Примеры административных правонарушений

Что такое административная ответственность?

При нарушении законов государства человек несет ответственность, зависит она от тяжести и характера правонарушения. Например, есть административная ответственность. Сейчас мы подробно рассмотрим, что такое административная ответственность и вследствие каких правонарушений она наступает.

Административная ответственность — один из видов юридической ответственности, определяющий для человека административное наказание за совершенное правонарушение. Административное правонарушение не такое тяжкое, как преступление, поэтому наказания вследствие такого нарушения мягче.

Согласно законодательству, существуют разные виды административной ответственности: ответственность физических лиц, граждан РФ, иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц, не имеющих гражданства, владельцев транспортных средств, должностных лиц, военнослужащих.

Сроки административной ответственности достаточно свободны. Наказание может последовать в течение 2 месяцев со дня нарушения, но не позднее. Если дело передано в суд, то наказание может последовать и позже (в течение трех месяцев).

Административное дело рассматривается по месту правонарушения. По ходатайству оно может быть рассмотрено по месту жительства человека, нарушившего закон. Таким образом, административное наказание может быть отложено до момента удовлетворения такого ходатайства.

Административные правонарушения могут быть совершены по неосторожности (к примеру, нарушение правил дорожного движения), в форме бездействия, вызывающие общественную опасность, умышленные.

Также существуют основания, освобождающие от административной ответственности. К таким относятся: малозначительность нарушения, отмена акта, то есть закон, который смягчает или освобождает от административного наказания, а также в случае истечения срока взыскания.

Примеры административных правонарушений

Чтобы было понятнее, за какие правонарушения можно понести административную ответственность, мы сейчас приведем несколько примеров таких нарушений. В основе административного правонарушения лежит несоблюдение установленных порядков поведения в обществе. Вот несколько примеров:

  1. нарушение правил противопожарной безопасности;
  2. нарушение правил дорожного движения;
  3. оскорбительное приставание;
  4. повреждение чужого имущества;
  5. появление в общественном месте в пьяном состоянии;
  6. безбилетный проезд.

В качестве наказание за административные правонарушения используются предупреждения, штрафы, арест на 15 суток.

Отдельно нужно рассмотреть привлечение к административной ответственности несовершеннолетних. В кодексе административная ответственность несовершеннолетних рассматривается строго, но все же берется во внимание возраст. До 16 лет на нарушителя нельзя наложить арест. Можно применить предупреждение или выписать штраф, который будут оплачивать родители. Существуют обстоятельства, которые смягчают наказание. Это признание и возмещение ущерба. Также существуют обстоятельства, которые отягощают ответственность. К таким относятся нежелание признавать содеянное, агрессивное поведение, совершение преступления несколькими людьми, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Статья 2.1.

1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статья 2.2.

1. Административное правонарушение признается совершённым умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признаётся совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без остаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3.

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учётом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.7.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причинённый вред является менее значительным, чем предотвращённый вред.

Статья 2.8.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, полномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения

Основание административной ответственности ‑ совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если это нарушение по своему характеру не влечет за собой уголовной ответственности.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т.е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие ‑ это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие ‑ это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Так, например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) ‑ противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) – это уже противоправное бездействие должностного лица.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить свойственные ему три признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического лица бывает в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что оно совершено либо умышлено, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым ‑ лицо желает наступления вредных последствий. Во втором и третьим случаях умысел ‑ косвенный, так как лицо прямо не желает наступления вредных последствий, но сознательно допускает их наступление либо относится к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда он видел этот сигнал, но очень торопился и транспортное средство не стал останавливать. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Характерным правонарушением с прямым умыслом является нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ). Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ) – также правонарушение, совершаемое с прямым умыслом. А вот деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ, выражающиеся в заключении с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом или в неприменении последствий прекращения действия договора (контракта) могут иметь как прямой, так и косвенный умысел. Причем, как показывает изучение дел, возбужденных по ч.2 этой статьи, подобные правонарушения в основном совершаются с косвенным умыслом.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить. Во втором случае ‑ в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, ‑ типичный пример неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то мы имеем дело с неосторожным правонарушением в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Кстати, рассмотренное выше правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.23 КоАП РФ (заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом), в ряде случаев совершается по неосторожности: по небрежности не проверяется, было ли лицо, с которым заключается договор на управление юридическим лицом, дисквалифицировано.

Правонарушение, связанное с причаливанием к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ), может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Неосторожная форма вины в форме небрежности имеет место в том случае, когда лицо, осуществившее причаливание, не предвидело, что судно или плавучее средство, стоящее на рейде или в акватории порта, находится под таможенным контролем (хотя должно было и могло это предвидеть).

Среди административных правонарушений, в том числе правонарушений юридических лиц и их должностных лиц, еще очень много таких, которые могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Например, нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП РФ) может быть умышленным (либо с прямым, либо с косвенным умыслом) или неосторожным (небрежностью). Как умышленной формой вины, так и неосторожностью может характеризоваться нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ). Подобных примеров можно привести немало.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т.е. казуса ‑ случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо либо не должно было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств.

Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшествий известны случаи, когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством. Могут быть и другие форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо без наличия умысла или неосторожности нарушает правовую норму. Во всех этих случаях в силу отсутствия вины деяние не может быть признано административным правонарушением, и ответственность лица не наступает.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказуемость деяния означает что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена не административная, а иная ответственность, например, дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного деяния законодательством не предусмотрена никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

Допустим, в нарушение требований приказа директора должностное лицо организации вело переговоры с клиентами в верхней одежде. Это противоправное деяние (нарушение нормы приказа директора, содержащей соответствующее требование) имеет, как правило, косвенный умысел. Сотрудник либо сознательно допускает наступление вредных последствий своего действия – потерю имиджа организации (явно этого не желая), либо относится к этим вредным последствиям безразлично. Хотя иногда может иметь место и прямой умысел (сотрудник хотел нанести вред имиджу организации) или неосторожная форма вины (сотрудник по небрежности просто забыл раздеться).

Однако административная ответственность за такое деяние ни КоАП РФ, ни законами субъектов РФ об административных правонарушениях не предусмотрена. Значит, данный проступок не является административным правонарушением, это дисциплинарный проступок. За него должностное лицо может нести лишь дисциплинарную ответственность.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения: посягающие на права граждан; здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве, энергетике; сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель; на транспорте и в области дорожного движения; в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти; в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации; против порядка управления; посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; в области воинского учета.

Кодексами и законами субъектов РФ предусматриваются административные правонарушения и в иных сферах. В частности, это правонарушения: в области благоустройства городов и других населенных пунктов в сфере потребительского рынка и услуг, в области пользования библиотеками, в области обращения с животными, в сфере торговли товарами в неустановленных местах, в области градостроительства и эксплуатации объектов городской инфраструктуры в сфере благоустройства и эксплуатации жилищного фонда, многие другие правонарушения.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред менее значительный, чем предотвращенный вред.

За нарушения закона в РФ предусмотрена гражданская, административная или уголовная ответственность. Разграничение видов ответственности происходит по тяжести наступивших последствий и характеру общественной опасности. В этой статье рассмотрим, по каким признакам определяется административное правонарушение, и какие последствия влечет совершение проступка.

Что это такое

Правовое определение административного правонарушения раскрыто в ст. 2.1 КоАП РФ, оно характеризуется следующими признаками:

  • совершение противоправных действий или бездействия;
  • наличие вины в совершении проступка;
  • ответственность за допущенное нарушение закона должна быть предусмотрена статьями Особенной части КоАП РФ.

Противоправность поведения может заключаться в нарушении, несоблюдении или игнорировании законодательных норм, подзаконных актов, ведомственных приказов и инструкций, условий разрешительных документов.

Субъектами правонарушения по КоАП РФ могут выступать граждане и предприятия. Частные предприниматели приравниваются к юридическим лицам при рассмотрении административных дел, если иное не указано в содержании статьи КоАП РФ. Для физических лиц в кодексе предусмотрено разграничение по статусу субъекта (например, должностные лица, военнослужащие, сотрудники МВД и т.д.).

Выявление правонарушений происходит в результате деятельности уполномоченных служб и ведомств, либо по заявлениям граждан или юридических лиц. Например, на составление процессуальных протоколов о нарушении правил дорожного движения уполномочены сотрудники ГИБДД, а назначение санкций за проступок может входить в компетенцию суда.

Виды и примеры правонарушений

Читайте: Какой общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении?

Санкции могут последовать только за нарушения, предусмотренные конкретными статьями Особенной части КоАП РФ. Они сгруппированы в зависимости от характера общественных отношений и законодательных правил, которые нарушаются в результате действий и бездействия виновного лица. Выделим некоторые группы статей, по которым наступает ответственность за административное правонарушение:

  • проступки, связанные с нарушением прав граждан (глава 5 КоАП РФ) – различные нарушения избирательных прав, проступки в сфере трудового законодательства, дискриминация и т.д.;
  • проступки в сфере охраны собственности – нарушения правил пользования жильем, мелкие хищения, проступки в сфере государственной и муниципальной закупочной деятельности, и т.д.;
  • правонарушения на транспорте;
  • проступки в сфере безопасности дорожного движения;
  • нарушения налогового законодательства;
  • иные группы проступков, зафиксированные в Особенной части РФ.

Изменения в структуру КоАП РФ принимаются законодателем практически ежегодно. Поэтому точный состав статьи может увеличиваться или уменьшаться, а в содержании составов правонарушений могут происходить изменения.

Для каждого состава правонарушений закон предусматривает перечень обязательных признаков. В него входят:

  • объект проступка – тип общественных отношений или сфера законодательства (например, безопасность дорожного движения);
  • объективная сторона – перечень конкретных действий иди бездействия, которые зафиксированы в рамках административного дела;
  • общий или специальный субъект – гражданин, иностранец, должностное лицо, предприятия и т.д.;
  • субъективная сторона – форма вины в противоправном поведении субъекта (умысел, неосторожность и т.д.).

Помимо этого, в отдельных статьях КоАП РФ могут устанавливаться перечень квалифицирующих признаков. Такие обстоятельства повышают общественную опасность проступка и, соответственно, влекут ужесточение наказания. Типичным примером таких признаков будет являться размер причиненного ущерба, состояние опьянения в момент нарушения, и т.д.

Процедура выявления и наказания

Читайте: Виды административных наказаний

Выявление фактов административного правонарушения происходит путем составления протокола. Этот документ могут составлять должностные лица и уполномоченные ведомства, указанные в КоАП РФ. Например, полномочия по составлению процессуальных протоколов по своим направлениям деятельности предоставлены сотрудникам МВД и ГИБДД, специалистам МЧС и ФТС, должностным лицам трудовой инспекции и т.д.

Составление протокола может происходить непосредственно на месте обнаружения проступка, либо значительно позже. Нужно учитывать, что законом установлены предельные сроки привлечения к ответственности (два месяца, три месяца, один год и т.д.). Этот срок начинает течь с момента совершения проступка, поэтому факт длительного или несвоевременного обнаружения нарушений может привести к освобождению от наказания.

Санкции за совершение проступка назначаются по следующим правилам:

  • наказание может быть назначено только путем вынесения постановления;
  • в КоАП РФ приведен перечень должностных лиц и ведомств, уполномоченных на рассмотрение дел и вынесение постановлений;
  • в каждой статье Особенной части КоАП РФ зафиксирован полный перечень мер воздействия, которые можно применять за совершение правонарушения.

Для отдельных групп нарушений закон предусматривает специальные санкции, которые не могут применяться в делах других категорий. Например, только за правонарушение в сфере безопасности дорожного движения может назначаться лишения права управления транспортом. За нарушение правил миграционного режима иностранцем, либо лицом без гражданства, может последовать принудительное выдворение за пределы страны (для граждан РФ такое наказание не может быть назначено).

Существует и ряд запретов или ограничений на применение мер ответственности к определенным категориям субъектов. Например, беременной женщине или несовершеннолетнему ребенку не может назначаться административный арест, даже если такое наказание содержится в статье КоАП РФ. В этом случае суд обязан назначить денежный штраф, либо применить иную санкцию.

Для рассмотрения большинства дел личное участие субъекта не требуется. Исключение составляют только правонарушения, за которые грозит арест или выдворение за пределы РФ. Читайте: Привлечение к административной ответственности: порядок и виды

Если потенциальный нарушитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, такое заочное постановление будет являться законным. Законность уведомления подтверждается фактом направления судебной повестки, либо иного аналогичного документа.

На практике, такой порядок порождает ситуации, когда граждане или юридические лица могут не знать о назначенном наказании, пока не столкнутся с принудительным взысканием штрафа или исполнением иной санкции. Например, если нарушение ПДД зафиксировано с помощью камер видеофиксации, сотрудники ГИБДД могут выносить постановление в заочном режиме, после чего документ будет направлен нарушителю. Узнать о наличии административных дел или характере назначенных санкций можно следующими способами:

  • через картотеку судебных дел – по номеру постановления о назначении наказания, по номеру дела, назначенному к рассмотрению, по личным данным нарушителя;
  • через базу данных ФССП – если штраф или иная мера воздействия вступили в силу, а постановление передано на принудительное исполнение приставам;
  • путем запроса в уполномоченные ведомства – например, для уточнения информации о штрафах за нарушение ПДД соответствующий запрос можно направить в территориальные органы ГИБДД,

Наиболее серьезной санкцией по КоАП РФ является арест, который заключается в ограничении свободы на срок до 15 или 30 суток.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *