Прекращение прав на землю

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Комментарий к Ст. 44 ЗК РФ

Данной статьей установлены основания прекращения права собственности как по воле собственника, так и в принудительном порядке.

Это соответствует общим основаниям прекращения права собственности, предусмотренным ст. 235 ГК, согласно которой право собственности прекращается при: а) отчуждении собственником своего имущества другим лицам; б) отказе собственника от права собственности; в) гибели или уничтожении имущества; г) утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Отчуждение собственником земельного участка осуществляется на основании сделки. Особенности заключения сделок с земельными участками определены ст. ст. 27, 37, 38 ЗК (см. комментарии к ним) и иными земельно-правовыми актами.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на земельный участок, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

При этом та же статья ГК лежит в основе нормы комментируемой статьи о том, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, собственник, отказавшийся от земельного участка, отвечает за его содержание, обязан платить земельный налог до момента перехода права собственности иному лицу.

В соответствии с упомянутой выше ст. 235 ГК принудительное изъятие земельного участка у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на земельный участок по обязательствам.

При этом изъятие земельного участка путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором (ст. 237 ГК). Право собственности на земельный участок, на который обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество;

2) отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу;

3) реквизиция земельного участка;

4) конфискация земельного участка;

5) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст.

Когда право собственности на земельный участок может быть прекращено

252, п. 2 ст. 272, ст. ст. 282, 285, 293 ГК.

Обращение в государственную собственность земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании положений о выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд с возмещением их стоимости и других убытков в порядке, установленном ЗК и ст. 306 ГК.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При этом заключение договоров купли-продажи таких земельных участков осуществляется преимущественно на торгах (см. ст. 38 ЗК и комментарий к ней).

Статья 238 ГК устанавливает особый случай прекращения права собственности в том случае, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать. Это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Это положение может распространяться и на прекращение права собственности на земельные участки. В частности, при истребовании участка из чужого незаконного владения и, что может быть частным случаем этого, когда гражданином или юридическим лицом был приобретен земельный участок из земель, изъятых на основании данного Кодекса из оборота.

В соответствии с той же ст. 238 ГК в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в установленные данной статьей сроки, земельный участок, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Согласно общим правилам (ст. 239 ГК) в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящееся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно ст. ст. 279 — 282 и 284 — 286 ГК.

Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.

Указанное правило соответственно применяется при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, участков акватории и других участков, на которых находится имущество.

Основания для прекращения прав на земельный участок

Прекращение права собственности на землю – это установленная законодателем процедура, сопряженная с некоторыми сложностями и тонкостями надлежащего оформления.

Основанием прекращения права собственности являются фактические причины, которые возникают у собственника и заинтересованных лиц. Перечень оснований проведения этой процедуры установлен законодательством. По причинам, выходящим за рамки этого списка, не может быть прекращено право собственности лица на земельный участок. Также граждане Российской Федерации вправе добровольно отказаться от принадлежащего им имущества в установленном порядке.

Основные законодательные положения

Процесс отчуждения земли подробно изложен в земельном и гражданском законодательстве. Право граждан приобретать участки земли и распоряжаться ими установлено Конституцией Российской Федерации.

В главном, основополагающем законе России – Конституции содержатся следующие сведения, которые прямо касаются прав граждан на распоряжение собственностью:

  • каждый гражданин РФ может владеть земельным участком на правах собственности
  • владельцы могут использовать своею землю и распоряжаться ею в рамках установленных законодательством правил. Иными словами, действия собственника в отношении принадлежащего ему участка не должны нарушать права и законные интересы третьих лиц, положения законов. Также использование земли не должно причинять вред окружающей среде
  • условия и порядок использования наделов установлены законодательством

В системе законодательства установлена строгая иерархия, поэтому нормативно-правовые акты, принимаемые Правительством России, не должны вступать в противоречие с Конституцией.

Данный принцип положен в основу порядка ликвидации имущественных прав на земельные наделы. Основные правила этой процедуры содержатся в Земельном кодексе:

  • имущественное право на земельный участок прекращается при конкретизированном волеизъявлении владельца, оформленном с соблюдением установленного законом порядка
  • право собственности на землю может быть прекращено принудительно при наличии установленных законодательством оснований и посредством утвержденной процедуры
  • оба способа ликвидации прав на з/у подробно изложены в Гражданском и Земельном кодексах, а также Федеральных законах РФ
  • имущественное право гражданина может быть аннулировано независимо от того, каким способом земля была приобретена (посредством купли-продажи, приватизации, наследования или другими подобными способами)

Во многих ситуациях, особенно связанных с принудительным прекращением права собственности на землю, гражданам целесообразно обращаться за квалифицированной юридической помощью для более эффективной защиты своих прав и интересов.

Основания для прекращения прав на землю

Основания прекращения собственнических прав на землю регламентируются в большинстве своем Земельным кодексом. Само основание – это причина, при наличии которой собственник участка лишается своих прав пользования, владения или распоряжения имуществом.

Основания прекращения прав на землю можно условно разделить на две достаточно объемные группы:

  1. Добровольное прекращение прав. В эту группу входят основания, по которым лицо добровольно отчуждает свое имущество. Для проведения процедуры требуется конкретизированное волеизъявление гражданина касательно передачи своей собственности другому лицу. К подобным случаям относится продажа земельного участка, передача в подарок, в аренду. Также законодательство устанавливает возможность для граждан совершить добровольный отказ от собственности в пользу государства или третьих лиц
  2. Принудительная ликвидация прав на землю. При подобной процедуре прекращаются права на имущество гражданина без учета его мнения. Основания, по которым права на собственность лица ликвидируются в принудительном порядке, установлены земельным и гражданским законодательством. Причины и процедура лишения гражданина имущества не должны вступать в противоречие с законами Российской Федерации. Порядок проведения ликвидации прав собственности четко регламентирован законодателем

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации при ликвидации имущественных прав на землю влечет за собой недействительность процедуры независимо от того, кем она была проведена. При наличии у лица весомых поводов можно инициировать судебное разбирательство и вернуть свои права на участок.

Нюансы добровольного отчуждения прав на земельный участок

Добровольно аннулируются имущественные права гражданина, как правило, при заключении какой-либо сделки. К подобным ситуациям относится продажа имущества, дарение, передача по завещанию. Для оформления отчуждения земельного участка возмездным или безвозмездным способом характерно составление письменного договора и последующая регистрация перехода права в компетентном органе. Таким образом, добровольное отчуждение земли проводится в два этапа:

  1. Заключение сделки. Стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям передачи имущества и зафиксировать свои права посредством письменного документа. Участники сделки вправе воспользоваться нотариальными услугами по удостоверению сделки. В некоторых случаях нотариальное сопровождение является обязательным
  2. Регистрация перехода права собственности. Далее договор и пакет необходимых документов передается сторонами в Федеральную Регистрационную Службу или Многофункциональный Центр, где производится внесение сведений о новом собственнике в государственный реестр

Государственная регистрация сделки при этом является обязательной процедурой, без которой не наступят юридически значимые последствия и не произойдет переход права собственности.

Аренда земли также регистрируется, если договор заключается на срок более 1 года. При аренде право пользования земельным участком добровольно передается лицом другой стороне на определенный период.

При добровольной передаче имущественных прав на землю следует учитывать запреты на отчуждение некоторых категорий земель. Так, участки, изъятые из оборота, не могут становиться предметом гражданских правоотношений.

При продаже земли сельскохозяйственного назначения следует известить администрацию населенного пункта, поскольку государственным и муниципальным органам принадлежит право первоочередного выкупа таких участков. Это правило не действует в отношении наделов, предоставленных под ИЖС или постройку гаража, а также дачных или садовых участков.

Нюансы принудительного прекращения прав

Ликвидировать право собственности лица на участок без учета его мнения могут в следующих случаях:

  • при ненадлежащем использовании надела (к подобным случаям относится простой участка в течение трех лет или проведение работ, которые наносят вред свойствам земли и окружающей среде)
  • выкуп или изъятие з/у для нужд муниципалитета или государства (это может быть необходимость прокладки линий электропередач или размещение других значимых объектов)
  • реквизиция (при возникновении неотложных обстоятельств в целях обеспечения безопасности граждан или государства в целом у лица может быть изъят земельный участок с возвратом или последующей компенсацией)
  • изъятие земли, которая по установленным законом причинам не может принадлежать гражданину
  • конфискация (изъятие имущества в целях наказания за правонарушение и/или возмещения причиненного вреда)

При этом у граждан не может быть насильно изъята земля в случаях, которые не регламентированы действующим законодательством.

У лица может быть изъято имущество, в том числе и земельный участок, при наличии долговых обязательств, не исполненных в целях погашения задолженности. Эта процедура проводится только посредством судебного разбирательства.

Нюансы изъятия за выкуп

Государственные или муниципальные органы имеют право изымать у граждан землю с последующей компенсацией в целях реализации различных программ по размещению значимых объектов. Ликвидация прав лица при этом осуществляется посредством актов федеральных законов или актов субъектов Российской Федерации. При этом невозможно изъять землю граждан в черте города для проведения застройки.

Органы власти обязаны предупредить собственника участка за год до изъятия. Решение о проведении подобного мероприятия должно быть зарегистрировано в Росреестре.

Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок

Собственник сохраняет свои права до вынесения соответствующего судебного решения или добровольного подписания документа об изъятии c компенсацией.

Государственный или муниципальный орган выкупает землю по рыночной стоимости, при этом оплачиваются также строения на участке. Из суммы, полученной собственником, исключаются расходы, которые он понесет на постройку и другие действия, способствующие увеличению рыночной стоимости и проведенные после получения уведомления об изъятии.

При определении рыночной стоимости участка необходимо обращаться к специалистам, производящим независимую оценку. Собственник вправе не согласиться с условиями, предоставленными государственными или муниципальными органами. В таком случае выкупающая сторона инициирует судебное разбирательство, в ходе которого определяется правомерность выкупа и достаточность предложенных собственнику условий.

Если эта страница была вам полезна, посоветуйте её своим знакомым:

Ошибка! Авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий.

Как происходит процедура прекращения права собственности на земельный участок

Принудительное прекращение права собственности на земельные участки

Шакирова Зульфия Миннигараевна, прокурор отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере экономики и природопользования прокуратуры Республики Татарстан.

В статье раскрываются проблемы правового регулирования вопросов принудительного прекращения права собственности на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования.

Ключевые слова: земельное законодательство, целевое использование земель, законодательная инициатива.

Forced termination of ownership rights to plots of land

Z.M. Shakirova

The article discloses problems of legal regulation of forced termination of ownership rights to plots of land due to their improper use.

Key words: land legislation, intended use of land, legislative initiative.

Соблюдение целевого назначения земельного участка при его использовании — главная обязанность участников земельных отношений. Земельное законодательство допускает предоставление земельного участка не вообще, а только с определенной целью использования, что отражается в документах о правах на земельные участки.

Осуществляя надзор за исполнением законодательства в указанной сфере отношений, прокуроры выявляют многочисленные нарушения. Так, выборочные проверки сельхозземель общей площадью около 32 тыс. га в 27 районах Республики Татарстан показали, что многие земельные участки не используются по назначению, не обрабатываются и не засеваются, на плодородном слое почвы произрастают кустарники и иные сорные растения, что приводит к эрозии и разрушению почв, а также потере сельскохозяйственной ценности указанных земель и нарушает ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 42 Земельного кодекса Республики Татарстан.

Можно привести немало примеров и использования не по назначению земель населенных пунктов. Прокуроры выявляют факты бездействия органов местного самоуправления, в частности, они крайне редко направляют в суды исковые заявления о принудительном изъятии земельных участков в связи с неиспользованием земельного участка в соответствии с целевым назначением.

Судебная практика выявила пробел в земельном законодательстве. Если в отношении землевладельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, т.е. лиц, не являющихся собственниками земельных участков (ст. ст. 45 — 47 Земельного кодекса РФ), предусмотрена возможность прекращения их прав на землю при несоблюдении обязанностей по использованию и охране земельного участка в принудительном порядке по правилам ст. 54 Земельного кодекса РФ, то в отношении собственника земельного участка такой механизм в Земельном кодексе РФ не определен.

Собственники земельных участков в некоторых случаях также не исполняют свои обязанности и нарушают земельное законодательство. Поэтому в земельном и гражданском законодательстве предусматривается возможность принудительного прекращения права собственности на землю в случае нарушения земельного законодательства. Так, согласно ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Статьями 284, 285 ГК установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом, а также в случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Статья 286 ГК регулирует процедуру изъятия земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Однако четкого порядка проведения процедур прекращения права собственности на землю в этих случаях не установлено.

Прокуратура Республики Татарстан об указанной ситуации проинформировала органы государственной власти.

Основания прекращения прав на земельные участки

С целью устранения пробела в земельном законодательстве депутаты Государственного Совета Республики Татарстан разработали проект Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", который в сентябре 2009 г. внесен в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Этим проектом предлагается изложить в новой редакции ст. 44 ЗК РФ, а также дополнить Земельный кодекс РФ новой статьей 54.1 "Условия и порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок лиц, являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка". Статьей регламентируется порядок принудительного прекращения права собственности на земельный участок, в основе которого лежит судебное решение и продажа земельного участка с публичных торгов. Средства, полученные от продажи земельного участка, за вычетом расходов на проведение торгов, передаются бывшему собственнику земельного участка. В случае согласия собственника земельного участка с его изъятием земельный участок продается на торгах без решения суда.

Пробел в правовом регулировании указанного вопроса непосредственно отражается на эффективности использования земли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *