Принуждение понятие

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Физическое или психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния»

Актуальность исследования. На современном этапе становления российского уголовного права, характери-• зующемся многочисленными противоречиями и сложностями, а также после вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 1996 г., весьма актуальными представляются исследования не столько традиционных уголовно-правовых институтов, сколько появившихся в связи с новеллами законодательства. Одной из них стал институт физического или психического принуждения, законодательно регламентированного ст. 4 0 главы 8 УК РФ («Обстоятельства, исключающие преступность деяния»).

Тем не менее, существование в науке уголовного права категорий физического или психического принуждения воспринимается не всеми учёными однозначно, а порой высказываются и взаимоисключающие позиции.

Действующее уголовное законодательство, оформив категории физического или психического принуждения, не внесло окончательной ясности в вопросы соотношения данного обстоятельства, исключающего преступность деяния, с иными — достаточно указать на редакцию ч. 2 ст. 40 УК РФ, к которой применяются правила допустимости причинения вреда при ином обстоятельстве, исключающем преступность деяния (крайней необходимости) .

Кроме того, в теории уголовного права зачастую смешиваются понятия «принуждение» и «насилие», «принуждение» и «непреодолимая сила». Некоторые вопросы, непосредственно связанные с принуждением, вообще не подвергались научному исследованию, например: место физического или психического принуждения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния; юридические критерии физического и психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния; пределы уголовной ответственности принуждающего и принуждаемого и пр.

Все вышесказанное обусловливает актуальность избранной темы и необходимость проведения дальнейших

1 См. например: Орешкина Т. Физическое или психическое принуждение как обстоятельство, исключающее преступность деяния // Уголовное право. — 2000. — № 1. — С. 33-38. научных исследований института физического или психического принуждения.

Целями настоящего диссертационного исследования являются:

1. Выработка уголовно-правового понятия физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния.

2. Обоснование качественных характеристик данного обстоятельства, имеющих уголовно-правовое значение .

3. Определение места физического или психического принуждения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния.

4 . Комплексный юридический анализ категорий физического или психического принуждения.

5. Исследование вопроса о пределах уголовной ответственности принуждающего и принуждаемого.

6. Формулирование новой редакции ст. 4 0 УК РФ, определяющей уголовно-правовое значение физического или психического принуждения.

Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач:

• теоретического обоснования категориального понятия «принуждение» в уголовном праве;

• выработки понятия физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния;

• её изучения характера уголовного правоотношения, возникающего при причинении вреда вследствие физического или психического принуждения;

• исследования критериев допустимости физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния;

• изучения судебной практики и позиции практических работников, касающихся темы исследования;

• разработки предложений по совершенствованию норм уголовного законодательства, связанных с физическим или психическим принуждением.

Объектом исследования являются общественные отношения и интересы, связанные с правоприменительной реализацией уголовно-правовой нормы о физическом или психическом принуждении как обстоятельстве, исключающем преступность деяния.

Методологической основой проведенного исследования являются логико-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, социологический (в том числе анкетирование) и некоторые другие методы. Использовано интервьюирование специалистов в области психологии и психиатрии. В процессе написания диссертации применялись достижения наук уголовного, гражданского права, общей теории права, филологии, психологии и психиатрии.

Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 года, Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года, ряд федеральных законов и подзаконных актов, а также документы международного права (в частности, Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года; Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 197 2 года). Изучена имеющая отношение к теме диссертации практика Верховных судов СССР и Российской Федерации (РСФСР).

Эмпирическую базу исследования составили результаты выборочного исследования, проведенного в городах Москве, Ставрополе, Краснодаре. По специально разработанной автором анкете опрошено 150 сотрудников судов, прокуратуры и органов внутренних дел.

Кроме этого, изучены 60 уголовных дел по обвинению в совершении насильственных преступлений, рассмотренных Ставропольским краевым судом и районными судами г. Ставрополя, имеющих отношение к теме исследования

Для решения вопросов, требующих специальных познаний, опрошены двадцать специалистов в области психиатрии и психологии.

Научная новизна работы. На монографическом уровне впервые после введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года проведено комплексное исследование, специально посвященное институту физического или психического принуждения в уголовном праве. Разработка данной темы осуществлена путем анализа сущностного характера физического или психического принуждения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Диссертантом на основе логико-юридического анализа предложено новое категориальное определение принуждения в уголовном праве, определены юридические признаки последнего, а также соотношение принуждения с иными правовыми категориями (насилие, непреодолимая сила); выработано понятие физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния; обоснованы пределы его допустимости (на основе анализа преодолимости и непреодолимости принуждения); определено месте физического или психического принуждения в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния, и выработана теоретически и практически значимая позиция позволяющая устанавливать пределы уголовной ответственности при физическом или психическом принуждении.

Впервые обосновано предложение о принципиальном изменении редакции ст. 40 УК РФ.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы для совершенствования уголовного законодательства Российской Федерации, решения вопросов, связанных с установлением обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы также в учебном процессе и научных исследованиях по тем вопросам Общей и Особенной частей уголовного права, которые сопряжены с проблемами физического или психического принуждения не только как обстоятельства, исключающего преступность деяния, но и принуждения как уголовно значимого обстоятельства в целом.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Понятие принуждения как самостоятельной категории уголовного права. Насилие как составная часть (способ) принуждения в уголовном праве.

2.Юридические признаки принуждения («состав принуждения») как категории уголовного права.

3.Понятие физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность дея ния на основе отсутствия противоправности вреда, причиненного принуждаемым лицом.

4.Закономерность включения физического или психического принуждения в систему обстоятельств, исключающих преступность деяния.

5.Видовая классификация физического или психического принуждения как обстоятельства, исключающего преступность деяния, по следующим основаниям: а) характер насильственных действий при принуждении; б) наличие способности принуждаемого руководить своим поведением.

И б.Обоснование таких объективных признаков физического и психического принуждения, как его общественная опасность, наличность, действительность. Преодоли-мость принуждения как универсальный объективно-субъективный признак, относящийся как к принуждению, так и к поведению принуждаемого.

7. Исключение преступности любого вреда, в случае причинения его при непреодолимом принуждении. Обоснование критериев допустимого вреда при преодолимом принуждении на основе сопоставления характера и степени общественной опасности самого принуждения и причиненного принуждаемым вреда.

8.Уголовная ответственность принуждающего как посредственного причинителя вреда при непреодолимом принуждении и допустимом преодолимом принуждении.

9. Обоснование новой редакции ст. 40 УК РФ.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в монографии и двух научных статьях. Они докладывались также на межвузовских конференциях и семинарах в городах Москве, Ставрополе, на Ученом совете и на заседаниях кафедры уголовно-правовых дисциплин Института международного права и экономики (ИМПЭ) имени А.С. Грибоедова. Основные результаты исследования используются в учебном процессе в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова и Ставропольского филиала Краснодарского юридического института МВД России.

Структура диссертации отвечает основной цели и предмету исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Завершает работу библиографический список использованных нормативных актов и литературных источников. Диссертация оформлена в соответствии с требованиями ВАК России.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

будущ. прош. повелит.
Я прину́жу прину́дил
прину́дила
Ты прину́дишь прину́дил
прину́дила
прину́дь
Он
Она
Оно
прину́дит прину́дил
прину́дила
прину́дило
Мы прину́дим прину́дили прину́дим
прину́димте
Вы прину́дите прину́дили прину́дьте
Они прину́дят прину́дили
Пр. действ. прош. прину́дивший
Деепр. прош. прину́див, прину́дивши
Пр. страд. прош. принуждённый

при-ну́-дить

Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 4a(7). Соответствующий глагол несовершенного вида — принуждать.

Приставка: при-; корень: -нуд-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. силой заставить кого-либо сделать что-либо ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. заставить, вынудить, понудить

Антонимы

Гиперонимы

  1. заставить

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: принудиловка, принудительность, принуждение, принуждённость
  • прилагательные: принудительный, принуждённый
  • глаголы: принуждать, принуждаться
  • наречия: принудительно, принуждённо

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: to force
    • Немецкийde: zwingen
    • Норвежскийno: å tvinge

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

      ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» круглосуточная телефонная кризисная информационная линия +375 17 3173232.

      ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

      Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

      Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

      Что такое домашнее насилие? – это преднамеренное применение различных форм физического, сексуального, психологического и экономического насилия одним членом семьи в отношении другого, результатом которого являются телесные повреждения, эмоциональная травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

      Виды насилия:

      Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.

      Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

      Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

      Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

      Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

      Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

      Ярко выраженные признаки насилия:

      Физическое насилие:

      • следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;
      • переломы или ушибы;
      • следы ожогов;

      Сексуальное насилие:

      • сексуальное прикосновение к человеку без его согласия;
      • принуждение пожилого человека раздеваться;
      • принуждение человека вступать с ним в сексуальный контакт.

      Психологическое насилие:

      • постоянный крик и угрозы в сторону пожилого человека;
      • ругань и использование неприличных слов;
      • унижение пожилого человека;
      • игнорирование пожилого человека, когда он о чем-либо просит.

      Финансовая эксплуатация:

      • заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;
      • неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;
      • использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;
      • пропажа денег на банковском счету или наличных.

      Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Как правило, сложно представить ситуацию, где агрессор применяет только лишь один вид насилия, зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных его видов.

      1. Нарастание напряжения в отношениях

      Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. Со стороны агрессора происходит планирование и «подготовка». Он/она может зрительно представлять себе картину следующего нападения. Он/она тешится властью от воплощения своей фантазии. В большинстве случаев насильник не осознает такой внутренней «подготовки», в силу различных причин. Одна из них, может быть усвоенный «сценарий» отношений в родительской семье.

      2. Насильственный инцидент

      Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

      3. Примирение

      Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую(-его) в преувеличении событий.

      Жертве тяжело, а насильнику порой невыносимо быть в состоянии напряжения, связанного с фактом насилия. Поэтому, чтобы избавиться от «тяжкого груза» ответственности, он/она предпринимает некие действия. Обидчик приводит оправдания и обвиняет жертву в причине своего поведения. Как правило, жертве ставится в вину ее поведение. Например, «Если бы ты прибрала в доме, мне бы тебя бить не пришлось» или «Если бы ты вовремя приготовила обед, мне бы тебя бить не пришлось». Человек, практикующий насилие не раскаивается в том, что причинил боль своей жертве. Он может извиниться, но чтобы избежать возможного наказания. Цель этой стадии — обеспечить свою безнаказанность.

      4. «Медовый месяц»

      Это сложная стадия. После насилия обидчик может превратиться в заботливого, верного, очаровательного и доброго человека, каким она, жертва, его полюбила. Он/она может повести в ресторан, купить цветы, уверять ее/его, что он/она изменится. Целью является удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия. Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Многие женщины/мужчины возвращаются к своим партнерам-насильникам ради этого периода когда «всё так хорошо!», «как будто в начале нашего знакомства!», «как он/она меня любит!». После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб.

      КУДА ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

      1. Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102. Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы»

      2. Городской центр социального обслуживания семьи и детей и Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН) администрации районов г.Минска.

      В штате городского центра и большинства ТЦСОНов работают высококвалифицированные психологи, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить Вас в соответствующие учреждения. Кроме этого в Минске организована работа городской кризисной комнаты, в которой могут предоставить временный приют жертвам насилия.

      Проживание в кризисной комнате бесплатно, однако продукты питания постояльцы должны приобретать самостоятельно. Пребывать здесь минчанки могут до 10 дней. За это время им окажут комплексную поддержку: психологическую, юридическую помощь, помогут найти работу.

      В учреждении имеются 3 отдельные комнаты. Всего здесь смогут разместиться до 8 человек, включая малолетних детей. Каждый день постояльцев будут сопровождать специалисты органов социальной защиты.

      Государственное учреждение «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»Городская круглосуточная кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей(017) 317-32-32

      Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения» администраций районов г.Минска

      Наименование учреждения

      Горячая линия

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Заводского района г.Минска»

      8 (017) 295 68 13

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Ленинского района г.Минска»

      8 (017) 380 14 32

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Московского района г.Минска»

      8 (017) 372 25 26

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Октябрьского района г.Минска»

      8 (017) 224 41 72

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Партизанского района г.Минска»

      8 (017) 230 27 50

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Первомайского района г.Минска»

      8 (017) 281 61 89

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Советского района г.Минска»

      8 (017) 396 21 98

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Фрунзенского района г.Минска»

      8 (017) 396 98 01

      ГУ «Территориальный центр социального обслуживания Центрального района г.Минска»

      8 (017) 290 6830

      3. Медицинские учреждения. Если Вы пострадали от физического насилия, Вы можете обратиться в медицинские учреждения по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите привлечь агрессора к ответственности.

      4. Религиозные организации. Вы также можете обратиться за помощью в религиозные организации, которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.

      Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой 8 (029) 151 95 22, 8 (033) 688 40 49.

      Виды услуг:

      • социальная помощь (предоставление временного приюта);
      • духовная помощь;
      • психологическая помощь.

      5. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать Вам психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь, если Вы попали в ситуацию домашнего насилия:

      Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин

      Виды услуг:

      • информационная и эмоциональная поддержка;
      • социальное сопровождение;
      • юридическая помощь;
      • психологическая помощь (пострадавшим и агрессору).

      Номер специалиста по социальной работе для проведения первичной консультации и дальнейшего перенаправления

      8 (033) 6 032 032

      (время работы с 9:00 до 18:00, выходной суб., вс.)

      Международное общественное объединение «Гендерные перспективы»

      Виды услуг:

      • информационная и эмоциональная поддержка;
      • социальное сопровождение;
      • предоставление временного убежища (шелтера);
      • содействие в медицинском обследовании;
      • юридическая помощь;
      • психологическая помощь;
      • психологическая помощь агрессору;
      • оплата проезда по РБ.

      Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия

      8 801 100 8 801

      (время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона (бесплатно) и с мобильного телефона — оплата соединения со стационарной сетью по тарифному плану абонента

      Борисовское женское социальное общественное объединение «Провинция» г.Борисов

      Виды услуг:

      • правовая;
      • психологическая помощь пострадавшим;
      • социально-психологическое сопровождение;
      • системная семейная психотерапия.

      Правовая помощь и социально-психологическое сопровождение — «Женская кризисная линия»

      тел 8 (029) 756 35 24

      с 9:00 до 21:00 (без выходных)

      Общественное объединение «Радислава»

      Виды услуг:

      • телефон доверия для граждан, пострадавших от насилия;
      • очные консультации психолога и специалиста по социальной работе;
      • группа взаимопомощи для женщин, пострадавших от насилия;
      • социально- психологическое сопровождение;
      • предоставление временного убежища.
      • Телефон доверия 280-28-11

      Если не берут трубку 8 (029) 610 83 55

      Для размещения в убежище — 8 (029) 610 83 55.

      Общественное объединение «Клуб деловых женщин» г.Брест

      Виды услуг:

      • информационная и эмоциональная поддержка;
      • социальное сопровождение;
      • юридическая помощь;
      • психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия.

      8 (029) 723 40 37 (с 10.00 до 20.00)

      Алина Николаевна, юрист.

      8 (029) 221 93 50 (с 10.00 до 20.00)

      Наталья Владимировна, специалист по социальной работе

      Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      Общественное объединение «Родник возрождения» г. Брест

      Виды услуг: юридическая помощь.

      8 (033) 3 783 793

      (с 9:00 до 18:00 в будние дни)

      ОО «Клуб деловых женщин «Юго-Запад» г.Пинск

      Виды услуг: психологическая помощь и поддержка.

      8 (029) 311 11 74

      (с 9:00 до 21:00 — телефонное консультирование,
      очные консультации с 14:00 до 18:00)

      Кризисный центр для женщин при ЧСПУО «SOS-Детская деревня г.Могилев»

      Виды услуг:

      • социальное сопровождение и поддержка;
      • психологическая помощь;
      • приют для женщин с детьми.

      8 (044) 760 760 3

      Общественное объединение «Могилевский женский центр поддержки и самообразования»

      Виды услуг: психологическая помощь совершеннолетним женщинам, находящихся в ситуации домашнего насилия и торговли людьми.

      телефон для записи 8 022 228 22 20

      Записаться можно во вторник, четверг с 17.00 до 20.00

      Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Сморгонь

      Виды услуг: социальное сопровождение.

      8 (033) 602 7 2 04 (с 9:00 до 17:00, кроме суб. и вс.)

      Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Новополоцк

      Виды услуг: психологическая помощь.

      8 (029) 517 27 94 (с 15.00 до 18 00, кроме суб. и вс.)

      Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Мозырь

      Виды услуг: психологическая помощь.

      8 (029) 623 29 78 (с 9 00 до 21 00)

      Общественное объединение «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин» г.Гомель

      Виды услуг: юридическая помощь.

      8 (044) 724 14 70 (после 11:00)

      Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

      Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  1. ласка, эротизированная забота;
  2. демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  3. изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;
  4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  5. проституция.

ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки

1. Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

2. Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Приведем примеры такого поведения:

  • ребенок снова начинает писаться по ночам;
  • ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.

3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

4. «Подозрительные» игры.

Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, притом что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.

5. Резкая перемена характера.

Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.

6. Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.

Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.

7. Телесные повреждения.

Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

  • боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);
  • боль при мочеиспускании и испражнении;
  • синяки вокруг гениталий;
  • синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.

Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

  • использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;
  • проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;
  • касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось

1. Безопасность.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.

2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.

Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.

К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.

4. Секрет.

Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».

5. Поддержка.

Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.

ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита

1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.

Перечислим преступные действия:

  1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;
  2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;
  3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;
  4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;
  5. демонстрация ребенку порнографических изображений;
  6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Схема действий:

  1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;
  2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;
  3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

ПОСЛЕДСТВИЯ

1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии. В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

2. Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Что представляет из себя опрос в дружественной комнате?

Беседу проводит специально подготовленный психолог.

Комната оборудована видеокамерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в ней находятся только ребенок и психолог.

Следователь руководит происходящим, находясь в соседней комнате. Он передает необходимые вопросы психологу при помощи специального оборудования.

Психолог строит с ребенком диалог, основанный на доверии, с учетом возрастных особенностей ребенка.

Опрос проводится один раз. Запись беседы сохраняется на диске, который передается следователю.

ПРЕИМУЩЕСТВА ОПРОСА:

Сохраняется психика ребенка.

Повышается надежность и качество показаний.

АДРЕСА ДРУЖЕСТВЕННЫХ КОМНАТ ОПРОСА:

Минск и Минская область:

СПЦ Октябрьского района г. Минск

ул. Кижеватова, 68.

Телефон: 8 (017)222-82-35

СПЦ Ленинского района г. Минск

просп. Партизанский, 17 а.

Телефон: 8 (017)298-04-22; 8 (017)298-45-43

СПЦ Советского района г.Минск

2-ой Измайловский переулок, 13.

Телефон: 8 (017)280-36-73

Суд Минского района:

ул. Маяковского, 119 а.

Телефон: 8 (017)223-43-04

Государственная служба медицинских судебных экспертиз:

Долгиновский тракт, 152/4.

СПЦ Фрунзенского района г. Минск

ул. Бирюзова, 21.

Телефон:8 (017)207-25-89, 8 (017)207-25-90

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ АГРЕССОРОВ

Насилие не проходит, как простуда. Чаще всего оно усваивается в детстве и не болит. Болит у тех, кто рядом. Если мы лечим горло, или колено, то можно лечить и насилие. Но как понять, что это про вас, если всегда «виновата она»?

Зачем мне психолог? У меня всё в порядке…

Это советы не для всех. И конечно не для тех, у кого «всё в порядке», а для тех мужчин, у кого всё ровно наоборот.

Насилие не проходит, как простуда. Чаще всего оно усваивается в детстве и не болит. Болит у тех, кто рядом. Если мы лечим горло, или колено, то можно лечить и насилие. Но как понять, что это про вас, если всегда «виновата она»? Вот некоторые признаки:

  • тебя боятся дома, а ты начинаешь понимать, что скоро потеряешь отношения/семью;
  • твоё слово в спорах — всегда последнее. оскорбления – запросто!
  • от тебя уходила, сбегала подруга, жена, а ты не отпускал, преследовал, наказывал;
  • ты выгонял её из дома, может быть и не раз;
  • ты её бил, душил, толкал, щипал…. да, даже в шутку!
  • ты её контролируешь, проверяешь, требуешь отчётов;
  • ты уже применял силу в сексе и добивался согласия, дулся за отказ;
  • ты угрожал забрать детей или не давал на них денег, лишал её денег в наказание;
  • ты снова и снова проходишь по кругу: копишь обиды и злость – срываешься и применяешь насилие — сожалеешь, просишь прощения, пытаешься помириться.

Если ты понимаешь, что это проблема твоя, приходи. Признать это по-мужски. Всё получится!

Роман Крючков, психолог ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

Коррекционная программа для агрессоров – программа по коррекции мужского насильственного поведения, обучению агрессоров навыкам уважительного общения, развитию и обогащению навыков адекватного, конструктивного поведения, регуляции социальных отношений, формированию адекватной самооценки, тренировки практических навыков снятия чрезмерного напряжения и тревожности. Программа состоит из двух этапов (10 еженедельных сессий индивидуальной терапии по 50 минут, которые проходят на этапе мотивации и первоначальной оценки; 20 еженедельных сессий групповой терапии по 1,5-2 часа).

Задачи I этапа:

Помочь мужчинам прекратить физическое насилие, признать некоторые из последствий своего поведения для партнера и детей и выработать сочувствие к ним.

Этап рассчитан на 10 сессий.

Задачи IIэтапа:

Помочь мужчинам, прекратившим физическое насилие, решить проблему оскорбительного и контролирующего поведения, которое в прошлом было основой для насилия.

Для агрессоров-родителей он включает работу по позитивному воспитанию детей и уважительному их воспитанию совместно с партнером.

Этап рассчитан на 20 сессий.

Программа предусматривает групповую и индивидуальную работу с агрессорами. В частности, в процессе работы в группе мужчины получают возможность оценить собственное поведение, выслушивая других людей, признающих свою ответственность за насилие, контроль и попытки изолировать партнеров. Один из инструментов программы — так называемый журнал насилия, он помогает наглядно показать агрессору, что случаи ДН случаются не «вдруг», а включают накопление мыслей и чувств и являются намеренным действием, которое можно предотвратить.

Международный опыт в работе с мужчинами-агрессорами показывает, что гораздо легче мотивировать их изменить поведение на ненасильственное, если сосредоточить внимание на ребенке. Следует отметить, что дети необязательно являются целью агрессора, но могут неосознанно использоваться им для снятия напряжения, если женщина находится вне досягаемости. Существует риск неосознанного вовлечения в конфликт детей непосредственно жертвой насилия (например, обращение к ребенку за защитой), а также из-за стремления самого ребенка разрядить конфликт между родителями. Насилие в семье крайне опасно для детей.

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Девятовская С.В.

Понятие принуждения в российском уголовном праве

Обеспечение безопасности личности в Российской Федерации в настоящее время является приоритетным направлением реализации уголовной политики. Защита жизни, здоровья и личной свободы обеспечивается нормами действующего уголовного закона, в котором нашел свою регламентацию и институт физического или психического принуждения, предусмотренный в ст. 40 УК РФ в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния.

«Принуждение» — одно из самых неоднозначных понятий действующего уголовного законодательства, что осложняет теоретическое понимание и практическое применение уголовно-правовых норм, порождая противоречивую судебную практику.

Уголовно-правовая категория «принуждение» впервые в российском уголовном законодательстве закреплена в системе обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотренных гл. 8 УК РФ. Уголовно-правовая оценка причинения вреда в состоянии физического или психического принуждения в большинстве случаев сводится к невиновному причинению вреда либо к отсутствию в содеянном признаков состава преступления. Полагаем, что основной причиной подобного результата правоприменительной деятельности выступает недостаточно корректная регламентация законодателем института принуждения в уголовном законодательстве Российской Федерации.

Категория «принуждение» как философское явление ассоциируется с вопросом о свободе воли. В истории философской мысли свобода как одна из основных категорий, характеризующая сущность человека и его существование, прошла длительную эволюцию. Философия свободы была предметом размышлений на протяжении многих веков от античности до современности, что широко отражено в научной литературе. Изучение трудов философов показывает, что вопрос о свободе воли исследовался с различных философских позиций. Несмотря на то, что он напрямую связан с основными задачами человеческой жизни, решение его крайне затруднительно и связано с сущностью высказанных учеными воззрений на свободу и волю .

Уголовный закон использует понятие «принуждение» в самых разных значениях. Так, категория «принуждение» применяется законодателем как обстоятельство, исключающее преступность деяния, а также как обстоятельство, отягчающее или смягчающее наказание. В Особенной части УК РФ принуждение выступает признаком деяния в 12 составах преступлений (ст. 120, 141, 142, 144, 147, 149, 179, 240, 302, 309, 333, 357 УК РФ). Однако анализ указанных статей позволяет составить лишь общее представление о том, что необходимо включать в содержание понятия «принуждение», которым оперирует уголовный закон. Законодатель, неоднократно используя термин «принуждение» в нормах Общей и Особенной частей УК РФ, не дает ему легального определения. Не раскрывается содержательная сторона этой важной в уголовном праве категории и в постановлениях Пленума Верховного суда РФ. Так, Пленум Верховного суда РФ раскрывает содержание понятия «принуждение» только применительно к ст. 147 УК РФ (принуждение к соавторству) . В теории уголовного права нередко смешиваются понятия «принуждение» и «насилие», «принуждение» и «понуждение».

В «Словаре синонимов русского языка» принуждение ассоциируется с насилием и предполагает применение силы с целью принудить кого-либо к чему-либо против его воли, желания, где насилие указывает на самые крайние меры для принуждения кого-либо к чему-либо, на более резкое применение силы. В основном трактовка понятия принуждения сводится к указанию на то, что это «действие по значению глагола принудить» . Д.Н. Ушаков в своем «Толковом словаре» глагол «принудить» трактует как «заставить что-нибудь сделать, силой побудить к чему-нибудь» . У В.И. Даля глагол «принуждать, принудить» означает «приневолить, силовать, заставлять», а также «нудить, настоятельно требовать» . С.И. Ожегов под термином «принудить» понимает «заставить что-либо сделать» .

Принуждение как правовое явление неразрывно связано с такими основными институтами человеческой цивилизации, как государство и право; более того, принуждение — это значительно более древнее явление. Принудительная власть существует во всяком обществе, это неотъемлемый атрибут социальной жизни, необходимый для обеспечения ее стабильности. Вместе с тем единого мнения по поводу содержания понятия «принуждение» в научной и учебной правовой литературе не существует. Изучению подвергается, как правило, какой-либо вид принуждения — правовое, государственное, общественное и т.д., а принуждение в целом как самостоятельное явление большинством ученых полноценно не исследуется; в рамках изучения той или иной его разновидности категория «принуждение» используется как обыденная, заранее определенная и не требующая дополнительного осмысления. Нет однозначной правовой оценки принуждения и в теории российского уголовного

права. Так, Д.В. Попов под принуждением понимает умышленное, общественно опасное, противоправное воздействие на лицо, осуществляемое путем физического или (и) психического насилия, а также путем иных незаконных действий (бездействия) с целью заставить данное лицо совершить какие-либо действия или воздержаться от их совершения . В.И. Симонов считает, что принуждение — это «деятельность, требующая такого поведения другого лица, которая противоречит (или не соответствует) действительным или мнимым интересам последнего и всегда противоречит представлениям лица, испытывающего воздействие, о его интересах» . В.В. Калугин отмечает, что принуждение — это «насильственное воздействие лица на другое лицо с целью совершения последним какого-либо деяния против собственного волеизъявления» . Н.В. Иванцова под принуждением понимает «функцию общественно опасного насилия, направленную на подавление свободного волеизъявления потерпевшего и выражающуюся в различных формах психического воздействия на потерпевшего (угрозы, шантаж, поставление потерпевшего в безвыходное положение и т.п.)» . Р.Р. Галиакбаров указывает, что при принуждении «субъект причиняет вред, действуя: а) под влиянием принуждения со стороны других лиц, когда его воля полностью подавлена; б) в ситуации, сходной с непреодолимой силой; в) при наличии признаков крайней необходимости» . Л.В. Сердюк считает, что принуждение и понуждение могут сочетаться в одном составе . Полагаем, что данная позиция лишена здравого смысла в связи с тем, что применение насилия или угрозы его применения, несомненно, образуют не понуждение, а принуждение. Ненасильственные способы воздействия на волю человека (убеждение, обман, подкуп и т.п.) не создают состояния принужденности и, следовательно, сами по себе не могут быть основаниями для применения ст. 40 УК РФ.

Между тем принуждение в уголовном праве подразделяется на правомерное и неправомерное. По мнению Н.И. Карпеца, одним из основных признаков правомерного принуждения как специфической формы воздействия на человека, является законодательно установленное ограничение или лишение принуждаемого отдельных прав и свобод . В контексте ст. 302 УК РФ И.Ю. Бунева предлагает определить правомерное принуждение, осуществляемое в уголовном процессе, через совокупность предоставленных правоприменителю законом допустимых средств, обеспеченных принудительной силой государства и воздействующих на волю путем ограничения или лишения отдельных прав и свобод тех субъектов конкретной процессуальной обязанности, которые не желают добровольно ее выполнять . А.А. Калашникова вполне справедливо полагает, что правомерное уголовно-процессуальное принуждение следует определить как воздействие на волю и поведение участников уголовно процесса, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои процессуальные обязанности, со стороны уполномоченных государственных органов и должностных лиц, в строго предусмотренных законом случаях (основаниях), процессуальных формах и пределах, влекущее лишения или ограничения прав и свобод обозначенных лиц, с целью добиться от них правомерного поведения . Неправомерное принуждение — это совокупность используемых представителем власти недопустимых средств воздействия на участников процесса, ограничивающих свободу их поведения и вынуждающих совершать требуемые действия вопреки их желанию под угрозой причинения вреда законным правам и интересам . А.А. Калашникова полагает, что неправомерное принуждение — это противоречащее закону воздействие со стороны должностных лиц органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, на волю и поведение участвующих в нем лиц путем нарушения их прав и свобод, с целью вынудить последних совершать определенные действия (или воздерживаться от них) .

Таким образом, полагаем, что принуждением следует считать незаконное против воли человека физическое или психическое воздействие на него с целью заставить совершить определенные действия или воздержаться от их совершения вопреки своей воле.

Литература

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака». П. 14 // СПС Консультант Плюс.

3. Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1983. Т. 3.

4. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1938. Т. 3.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 3.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999.

7. Попов Д.В. К вопросу о соотношении уголовно-правовых понятий: принуждение и насилие // Актуальные вопросы уголовного процесса современной России: Межвуз. сб. науч. тр. Уфа, 2003.

8. Симонов В.И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: Дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1972.

10. Иванцова Н.В. Отражение и оценка общественно опасного насилия в уголовном праве: Дис. … д-ра юрид. наук. Казань, 2005.

11. Галиакбаров Р.Р. Уголовное право. Общая часть: Учебник. Краснодар, 1999.

12. Сердюк Л.В. Насилие: уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2002.

13. Красиков А.Н., Иванов В.Ф. Некоторые вопросы ответственности за преступления, предусмотренные статьями 191 и 193 УК РСФСР // Личность преступника и уголовная ответственность. Правовые и криминологические аспекты: Межвуз. научн. сб. Вып. 3. Саратов, 1987.

14. Карпец Н.И. Уголовное право и этика. М., 1985.

15. Бунева И.Ю. Уголовная ответственность за принуждение к даче показаний: Дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2000.

16. Калашникова А.А. Принуждение к даче показаний (уголовно-правовой аспект): Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *