Признание конституции СССР

С 25 июня по 1 июля 2020 в России проходит всенародное голосование по поправкам в Конституцию. Как сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова, по данным на 30 июня, в голосовании приняли участие более 49 млн человек. Таким образом, явка составила 45,7%. Также у жителей Москвы и Нижегородской области есть возможность проголосовать онлайн. По итогам предпоследнего дня онлайн-голосования, явка составила почти 90%: свои бюллетени в урны для голосования опустили более 1 миллиона человек. Ранее ВЦИОМ провел опрос, согласно которому за четыре дня – с 25 по 28 июня – внесение изменений в Конституцию поддержали 76% россиян.

Поправки, которые президент России Владимир Путин еще в начале года анонсировал в послании к Федеральному собранию, затрагивают ряд сфер жизни государства. Так, среди прочего предлагается запретить высшим должностным лицам иметь двойное гражданство, обеспечить защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также закрепить понятие традиционной семьи как союза мужчины и женщины, регулярную индексацию пенсий, установить, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума и многое другое.

Грядущие преобразования некоторые СМИ уже назвали крупнейшими в современной истории нашего государства. Однако эти поправки будут далеко не первыми в действующей Конституции. До этого изменения в основной закон вносились трижды: один раз в 2008 году и два раза в 2014.
Сколько всего конституций было в истории российского государства и как менялся главный свод законов с течением веков? «МИР 24» углубился в историю и нашел ответы.

Зачатки Конституции

Некое подобие конституционной монархии в России можно было наблюдать еще в начале XVII века. Так, власть царя Василия Шуйского ограничивала так называемая крестоцеловальная запись – документ о принятии присяги, сопровождавшейся целованием креста. Этот документ в числе прочего гарантировал представителям всех сословий законное судебное разбирательство, защиту от произвола, запрещал преследование родственников виновных и т.д. Принятие царем такой присяги, как ясно из названия, сопровождалось целованием креста.

Первые документы конституционного содержания появились во времена Российской империи. Так, в 1730 году власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями». Их автор, князь Дмитрий Михайлович Голицын, даже разработал целый проект конституции и пытался ввести в стране конституционную монархию. Однако, как мы помним, вскоре после своей коронации Анна Иоанновна разорвала кондиции и стала полновластной самодержицей, а большинство членов Верховного тайного совета, к которым должна была перейти реальная власть в стране, были отправлены в ссылку.

Были и такие самодержцы, которые сами хотели ввести в России конституцию. К примеру, Александр I в начале своего правления мечтал дать своим подданным конституционное устройство, которое гарантировало бы им личную свободу и гражданские права. Здесь важную роль сыграл известный русский реформатор, законотворец Михаил Сперанский. В 1809 году он разработал «План государственного преобразования». В нем шла речь о введении конституционной монархии, ограниченной властью парламента, публичном ведении всех судебных дел, свободе печати и отмене крепостного права.
Однако молодой император довольно быстро охладел к идеям о преобразованиях, а Сперанского и вовсе отправил в ссылку из-за его чрезмерной самоуверенности и излишне смелых проектов. В итоге лишь в 1830 году, уже при Николае I, под руководством Сперанского было разработано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах. В него вошли законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича 1649 года до конца правления Александра І. А в 1832 году был составлен 15-томный «Действующий свод законов Российской империи».
В годы царствования царя-реформатора Александра II Россия была как никогда близка к принятию конституции. Ее проект уже был подготовлен министром внутренних дел с Михаилом Лорис-Меликовым, однако в 1881 году накануне подписания манифеста о проведении реформ Александр II был убит народовольцами, и конституционный процесс был прерван.

Как полагают историки, первой полноценной Конституцией России следует считать манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором впервые были кодифицированы законы, разработанные еще под руководством Сперанского. Манифест был издан 23 апреля 1906 года.

После Февральской революции Временное правительство начало разрабатывать проект Конституции Российской демократической республики. Однако ему не суждено было воплотиться в жизнь: как мы все прекрасно знаем, в 1917 году к власти пришли большевики и Россия была провозглашена советской республикой.

Три советские конституции

Первая Конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года. Этот документ закреплял диктатуру пролетариата, отменял частную собственность на землю, а тех, кто жил на нетрудовые доходы и использовал наемный труд, лишал политических прав. То есть в данной конституции фактически были отражены основные идеалы социалистического строя.

На протяжении существования Советского Союза были приняты три конституции: в 1924, 1936 («Сталинская») и 1977 («Брежневская») годах.

Первый основной закон СССР был утвержден Вторым Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года. Этот документ отражал многонациональный характер Советского Союза. Принятие Конституции способствовало признанию молодой советской республики иностранными государствами. По мере необходимости в текст закона вносились изменения и дополнения.

Первая советская Конституция состояла из двух разделов – Декларации об образовании СССР и Договоре об образовании СССР. В декларации уделялось особое внимание национальной политике страны, подчеркивались главные принципы объединения союзных республик, а именно добровольность и равноправие. Этот документ был насквозь пронизан идеалами мировой революции, порицал капитализм и провозглашал новое союзное государство «решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».

Договор об образовании СССР, констатировавший объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в единое союзное государство, вступил в силу 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов. Именно эта дата считается днем основания Советского Союза. Впоследствии отредактированная и дополненная версия этого договора вошла в состав первой советской Конституции. Договор включал в себя 11 глав, в которых помимо прочего закреплялись суверенные права союзных республик, устанавливался порядок выборов ЦИК, определялась ответственность наркомов и т.д.

В 1936 году была принята новая Конституция СССР, получившая название «Сталинской». Также ее называли «Конституцией победившего социализма». Новый основной закон страны был принят VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года. По замыслу ее создателей, новая Конституция должна была быть более демократичной, чем предыдущая, и отражать в себе важный этап в истории СССР – построение социализма. Одной из главных целей, которые преследовали составители закона, было укрепить авторитет на международной арене и заручиться поддержкой со стороны иностранных держав в противостоянии набиравшему силу фашизму.

Одним из главных нововведений, закрепленных в Конституции, стало преобразование избирательной системы. В сопроводительной записке к проекту решения Политбюро об изменениях в Конституции Сталин четко сформулировал стоящие перед партией задачи:

«Систему выборов надо менять не только в смысле уничтожения её многостепенности. Ее надо менять еще в смысле замены открытого голосования закрытым (тайным) голосованием. Мы можем и должны пойти в этом деле до конца, не останавливаясь на полдороге. Обстановка и соотношение сил в нашей стране в данный момент таковы, что мы можем только выиграть политически в этом деле. Я уже не говорю о том, что необходимость такой реформы диктуется интересами международного революционного движения…»

Так в стране появились всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. При этом неявка на голосование наказывалась довольно строго и могла стоить гражданину не только льгот, но даже жилплощади.

В обсуждении проекта Конституции участие беспрецедентное количество человек – 75 миллионов! Было внесено 1,5 миллиона предложений, дополнений и поправок. В работе над текстом закона принимал участие лично Сталин, автором основной части текста стал Николай Бухарин. Изменения в Конституцию имел право вносить только Верховный Совет СССР, причем любые поправки вносились только в том случае, если за них голосовали не менее 2/3 членов каждой из палат. В «Сталинскую» Конституцию неоднократно вносились изменения; в основном это было связано с тем, что менялась структура советского правительства.

Данная Конституция просуществовала более 40 лет, а 7 октября 1977 года ей на смену пришла новая – «Брежневская», или «Конституция развитого социализма». Она закрепляла однопартийную политическую систему в стране. Первая редакция не несла в себе существенных изменений в государственном строе, а вот версия 1988 года уже содержала в себе важные поправки. Так, высшая власть от Верховного Совета переходила к Съезду народных депутатов, в который могло выдвигаться неограниченное число кандидатов. Также был учрежден Комитет конституционного надзора СССР.

За время действия «Брежневской» Конституции изменения в нее вносились шесть раз. Самые масштабные поправки были приняты 14 марта 1990 года: была отменена однопартийность и руководящая роль КПСС, учрежден пост Президента СССР и создан институт частной собственности.

Последняя советская Конституция официально прекратила свое действие 12 декабря 1991 года, когда Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о создании СНГ. Правда, некоторые члены российского парламента усомнились в законности данной ратификации, поскольку, согласно редакции Конституции РСФСР 1978 года, рассматривать подобный документ должен был Съезд народных депутатов РСФСР, так как он затрагивал государственное устройство республики как части Советского Союза и, следовательно, влек за собой изменения в российскую Конституцию.

В апреле 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста Конституции РСФСР упоминание о Конституции и законах СССР. Из-за этого Конституция 1977 года и ее законы де-юре продолжали действовать на территории страны еще в течение двух лет, хотя самой страны по факту уже не существовало. Впоследствии это стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Борисом Ельциным и в дальнейшем привело к силовому разгону Съезда в октябре 1993 года.

Современная Конституция и ее трансформации

Новому государству требовались новые законы, и 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, где была прописана необходимость создания первой российской Конституции. Для этого была создана Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которую возглавил Борис Ельцин (на тот момент – Председатель Верховного Совета РСФСР).

Однако из-за сложной политической ситуации в стране и постоянного противоборства различных сил процесс работы над новым сводом законов затягивался. Изначально за основу была взята действующая на тот момент Конституция РСФСР, но из-за внесения многочисленных поправок в ней образовалось множество противоречий. Эта несогласованность привела к ожесточенному противостоянию законодательной и исполнительной ветвей власти.

Пиком этого конфликта стали осенние события 1993 года, которые вылились в вооруженные столкновения на улицах Москвы и роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В условиях политического и конституционного кризиса принятие новой Конституции было особенно важным: этот документ должен был обеспечить базу для установления стабильности в обществе. Всенародное голосование по проекту Конституции состоялось 12 декабря 1993 года, а 25 декабря закон вступил в силу.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле говорится о том, что российский народ принимает данную Конституцию, закрепляются демократические и гуманистические ценности, определяется место российского государства в современном мире. Первый раздел включает в себя 9 глав и состоит из 137 статей, в которых закреплены основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

За всю историю действующей Конституции РФ поправки в нее вносились 15 раз. Первым нововведением стал указ Бориса Ельцина от 9 января 1996 года об изменении названий двух республик – Ингушетии и Северной Осетии – Алании. В дальнейшем большинство поправок касались как раз случаев переименования и объединения субъектов Федерации. Также отдельной поправкой стал федеральный закон о присоединения к России Крыма и Севастополя, принятый 21 марта 2014 года. Последние изменения в Конституцию были внесены 27 марта 2019 года, когда президент Владимир Путин подписал указ о переименовании Кемеровской области в Кемеровскую область – Кузбасс.

Еще одним важным изменением Основного закона стало увеличение срока полномочий президента страны с 4 до 6 лет, а депутатов Государственной думы – с 4 до 5 лет. Данные поправки были приняты 30 декабря 2008 года. В том же году были приняты поправки, обязывающие правительство ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Госдумой.

Кроме того, 5 февраля 2014 года в Конституцию была внесена поправка, упразднившая Высший Арбитражный суд и передавшая его полномочия Верховному суду РФ. Также были расширены полномочия главы государства по кадровым решениям в прокуратуре: президент получил возможность назначать заместителей генпрокурора, прокуроров субъектов Федерации и др. А 21 июля 2014 года глава страны получил право своим указом напрямую назначать до 10% членов Совета Федерации РФ.

КОНСТИТУЦИЯ ПОБЕДИВШЕГО СОЦИАЛИЗМА

К середине 30-х гг. во всех сферах жизни СССР произошли существенные перемены. Изменился социальный состав населения, в промышленности и сельском хозяйстве был уничтожен частный сектор, качественные изменения произошли в системе госучреждений и в сфере национально-государственного строительства. Официально было провозглашено о построении основ социализма в СССР.

В начале 1935 г. ЦК ВКП(б) было принято решение о внесении изменений в Конституцию СССР, которые должны были отразить произошедшие в стране изменения. 7 февраля 1935 г. создается Конституционная комиссия из 31 человека во главе с И. В. Сталиным. В процессе работы комиссия пришла к выводу о необходимости новой Конституции. По словам Сталина, она должна была стать «регистрацией и законодательным закреплением этих завоеваний, которые уже добыты и обеспечены». К лету 1936 г. был подготовлен проект Конституции, опубликованный для всенародного обсуждения, а 5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов принял новую Конституцию. Политической основой СССР провозглашались Советы депутатов трудящихся (ранее рабочих и крестьян), экономической — социалистическое хозяйство и социалистическая собственность на средства производства. Согласно Конституции СССР Советское государство являлось федерацией 11 социалистических республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Грузия, Армения и Азербайджан). Права союзного правительства были существенно расширены.

Значительное изменение претерпела система госучреждений. Согласно Конституции, упразднялись областные, республиканские съезды Советов, а их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы – вплоть до Верховного Совета СССР. Верховный Совет состоял, как и упраздненный ЦИК Советов, из двух палат- Совета Союза и Совета Национальностей. В период между сессиями ВС СССР его функции: возлагались на Президиум Верховного Совета, который мог даже распустить ВС СССР. После проведенных в 1937 г. выборов новых органов власти Председателем Президиума был избран М. И. Калинин (1938-1946 гг.). СНК был лишен законодательных прав, являясь теперь чисто исполнительным органом власти. В Конституции 1936 г. впервые появилась статья, закрепляющая особое положение коммунистической партии в системе госучреждений СССР. Согласно 126 статье Конституции наиболее активные граждане из числа рабочего класса и других слоев трудящихся объединялись в ВКП(б), руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных. Впоследствии Устав партии, принятый XVIII съездом ВКП(б) в 1939 г., предоставил право контроля над деятельностью администраций парткомам предприятий, МТС, колхозов и государственных учреждений.

Изменения коснулись также избирательного закона, где был провозглашен отказ от многоступенчатых выборов и установлено всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Значительно был расширен перечень прав и свобод граждан, где законодательно закреплялись неприкосновенность личности, свобода совести, свобода слова, печати, собраний и митингов, тайна переписки, ограниченное право личной собственности и др. Особое значение имело закрепление социально-экономических прав: на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности по болезни или несчастного случая. Вместе с тем конституционные права вступали в противоречие с реалиями сталинского социализма и не распространялись на весь советский народ, например на колхозников. Повсеместно нарушалась статья 127 Конституции СССР о неприкосновенности личности, в которой говорилось о том, что «никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора». Без санкции прокурора был произведен арест маршала Тухачевского, а санкция на арест кандидата в члены Политбюро и наркома земледелия Эйхе была «оформлена» через несколько месяцев после его ареста. Не соблюдалась и статья 128, гласившая, что «неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом». Конституция была лишь отрадным фасадом сталинского режима. Об этом же свидетельствовала судьба членов конституционной комиссии: из 31 человека – 17 репрессировано (в том числе А. С. Бубнов, Н. И. Бухарин, Н. В. Крыленко, К. Б. Радек), один покончил жизнь самоубийствам и еще двое были вынуждены вскоре отойти от участия в общественной жизни страны.

И.С. Ратьковский, М.В. Ходяков. История Советской России

«ИТОГ БОРЬБЫ»

Судя по результатам всенародного обсуждения, длившегося почти 5 месяцев, можно предположить, что проект Конституции будет одобрен настоящим Съездом.

Через несколько дней Советский Союз будет иметь новую, социалистическую Конституцию, построенную на началах развернутого социалистического демократизма.

Это будет исторический документ, трактующий просто и сжато, почти в протокольном стиле, о фактах победы социализма в СССР, о фактах освобождения трудящихся СССР от капиталистического рабства, о фактах победы в СССР развернутой, до конца последовательной демократии.

Это будет документ, свидетельствующий о том, что то, о чем мечтали и продолжают мечтать миллионы честных людей в капиталистических странах, уже осуществлено в СССР.

Это будет документ, свидетельствующий о том, что то, что осуществлено в СССР, вполне может быть осуществлено и в других странах.

Но из этого не следует, что международное значение новой Конституции СССР едва ли может быть переоценено.

Теперь, когда мутная волна фашизма оплевывает социалистическое движение рабочего класса и смешивает с грязью демократические устремления лучших людей цивилизованного мира, новая Конституция СССР будет обвинительным актом против фашизма, говорящим о том, что социализм и демократия непобедимы. Новая Конституция СССР будет моральной помощью и реальным подспорьем для всех тех, кто ведут ныне борьбу против фашистского варварства.

Еще большее значение имеет новая Конституция СССР для народов СССР. Если для народов капиталистических стран Конституция СССР будет иметь значение программы действий, то для народов СССР она имеет значение итога их борьбы, итога их побед на фронте освобождения человечества. В результате пройденного пути борьбы и лишений приятно и радостно иметь свою Конституция, трактующую о плодах наших побед. Приятно и радостно знать, за что бились наши люди и как они добились всемирно-исторической победы. Приятно и радостно знать, что кровь, обильно пролитая нашими людьми, не прошла даром, что она дала свои результаты. Это вооружает духовно наш рабочий класс, наше крестьянство, нашу трудовую интеллигенцию. Это двигает вперед и поднимает чувство законной гордости. Это укрепляет веру в свои силы и мобилизует на новую борьбу для завоевания новых побед коммунизма.

Из доклада И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года

АВТОРСТВО БУХАРИНА

Вопрос: Говорят, что Бухарин был одним из главных авторов Конституции 1936 года. Говорил ли он Вам что-либо об этом?

Ответ: Ряд признаков и раньше указывал, что Бухарин играл большую роль в составлении этой конституции. Он был секретарем комиссии, которая была создана Съездом Советов в феврале 1935 г. для разработки проекта новой конституции. Он боролся за отмену всех особых прав, которыми пользовались коммунисты, и еще в 1930 — 1931 гг. выступил за введение всеобщего и равного избирательного права. Во время разговоров о планах Горького, Павлова и др. о второй партии, которая выступила бы на выборах со своим самостоятельным списком, Бухарин не скрыл, что эта идея принадлежала ему, а как-то в другой раз, во время разговора на эту тему, он вынул из кармана вечное перо и, показывая его мне, сказал: «Смотрите внимательно: этим пером написана вся новая конституция — от первого до последнего слова. Я проделал всю эту работу один — мне немного помогал только Карлуша . В Париж я

смог приехать только потому, что работа эта окончена. Все важные решения уже приняты. Теперь печатают ее текст. В этой новой конституции народу отведена много большая роль, чем в прежней … Теперь с ним нельзя будет не считаться». Бухарин не скрывал, что он гордится этой конституцией. Она не только вводила всеобщее и равное избирательное право, она устанавливала равенство граждан перед законом, отменяла все привилегии, которые существовали для коммунистов. Бухарин видел в новой конституции хорошо продуманные основы для мирного перехода страны от диктатуры одной партии к действительной демократии. Бухарин добавил, что в комиссии по составлению конституции поднят также вопрос о конкурирующих списках на выборах.

Все было рассчитано и предусмотрено, но Бухарин недооценил своего противника. Он не предвидел, как предательски хитро Сталин применит все эти хорошие принципы и равенство всех перед законом превратит в равенство коммунистов и некоммунистов перед абсолютной диктатурой Сталина. Сталин не только расправился с самим автором конституции, но и вообще истребил всех тех, кто с сочувствием встречал гуманистическую проповедь Бухарина. «Ежовщина» в ее основе была не чем иным, как уничтожением всех тех, кто пошел за лозунгами бухаринского «пролетарского гуманизма».

Из воспоминаний Б.И. Николаевского.

НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РСФСР

Принятие Конституции РСФСР 1937ода было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 года и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».

6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. Конституционное право России

Сравнение конституций СССР и РФ. Полномочия, перешедшие к внешнему управлению. Ограничения власти президента РФ.

В 1991 году, вследствие предательства Горбачева и К*, Советский Союз проиграл 40-ка летнюю холодную войну. Победитель уничтожил СССР, разделил его на части, и Россия является одной из этих частей. Российские структуры власти созданы правительством Ельцина в тесном сотрудничестве с администрацией США, и пронизаны политиками и чиновниками, являющимися агентами влияния. Россия находится в колониальной зависимости от стран запада, в первую очередь от США и Великобритании. Фактически она оккупирована.

В 1993 году после антиконституционного переворота, разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, после расстрела «Белого Дома», Россия получила Конституцию. На сегодняшний день, среди экспертов нет единого мнения о её легитимности. Но, тем не менее, мы, как законопослушные граждане, исполняем действующую Конституцию.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, по своей сути колониальная, оккупационная конституция.

Судите сами:

· Ст.15 провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права составной частью нашей правовой системы. Более того, эти принципы и нормы имеют главенство над собственными законами. Можно смело сказать, что ст. 15 отменяет государственный суверенитет. (Аналогичная норма есть в основном законе Германии и появилась она после поражения во Второй мировой войне).

Ст.79 говорит, что полномочий может быть передано в межгосударственные объединения в соответствии с международными договорами. Такое же положение есть в конституции Австрии, и появилось оно в результате поражения в Первой мировой войне.

· В отличие от Конституции СССР в Конституции России отсутствует всё, что связано с высшей целью государства, с исторической преемственностью и цивилизационной идентичностью, с национальной системой ценностей.

Высшей ценностью признаются права и свободы человека и гражданина, их обязано защищать государство (ст.2). А права и свободы человека и гражданина устанавливаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст.17). Есть ещё ст. 13, где закреплен запрет на государственную идеологию. В итоге имеем идеологию оккупанта, антироссийские СМИ, информационную войну на уничтожение.

· В Конституции РФ нет четких ориентиров для формирования самостоятельной, национальной, ответственной перед народом России внешней политики. В конституции СССР этому посвящена целая глава, которая так и называется «Внешняя политика»

· В Конституции СССР есть ещё и такая глава – Экономическая система. Там достаточно подробно прописана экономическая система государства. В Российской конституции такого нет. Зато в ней закреплена независимость Центрального Банка. Через механизм международных договоров, закон о ЦБ мы имеем квазигосударственный, другими словами коммерческий банк, основной задачей которого является экспорт углеводородных ресурсов страны и сбор дани.

· Самым высшим органом государственной власти в СССР был Съезд народных депутатов, реальный, не декларативный механизм народовластия. И этот механизм подробно был прописан в Конституции. В российской же Конституции, в статье 3, продекларировано, что народ является единственным источником власти, и в качестве механизмов у него референдум, выборы, и органы государственной власти. Вместе с тем, в Конституции отсутствует правовой институт ответственности государства, государственных органов и должностных лиц за результаты государственного управления. Государственные органы у нас не отвечают: они ведают за те или иные вопросы, а ответственность не наступает.

В Конституции 1993 года нет ни одной статьи, посвященной долгосрочному развитию страны. Максимальный срок, на который вообще возможно планирование любой политики (как внутренней, так и внешней) — это один цикл выборов президента. Необходимо отметить, что сама система государственного управления, даже название главы государства, президент, не имеет исторических корней. Впервые должность с таким названием появилась в 1990 году, и занимал её Горбачев. По сравнению с полномочиями, которыми обладал первый и последний президент СССР, полномочия президента России сокращены.

· Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Он наделен полномочиями главы государства, но в отличие от Президента СССР, не считается главой исполнительной власти и её частью. Президент России назначает, с согласия парламента, Председателя правительства, но не формирует кабинет министров. Снять с должности федерального министра он может только по предложению Председателя правительства.

· Президент России предлагает на утверждение Государственной Думе главу Центрального Банка, но по собственному усмотрению снять его не может.

· Он представляет на утверждение в Совет Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда. Но в отличие от Президента СССР, который имел полномочия выходить с предложением об освобождении от обязанностей председателя Верховного суда, у президента Российской Федерации таких полномочий нет.

· Президент СССР, являясь главой исполнительной власти, должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР. В Конституции же России закреплен жесткий принцип разделения ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную (ст.10). Президент не относится ни к одной из ветвей власти, и эту должность часто сравнивают с должностью менеджера или нотариуса, в обязанности которого входит обеспечение четкой работы государственного аппарата.

Таким образом, Конституцию 1993 года можно по праву назвать оккупационной. В ней закреплено внешнее управление на уровне законодательства, идеологии и денежной системы. Полномочия президента, как главы государства, урезаны. Ответственность государственных органов перед народом не прописана. Хотя считается, что народ осуществляет свою власть через органы государственной власти — в Конституции России нет ничего, что объединяло бы граждан в единое целое, в народ; что определяло бы цели развития общества и государства.

Материал подготовлен Чупровой Татьяной координатором по Санкт-Петербургу.

10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.

Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.

В качестве первого раздела в Конституцию 1918 г. была включена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция закрепляла в качестве основного орудия строительства социализма государство диктатуры пролетариата, а в качестве государственной формы этой диктатуры — Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Государственная власть объявлялась принадлежащей только трудящейся части населения. Предусматривалось лишение политических прав нетрудящихся классов и групп. В избирательном праве рабочим предоставлялись определённые преимущества по сравнению с другими классами, в том числе и с крестьянством.

Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.

Конституция предусматривала непрямые выборы в уездные (районные) и вышестоящие органы государственной власти, устанавливала производственно-территориальный принцип выборов в Советы.

Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.

Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.

См. также в Президентской библиотеке:

Конституция (основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Пг., 1918;

Конституция — Основной закон: коллекция;

Принята «Сталинская» конституция // День в истории. 5 декабря 1936 г.;

Принята «Брежневская» конституция // День в истории. 7 октября 1977 г.;

Принята Конституция Российской Федерации // День в истории. 12 декабря 1993 г.

Этот день лишили статуса выходного, скорее всего, по сугубо хозяйственным причинам — надо же дать людям хоть немного поработать накануне безразмерных новогодних каникул, которые как раз и установили с января 2005 года. В конце концов, конституции надо не праздновать, а исполнять.

Битва за Ленинград

Действующая Конституция рождалась на свет, как выражался Аркадий Райкин в одной из миниатюр Жванецкого, «в антисанитарных условиях».

После распада СССР и возникновения суверенной России всем было ясно, что основной закон РСФСР совершенно не согласуется с новой реальностью. Текст правили столько раз, что не только отдельные статьи, но даже абзацы противоречили друг другу. Нужен был принципиально новый документ.

Основной помехой для его появления стала конфронтация, а вернее, борьба за верховную власть, между президентом Борисом Ельциным и руководством Верховного Совета РСФСР/РФ во главе с Русланом Хасбулатовым. Междоусобица доводила конституционные коллизии до абсурда.

Так, например, город Ленинград возвратил свое исконное название Санкт-Петербург еще по итогам референдума от 12 июня 1991 года. Однако необходимую поправку в Конституцию Российской Федерации с большим трудом удалось внести только спустя два года.

Для одобрения поправки требовалось две трети от общего числа народных депутатов РФ. Но почти половина из них решительно отказывалась за это голосовать. Вовсе не потому, что им так дорого было старое советское название, а просто из принципа — если Ельцин за, то мы против. Сколько ни уговаривал Хасбулатов заупрямившихся народных избранников, они раз за разом проваливали поправку и никак не желали приводить букву основного закона в соответствие с действительностью. Ситуацию переломил только коллективный демарш депутатов из Питера, которые дружно вышли из зала, чем сорвали кворум, нужный для принятия других важных решений.

Два мира, два проекта

Понятно, что в таких условиях никакого консолидированного текста новой Конституции появиться не могло. Каждая из противостоящих сторон вооружилась собственным проектом.

«Депутатский» вариант разработала Конституционная комиссия, ответственным секретарем которой был Олег Румянцев. Комиссия начала свою работу задолго до конфронтации, еще в ту пору, когда во главе Верховного Совета стоял Ельцин, и не собиралась ни с кем воевать. Ее члены исходили из абстрактно-юридических принципов. Румянцеву грезилась слава «российского Мэдисона» (одного из ключевых авторов Конституции США). В результате им удалось сочинить вполне достойный и пристойный документ, который, тем не менее, решительно не подходил для нашего политического климата.

Во-первых, Румянцев и компания явно переусердствовали с централизацией и фактически нарисовали на бумаге жесточайшую «вертикаль власти» (хотя словосочетания такого тогда не знали), что вызывало дружный отпор региональных начальников и тесно связанной с ними части депутатского корпуса. Этим не преминули воспользоваться оппоненты из Кремля, сумевшие перетянуть на свою сторону симпатии глав республик, краев и областей.

Во-вторых, парламентские юристы вылизывали до такого блеска нюансы разделения властей, что оставили будущему главе государства слишком мало полномочий. Тот не мог назначить без согласия законодательного собрания — оно, кстати, тоже называлось Государственной Думой — не только главу правительства, но и его заместителей, даже ключевых министров.

Подобная конфигурация власти была абсолютно неприемлема для президентской гвардии. Ведущую роль в разработке ельцинского проекта сыграл Сергей Шахрай, бывший глава комитета Верховного Совета по законодательству. В основу своей работы кремлевские конституционалисты, естественно, положили принцип очень сильной президентской власти. По первоначальным прикидкам, у депутатов оставалась только одна функция — соглашаться с предложенной кандидатурой премьер-министра. Причем отвергнуть эту кандидатуру они могли не более двух раз, а троекратный отказ приводил к роспуску нижней палаты. С этим уже не могли согласиться адепты законодательной ветви власти.

Гордиев узел

В июне 1993 года стороны в последний раз попытались создать видимость компромисса. Указом президента было созвано Конституционное совещание. На этот форум приглашены были все — чиновники из администрации президента, народные депутаты, лидеры всевозможных карликовых партий, представители общественных организаций, творческих союзов, конфессий. В общем, как в Ноевом ковчеге — «всякой твари по паре». Больше всего это собрание напоминало сегодняшнюю Общественную палату.

После бурных продолжительных дискуссий пестрый коллектив импровизированных «законодателей» одобрил президентский проект. Но никакой юридической силы такое одобрение не имело. А легитимный орган законодательной власти категорически отказывался даже обсуждать продукт работы Конституционного совещания.

Борис Ельцин разрубил этот «гордиев узел» сугубо силовым способом. 21 сентября 1993 года был обнародован знаменитый указ №1400, разом упразднявший и старую Конституцию, и Съезд народных депутатов, и Верховный Совет. Борьба ветвей власти вылилась в вооруженный конфликт. В те горячие дни Румянцев и Шахрай оказались в буквальном смысле по разные стороны баррикад. Белый дом, где засели непримиримые народные избранники, и ответственный секретарь Конституционной комиссии в их числе, был взят штурмом. Ельцин победил в неравном бою. Проект новой Конституции вынесли на всенародное голосование.

На самом деле, мы уже никогда не узнаем, сколько граждан России за нее проголосовали. Специальным указом президента во время предвыборной кампании — параллельно проходили первые выборы депутатов Госдумы — была запрещена всякая агитация против проекта Конституции. А по окончании референдума председатель Центризбиркома Николай Рябов распорядился уничтожить все бюллетени, отданные за и против нового основного закона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *