Проект конституционного собрания

Главная страница / Законопроект № 874565-6 О Конституционном Собрании Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации, подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, а также статус Конституционного Собрания Российской Федерации и порядок осуществления им деятельности.

Статья 2. Статус Конституционного Собрания Российской Федерации

Конституционное Собрание Российской Федерации (далее также Конституционное Собрание) – является временно действующим представительным и законодательным органом Российской Федерации, созываемым в порядке и на основании, определенных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом с целью принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации либо разработки проекта новой Конституции Российской Федерации.

Статья 3. Созыв Конституционного Собрания

1. Решение о созыве Конституционного Собрания принимается Президентом Российской Федерации в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

2. В решении о созыве Конституционного Собрания, принимаемом Президентом Российской Федерации, устанавливается дата проведения первого заседания Конституционного Собрания и предельный срок полномочий созываемого Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации и принятии нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

ГЛАВА II. СОЗЫВ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 4. Состав Конституционного Собрания

1. В состав Конституционного Собрания включаются по должности руководители представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации.

2. По предложению Президента Российской Федерации в состав Конституционного Собрания, от представительного органа города Российской Федерации с числом жителей более ста тысяч человек, могут быть включены до пяти членов такого представительного органа. В случае, определенном настоящим пунктом, такой представительный орган выбирает представителей в состав в состав Конституционного Собрания простым большинством.

Статья 5. Вступление в полномочия члена Конституционного Собрания

1. Лица, указанные в части первой статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия решения о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

2. Лица, указанные в части второй статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, приобретают статус члена Конституционного Собрания с момента принятия соответствующего решения представительным органом, на основании предложения Президента Российской Федерации.

3. Статус члена Конституционного Собрания подтверждается удостоверением члена Конституционного Собрания.

4. Полномочия члена Конституционного Собрания прекращаются с даты прекращения полномочий созванного Конституционного Собрания, а также в случае прекращения полномочий такого лица, как члена представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации или в иных случаях, определенных настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 6. Вручение удостоверения члена Конституционного Собрания

1. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется в торжественной обстановке в присутствии высших должностных лиц государства.

2. Вручение удостоверений членов Конституционного Собрания осуществляется за пятнадцать дней до дня созыва Конституционного Собрания, определенного решением о созыве Конституционного Собрания Президентом Российской Федерации.

Глава III. СТАТУС ЧЛЕНА КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 7. Иммунитет члена Конституционного Собрания

Член Конституционного Собрания является представителем всех граждан Российской Федерации, обладает неприкосновенностью и не может привлекаться к ответственности в связи с деяниями, совершенными им в связи с исполнением обязанностей члена Конституционного Собрания, в период, установленный для осуществления полномочий созванного Конституционного Собрания.

Статья 8. Гарантии и компенсации члена Конституционного Собрания

1. За исполнение обязанностей члена Конституционного Собрания лицо получает вознаграждение в размере, решением Президента Российской Федерации, принимаемым в период созыва Конституционного Собрания.

2. Члену Конституционного Собрания компенсируется стоимость проезда от места жительства до места проведения Конституционного Собрания и обратная дорога.

3. Члены Конституционного Собрания, не имеющие жилья в городе, где проводится Конституционное Собрание, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета таким жильем на время с момента вручения удостоверения члена Конституционного Собрания до даты окончания работы Конституционного Собрания.

Статья 9. Права члена Конституционного Собрания

1. Член Конституционного Собрания вправе:

а) выступать на заседаниях Конституционного Собрания в соответствии с Регламентом Конституционного Собрания;

б) участвовать в разработке проекта новой Конституции Российской Федерации, путем направления Президенту Российской Федерации предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации, в случае проведения предварительных публичных слушаний по вопросам принятия проекта новой Конституции Российской Федерации в поселениях, муниципального районах, городском округе или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации, представителем которого он является;

в) голосовать на заседаниях Конституционного Собрания;

г) обращаться с запросами в устной (на заседаниях Конституционного Собрания) или письменной форме к Президенту Российской Федерации, в органы государственной власти и к должностным лицам (ответ на такой запрос в письменной форме должен быть предоставлен в пятидневный срок);

д) пользоваться иными правами, предоставленными ему Конституцией Российской Федерации и настоящим федеральным конституционным законом.

2. До даты проведения первого заседания Конституционного Собрания, целях реализации положений пункта б) части первой настоящей статьи, представительный орган поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения Российской Федерации проводит предварительные публичные обсуждения по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, на которых рассматриваются все обращения и предложения жителей по предмету публичных слушаний.

Глава IV. РАЗРЕШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 10. Обеспечение работы Конституционного Собрания

1. Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности Конституционного Собрания осуществляет Администрация Президента Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

2. Во время работы Конституционного Собрания его членам предоставляются информационные бюллетени о деятельности Конституционного Собрания и его органов, стенографические отчеты заседаний.

Статья 11. Место проведения Конституционного Собрания

1. Место проведения Конституционного Собрания определяется решением о созыве Конституционного Собрания, принятым Президентом Российской Федерации созыве Конституционного Собрания.

2. В помещении, где проводится Конституционное Собрание, размещаются изображение Государственного Герба Российской Федерации и Государственный Флаг Российской Федерации.

Статья 12. Регламент Конституционного Собрания

1. В своей работе Конституционное Собрание руководствуется Регламентом Конституционного Собрания, утвержденным Президентом Российской Федерации.

2. Регламент Конституционного Собрания должен быть предоставлен для ознакомления в членам Конституционного Собрания не менее чем за три дня до начала работы Конституционного Собрания.

Глава V. ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СОБРАНИЯ

Статья 13. Открытие Конституционного Собрания. Первое заседание Конституционного Собрания

1. Конституционное Собрание открывается исполнением Государственного Гимна Российской Федерации.

2. Вступительное слово на первом заседании Конституционного собрания зачитывается Президентом Российской Федерации

3. Президент Российской Федерации является по должности Председателем Конституционного Собрания. Председатель Конституционного Собрания руководит деятельностью Конституционного Собрания и обеспечивает соблюдение Регламента Конституционного Собрания.

4. На первом заседании Конституционного Собрания рассматриваются следующие вопросы:

а) заслушивается и обсуждается доклад представителя инициаторов предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, который представляет предложения по изменению положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

б) рассматривает вопрос о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации.

Статья 14. Подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации

1. Решение о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.

2. В случае принятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Конституция Российской Федерации считается подтвержденной, а Конституционное Собрание — прекратившим свои полномочия.

3. В случае непринятия решения о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации, Председатель Конституционного Собрания – Президент Российской Федерации объявляет дату проведения заседания Конституционного Собрания, на котором будет рассмотрен вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, а также определяет сроки предоставления членами Конституционного Собрания предложений по редакции новой Конституции Российской Федерации.

Глава VI. РАЗРАБОТКА И ПРИНЯТИЕ

НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 15. Разработка проекта Конституции Российской Федерации

1. Для разработки проекта Конституции Российской Федерации члены Конституционного собрания направляют Президенту Российской Федерации предложения по сформированные по результатам публичных слушании по вопросам подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации, а также разработки и принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, в срок, определенный в соответствии с частью третьей статьи 14 настоящего Федерального конституционного закона.

2. Подготовленный проект Конституции Российской Федерации вносится Президентом Российской Федерации на рассмотрение Конституционного Собрания.

3. Президент Российской Федерации вправе принять решение о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование. В этом случае, полномочия Конституционного Собрания прекращаются с даты принятия решения о вынесении принятия нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Статья 16. Рассмотрение проекта новой Конституции Российской Федерации

1. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан более чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, то считается, что Конституционное Собрание приняло новую Конституцию Российской Федерации.

2. В случае если проект новой Конституции Российской Федерации был поддержан менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации выносит принятие нового проекта Конституции Российской Федерации на всенародное голосование.

Глава VII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17. Подписание и вступление в силу новой Конституции Российской Федерации

1. В случае принятия новой Конституции Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Федеральным конституционным законом, Президент Российской Федерации и Председатель Конституционного Собрания подписывают новую Конституцию Российской Федерации.

2. Подписание новой Конституции Российской Федерации происходит в торжественной обстановке в присутствии членов Конституционного Собрания, членов Совета Федерации, членов Правительства Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иных высших должностных лиц Российской Федерации.

3. Новая Конституция Российской Федерации вступает в силу на следующий день после подписания в порядке, определённом частью первой настоящей статьи, если иной порядок не установлен переходными положениями новой Конституции Российской Федерации. В день вступления в силу новой Конституции Российской Федерации прекращает свое действие предыдущая Конституция Российской Федерации.

4. Принятая Конституционным Собранием Конституция Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в трехдневный срок со дня принятия.

5. Органы государственной власти, сформированные в соответствии с предыдущей Конституцией Российской Федерации, действуют в соответствии с переходными положениями новой Конституции Российской Федерации.

Депутаты Госдумы от КПРФ внесли в нижнюю палату парламента проект ФКЗ «О Конституционном собрании Российской Федерации». Авторы законопроекта отметили в пояснительной записке: принятие документа предусмотрено действующей Конституцией. Согласно ст. 135 Основного закона, если предложение о пересмотре первой, второй и девятой глав Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совфеда и депутатов Госдумы, то придётся созвать Конституционное собрание. Оно либо подтвердит неизменность Основного закона, либо разработает проект новой Конституции.

В этом сюжете

  • «Яблоко» в ВС оспорит распоряжение Путина о голосовании по Конституции 6 марта, 12:22
  • Клишас пояснил, почему поправки в Конституцию выносят на голосование единым пакетом 6 марта, 11:15

По мнению авторов инициативы, указание в Основном законе на Конституционное собрание и необходимость определения порядка его созыва федеральным конституционным законом означает, что такой нормативный акт нужно принять. В Госдуму уже вносили шесть законопроектов на эту тему, но ни один из них не приняли.

«Между тем, Конституционное собрание — это особый орган с уникальной компетенцией, институт высшей (учредительной) власти, который способен переформатировать политическое, экономическое, социальное пространство, изменить существующую модель общественного и государственного устройства, направить страну на новый путь развития», — говорится в пояснительной записке.

В связи с этим КПРФ предложила свой вариант законопроекта. Он содержит нормы о созыве Конституционного собрания и его полномочиях. Предполагается, что в Конституционное собрание войдут 335 человек: девять – по должности, 225 – по избранию и 100 – по назначению.

  • Членами Конституционного собрания по должности будут президент, председатели Госсовета, Совфеда, Госдумы, Правительства, ЦИК, Конституционного и Верховного судов, генпрокурор и уполномоченный по правам человека в РФ.
  • Членами Конституционного собрания по назначению станут ведущие юристы, представители общероссийских общественных и религиозных объединений, члены Совфеда и депутаты Госдумы.
  • Членами Конституционного собрания по избранию могут быть граждане, избранные на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Законопроект № 916140-7 «О Конституционном Собрании Российской Федерации».

  • Право.ru
  • Законопроект
  • Новости
По теме:

Глава СПЧ направил в Госдуму письмо с критикой «просемейного» пакета МизулинойСМИ: мандат Вахи Агеева могут передать экс-губернатору Иркутской области Сергею ЛевченкоВ Сыктывкаре неизвестные облили зеленкой кандидата в депутаты от КПРФ Виктора ВоробьеваНа Ямале ждут провокаций на выборах. В округ приехали члены «Левого фронта»РБК: Госсовету хотят сохранить функционал, но расширить составЗюганов рассказал, как Гитлер сжигал в печах «русских, евреев и всю остальную сволочь»Ульяновский губернатор судится с коммунистом из-за плаката со словом «her»В Иркутской области идет сетевой флешмоб с хештегами против «путинского варяга»Фонд «Либеральная миссия» предупредил об усилении репрессий после конституционной реформыПутин поручил правительству разобрать поправки, которые не включили в КонституциюВ Хабаровске коммунисты выходят на несогласованный митинг против политических репрессийАктивисты движения «НЕТ!» попробуют через суд отменить итоги голосования по КонституцииПутин назвал ошибку советской Конституции — это право республик выходить из СССРСенатор Мархаев заявил, что КПРФ будет добиваться отмены итогов голосования по поправкамПользователи соцсетей записали старую Конституцию в «Клуб 27″В Петербурге сторонница поправок в Конституцию обнаружила, что за нее уже проголосовалиРашкин попросил Генпрокуратуру проверить в 10 раз превышенные данные по «надомникам» в РаменкахВ Петербурге выявили двойное голосование: женщина получила бюллетень во дворе и на участкеВЦИОМ назвал данные экзитполов на голосовании по внесению поправок в Конституцию РоссииТюменский суд арестовал члена КПРФ на шесть суток за пикет, который он снималЭксперты рассказали, как разные страны мира меняли Конституции в XXI векеЭксперт: в Москве на онлайн-голосование по Конституции записалось аномальное число гражданРашкин попросил Генпрокуратуру проверить законность розыгрыша призов во время голосованияВ Томске госканал выдал за сторонника конституционной реформы депутата-противника поправокВ Тюмени сторонники КПРФ провели одиночные пикеты против поправок в КонституциюВенецианская комиссия заявила об обязательности решений ЕСПЧ для России. Реакция в РФМэрия Москвы не согласовала митинг КПРФ и «Левого фронта» против поправок в КонституциюКоммунисты подали иск в Верховный суд, требуя признать недействительным указ Путина о голосовании по поправкам в Конституцию»Дождь»: в Москве за голос в поддержку поправок в Конституцию платят 50 рублейКоммунисты ХМАО готовят акцию протеста против голосования по поправкам в КонституциюЗюганов ответил Путину, назвавшему позицию КПРФ по поправкам в Конституцию «странной»КПРФ и «Левый фронт» подали заявку на проведение митинга против поправок в КонституциюКоммунисты устроили акцию протеста против проведения электронного голосования в МосквеВ Петербурге оштрафовали председателя «Открытой России» за возложение цветов к зданию суда»Яблоко» призвало не участвовать в «фейковом» голосовании по поправкам в КонституциюКлишас назвал «гарантией стабильного перехода» возможность Путина снова стать президентомДепутата Елену Шувалову, которая позвала на круглый стол Навального, исключили из КПРФКто такой Николай Платошкин, которого собираются судить за ролики на YouTubeЗюганов: арест Платошкина вызван «нарастающим скатыванием властей к полицейщине»Экс-кандидат в депутаты Госдумы Платошкин отправлен под домашний арест по делу о фейкахПетербургу не разрешили дистанционное голосование за поправки в КонституциюЦИК назвал два региона, где голосование по поправкам в Конституцию будет электроннымВ Москве задержан экс-кандидат в депутаты Госдумы от КПРФ Платошкин. Его доставили в СКРВЦИОМ рассказал о росте числа желающих голосовать за поправки в КонституциюОппозиция обсуждает подачу иска из-за агитационной кампании за поправки в КонституциюПротивники поправок в Конституцию потребовали от ЦИК равенства возможностей для агитацииОпрос: больше половины россиян считают, что после пандемии нужно убирать запретыВ Москве депутатов КПРФ задержали на акции в честь Дня ПобедыЗюганов предупредил, что без господдержки малые и средние предприятия «выйдут на улицу»Тюменские коммунисты провели автопробег в честь Первомая, несмотря на режим самоизоляцииКоммунисты вышли на пикеты к администрации президента и мэрии МосквыКоммунист обратился в Генпрокуратуру, обвинив Дмитрия Киселева в реабилитации нацистовДепутат просит Генпрокуратуру проверить сериал «Зулейха открывает глаза»Коммунисты в юбилей Ленина провели у Мавзолея массовую акцию, несмотря на ограниченияФракция КПРФ в Мосгордуме обвинила Сергея Собянина в нарушении КонституцииЗюганов призвал провести национализацию для сохранения независимости после пандемииДепутатам Екатеринбурга объяснили, как и зачем агитировать за поправки в КонституциюВ ВШЭ оценили формулировки российских законов: они все труднее для понимания даже юристамиПутин подписал указ о дате проведения всенародного голосования по поправкам в КонституциюГД приняла закон об уголовной ответственности за нарушения в ходе всенародного голосованияВ Сети стали продавать мерч с надписью «Öбнулись»Конституционный суд России одобрил поправки в КонституциюСоцопрос: 57% россиян готовы в 2024 году голосовать на выборах президента за ПутинаВ думе Артемовского высказались о переименовании улицы Валентины ТерешковойВ Тюмени КПРФ согласовали митинг против «обнуления» президентских сроков ПутинаСенатор Лукин вышел из «Яблока» после того, как поддержал обнуление президентских сроков»Собеседник»: Росреестр засекретил информацию о недвижимости Валентины ТерешковойПесков связал одобрение Путиным идеи об обнулении президентских сроков с ситуацией в миреТерешкова заявила, что критики ее поправки «не любят страну»Источник: сенатор Мархаев голосовал против поправок, Нарусова была в числе воздержавшихсяКрашенинников отказался считать поправку Терешковой обнулением путинских сроковСоцсети бурно отреагировали на предложение Госдумы об обнулении президентских сроковВ ЦИК заявили о готовности провести досрочные думские выборы «в любое время»Крашенинников объяснил отказ от запрета на владение заграничной недвижимостью чиновникамиЗапрет на заграничную недвижимость для чиновников не вошел в проект поправок к КонституцииКлишас назвал «спекуляциями» сообщения о значимости 18 марта в конституционной реформеПредставитель РПЦ оспорил поправку в Конституцию о том, что дети — достояние РоссииСКР предложил закрепить в Конституции конфискацию имущества у коррупционеровРБК: ЦИК утвердил логотип и слоган голосования по поправкам в КонституциюВладимир Путин предложил закрепить упоминание Бога в Конституции РоссииВ КПРФ назвали троллингом назначение всероссийского голосования на день рождения ЛенинаСовфед назвал условие, при котором рассмотрение поправок в Конституцию будет прекращеноПутин согласился обсудить поправки в Конституцию с лидерами фракцийВ Кургане на митинг против поправок в Конституцию пришло 60 человекВ Тюмени пикет против поправок в Конституцию собрал около 50 человекЗюганов заявил, что КПРФ не против упоминания Бога в КонституцииРегионы Урала ищут способы повысить явку на голосовании по поправкам в КонституциюПесков сообщил, что рабочая группа обсудит вопрос о внесении Бога в КонституциюВЦИОМ: большинство россиян поддерживает путинские поправки в КонституциюВ рабочей группе рассказали, какие 3 поправки могут внести в преамбулу Конституции РоссииРоссийские интернет-магазины могут отказаться от распродаж из-за законопроекта КПРФДепутат Павел Крашенинников дал в Екатеринбурге мастер-класс по переписыванию КонституцииВ ЕР предложили ввести запрет на иностранное гражданство для областных депутатовЮтубер рассказал, как пытался разместить политическую рекламу у блогеровКомитет Госдумы рекомендовал принять путинские поправки в Конституцию в начальном чтенииПесков объяснил, почему конституционная реформа принимается в такой спешкеНовая редакция Конституции РФ, предложенная Владимиром Путиным. Детальный разборПрезидент забирает еще больше власти. О чем говорят поправки в Конституцию?

Некоторые вопросы конституционно-правового регулирования организации и деятельности Конституционного Собрания Российской Федерации

В следующем – 2013 году действующей Конституции России исполнится двадцать лет. Для российской Конституции это достаточно солидный срок (дольше действовала только Конституция РСФСР 1937 г.). Практика применения действующей Конституции с течением времени неизбежно влечет выявление отдельных юридико-технических недостатков, пробелов в ее тексте, которые на нынешнем этапе паллиативно «закрываются» решениями Конституционного Суда России и отдельными федеральными законами. Однако сам ход политической жизни, как и в любом современном государстве, постепенно актуализирует вопрос о разработке и принятии новой российской Конституции. Эта мысль и данная статья в целом, естественно, не означают призыва к немедленному пересмотру Конституции. Однако такую возможность следует иметь в виду, хотя, например, в год 15-летия Конституции – 2008 г. тогдашний Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральном Собранию специально отметил неуместность «»реформаторского зуда» в отношении Основного закона.

В соответствии со ст. 135 Конституции положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.

Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (т.е. имеются в виду 450 депутатов Государственной Думы России плюс 166 членов Совета Федерации – таким образом, необходимо не менее 370 голосов российских парламентариев), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Однако здесь есть проблема. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации» является одним из немногих федеральных конституционных законов, принятие которых требуется в соответствии с положениями самой Конституции, но не принятых до сих пор.

Следует ещё раз подчеркнуть, что формулирование предложений по разработке и принятию указанного Федерального конституционного закона не следует трактовать как призыв к немедленному принятию новой Конституции – при всём достаточно критичном отношении автора к действующему Основному Закону.

Однако отсутствие принятого в установленном порядке федерального конституционного закона по данному вопросу может привести к событиям, аналогичным событиям 1993 г. – т.е. конституционному кризису. Длительное непринятие закона «О Конституционном Собрании РФ» прямо или косвенно рассматривалось, по всей видимости, в определённых кругах как средство стабилизации Конституции 1993 г. Но на данном этапе задачу стабилизации Основного Закона в общем и целом можно считать решённой. Дальнейшее же отсутствие легальной процедуры принятия новой Конституции России может привести к поиску неконституционных и незаконных, «обходных» путей принятия новой Конституции, что опять же делает вероятным повторение в той или иной степени событий 1993 г.

Поэтому разработка и принятие Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» представляется очень важной и актуальной задачей.

Нужно отметить, что проекты такого закона разрабатывались неоднократно.

Однако ни один из этих проектов так и не стал законом, что было с разными причинами.

Основной вопрос, по поводу которого шла дискуссия – принципы формирования Конституционного Собрания России. То есть что при формировании этого органа следовало обеспечить в первую очередь – демократизм и представительность всероссийского учредительного органа или профессионализм его членов (т.е. их компетентность в вопросе разработке новой Конституции).

Например, в соответствии со ст. 3 проекта, внесённого С.А. Ковалёвым, Конституционное Собрание состоит из 450 народных представителей – членов Конституционного Собрания, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

При этом к кандидатам в члены Конституционного Собрания предъявлялось лишь одно дополнительное по сравнению с избирателями требование – достижения возраста 21 года. При этом членов Конституционного Собрания предполагалось избирать по мажоритарной системе двухмандатных округов. Как видим, такой подход обеспечивает, в первую очередь, демократизм и представительность Собрания.

В соответствии с проектом, внесённым В.П. Зволинским, Конституционное Собрание состоит из должностных лиц Российской Федерации, указанных в Статье 7 настоящего Федерального Конституционного Закона, входящих в Конституционное Собрание по должности, а также из Делегатов – членов Конституционного Собрания от каждого субъекта Российской Федерации, избранных Законодательным (Представительным) органом данного субъекта.

Делегатом Конституционного Собрания, избранным Законодательным (Представительным) органом субъекта Российской Федерации, может быть гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, проживший не менее 5 лет в данном субъекте Российской Федерации, в том числе не менее одного года непосредственно до дня выдвижения его кандидатом в Делегаты Конституционного Собрания, и имеющий конституционное право участвовать в выборах.

При этом Делегатами Конституционного Собрания по должности являются: Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также представители субъектов Российской Федерации, избранные Законодательным (Представительным) органом субъекта Российской Федерации тайным голосованием на альтернативной основе из числа кандидатов в Делегаты, выдвинутых избирателями субъекта Российской Федерации по согласованию с Исполнительным органом данного субъекта Российской Федерации.

В случае данного проекта уже имеет место попытка сочетать демократизм и определённый профессиональный и жизненный опыт действующих должностных лиц государственной власти, включая юристов в лице судей.

По проекту, внесённому депутатами ГД Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукьяновым, В.А. Крюковым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной, членами Конституционного Собрания по должности являются Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При этом Государственная Дума назначает сто членов Конституционного Собрания из числа депутатов Государственной Думы. Состав членов Конституционного Собрания, назначенных Государственной Думой, должен соответствовать составу Государственной Думы по составу депутатских объединений и по числу депутатов, избранных по общефедеральному и одномандатным избирательным округам. В состав членов Конституционного Собрания, назначаемых Государственной Думой, входит Председатель Государственной Думы.

Президент Российской Федерации назначает сто членов Конституционного Собрания из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее юридическое образование и обладающих признанной квалификацией в области права.

В этом проекте акцент делается на необходимости наличия профессионализма и компетентности у членов Конституционного Собрания. Однако демократизм и представительность явно страдают. Особенно обращает на себя внимание ущемление прав по участию в формировании Собрания Государственной Думы – представительного органа, формируемого наиболее демократичным способом.

По проекту депутатов Государственной Думы – членов Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Конституционное Собрание состоит из депутатов Государственной Думы созыва, поддержавшего предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Конституционного Собрания, избранных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Правом выдвижения кандидатов в депутаты Конституционного Собрания в субъектах Российской Федерации обладают главы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и депутаты (члены) законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.

Кандидатами в депутаты Конституционного Собрания могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 21 года. В каждом из субъектов Российской Федерации избираются по семь депутатов Конституционного Собрания.

В этом проекте заметно желание его создателей минимизировать выборные процедуры и прямое влияние избирателей на состав Конституционного Собрания России. Это, а также равная норма представительства от субъектов Федерации (как известно, весьма различающихся по территории и числу избирателей) не позволяет считать сформированное таким образом Собрание в достаточной степени легитимным и представительным.

Оптимальным видится сочетание принципов демократизма и профессионализма при формировании всероссийского учредительного органа. Допустим, членов Конституционного Собрания может избираться – причём и по мажоритарной, и по пропорциональной системе при достаточно умеренных требованиях к кандидатам, а часть – назначаться из числа юристов, обладающих признанно высокой квалификацией в области права Президентом РФ, а также руководством законодательной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации.

Вполне допустимым представляется вариант, при котором, по крайней мере, часть специалистов-юристов будет избираться самими гражданами, естественно, при соблюдении определённых требований. Возможны и другие сочетания упомянутых принципов.

Однако в проекте Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» не могут быть обойдены вниманием и другие вопросы организации и деятельности этого органа – в том числе, вопросы ответственности и процедурные вопросы. Это, например, особенности организации руководства Конституционным Собранием, деятельности его комитетов, комиссий, фракций и других депутатских объединений.

При этом представляется обоснованным и предоставление Конституционному Собранию права принимать собственный Регламент, а также некоторые акты управленческого характера.

1. www.kremlin.ru.

2. Проект федерального закона «О Конституционном Собрании» внесен депутатом ГД С.А.Ковалевым 21.09.2000 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 43 // СПС «Гарант

3. Проект федерального конституционного закона N 98052983-2 «О Конституционном собрании Российской Федерации» внесен депутатом ГД В.П.Зволинским 14.07.1998 принят к рассмотрению протоколом заседания Совета ГД N 148 // СПС «Гарант».

5. Проект федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» внесен депутатами ГД — членами Комитета ГД по законодательству и судебно-правовой реформе 23.10.1997 принят к рассмотрению протоколом N 105 заседания Совета ГД // СПС «Гарант».

Дата размещения новости: 06.02.2018

Законопроект внесен депутатом Государственной Думы В.В. Бортко.

В пояснительной записке к законопроекту «О Конституционном Собрании Российской Федерации» указывается, что он подготовлен в соответствии со статьями 134 и 135 Конституции Российской Федерации.Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации; порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания: порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации. Законопроект состоит из шести глав и тридцати четырех статей.

Глава I. «Общие положения» определяет предмет регулирования Федерального конституционного закона, устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации предметы ведения Конституционного Собрания, закрепляет шестимесячный срок полномочий Конституционного Собрания.

Указанный срок является разумным с точки зрения сочетания принципа достаточности срока для всестороннего обсуждения проекта новой Конституции и принципа сокращения времени неопределенности Конституционных основ государства.

Глава II. «Внесение и рассмотрения предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации. Созыв Конституционного Собрания». Все предложения о пересмотре положении глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. При этом предложение о пересмотре должно содержать проект новой Конституции Российской Федерации, обоснование необходимости пересмотра, а также перечень законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие новой Конституции Российской Федерации.

В случае поддержки Государственной Думой предложения о пересмотре положений Конституции, предложение направляется в Совет Федерации, а в случае отклонения — не подлежит рассмотрению Советом Федерации.

Совет Федерации, поддержав предложение о пересмотре положений Конституции, определяет дату, время и место первого заседания Конституционного Собрания. При этом устанавливается, что Конституционное Собрание созывается на тридцатый день после принятия Советом Федерации решения об одобрении предложения о пересмотре положений Конституции.

Законопроект предполагает запрет на внесение нового предложения о пересмотре положений глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации со дня созыва Конституционного Собрания, а также в течение одного года после завершения работы Конституционного Собрания.

Глава III. «Состав и порядок формирования Конституционного Собрания» закрепляет, что членами Конституционного Собрания являются: Президент Российской Федерации, все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Все члены Совета Федерации, представляющие как одну из палат Федерального Собрания, так и все субъекты Российской Федерации; 100 депутатов Государственной Думы, назначенные Государственной Думой в соответствии с политическим и региональным составом депутатского корпуса, в том числе Председатель Государственной Думы;100 признанных специалистов по вопросам права, назначенных Президентом Российской Федерации.Всего в состав Конституционного Собрания входят 400 членов.

Предлагаемый состав Конституционного Собрания представляет собой разумное сочетание принципа представительности Конституционного Собрания (включая представительство политическое, региональное; а также законодательной, исполнительной и судебной власти) и принципа профессионализма и компетентности членов Конституционного Собрания.

Глава IV. «Структура и органы Конституционного Собрания» определяет структуру Конституционного Собрания. Председателем Конституционного Собрания является Председатель Конституционного Суда Российской Федерации. Три заместителя Председателя Конституционного Собрания избираются тайным голосованием Конституционным Собранием.

Коллегиальным органом, организующим работу Конституционного Собрания, является Совет Конституционного Собрания. В состав Совета Конституционного Собрания входят Председатель и заместители Председателя Конституционного Собрания, Президент Российской Федерации, Председатель Совета Федерации,Председатель Государственной Думы, Председатель Верховного Суда Российской Федерации.

В случае формирования Рабочей палаты Конституционного Собрания Председатель Рабочей палаты входит в состав Совета Конституционного Собрания. Рабочим органом, непосредственно занимающимся разработкой проекта новой Конституции, согласованием окончательного варианта проекта для вынесения на пленарное заседание Конституционного Собрания, является Рабочая палата.

Рабочая палата формируется в случае принятия решения о доработке или разработке проекта новой Конституции Российской Федерации. Рабочая Палата избирает Председателя и заместителей Председателя Рабочей палаты, утверждает регламент своей работы. Число членов Рабочей палаты определяется в количестве 90 человек.

Глава V. «Порядок работы Конституционного Собрания» определяет процедуру деятельности Конституционного Собрания.
Процедура основана на разумном сочетании принципа демократического обсуждения и принципа достаточно жесткой организации работы Конституционного Собрания, включая рассмотрение исключительно тех вопросов, которые должны быть рассмотрены Конституционным Собранием в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Конституционное Собрание на своем первом заседании утверждает свой регламент, избирает заместителей Председателя Конституционного Собрания, а также заслушивает представителя инициаторов пересмотра Конституции с изложением проекта новой Конституции или проекта изменений глав 1, 2. 9 Конституции. После этого на голосование выносится вопрос о подтверждении неизменности действующей Конституции. Этот вопрос принимается большинством от общего числа членов Конституционного Собрания. В случае положительного решения Конституционное Собрание завершает свою работу, в случае отрицательного — приступает к обсуждению представленного проекта.

После обсуждения на голосование ставится вопрос о принятии представленного проекта за основу. В случае положительного решения проект передается для доработки Рабочей палате Конституционного Собрания, которая обязана в течение двух месяцев представить Собранию окончательный проект новой Конституции.

В случае отрицательного решения на голосование ставится вопрос о принципиальном одобрении предложения о пересмотре Конституции (о необходимости пересмотра Конституции, если представленный инициатором пересмотра проект не получил поддержки).

В случае положительного решения Конституционное Собрание поручает Рабочей палате в двухмесячный срок разработать проект новой Конституции. В случае отрицательного решения Конституционное Собрание завершает свою работу.

Разработанный Рабочей палатой проект новой Конституции выносится на голосование Конституционного Собрания для принятия его за основу. В случае отрицательного решения этого вопроса действующая Конституция считаетсяподтвержденной, а Конституционное Собрание завершает свою работу.

В случае принятия проекта новой Конституции Российской Федерации, внесенного инициатором пересмотра глав 1. 2 и 9 Конституции Российской Федерации, или проекта, разработанного Рабочей палатой, за основу Конституционное Собрание образует Редакционную комиссию в составе не более 15 человек и поручает ей подготовку поправок к рассмотрению Конституционным Собранием.

Поправки к принятому за основу проекту новой Конституции Российской Федерации вправе вносить члены Конституционного Собрания, Государственная Дума, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Поправки вносятся в Конституционное Собрание в месячный срок со дня принятия проекта новой Конституции Российской Федерации за основу. Проект новой Конституции выносится на всенародное обсуждение. Замечания и предложения, внесенные гражданами и общественными объединениями, учитываются Редакционной комиссией при работе над текстом проекта.

По окончании рассмотрения поправок на голосование Конституционного Собрания выносится вопрос об одобрении проекта новой Конституции Российской Федерации в целом. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от общего числа членов Конституционного Собрания. В случае если Конституционное Собрание дважды не приняло решение об одобрении проекта в целом,действующая Конституция Российской Федерации считается подтвержденной, а Конституционное Собрание завершает свою работу.

Одобренный в целом проект новой Конституции направляется в Редакционную комиссию для редакционной правки.

Решение Конституционного Собрания о принятии новой Конституции принимается тайным голосованием. В случае принятия новой Конституции двумя третями голосов членов Конституционного Собрания оно завершает свою деятельность, и новая Конституция вступает в силу.

В случае, если за принятие новой Конституции проголосовало менее двух третей, но более половины от общего числа членов Конституционного Собрания, оно переходит к рассмотрению вопроса о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование. Решение об этом принимается тремя пятыми голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.

В случае отрицательного решения этого вопроса Конституционное Собрание завершает свою работу без юридических последствий для действующей Конституции. В случае положительного решения проект Конституции выносится на референдум.

В случае отрицательного решения по вопросу о принятии новой Конституции Конституционное Собрание завершает свою работу, а действующая Конституция считается подтвержденной.

Глава VI. «Заключительные положения» устанавливает, что новая Конституция Российской Федерации подлежит официальному опубликованию в десятидневный срок со дня ее принятия и вступает в силу на следующий день после опубликования, если иной порядок не установлен переходными положениями новой Конституции.

Законопроект предусматривает невозможность изменения Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» со дня, когда предложение о пересмотре положений Глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации одобрено Советом Федерации, и до дня прекращения полномочий Конституционного Собрания.

Принятие Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании» не повлечет дополнительных затрат средств федерального бюджета.

Вернуться на предыдущую страницу

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *