Проект о цифровых финансовых активах

В среду Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении цифровых финансовых активов.

Проект федерального закона разработан в соответствии с поручением президента РФ по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 года.

Цифровым финансовым активом, согласно документу, считаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учёт и обращение которых возможны только путём внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределённого реестра, а также в иные информационные системы».

Цифровой валютой закон признаёт совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа. Однако цифровая валюта не является денежной единицей РФ или иностранного государства, международной денежной или расчётной единицей. Для инвестиций цифровая валюта может использоваться, только если существует лицо, обязанное перед каждым обладателем цифровой валюты. Оператор и (или) узлы информационной системы, обеспечивающие выпуск и обращение цифровой валюты, обязаны лишь поддерживать цифровые валюты только технически.

Т.е. цифровые валюты в соответствии с российским законом представляют собой т.н. частные (фидуциарные), негосударственные деньги.

Выпуск, учёт и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» «с учётом особенностей, предусмотренных настоящим законом», сказано в документе. Напомним, что в США решение регулировать обращение криптовалют с помощью закона о ценных бумагах было принято три года назад.

Законопроект был существенного отредактирован ко второму чтению. Так, из текста исчез термин «криптовалюта», а объём текста увеличилась более чем в 10 раз за счёт детальной регламентации процесса выпуска, учёта и обращения цифровых финансовых активов, обеспечения их сохранности в IT-системах.

Принятый Госдумой законопроект также вносит изменения в ряд федеральных законов. Так, претерпел изменения федеральный закон «О рекламе». В него внесено, в частности, требование в рекламе цифровых финансовых активов указывать на то, что «цифровые финансовые активы являются высокорискованными, их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объёме», и что «до совершения сделок с предлагаемыми цифровыми финансовыми активами следует ознакомиться с рисками, с которыми связано их приобретение».

Как писал D-Russia.ru, документ входит «в один пакет» с законом о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяющим в том числе правовые основы деятельности операторов инвестплатформ по организации розничного финансирования – краудфандинга (вступил в силу с 1 января 2020), а также с законом о «цифровых правах» (вступил в силу с 1 октября 2019).

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • Цифровой финансовый актив – имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Право собственности на данное имущество удостоверяется путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. К цифровым финансовым активам относятся криптовалюта, токен. Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.
  • Цифровая транзакция – действие или последовательность действий, направленных на создание, выпуск, обращение цифровых финансовых активов.
  • Цифровая запись – информация о цифровых финансовых активах, зафиксированная в реестре цифровых транзакций.
  • Реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых записей.
  • Распределенный реестр цифровых транзакций – формируемая на определенный момент времени систематизированная база цифровых транзакций, которые хранятся, одновременно создаются и обновляются на всех носителях у всех участников реестра на основе заданных алгоритмов, обеспечивающих ее тождественность у всех пользователей реестра.
  • Участники реестра цифровых транзакций – лица, осуществляющие цифровые транзакции в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Валидатор – юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций и осуществляющее деятельность по валидации цифровых записей в реестре цифровых транзакций в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Оператор обмена цифровых финансовых активов – юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляют виды деятельности, указанные в статьях 3,4,5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»), или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее – Федеральный закон «Об организованных торгах»).
  • Валидация цифровой записи – юридически значимое действие по подтверждению действительности цифровых записей в реестре цифровых транзакций, осуществляемое в порядке, установленном правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Майнинг – деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты. Майнинг признается предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, которое его осуществляет, в течение трех месяцев подряд превышает лимиты энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.
  • Криптовалюта – вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.
  • Токен – вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых транзакций.
  • Смарт-контракт – договор в электронной форме, исполнение прав и обязательств по которому осуществляется путем совершения в автоматическом порядке цифровых транзакций в распределенном реестре цифровых транзакций в строго определенной таким договором последовательности и при наступлении определенных им обстоятельств.
  • Цифровой кошелек – программно-техническое средство, которое позволяет хранить информацию о цифровых записях. Цифровой кошелек может обеспечивать доступ к реестру цифровых транзакций.

Статья 3. Особенности выпуска токенов

1. В целях настоящего Федерального закона под выпуском токенов понимается последовательность действий, направленная на отчуждение эмитентом токенов их приобретателям. У токена одного вида может быть только один эмитент. Максимальная сумма, на которую лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами, могут приобрести токены в рамках одного выпуска, устанавливается Банком России.

2. Процедура выпуска токенов состоит из следующих этапов:

  • опубликование эмитентом токенов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» инвестиционного меморандума, оферты, содержащей условия приобретения выпускаемых им токенов (далее – публичная оферта о выпуске токенов), а также иных определенных эмитентом документов, необходимых для выпуска токенов;
  • заключение договоров, в том числе в форме смарт-контракта, направленных на отчуждение и оплату токенов их приобретателями.

3. Публичная оферта о выпуске токенов должна содержать:

сведения об эмитенте и его бенефициарном владельце (при наличии): полное наименование эмитента токенов и его бенефициарного владельца (при наличии), место нахождения и адрес постоянно действующего исполнительного органа эмитента и его бенефициарного владельца (при наличии), официальный сайт эмитента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

сведения о лице, осуществляющем депозитарную деятельность, которому передаются на хранение экземпляры публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума (в случае, если эмитент самостоятельно учитывает права владельцев токенов);

цену приобретения выпускаемого токена или порядок ее определения;

дату начала заключения договоров о приобретении выпускаемых токенов;

порядок направления акцепта публичной оферты о выпуске токенов, в том числе срок для направления акцепта, а также порядок оплаты приобретаемых токенов;

сведения о максимальной сумме, на которую могут приобрести токены лица, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» квалифицированными инвесторами;

правила ведения реестра цифровых транзакций, включающие, в том числе, порядок валидации цифровых транзакций;

информацию о порядке открытия цифровых кошельков, используемых для хранения информации о приобретаемых токенах и порядке доступа к реестру цифровых транзакций;

иные сведения, определенные эмитентом.

Публичная оферта о выпуске токенов должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуального предпринимателя – эмитента.

Если учет прав владельцев токенов ведется эмитентом самостоятельно, то эмитент обязан передать на хранение экземпляр публичной оферты о выпуске токенов и инвестиционного меморандума лицу, осуществляющему депозитарную деятельность.

Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

4. Инвестиционный меморандум должен содержать:

  • сведения об эмитенте: полное и сокращенное наименование, цели создания (при наличии), основные виды деятельности;
  • сведения об акционерах (участниках) эмитента, а также о структуре и компетенции органов управления эмитента;
  • основные цели выпуска токенов и направления использования средств, полученных в результате выпуска токенов. В случае если выпуск токенов осуществляется с целью финансирования определенного проекта, приводится описание такого проекта, в том числе бизнес-план (при наличии) и сроки его реализации, а также информация о рисках, связанных с осуществлением проекта;
  • условия предложения о привлечении инвестиций;
  • права, предоставляемые владельцу токена, и порядок осуществления таких прав;
  • иную информацию, которую эмитент посчитает необходимым указать в инвестиционном меморандуме.

Инвестиционный меморандум должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица – эмитента или индивидуальным предпринимателем – эмитентом, подтверждающими тем самым достоверность и полноту всей информации, содержащейся в инвестиционном меморандуме.

5. Инвестиционный меморандум, правила ведения реестра цифровых транзакций, а также иные документы, опубликование которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется одновременно с публичной офертой о выпуске токенов, должны быть опубликованы не позднее, чем за 3 рабочих дня до указанной в оферте о выпуске токенов даты начала заключения договоров, направленных на отчуждение эмитентом токенов их владельцам.

До опубликования оферты о выпуске токенов выпускаемые токены не могут предлагаться потенциальным приобретателям в любой форме и любыми средствами с использованием рекламы.

Статья 4. Особенности обращения цифровых финансовых активов

Владельцы цифровых финансовых активов вправе совершать сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Цифровые записи, содержащие информацию о таких сделках, должны храниться в цифровых кошельках, открытых сторонам сделки оператором обмена цифровых финансовых активов. Сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации.

Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней с даты его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О цифровых финансовых активах»

Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» (далее – законопроект) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.10.2017 № Пр-2132 по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере 10 октября 2017 г.

Целями законопроекта является законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий, к которым законопроект относит распределенный реестр цифровых транзакций, а также создание правовых условий для привлечения российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Для реализации поставленной цели в законопроекте вводятся определения цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме – смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Указанные определения устанавливают, что и криптовалюта, и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/ майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Кроме того, законопроект дает определения таких понятий, как цифровая запись и цифровая транзакция, а также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).

Законопроектом предусматривается возможность совершения сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. При этом возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

В целях снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении вышеуказанных сделок и обеспечения соблюдения требований законодательства о противодействии отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие виды деятельности, указанные в статьях 3, 4 и 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», или юридические лица, являющиеся организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

С целью создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми финансовыми активами законопроектом вводится понятие цифровой кошелек.

Особое место в законопроекте занимает статья, которая устанавливает правовые основы для проведения в Российской Федерации процедуры выпуска токенов, которая в настоящее время более известна как ICO (Initial Token Offering).

Указанная статья законопроекта устанавливает последовательность действий, необходимых для осуществления процедуры выпуска токенов, определяет, что выпуск токенов осуществляется на основании публичной оферты, состав сведений которой определяется законопроектом, а также закрепляет необходимость раскрытия дополнительной информации лицом, выпускающим токены.

С целью обеспечения защиты неквалифицированных инвесторов законопроектом предусматривается наделение Банка России полномочием по установлению ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Важность для бизнеса принятия закона о цифровых финансовых активах (ЦФА) сложно переоценить: он не только облегчит большому числу малых и средних предприятий доступ к ликвидности, но и упростит переход бизнеса на цифровые решения, а также запустит в России новые проекты на основе технологии блокчейн. Об этом заявили представители бизнес-среды и эксперты, обсуждая актуальность принятия в России закона о ЦФА.

Закон о ЦФА станет альтернативным доступом бизнеса к капиталу, в том числе через технологический переток ликвидности от крупных предприятий к мелким и средним — поставщикам, рассказал глава «Норильского никеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу». «Это ввод в оборот более технологичных, более сложных, более удобных для клиента продуктов и возможности международной экспансии», — отметил Потанин.

По его словам, токенизация поможет перераспределить ликвидность от крупных компаний к предприятиям мелкого и среднего бизнеса. «Для экономики нашей страны это было бы очень важно, потому что мелкие и средние предприятия не имеют достаточного доступа к капиталу. И если наша банковская система очень успешно выполняет свои платежные функции, являясь одной из наиболее продвинутых в мире, то функцию доведения капитала до компаний она не выполняет в той мере, в которой это возможно», — пояснил бизнесмен.

По мнению управляющего партнера Findustrial Consulting Group Алевтины Камельковой, принятие этого закона будет способствовать упрощению перехода бизнеса на цифровые решения. «В нынешней ситуации, когда бизнес вынужденно оказался выдавлен в цифровую сферу, закон о цифровых финансовых активах по большей части является способом помочь компаниям в цифровизации своих активов, в построении платформенных решений для организации обращения активов», — заявила она RNS. По ее словам, пандемия коронавируса изменила менталитет участников рынков и ускорила переход бизнеса в цифровую сферу, поэтому сейчас важно принять законопроект, чтобы не упустить этот момент.

Такой закон в будущем станет стимулом для развития бизнеса и экономики, считает стратег компании «БКС Премьер» Александр Бахтин: «В будущем этот закон станет мощным стимулом для развития, потому что новые технологии часто играют роль двигателя экономики». По мнению эксперта, в перспективе принятие этого закона позволит бизнесу сократить издержки и открыть новые возможности. «И это коснется малого и среднего бизнеса, а также крупнейших корпораций. При этом многим компаниям нужно самим пройти диджитал-трансформацию, перестроить многие процессы, внедрить блокчейн-технологии и так далее. То есть весь бизнес сразу не изменится после принятия закона, государство создает законные рамки, а дальше дело за бизнесом, чтобы использовать эти технологии на благо развития компаний», — объяснил Бахтин.

Гендиректор Fintech Lab Антон Арнаутов считает, что принятие закона о цифровых финансовых активах (ЦФА) позволит запустить в России новые проекты на основе технологии блокчейн. «Бизнес ждет, что закон определит правовое поле, в котором сможет функционировать то, что связано с технологиями блокчейн в широком смысле… Томительная пауза с принятием этого законопроекта уже прихлопнула многие проекты, которые ждали правовой определенности. Этот закон создал бы поле правовой определенности для запуска этих проектов», — заявил Арнаутов RNS.

«Сегодня мир провалился в диджитал, как Алиса в кроличью нору, — пояснил Арнаутов. — И сейчас мы на коленке решаем, как нам обмениваться документами, как верифицировать подписи, как обмениваться цифровыми активами. С этим сейчас большая неразбериха, и это создает почву для злоупотреблений и взаимного недоверия. Технологии, которые могли бы существовать после принятия этого закона, как раз могли бы способствовать решению этих проблем, они существенно облегчат нам жизнь в цифровом пространстве».

Директор центра блокчейн-компетенций на базе Международного банковского института Алексей Благирев отметил, что цифровые активы помогут оптимизировать работу системы расчетов. Он считает, что цифровой актив в текущих реалиях — это некий аналог стейблкоина, который может быть выпущен против депонированных средств, что является хорошим инструментом поддержания системы расчетов. «Сегодня в системе расчетов есть определенные риски, и ключевым методом хеджирования рисков является поставка против платежа. И если мы сможем токенизировать активы, оцифровать их, то они вполне могут быть инструментом хеджирования расчетных рисков при поставке против платежа», — заявил эксперт.

Ранее Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать принятие законопроекта «О цифровых финансовых активах». Документ подписали глава РСПП Александр Шохин и сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации Владимир Потанин.

«К повтору ограничений экономика не готова»: бизнес о ситуации с СOVID-19 17:22, Бизнес В Крыму решили построить первую установку по опреснению морской воды 17:19, Общество Ferrari представила уникальный суперкар Omologata 17:16, Авто «Спартак» начал переговоры о трансфере футболиста сборной Албании 17:09, Спорт Курс евро впервые с 2016 года поднялся выше 91 руб. 17:04, Финансы «ВКонтакте» выступила против планов Киева поставить пользователей на учет 17:00, Технологии и медиа Курс доллара превысил ₽78 впервые со 2 апреля 16:53, Инвестиции Как устроены мобильные приложения для инвестирования 16:45, РБК и Refinitiv Греф фразой «зарекаться невозможно» оценил возможность мирового карантина 16:39, Общество Латвия и Эстония опубликовали санкционные списки белорусских чиновников 16:38, Политика Прокуратура решила ликвидировать «Церковь последнего завета» Виссариона 16:34, Общество ЦСКА гарантировал себе место в первой корзине при жеребьевке Лиги Европы 16:24, Спорт Супермен отказался вернуться на досъемки «Лиги справедливости» 16:18, Стиль Как работают деньги: об инвестициях и управлении частным капиталом 16:15, РБК и Сбербанк Первый Skoda назвала сроки появления Fabia нового поколения 16:06, Авто Власти расширили число москвичей для рекомендованной самоизоляции 16:06, Общество Что должен уметь администратор сайта и где его искать 16:05, PRO Правительство расширит меры поддержки проектов по утилизации мусора 16:01, Бизнес Теннисист Рублев вышел в полуфинал турнира в Гамбурге 15:48, Спорт Минский городской суд отказался освободить Марию Колесникову 15:47, Политика «Институт экономики города» раскритиковал проект всероссийской реновации 15:45, Недвижимость Правительство запретило детские кружки и секции в подвалах 15:45, Общество В России отзовут тысячу машин Chrysler и Dodge из-за эмблемы на руле 15:45, Авто В ВОЗ напомнили о неспособности вакцины от гриппа защитить от COVID-19 15:43, Общество Экстремальный тест-драйв: обзор авто от любителей активного отдыха 15:43, РБК и Jeep В Москве из-за масок закрыли несколько магазинов Eurospar и «Пятерочка» 15:41, Общество Партизанская культура: как стрит-арт отстаивает свое место в городах 15:39, Стиль К «Норникелю» появились новые претензии на ₽3,5 млрд из-за аварии 15:38, Бизнес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *