Протест прокурора на приговор

5. Согласно закону прокурор района вправе в кассационном порядке опротестовать приговор, определение, постановление соответствующего районного суда (И з в л е ч е н и е) Дюртюлинским районным судом Республики Башкортостан 12 сентября 1996 г. Мухтасаров осужден по ст. 172 УК РСФСР. Он признан виновным в том, что, работая главным бухгалтером Илишевской хладобойни и являясь должностным лицом, ненадлежаще выполнял свои обязанности вследствие небрежного к ним отношения, в результате чего государственной организации был причинен ущерб в размере 32 915 тыс. рублей. Судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Башкортостан уголовное дело, поступившее с кассационным протестом Дюртюлинского межрайонного прокурора, с кассационного рассмотрения снято в связи с принесением протеста неправомочным лицом. Президиумом Верховного суда Республики Башкортостан протест прокурора Республики Башкортостан оставлен без удовлетворения. Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене определения судебной коллегии по уголовным делам и постановления президиума Верховного суда Республики Башкортостан и о направлении дела на кассационное рассмотрение. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 22 июля 1997 г. протест удовлетворила, указав следующее. В обоснование принятого решения суд кассационной инстанции в определении сослался на то, что уголовное дело в отношении Мухтасарова было возбуждено и расследовалось Илишевским РОВД, обвинительное заключение утверждено прокурором Илишевского района, государственное обвинение поддерживал прокурор этого же района. Вывод судебной коллегии о том, что дюртюлинский межрайонный прокурор не имел права принести протест на приговор Дюртюлинского районного суда, ошибочен. Согласно ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» система территориальных прокуратур Российской Федерации соответствует федеративному устройству России, закрепленному в Конституции Российской Федерации. Прокуратуры городов и районов действуют сообразно административно-территориальному делению. Как видно из материалов дела, на рассмотрение в Дюртюлинский районный суд уголовное дело было направлено Верховным судом Республики Башкортостан в силу требований ст. 44 УПК РСФСР после отмены ранее состоявшихся судебных решений. В соответствии со ст. 325 УПК РСФСР и ст. 36 названного Федерального закона прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный и необоснованный приговор того суда, законность постановлений которого он проверяет, или приговор по делу, в рассмотрении которого он участвовал. Президиум Верховного суда Республики Башкортостан, ошибочно истолковав положения ст. 36 упомянутого Федерального закона, в постановлении указал, что пределы компетенции прокурора по опротестованию судебных постановлений по уголовным делам ограничиваются лишь теми делами, за расследованием которых он осуществлял надзор. Такое утверждение противоречит действующему законодательству. Согласно закону к компетенции прокурора сообразно административно-территориальному делению относится опротестование в кассационном порядке приговора, определения, постановления соответствующего районного суда. В то же время прокурор, осуществляющий надзор за расследованием уголовного дела, не вправе принести протест на постановленный по этому делу приговор, если он вынесен судом, расположенным на другой административной территории. Таким образом, протест на приговор Дюртюлинского районного суда обоснованно принесен дюртюлинским межрайонным прокурором, осуществляющим свои полномочия на территории этого района. ____________

Протест прокурора– акт прокурора, в форме которого прокурор предъявляет обоснованное требование по поводу отдельных, единичных случаев нарушения законности, выразившихся в издании незаконных правовых актов государственными и негосударственными органами.

Протест- средство реагирования (П) на выявленные нарушения законов; приносится во всех случаях выявления противоречащих закону приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений. В протесте заключается требование о приведении в соответствие с действующим законодательством приказов, распоряжений и постановлений либо их отмене. Отличительной особенностью принесения протеста на правовые акты администрации указаний учреждений и органов от принесения протеста при осуществлении надзора за исполнением законов фед министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами сРФ, ОМС, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является приостановление действия опротестованного акта администрацией учреждения.

Представление прокурора– акт прокурора, в котором он ставит вопрос о проведении мероприятий по устранению нарушений закона, принявших распространенный характер (2 и более).

Представление- средством реагирования (П) на устранение выявленных нарушений законов. В нём указываются причины выявленных нарушений законности и условия, им способствующие, и высказывается требование (П) об устранении. В представлении (П) может поставить вопрос о необходимости привлечения к дисциплинарной, материальной ответственности конкретных лиц, чья деятельность привела к нарушениям законов (при отсутствии признаков преступления или админ проступка). Отличия: 1) протест на единичный случай нарушения законности, представление – на систему нарушений; 2) протест имеет 3 срока исполнения, а представление 1 (1 месяц); 3) протест может быть письменным или устным, представление только письменным; 4) целью протеста является добиться отмены незаконного акта, а цель представления – добиться изменения незаконного акта, а также устранить причины и условия, поставить вопрос об ответственности виновного; 5) представление – это следствие прокурорской проверки, а протест – это результат ознакомления с незаконным актом.

Отличия:

По цели:

цель представления – устранить причины правонарушения, решение вопроса об ответственности;

цель протеста – устранить правонарушение;

По форме реагирования:

представление – форма реагирования на неоднократные правонарушения;

протест – форма реагирования на единичный случай правонарушения;

По обязательности проверок:

представление – проверка обязательна;

протест – проверки может и не быть;

По срокам:

представление – 1 срок;

протест – 3 срока;

По форме:

представление – письменная;

протест – письменная или устная;

4.Значение работы в.И.Ленина «о двойном подчинении и законности» для развития законодательства о прокурорском надзоре.

Максимов — Ленин – письмо о двойном подчинении и законности:

1) центральное место – законность не д.б Калужская Казанская и т.д. а д.б всероссийская

2) не д.б двойного подчинения, прокуратура д.б независимой от местных органов.

3)самый главный – отношение центральной прокуратуры с центральными гос органами. Центр прокурор д.б в непосредственном контакте с 3-мя парт учреждениями – орг бюро ЦК, политбюро ЦК, ЦКК.

Письмо было направлено Сталину для Политбюро в связи с тем, что большинство комиссии ВЦИК, разрабатывавший проект положения о прокуратуре, признала необходимым подчинить местных прокуроров не только центральной прокурорской власти, но и местным губерн. исполкомам. Предлагалось лишить прокуроров права опротестовывать с точки зрения законности любые решения местных властей. Идея «двойного» подчинения представителей прокурорского надзора была признана неправильной и не получила отражения в Положении о прокурорском надзоре. Но в целом на подготовку данного НПА оказало большое влияние дореволюционное законодательство.

Работа В.И. Ленина предопределила создание в Советской России органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов.

В.И. Лениным в письме «О двойном подчинении и законности», содержание которого предопределило создание в Советской России органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов. Эти принципы получили дальнейшее закрепление и развитие в Конституциях СССР 1936 г., и 1977 г., а также в Конституции РФ 1993 г., в Положении о прокурорском надзоре 1955 г., в Законе о прокуратуре СССР 1979 г. Они сохранены применительно к современному статусу РФ в действующей Конституции РФ, а также в законе «О прокуратуре РФ». Генеральная прокуратура РФ твёрдо и последовательно поддерживает такие принципы как строгая централизация и подчинённость органов прокуратуры, их независимость при принятии решений, в особенности связанных с применением мер процессуального принуждения, от каких-либо государственных органов, различного рода общественных формирований и должностных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *