Прокурор что делает

Процессуальные права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле

Пункт 4 ст. 35 Закона о прокуратуре устанавливает, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

По мнению М. В. Гадиятовой, в гражданском судопроизводстве права и обязанности прокурора обусловлены должностными полномочиями как представителя органа государственной власти. В связи с этим обоснован вывод о том, что правовое положение прокурора не ограничивается только правами и обязанностями участвующих в деле лиц.

Все права прокурора в гражданском судопроизводстве можно разделить на следующие группы.

1. Общие права – обязанности. Согласно ст. 34 ГПК РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, следовательно, ему принадлежат все права, перечисленные в ст. 35 ГПК РФ: он имеет право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права.

Так, прокурор вправе на основании ст. 57 и 149 ГПК РФ ходатайствовать перед судом об истребовании доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, а также в силу ст. 65 ГПК РФ имеет право ходатайствовать перед судом об обеспечении доказательств, если имеются основания опасаться, что представление необходимых доказательств окажется невозможным или затруднительным. В соответствии со ст. 166 ГПК РФ прокурор имеет право высказывать свое мнение по существу ходатайств, заявленных другими лицами. Согласно ст. 75 ГПК РФ прокурор вправе участвовать в осмотре и исследовании вещественных доказательств, подвергающихся быстрой порче, о чем он должен быть извещен судьей с указанием времени и места осмотра. Статья 79 ГПК РФ устанавливает, что прокурор вправе представить суду круг вопросов, подлежащих разрешению при проведении экспертизы. Статья 84 ГПК РФ позволяет прокурору присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, когда это может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения. Статья 174 ГПК РФ регламентирует, что прокурор, участвующий в деле, первым дает объяснения по существу и задает вопросы иным участникам процесса. Статьи 189–190 ГПК РФ определяют, что по окончании исследования доказательств прокурору в первую очередь дается слово для заключения по делу, после чего начинаются судебные прения, в которых прокурор выступает первым. Согласно ст. 216 и 219 ГПК РФ прокурор вправе ходатайствовать о приостановлении производства но делу и о возобновлении его после устранения обстоятельств, послуживших приостановлению. На основании ст. 231 ГПК РФ он вправе знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать письменные замечания с указанием на допущенные в нем неточности. Прокурор наделен правом заявлять мотивированный отвод мировому судье, судье, секретарю судебного заседания, эксперту, специалисту и переводчику в установленных законом случаях.

Важной особенностью указанной классификации является то, что приведенные выше права прокурора являются одновременно и его обязанностями, так как вытекают из специфики процессуального статуса прокурора как лица, имеющего в деле государственно-правовую заинтересованность. Прокурор, являясь субъектом права одного (процессуального) правоотношения, выступает одновременно субъектом обязанности другого (государственно-правового) правоотношения. В результате субъективное процессуальное право прокурора «налагается» на государственно-правовую обязанность.

В связи с этим приведенную выше классификацию предлагается именовать «общие права – обязанности».

В частности, прокурор обладает правом апелляционного, кассационного и надзорного обжалования судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор. Вместе с тем прокурор обязан своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных, кассационных и надзорных представлений. Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками гражданского процесса и отсутствия оснований для принесения представления участвующий в деле прокурор обязан направлять в суд соответствующей инстанции письменные возражения относительно поступившей жалобы.

2. Права, принадлежащие прокурору как лицу, обратившемуся в суд с заявлением (иском) в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, не становится стороной по делу. Истцом в процессе является лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд. Тем не менее прокурор пользуется всеми процессуальными правами истца, за исключением тех, которые принадлежат истцу как субъекту спорного правоотношения (кроме права на заключение мирового соглашения, передачу дела для разрешения в третейском суде).

Прокурор вправе поддерживать свои требования во время судебного разбирательства, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Прокурор вправе отказаться от заявления, поданного в защиту прав и законных интересов другого лица. Отказ прокурора от иска представляет собой акт волеизъявления, в силу которого прокурор отказывается от защиты прав, свобод и интересов истца в конкретном судебном процессе. Отказ прокурора от иска не должен ущемлять права истца. Однако эти действия не влекут за собой правовых последствий, связанных с отказом истца от исковых требований. Рассмотрение дела продолжается, если лицо, в интересах которого подано заявление, или его представитель не заявит об отказе от иска, который будет принят судом в общем порядке (ч. 2 ст. 39, ст. 173 ГПК РФ). При отказе прокурора от поданного заявления основанием для прекращения производства по делу будет служить принятый судом отказ истца от иска (абз. 4 ст. 220 ГПК РФ). Прокурор вправе отказаться от иска только в случае его необоснованности. Условие, когда дело при отказе истца от иска не может быть прекращено, имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом (п. 2 информационного письма Генеральной прокуратуры РФ от 27.01.2003 № 8-15-2003).

Отказ прокурора от заявления о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части не влечет за собой прекращение производства по делу (ч. 3 ст. 252 ГПК РФ).

В силу специфического процессуального положения в гражданском судопроизводстве прокурору, принимающему участие в деле, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в ГПК РФ нет прямого указания на это.

Обязанности прокурора в гражданском судопроизводстве также можно подразделить на группы.

1. Общие обязанности, которые подлежат исполнению всеми лицами, участвующими в деле. Часть 1 ст. 35 ГПК РФ устанавливает общую обязанность для всех лиц, участвующим в деле, – обязанность добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами: уважительно относиться к суду, соблюдать порядок в судебном заседании, являться в суд но вызову.

Так, прокурор, участвующий в деле, обязан известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1 ст. 167 ГПК РФ). В случае неявки в судебное заседание прокурора, участвующего в деле, в отношении которого отсутствуют сведения о его извещении, суд откладывает разбирательство дела. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ)• Хотя в литературе высказывается мнение, что рассмотрение судом дела, в котором участие прокурора обязательно в силу закона, не может иметь место и должно быть отложено в случае его неявки. Возможность суда в случае неявки прокурора рассматривать такие дела противоречит положению об обязательном участии его в деле. Отдельно следует отметить такую обязанность прокурора, как обязанность согласно ст. 19 ГПК РФ заявить самоотвод.

2. Обязанности, принадлежащие прокурору как лицу, обратившемуся в суд с заявлением (иском) в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В исковом заявлении, предъявляемом в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих прав. В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору (ч. 3 ст. 131 ГПК РФ). При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения, и приложены копии документов (см. информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27.01.2003 № 8-15-2003).

Следует отметить, что прокурор освобожден от уплаты судебных расходов (п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 26.04.2012 № 181 приведены дополнительные обязанности, которые вытекают из указанной выше классификации.

Так, участвующим в гражданском процессе прокурорам предписано строить работу по поддержанию в судах исков (заявлений) в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и иных приравненных к ним прокуратур, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд. Приказано считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ и иных приравненных к ним прокуратур, со структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском процессе.

Поскольку правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск, то в связи с этим прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, следует незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), необходимо совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

Прокурор, участвовавший в рассмотрении судом дела, незамедлительно обязан сообщать о его результатах прокурору, инициировавшему производство по иску (заявлению).

При рассмотрении судом иска (заявления), предъявленного прокурором в интересах гражданина, на всех стадиях процесса необходимо получать подтверждение его волеизъявления на дальнейшее движение дела.

Прокурор, предъявивший иск (заявление) в интересах гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, обязан принимать меры к обеспечению эффективной защиты нарушенного права указанного гражданина на судопроизводство в разумный срок посредством обращения при наличии к тому оснований к председателю соответствующего суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, а также в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Прокурор, участвующий в рассмотрении судами гражданских дел, обязан тщательно готовиться к судебному заседанию: до начала судебного разбирательства необходимо детально изучить материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), проанализировать законодательство, применимое при рассмотрении дела, определить юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению при разрешении спора, оценить имеющиеся в деле доказательства на предмет их достаточности, относимости и допустимости.

С учетом положений ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при поддержании в суде иска (заявления) прокурор должен обеспечить его аргументированность представлением всех необходимых доказательств.

Также прокурор обязан представить суду доказательства нарушения законных прав гражданина, а при направлении в суд заявления с пропуском сроков исковой давности или процессуальных сроков для обращения в суд – доказательства уважительности причины пропуска срока.

Участвующим в гражданском процессе прокурорам необходимо в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

Прокуроры, непосредственно участвующие в судебном заседании, обязаны быть в форменном обмундировании.

3. Обязанности, которые вытекают из установленных правил поведения и норм служебной этики прокурора, установленных приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2010 №114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации».

Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством.

Прокуроры обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, Закон о прокуратуре, федеральные конституционные и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров РФ, руководствоваться правилами поведения, установленными Кодексом этики прокурорского работника РФ, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.

Прокурору надлежит руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям.

Прокурор должен стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни; постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.

В служебной деятельности прокурорский работник:

  • – обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • – обязан непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных нрав;
  • – должен стремиться быть верным гражданскому и служебному долгу, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности;
  • – обязан использовать должностные полномочия взвешенно и гуманно, воздерживается от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных обязанностей;
  • – обязан не допускать проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан;
  • – не должен допускать, чтобы его политические и религиозные убеждения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей;
  • – обязан стремиться быть образцом уважения к суду, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного решения;
  • – во время разбирательства дела судом прокурору надлежит воздерживаться от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия;
  • – в отношениях с другими участниками судебного процесса должен соблюдать официальный деловой стиль, проявлять принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания;
  • – во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций обязан сохранять независимость, проявляет тактичность и уважение, требовательность и принципиальность;
  • – должен не допускать истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.

В литературе высказано мнение, что к процессуальным правам прокурора относятся права по предъявлению заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; право по вступлению в начавшийся процесс с целью дачи заключения по делу; и права по принесению представлений на постановления суда. При этом А. Ф. Клейнман отмечал, что процессуальные права прокурора являются одновременно и его обязанностями. Представляется, что в аспекте участия прокурора в гражданском судопроизводстве данная позиция спорна. В рамках гражданского судопроизводства перечисленные полномочия прокурора представляют собой формы его участия, а не права и обязанности. Выделение форм участия прокурора в гражданском судопроизводстве имеет большое теоретическое и практическое значение, так как позволяет выявить специфическую направленность процессуальной деятельности прокурора. Форма участия прокурора – это способ организации его процессуальной деятельности. Каждой форме участия прокурора присущи свои особенности, которые в итоге влияют на реализацию прокурором прав и обязанностей в процессе.

  • Гадиятова М. В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами: автореф. дне…. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
  • Маслова Т. Н. Проблемы участия прокурора в гражданском судопроизводстве: автореф, дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
  • Гражданский процесс: учебник / отв. ред. В. В. Ярков. 3-е изд. М.: БЕК, 2000. С. 85 (автор главы – В. Д. Кайгородов).
  • Власов А. А. Участие прокурора в судебном разбирательстве. С. 34.
  • Сергиенко А. А. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции. С. 16.
  • Власов А. А. Гражданский процесс. С. 111.
  • Клейнман А. Ф. Советское гражданское процессуальное право. М., 1964. С. 12.

Кто такой прокурор

Должность прокурора в Российской Федерации (РФ) (не путать с главным прокурором) может занимать человек, принятый на выполнение роли главенствующего представителя в единичном региональном прокурорском учреждении страны. Чем же занимается прокурор? Данный государственный пост создан в районах и предполагает выполнение руководствующих функций отдаленных отделений прокуратуры на российской территории.

Профессия «прокурор» считается одной из самых востребованных среди прочих юридических профессий. Прокурор в субъектах РФ занимает позицию обвинителя, то есть при проведении судебного заседания представляет интересы обвинительной стороны. Для обеспечения четкой обвинительной базы глава прокурорской системы готовит сведения по делу, лично собирая и анализируя информацию, вещественные доказательства, улики. В конечном итоге он встраивает обоснованную логическую последовательность случившихся событий правонарушений.

Прокуратура РФ

Что делает прокурор на судебном слушании? Стоит упомянуть, что судебный процесс начинается при наличии двух сторон: стороны защиты и обвинения. В первом случае выступают адвокаты, подготовившие существенные доводы для защиты своего клиента. Однако для объективного принятия решения судом необходимо заслушать и сторону обвинения. В противном случае решение будет субъективным и нечестным, принявшем сведения только адвоката. Таким противовесом является прокурор.

Важно!Вердикт судьи выносится только после заслушивании каждой из сторон и после рассмотрении всех «за» и «против».

Отличительной чертой, особенностью вышеуказанных лиц российской территории является форменная одежда: он обязательно носит синий костюм.

Права и обязанности прокурора Российской Федерации

К основным правам прокурора относятся следующие:

  • Прокурор обладает законным правом осуществлять беспрепятственное присутствие на контролируемых территориях (исключение составляют засекреченные территории и территории особой тайны, куда невозможно попасть без определенных полномочий);
  • Полное владение доступом к судебной документации, имеющей прямое отношение к уголовным делам и судебной работе в целом;

Обвинительная сторона на судебно заседании

  • Осуществление запросов в подвластные ведомственные структуры по поводу предоставления информации о проектах, структурах, материалах и другой документации;
  • Подключение к судебному расследованию экспертных служб, в частности представителей инженерных, финансовых, медицинских профессий, криминалистов и других специалистов, способных помочь в расследовании преступлений и поиске преступников;
  • Назначение проверок и определение их сроков с требованием полных отчетов;
  • Осуществление допросов подозреваемых среди госслужащих и населения с требованиями письменного изложения показаний;
  • Осуществление прокурорской проверки с установлением законности нормативно-правовых актов;
  • Оспаривание нормативных актов, противоречащих современному российскому законодательству;
  • Осуществление подачи заявлений в судебные инстанции с целью аннулирования понятий и ошибочной документации;
  • Проведение проверок на выявление нарушений в подведомственных структурных образованиях;
  • Возбуждение и возобновление дел уголовного характера, когда того требует законодательство;
  • Привлечение нарушителей закона к различному рода ответственности: уголовной, дисциплинарной, административной и другим, при соответствующем судебном решении;
  • Освобождение незаконно задержанных лиц из-под стражи;
  • Предупреждение служащих о том, чем карается занятие по несоблюдению законности, то есть государственный представитель власти предостерегает подчиненных о последствиях незаконных действий.

Прокурор: кто это?

Кто такой прокурор в юриспруденции и что он делает? Таким вопросом задаются многие выпускники-юристы, однако более важно, какие обязанности за ним закреплены. Так кто же такой прокурор, и что он делает?

  • принятие прямого участия в различных судебных делах уголовного, гражданского характера;
  • опровержение и пересмотр незаконных судебных решений и приговоров;
  • проявление инициативных действий в правоохранительной сфере;
  • решение дел по административным правонарушениям;
  • контроль по соблюдению конституционных законов РФ.

Кандидатам на должность необходимо иметь определенные личностные качества. Первую очередь, это специальность: высшее юридическое образование. Правовой статус выбранного прокурора требует от кандидата соответствия некоторым условиям.

Выпускники московского юридического университета

Во-вторых, необходим опыт работы. Человек данной профессии обязан иметь хорошую грамотно поставленную речь, умение логически вытраивать цепь событий, ответственность за расследование и чужие судьбы. Другими словами, профессия прокурора требует от человека высокой эрудиции. Крайне не рекомендуется принимать на работу кандидата, у которого сильно развито чувство вины и присутствует излишняя самокритичность. Важно иметь в некоторой степени бессердечное отношение к делу и отсутствие сострадальческих и жалостных чувств. В связи с этим не каждый человек может справиться со своими обязанностями, поэтому в большинстве случаев прокурор — это профессия не для девушек.

Таким образом, прокурор обладает различными правами и обязанностями. Существуют различные плюсы и минусы профессии прокурора края, однако должность относится к числу наиболее престижных. Человек, работающий по данной профессии, должен участвовать в судебном процессе в роле обвинителя. Никто не в праве отказать главному лицу в возобновлении дел при возникновении подозрений с его стороны. Помимо прочих обязанностей, должностное лицо должно исполнять надзор за выполнением распоряжений, сделать и передать краткое описание положений дел страны изнутри вышестоящим чиновникам.

Страны континентального права

Прокуроры обычно являются государственными служащими, имеющими высшее образование по специальности (юриспруденция) и прошедшими дополнительную подготовку в сфере отправления правосудия. В некоторых странах, например, Франции, они принадлежат к той же категории государственных служащих, что и судьи.

Россия

В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

В Российской Федерации полномочия прокурора определены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и статьёй 129 Конституции Российской Федерации, а также статьями 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В России прокурор:

  • участвует в рассмотрении уголовных и гражданских дел судами
  • опротестовывает судебные решения, приговоры, определения, а также акты, издаваемые различными органами и должностными лицами, если они противоречат закону
  • возбуждает производство об административном правонарушении
  • осуществляет надзор за исполнением законов
  • рассматривает жалобы и обращения граждан
  • предостерегает о недопущении нарушения закона
  • вносит представления об устранении нарушений закона
  • направляет материалы проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела
  • обладает правом законодательной инициативы на основании ст. 9 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».
  • обладает правом на постоянное ношение, хранение и применение огнестрельного оружия и спецсредств на основании ст. 45 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации».

Бразилия

В Бразилии прокуроры создают корпус самостоятельных магистратов, работающих как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Федеральные прокуроры подразделяются на три ранга: порт. procuradores da República (федеральные прокуроры), порт. procuradores regionais da República (прокуроры, выступающие в федеральных апелляционных судах), порт. subprocuradores gerais da República (прокуроры, выступающие в высших федеральных судах), в соответствии с юрисдикцией судов, в которых они выступают. Генеральный прокурор Республики (порт. Procurador Geral da República) возглавляет федеральную прокуратуру и представляет обвинение по судебным делам в Высшем федеральном суде (Supremo Tribunal Federal (STF)), суде высшей инстанции Бразилии, в функции которого входит судебный надзор и вынесение приговоров по уголовным преступлениям, совершенным федеральными законодателями, членами правительства и Президентом Бразилии.

На уровне отдельных штатов прокуроры подразделяются на заместителей прокуроров штата (promotores de Justiça substitutos), прокуроров штата (promotores de Justiça) и прокуроров, выступающих в апелляционном суде штата (procuradores de Justiça). Военные прокуроры, категории которых, хотя и связанные с федеральными прокурорами, выделяются в порядке, аналогичном прокурорам штата.

В Бразилии основной задачей прокуроров является содействие укреплению правосудия, что означает, что они обязаны не только осуществлять уголовное преследование по уголовным делам, но и, если в ходе судебного процесса они убедятся в невиновности ответчика, обращаться к судье с просьбой о его оправдании. За прокуратурой всегда остаётся последнее слово в отношении предъявления или непредъявлении обвинения в совершении преступления, за исключением нескольких редких случаев, когда законодательство Бразилии допускает частное обвинение. В таких случаях прокурор официально выступает в роли гаранта обеспечения законности (custos legis), обеспечивая осуществление правосудия. Несмотря на наличие у прокуроров соответствующих полномочий, они ведут следствие только по крупным уголовным делам, обычно связанным с правонарушениями, совершёнными полицией или государственными должностными лицами. Также прокуратура отвечает за надзор над работой полиции и вынесение полиции предписаний о принятии мер, которые обвинение считает необходимыми для завершения следствия. Полномочия отдельных прокуроров на расследование уголовных дел по-прежнему противоречивы и, несмотря на их мощную поддержку со стороны судей, прокуроров и населения, оспариваются в конституционном суде Бразилии, STF.

Франция

Во Франции прокурору, или Прокурору Республики (фр. Procureur de la République) (или Генеральному прокурору (Procureur Général) в Апелляционном суде или Генеральному адвокату (Avocat Général) в Кассационном суде) помогают заместители (substituts). Он начинает предварительное следствие, а в случае необходимости просит назначить судью-следователя (Juge d’Instruction) для проведения судебного следствия. Если следствием руководит судья, прокурор не ведет следствие, а просто формулирует объём преступлений, которые расследуют судья и правоохранительные органы; он вправе подобно адвокатам защиты просить или предлагать провести дополнительное расследование. На уголовном процессе, прокурор излагает дело перед судом (судьями или присяжными). Как правило, он предлагает вынести определенный приговор, которому суд не обязан следовать — суд вправе вынести более строгий или менее строгий приговор. У прокурора (procureur) также есть некоторые другие обязанности в части отправления правосудия в целом.

Германия

В Германии государственный обвинитель (нем. Staatsanwalt) не только обязан (как говорилось выше) не утаивать оправдательные сведения, но обязан по закону активно устанавливать такие обстоятельства.

В отличие от России, в которой прокурор с 2007 г. не является субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования, в ФРГ прокуратура расследует различные уголовные дела. В основном, это дела об экономических преступлениях, о самых тяжких преступлениях и вызвавшие общественный резонанс дела. Для помощи в производстве следственных действий прокурор может задействовать такую фигуру, как «лицо, привлекаемое прокуратурой для производства дознания».

Страны общего права

Прокурорами, как правило, являются юристы, закончившие университет по специальности «юриспруденция» (имеющие соответствующую учёную степень) и признаваемые профессиональными юристами судом, в котором они намерены представлять интересы государства. Обычно они принимают участие в уголовном деле в случае необходимости предъявления обвинения. Как правило, они работают в штате государственного ведомства при наличии гарантий, обеспечивающих возможность успешного уголовного преследования ими государственных чиновников. Зачастую в одной стране имеется несколько ведомств благодаря наличию в ней разных юрисдикций.

Пользуясь поддержкой со стороны государства, прокуроры, как правило, обязаны соблюдать особые нормы профессиональной ответственности помимо норм, обязательных для всех юристов в целом. К примеру, в США, Правило 3.8 Модельных правил профессионального поведения Американской ассоциации юристов (ABA) (American Bar Association Model Rules of Professional Conduct) требует, чтобы прокуроры «своевременно раскрывали защите все доказательства или информацию …, которая способствует отрицанию вины обвиняемого или смягчает тяжесть правонарушения» («make timely disclosure to the defense of all evidence or information … that tends to negate the guilt of the accused or mitigates the offense»).

Лица, стоящие во главе обвинения

В Австралии, Канаде, Англии и Уэльсе, Гонконге, Северной Ирландии и ЮАР руководитель прокуратуры обычно называется директором государственного обвинения (англ. Director of Public Prosecutions) и не выбирается, а назначается. Его деятельность в той или иной степени контролируется Генеральным прокурором (Attorney-General), обычно с помощью официальных письменных директив, которые публикуются в обязательном порядке.

Как минимум, в Австралии в случае очень серьёзных дел полиция обращается к директору государственного обвинения в ходе следствия с просьбой проконсультировать о достаточности доказательств, а также с просьбой сообщить, считает ли он целесообразным подготовку заявления в соответствующий суд о выдаче ордера на обыск, установку прослушивающих устройств или перехват телефонных разговоров.

Принятые в последнее время конституции, такие как Конституция ЮАР или Конституция Фиджи, стремятся гарантировать независимость и беспристрастность руководителя прокуратуры.

США

В США руководитель подобного ведомства может носить одно из ряда наименований в зависимости от юрисдикции, например, прокурор округа (County Attorney, County Prosecutor), прокурор штата (State Attorney, State’s Attorney, State Prosecutor), прокурор содружества (Commonwealth’s Attorney) — в штатах Вирджиния и Кентукки, прокурор района (District Attorney), прокурор города (City Attorney, City Prosecutor) или федеральный прокурор США (United States Attorney, U.S. Attorney) и может либо назначаться, либо избираться. Также Генеральный прокурор США является министром юстиции.

Шотландия

Несмотря на то, что шотландское право (англ.)русск. представляет собой смешанную систему, его гражданско-правовое наследие привело к ситуации, более похожей на страны с системой гражданского права.

Институциональная независимость

Во многих странах прокуратура непосредственно подчинена исполнительной власти (напр., Генеральный прокурор США входит в состав президентской администрации). Такие взаимоотношения теоретически, а в некоторых случаях и на практике приводит к ситуациям, когда государственный обвинитель либо ложно выносит обвинение, либо вообще отказывается предъявлять обвинение арестованным (чтобы долго держать их в состоянии правовой неопределенности, как в случае с Гуантанамо), если это отвечает политическим целям.

В меньшем числе стран иерархическая структура прокуроров организована с соблюдением таких же (или почти таких же) свобод, которые традиционно присущи судьям. Они подотчётны только парламенту, а генеральный прокурор, как правило, избирается на длительный срок (обычно на семь лет) или даже пожизненно. В плане политической теории, это должно означать, что независимая система обвинения становится четвёртой властью в системе разделения ветвей власти, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

На практике, такая структура зачастую приводит к бурным политическим дискуссиям, поскольку новые правительства регулярно обвиняют действующего генерального прокурора в том, что он «неофициально благодарен» политической оппозиции (то есть бывшему парламентскому большинству, которое избрало его на срок, превышающий много парламентских сроков). В Венгрии в 2003 году новое правительство изобрело в ответ метод «частного обвинения», который означает, что физическое лицо или лица или частное юридическое лицо могут напрямую обращаться в суд с ходатайством о проведении судебного разбирательства в отношении кого-то, кто, по их мнению, виновен в совершении преступления, в случае отказа прокурора выдвинуть обвинение против него. Если рассматривающий ходатайство судья соглашается с частным обвинением, то судья, выбранный из другого районного суда проводит суд и заставляет прокурора предъявить обвинение.

> См. также

  • Прокуратура Российской Федерации
  • Военная прокуратура России
  • Прокурорский надзор
  • Прокурорская проверка

Взаимодействие прокуратуры с законодательной властью

Достаточно большим числом обязанностей обладает столь важнейший орган, как прокуратура. Чем занимается прокуратура сегодня в области взаимодействия с ветками власти? Федеральным законом прописывается, что данная служба имеет право осуществлять контроль над исполнением нормативных актов, внося различного рода поправки с дополнениями в правовую отрасль. Генеральный прокурор России может участвовать на заседании Федерального собрания.

Чем занимается прокуратура в законодательных органах? Обычно речь идет о зачитывании докладов о правопорядке в нашей стране, а, кроме того, об информировании о работе, а также проводится обозначение основных проблем. Говоря об обратной связи, надо отметить, что Федеральное Собрание может обращаться в прокуратуру для решения ряда вопросов, которые входят в круг его компетенции. Правотворческая деятельность рассматриваемой службы раскрывается следующим образом:

  • Проведение подготовки нормативных и правовых актов.
  • Предоставление закона на рассмотрение разным веткам власти.
  • Активное участие в разных проектах.

Транспортная прокуратура

Интересно многим — чем занимается транспортная прокуратура. Этот орган осуществляет высший надзор над точным исполнением законодательства на водном, железнодорожном и воздушном транспорте. Помимо прочего такая прокуратура следит за деятельностью правоохранительных служб в таможенной сфере.

Рассматриваемая система выступает необходимым элементом прокурорской структуры, так как в процессе ее деятельности реализуется предметный принцип. Контроль над работой транспортных прокуратур осуществляется Управлением по надзору за исполнением законодательства в таможенных органах и на транспорте. К полномочиям такого прокурора относят:

  • Осуществление надзора за исполнением законности.
  • Соблюдение свобод и прав гражданина всеми организациями, предприятиями и учреждениями транспорта вне зависимости от формы собственности.
  • Привлечение виновных граждан к ответственности за преступления и правонарушения, которые были совершены должностными единицами соответствующих компаний.
  • Проведение проверки выполнения федерального законодательства органами таможни.

Транспортные прокуроры могут пользоваться абсолютно всеми правами и одновременно исполняют обязанности в рамках своей компетенции в ходе осуществления деятельности согласно законодательству.

Работа в прокуратуре

Где надо пройти обучение для того, чтобы получить работу в данных органах? Какими видами деятельности работник прокуратуры вправе заниматься? Вопрос является, на самом деле, непростым, ведь рассматриваемая сфера деятельность считается невероятно сложной, тяжелой и даже опасной. При этом значительное количество трудового времени сотрудника предполагает бумажную волокиту. Итак, кто же может занять эту должность?

Прокурор всегда выступает лицом с юридическим образованием. При этом вовсе не важно, в какой именно сфере он конкретно работает: военная, транспортная, районная и так далее. Правда, необходимо учесть специальность, по которой стоит пройти учебу. Это, например, может быть:

  • Сфера национальной безопасности.
  • Область правоохранительной службы.
  • Отрасль юриспруденции и так далее.

Пройти необходимое обучение можно в настоящее время абсолютно любом вузе страны, в котором имеется юридическое направление. Согласно положениям действующего законодательства, работник прокуратуры вправе заниматься деятельностью, не связанной с предпринимательством, политикой, посредническими видами деятельности. Далее узнаем, что рассказывают сами прокуроры о своей ежедневной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *