Прирезка земли к участку

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления «прирезок» (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

«Прирезка»: что это такое и с чем ее едят

«Прирезкой» называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные «прирезки», а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется «прирезка», не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы «красных линий» – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением «прирезки» может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет «добавить» к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). «Для расчета итоговой цены «прирезаемого» земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за «прирезку», который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости», – объясняет заместитель генерального директора юридической компании «Прайм Лекс» Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online») и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

«Цена «прирезок», вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены», – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления «прирезок»

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании «ИнвестКонсалт Системс», к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

БЛАНК

Примерный образец заявления о перераспределении земельных участков для гражданина
Все бланки

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет «прирезать» землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. «Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления «прирезки» к нему потребуется разрешение банка», – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. «Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор», – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. «Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях», – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления «прирезок»

Оформление «прирезок» выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. «А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости», – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании «Генезис» Артур Стариков. Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления «прирезок» у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Узаконить прилегающую площадь участка можно за счет оформления прирезки земельного участка. Какие существуют особенности оформления прирезки земельного участка к основному в 2019 году, подробно рассмотрим в данной статье.

Содержание

Как оформить прирезку земельного участка в соответствии с земельным кодексом

Земельный кодекс не содержит такое понятие — прирезка земельного участка. Прирезкой принято называть перераспределение земельных участков. По общим правилам образования земельных участков (Ст. 11.2 Земельного кодекса) есть несколько видов образования новых земельных участков:

В статье не будем подробно рассматривать каждый из этих видов, но более подробно поговорим о перераспределении, а точнее о том, как происходит прирезка земельного участка в 2019 году за счет площади смежных земель, и как законно можно увеличить размер земельного участка.

Новый закон о прирезке земельных участков 2019

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков в 2019 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2019 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка

Прирезка земельного участка к основному – это увеличение размера земельного участка за счет смежных земель. Не каждый собственник в курсе, что он может на законных основаниях оформить прирезок к земельному участку и бесплатно получить в собственность дополнительные земли. Как бесплатно узаконить прирезку земельного участка спросите вы? На самом деле, закон разрешает увеличить земельный участок, не более чем на 10% от его площади за счет муниципальных земель. Но тут есть и оговорки. Важно чтобы земля не была в частной собственности и под обременением, кроме того, местные власти вправе законно устанавливать дополнительные ограничения в размерах прирезки земельных участков. В любом случае оформление прирезки земельного участка следует узаконить, предоставив в органы Росреестра необходимые документы.

Какие нужны документы для прирезки земельного участка

Одного желания увеличить земельный участок недостаточно, надо действовать. Для начала, выясните в органах местной власти нюансы по ограничениям в размерах прирезки земельного участка в вашем районе, и какие нужны документы для прирезки земельного участка, в вашем муниципалитете.
Основными документами являются:

  • Заявление о прирезке (перераспределении)
  • Соглашение
  • Выписка из ЕГРН
  • Проект межевания или схема расположения участка
  • Правоустанавливающие документы на землю.

Сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Увеличение площади земельного участка – это бесплатно или за деньги?

Бытует мнение, что увеличение земельного участка можно сделать совершенно бесплатно, но это не так. Бесплатно только можно получить прилегающие земли, то есть их не надо выкупать у государства, а само оформление новообразования в виде увеличенного земельного участка после прирезки – процедура, требующая денежных затрат. Ведь для того, чтобы документально оформить вновь созданные владения необходимо подготовить межевой план. Для этого, заключаем договор с кадастровым инженером, естественно на платной основе. Вновь созданный участок необходимо закоординировать и сдать готовый пакет документов на регистрацию в МФЦ. Все это время и деньги, но в результате вы получите законно оформленный участок с увеличенной площадью.

Вместо вывода, или мнение Путина о прирезке земельного участка

Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2019 (закон вступит в силу по истечении 90 дней – 16.09.2019), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

В Земельный Кодекс РФ внесены значимые поправки, вступившие в действие с 1 марта текущего года. Согласно новым положениям граждане получают возможность официально увеличить размер своего участка. Это разрешается сделать путем оформления прилегающих к нему площадей или по-другому «прирезок». Соответствующие изменения в Кодекс были утверждены Федеральным законом под номером 171-ФЗ от 23.06.2014.

Под термином «прирезка» подразумевается фактическое расширение земельного участка за счет наделов, прилегающих к его границам и принадлежащих муниципальным властям. Ранее подобные действия считались незаконными, однако это не останавливало граждан. Захват чужих участков с установкой заборов можно было наблюдать достаточно часто. В итоге, таких случаев стало настолько много, что в Думе стали размышлять над легализацией данного процесса с введением небольшой платы. Теперь Земельный Кодекс пополнился новой главой V.4, в которой прописан подробный порядок перераспределения территорий, находящихся в частном, муниципальном или федеральном ведении.

«Прирезку» можно осуществлять только в пределах «красных линий» (границ автомобильных дорог, коммуникаций и других линейных объектов), в своей территориальной зоне и не за счет земель общего пользования. Под территориальными зонами понимаются площади, в отношении которых правилами застройки и землепользования установлены границы и действуют градостроительные регламенты (согласно Градостроительному Кодексу России, статья 1, пункт 7). С распределением участков по территориальным зонам можно ознакомиться на официальном сайте соответствующего муниципалитета.

Приведем пример: Гражданка И. владеет земельным участком на праве собственности, его площадь — 10 соток, разрешенный способ использования — ведение личного подсобного хозяйства, место расположения — д. Солодово в Волоколамском районе. При таких исходных данных владелица вправе выкупить надел, примыкающий к ее участку. Для этого ей необходимо написать соответствующее заявление в администрацию Волоколамского муниципалитета, приложив к нему ситуационный план. Так как максимальная площадь участков подобного назначения в Волоколамском районе ограничена 25 сотками, размер «прирезки» не должен быть больше 15 соток.

Далее гражданке И. следует дождаться ответного письма от администрации. После получения официального разрешения ей надлежит собрать комплект документов для оформления нового участка в собственность. Сделка проводится без торгов, оплата составит половину от кадастровой стоимости.

Процедура оформления «прирезок»

Подавать подобные заявления вправе собственники земли, которая предназначена для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного и личного подсобного хозяйства.

Есть три основных ограничения :

    Нельзя превышать максимальный размер участка, установленный в отношении данного разрешенного вида использования и для данной территории. То есть новый надел, образованный после присоединения «прирезки», не может быть больше утвержденного предела.

Такие требования прописываются в правилах застройки и землепользования для всех территорий и действуют для любого «перераспределяемого» участка, который попадает в границы соответствующего муниципалитета. Подобные нормы действуют с того момента, когда их утвердят своими решениями местные депутаты. В частности, для Волоколамского района Московской области необходимое Решение Совета депутатов было принято 15 июля 2004 года под номером 61-8 (редакция от 3 ноября 2006 года).

Оформление «прирезок» проводится на основании соглашения между уполномоченным органом (муниципальной структурой, к компетенции которой относится распоряжение государственными землями) и заявителем. В Московской области такими правами наделены Правительство Московской области и государственные управления, на которых была возложена такая ответственность (согласно Закону Московской области № 106 от 24.07.2014). Желающие расширить свой участок за счет муниципальной земли должны обращаться именно в эти инстанции. При этом им следует составить заявление, представить правоустанавливающие документы (копии) на соответствующий надел, а также проект межевания территории, к которой относится участок (согласно ЗК РФ, статья 39.29). Если проект межевания отсутствует, то заявителю необходимо за свой счет заказать изготовление схемы нахождения участка. Такой документ выполняется кадастровым инженером с использованием данных геодезической съемки (согласно ЗК РФ, статья 11.3).

Решение об одобрении новой схемы расположения надела или отказ в оформлении соглашения о присоединении выносится уполномоченным органом в срок 30 календарных дней с даты подачи всех документов. Подробный перечень оснований для отказа содержится в Земельном Кодексе РФ (статья 39.29, пункт 9).

Например, гражданам не разрешается «прирезать» участки, оборот которых ограничен, которые выставлены на аукцион или зарезервированы для муниципальных и федеральных нужд. Когда при перераспределении затрагиваются права владельцев, пользователей, арендаторов или залогодержателей земли, то процедура возможна только после получения их согласия. Однако ЗК РФ не содержит правил разрешения споров между несколькими претендентами на один и тот же участок.

Если уполномоченный орган принимает положительное решение об официальном перераспределении земли, его владельцу следует организовать постановку вновь образуемых участков на кадастровый учет и оплатить соответствующие услуги (согласно ЗК РФ, статья 39.29, пункт 11).

После оформления кадастрового паспорта его нужно передать в уполномоченный орган. Затем составляется соглашение о перераспределении, которое заверяется представителем муниципалитета и направляется заявителю. Гражданину отводится 30 дней для рассмотрения полученного документа и его подписания (согласно ЗК РФ, статья 39.29). Расчет за присоединяемый участок в размере 50 % его кадастровой стоимости производится не позднее одного месяца с даты подписания соглашения. Законом не предусмотрены отсрочка или рассрочка платежа.

Юридический центр «Собственник» предлагает комплексные услуги по переводу в собственность клиентов земельных участков, принадлежащих муниципалитетам («прирезок»).

Наша работа включает:

  • топографическую съемку;
  • составление схемы расположения участка и согласование ее во всех уполномоченных инстанциях;
  • подготовку и подачу пакета документов, необходимых для получения права собственности в отношении вновь сформированного надела;
  • межевание территории, постановку на кадастровый учет образованного участка;
  • официальное оформление передачи права собственности (регистрацию проводит Волоколамский отдел Росреестра по Московской области);
  • получение готовых документов.

Порядок проведения прирезки земельного участка

Процедура прирезки земельного участка к основному в 2018 году регулируется ФЗ-171 от 23.06.2014 г.

Он предоставляет гражданам право расширять пределы своих угодий за счет соседних земель, принадлежащих государству либо муниципалитету.

Что это такое

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Прирезкой земельного объекта считается увеличение границ существующей площади путем самовольного присоединения прилегающих территорий.

Учитывая, что количество самовольно захваченных земель быстро увеличивалось, Правительством России были приняты поправки в Земельный Кодекс РФ, которые вступили в действие с 01.03.2015 г.

Они и ввели в законодательство представление о перераспределении земельных территорий, то есть прирезки угодий законно.

Таким образом, за легализацией муниципальной территории вправе обратиться любой человек, имеющий надел, полученный либо приобретенный для осуществления огородничества, садоводства, с/х деятельности, возведения личного жилища.

Как прирезать землю к существующему участку

Перераспределение территорий производится путем последовательного совершения мер, исполнение которых может гарантировать получение положительного результата:

  1. Составление и сдача заявления. В нем должны содержаться следующие сведения:
  2. паспортные данные заявителя либо реквизиты юридического субъекта;
  3. кадастровая нумерация земельных площадей, участвующих в прирезке;
  4. сведения о проекте межевания наделов (если она будет производиться на основании проекта);
  5. контакты обратившегося лица.
  6. Подготовка необходимой документации. Её направление вместе с заявлением в местный муниципалитет. Бумаги могут отправляться на электронном или бумажном носителе.
  7. Рассмотрение обращения и принятие решения по нему. При отсутствии нарушений требований, установленных земельным законодательством, может быть вынесено постановление об утверждении схемы расположения угодий. При этом заявителю направляется согласование оформления договора о присоединении дополнительной земли на основании проекта межевания. Муниципальные власти могут отказать в перераспределении земли по причинам, установленным в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
  8. После получения одобрения, лицо обеспечивает осуществление необходимых работ для учета земельных объектов, образовавшихся в результате увеличения. Для этого необходимо обратиться в кадастровую палату с соответствующим заявлением.
  9. На протяжении одного месяца готовится соглашение о присоединении дополнительного пространства и направляется обратившемуся лицу для проставления подписей. Это должно быть сделано в срок не позднее тридцати дней.
  10. Подписанный договор необходимо сдать на регистрацию в Росреестр и получить выписку из единого реестра о получении правомочий собственника на вновь образованный участок.

Сколько соток можно присоединить к земельному участку

Бесплатно без торгов произвести оформление в собственность увеличенных угодий возможно в случае, когда эта «дополнительная» доля составляет размер, не превышающий минимальную величину участка, определяемую для объектов конкретного целевого предназначения. Такое правило предусмотрено ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Например, для дачного возведения в основной части субъектов государства, предусмотрен нормативный размер территории в 6 соток. Поэтому и легализовать удастся не более 6 дополнительных соток.

А вот для площадей под ИЖС выделяется не больше 3 соток, и увеличить его удастся только на эту величину, фактически уже используемую.

Схема перераспределения земельных участков – пример

Приведем некоторый пример. Владельцы смежных угодий в деревне Павел и Петр обратились в землеустроительную организацию для проведения кадастровой съемки, подготовки и проведения межевых работ своих территорий, не открывая истинных мотивов.

После оплаты работы и получения готовой документации, мужчины подготовили и сдали в Росреестр заявление о регистрации площадей, проведя при этом их перераспределение. В установленный срок им был выдан отказ, так как новые площади не соответствовали требованиям земельного законодательства и подзаконных муниципальных актов.

Оказалось, что при перераспределении, территория Павла существенно уменьшена, а это невозможно сделать, так как на ней был возведено жилое строение, и площадь под ним не может стать меньше 0,6 га.

В дальнейшем мужчинам пришлось заново обращаться в межевую организацию для проведения повторной топосъёмки с учетом установленных требований. И тогда им была выдана новая документация на их участки.

Необходимые документы

Для осуществления процесса необходимо предоставить следующие бумаги:

  • гражданские паспорта обратившихся лиц;
  • договор о присоединении дополнительной площади;
  • заявление в регистрирующую службу;
  • технические сведения на объекты;
  • правоустанавливающие документы на земельное имущество.

Образец заявления на перераспределение

Обращение составляется в простом письменном формате и должно включать необходимую информацию.

Нужно заметить, что в процедуре прирезки могут принимать участие только соседние земли, и они должны соответствовать определенным требованиям.

Для её осуществления необходимо согласие всех владельцев территорий, составленное письменно с указанием информации об участниках процесса и сути вопроса. Процесс перераспределения земли достаточно прост, но занимает большой период времени, затрачиваемый на оформление документации.

Смотрите видео, в котором разъясняется, как прирезать земельный участок к основному:

ПРЕСС-РЕЛИЗ

Мой дом моя крепость и то, что находится вокруг крепости, многие ошибочно считают своей собственностью. Облагораживают якобы

свой палисадник множеством пышных цветов и не задумываются о том, что это не совсем законно, если документов на участок, который находится за пределами забора — нет.

Нередки случаи, когда начинают использовать прилегающую территорию: выносят забор за территорию принадлежащего им земельного участка, строят за границами своего участка гаражи и сараи, огораживают палисадники около своих домов.

В советские времена палисадник был практически у каждого. При приватизации земельных участков в 1992-1996 годах и выдаче государственных актов на право собственности на землю обмер земельного участка производился без учета палисадника. Соответственно и площадь земельного участка в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах была указана без учета площади земли перед фасадом жилого дома.

Однако многие собственники жилых домов необоснованно считают такие территории своими, как неотъемлемую часть приусадебного хозяйства. Они используют палисадники для размещения там курятников, высаживают овощи или цветы, огораживают высоким забором. Но это самовольное занятие.

За использование земельного участка без правоустанавливающих документов законодательством предусмотрен штраф.

Оформить права на земельный участок под палисадником можно путем перераспределения земель или в ходе уточнения границ земельного участка (если он ранее не был межеван).

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок после процедуры перераспределения необходимо представить следующие документы:

1. заявление о прекращении права на земельный участок;

2. заявление о государственной регистрации права на образованный земельный участок;

3. соглашение, заключенное между уполномоченным органом и собственником земельного участка;

4. документ об оплате государственной пошлины.

Заявление можно подать в любом офисе МФЦ либо посредством электронного сервиса «Подать заявление на государственную регистрацию прав» на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.

Для подачи заявления на государственную регистрацию прав в электронном виде необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (ЭП). ЭП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Список сертифицированных удостоверяющих центров можно получить на официальном сайте Росреестра.

Таким образом, если у вас перед домом имеется палисадник, и он не входит в границы вашего участка, то необходимо принять меры по оформлению прав на использование земли под палисадником.

С дополнительной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Удостоверяющего центра: https://uc.kadastr.ru. По всем техническим вопросам можно обратиться по телефону: 8-861-992-12-99, или по адресу электронной почты: uc_request_23@23.kadastr.ru.

Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю

(статья обновлена 07 января 2020 года)

После 01.03.2015 прирезка земельного участка или перераспределение земельных участков стала способом увеличения площади используемой земли.

Прирезка земельного участка увеличивает его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.

Что такое прирезка земельного участка?

В земельном кодексе такого понятия – прирезка земельного участка, не существует.

Прирезка земельного участка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земельных участков.

В результате перераспределения земельных участков на месте основного участка появляется новый участок.

Новый земельный участок по площади больше изначального (основного).

Иными словами, основной участок перестает существовать. На его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.

Перераспределение земельных участков возможно если земля в собственности.

Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:

1-ый вид: перераспределение государственных или муниципальных земельных участков между собой.

2-ой вид: перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Первый вид перераспределения земель для нас неинтересен. Потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.

Второй вид перераспределения земель вызывает интерес. С его помощью можно увеличить свой участок.

В этой статье рассмотрим перераспределение земельных участков 2-ого вида. То есть перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.

Прирезка земельного участка 2-го вида позволяет расширить участок за счет прилегающей муниципальной или государственной земли.

4 основания, когда допускается прирезка земельного участка.

Перераспределение земель или прирезка земельного участка возможна в 4-х случаях:

а) Прирезка земельного участка в границах застроенной территории.

В отношении территории должен быть действующий договор о развитии застроенной территории.

Перераспределение земельных участков используют для приведения границ участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Иными словами. Если в отношении застроенной территории заключили договор о ее развитии, то возможно перераспределение земельных участков.

По данному основанию прирезка земельного участка производится, чтобы привести границы в соответствие с проектом межевания.

Данное основание нам не очень интересно. Потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.

б) Перераспределение земельных участков допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства.

Речь идет об объектах капитального федерального, регионального или местного значения.

Объект капитального строительства — сокращенно ОКС.

Полный перечень ОКС, при образовании которых возможно перераспределение, смотрите в статье 49 ЗК РФ.

Среди этих объектов можно выделить:

  • автомобильные дороги,
  • объекты обороны,
  • объекты транспорта, связи и т.д.

Очень часто перераспределение земель по данному основанию сопутствует с изъятием земельных участков.

Участки изымаются для государственных или муниципальных нужд.

Данное основание тоже не интересно для нас. Оно не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Данное основание имеет для нас интерес. Потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.

Однако, территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются. Поэтому данное основание имеет мало случаев для практического применения.

г) Перераспределение земельных участков под ЛПХ, огородничество, садоводство и ИЖС.

До 01.01.2019 года к этому основанию относилось и дачное хозяйство. Но с указанной даты понятие дачного участка исключено из земельного законодательства.

Данное основание прирезки земельного участка является самым подходящим для большинства граждан.

Если вы являетесь собственником земельного участка предназначенного:

  • для ведения личного подсобного хозяйства,
  • ведения огородничества,
  • для ведения садоводства,
  • строительство индивидуального жилого дома,

то у вас есть право увеличить участок за счет прирезки дополнительной территории. Безусловно, при наличии свободной земли, примыкающей к участку.

Основное условие такой прирезки: площадь нового участка не должна превышать предельные размеры.

Как упоминал ранее, предельные размеры участков смотрите в Правилах землепользования и застройки.

Допустим, площадь участка под ИЖС составляет — 12 соток. В Правилах землепользования и застройки населенного пункта установлена максимальная площадь — 15 соток.

Это означает, что допустимо прирезать к участку не более 3 соток земли. При условии, что вокруг участка есть свободная земля с такой площадью.

Обратите внимание.

Если хотите прирезать к участку достаточно большой кусок земли, то возрастает риск получить отказ.

В такой ситуации, целесообразно не прирезать землю к существующему участку, а получать ее как отдельный участок.

Получить участок без торгов можно через предварительное согласование.

Первый шаг в этом направлении — сформировать Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Сформировать . . .

Бонус к готовому заявлению — краткая пошаговая инструкция.

Рассмотрим данное основание более подробно, но предварительно выясним следующий вопрос:

Чем перераспределение земель отличается от перераспределения земельных участков?

При перераспределении земель к основному участку присоединяется свободная земля, то есть территория, которая не имеет границ, и не состоит на кадастровом учете.

При перераспределении земельных участков к основному участку присоединяется другой участок, который принадлежит муниципалитету или государству.

Иными словами, при перераспределении земли вы присоединяете к участку не учтенную в кадастре землю.

При перераспределении земельных участков, присоединяете к участку другой сформированный участок, который имеет границы.

Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?

Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.

Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.

Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.

Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.

Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.

Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.

Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.

Оформление прирезки земельного участка состоит из 6-ти этапов.

Обратите внимание.

Описываемая процедура относится к 4-му основанию. То есть прирезка к участку ИЖС, ЛПХ, огород, садоводство, при отсутствии утвержденного проекта межевания.

1-ый этап.

Подготовка схемы расположения земельного участка.

Первым делом необходимо подготовить Схему расположения земельного участка.

Схему можно подготовить самостоятельно.

Кто имеет доступ к видео инструкции, знают, как готовится Схема для получения участка.

Отличие Схемы для прирезки от Схемы для получения участка состоит в следующем.

Для прирезки охватываете контуром нового участка исходный участок и территорию, которую присоединяете.

Будьте готовы, что чиновники в администрации станут навязывать услуги прикормленных кадастровых инженеров. Чтобы те сделали схему.

Можете пойти на поводу у чиновников и заказать схему у обозначенных кадастровых инженеров.

При этом нужно понимать следующее.

Схема, подготовленная кадастровым инженером, не дает 100% гарантию, что ее утвердят в администрации.

Иными словами, не факт, что схема кадастрового инженера успешно пройдет процедуру прирезки.

В инструкции для пользователей онлайн сервиса по формированию Заявления о прирезке, показаны 3 способа как подготовить Схему.

Один из 3-х способов вам обязательно пригодится.

2-ой этап.

Формируем заявление на перераспределение земельных участков.

Необходимо подготовить заявление и подать его в местную администрацию.

Заявление о прирезке участка готовим одним из 3-х способов.

  • 1-ый способ. Изучаем статью 39.29 ЗК РФ. В ней указано, что должно содержаться в заявлении. Затем пишем текст.
  • 2-ой способ. Онлайн за 3 минуты формируем Заявление через сервис. Получаем бонус в виде пошаговой инструкции,
  • 3-ий способ. Ищем в интернете и используем чужой шаблон.

Подготовка заявления 2-м способом через сервис наиболее проста и безопасна, потому что:

  • не нужно тратить время на изучение Земельного кодекса,
  • вы застрахованы от ошибок, которые могут быть в чужом шаблоне.

Сделать сейчас

К заявлению следует приложить:

  • копию правоустанавливающих документов на земельный участок.

Иными словами, документы, подтверждающие право собственности на участок.

Прикладывать копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов не обязательно, если право собственности зарегистрировано в ЕГРН.

Проверить наличие зарегистрированного в ЕГРН права собственности можно онлайн.

Для этого достаточно получить выписку из ЕГРН.

  • схему расположения земельного участка.

Напомню, что мы рассматриваем ситуацию, когда нет утвержденного проекта межевания территории.

  • документ, подтверждающий полномочия представителя.

Если вы подаете заявление через представителя, то необходимо приложить доверенность.

3-ий этап.

Проверка заявления на предмет соответствия установленным требованиям

Если заявление по содержанию не соответствует статье 39.29 ЗК или не приложены документы, заявление возвратят.

Заявление также вернут в случае подачи в неуполномоченный орган.

Срок возврата — в течение 10 дней со дня поступления заявления.

В случае возврата, чиновники должны указать все основания, по которым заявление было возвращено.

Иными словами, у чиновников нет «старой» уловки, каждый раз возвращать документы по разным основаниям.

Сейчас администрация обязана указывать все основания для возврата заявления. Это облегчает исправление заявления и повторную подачу.

4-ый этап.

Принятие решения по заявлению о перераспределении земель.

В течение 30 дней с момента получения заявления администрация выполняет одно из следующих действий.

  • Принимает решение об утверждении Схемы и направляет решение заявителю вместе со схемой.

Данное решение может оформляться в виде постановления (распоряжения) главы администрации.

Обратите внимание. Администрация должна предоставить вам оригинал решения и утвержденную Схему.

Не доверяйте ничьим устным заверениям, что принято положительное решение. Чиновники за слова не отвечают.

Если получили положительное решение и утвержденную схему, то переходите к следующему 5-му этапу.

  • Направляет письменное согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с проектом межевания.

Указанное согласие администрация направляет в случае, если заявляли о перераспределении участка по 3-му основанию. То есть на территории, где утвержден проект межевания.

Мы рассматриваем процедуру прирезки земли по 4-му основанию. То есть для участков ЛПХ, ИЖС, огородничество и садоводство, где нет утвержденного проекта межевания. Поэтому не будем акцентировать внимание на этом пункте.

  • Принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ перечислено 13 оснований, когда отказывают в перераспределении земельных участков.

Далее рассмотрим эти основания, а также способы, как минимизировать риск получения отказа.

5-ый этап.

Выполнение кадастровых работ.

После получения положительного решения проводите кадастровые работы и ставьте новый участок на учет.

Эту процедуру, в отличие от подготовки Схемы расположения земельного участка, нельзя сделать без кадастрового инженера.

Поэтому, нанимайте кадастрового инженера (желательно не первого встречного). Ставьте ему задачу по выполнению кадастровых работ и постановке участка на учет.

По результатам, вы должны иметь на руках кадастровый паспорт нового участка.

Указанный паспорт нужно представить в администрацию.

Кадастровый паспорт целесообразно передавать в администрацию с сопроводительным письмом.

На 2-ом экземпляре письма администрация поставит входящий штамп с датой. Второй экземпляр сопроводительного письма сохраните у себя.

С этой даты будет отсчитываться 30-дневный срок. В течение этого срока чиновники должны предоставить Соглашение о перераспределении земельного участка.

Текст сопроводительного письма может быть такой:

В администрацию

от

ФИО,

место жительства,

телефон.

УВЕДОМЛЕНИЕ

Приложение: кадастровый паспорт – 1 экз. на ___ листах.

ФИО подпись дата.

Если передавать кадастровый паспорт без сопроводительного письма, то рискуете, что чиновники «протянут резину» или потеряют документы. Но при этом без тени смущения скажут, что ничего не получали.

6 этап.

Заключение соглашения о перераспределении земель.

В течение 30 дней с передачи документов в администрацию получите Соглашение о перераспределении земельного участка.

Как только получили Соглашение, у вас есть 30 дней на подписание и направление в администрацию.

Направлять Соглашение целесообразно с сопроводительным письмом. На 2-ом экземпляре администрация должна поставить входящий штамп с датой.

Обратите внимание. Администрация может отказать в заключении соглашения.

Отказ в заключении соглашения возможен, если площадь участка в кадастровом паспорте окажется больше площади на Схеме.

Для отказа необходимо расхождение площади более чем на 10%. Менее десяти процентов допускается.

Чтобы избежать данной проблемы необходимо проконтролировать кадастрового инженера. Он должен соблюдать предельный лимит расхождения площади.

Отказ в перераспределении земель.

Как упоминал ранее, в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ установлено 13 оснований отказа.

По этим основаниям могут отказать в перераспределении земельных участков.

Подано заявление о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 кодекса.

Данное основание относится к 1-ому виду перераспределения земельных участков. То есть к перераспределению государственных и муниципальных участков между собой.

1-ый вид перераспределения земель не относится к частным участкам. Поэтому для нас он не особо интересен.

Отсутствует письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

Если прирезаете участок сданный аренду или заложенный в банке, то получите письменное согласие.

Иными словами, арендатор или банк должны дать согласие на перераспределение земельного участка.

Без этого согласия в прирезке могут отказать.

Если участок не обременен правами 3-х лиц, то данное основание отказа неприменимо.

На участке, возникающем в результате прирезки, есть недвижимость или объект незавершенного строительства, принадлежащий 3-им лицам.

Чтобы избежать данного основания отказа выполняйте простое правило.

При подготовке Схемы не охватывайте контурами нового участка чужие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Из этого правила есть исключения, которые связаны с сервитутами. Но сервитут это отдельная большая тема, которую нужно описывать в отдельном материале.

Если в комментариях будет достаточно вопросов по сервитутам, то подготовлю отдельный материал по этой теме.

Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Если прилегающая земля изъята из оборота или ограничена в обороте, то в прирезке откажут.

Как узнать, изъята прилегающая земля из оборота или ограничена в обороте?

В-первую очередь. Ознакомьтесь с перечнем земель, которые изъяты или ограничены в обороте.

Посмотреть перечни можно в пунктах 4 и 5 статьи 27 ЗК РФ. В них перечислены земли, которые прирезать к участку не удастся.

Во вторую очередь. На Публичной кадастровой карте проверьте участок на наличие вокруг него земель из вышеуказанных перечней.

Случаев примыкания к частному участку земель из числа изъятых или ограниченных в обороте не так много. Поэтому данное основание отказа не самое распространенное.

Прирезка участка осуществляется за счет земель и/или земельных участков зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

Перераспределение осуществляется за счет участка выставленного на аукцион или участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании.

Если прирезаете к своему участку землю:

  • за счет участка, который выставлен на аукцион,
  • или за счет участка, в отношении которого принято решение о предварительном согласовании и 2 летний срок действия данного решения не истек,

то в прирезке будет отказано.

Наличие объявленного аукциона можно проверить на сайте torgi.gov.ru. Либо через поисковые системы Яндекс, Google, путем поиска по кадастровому номеру участка, который планируете прирезать.

Определить наличие решений о предварительном согласовании можно 3 способами, которые показал в 2-х видео.

Прирезка осуществляется за счет участков, в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании или о предоставлении участка и решения об отказе еще не приняты.

Данное основание отказа похоже на предыдущее, но имеет одно отличие.

В прирезке участка будет отказано в 2-х случаях.

  • Если схема охватывает участок, в отношении которого начата, но не закончена процедура предварительного согласования,
  • Схема охватывает участок, в отношении которого начали, но не завершили процедуру предоставления участка.

Для справки.

Предварительное согласование – это процедура, в ходе которой есть возможность получить земельный участок без торгов.

По данной процедуре есть готовые пошаговые инструкции.

К сожалению, в силу непрозрачности деятельности властей, со 100% уверенностью установить, что кто-то запустил процедуру предварительного согласования или предоставления участка, примыкающего к вашей земле, очень сложно.

Даже если прокачали сайт torgi.gov.ru, сайт местной администрации и другие источники, всегда остается вероятность, что какой-то чиновник «затупил» и своевременно не обнародовал сведения. Либо обнародовал их так, что с собаками не найдешь.

Поэтому целесообразно учитывать риск отказа по данному основанию.

Площадь нового участка превышает предельные максимальные размеры.

Об этом основании отказа уже упоминал ранее.

Суть его состоит в том, что в каждом населенном пункте принимаются свои Правила землепользования и застройки.

В этих Правилах устанавливаются предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков.

Найти ПЗЗ можно на сайте местной администрации.

На скриншоте видно, что для зоны Ж-1, предусматривающей ИЖС, действуют минимальные размеры участков — 6 соток. А максимальные размеры – 20 соток.

Таким образом. Площадь нового участка ИЖС, полученного в результате перераспределения, не может превышать 20 соток. Данный вывод применим только для населенного пункта, где действуют указанные ПЗЗ.

Новый земельный участок образуется за счет земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, установленных статьей 11.9 ЗК РФ.

Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.

Попробуем в нем разобраться.

Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.

Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.

Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.

Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.

Например.

Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.

В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.

Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

  • Провести прирезку земли площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ.
  • Прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.

Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

  • границы участка не должны пересекать границы муниципального образования, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
  • новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
  • прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

Границы земельного участка подлежат уточнению.

Многие земельные участки имеют статус – ранее учтенный.

Проверить статус участка можно на публичной кадастровой карте.

Если участок имеет статус – ранее учтенный, то прежде чем затевать прирезку, необходимо провести межевание, чтобы уточнить границы участка.

Нарушения при составлении схемы расположения земельного участка.

В прирезке земельного участка откажут, если имеются основания для отказа в утверждении схемы. Правовые основания смотрите в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В отдельной статье: Утверждение схемы земельного участка детально показано, как избежать 5 оснований отказа.

Используйте данные подсказки, потому что они помогут составить Схему и пройти процедуру прирезки без отказов.

Схему расположения земельного участка сделали с нарушением требований к образуемым земельным участкам.

Либо схема не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Данное основание по своему содержанию во многих аспектах перекликается с вышерассмотренными основаниями отказа.

В статье: Утверждение схемы земельного участка, найдете способы и инструменты, как подготовить правильную Схему, соответствующую требованиям землеустроительной документации.

Не так страшен черт, как его малюют.

На территории утвердили проект межевания.

Допустим планируете осуществить прирезку на основании Схемы расположения земельного участка. В этом случае, на территории, где располагается участок, не должно быть утвержденного проекта межевания.

Проверить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания территории достаточно просто.

Как узнать, утверждался ли проект межевания территории?

Установить наличие или отсутствие утвержденного проекта межевания можно 3 способами.

  • В поисковой строке Яндекса и/или Google наберите номер кадастрового квартала. Безусловно, используйте номер квартала, где располагается земельный участок.
  • На сайтах местной администрации и регионального правительства поищите нормативные документы об утверждении проектов межевания территории. Обычно такие нормативные документы принимают в форме постановлений.
  • Направьте в администрацию письменный запрос. В запросе спросите: утверждался ли проект межевания для квартала, где находится земельный участок.

Обычно, при наличии утвержденного проекта межевания, поисковые системы выдадут текст постановления об утверждении проекта межевания. Органы власти публикуют подобные документы.

Допустим, в первой десятке результатов поисковой выдачи нет постановления об утверждении проекта межевания. Тогда, с высокой степенью вероятности можно сделать вывод, что проект не утверждался.

Тем не менее, если поисковые системы выдают отрицательный результат, целесообразно поискать его на сайте администрации. Или сделать письменный запрос в администрацию.

И в завершении, рассмотрим вопрос:

Сколько стоит прирезка земельного участка?

Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.

Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости.

Иными словами. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.

Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков.

Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки. После этого, полученную величину умножить на количество соток, которые планирует прирезать.

Если сумма устраивает, то можно приступать к процедуре перераспределения.

С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли.

Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации.

Либо направить запрос в администрацию.

Анекдот. Муж смотрит на лицо безмятежно спящей жены. И про себя думает: Сопит мое сокровище, губками чмокает, наверное, кого-то убила и ест.Ivantsov/

Отвечает руководитель отдела продаж «ИД Консалт» Алексей Шаров:

Действительно, с регистрацией участков по «дачной амнистии» стало возможно на законных основаниях увеличить его площадь, но не более чем на 10% от площади, которая зафиксирована в кадастре. В Вашем случае, следуя данным нормам, Вы можете прикрепить только 0,6 сотки. Но прежде эту землю следует оформить как «прирезку», обратившись в местную администрацию. Основанием будет тот факт, что дачный участок приобретался до межевания. Остальную часть можно выкупить, тем более что цена государственных земель намного ниже среднерыночной.

Необходимо помнить, что урегулировать проблемы с регистрацией по «дачной амнистии» со 2 августа 2019 года по 1 марта 2021 года можно, только если земля предназначена для садоводства.

Дачная амнистия

Границы участков съехали при межевании – что делать?

Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:

Присоединяемая часть земли на простом языке называется «прирезкой». Обратившись в Росреестр, Вы нарушили порядок оформления «прирезки», поэтому Вам и отказали.

Чтобы успешно присоединить землю к своему участку, Вам сначала нужно подать в местную администрацию заявление о перераспределении земель. Его форму Вы можете найти на сайте администрации либо получить ее при личном посещении. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.

После того как заявление удовлетворят, следует обратиться в Росреестр с заявлением о постановке вновь образованного земельного участка, а также земельного участка, который уменьшается за счет этой «прирезки», на кадастровый учет.

После того, как Росреестр поставит земельные участки на кадастровый учет, нужно будет с кадастровыми паспортами прийти в администрацию. В течение 30 дней с момента получения этих документов администрация должна будет подготовить проект соглашения о перераспределении земельных участков, подписать его со своей стороны, после чего направить его Вам. После получения проекта соглашения Вы должны в течение 30 дней подписать его. С этого момента процедура оформления «прирезки» завершится.

Но чтобы точно определить, подходит ли Ваш земельный участок для такой процедуры, нужно подробно изучить документы на него.

Что делать, если план межевания сделан с нарушениями?

Как изменился порядок регистрации участков?

Отвечает начальник отдела АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Николай Яблоков:

  1. Дачная амнистия здесь вообще ни при чем.
  2. По общим правилам, в случае, если границы участка не были внесены в ГКН (Госкадастр недвижимости), а участок находится в собственности заявителя, то при уточнении границ расхождение не может быть более 10%. То есть можно изготовить новый кадастровый план не на 6,63 кв. м, а на 5,59 кв. м, обязательно включив в эту территорию все капитальные постройки. В этом случае отказа Росреестра быть не должно. Кадастровый инженер должен был это знать.
  3. В зависимости от того, где расположен участок (населенный пункт или территория СНТ, ДНП и т. п.), будут отличаться основания для приобретения дополнительной земли.

Отвечает руководитель центрального отделения городской недвижимости НДВ Светлана Жукова:

В садоводческих товариществах есть так называемая «красная линия»: землю за ее пределами присоединять к своему участку нельзя. Причиной может служить водопроводная и газопроводная труба, от которых должен быть определенный отступ. Поэтому, я предполагаю, что у Росреестра была веская причина для отказа.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Как узаконить уже построенный дом или пристройку?

Как оформить реконструкцию дома по дачной амнистии?

Назначение земли противоречит разрешению на строительство – что делать?

В Севастополе существует актуальный земельный вопрос, связанный с увеличением своего участка. Сегодня расскажем о процедуре, которая предусматривает возможность увеличения земельного участка без организации торгов.

В земельном кодексе РФ существует глава V.4, называется «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности». В частности, для оформления присоединения представляют интерес статьи 39.27-39.29. Т.е. присоединение можно оформить в рамках перераспределения земель.
Что это значит? У вас имеется в собственности земельный участок, рядом находится небольшой кусок пустующей государственной или муниципальной земли, и у вас есть желание присоединить его к своему участку.
Согласно федеральному закону от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который и дополнил Земельный кодекс указанной главой V.4, позволяется оформить присоединяемый участок как результат перераспределения земель.
Нормы федерального закона №171-ФЗ. П.1 ст. 39.28 дает перечень оснований для перераспределения:
1. Перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2. Перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4. Земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В п.9 ст. 39.29 закона №171-ФЗ приведен перечень оснований для отказа в заключении соглашения между заявителем (например, гражданином, решившим узаконить присоединение участка к своему участку). Перечень, как видно из содержания данной нормы, является закрытым. Т.е. надо полагать, что если ни одно из оснований не имеет места в действительности, то администрация не вправе отказать (гражданину или юридическому лицу) в перераспределении.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1. Заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2. Не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3. На земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6. Проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8. В результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
Это значит, что в Севастополе новообразованный участок, например, для ИЖС не должен превышать 10 соток (в границах населенного пункта) и 15 соток (за его пределами).
9. Образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
Иными словами, если участок, на который претендует гражданин (или юридическое лицо) в качестве присоединения, может являться самостоятельным земельным участком с соблюдением норм 11.9 Земельного кодекса, то администрация может отказать в его узаконении. В связи с этим необходимо данный участок выделять как самостоятельный обособленный, правда, при этом будет проводиться аукцион, и его может купить другой человек.
Например, минимальная площадь выделяемого земельного участка для ИЖС составляет 4 сотки. Т.е. если участок площадбю 4 сотки, то это является основанием для отказа.
10. Границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
11. Имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12. Приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13. Земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
14. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
15. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка, или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
16. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка.
17. В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
18. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Департамент по имущественным и земельным отношениям должен принять решение в срок до 30 дней и направить вам ответ. Если ответ положительный, то нужно получить постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в составе кадастрового плана территории. Это постановление вместе со схемой расположения земельного участка следует представить в МФЦ с целью постановки (вновь сформированного, т.е. вместе с новой частью) участка на кадастровый учет и оформления права собственности на него.
По времени процесс оформления может занять не менее чем 6-7 месяцев.
Если вы сомневаетесь насчет земельного участка и данной процедуры, вам лучше обратиться в юридическую компанию для консультации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *