В силу болезни достижения конкретного возраста или психического расстройства человек может утратить возможность понимать значение своих действий. В такой момент своей жизни или на протяжении ее человек перестает руководить своими действиями и соответственно может быть признан недееспособным. Недееспособность вследствие психического расстройства возникает в результате потери гражданином способности адекватно воспринимать действительность и отвечать за свои действия и поступки.

Признать гражданина недееспособным может только суд. Для признания гражданина недееспособным суд должен установить наличие юридического и медицинского критериев в совокупности.

Медицинский критерий – наличие у гражданина психического расстройства или заболевания.

Юридический критерий – неспособность руководить своими действиями (волевой момент) или неспособность понимать значение своих действий (интеллектуальный аспект).

16. Кто имеет право обратиться в суд о признании гражданина недееспособным?

Ст. 281 ГПК РФ гласит, что обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства могут члены его семьи, близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания, органы опеки и попечительства, медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь, или стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для лиц, страдающих психическими расстройствами.

17. Что предусмотрено законодательством за несвоевременную сдачу отчета опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего?

Обязанность по предоставлению отчета предусмотрена ст. 25 Федерального закона №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Несвоевременная сдача отчета влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 11 июня 2010 года № 102-оз «Об административных правонарушениях», в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

18. Что делать, если родители злоупотребляют алкогольными напитками, употребляют наркотические вещества, ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности?

Необходимо обратиться в управление по опеке и попечительству лично с заявлением, либо сообщить имеющуюся информацию по телефонам: 42-26-15; 42-29-55.

Специалистами управления по опеке и попечительству будет проведено обследование условий проживания детей. В случае, если будут установлены факты нарушения прав детей со стороны родителей, заключение о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с семьей будет направлено в Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Нижневартовска.

19. Я назначен опекуном несовершеннолетнего К. временно. Разъясняя мне полномочия, специалист органа опеки и попечительства сообщил, что по месту проживания моей семьи проводятся проверки условий жизни подопечного: в первый год – 5 раз, в последующие годы – 2 раза. Правомерно ли это, если я временный опекун, и скажите, каким законом это установлено?

Согласно Правилам осуществления органами опеки и попечительства проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 №423 (далее по тексту – Правила), при установлении предварительной опеки, либо постоянной формы устройства (опеки) в отношении несовершеннолетнего, в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые проверки условий жизни подопечных:

— 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

— 1 раз в три месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

— 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

Принимая во внимание, что Вы – временный опекун, а также то, что предварительная опека устанавливается сроком на 6 месяцев, плановых проверок условий жизни несовершеннолетнего подопечного в период Ваших полномочий как законного представителя ребенка будет 3: в течение первого месяца, в течение последующих двух месяцев, и еще через три месяца после предыдущей проверки. Кроме того, органом опеки и попечительства проводятся внеплановые проверки. Указанными Правилами установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых они могут быть проведены (при поступлении от юридических лиц, физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо нарушении прав и законных интересов подопечного).

При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.

20. Я хочу принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Какая подготовка для этого необходима и куда для этого нужно обратиться?

Подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в нашем городе осуществляет бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

Подготовка не обязательна для:

— близких родственников ребенка (бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры);

— граждан, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и граждан, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей

Подготовка граждан осуществляется на безвозмездной основе.

Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется по письменному заявлению при обращении:

При себе необходимо иметь паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Срок действия свидетельства о прохождении подготовки не ограничен.

Занятия проводятся преимущественно в вечернее время и в выходные дни:

четверг – с 18.00 до 20.00 часов

пятница – с 15.00 до 18.00 часов

суббота – с 09.00 до 12.00 часов

21. Я являюсь опекуном недееспособного супруга, слышала что ежегодный отчет опекуна, с связи изменениями в законодательстве в 2016 году изменен. Подскажите что изменилось в отчете и где можно ознакомиться с его новой формой?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 №1221 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №927» упрощены форма отчета опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом, и форма отчета попечителя об использовании имущества совершеннолетнего не полностью дееспособного гражданина и управлении этим имуществом. Данные изменения вступили в силу 1 декабря 2016 года.

Приложение:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

28 октября 1999 г. № 1676

Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2005 г. № 308 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15772) <C20500308>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 5/24440) <C20601728>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 624 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 106, 5/31731) <C21000624>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 25 июля 2012 г. и 29 июля 2012 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г. и 25 июля 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 29 июля 2012 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2012 г. № 659 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.07.2012, 5/36004) <C21200659> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 24 июля 2012 г., 25 июля 2012 г. и 29 июля 2012 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2013 г. № 376 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2013, 5/37259) <C21300376>;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 68 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.02.2019, 5/46113) <C21900068> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 февраля 2019 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 августа 2020 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 68 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.02.2019, 5/46113) <C21900068> — внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 февраля 2019 г. и 1 августа 2020 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2020 г. № 368 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2020, 5/48158) <C22000368>

На основании части третьей статьи 143 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Положение об органах опеки и попечительства (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров БССР от 10 декабря 1971 г. № 367 «Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства Белорусской ССР» (СЗ БССР, 1971 г., № 36, ст. 587).

Премьер-министр Республики Беларусь

С.Линг

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь

28.10.1999 № 1676

ПОЛОЖЕНИЕ
об органах опеки и попечительства

1. Настоящим Положением определены объем функций по опеке и попечительству, а также порядок осуществления опеки и попечительства.

2. Органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Функции по опеке и попечительству осуществляются:

в отношении несовершеннолетних – структурными подразделениями районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, либо уполномоченными ими учреждениями образования, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – комиссиями по делам несовершеннолетних районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах по месту нахождения ребенка;

в отношении совершеннолетних лиц:

которые страдают психическими расстройствами (заболеваниями) либо злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, в части выявления граждан, нуждающихся в установлении опеки и попечительства, подготовки необходимых материалов для возбуждения в суде дел о признании указанных граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и принятия участия в рассмотрении таких дел – структурными подразделениями областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, организациями здравоохранения;

которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, – структурными подразделениями областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сферах труда, занятости и социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, территориальными центрами социального обслуживания населения.

3. Задачами органов опеки и попечительства являются:

выявление и учет лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание;

оказание материальной и иной необходимой помощи детям;

осуществление деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

защита личных и имущественных прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите и (или) в опеке и попечительстве, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, ограниченных судом в дееспособности;

установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными;

установление попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности;

установление патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, по их просьбе.

4. Органы опеки и попечительства, а также органы, учреждения и организации, осуществляющие функции по опеке и попечительству, в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, настоящим Положением, а также другими актами законодательства.

5. Руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства, органов, учреждений и организаций, осуществляющих функции по опеке и попечительству, возлагаются на вышестоящие органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.

51. Исключен.

6. Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности.

7. Местные исполнительные и распорядительные органы как органы опеки и попечительства:

7.1. организует работу по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в социально опасном положении, а также совершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении опеки, попечительства;

7.2. обеспечивают до разрешения вопроса об установлении опеки, попечительства временное устройство нуждающихся в опеке, попечительстве лиц, сохранность их имущества, а также выполняют иные функции опекуна, попечителя;

7.3. назначают опекунов, попечителей, освобождают и отстраняют их от возложенных обязанностей;

7.31. ведут учет лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями;

7.4. обеспечивают охрану имущественных и личных прав подопечных, детей, нуждающихся в государственной защите, проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7.41. в случае, предусмотренном в статье 155 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, назначают опекуна над имуществом или передают имущество подопечного на хранение;

7.5. дают опекуну предварительное разрешение совершать сделки, попечителю давать согласие на совершение от имени подопечного сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду (в наем), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;

7.51. принимают решения о даче согласия родителям на отчуждение и залог имущества, принадлежащего несовершеннолетнему ребенку, совершение других сделок, противоречащих интересам или влекущих уменьшение имущества ребенка;

7.6. при наличии достаточных оснований ходатайствуют перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего подопечного в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными собственными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме;

7.7. решают вопрос о выплате следуемой подопечному заработной платы, пенсии и других выплат непосредственно попечителю или по согласованию с ним супругу или другому совершеннолетнему члену семьи для расходования на нужды лица, ограниченного в дееспособности;

7.8. дают в отдельных случаях разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим четырнадцати лет, если раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и законных интересов подопечного;

7.9. возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о признании гражданина ограниченно дееспособным, о признании недееспособным, а также о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным;

7.10. принимают решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится (в исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка);

7.11. принимают участие при рассмотрении в суде дел о признании брака недействительным как заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, либо с лицом, признанным недееспособным;

7.12. устанавливают опеку над имуществом умерших и безвестно отсутствующих лиц;

7.13. при использовании опекуном опеки в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи передают прокурору необходимые материалы для решения вопроса о привлечении виновного лица к ответственности в установленном законом порядке;

7.14. принимают решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите в случае, если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, утверждают план защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите в случае, если нахождение ребенка в социально опасном положении не связано с ненадлежащим выполнением родителями обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов анализа его выполнения;

7.15. направляют ребенка в учреждения образования, здравоохранения, социального обслуживания на государственное обеспечение;

7.16. исключен;

7.17. принимают решение о запрете на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, а также принимают решение о снятии запрета на отчуждение таких жилых помещений;

7.171. принимают решение о даче согласия на отчуждение или об отказе в отчуждении жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние члены, бывшие члены семей собственников жилых помещений, признанные находящимися в социально опасном положении либо признанные нуждающимися в государственной защите, или граждане, признанные недееспособными или ограниченные в дееспособности судом, или жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей;

7.172. принимают решение об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством;

7.18. принимают решение о присвоении или изменении фамилии, собственного имени детей в случаях, предусмотренных законодательством, об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

7.19. в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают органы и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на реализацию функций, предусмотренных подпунктами 7.1, 7.2, 7.4, 7.6, 7.11, 7.13 настоящего Положения, в пределах их компетенции, установленной Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок деятельности этих органов (организаций);

7.20. осуществляют организационные меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, передаче их на патронатное воспитание, оптимизации сети детских интернатных учреждений;

7.21. исключен;

7.22. в случае отказа опекуна, попечителя от предоставления родителям, лишенным родительских прав, родителям, у которых дети отобраны без лишения родительских прав, возможности общаться с ребенком при условии, что такое общение соответствует интересам ребенка, принимают решение об установлении порядка такого общения с указанием времени, места общения;

7.23. принимают решение об установлении патронажа по просьбе совершеннолетнего дееспособного лица, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, назначают, освобождают или отстраняют попечителя-помощника по представлению структурного подразделения районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты;

7.24. принимают решения:

о создании, прекращении деятельности приемной семьи, детского дома семейного типа и освобождении (отстранении) приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа от обязанностей опекунов, попечителей;

о назначении ежемесячных денежных выплат родителям-воспитателям, опекунам (попечителям), приемным родителям на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с согласия таких лиц), на содержание указанных усыновленных (удочеренных) детей;

7.25. принимают решение о возможности воспитания приемными родителями, родителями-воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае досрочного расторжения договора об условиях воспитания и содержания детей и (или) трудового договора.

8. Структурные подразделения городского, районного исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

8.1. выявляют детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, избирают форму их устройства;

8.2. уполномочивают социально-педагогические центры на выполнение функций, предусмотренных пунктом 82 настоящего Положения;

8.3. представляют в органы опеки и попечительства материалы, необходимые для назначения над несовершеннолетними опеки (попечительства), создания приемной семьи, детского дома семейного типа, назначения ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, принятия решения об эмансипации, принятия решения об осуществлении государственной регистрации запрета на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают отдельные категории несовершеннолетних, либо принятия решения о согласии на отчуждение или об отказе в отчуждении таких жилых помещений;

8.4. исключен;

8.5. исключен;

8.6. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка) от выполнения их обязанностей;

8.7. возбуждают в суде дела о лишении родительских прав или отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, о взыскании с родителей средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

8.8. дают заключения по делам о лишении родительских прав, об отобрании детей у родителей или других лиц, восстановлении в родительских правах, возвращении отобранного ребенка родителям, об обоснованности усыновления (удочерения) и соответствии интересам ребенка установления либо отмены усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу установления и отмены усыновления (удочерения);

8.9. принимают участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей у родителей или других лиц;

8.10. осуществляют контроль за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка), патронатных воспитателей;

8.11. рассматривают жалобы на действия опекунов (попечителей), приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

8.12. ведут учет детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), и детей, переданных под опеку (попечительство);

8.13. осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детскую деревню (городок), семьи патронатных воспитателей;

8.14. ведут учет кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), проживающих на территории района, города, района в городе;

8.15. в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории района, города, района в городе, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);

8.16. исключен;

8.17. исключен;

8.18. дают заключения и участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;

8.19. осуществляют контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей по месту жительства усыновленного ребенка в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год;

8.20. в рамках плана защиты прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномочивают учреждения образования на реализацию функций, предусмотренных подпунктами 8.2, 8.10 и 8.13;

8.21. выдают опекуну (попечителю), приемному родителю, родителю-воспитателю детского дома семейного типа удостоверение на право представления интересов подопечного по форме согласно приложению 1, ведут журнал регистрации удостоверений на право представления интересов подопечных по форме согласно приложению 2;

8.22. информируют и консультируют граждан об условиях патронатного воспитания и порядке передачи детей на патронатное воспитание, осуществляют подбор патронатных воспитателей, организуют подбор детей, передаваемых на патронатное воспитание.

81. Комиссия по делам несовершеннолетних районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации как орган, осуществляющий функции по опеке и попечительству:

81.1. принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса детей, оставшихся без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение (далее – решение об отобрании ребенка) в случаях, установленных законодательными актами, устанавливает наличие у родителей этого ребенка недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, и (или) транспортного средства;

81.2. уведомляет районного (городского, межрайонного) прокурора о принятом решении об отобрании ребенка;

81.3. формирует комиссию по отобранию ребенка;

81.4. информирует о принятом решении об отобрании ребенка организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, – органы по труду, занятости и социальной защите местного исполнительного и распорядительного органа и органы внутренних дел;

81.5. принимает соответствующие решения о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, или при достижении им возраста восемнадцати лет, избрания в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы, его смерти, а также при объявлении его умершим либо признании безвестно отсутствующим, с одновременным уведомлением организаций по месту работы родителей, у которых отобран ребенок, и (или) структурных подразделений районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

82. Социально-педагогические центры как учреждения образования, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

82.1. оказывают опекунам (попечителям), приемным родителям, родителям-воспитателям детского дома семейного типа постоянную помощь в воспитании и организации оздоровления детей;

82.2. принимают участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей от родителей или других лиц;

82.3. проводят контрольные обследования условий жизни и воспитания детей, переданных под опеку (попечительство), на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, детей, признанных находящимися в социально опасном положении, а также в семьях, в которые возвращены дети после помещения на государственное обеспечение, в том числе после восстановления родителей в родительских правах;

82.4. организуют обучение граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

82.5. по запросу суда выявляют мнение ребенка при рассмотрении дел по спорам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

82.6. участвуют в обследовании условий жизни кандидатов в усыновители, приемные родители, родители-воспитатели, опекуны (попечители), патронатные воспитатели;

82.7. участвуют в заседаниях судов по спорам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и законных интересов;

82.8. ведут учет детей, находящихся в социально опасном положении.

9. Структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере здравоохранения, организации здравоохранения как органы и организации, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

9.1. выявляют граждан из числа совершеннолетних лиц, которые страдают психическими расстройствами (заболеваниями) либо злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, нуждающихся в установлении опеки и попечительства;

9.2. выявляют нуждающихся в установлении опеки несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), а также находящихся в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, принимают меры для передачи их под опеку или помещения в соответствующие организации здравоохранения, подчиненные главным управлениям по здравоохранению (здравоохранения) облисполкомов и комитету по здравоохранению Минского горисполкома;

9.3. подготавливают необходимые материалы для возбуждения в суде дел о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными и принимают участие в рассмотрении таких дел;

9.4. принимают в случае необходимости по медицинским показаниям меры к устройству в соответствующие организации здравоохранения лиц, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями), вследствие которых у них ограничена способность понимать значение своих действий или руководить ими, и лиц, находящихся в связи с заболеванием в бессознательном состоянии, исключающем возможность понимать значение своих действий или руководить ими, в том числе до назначения над ними опекуна или попечителя;

9.5. исключен;

9.51. исключен;

9.6. исключен;

9.7. исключен;

9.8. исключен;

9.9. исключен.

10. Структурные подразделения районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере труда, занятости и социальной защиты, как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

10.1. не позднее одного месяца со дня поступления из суда информации о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным представляют в органы опеки и попечительства документы, необходимые для назначения опекуна или попечителя над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, со своим заключением;

10.2. выдают опекуну (попечителю) удостоверение на право представления интересов подопечного по форме согласно приложению 3 и ведут журнал регистрации удостоверений на право представления интересов подопечных по форме согласно приложению 2;

10.3. осуществляют контроль за деятельностью опекунов и попечителей;

10.4. возбуждают в необходимых случаях перед органами опеки и попечительства ходатайства об освобождении или отстранении опекунов или попечителей от выполнения их обязанностей, в том числе при поступлении сообщений организаций здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь населению, учреждений социального обслуживания и других организаций, о выявленных злоупотреблениях опекунов или попечителей в отношении подопечных, об ухудшении условий их проживания и содержания;

10.5. в случаях признания судом недееспособных и ограниченно дееспособных дееспособными возбуждают ходатайства об отмене установленной над этими лицами опеки или попечительства.

101. Территориальные центры социального обслуживания населения как организации, осуществляющие функции по опеке и попечительству:

101.1. проводят обследования условий жизни лиц, признанных судом недееспособными, до назначения над ними опекуна с принятием необходимых мер по нормализации их жизнедеятельности (при необходимости);

101.2. ведут учет и личные дела лиц, признанных судом недееспособными, а также лиц, признанных судом ограниченно дееспособными;

101.3. проверяют выполнение опекунами и попечителями возложенных на них обязанностей путем:

анализа ежегодных письменных отчетов за предыдущий год о хранении имущества подопечного и управлении им;

проведения контрольных обследований условий жизни подопечных не реже двух раз в год, которые оформляются соответствующим актом проверки.

102. Структурные подразделения областных, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, как органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, не позднее одного месяца со дня поступления из суда информации о признании лица недееспособным или ограниченно дееспособным представляют в органы опеки и попечительства документы, необходимые для принятия решения об осуществлении государственной регистрации запрета на отчуждение без согласия органа опеки и попечительства жилых помещений, в которых проживают недееспособные или ограниченные в дееспособности судом граждане, либо принятия решения о согласии на отчуждение или об отказе в отчуждении таких жилых помещений.

11. Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:

11.1. требовать от физических и юридических лиц представления необходимых документов и справок;

11.2. производить обследование и опрос лиц в целях получения необходимых сведений для решения вопросов опеки и попечительства;

11.3. вызывать для беседы и объяснений родителей, опекунов, попечителей, попечителей-помощников, приемных родителей и других граждан по вопросам, связанным с защитой прав опекаемых и подопечных;

11.4. выдавать заинтересованным физическим и юридическим лицам в пределах своей компетенции справки и заключения, касающиеся вопросов опеки и попечительства.

12. Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты, Министерство жилищно-коммунального хозяйства в пределах своей компетенции издают приказы, инструкции и другие нормативные правовые акты по применению настоящего Положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *