Пришкольный участок в школе

Содержание и организация работы учащихся
на учебно-опытном участке Перед учителем биологии, стоят следующие основные задачи:
— дать учащимся глубокие и прочные знания, причем не сумму, а систему знаний.
— привить интерес и любовь к природе.
— формировать бережное к ней отношение, т.е. учить детей охранять природу.

По нашему глубокому убеждению, ни одну из этих задач, в полной мере, без УОУ нам не решить. Ведь чтобы любить и охранять природу, необходимо прежде всего хорошо ее знать. А важное место в ее познании занимает УОУ. Биологию компьютерами и приборами не познаешь, здесь нужны живые организмы. Никакое даже самое лучшее кабинетное обучение никогда не будет полноценным и эффективным, если его не связать с практическими делами, с работой на УОУ. Недаром его называют зеленой, живой лабораторией. Это источник познаний природы. Здесь мы расширяем, углубляем, закрепляем знания, полученные на уроках и не только биологии, но и др. предметах: физике, химии, географии. Здесь можно объяснить следующие вопросы: капиллярность почвы, корневое давление, растворимость веществ, растения длительного и короткого дня, глубоко понять процесс фотосинтеза, тут можно дать понятие о севообороте, знакомимся с разнообразием культурных растений, их экологическими группами, биологическими особенностями, технологией их выращивания. Устанавливаем зависимость развития и роста растений от абиотических факторов внешней среды: t0, почвы, воздуха, осадков, плодородия почвы, удобрений; выясняем связь между строением органа и его функциями, даем морфолого-биологический анализ растениям основных семейств. Здесь осуществляется теснейшая связь теории с практикой.

Где, как ни здесь, ребята, начиная с начальных классов, могут приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, глубже проникнуть в тайны природы, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке формируется отношение к земле – как основному богатству страны, здесь закладывается любовь к Земле, к труду.

…Ну, разве это не чудо, когда из земли появляется крохотный росток и медленно, но упрямо тянется вверх, вбирая в себя и щедрость солнечных лучей, и прозрачную чистоту воды, а главное, заботу юных друзей природы. Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда – какое это имеет огромное воспитательное значение.

Наши дети еще приучены к труду, к прохождению практики. В этом вопросе у нас нет никаких проблем. Пройти практику на участке, прийти на нее – это святое!

Работа на УОУ организуется в соответствии с положением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы. Для этого составляется план работы на УОУ, который является составной частью плана учебно-воспитательной работы школы. Он утверждается педсоветом школы.

План включает следующие разделы:
— цели и задачи работы уч-ся на УОУ;
— итоги работы за прошлый год;
— план-схема УОУ;
— характеристика отделов УОУ и их площадь;

— тематика опыта;
— агротематический план работы по отделам;
— с/х инвентарь и оборудование;
— потребность в посевном, посадочном материале и удобрениях;
— график весенне-летних работ учащихся на УОУ;
— изготовление учебно-наглядных пособий.

Ответственность за состояние УОУ несет завуч по ВР школы, а непосредственное руководство работы на участке осуществляет биолог.

Цели и задачи работы УОУ:

1. Воспитывать у учащихся потребность трудиться, уважение к людям труда, любовь и бережное отношение к природе, к земле, к результатам своего труда.
2. Формировать практические умения и навыки по выращиванию растений с применением ручного инвентаря.
3. Знакомить учащихся с научными основами сельскохозяйственного производства, формировать интерес к сельскохозяйственным профессиям.
4. Развивать познавательные и творческие способности учащихся в процессе наблюдений и опытнической работы, глубже проникать в тайны природы.
5. Использовать учебно-опытный участок как основной источник наглядных пособий и раздаточного материала для уроков биологии.
6. Превратить родную школу в цветущий сад.
На участке есть следующие отделы: полевой, овощной, коллекционный и отдел систематики, начальных классов, цветочно-декоративный, производственный, питомник, дендрарий. Учебно-опытный участок
Общая площадь учебно-опытного участка — 2647,8 м2 .
Структура учебно-опытного участка
Учебно-опытный участок нашей школы включает в себя различные отделы:
• цветочно-декоративный отдел;
• отдел полевых и овощных культур;
• коллекционный отдел;
• отдел биологии • плодово-ягодный отдел;
• отдел начальных классов;
• дендрологический отдел;
• экологическая тропа.
Назначение отделов открытого грунта:
Цветочно-декоративный отдел – 612м2 .

Представляет собой коллекцию травянистых, однолетних и многолетних цветочно-декоративных растений. Все цветочно-декоративные растения размещаются в различных отделах УОУ. Здесь ребята знакомятся с различными цветочно-декоративными растениями, сажают, выращивают и ухаживают за растениями, тем самым учатся приёмам озеленения школьной территории
Отдел полевых и овощных культур – 19,8 км 2 .

Отдел полевых и овощных культур, представляет собой коллекцию, растения которых размещаются на прямоугольных полях шириной 4-х годичного севооборота.
Отдел предназначен для знакомства учащихся с основными полевыми и овощными культурами, условиями их произрастания, использования в качестве продуктов питания и корма для животных.
Дендрологический отдел – 1218,7 м2 .

Представляет собой коллекцию деревьев и кустарников. Располагается по периметру учебно-опытного участка. В дендрарии расположены следующие деревья, кустарники: клен канадский, липа остролистая, береза повисшая, клен обыкновенный, рябина обыкновенная, ель голубая, тополь пирамидальный, тополь чёрный, вяз, калина обыкновенная.
Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций.
Коллекционный отдел – 12,7 м2 .

Представлен коллекцией сортов кабачков: «Якорь», «Чёрный красавец», «Спагетти», «Ролик», «Негретёнок».

Предназначен для расширения знаний учащихся о многообразии растений, их использовании, для проведения опытнической работы, развития творческих способностей и познавательных интересов.
Отдел биологии – 108 м2 .
Отдел полевых и овощных культур – 19,8 км 2 .

Отдел полевых и овощных культур, представляет собой коллекцию, растения которых размещаются на прямоугольных полях шириной 4-х годичного севооборота.
Отдел предназначен для: знакомства учащихся с основными полевыми и овощными культурами; условиями их произрастания; использования в качестве продуктов питания и корма для животных.
Плодово-ягодный отдел – 260 м2

Культуры, произрастающие в данном отделе: яблоня, черная смородина, красная смородина, вишня, малина, клубника, шиповник, слива.
Экологическая тропа

Представлена следующими культурами: берёза повисшая, рябина обыкновенная, калина обыкновенная, вяз шершавый, тополь бальзамический, тополь чёрный, тополь пирамидальный.
Предназначена для проведения экскурсий, ознакомления детьми с различными видами деревьев, условиями их произрастания, способами размножения, агротехникой и практическим значением, что способствует бережному отношению к природе и экологическому воспитанию школьников.

Состояние пришкольного участка Падунской СОШ, филиала МАОУ «СОШ №4» на 2017 год.

1. Всего контингент учащихся — 385.

2. Площадь пришкольной территории – 4000 кв.м.

3. Площадь, приходящаяся на одного уч-ся – 10 кв.м.

4. Количество растущих деревьев – 100 шт. (приложение 1).

В т.ч. посажено в 2017 г. — 17 шт.

5. Количество растущих кустарников – 50 шт.

В.т.ч. посажено в 2017 г. — 5 шт.

6. Площадь УОУ – 200 кв. м

8. Количество высаженных саженцев деревьев — 17 шт.

Кустарников — 5 шт.

Рассады цветов — 200 шт.

9. Площадь дендрария – 18 кв.м

11. Площадь цветников – 100 кв.м

12. Площадь цветников, приходящаяся на одного уч-ся — 0,3 кв.м

13. Количество видов цветочных растений – 15.

14. Наличие декоративных элементов, цветников: газон повсеместно, клумба большая – 2 шт., клумба маленькая – 20 шт., альпийская горка – 2 шт. Итого – 24 элем.

2.2.1. План-схема пришкольного участка.

Пришкольный участок делится на участки:

Хоккейный корт

Центральная аллея

(посажены саженцы яблонь и лип)

Детская площадка

Жилые дома

Стоянка автобусов

Аллея «Связь поколений», «Юбилейная» (посажены саженцы дубов, яблонь)

Волейбольная, баскетбольная площадка

Футбольное поле

Газон

Центральная клумба

Газон

Школа

Газон

Жилые дома

Учебно-опытный участок

Жилые дома

2.2.2. Оценка экологического состояния пришкольной территории

и учебно-опытного участка.

Пришкольный и учебно-опытный участок расположены вдали от промышленных объектов, но вблизи от домов и центральной дороги (приложение 2). Уровень шума на пришкольном участке средний. Со стороны улицы имеется защитная полоса в виде деревьев и кустарников, которая составляет около 15 метров. Всего на пришкольной территории посажено около 100 деревьев и 50 кустарников (рябина, яблоня, дубы, ель, лиственница, сирень и др).

В мае 2017 года в нашей школе совместно с учителями биологии итехнологии Падунской школы был разбит учебно — опытный участок. В течение лета учащиеся ухаживают за посеянными культурами: картофель, томаты, морковь, свекла, зерновые культуры, проводят наблюдения; каждый период, от всходов, кущения, цветения до созревания, фотографируется, описывается. Школьники собирают материал для проведения сравнительного анализа выращивания культур в естественных условиях на пришкольном участке и с применением минеральных удобрений. Собранный материал станет основой для научно — исследовательских работ, которые школьники будут выполнять под руководством учителя биологии. В процессе такой работы учащиеся приобретут новые знания, практический опыт, будут знать, что растет на нашей земле.

2.3. Прогнозируемый результат.

— школьный участок, выполняющий следующие функции должен быть:

— зеленым «буфером” для школы от ближайших антропогенных объектов;

— привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

— решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

— местом организации трудовой практики детей.

ПОЛОЖЕНИЕ о пришкольном учебно-опытном участке

скачать

Введено в действие Утверждено на заседании

приказом №______ по педсовета от 30.08.10.

МОУ «Гончаровская средняя (протокол №1).

общеобразовательная школа»

от ______2010 г.

Директор школы

___________/Черникова З.И./

ПОЛОЖЕНИЕ

о пришкольном учебно-опытном участке.

1. Общие положения.

1.1. МОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» имеет пришкольный участок, находящийся в ее бессрочном и безвозмездном пользовании.

1.2. Основное назначение пришкольного участка направлено на:

— воспитание качеств рачительного хозяина земли, творческого отношения к сельскохозяйственному труду;

— знакомство с агротехническими приемами, используемыми в современном сельскохозяйственном производстве;

— обеспечение школьной столовой сельскохозяйственной продукцией для организации и удешевления питания учащихся.

1.3. Деятельность, связанная с пришкольным участком, регламентируется Законом РФ «Об образовании», государственными программами по общеобразовательным предметам, Уставом МОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа», настоящим Положением.

2. Организация деятельности на пришкольном учебно-опытном участке.

2.1. Работа на пришкольном участке осуществляется по учебно-производственному плану, принимаемому на заседании педагогического совета и утвержденному приказом директора школы.

Содержание работы отвечает требованиям программ по трудовому обучению, биологии и экономике.

2.2. Трудятся обучающиеся на пришкольном участке за счет времени, отведенного на уроки сельскохозяйственного труда, биологии в соответствии с программой и во время летней трудовой практики.

3. Управление.

3.1. Руководит пришкольным участком, работой обучающихся на пришкольном участке заведующий, назначаемый приказом директора школы из числа учителей биологии, технологии.

3.2. Учителя, руководящие работой обучающихся на пришкольном участке, следят за трудом учащихся, обучают их правилам безопасной работы, обеспечивают соблюдение правил ТБ, а также осуществляют надзор за исправным состоянием оборудования и инвентаря.

3.3. Заведующий несет ответственность за состоянием участка и содержанием работы на нем, за его обеспечение посевными материалами, оборудованием и инвентарем; инструктирует учителей, воспитателей, привлекаемых к работе на участке; обеспечивает соблюдение правил охраны труда и правил противопожарной безопасности. Отвечает за сохранность имущественно материальных ценностей, необходимых на работе на участке, ведет их учёт в установленном порядке. Учителям за заведование учебно-опытным участком производится дополнительная оплата.

3.4. Заместитель директора по хозяйственной части принимает меры по своевременному обеспечению учебно-опытного участка инвентарем, посевными и посадочными материалами, водой для полива растений, охрану участка.

3.5. Ежегодно в начале учебного года подводятся итоги работы на участке, организуется выставка, проводится Праздник урожая.

3.6. Директор школы осуществляет общее руководство работой на нем; развитие материальной базы учебно-опытного участка; привлечение предприятий, общественных организаций, родителей к участию в организации работы на участке.

4. Назначение учебно-опытного участка, его структура.

4.1. Учебно-опытного участок создается для проведения в 1-11 классах учебных занятий по трудовому обучению, уроков по природоведению, биологии, внеклассной юннатской, опытнической, природоохранной работы.

4.2. На учебно-опытном участке школ организуются отделы: полевых культур, овощных культур, плодово-ягодных культур, цветочно-декоративных культур.

4.3. В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. Отдел плодово-ягодных культур состоит из сада. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

4.4. В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами. В непосредственной близости от подсобного помещения устанавливается противопожарный инвентарь. Удобрения хранятся в специальной таре с четкими надписями названий.

4.5. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой, коллекций и раздаточного материала в кабинет биологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *