Пристают к девушкам в общественном транспорте

© Полина Авдошина А к вам когда-нибудь приставали в метро? Поделитесь своими историями в комментариях Полина Авдошина

Больше года назад 16-летняя Виктория (имя девушки изменено) вместе с мамой переехала жить в Новосибирск из маленького городка. Поэтому поездки в метро для нее в новинку. За последний месяц к ней уже дважды приставали незнакомые мужчины. Прямо в вагоне метро, в час пик, на глазах у всех. О реакции других пассажиров, обращении к дежурному по станции и мужчинах, распускающих руки в общественном транспорте, — в её авторской колонке. Далее от первого лица.

На метро я езжу первый год. До этого я никогда не сталкивалась с домогательством в общественном транспорте, всегда ездила спокойно. Но после двух случаев, которые произошли за один месяц, даже не знаю, что делать. Оба раза я садилась на станции метро «Гагаринская» — в дневное время. И ко мне начинали приставать незнакомые мужчины.

Первый случай произошёл примерно месяц назад. Я стояла неподалеку от первой двери первого вагона метро, держась за поручень. Поодаль, спиной ко мне, стоял мужчина и держался за противоположный поручень. Его я заметила ещё давно: часто обращаю внимание на прохожих. У него были тёмно-карие глаза, на вид примерно тридцать лет, одет в чёрно-белую куртку, лицо до носа обмотано шарфом. Вроде трезвый. Через пару минут после того, когда тронулся поезд, он подошёл ко мне поближе.

Сначала молча положил свою руку на мою руку на поручне и стал её с силой сжимать. Многие пассажиры видели это. Невозможно было не заметить. Но все просто смотрели. Я отдёрнула руку и отошла к другой двери — поезд ещё ехал. Народу было очень много, отойти подальше было нереально. Мужчина пошёл за мной. Там, куда я перешла, стоял дедушка, и он этому парню сделал замечание: «Почему вы к ней лезете? Какое вы имеете право?». Тот проигнорировал его, подошёл ко мне вплотную и начал распускать руки.

Поезд остановился на станции «Красный проспект». Вряд ли мужчина собирался выходить на этой станции, но, когда я вышла, он стал расталкивать всех и пошел за мной следом. Сначала я хотела выйти на улицу, но смотрю — этот же мужчина на небольшом расстоянии всё также идёт за мной. Я остановилась, стою и думаю: «Если выйду — мало ли что может произойти». Тогда я подошла к дежурному, объяснила ситуацию, и мне порекомендовали просто постоять рядом. Но, извините, у них там вообще-то полиция ходит, могли же что-нибудь сделать? Нет, они встали, говорят: «Стойте со мной». Всё.

Когда я была с дежурным, мужчина стоял и ждал следующего поезда. Пока этот человек не скрылся из виду, меня не отпустили. Потом проводили до выхода, и я вышла на улицу. Дальше ехала уже на автобусе, потому что элементарно боялась зайти в метро.

Сама я после этого никуда не обращалась, так как мне нет 18 лет. Никому не рассказывала. Родителям тоже не говорила, держала в себе, потому что не знала, как об этом рассказать, и вообще у меня мама близко к сердцу всё воспринимает.

© Полина Авдошина Некоторые мужчины пристают к девушкам открыто, не стесняясь других пассажиров. Некоторые делают это украдкой Полина Авдошина

Второй случай, уже с другим мужчиной, произошёл в начале прошлой недели. Я также села в поезд на станции «Гагаринская». Стояла, облокотившись на стенку. За поручень не держалась, просто смотрела в телефон. И начала ощущать на себе чужие руки. Повернулась — а это парень, по виду не больше двадцати лет, который стоял по правую сторону от меня. Все сидячие места были заняты, неподалёку за поручни держались два человека.

На этот раз домогательство никто, кроме меня, не заметил: в одной руке у парня был рюкзак, которым он прикрывался. Я ему сказала: «Руки убрал!», после чего ушла в другой конец вагона. На следующей станции он вышел.

Помню, что парень был высоким и худым, с усами, у него светло-русые волосы, голубые глаза. Одет был в тёмно-синюю куртку и болоневые штаны. Маме я об этом случае также не рассказывала. Не знаю, как действовать в таких ситуациях. Писать заявление в полицию? Но мне нет 18 лет. И чем там вообще помогут?

Я несовершеннолетняя. Неужели мужчины не видят этого? Я не знаю, сталкиваются ли другие девушки и женщины с приставаниями в общественном транспорте, но домогательства — это неприятно и страшно.

А к вам приставали в общественном транспорте?

Бывало Ни разу такого не былоБыло нечто похожее Я сам приставал. И что здесь такого?

Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением, указано в документе. «В том числе для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах», — говорится в проекте стратегии. На территориях населенных пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеулочный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт).

Но пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, констатировал сам Минтранс в докладе о реализации действующей транспортной стратегии (была принята в 2013 году). Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси». Причина — «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны», что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма. При этом абсолютно другая ситуация была в Москве: «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему. Как итог, в частности, в Москве был зафиксирован двукратный рост популярности каршеринга — общее число перевезенных пассажиров в этом секторе превысило 47 млн человек.

Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство еще в конце марта 2020 года, но тогда ее отправили на доработку. Уже в этой версии стратегии содержался принцип «пользователь платит», отмечает представитель ведомства. Проект транспортной стратегии был доработан на площадке правительства, при этом положения о внедрении механизма «пользователь платит» и возможности перехода к бесплатному пользованию транспортом общего пользования в городских агломерациях в проекте сохранились, добавил он. По словам источника, близкого к правительству, финальная версия доработанного варианта стратегии будет внесена в правительство в феврале 2021 года.

Как выглядит транспортная система России и какой она должна стать

По данным Росстата, на конец 2019 года протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,54 млн км, ж/д путей общего пользования — 87 тыс. км, трамвайных путей и троллейбусных линий — 2,4 тыс. и 5,1 тыс. км соответственно, метро — 0,6 тыс. км.

На 100 тыс. жителей в среднем приходилось 114 эксплуатационных автобусов (больше всего автобусов в Северо-Кавказском федеральном округе — 146), а личных автомобилей — 315,5 штуки на каждую тысячу жителей страны. Согласно проекту стратегии, транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тыс. км по итогам 2018 года до 6 тыс. км в 2035-м. Полностью через 15 лет должны исчезнуть аварийно-опасные места на дорогах, в которых происходят основные ДТП, а также должен быть достигнут нулевой уровень смертности в таких происшествиях. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 6%.

Минтранс предлагал вводить плату за проезд по дорогам общего пользования, включая въезд в города, для ограничения движения транспорта еще несколько лет назад. Эту идею тогда поддержал мэр Москвы Сергей Собянин, а Госдума рассматривала соответствующий законопроект в 2016 году. Но эта инициатива вызвала волну критики не только населения, но и депутатов. В правовом управлении Госдумы предупреждали, что местные власти получат «неопределенные по объему» полномочия. Сама же идея, по их словам, противоречит российскому законодательству, требующему наличие альтернативного бесплатного проезда. В результате этот законопроект так и не был принят.

Но в прошлом году, в августе, вступил в силу закон, разрешающий строить дороги без альтернативных путей объезда. Он касается трасс в районах Крайнего Севера, а деньги за проезд разрешается взимать только с владельцев грузового автотранспорта. Цель инициативы — привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях региона.

Первый платный участок дороги появился в России весной 1999 года — деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Как отмечал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, к концу 2019 года общая протяженность платных участков дороги по всей России должна была составить почти 1,5 тыс. км.

Насколько реальна идея с бесплатным транспортом

В мировой практике встречается и бесплатный проезд в общественном транспорте (в 2018 году ввела Эстония, в феврале 2020 года — Люксембург), и механизм «пользователь платит» (например, в Лондоне платный въезд в центральную часть города).

Но гендиректор «ВТБ-лизинга» Дмитрий Ивантер считает сомнительным с экономической точки зрения введение бесплатного проезда в общественном транспорте в России. «Общественный транспорт — это государственная услуга, и она имеет свою себестоимость. Средства, получаемые от продажи билетов, и сегодня не окупают всю ее стоимость, и транспорт субсидируется за счет бюджетов Федерации», — указывает он. Если сделать общественный транспорт бесплатным, основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена среди всех налогоплательщиков поровну, добавляет эксперт.

Такое нововведение возможно только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью — в Москве и Санкт-Петербурге, уверен руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. С помощью механизма «пользователь платит» и пересадки пассажиров на общественный транспорт Минтранс сможет решить проблему с доступом к городской инфраструктуре, а также улучшить экологическую ситуацию, считает он. Кроме того, по словам Худалова, инициатива может получить широкую общественную поддержку из-за своей ярко выраженной социальной направленности.

Сам механизм «пользователь платит» уже возможен с точки зрения законодательства, говорит юрист фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но вводить плату за проезд местные власти не могут, поскольку закон предусматривает необходимость наличия альтернативных бесплатных дорог, также подчеркивает он. «Обойти этот принцип можно только при условии, что плата за пользование дорожной сетью конкретного региона или всей страны будет взиматься в рамках уплаты дорожного налога или разового платежа в определенный срок или при въезде», — объясняет юрист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *