Приказ МВД 65 командировки

Условия введенного в регионах Северного Кавказа режима самоизоляции не предполагают усиления численности сотрудников МВД за счет других регионов, считает эксперт из Дагестана Магомед Шамилов. Командировки силовиков в СКФО демонстрируют недоверие центра, уверен полковник ФСБ России в запасе Геннадий Гудков.

Как писал «Кавказский узел», руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов обратился к главе МВД с просьбой разъяснить, является ли отправка силовиков в СКФО из других регионов признаком недоверия местным сотрудникам правоохранительных органов. Опубликованный в интернете фрагмент фотокопии соответствующего письма, подписанного генерал-майором полиции Мишагиным, Муцольгов разместил в своем блоге на «Кавказском узле». Ульяновское управление МВД России назвало не соответствующей действительности информацию о пяти ежемесячных окладах силовикам, командированным в СКФО в связи с карантином.

К 19 марта все регионы ЮФО и СКФО ввели режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавируса, после чего ограничительные меры глав регионов Северного Кавказа ужесточались: был объявлен режим самоизоляции с рекомендацией не выходит из дома людям старше 65 лет, а также страдающим хроническими заболеваниями. Были введены определенные запреты на торговлю, проведение массовых мероприятий, работу общественного транспорта.

Командированные в СКФО силовики – признак недоверия центра

Режим самоизоляции не создает дополнительных функций силовикам, за которые бы они могли получить пять окладов, считает полковник ФСБ России в запасе, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков.

«Для меня удивление, что кому-то в России могут платить пять окладов. Насколько мне известно, за самые сложные условия службы, связанные с большим риском, максимальный оклад — это тройной. Такое, правда, было в единичных случаях. Платили в основном военным, которые служили за пределами России. Я не понимаю, какие могут быть задачи у сотрудников МВД на Кавказе в условиях коронавируса, чтобы им платили пять окладов. Я даже предположить или представить их задачи не могу. Вообще не понимаю необходимость отправки туда силовиков из других регионов. Тем более за такие деньги. Карантин не требует комендантского часа, например, чтобы была необходимость дополнительных сил», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Гудков.

По его словам, любой силовик «сочтет за честь работать за пятикратный оклад». «Речь о тех, кто реально служит, то есть не коррумпированный силовик, а на зарплату. Они с большой готовностью согласятся на такую службу в СКФО. Это фактически сопоставимо с контрактниками Минобороны, которые получают большие деньги за службу. При пятикратном окладе возможна даже усиленная конкуренция за службу. Но если кого-то отправляют по приказу, то он не сможет отказаться и не поехать. Тем не менее, каждый сочтет за честь работать за пятикратный оклад», — отметил он.

«Денежное содержание и социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел, в том числе находящимся в служебной командировке в СКФО, производятся в установленном порядке и в соответствии с федеральными законами и постановлениями правительства РФ», — говорится в сообщении на сайте ульяновского управления МВД 6 апреля. По словам ингушского правозащитника Муцольгова, ответ ведомства не дает пояснения по сути: «не понятно, производятся ли командированным в СКФО из других регионов сотрудникам такие большие выплаты, а последняя фраза вообще не опровергает этого факта».

Разница в оплате может создать повод для напряженных отношений между командировочными и местными силовиками и приведет к тому, что местные силовики не будут работать, уверен Гудков.

«Это неминуемо в таких условиях, когда начальник управления в ФСБ, МВД, Росгвардии получает в 7-8 раз больше, чем старший оперуполномоченный – это создает серьезное напряжение в отношениях среднего состава и начальства. А когда сотрудники одинакового статуса, но из разных регионов, выполняют примерно одни и те же функции, но получают в разы меньше, это создает проблемы. Пятикратная разница просто вызовет ненависть. Это психология человека. В таком случае получающие меньше силовики ничего не будут делать. Опять же я не знаю, какие функции они выполняют, какие поручения могут получать в условиях карантина, но такая разница — означает вбить клин между ними», — подчеркнул Гудков.

Он также добавил, что отправка силовиков из других регионов в СКФО означает недоверие центра по отношению к местным сотрудникам. «То, что силовики из других регионов несут службу на Северном Кавказе, говорит о том, что центр не доверяет кавказским силовикам. Но центр не доверяет не только силовикам, но и главам регионов. Трудные условия жизни на Кавказе сохраняют клановость, в том числе и среди силовиков, а федеральный центр не доверяет этому. Тем более после протестов в Ингушетии, когда некоторые ингушские силовики перешли на сторону протестующих. Поэтому наблюдается попытка в какой-то степени контролировать ситуацию на Кавказе таким образом», — сказал Геннадий Гудков.

26 марта 2019 года жители Ингушетии без разрешения властей продлили акцию протеста на площади в Магасе, что на следующее утро привело к стычкам с силовиками при попытке разгона протестующих. С начала апреля того же года в республике прошли массовые аресты оппозиционеров. Железноводский горсуд на Ставрополье с декабря 2019 года выносит приговоры участникам митинга.

Командированные силовики должны получать большую финансовую поддержку
Отправка силовиков из других районов в СКФО не означает, что федеральный центр не доверяет местным силовикам, считает президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров.

«Я не стал бы говорить о недоверии. Сколько времени прошло с двух кавказских войн, обстановка сейчас совершенно стабилизировалась. Я не думаю, что центр не доверяет местным. Если бы было недоверие, мы бы узнали о массе инцидентов на фоне этого недоверия. Но такого нет. На сегодняшний день я не вижу никаких ситуаций, говорящих о таком недоверии. Между президентом Владимиром Путиным и главами регионов есть доверительные отношения, как и с его представителем в СКФО Юрием Чайкой», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Гончаров.

22 января Владимир Путин назначил бывшего генпрокурора Юрия Чайку своим полномочным представителем на Северном Кавказе. Чайка занимал должность генерального прокурора с 2006 года, а до этого семь лет возглавлял Минюст, говорится в биографии Юрия Чайки, подготовленной «Кавказским узлом».

Эксперт затруднился предположить, какие функции могут выполнять силовики из других регионов в СКФО в условиях эпидемии по коронавирусу. «Я не обладаю информацией об отправке силовиков на Северный Кавказ. Мне трудно сказать, какие функции они могут выполнить в условиях коронавируса. Я не могу сказать, по каким причинам они туда командированы и почему получают пятикратный оклад», — отметил он.

Гончаров также добавил, что разница в оплате не может быть поводом для напряжения между командировочными и местными силовиками. «Это не может стать поводом для напряжения. Местные знают, что они у себя дома, имеют там семьи, живут у себя дома, а командированные из других регионов оторваны от семей, своих домов и должны получать больше финансовой поддержки», — подчеркнул он.

Дагестанский эксперт усомнился в необходимости отправки силовиков в СКФО из-за эпидемии

Нет никакой необходимости в командировках на Северный Кавказ сводных отрядов, уверен глава Независимого профсоюза работников правоохранительных органов и прокуратуры Дагестана Магомед Шамилов.

«Абсолютно нет никакой необходимости в этом. Какие задачи они могут решать в связи с коронавирусом в нашем регионе? Максимум следить за режимом изоляции граждан, но у нас в Дагестане, например, на улицах практически нет людей и транспорта. Все крайне спокойно, граждане максимально ответственны, соблюдают режим самоизоляции. Зачем в такой ситуации кого-то отправлять к нам? Что им делать в пустом городе? Единственное, что приходит на ум, это то, что они будут возить еду по адресам, где живут пожилые люди. Это, наверное, будет самое полезное, что они сделают в таких условиях», — сказал корреспонденту «Кавказского узла» Шамилов.

Шамилов отметил, что отправка силовиков из других регионов на Северный Кавказ возможно означает недоверие федерального центра к местным силовикам.

«Но, если нет доверия, пусть кавказских силовиков забирают в другие регионы России, и отправляют к нам русских по национальности силовиков. Возможно, что есть недоверие, но я не вижу явных на это причин», — сказал он.

Шамилов согласился с Гончаровым, что разница в оплате не создает повод для напряжения между командировочными и местными силовиками. «Местные понимают, что командированные коллеги должны получать больше. Даже если они выполняют одну и ту же функцию Но я считаю, что такие оклады — пустая трата денег, бюджета России. Был бы всплеск экстремистов, тогда бы мы могли понять смысл отправки силовиков к нам. Но сейчас нет никаких поводов», — отметил Шамилов.

Эксперт уверен, что силовики из других регионов с удовольствием соглашаются на командировки на Северный Кавказ. «Особенно это касается сотрудников правоохранительных органов. Может, на боевые операции соглашаются с трудом, но не могут отказаться, так как получают приказ. А так они привыкли к нашему гостеприимству, уважению, им нравится здесь. А когда за это могут получить такой оклад, то желание удваивается. Это, примерно, как с контрактниками в армии, которые заранее знают, сколько получат за службу в другой стране», — заключил Шамилов.

Военный политолог удивлен пятикратным увеличением оклада за службу
Член Экспертного совета офицеров России, военный политолог Александр Перенджиев также провел параллели командированных силовиков с контрактниками министерства обороны.

«Безусловно, все командировки подразумевают больше зарплаты. Это привлекает . Это как с контрактниками в армии. Но обычно бывают оклады двойные, а никак не пятикратные. В принципе их надо как-то мотивировать. Это нормально. Но если есть приказ поехать в командировку в какой-то другой регион, то отказаться невозможно», — пояснил корреспонденту «Кавказского узла» Перенджиев.

При этом эксперт также подчеркнул, что никогда не слышал о пятикратных окладах за службу. «Такого нет даже, когда силовик отправляется заграницу. Обычно бывают двойные оклады, но и то за выполнение какой-то боевой задачи. Какие в этой ситуации могут быть задачи, трудно сказать. Сложно представить какие-то функции силовиков из других регионов в СКФО в условиях коронавируса», — подчеркнул он.

Эпидемия коронавируса началась в Китае в конце декабря 2019 года. Советы специалистов, как избежать заражения коронавирусом, «Кавказский узел» собрал в материале «Врачи про коронавирус: что делать?», а номера телефонов для консультаций в связи с пандемией — в справке «Коронавирус. Горячие линии». О том, какое наказание за заражение коронавирусом предусмотрено в разных странах, можно узнать в справке «Кавказского узла» «Сколько стоит побег из карантина».

«Кавказский узел» шесть раз в сутки обновляет карту с указанием числа заболевших коронавирусом в регионах юга России и странах Южного Кавказа. Карта содержит данные Роспотребнадзора, Минздрава России и университета Джонса Хопкинса, она размещена на главной странице «Кавказского узла». Новости о распространении вируса размещаются на тематической странице «Коронавирус рвется на Кавказ».



В статье рассматриваются теоретические основы организации служебных командировок в органах внутренних дел, исследуются проблемы их оценки.

Ключевые слова: организация служебных командировок, эффективность, контроль, отчетность.

Система организации служебных командировок в органах внутренних дел (далее ОВД) регламентируется законодательством Российской Федерации, устанавливающим порядок прохождения службы в ОВД. По совокупному смыслу федеральных законов служебная командировка представляет собой разновидность служебного времени, в течение которого сотрудник ОВД решает специально поставленные перед ним поручения вне места постоянной службы. В ведомственных нормативных правовых актах, в которых подробно регламентируется деятельность по организации служебных командировок сотрудников МВД России на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств, определения «служебная командировка» не содержится. Вместе с тем определение служебной командировки дается в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее ТК РФ). Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенных срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы .

В вопросах регулирования порядка организации служебных командировок сотрудников ОВД, в связи с особенностями правового статуса МВД России, его места и роли в системе органов государственной власти, положения ТК РФ не применимы. Вместе с тем сущностные черты термина «служебная командировка», отраженные в определении, данном в ТК РФ, дублируются в ведомственных актах.

Так, в приказе МВД России № 65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации» (далее Приказ МВД России № 65) конкретизируется деятельность по организации служебных командировок сотрудников ОВД на территории России. Из него следует, что устанавливаемый в нем порядок и условия командирования распространяются на поездки: сотрудников ОВД; по решению уполномоченных должностных лиц; на определенный срок для выполнения служебного поручения; вне места постоянной службы. Таким образом, основные черты служебной командировки, такие как: поездка, вне места постоянной службы (работы), на определенный срок, по решению уполномоченного должностного лица (работодателя) и определяют сущность данного института вне зависимости от особенностей его регулирования в деятельности тех или органов государственной власти.

Основные задачи, которые решаются сотрудником ОВД в процессе пребывания в служебной командировке подчинены общей цели, поставленной перед МВД России, а также частной цели, которые задаются видом командировки, а также специальным заданием.

Совершенствование системы организации служебных командировок в ОВД выступает одним из важных направлений в оптимизации управленческой деятельности МВД России в целом. Авторами, проводящими исследования по данной теме еще несколько лет назад, указывались различные причины, по которым служебные командировки как средства обеспечения исполнения управленческих решений в системе МВД России не были достаточно эффективными. В том числе среди них были следующие: наличие фактов разрозненных выездов сотрудников в одни и те же органы; формальный выезд на место командировки без реальной работы по устранению недостатков на месте; отсутствие контроля за реализацией выводов и предложений, полученных в результате служебных командировок; отсутствие надлежащей подготовки сотрудников к командировке и др.

В 2017 году в связи с реорганизационными изменениями в структуре МВД России, а также результатами мониторинга нескольких лет по эффективности деятельности МВД России были переработаны теоретические основы организации различных направлений управленческой деятельности в МВД России, в том числе и по направлению организации служебных командировок с целью повышения их результативности. Так, согласно Приказа МВД России № 65 руководители (начальники) органов, организаций и подразделений системы МВД России обязаны: осуществлять планирование служебных командировок с учетом необходимости решения основных задач, стоящих перед ОВД; принимать меры, направленные на уменьшение количества, продолжительности служебных командировок, численности задействованных в них сотрудников, в том числе во внеплановых, в работе семинаров, конференций совещаний, одиночных выездов в одни и те же органы; контролировать планирование, отчетность, в том числе финансовые документы по служебным командировкам и мн. др. Таким образом, ведомство заложило в основы построения эффективной системы организации служебных командировок такие параметры, как целеоринтированность, затраты времени и иные издержки (экономические, кадровые, технические).

Далее, следует отметить, что в приказе осуществляется системное воздействие на реальную практику управленческого поведения конкретных должностных лиц, осуществляющих служебную командировку. Как отмечал Г. В. Атаманчук, «Эффективность всегда измеряется по действительности, а не по тому, что должно быть или вменено кому-то в обязанности» . Анализ приказа позволяет прийти к выводу, что в его рамках решение проблемы по измерению реальной практики управленческого поведения командированных реализуются посредством установления требования по повышению уровня предварительной подготовки выездов, личного инструктирования руководителями командируемых и заслушивания отчетов по итогам выездов, в том числе об их результативности и принятых мерах по устранению выявленных в ходе командирования нарушений и недостатков, обобщению и распространению положительного опыта, а также проведения анализа соответствия результатов, полученных в ходе выездов, утвержденным служебным заданиям. Следует отметить, что любая управленческая деятельность только тогда может быть признана эффективной, когда ее результат становится социально полезным. Однако достоверно установить пользу от служебной командировки на основании отчетов достаточно сложно, ведь, несмотря на оказываемую помощь командируемых, положение на местах может не меняться к лучшему, ухудшаться, либо обстановка может улучшаться самостоятельно. В связи с этим кроются проблемы реальной оценки полезности, принесения пользы командируемыми, то есть реальной оценки эффективности командировок, а в конечном итоге, целесообразности командировок подобного рода, либо возможностей привлечения к исполнению служебного задания конкретного сотрудника. Представляется, решение проблем совершенствования системы организации служебных командировок в системе МВД России должно осуществляться комплексно, с учетом затраченных организационных, кадровых, финансовых ресурсов и социальных результатов, достигнутых в служебных командировках.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: Специфика служебных командировок сотрудников ОВД и необходимость специального ведомственного регулирования обусловлена особенностями правового статуса МВД России, его места и роли в системе органов государственной власти. В настоящее время система организации служебных командировок в органах внутренних дел существенно переработана. В методологию повышения эффективности системы организации служебных командировок на современном этапе оптимизации данного направления деятельности закладываются следующие параметры: 1. усиление контроля за планированием, подготовкой, порядком выезда в служебную командировку; 2. повышение целесообразности служебных поездок, их планирование исключительно с учетом необходимости решения основных задач, стоящих перед органами, организациями и подразделениями МВД России; 3. внедрение системы отчетности, основанной на оценке результатов служебной командировки и их реализации в служебной деятельности; 4. повышение персональной ответственности руководителей органа (организации, подразделения) и командируемых сотрудников. Вместе с тем, вопросы комплексного изучения проблем, касающиеся эффективности служебных командировок сотрудников ОВД требуют дальнейшего тщательного исследования, обобщения и практического внедрения для повышения эффективности организации служебных командировок в системе МВД России в целом.

Литература:

  1. Ст. 3, ч.11 ст. 53 федерального закона от 30.11.2011 № 342 –ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; ст. 34 федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 18.07.2019)// СПС КонсультантПлюс.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019)// СПС КонсультантПлюс.
  3. Приказ МВД от 14.02.2017 № 65 «Об утверждении Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс.
  4. См.: Захватов И. Ю., Соспинов М. Н. Некоторые вопросы оценки эффективности служебных командировок как средства обеспечения исполнения управленческих решений в системе МВД России// Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3(19).
  5. Атаманчук Г. В. Проблемы управления и управляемости в обществе: Избранное. М., 2011.

«Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 12
УЧЕТ КОМАНДИРОВОЧНЫХ РАСХОДОВ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ МВД РОССИИ
Как и другие работники бюджетных учреждений, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел МВД России по роду своей деятельности направляются в служебные командировки как на территории РФ, так и за ее пределы. При этом им возмещаются произведенные в связи с ними расходы. Рассмотрим порядок оформления данных расходов и отражения в бюджетном учете.
Направление военнослужащих в командировку закреплено в ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы в размерах, определенных Правительством РФ. Таким документом является Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление Правительства РФ N 729), которое применяется и к направляемым в служебные командировки сотрудникам МВД России. Основным документом, регулирующим условия служебной командировки, является Инструкция о служебных командировках в пределах СССР, утвержденная Минфином СССР от 07.04.1988 N 62 (далее — Инструкция N 62).
Служебная командировка за пределы РФ осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление Правительства РФ N 812) и Приказа Минфина России от 02.08.2004 N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Приказ Минфина России N 64н).
Несмотря на общеустановленные нормативные документы РФ о порядке отправления в служебные командировки, в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, разрабатываются ведомственные нормативные документы. В частности, в МВД РФ это Приказы от 05.10.2006 N 780 «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации» (далее — Инструкция N 780) и от 19.03.2007 N 268 «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации» (далее — Инструкция N 268).
Служебные командировки в пределах РФ
Сначала рассмотрим правила направления в служебные командировки в пределах РФ. Стоит отметить, что порядок, изложенный в Инструкции N 780, в некоторой степени схож с представленным в Инструкции N 62, а также нормами трудового законодательства. Так, определение служебной командировки, данное в Инструкции N 780, идентично содержащемуся в ст. 166 ТК РФ: служебной командировкой считается поездка сотрудников органов внутренних дел и/или военнослужащих внутренних войск МВД России по распоряжению правомочного должностного лица на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянного места службы (военной службы) или места расположения органа (подразделения) внутренних дел и района дислокации органов управления оперативно-территориального объединения (соединения, воинской части, военного образовательного учреждения высшего профессионального образования, учреждения) внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации.
Основаниями для направления военнослужащих и сотрудников органов МВД России в служебные командировки являются:
— проведение следственных действий по находящимся в производстве уголовным делам;
— проведение оперативно-розыскных мероприятий в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности;
— участие в контртеррористических операциях;
— изучение и проверка состояния оперативно-служебной, служебно-боевой, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, правового обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России;
— оказание организационно-методической и практической помощи в организации оперативно-служебной, служебно-боевой, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, правового обеспечения;
— обучение личного состава, повышение квалификации, защита диссертации, практика, стажировка;
— проведение конференций, совещаний, семинаров и иных мероприятий, непосредственное участие в них;
— изучение, обобщение и распространение передового опыта, новых форм и методов работы;
— проведение научно-практических, аналитических исследований, методических советов;
— решение иных вопросов оперативно-служебной, служебно-боевой, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, правового обеспечения.
По своим характеристикам служебные командировки делятся на (п. 6 Инструкции N 780):
— плановые — осуществляемые в соответствии с утвержденными планами (на квартал). Планирование возлагается на органы центрального аппарата МВД России, а также департаменты, подразделения, главные управления МВД России;
— внеплановые — осуществляемые в целях реагирования на изменение оперативной обстановки, ухудшение результатов оперативно-служебной, служебно-боевой, финансово-хозяйственной, производственной и иной деятельности, правового обеспечения нижестоящих органов (подразделений), решения иных внезапно возникших проблем, требующих немедленного реагирования.
Инструкцией определена подведомственность направления, а именно решения о направлении в плановые служебные командировки в зависимости от того, где они будут проводиться (п. 16 Инструкции N 780). Например, при выезде групп для проведения инспектирования, контрольных проверок, ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности, при комплексных, а также целевых выездах решение принимает министр внутренних дел РФ или его заместители.
Сроки служебной командировки
В Инструкции N 780, как и в Инструкции N 62, сроки служебных командировок определяются одинаково, а именно срок пребывания в служебной командировке не должен превышать 40 суток, исключая время нахождения в пути. При этом в случае необходимости ее продления, например при выявлении дополнительных обстоятельств в ходе ревизии, она продлевается не более чем на 5 суток на основании поданного командированным работником (руководителем ревизионный группы) рапорта руководителю, направившему его в служебную командировку, в котором указывается причина продления командировки.
Обратите внимание: служебная командировка для защиты диссертации не может превышать 10 суток (п. 23 Инструкции N 780).
Согласно п. 4 Инструкции N 62 срок командировки не может быть более года. При этом федеральным органам предоставлена возможность в отдельных случаях увеличивать максимально установленный срок. В частности, в Инструкции N 780 они перечислены в п. п. 25.1 — 25.11. Обобщая представленный в них перечень случаев, укажем, что к ним относятся командировки сотрудников (военнослужащих) для выполнения задач в зонах вооруженных конфликтов, для раскрытия и расследования уголовных дел, направление на курсы повышения квалификации с сохранением должностей по месту постоянной службы (военной службы).
Продолжительность служебной командировки исчисляется по фактическому количеству дней пребывания в ней со дня убытия и по день прибытия (включительно) обратно после выполнения служебного задания, включая выходные и праздничные дни. В указанные сроки служебной командировки не включается время нахождения сотрудника (военнослужащего) в пути к месту командирования и обратно.
Допускается продление срока командировки по не зависящим от командированного лица случаям. Например, в случае его заболевания, подтвержденного справкой медицинского учреждения, а также задержки в пути (подтверждается должностными лицами органов внутренних дел на транспорте или военными комендантами гарнизонов, начальниками вокзалов, аэропортов, пристаней, иных организаций общественного транспорта).
Днем выезда в служебную командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта постоянной дислокации органа (подразделения), в котором проходит службу (военную службу) сотрудник (военнослужащий), направляемый в служебную командировку, а днем приезда — день прибытия транспортного средства в пункт постоянного места службы (военной службы) сотрудника (военнослужащего).
Также сроки командировки будут зависеть от времени убытия и возвращения. Так, при отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее — последующие сутки. Аналогично определяется день прибытия сотрудника (военнослужащего) в пункт постоянного места службы (военной службы).
Если железнодорожная станция, автовокзал, пристань или аэродром находятся за чертой населенного пункта, то при определении дня отправления (прибытия) учитывается время, необходимое для проезда до железнодорожной станции, автовокзала, пристани, аэродрома и обратно.
Пример 1. Военнослужащий внутренних войск МВД России направлен в служебную командировку из Москвы в Санкт-Петербург. Аэропорт находится за пределами населенного пункта. Самолет вылетает 12 ноября 2007 г. в 00.20. Однако согласно купленному билету регистрация на рейс заканчивается за 30 минут до вылета, следовательно, военнослужащий должен прибыть в аэропорт 11 ноября. Из командировки он вернется 26 ноября 2007 г. в 00.00.
На основании п. 30 Инструкции N 780 днем отправления военнослужащего в командировку считается 11 ноября, а днем прибытия — 26 ноября 2007 г.
Иногда во время нахождения в пути по независящим от командированного лица причинам транспортное средство задерживается. Как указано выше, в таком случае подтверждением опоздания транспортного средства будет справка должностных лиц организаций, оказывающих транспортные услуги, на которых возложена ответственность по выдаче таких справок.
Пример 2. Сотрудник направлен в служебную командировку сроком на 20 суток. Задержка в пути из-за неисправности самолета составила сутки. В результате сотруднику пришлось снять номер в гостинице, что подтверждают оправдательные документы (контрольно-кассовый чек, счет за проживание).
По возвращении из служебной командировки сотруднику следует дополнительно оплатить расходы за проживание в гостинице в связи с незапланированной задержкой самолета (удостоверено начальником аэропорта).
Отличительной особенностью в органах МВД России являются сроки служебной командировки в отношении сотрудников (военнослужащих), направленных для конвоирования лиц, содержащихся под стражей. Согласно п. 31 Инструкции N 780 в общий срок их служебной командировки включается время с момента приема до момента сдачи охраняемых лиц, а также время, необходимое на обратный проезд к месту постоянной службы (военной службы).
Досрочное прекращение служебной командировки производится по решению руководителя, направившего сотрудника (военнослужащего) в служебную командировку, либо руководителя группы командированных по основаниям, предусмотренным п. п. 33.1 — 33.4 Инструкции N 780.
Оформление служебных командировок
Направление в служебную командировку начинается с разработки служебного задания, в котором определяют:
— цель выезда и сроки служебной командировки;
— основные направления работы группы (отдельного сотрудника, военнослужащего), результаты которой позволят сделать вывод о деятельности органа (подразделения);
— меры по оказанию практической и методической помощи органу (подразделению);
— вопросы, которые необходимо согласовать с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, правоохранительными органами и другими.
После уточнения состава лиц, направляемых в служебную командировку, порядка их выезда, места направления оформляются документы, на основании которых осуществляется выезд командируемых.
Первый документ — приказ о направлении в служебную командировку. Он подписывается руководителем органа, в котором проходит службу (военную службу) командируемый. Основанием его издания является план командировок, составляемый ежеквартально (п. 70 Инструкции N 780).
После оформления приказа сотруднику (военнослужащему) выдается командировочное удостоверение по форме, установленной в Приложении N 5 к Инструкции N 780.
Для полноты и своевременности учета служебных командировок в органах МВД России (подразделениях) ведутся:
— журнал учета сотрудников (военнослужащих), выезжающих в служебные командировки;
— журнал учета лиц, приезжающих из служебных командировок.
Обратите внимание: формы планов служебных командировок, рапортов, приказов, журналов учета лиц, командировочных удостоверений и карточки учета приведены в Приложениях к Инструкции N 780.
Нахождение в командировке и выбытие из нее подтверждают отметки в командировочном удостоверении с печатями соответствующих лиц, на которых возложена обязанность их осуществления. В случае отсутствия командировочного удостоверения место командировки и выбытие из нее подтверждаются заверенными печатями справками органов (подразделений) из каждого пункта командирования, в котором сотрудник (военнослужащий) находился, с указанием даты прибытия и выбытия.
По прибытии из служебной командировки сотрудник (военнослужащий) совместно с лицом, ответственным за оформление командировок, заполняет статистическую карточку учета служебной командировки, подписывает ее у должностного лица, принявшего решение о служебной командировке, либо его заместителя и в трехдневный срок направляет в соответствующий информационный центр, который делает отметку в командировочном удостоверении. Статистическая карточка представляет собой документ, подводящий итог служебной командировки, совмещает данные, которые касаются ее (основание выезда, форма командировки, задачи, выявленные недостатки по отдельным направлениям и др.).
Командировочные расходы
Перед направлением в командировку сотруднику (военнослужащему) на основании рапорта из кассы учреждения выдается под отчет аванс на командировочные расходы в пределах суммы, причитающейся на эти цели. Выдача аванса и составление отчета по служебной командировке производятся в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Размер выдаваемого

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 8

Командировка отдельных государственных служащих с учетом новых положений

В процессе деятельности бюджетного учреждения возникает необходимость направлять сотрудников в служебные командировки как внутри страны, так и за ее пределы. С 06.07.2010 стало действовать Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 467 «О возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим и сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление Правительства РФ N 467). В статье напомним особенности командирования государственных служащих, а также расскажем о том, на кого распространяется указанное Постановление и о каких нововведениях идет речь.

Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Кроме этого, отметим, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Кроме Трудового кодекса есть еще ряд нормативных документов, регламентирующих порядок направления сотрудника учреждения в служебную командировку и порядок возмещения затрат, связанных с ней, а именно: Инструкция N 62 <1>, Постановление N 729 <2>, Указ Президента РФ N 813 <3>, Приказ N 64н <4>, Постановление N 812 <5>, Постановление N 749 <6>.

<1> Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР».

<2> Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

<3> Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих».

<4> Приказ Минфина России от 02.08.2004 N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

<5> Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

<6> Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Обратите внимание! Инструкция N 62 действует в части, не противоречащей ТК РФ.

Также отметим, что ведомственными приказами для отдельных категорий государственных служащих установлены особенности направления в служебную командировку и возмещения связанных с ней расходов. Приведем перечень таких нормативных актов, не детализируя их содержание:

— Приказы МВД России от 05.10.2006 N 780 «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России на территории Российской Федерации», от 19.03.2007 N 268 «Об утверждении Инструкции о порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации»;

— Приказ Генпрокуратуры России от 18.03.1998 N 16 «О вызове прокуроров и следователей для работы в составе следственных групп, порядке возмещения расходов и выплаты компенсаций в связи со служебными командировками»;

— Приказ Минюста России от 20.08.2003 N 203 «Об утверждении Инструкции о порядке выезда работников центрального аппарата, органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации в служебные командировки за пределы Российской Федерации»;

— Приказ МЧС России от 10.01.2008 N 3 «Об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

— Приказы ФТС России от 27.07.2009 N 1338 «Об утверждении Основных положений о порядке выезда в служебные командировки за границу должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России», от 28.05.2007 N 658 «О возмещении командировочных расходов сотрудникам таможенных органов»;

— Приказ Росстроя от 13.02.2006 N 31 «Об утверждении Положения о возмещении командировочных расходов федеральным государственным служащим Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству».

Данные правовые акты устанавливают порядок направления в служебную командировку гражданских служащих отдельных категорий. В частности, даны инструкции, касающиеся:

— организации, планирования и контроля за проведением командировок;

— порядка отмены и переноса запланированных командировок;

— сроков служебных командировок;

— порядка оформления служебных командировок;

— возмещения командировочных расходов.

Все вышеперечисленные нормативные акты содержат практически аналогичные нормы. В качестве примера рассмотрим Приказ МЧС N 3 и Приказ МВД N 780.

Оформление командировок

Обязанности по подготовке и учету приказов о направлении сотрудников в служебную командировку, оформлению, выдаче и регистрации командировочных удостоверений, ведению учета лиц, выезжающих и приезжающих в служебную командировку, и производству отметок в командировочных удостоверениях возлагаются приказом по учреждению (подразделению) на специально выделенных сотрудников кадровых подразделений, а в случае их отсутствия — на сотрудников, осуществляющих анализ эффективности командирований, с отражением этой функции в их должностных инструкциях.

Итак, решение о направлении государственного служащего в командировку оформляется приказом (распоряжением) уполномоченного должностного лица либо лица, его замещающего (п. 25 Приказа МЧС N 3 и п. 69 Приказа МВД N 780). Сотруднику, направляемому в командировку, выдается командировочное удостоверение, которое находится у него в течение всего срока служебной командировки. Согласно п. 26 Приказа МЧС N 3 и п. 78 Приказа МВД N 780 в командировочном удостоверении в обязательном порядке указываются реквизиты приказа (распоряжения) о командировке. Командировочное удостоверение подписывается уполномоченным должностным лицом, которому предоставлено право разрешения командировок, либо лицом, его замещающим.

В случае служебных командировок по разрешению или вызову соответствующих руководителей вышестоящих органов (подразделений) в командировочном удостоверении в обязательном порядке указываются, кем разрешена служебная командировка или сделан вызов, номер и дата документа о разрешении или о вызове, а в случае плановых выездов — пункт плана командировок.

Обратите внимание! Незаполненные бланки командировочных удостоверений подписывать запрещается (п. 29 Приказа МЧС N 3 и п. 74 Приказа МВД N 780).

Срок командировки в командировочном удостоверении проставляется с учетом времени нахождения в пути. При оформлении данного документа указываются дата приезда в пункт назначения и дата выезда из него. В случае командирования в несколько пунктов даты приезда и выезда указываются отдельно по каждому пункту командирования (п. 31 Приказа МЧС N 3 и п. 76 Приказа МВД N 780).

Подтверждением убытия и нахождения в пунктах командирования являются:

— при наличии командировочного удостоверения — отметки, проставленные уполномоченным должностным лицом и заверенные печатью;

— при отсутствии удостоверения — заверенные печатями справки организации из каждого пункта командирования, в котором находился командируемый, с указанием даты прибытия и убытия.

При этом в командировочных удостоверениях все отметки (о времени убытия в командировки, прибытия в пункты назначения, убытия из них и возвращения к месту службы сотрудников) производятся в подразделениях, осуществляющих оформление и учет командировок.

Также отметим, что все документы оформляются в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Исключение составляют сотрудники МВД — для них документы оформляются в соответствии с Приложением к Инструкции об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД N 780.

Сроки командировки

Максимальный срок пребывания в служебной командировке не должен превышать 40 суток, а для защиты диссертации — 10 суток, не включая время нахождения в пути (п. 23 Приказа МВД N 780, п. 15 Приказа МЧС N 3, п. 4 Инструкции N 62). При этом служебная командировка может быть продлена до пяти суток по мотивированному рапорту выезжавшего сотрудника руководителем органа (подразделения), направившего его в служебную командировку.

Срок такой командировки без учета дней временной нетрудоспособности и времени нахождения сотрудника (военнослужащего) в пути к месту командирования и обратно, в том числе в случае командирования в несколько пунктов, может быть продлен. В связи с задержкой командированного в пути по не зависящим от него причинам этот срок продлевается автоматически. При этом факт задержки в пути следования по не зависящим от сотрудника причинам должен быть удостоверен должностными лицами органов внутренних дел на транспорте или военными комендантами гарнизонов, начальниками вокзалов, аэропортов, пристаней, иных организаций общественного транспорта.

Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места расположения организации или пункта постоянной дислокации воинской части, в которой проходит военную службу (службу) военнослужащий (сотрудник), направляемый в командировку, а днем приезда из командировки — день прибытия транспортного средства в место расположения организации или пункта постоянной дислокации воинской части, в которой проходит военную службу (службу) военнослужащий (сотрудник).

При отправлении транспортного средства до 24.00 включительно днем выезда в командировку считаются текущие сутки, а с 00.00 и позднее — последующие сутки. Аналогично определяется день прибытия военнослужащего (сотрудника) в пункт постоянного места военной службы (службы).

Данные правила определения дня выезда и приезда из командировки полностью совпадают с п. 7 Инструкции N 62 и п. 4 Постановления N 749.

Выходные дни во время командировки

На сотрудников, находящихся в командировке, распространяется режим служебного времени организации, в которую они командированы.

Если сотрудник специально командирован для выполнения служебного поручения в выходные или нерабочие праздничные дни, компенсация за работу в эти дни или предоставление другого дня отдыха производится в соответствии с законодательством РФ: такая работа оплачивается не менее чем в двойном размере или, по желанию работника, в одинарном размере, но с обязательным предоставлением другого дня отдыха (ст. 153 ТК РФ).

Если сотрудник выезжает в командировку в выходной или нерабочие праздничные дни, то по возвращении из командировки ему предоставляется другой день отдыха в установленном порядке (п. 8 Инструкции N 62, п. 107 Приказа МВД N 780, п. 54 Приказа МЧС N 3).

Возмещение расходов, связанных с командировкой

В соответствии со ст. 168 ТК РФ в случае направления в командировку работодатель обязан возмещать работнику:

— расходы на проезд;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

В настоящее время их размер утвержден Постановлением N 729. Однако некоторым категориям государственных служащих размеры возмещения расходов, связанных с командировкой, установлены подведомственными приказами или различными постановлениями Правительства РФ.

Расходы на проезд. Согласно п. 1 Постановления N 729 возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, использования в поездах постельных принадлежностей) осуществляется в размере фактических затрат, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

— водным транспортом — в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

— воздушным транспортом — в салоне экономичного класса;

— автомобильным транспортом — в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, — в размере минимальной стоимости проезда:

— железнодорожным транспортом — в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

— водным транспортом — в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

— автомобильным транспортом — в автобусе общего типа.

При этом сотрудникам МЧС при направлении в командировки возмещаются фактические расходы на проезд к пункту командирования, подтвержденные соответствующими документами, в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами МЧС, а в случае их отсутствия — в размере, не превышающем установленных норм, на основании выданных транспортными организациями документов, подтверждающих затраты, связанные с перевозкой. На сегодняшний день действует Приказ МЧС России от 06.05.2003 N 236 «Об утверждении Положения о порядке оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МЧС России».

Сотрудникам МВД во время командировки расходы на проезд будут возмещаться в порядке и пределах, установленных Приказом МВД России от 22.08.2003 N 667 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозками, а также оформления, использования, хранения и обращения с воинскими перевозочными документами в системе МВД России», а в случае отсутствия этих документов — в размере, не превышающем установленных норм, на основании выданных транспортными организациями документов, подтверждающих затраты, связанные с перевозкой.

Расходы по найму жилого помещения. В подведомственных приказах государственных служащих сказано: сотрудникам, направленным в служебные командировки, возмещаются фактические расходы по найму жилого помещения (в том числе в случае заключения ими с учетом требований гражданского законодательства и ЖК РФ договоров коммерческого найма), подтвержденные соответствующими документами, в размере, установленном Правительством РФ, то есть Постановлением N 729.

Также в ведомственных приказах сказано, что в случае проживания в жилом помещении, предоставленном по договору коммерческого найма, документами, подтверждающими расходы командируемого по найму жилого помещения, являются договор коммерческого найма, расписка наймодателя в получении денежных средств по договору, ксерокопия паспорта наймодателя. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются сотрудникам при наличии в командировочном удостоверении отметки соответствующих должностных лиц о невозможности предоставления в пунктах служебной командировки жилого помещения бесплатно в размере, установленном Правительством РФ в Постановлении N 729. Расходы по найму жилого помещения возмещаются за каждые сутки нахождения в пункте служебной командировки со дня прибытия командированного в пункт назначения и по день выезда из него.

Напомним, что согласно п. 1 Постановления N 729 расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) возмещаются в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 руб. в сутки.

Постановление N 729 действует и по настоящее время, однако при возмещении расходов по бронированию и найму жилого помещения при направлении в служебные командировки на территории РФ военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 467, которое начало действовать с 06.07.2010.

В п. 1 указанного Постановления сказано, что при возмещении расходов по найму жилья необходимо применять следующие нормы:

— военнослужащим и сотрудникам, имеющим соответственно воинские звания высших офицеров или звания высшего начальствующего состава или занимающим должности, подлежащие замещению высшими офицерами (лицами высшего начальствующего состава), а также полковникам (капитанам 1-го ранга), занимающим командные (руководящие) должности, перечни которых утверждаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу (службу) военнослужащие и сотрудники, — не более стоимости двухкомнатного номера;

— остальным военнослужащим и сотрудникам — не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30% установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

Обратите внимание! В случае вызванной условиями выполнения служебного задания необходимости проживания военнослужащих и сотрудников не в гостинице указанные федеральные органы исполнительной власти вправе определять виды документов, подтверждающих размер фактических затрат, исходя из которого возмещаются расходы по бронированию и найму жилых помещений.

Кроме этого, согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 467 финансовое обеспечение расходов, связанных с наймом помещения, в том числе расходов, превышающих нормы, установленные п. 1, осуществляется за счет бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие и сотрудники.

Обратите внимание! Расходы, превышающие нормы, установленные п. 1 указанного Постановления, будут возмещаться только в том случае, если они были произведены с разрешения или ведома должностного лица, имеющего право направлять военнослужащих и сотрудников в служебную командировку.

Суточные. Согласно п. 36 Приказа МЧС N 3 и п. 89 Приказа МВД N 780 суточные выплачиваются за каждый день нахождения в служебной командировке в размерах, устанавливаемых законодательными и нормативными правовыми актами РФ, действующими на момент командирования сотрудника (военнослужащего). На сегодняшний день согласно п. 1 Постановления N 729 выплата суточных производится в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.

Особенности направления государственных служащих

В заграничную командировку

Итак, в п. 1 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки <7> сказано, что данным Положением определяются особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории РФ, так и на территории иностранных государств. Согласно п. 15 Положения направление работника в командировку за пределы территории РФ производится по распоряжению работодателя без оформления командировочного удостоверения, кроме случаев командирования в государства — участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничные органы не делают отметки о пересечении государственной границы. При этом согласно п. 20 Положения работнику, выехавшему в командировку на территорию иностранного государства и возвратившемуся на территорию РФ в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% нормы расходов на выплату суточных, определяемой коллективным договором или локальным нормативным актом для командировок на территории иностранных государств.

<7> Утверждено Постановлением N 749.

Выплата работнику суточных в иностранной валюте при направлении его в командировку за пределы территории РФ осуществляется в размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом. Также сказано, что при следовании работника с территории РФ дата пересечения Государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию РФ дата пересечения Государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях (п. 18 Положения). Даты пересечения Государственной границы РФ при следовании с территории РФ и на территорию РФ определяются по отметкам пограничных органов в паспорте.

При направлении работника в командировку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется работник.

Что касается расходов на проезд при направлении работника в командировку на территории иностранных государств, в соответствии с п. 22 Положения они возмещаются в порядке, предусмотренном п. 12 Положения при направлении в командировку в пределах территории РФ. Таким образом, возмещению подлежат: расходы на проезд транспортом общего пользования соответственно к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы; страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте; оплата услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Кроме этого, согласно п. 23 Положения работнику при направлении его в командировку на территорию иностранного государства дополнительно возмещаются:

— расходы на оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

— обязательные консульские и аэродромные сборы;

— сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

— расходы на оформление обязательной медицинской страховки и иные обязательные платежи и сборы.

Отметим, что оплата и (или) возмещение расходов работника в иностранной валюте, связанных с командировкой за пределы территории РФ, включая выплату аванса в иностранной валюте, а также погашение неизрасходованного аванса в иностранной валюте, выданного работнику в связи с командировкой, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Нормы возмещения расходов

При направлении сотрудника бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета, в командировку за пределы территории РФ при возмещении расходов необходимо руководствоваться нормами, установленными:

— Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление N 812);

— Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н «Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».

Согласно п. 1 Постановления N 812 размеры суточных в иностранной валюте, выплачиваемых работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при служебных командировках на территории иностранных государств установлены Приложением 1 к данному Постановлению. Также сотрудникам некоторых категорий в период пребывания в служебных командировках на территориях иностранных государств положены надбавки к суточным, размеры которых в иностранной валюте определены в Приложении 2 к указанному Постановлению.

Однако в п. 11 Постановления N 812 сказано, что выплата суточных в иностранной валюте и надбавок в соответствии с п. 1 данного Постановления производится организациями в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий год.

Что касается учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ или муниципальных образований, то при определении возмещения расходов, связанных с заграничной командировкой, необходимо руководствоваться нормативными актами соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Однако, как правило, субъекты РФ и муниципальные образования используют нормы возмещения расходов, которые установлены для учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета.

Кроме этого, бюджетное учреждение вправе возмещать работникам расходы в размерах, превышающих установленные нормы, либо за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, либо за счет средств, полученных организацией от приносящей доход деятельности.

Е. А.Соболева

Эксперт журнала

«Отдел кадров

Бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *