Приватизация комнаты в общежитии

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 105 ЖК РФ).

Вместе с тем у значительной части граждан, проживающих в жилых помещениях в общежитиях, трудовые отношения, на основании которых им было предоставлено право проживания в общежитиях, давно утрачены.

В каких случаях возможна приватизация жилого помещения

Граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях соцнайма, вправе приобрести их, то есть приватизировать (ст. 2 Закона от 04.07.1991 N 1541-1; гл. 8 ЖК РФ).

Что же касается жилых помещений общежитий, то таковые не подлежат приватизации (ст. 4 Закона N 1541-1).

Чтобы жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, можно было приватизировать, необходимо, чтобы они находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям/учреждениям, и были переданы в ведение органов местного самоуправления. В таком случае вне зависимости от даты их передачи в муниципальную собственность и даты предоставления гражданам применяются нормы жилищного законодательства о договоре социального найма, и, соответственно, такие помещения уже можно приватизировать на общих условиях (ст. 7 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; ст. 2 Закона N 1541-1).

Таким образом, допустима приватизация только бывших общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, поскольку такая передача позволяет сохранить все жилищные права граждан, в том числе право на приватизацию жилых помещений (ст. 18 Закона N 1541-1).

Обратите внимание!

Если общежитие передается предприятием в ведение органов местного самоуправления, но в муниципальную собственность не принято, гражданин не лишается права на приватизацию занимаемого им жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 08.12.2015 N 4-КГ15-66).

Каков порядок приватизации жилого помещения

Чтобы приватизировать жилое помещение, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Узнайте, находится ли ваш дом в ведении органов местного самоуправления

Обратитесь с запросом в орган местного самоуправления и получите выписку из реестра муниципального имущества. Если жилой дом включен в муниципальный жилой фонд, то вы вправе рассчитывать на приватизацию жилого помещения (ст. 18 Закона N 1541-1; ст. 7 Закона N 189-ФЗ).

Шаг 2. Подготовьте документы

Для оформления приватизации жилого помещения вам понадобятся (п. 2.5.1.1 Административного регламента, Приложения N 5 к Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП):

1) запрос (заявление) на предоставление государственной услуги;

2) документы, удостоверяющие личность заявителя и всех членов его семьи, а также лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, и лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма (для достигших 14-летнего возраста — паспорт);

3) свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства), — для членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях соцнайма, не достигших 14-летнего возраста. Представляется в отношении детей-сирот, а также если свидетельство было получено не в г. Москве;

4) документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (в случае обращения представителя), и документ, подтверждающий его полномочия по представлению документов для подписания договора передачи, подписанию и получению указанного договора. В зависимости от категории представляемого это может быть нотариальная доверенность, решение органа опеки, попечительства, патронажа и т.д.;

5) заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о признании недееспособным или ограниченно дееспособным заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма;

6) согласие органа опеки и попечительства на передачу жилого помещения в собственность недееспособного или ограниченно дееспособного гражданина, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в специализированные учреждения (в отношении заявителя, членов его семьи, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования им на условиях соцнайма);

7) договор социального найма на приватизируемое жилое помещение — экземпляр заявителя (за исключением случаев утери договора социального найма);

8) ордер/выписка из распоряжения органа исполнительной власти (при наличии у заявителя); в случае утери ордера — копия распоряжения органа исполнительной власти, выданная органами, уполномоченными на предоставление сведений архивного фонда РФ, на приватизируемое жилое помещение.

Примечание.В г.

Москве копию распоряжения органа исполнительной власти на бумажном носителе можно получить бесплатно в любом МФЦ (п. п. 2.3.2, 2.11.2.1, 2.11.3, 2.12 Административного регламента, утв.

Приватизация комнаты в общежитии с чего начать волгоград

Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 N 789-ПП);

9) документ, подтверждающий наличие гражданства РФ, — для лиц, не достигших 14-летнего возраста (за исключением случаев, если родители являются гражданами РФ и зарегистрированы в приватизируемом жилом помещении);

10) выписка из домовой книги за период с 21.07.1991 до прибытия на данное место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;

11) документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства, а также документ, подтверждающий полномочия данного органа по выдаче указанного документа.

Примечание.Сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение до 31.01.1998 в г. Москве предоставляет Департамент городского имущества. В других субъектах РФ такие сведения могут предоставлять, например, БТИ или жилищный отдел местной администрации. Сведения о зарегистрированных правах после указанной даты предоставляет Управление Росреестра (Приложение N 6 к Административному регламенту, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2014 N 521-ПП; ст. 62 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ);

12) выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым предоставлено (было предоставлено) в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период трудового договора (контракта), и членов их семей);

13) справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации, и ее копия;

14) заверенная судом копия вступившего в законную силу приговора, а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам (в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 N 8-П);

15) заверенная судом копия вступившего в законную силу решения о наличии или отсутствии (лишении) прав на жилое помещение;

16) письменное согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения или письменный отказ от приватизации занимаемого жилого помещения.

Указанные документы оформляются по формам, утверждаемым правовым актом Департамента, нотариально удостоверяются либо подписываются при личном обращении в МФЦ в присутствии работника МФЦ.

Шаг 3. Представьте документы в уполномоченный орган, предоставляющий услугу по приватизации жилых помещений

В г. Москве вы можете подать пакет документов лично через МФЦ или в электронной форме через Интернет (п. 2.3.1 Административного регламента).

При подаче запроса в электронной форме следует заполнить интерактивную форму запроса с указанием реквизитов документов, удостоверяющих личность заявителя. Остальные документы можно приложить к запросу в форме скан-копий документов (в формате DOC, DOCX, PDF, TIFF) либо представить лично в МФЦ в течение пяти рабочих дней со дня подачи запроса. Подача запроса и иных документов в электронной форме представителями заявителей не предусмотрена (п. п. 2.4.4, 2.5.5 — 2.5.6 Административного регламента).

Шаг 4. Подпишите договор передачи жилого помещения в собственность

Максимальный срок для заключения договора передачи жилого помещения в собственность составляет 46 рабочих дней (два месяца) (ст. 8 Закона N 1541-1; п. 2.7.1 Административного регламента).

При подписании договора передачи присутствуют включенные в договор лица, достигшие 14-летнего возраста, и/или их законные представители, а также совершеннолетние лица, имеющие право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшиеся от своего права. При невозможности присутствия лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения и добровольно отказавшихся от своего права, представляется согласие от них на приватизацию жилого помещения, заверенное нотариально (п. 3.5.4.1.1 Административного регламента).

В случае отказа в приватизации жилого помещения получите уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги (п. 2.11.1.2 Административного регламента).

Отказ в приватизации можно обжаловать в судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ; п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36).

Шаг 5. Получите договор передачи жилого помещения в собственность и выписку из ЕГРН

Получите в МФЦ договор передачи с отметкой о государственной регистрации перехода права собственности на приватизируемое жилое помещение, а также выписку из ЕГРН (2.11.1.1 Административного регламента; ч. 1 ст. 28 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Заключение договора передачи осуществляется бесплатно, однако за регистрацию права собственности нужно уплатить госпошлину в размере 2 000 руб. (п. 2.12 Административного регламента; пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; ст. 17 Закона N 218-ФЗ). Если квартира приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Обратите внимание!

Став собственником жилого помещения, вы будете обязаны уплачивать налог на имущество физических лиц.

Полезная информация по вопросу

Портал государственных услуг Российской Федерации — www.gosuslugi.ru

Официальный сайт Департамента городского имущества г. Москвы — www.mos.ru/dgi/

Официальный портал Мэра и Правительства Москвы — www.mos.ru

ГлавнаяВопросы и заказы Места общего пользования в семейном общежитии

Автор вопроса —

Россия

Места общего пользования в семейном общежитии

Здравствуйте!

Мы с мужем приобрели в собственность комнату в семейном общежитии. Секция на три хозяина. По нашим данным одна из хозяек в секции занимает подсобное помещение, переоборудованное в кухню. Как она сама говорит, это помещение входит в общую площадь, зарегистрированную в ее собственности. Однако, по моей экспликации всей секции ее помещение указано как место общего пользования. Еще в секции места общего пользования: подсобное помещение, туалет, коридор, ванная комната. Было еще одно место — небольшое подсобное помещение, но прежние жильцы успели его приватизировать, получается оно в нашей собственности. Мы с мужем предлагали остальным хозяевам поделить места общего пользования — одной хозяйке зарегистрировать "свою" кухню плюс отдать ей еще часть коридора, а мы поделим между собой подсобное помещение и часть ванной комнаты (сделав перегородку, так как ванна одна на всех). Но никто нас не поддержал. Напротив, третья хозяйка, которая свою комнату сдает (самая большая по площади из всех), категорически против. Моя комната самая маленькая по площади (15,9), и нас проживает в ней трое — мы с мужем и маленький ребенок.

Как можно поступить в этой ситуации? Хотелось бы все-таки на законных основаниях располагать каким-то помещением (сейчас мы занимаем из мест общего пользования подсобкой). А арендаторы занимали своими вещами почти всю ванную комнату.

Заранее спасибо!

С уважением, Татьяна

Ответы юристов

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8782 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Спросить быстрее, чем читать. Задайте вопрос юристам!

8782 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Павел Артобалевский(21.11.2014 в 19:28:28)

Разъясните арендаторам, что они должны занимать только те помещения, которые указаны в договоре. Если договора нет, то они незаконно там находятся. Договор аренды заключается в письменном виде. Что бы обладать на законных основаниях подсобками, нужно выделить доли… Он-лайн этот вопрос не решить. Много технических моментов..

Колобков Сергей Леонидович(21.11.2014 в 19:37:31)

Здравствуйте Татьяна!

Исходя из изложенных Вами обстоятельств, Вам следует обратиться с заявлением и подробным описанием сложившейся ситуации в территориальный отдел Госжилинспекции.

При несогласии с принятым ею решением – в суд.

Велегурин Н.(21.11.2014 в 19:44:59)

Здравствуйте Татьяна!

Жилищное законодательство предусматривает: Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях

Приватизация комнаты в общежитии

Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

По аналогии закона возможно применение правил, установленные Ст. 42 ЖК РФ.

Статья 42. Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире

1. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты.

Решением вопросов в Вашем случае возложено на собственника помещения.
Но наиболее Важно в Вашем случае, решить вопрос по улучшению жилищных условий:
1. Встать на очередь по программе улучшения жилищных услвоий в департаменте жилья Вашего города.
2. Возможно, общежитие предоставит Вам комнату большего размера.

Федоровская Наталья Руслановна(21.11.2014 в 19:49:45)

Вы приобрели комнату в коммунальной квартире. Места общего пользования — общая долевая собственность всех собственников комнат в квартире. Их доля в праве собственности, пропорциональна площади комнаты и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫДЕЛЕНА В НАТУРЕ. Все собственники имеют право пользования ВСЕМ общим имуществом. Иного не дано. Разве, что по соглашению между собой.

Морозов Игорь Владимирович(22.11.2014 в 01:10:46)

Единственный путь — обращение в суд на основании ст. 247 ГК РФ:

1. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

2. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Госпошлина 200 рублей.

Неважно, что кто-то не согласен.

Двое против одного по суду определят порядок пользования общего имущества в секции общежития.

Особенности приватизации комнат в общежитии

21.05.2010

В данном определении от 28 июля 2009 года ВС разъясняет, что с гражданами проживающими в одном жилом помещении в бывшем общежитии на т.н. "койко-местах" должен быть заключен договор социального найма как с "сонанимателями". Так же ВС указывает на то, что гражданин поселенный по ордеру на "койко-место", но фактически пользующийся всем жилым помещением имеет право на заключение договора социального найма на все жилое помещение. 77-В09-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва
« 28 » июля 2009 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего                  В.П. Кнышева
Судей                                               В.В. Горшкова, Е.С. Гетман
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Маслюковой Людмилы Ивановны к администрации г.Липецка о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по надзорной жалобе Маслюковой Людмилы Ивановны на определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12 ноября 2008 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С, объяснения представителя Маслюковой Л.И. по доверенности -Шульга Л.Г., поддержавшей доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
 установила:

Маслюкова Л.И. обратилась в суд с иском к администрации г.Липецка о признании права собственности на комнату № 195 в доме 1/3 по ул. 15 микрорайон в г.Липецке, указав, что вселилась в нее на основании ордера от 8 августа 1985 г., выданного объединенным управлением быта и жилищно-коммунального хозяйства (ОУБ и ЖКХ) «Главлипецкстрой». В связи с ликвидацией данной организации дом 1/3 по ул. 15 микрорайон в г.Липецке на основании решения Липецкого областного Совета народных депутатов № 54 от 4 марта 1993 г. передан в муниципальную собственность. Считает, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и статьей 7 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вправе приобрести занимаемую комнату в общежитии в собственность в порядке приватизации.
Решением Октябрьского районного суда г.Липецка от 30 сентября 2008 г. иск удовлетворен.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12 ноября 2008 г. решение районного суда отменено и по делу вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В надзорной жалобе Маслюковой Л.И. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12 ноября 2008 г. как незаконного.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С. от 25 июня 2009 г. надзорная жалоба Маслюковой Л.И. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены ли изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Разрешая дело и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сама по себе передача дома 1/3 по ул. 15 микрорайон г. Липецка в муниципальную собственность повлекла за собой утрату его статуса как общежития, и истица не могла быть ограничена в праве на получение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Кроме того, суд установил, что Маслюкова Л.И. фактически пользовалась не койко-местом, а все жилой комнатой № 195 в указанном доме.

Отменяя решение суда первой инстанции и вынося по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, суд кассационной инстанции сослался на то, что фактическое пользование всей комнатой при наличии ордера, который предоставлял лишь право пользования койко-местом в общежитии, не может свидетельствовать о возникновении у истицы права на приватизацию жилой комнаты.
Между тем с такими выводами суда кассационной инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Как следует из материалов дела, общежитие по ул. 15 микрорайон д. 1/3 в г.Липецке принято в муниципальную собственность на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственность в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» по решению Липецкого областного Совета народных депутатов от 4 марта 1993 г., т.е. на момент вступления в силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. (далее — Вводный закон) указанное общежитие было передано в муниципальную собственность.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты указанными домами статуса общежития в силу закона, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане, занимавшие часть жилого помещения на условиях «койко-места», также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу статьи 7 Вводного в таком жилом помещении на условиях «койко-места», должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться один договор социального найма как с сонанимателями.
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.

Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.).

Как следует из материалов дела, Маслюкова Л.И. фактически пользовалась изолированной комнатой №195 в доме №1/3 по ул. 15 микрорайон в г.Липецке с 1985 г.; с момента вселения и до момента рассмотрения спора в суде в 2008 году проживала в ней без подселения других лиц, оплачивала всю занимаемую жилую площадь указанной комнаты (л.д.32-48). Из копии ордера (л.д.

Приватизация общежития

7), выданного Маслюковой Л.И., следует, что ей было предоставлено право на поселение в общежитии с указанием номера комнаты — №195.

При таких обстоятельствах, имеющих существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, вывод суда кассационной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Маслюковой Л.И. является неубедительным.

По изложенным основаниям Судебная коллегия находит, что допущенные судом кассационной инстанции и названные выше нарушения являются существенными, повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Маслюковой Л.И., в связи с чем определение Липецкого областного суда от 12 ноября 2008 г. подлежит отмене, а решение суда первой инстанции -оставлению в силе.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации  определила:
определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 12 ноября 2008 г. отменить, оставить в силе решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 30 сентября 2008 г.

Как приватизировать жилье в общежитии

Приватизация общежитий: закон начинает действовать

Киминчижи Е.Н., аспирант кафедры гражданского права и процесса Белгородского государственного университета, адвокат.

С 1 марта 2005 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс России. В связи с его принятием, как нам кажется, наконец-то урегулирован вопрос о приватизации общежитий. Однако применение предусмотренных законом новелл вызвало определенные затруднения на практике.

Поводом развернувшихся в последнее время дискуссий стало положение ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяется правовой режим социального найма. "Золотой ключик" для решения застарелой проблемы приобретения в собственность занимаемых гражданами общежитий вроде бы найден. Однако правоприменительная практика столкнулась с проблемой толкования новых правил.

Распространенным заблуждением является такое толкование указанной нормы ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в той части, что в ней речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Вместе с тем законодатель недвусмысленно указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ утрачивают статус общежитий в силу закона.

Согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении них действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.). Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений. Они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, полагаем, что в силу этого возможна и приватизация жилых помещений в общежитиях согласно ст. 2, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гарантирующим гражданам России, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, право на приобретение этих помещений в собственность с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Вместе с тем ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 приватизация общежитий была запрещена. Указанная норма действует и сейчас.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 г. N 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обусловливает возможность приватизации таких помещений.

Нужно учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст.

Приватизация комнаты в общежитии. С чего начать ? подскажите….

19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ ранее действовавшее жилищное законодательство, впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, применяется постольку, поскольку оно не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону о введении его в действие.

С учетом вышесказанного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. Считаем, что в данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

В соответствии со смыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений, т.е. не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы либо обучения (ст. 92 — 98 ЖК РФ, ст. 101 — 110 ЖК РСФСР). И наоборот, подлежат приватизации те жилые помещения, которые предназначены именно для постоянного проживания граждан на условиях социального найма.

Между тем вопрос о возможности приватизации жилых помещений, расположенных в общежитиях, судами разрешается неопределенно.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной им в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 19 февраля 1993 г., при рассмотрении споров, связанных с приватизацией жилья, суд должен проверить, подлежит ли приватизации данное жилое помещение и занимает ли гражданин то помещение, которое он желает приватизировать. Так, по иску Е. о признании права на приватизацию суд первой инстанции, установив правомерность требований истца, вынес законное и справедливое, единственно возможное в сложившихся фактических обстоятельствах решение о признании за ним права на приватизацию. Правомерность решения суда была установлена в кассационном порядке. Истец оформил договор о передаче квартир в собственность граждан (приватизации) и зарегистрировал возникшее право собственности в регистрирующем органе.

На вынесенные судебные акты была подана надзорная жалоба за подписью главы местной администрации. Обсудив ее доводы, президиум областного суда определил, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение. Какова перспектива такого дела в будущем, сомневаться не приходится. Если и будет принято решение в пользу истца, дело будет неоднократно "ходить" по инстанциям, в результате чего право гражданина остается без защиты. Рассмотренное дело обнажает также и несовершенство судебной системы в части полномочий суда надзорной инстанции, на что в последнее время обращает внимание юридическая общественность.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., четко сказано, что "общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма". И далее: "Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным". С учетом снятого Конституционным Судом запрета на приватизацию жилых помещений, предоставленных после 1 марта 2005 г., Верховный Суд РФ дал однозначный ответ о возможности приватизации жилых помещений в общежитии.

Выводы президиума областного суда в приведенном нами деле основаны на том, что спорное жилое помещение (квартира) находится в жилом доме, изначально построенном как общежитие, а потому к нему неприменимы положения ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ. При этом не было учтено, что такие выводы не могут быть положены в основу отказа в иске, поскольку предпринятое президиумом толкование закона противоречит ст. 16 ЖК РФ, которая к числу объектов жилищного фонда относит жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату, а не общежития. Занимаемая истцом квартира изолирована от иных жилых помещений, расположенных в жилом доме, построенном и использовавшемся в качестве общежития, ранее принадлежавшего государственному предприятию, в настоящее время переданному в муниципальную собственность, что является достаточным основанием для удовлетворения заявленных истцами требований, что и было сделано судом первой и кассационной инстанции. То есть, по существу, суды по-разному применяют установленные жилищным законодательством критерии классификации жилых помещений. Общежитие как правовая категория в соответствии с буквой закона является видом использования жилых помещений социального использования.

Отнесение жилых помещений к общежитиям возможно исключительно в порядке, установленном ст. 92 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 были утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в том числе к общежитиям. Согласно п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п. 12 Правил). Таким образом, до момента расселения граждан, занимающих жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, такие помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, а за гражданами сохраняется право на приватизацию.

Однако по одному из дел суд отказал в признании за гражданином права на приватизацию на основании того, что спорное жилое помещение было включено в программу реконструкции и расселения общежитий и было отнесено распоряжением местной администрации со ссылкой на ст. 92 ЖК РФ к числу специализированного жилищного фонда. При вынесении решения суд применил противоречащий федеральному закону акт органа местного самоуправления и, кроме того, указал, что поскольку жилой дом запланирован под реконструкцию, то оснований для признания права на приватизацию не имеется. Такой подход явно выходит за пределы судебного толкования ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В кассационном порядке вынесенное по первой инстанции решение было поддержано. Остается надеяться, что Верховный Суд РФ удовлетворит жалобу истца и отменит незаконные судебные акты в порядке надзора.

В качестве выводов можно сформулировать следующее. Приватизировать жилые помещения в муниципальных общежитиях можно. Власти просто не соблюдают закон, мотивируя это тем, что им негде будет селить милиционеров, врачей, учителей, а порой просто тянут время, поскольку бесплатная приватизация заканчивается 1 января 2010 г., а возмездная передача муниципального жилья гражданам в будущем составит значительную статью доходов местных бюджетов. Для приватизации абсолютно не важен тип общежития (коридорный, гостиничный и т.п.). Не нужно изменять статус общежития: он снят в силу закона.

Однако уже сегодня можно констатировать: медленно, но верно закон начинает действовать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *