Про сироту

Волонтеры (добровольцы) — граждане или юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации.
Благополучатели — лица, получающие помощь волонтеров.

(Определение согласно ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворителньых организациях»)

Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.
Закон не проводит принципиального различия между детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей

Социальный приют для детей — специализированное государственное учреждение, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Основными задачами приюта являются обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства, а также способствование устранению кризисной ситуации в родной семье и возвращение в нее ребенка, в случае невозможности — определение ребенка в замещающую семью.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних — специализированное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Школа-интернат VII вида, школа-интернат VIII вида — образовательные учреждения \, имеющих нарушения развития. Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития:

  • Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.
  • Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.
  • Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоянии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.
  • Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.
  • Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.
  • Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности. Дети обучаются по программе общеобразовательной школы, но в щадящем режиме — в малочисленных классах, с дополнительными занятиями логопеда, дефектолога, других специалистов. По окончании школы дети получают аттестат о среднем образовании.
  • Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Дети обучаются по упрощенной программе, включающей в себя примерно программу начальной школы, с особым акцентом на трудовое и физическое воспитание, развитие навыков самообслуживания. Выпускники получают не аттестат, а справку об обучении в школе VIII вида. Выпускники таких школ могут поступать на ограниченное число специальностей — маляр-штукатур, озеленитель, и некоторые другие. Статья об учениках коррекционных школ.

Программы раннего вмешательства (early intervention programs) были впервые разработаны в США и странах Западной Европы для детей первых трех лет жизни. Их цель – как можно раньше выявить нарушения в развитии ребенка и помочь таким детям и их семьям. Программы раннего вмешательства предназначены для всех детей первых лет жизни, имеющих риск отставания или нарушения в развитии, и их семей. Программы раннего вмешательства — это процесс, который включает выявление проблем в развитии ребенка и проведение междисциплинарной оценки, проведение программ терапии и поддержки семьи, заканчивая организацией перехода ребенка в дошкольное (или иное) учреждение.

Опека (попечительство) – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).

Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям — заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2005 № 49)

Патронат — форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях.

Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Безвозмездная опека – форма устройства несовершеннолетних детей (не достигших возраста 14 лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) безвозмездно, исходя из принципа добровольности принятия и выполнения полномочий в отношении подопечного, являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опека (попечительство) по договору об осуществлении опеки и попечительства (возмездная опека) является формой устройства несовершеннолетних детей, заключаемой в форме договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, при которой назначенные органами опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия и исполняют свои обязанности возмездно. На настоящий момент в России существуют две разновидности возмездной опеки в качестве подвидов, перешедших из отдельных форм устройства — Приёмная семья и Патронатное воспитание. Иные возмездные виды опеки могут устанавливаться региональным законодательством РФ.

К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», могут быть отнесены:

  • дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
  • дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • дети-жертвы насилия;
  • дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
  • дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • дети, проживающие в малоимущих семьях;
  • дети с отклонениями в поведении;
  • дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (из многодетных семей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей; из семей, в которых один или оба родителя являются инвалидами; из семей, воспитывающих детей-инвалидов; из неполных семей; а также дети, ставшие безнадзорными вследствие различных обстоятельств).

Социальный сирота — это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Семейное устройство -Статья 123 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

1. Республиканский и городские (районные) операторы банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей информируют граждан республики через средства массовой информации (в данном случае сайт Министерства по социальной защите и труду ПМР, раздел: Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Граждане, состоящие на учете как кандидаты в опекуны и усыновители могут обратиться к республиканскому или городскими (районными) операторам банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей по своему выбору.

3. Обязательным условием получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей из государственного или городского банка данных о детях является соблюдение порядка доступа к конфиденциальной информации в соответствии с нормами действующего законодательства, которые разъясняет оператор банка данных.

Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется в письменной форме лично гражданину, о котором имеется соответствующая документированная информация в государственном банке данных о детях.

Конфиденциальная информация обо всех детях, оставшихся без попечения родителей, содержащаяся в государственном или городских (районных) банках данных о детях, соответствующая информации о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью, предоставляется гражданину на основании его письменного заявления.

В случае если несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы принять на воспитание в свою семью, приоритет в получении соответствующей конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, имеет гражданин, срок учета сведений о котором в государственном банке данных о детях установлен ранее, чем о других указанных гражданах.

4. После подачи заявления республиканский или районный (городской) оператор не позднее чем через 10 (десять) обязан рассмотреть его по существу и предоставить обратившемуся лицу запрашиваемую им документированную информацию либо в письменной форме дать мотивированный отказ в ее предоставлении в котором укажет основания, по которым запрашиваемая документированная информация не может быть предоставлена, дату принятия решения о таком отказе, а также порядок обжалования такого решения.

5.Предоставление информации из государственного банка данных о детях осуществляется бесплатно.

6. При выборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается соответствующим оператором направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения. О выданном направлении в анкете ребенка и анкете гражданина делаются соответствующие отметки.

7. В случае если в городском (районном) банке данных о детях или республиканском банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, конфиденциальная информация, на основании заявления в письменной форме данного гражданина продолжается поиск ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях или прекращается учет сведений о таком гражданине в государственном банке данных о детях.

8. Уведомление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о результатах поиска указанного ребенка должно проводиться городским (районным) оператором или республиканским оператором в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, но не реже чем 1 (один) раз в месяц.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей – совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне уполномоченного Президентом Приднестровской Молдавской Республики исполнительного органа государственной власти Приднестровской Молдавской Республики, ведущего централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска информации о детях, оставшихся без попечения родителей, о гражданах, желающих принять в свою семью детей на воспитание:

Министерство по социальной защите и труду Приднестровской Молдавской Республики г. Тирасполь, ул. 25 Октября 114.

Городской (районный) банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – городской (районный) банк данных о детях), – часть государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержащий документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории города (района) Приднестровской Молдавской Республики, о гражданах, желающих принять в свою семью детей на воспитание, проживающих на территории соответствующего города (района):

— Тираспольское управление опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Тирасполь, ул. 1 Мая, 116; 0 (533) 6 71 45

— Бендерское управление опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Бендеры, ул. Суворова, 57; 0 (552) 2 50 36

— Слободзейское управление опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Слободзея, ул. Фрунзе, 14а; 0 (557) 28886

— Григориопольский отдел опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Григориополь, ул. Дзержинского, 56а; 0 (210) 32110

— Дубоссарский отдел опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Дубоссары, ул. Дзержинского, 4; 0 (215) 32649

— Рыбницкое и Каменское управление опеки и попечительства, поддержки семей с детьми в группе риска г. Рыбница, ул. Мичурина, 23а; 0 (555)38378

КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Социальная поддержка в виде выдачи бесплатного государственного жилья оказывается детям-сиротам, а также детям, которые остались без попечения родителей. Прежде чем разъяснять механизм получения такого жилья, необходимо разобраться, кто и по какому принципу попадает под вышеназванные категории.

Дети-сироты – это дети до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Ребенок признается оставшимся без родительского попечения, если до совершеннолетия его родители:
— умерли или признаны умершими решением суда;
— признаны без вести пропавшими;
— лишены родительских прав или ограничены в них;
— недееспособны или признаны частично дееспособными (это должно быть подтверждено судебным решением);
— серьезно больны и не могут выполнять родительские функции;
— избегают выполнения своих родительских обязанностей;
— подозреваются или обвиняются в совершении преступления;
— отбывают наказание в исправительных учреждениях;
— отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
— просто неизвестны (как оба, так и один из родителей).

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Существует ряд обязательных условий, без которых сироте откажут в выдаче государственного жилья. Поэтому, если сирота или лишенный родительского попечения ребенок претендует на такое жилье, он должен:

1. Достигнуть возраста 18 лет, либо быть признанным дееспособным до достижения совершеннолетия (например, если вступил в брак).

2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей), либо окончить вуз (если учится), либо пройти службу в армии (если служит) и иметь при этом подтверждающие это документы. Если же сирота отбывал наказание и освободился, он должен иметь соответствующий документ об отбывании наказания.

3. Не иметь собственного жилья или выделенного социального жилья, полученного по договору найма. Это касается и ближайших родственников или членов семьи, если они живут вместе с сиротой.

Если у родственников имеется жилье в социальном найме, сирота имеет право на получение бесплатной квартиры лишь в следующих случаях:
— если проживает на жилплощади вместе с лишенными родительских прав родителями;
— если вместе с сиротой проживают имеющие серьезные хронические заболевания люди;
— если жилплощадь, где живет кандидат на получение бесплатного жилья, официально признана непригодной для проживания;
— если жилье не соответствует санитарным и техническим нормам;
— если жилье не соответствует положенным нормативам по своей квадратуре.

Дополнительные основания для признания невозможности проживания в жилом помещении могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации. Узнать об особенностях можно обратившись в орган исполнительной власти субъекта РФ. Как правило, это региональный департамент образования, либо муниципальные отделы опеки и попечительства.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если сирота имеет свое жилье, и оно соответствует всем условиям проживания, то на квартиру от государства он претендовать не может!

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫДЕЛЯЕМОМУ БЕСПЛАТНОМУ ЖИЛЬЮ

Выделяемое для сирот жилье имеет четко прописанные требования:

— отдельная квартира (не коммуналка) или дом;
— благоустроенное – с наличием всех коммуникаций (водоснабжение, теплоснабжение и электроснабжение);
— соответствие нормам предоставления площади по договору соцнайма определяется муниципальными органами с учетом уровня обеспеченности населения жильем.

Более подробные требования к выделяемому жилью:

— несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в исправном состоянии;
— жилье должно быть обеспечено инженерными системами: электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение (в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных);
— жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, возможных бытовых утечек воды из инженерных систем;
— доступ к квартирам выше пятого этажа должен осуществляться при помощи лифта;
— комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение;
— размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Жилплощадь не должна быть меньше учетной нормы, которая устанавливается органами местного самоуправления. Если семья сироты состоит их двух человек, то минимальная площадь выдаваемого жилья будет увеличена. Если в семье сироты более двух человек, то на каждого должно быть предоставлено еще дополнительное количество квадратных метров.

КАКОВА ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ЖИЛЬЕ

1. Встаем на учет в реестр детей-сирот или детей без родительского попечения

При достижении 14-летнего возраста ребенок-сирота включается в список детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилье. Соответствующее заявление подается попечителем, опекуном или администрацией того учреждения, где ребенок находится.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то его может подать сам претендент на жилплощадь, но только после достижения совершеннолетия. Делается это в специальном уполномоченном органе, который в каждом регионе свой (более точную информацию дадут в местной администрации).

2. Собираем необходимые документы

После достижения ребенком-сиротой 17-летнего возраста его законным представителем (попечителем, опекуном или администрацией учреждения, где он находится) собирается необходимый пакет документов, который может отличаться в разных регионах РФ. Документы подаются законным представителем в местную администрацию, после чего сирота включается в список на получение жилья.

За год до совершеннолетия ребенку собирается необходимый пакет документов, который может отличаться в разных регионах РФ. После подачи документов в соответствующий орган местные власти принимают решение включить сироту в список на получение жилья или нет.

Что касается тех сирот, которые обращаются в госорганы после достижения совершеннолетия самостоятельно, то необходимые документы человек должен собрать и иметь с собой непосредственно в момент обращения.

Список необходимых документов:

— заявление на получение жилья (2 экземпляра);
— паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
— документ, подтверждающий статус сироты;
— справка о составе семьи (оригинал);
— документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
— справку с места учебы или работы (об окончании обучения в вузе/службы в армии/отбывания наказания);
— свидетельство о заключении брака (для тех, кто состоит в браке);
— свидетельство о рождении детей (если имеются дети);
— документ, подтверждающий место жительства.

Одно заявление на получение жилья подается в администрацию (или уполномоченный орган), второе – в органы опеки и попечительства.

Заявление пишется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать просьбу о выделении жилья, фамилию, имя и отчество заявителя, паспортные данные, реквизиты удостоверения ребенка-сироты, дату составления и возможные дополнительные просьбы заявителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ! До совершеннолетия сирота может подавать заявления только через законных представителей. После совершеннолетия – только лично. Обращение через доверенное лицо в этом случае не допускается!

В качестве исключения для несовершеннолетних (но уже достигших 16-летнего возраста) может быть только ЭМАНСИПАЦИЯ. Это процесс, когда по решению органов опеки и попечительства (а также с согласия усыновителей или попечителя, а при его отсутствии – по решению суда) ребенок признается дееспособным и имеет право на получение жилого помещения по договору найма.

Если сирота обучается в вузе, проходит службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то жилье может быть предоставлено ему только после завершения обучения/службы/отбывания наказания.

Получить бесплатное жилье сирота может лишь до достижения возраста 23 лет!

Исключения действуют лишь для получающих профессиональное образование, служащих в армии, а также отбывающих наказание сирот. Эти люди должны при первой возможности подать заявление на получение жилья в специальный уполномоченный орган и имеют право на получение соцжилья вне очереди.

После совершеннолетия – только лично. Обращение через доверенное лицо не допускается!

Если сирота обучается в вузе, проходит службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то жилье может быть предоставлено ему только после завершения обучения/службы/отбывания наказания.

Подать заявление на получение бесплатного жилья сирота может лишь до достижения возраста 23 лет! Исключения действуют лишь для получающих профессиональное образование, служащих в армии, а также отбывающих наказание сирот. Эти люди должны при первой возможности подать заявление на получение жилья в специальный уполномоченный орган и имеют право на получение соцжилья вне очереди.

3. Подаем документы в соответствующий орган власти

Для постановки на учет для получения жилья обратитесь в местную администрацию (или иной уполномоченный орган). Если администрация не занимается этим вопросом, ее сотрудники подскажут вам, куда обратиться для подачи заявления и пакета документов для постановки в очередь на получение жилья.

4. Ожидаем подбора и выделения жилья

Обычно заявка рассматривается в течение одного месяца. Если ответ положительный, то уже в течение следующего года претендент должен получить квартиру. На практике, к сожалению, ожидание может затянуться – все зависит от нормативных правовых актов органов местного самоуправления и возможностей региональных властей строить и сдавать жилье льготным категориям граждан.

5. Заключаем договор найма жилого помещения

Когда жилье подобрано и готово к выдаче, между муниципальными властями и сиротой заключается договор найма специализированного жилого помещения. В нем четко прописано, что жилье может использоваться исключительно для личного проживания заявителя и членов его семьи.

Договор действует в течение пяти лет. По истечению срока он трансформируется в стандартный договор социального найма. Однако в исключительных случаях договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок. Например, если сирота не исполнял обязанности по договору должным образом ввиду сложных жизненных обстоятельств.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

В каком возрасте лучше подавать заявление о предоставлении бесплатного жилья?

Попасть в реестр сирот, нуждающихся в бесплатном жилье, можно, начиная с 14 лет. Напомним, до достижения совершеннолетия встать на учет можно только через законного представителя.

Подача же заявки на получение жилья осуществляется не раньше 17-летнего возраста, а получить квартиру можно не раньше 18 лет. Если ребенок-сирота находится на учебе и получает профессиональное образование, проходит срочную службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то получает квартиру он только после окончания вуза/службы в армии/отбывания наказания.

В какой срок после подачи заявления выдадут квартиру?

По регламенту квартиру заявитель получит не ранее чем через год после положительного решения госоргана. Однако крайний срок законодательно не установлен. На практике процедура может занять больше времени.

Можно ли приватизировать бесплатное жилье?

Социальное жилье может быть приватизировано сиротой в частную собственность. Однако для этого прожить он там должен не менее 5 лет. Это связано с тем, что при выдаче квартиры на этот срок заключается договор найма специализированного жилья. Приватизировать квартиру ранее этого срока невозможно.

После 5 лет проживания с сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Можно ли получить деньги вместо бесплатного жилья?

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение наличными рублями невозможно. Жилплощадь нельзя перевести в денежный эквивалент и выдать вместо него сумму денег, равную его стоимости. Кроме того, нельзя получить квартиру в виде субсидии на приобретение или строительство жилья самостоятельно.

Можно ли получить бесплатное жилье в другом городе?

Жилье для сирот предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади. Для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в том населенном пункте, где он хочет получить жилплощадь.

Можно ли отказаться от получения бесплатного жилья?

Если по какой-либо причине сирота хочет отказаться от полученной квартиры, например, если квартира не соответствует прописанным в законе нормам, он вправе это сделать. В этом случае необходимо потребовать от администрации замены ненадлежащей жилплощади, грамотно аргументировав претензию. Если госорган отказывается менять квартиру на ту, которая действительно соответствует всем законодательным нормам, то необходимо обращаться с иском в суд.

ВНИМАНИЕ! В этом случае квалифицированная юридическая помощь сироте должна быть оказана бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Если интересы сироты представляет доверенное лицо, на него может потребоваться нотариальная доверенность.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Чтобы сироте получить бесплатное жилье от государства, нужно действовать по следующей схеме:

1. Достичь совершеннолетия или быть признанным дееспособным. 2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот. 3. Если ребенок учится/служит/сидит в тюрьме, то получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы, или же справку о наличии судимости, если заявитель отбывал наказание. 4. Подготовить необходимый пакет документов, в том числе бумаги, подтверждающие отсутствие жилья или же, в случае его наличия, подтверждающие невозможность проживания в нем. 5. Написать два заявления на получение бесплатной жилплощади и подать их в местную администрацию (или иной уполномоченный орган), а также в органы опеки по месту проживания. Сделать это надо до 23 лет. 6. Дождаться решения по заявке (обычно оно принимается в течение одного месяца). 7. В случае положительного решения дождаться получения квартиры. 8. Удостовериться, что выделяемое жилье соответствует всем необходимым требованиям. 9. При получении жилья заключить договор пользования жилым помещением. 10. Через 5 лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем (возможно только при отсутствии долгов за коммунальные услуги).

Где и какое жилье предоставляется сиротам

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру или дом, проверьте, соблюдаются ли следующие требования:

Благоустроенность. Согласно законодательству (п. 1.ст.8 ФЗ-159) предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным, применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Квартира/дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой. Всё перечисленное должно находиться в рабочем состоянии.

Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления/канализации/водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами (газовой колонкой, уличным туалетом и т.п). В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и сирота может от него отказаться.

Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, установленной Правительством региона. В Рязанской области и в большинстве регионов она составляет 33 кв.м.Таким образом предоставляемое жилье не должно быть меньше этой площади.

Расположение Жилье должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию (прописка). То есть если вы прописаны в городе, то предоставить квартиру в районе вам не имеют право.

Если эти требования не соблюдены, то вы имеете право отказаться от такого жилья и требовать предоставления другого, которое будет отвечать вышеперечисленным требованиям. Отказ лучшее оформить в виде письменного заявления, указав, какие именно нарушения закона были допущены.

Если вы зарегистрированы в одном населенном пункте, а постоянно живете (учитесь, работаете, снимаете жилье и т.п.) в другом в пределах субъекта РФ, то можно добиться предоставления жилья именно в месте постоянного проживания. В таком случае заранее проконсультируйтесь с юристом, так как органы власти из-за незнания законодательства часто оказывают в обеспечении жильем в подобных ситуациях.

Считается ли предоставленное государством жилье собственностью сироты?

Согласно федеральному закону жилье сиротам предоставляется по договорам специализированного найма. Это значит, что в течение 5 лет такое жилое помещение нельзя продать, но вы уже можете в нем жить и несете за него ответственность, то есть обязаны платить за коммунальные услуги.

По истечении этого срока с вами будет заключен договор социального найма. После этого жилье можно приватизировать и тогда оно станет вашей собственностью.

Учитываются ли члены семьи при предоставлении жилья?

К сожалению, ни дети, ни супруги не учитываются при расчете площади предоставляемого жилья.

Можно ли просить предоставить жилье в другом населенном пункте?

По закону квартира или дом будут предоставлять в пределах того муниципального образования (города или района), где вы стоите на учете.

Таким образом вы можете отказаться от предоставления жилья в одном регионе, но тогда вам нужно будет заново встать на учет в другом регионе и уже там обращаться за жильем. Мы не рекомендуем этого делать, потому что с постановкой на учет могут возникнуть проблемы и тогда вы лишитесь возможности получить квартиру.

Имейте ввиду, что если вам уже исполнилось 23 года, то встать на учет в другом регионе вы не сможете.

Если у вас нет регистрации, жилье может быть предоставлено по месту постоянного жительства, первичного выявления и устройства под опеку (населенный пункт, где было вынесено постановление об установлении опеки, либо о направлении в детский дом).

Закон не связывает место предоставления жилья с местом постоянной регистрации. В законе четко сказано «по месту жительства”, а под этим «местом жительства” можно понимать место где человек постоянно находится — работает учится, растит детей и т.п. Таким образом не имея регистрации вообще или имея регистрацию в населенном пункте, в котором вы не живете, можно претендовать на приобретение жилья там,где вы постоянно находитесь. К сожалению, на практике органы власти часто отказывают сиротам в таких ситуациях, поэтому необходимо проконсультироваться с юристом.

Информация для граждан, относящихся к категории «детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гражданам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) при обращении в службу занятости населения Санкт-Петербурга гарантируется бесплатное предоставление государственных услуг Службы занятости.

Обращение возможно в Агентство занятости населения любого удобного для человека района Санкт-Петербурга.

В целях информирования об услугах службы занятости, знакомства с законодательством о труде, перспективах и тенденциях развития рынка труда Санкт-Петербурга в Агентствах занятости регулярно проводятся информационные мероприятия, в том числе консультирование, профориентационные мероприятия, «Дни открытых дверей»

Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (в редакции Федерального закона от 01.05.2017 № 89-ФЗ) (далее – Закон о занятости) предусмотрены дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: повышенное пособие по безработице, стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).

Пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации не может превышать шесть месяцев.

По истечении шести месяцев со дня регистрации указанных лиц в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением указанными лицами профессионального обучения и получения ими дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 Закона о занятости.

Полностью с изменениями в законодательстве можно ознакомиться по ссылке: Федеральный закон от 01.05.2017 № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»
и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
.

Информация за 1 квартал 2020 года

В 1 квартале 2020 года в службу занятости населения Санкт-Петербурга за содействием в поиске подходящей работы обратилось 204 человека из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из них трудоустроено 71 человек.

  • признано безработными — 66 чел.
  • услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования получили 103 чел.;
  • услуги по психологической поддержке получили 51 чел.;
  • услугу по социальной адаптации на рынке труда получили 157 чел.;
  • приступили к профессиональному обучению 2 чел.;
  • приняли участие во временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время – 69 чел.

Ярмарка – выставка «Профессиональный маршрут» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Санкт-Петербурга

Служба занятости населения ежегодно проводит Ярмарку-выставку «Профессиональный маршрут» (далее – Ярмарка) для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и выпускников детских домов.

Главная особенность Ярмарки в том, что она рассчитана на молодых посетителей, которым важно не ошибиться с выбором профессии. Подростки учатся основам самопрезентации: правилам составления резюме, навыкам общения с потенциальными работодателями. Каждый имеет возможность рассмотреть разные этапы профессионального становления, что он должен предпринять, какие шаги сделать, какое образование получить, чтобы занять ту или иную позицию в своей карьере.

Подростки могут пройти тестирование и обсудить результаты с психологами Службы занятости населения. Важно понять, какой вид деятельности максимально близок человеку, и какое образование станет ключом к успеху в дальнейшем. Представители ведущих компаний проводят мастер-классы по составлению резюме.

На лекциях работодатели ответят на самые важные вопросы по трудоустройству, прохождению собеседований и имиджу.

В работе Ярмарки принимают участие более двадцати предприятий и организаций Санкт-Петербурга, а также ВУЗы и колледжи Санкт-Петербурга.

Вход и все услуги на Ярмарке оказываются бесплатно.

Информации о проведении Ярмарки будет опубликовано в разделе «Новости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *