Проведение орм

Главная → Каталог → Жданов С.П. → Юридическая → «Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики. Монография» — Жданов С.П.

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 12.04.2018
ISBN: 9785392275502
Язык:
Объем текста: 128 стр.
Формат:

Введение

Глава I. Теоретические проблемы участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий и пути их решения

Глава II. Практические проблемы участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий и пути их решения

Заключение

Приложение Официальные ответы на препринт монографии С. П. Жданова «Участие специалиста в судопроизводстве и оперативно-разыскной деятельности: постановка проблем»

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Глава I.Теоретические проблемы участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий и пути их решения

§ 1.1. Понятие и форма участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий

Первая проблема (законодательное и доктринальное понятие специалиста). По мнению А. Ю. Шумилова, проблемное пространство оперативно-разыскной деятельности характеризуется относительной новизной. С одной стороны, законодателем предпринимаются попытки упорядочить общественные отношения, возникающие в современной оперативно-разыскной деятельности (для этого был принят, в частности, еще в 1992 г. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», а затем в 1995 г. ныне действующий Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), а с другой – принятие Закона 1992 г. объективно поставило перед учеными и практиками профессионального сыска задачу поиска ответа на вопрос: не является ли данный Закон зародышем новой отрасли российского законодательства? Причем сложившуюся к настоящему времени ситуацию в сфере законодательного регулирования в ОРД можно охарактеризовать как неудовлетворительную.

Для преодоления коллизий и для того, чтобы право развивалось и, развиваясь, обеспечивало потребности изменяющейся жизни, необходимо богатое юридическое толкование – теоретическое и практическое, прежде всего судебное. Однако, как справедливо отмечает В. Д. Зорькин: «ФЗ об ОРД регулирует весьма непростую сферу правоотношений, касающихся средств и методов борьбы с преступностью, в том числе осуществляемых преимущественно негласно, прямо затрагивающих и (или) ограничивающих конституционные права личности, а потому имеющих зыбкую грань между правом и бесправием, соблюдением и защитой прав и их необоснованным ограничением или нарушением».

Как утверждает А. Ю. Шумилов, законодательное регулирование в ОРД как организационная, научно-обоснованная система отсутствует. При этом он полагает, что доказательством данного суждения являются проблемные характеристики состояния отдельных сторон законодательного регулирования общественных отношений в области оперативно-разыскной работы, в том числе связанной, по нашему мнению, с использованием помощи специалистов и понятийного аппарата.

Так, с позиции филологической науки применяемые законодателем термины и иная лексика — скорее объединяют понятия специалиста и эксперта, а не различают их.

Данное суждение подкрепляется сложившейся практикой ЭКЦ МВД по Республике Коми и ЭКЦ УТ МВД России СКФО, так как в большинстве случаев в качестве специалиста привлекается лицо, работающее в экспертном учреждении в качестве эксперта.

На этом основании очевидной становится необходимость разграничения понятий специалист и эксперт, что требует уточнения их функциональных обязанностей и возможностей.

Более того, в Большой советской энциклопедии под экспертом понимается «специалист в области науки, техники, искусства и других отраслей, приглашаемый для разрешения вопросов, требующих специальных знаний».

В Словаре русского языка, под специалистом понимается «человек, обладающий специальными знаниями в какой-либо отрасли науки или техники; представитель какой-либо специальности».

При обращении к тематическому специальному словарю по оперативно-разыскной деятельности под специалистом понимается «лицо, обладающее научно-техническими или иными специальными знаниями, умениями или навыками, привлекаемое оперативником для участия в ОРД (ОРМ и др.) в соответствии с оперативно-разыскным законодательством в целях оказания содействия в решении конкретных задач ОРД, как на гласной, так и на конфиденциальной основе». В основном мы поддерживаем эту точку зрения на определение специалиста в ОРД.

Как указывает А. Г. Маркушин, сотрудники оперативных подразделений в ходе проведения ОРМ при необходимости могут прибегнуть к помощи должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. По мнению автора, А. Г. Маркушин в отличие от определения специалиста, предложенного А. Ю. Шумиловым, не указывает на его умения или навыки, а также он поставил знак равенства между должностными лицами, специалистом и отдельными гражданами, обладающими научными, техническими и иными специальными знаниями. Все это несколько снижает ценность предложенного уважаемым ученым определения специалиста.

В свою очередь, законодательно закрепленное понятие специалиста в ОРД отсутствует, что на наш взгляд является существенным упущением законодателя.

Более того, в научной юридической литературе широко используются термины «специалист», «специалист-криминалист», «специалист-кинолог», «дежурный специалист», «специалист-педагог», «специалист-психолог». По данному вопросу мы поддерживаем позицию А. М. Садовского который высказал следующие суждение: если законодатель пойдет по пути дробления форм участия сведущих лиц по профессиональному признаку и специфике их познаний, то это будет чревато «наводнением» уголовного судопроизводства и оперативно-разыскной деятельности (выделено и добавлено нами. – С. Ж.) участниками-специалистами в узкой области знаний (автотехниками, бухгалтерами, взрывотехниками, криминалистами, и т. д.) и представляется неудачным вариантом совершенствования законодательства о сведущих лицах. Данное суждение рационально, и в этой связи в соответствующем законодательстве целесообразно закрепить положение о том, что в качестве специалистов могут привлекаться физические лица, обладающие специальными познаниями (знаниями).

В действующем законодательстве не содержится ответа на основной практический вопрос: кто определяет, является данное лицо специалистом или нет? Следовательно, по нашему мнению, определить, является ли данное лицо специалистом, вправе руководитель экспертного учреждения или профильного высшего учебного заведения, иной организации, где он состоит в трудовых правоотношениях.

К специалисту должны быть предъявлены следующие требования (в дальнейшем они могут быть изменены и (или) дополнены):

1) наличие у специалиста знаний в области конкретной науки, в том числе техники и (или)

2) наличие у специалиста практических навыков, приобретенных путем получения профессионального образования и (или)

3) наличие у специалиста профессионального опыта работы не мене пяти лет.

В данной связи под специалистом мы предлагает понимать физическое лицо, обладающее специальными познаниями (знаниями), привлекаемое к участию для решения конкретных задач в оперативно-разыскной деятельности.

Это определение целесообразно нормативно представить в виде нормы-дефиниции в соответствующем законодательном акте.

Вторая проблема (использование понятий «знание» и «познание»). Обращение автора к Толковому словарю русского языка показало, что между словами «знание» и «познание» имеются некоторые различия в том, что «знание – совокупность сведений», а «познание – совокупность знаний». Однако в словаре рекомендуется употреблять их как синонимы. При этом в нем же поясняется: знания» – совокупность понятий, представлений о чем-либо, полученных, накопленных в результате учения, опыта и т. п. и обычно реализуемых в деятельности; «познания» – сумма определенных знаний, сведений в какой-либо области (областях); а «сведения» – общие или не очень глубокие представления, знания о чем-либо.

В Словаре русского языка «познания» – совокупность знаний в какой-либо области, а «знания» – сведения, познания в какой-либо области.

Таким образом, современный уровень развития российского законодательства, широкое использование (применение) специальных познаний (знаний) в ходе различных процессуальных и непроцессуальных действий, требует однозначного решения употребляемого на законодательном уровне понятийного аппарата, в том числе понятия «специальные познания (знания)».

Полагаем, основным понятием может стать понятие «специальные познания (знания)», так как по справедливому замечанию Т.В. Аверьяновой: «оба эти понятия («специальные познания» и «специальные знания») имеют право на существование, однако следует уточнить, что «познание – это особая деятельность, в том время как знание – это результат такой деятельности».

Итак, специальные познания (знания) – это система знания в области конкретной науки, в том числе техники и (или) практических навыков, приобретаемых путем получения профессионального образования и (или) профессионального опыта работы не мене пяти лет и необходимых для применения и (или) использования в оперативно-разыскной деятельности.

В свою очередь, специальные познания (знания) специалиста – это система знания в области конкретной науки, в том числе техники и (или) практических навыков, приобретаемых путем получения профессионального образования и (или) профессионального опыта работы не мене пяти лет и необходимых для применения и (или) использования в оперативно-разыскной деятельности без производства экспертизы.

Эти определения целесообразно нормативно представить в виде нормы-дефиниции в соответствующем законодательном акте.

Третья проблема (форма участия специалиста). В юридической литературе специальные знания могут классифицироваться как в процессуальной форме, когда результаты их применения имеют доказательственное значение, так и непроцессуальной форме.

В свою очередь, непроцессуальную форму предлагаем классифицировать на виды (в зависимости от субъекта и целей использования (применения) специальных познаний (знаний)).

Итак, в оперативно-разыскной (оперативно-процессуальной) форме в соответствии с правилами ФЗ об ОРД и в целом оперативно-разыскного законодательства имеются основания для выделения следующих видов применения специальных познаний (знаний).

По субъекту применения выделяют: используемые привлеченными оперативным сотрудником (оперативным подразделением) для оказания содействия в осуществлении ОРД специалистами (как на гласной, так и на негласной основах).

По целям применения при:

1) непосредственном совершении конкретных ОРМ;

2) изъятии документов, материалов и сообщений в ходе проведения ОРМ;

3) прерывании оказания услуг связи в процессе осуществления ОРМ;

4) применении технических средств, включая специальные;

5) постановке вопросов привлеченному к оказанию содействия специалисту.

Таким образом, специальные познания (знания) специалиста применяются в непроцессуальных форме.

Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики. Монография

Монография посвящена проблемам теории и современной практики участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий и выполнена с учетом того, что для Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности является важным то, что решение проблем участия специалиста в оперативно-разыскной деятельности нуждается в расширенном специальном исследовании.<br /> Значительное место в монографии уделено практике участия специалиста и его значимости при проведении оперативно-разыскных мероприятий (абзац 5 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») некоторыми оперативными подразделениями органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и Федеральной службы исполнения наказаний.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 ноября 2017 г.<br /> Для научных работников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов (адъюнктов), студентов (курсантов), слушателей юридических высших образовательных учреждений и факультетов, а также для практических работников правоохранительных органов, экспертных учреждений и спецслужб России.

179

Жданов С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики. Монография

Жданов С.П. Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики. Монография

Монография посвящена проблемам теории и современной практики участия специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий и выполнена с учетом того, что для Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности является важным то, что решение проблем участия специалиста в оперативно-разыскной деятельности нуждается в расширенном специальном исследовании.<br /> Значительное место в монографии уделено практике участия специалиста и его значимости при проведении оперативно-разыскных мероприятий (абзац 5 статьи 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности») некоторыми оперативными подразделениями органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и Федеральной службы исполнения наказаний.<br /> Законодательство приводится по состоянию на 1 ноября 2017 г.<br /> Для научных работников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов (адъюнктов), студентов (курсантов), слушателей юридических высших образовательных учреждений и факультетов, а также для практических работников правоохранительных органов, экспертных учреждений и спецслужб России.

Внимание! Авторские права на книгу «Участие специалиста в проведении оперативно-разыскных мероприятий: проблемы теории и современной практики. Монография» (Жданов С.П.) охраняются законодательством!

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно — розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно — розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, допускается проведение оперативно — розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно — розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно — розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно — розыскную деятельность.
Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
При проведении оперативно — розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.
Оперативно — розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно — розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 — 11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Комментарий к статье 8
1. В ч. 1 комментируемой статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех перед законом, в соответствии с которым при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения. Однако этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Действующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно — процессуальной и оперативно — розыскной неприкосновенности Президента; в ч. 1 ст. 93 Конституции допускается возможность обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления. Отсюда представляется вполне логичным предположить и возможность осуществления оперативно — розыскных мероприятий в отношении Президента под контролем Верховного Суда. Однако следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. охраняется федеральными органами государственной охраны. Это делает невозможным нарушение его неприкосновенности иными органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность.
На основании ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. неприкосновенность депутата распространяется на его жилые и служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Из смысла статьи вытекает, что ОРМ, нарушающие указанные права на неприкосновенность, проводиться не могут, хотя не исключается возможность проведения других ОРМ, не затрагивающих эти права. Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П от 20 февраля 1996 г. должен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых ОРМ при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением депутатских обязанностей.
Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. проникновение в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используемый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут производиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вывод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, могут проводиться только в случае возбуждения против него уголовного дела. Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ограничивающих названных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным применение аппаратуры прослушивания и записи переговоров, находящейся у лица, которое посещает жилище либо служебное помещение судьи с согласия последнего.
Неприкосновенность прокуроров закреплена в Законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. В ст. 42 Закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем прокуратуры, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. При получении оперативными аппаратами сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного прокурором или следователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью проведения проверки может поручить провести необходимые ОРМ.
Неприкосновенность Уполномоченного по правам человека закреплена в Федеральном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г., в ст. 12 которого определено, что Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также принадлежащие ему документы.
2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает особые условия для проведения ОРМ, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. Из числа мероприятий, предусмотренных в ч. 1 ст. 6, к таковым прежде всего относятся: негласный осмотр жилых помещений; прослушивание телефонных переговоров; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; снятие информации с технических каналов связи (см. комментарий к ст. 6). Осуществление этих мероприятий в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ допускается только на основании судебного решения.
Действие комментируемой нормы не распространяется на переговоры, ведущиеся с использованием радиостанций, поскольку физическая особенность радиоволн заключается в их полной незащищенности от улавливания посторонними радиоприемниками, а поэтому государство не может гарантировать тайну обмена информацией через эфир. В свою очередь, граждане, пользующиеся радиостанциями, должны осознавать открытость и доступность этого канала связи для посторонних лиц и понимать, что он не предназначен для передачи сведений, составляющих тайну частной жизни.
Конституционное право на тайну телефонных переговоров, на наш взгляд, также не распространяется на использование внутрипроизводственных и технологических сетей связи предприятий, учреждений и организаций, не имеющих выхода на сеть связи общего пользования. Такие каналы создаются для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами, а поэтому предназначены для обмена служебной информацией, которая не может относиться к частной жизни граждан.
При проведении оперативно — розыскных мероприятий, ограничивающих конституционное право граждан на неприкосновенность жилища, немаловажное значение имеет правильное толкование понятия жилища.
Нормативный акт, регламентирующий оперативно — розыскную деятельность органов внутренних дел, понятие «жилище» отождествляет с понятием «место жительства», содержание которого раскрывается в Законе РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. К месту жительства этот законодательный акт относит жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, гостиницы — приюты, дома маневренного фонда, дома — интернаты для одиноких престарелых, инвалидов и др.), а также иные жилые помещения, в которых граждане постоянно или преимущественно проживают в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Не включаются в понятие «жилище» места пребывания — гостиницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, больницы, другие подобные учреждения, а также жилые помещения, не являющиеся местом жительства, в которых граждане проживают временно.
Такое определение содержания понятия «жилище» в ведомственном нормативном акте вступает в противоречие с судебным толкованием этого термина, данным в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности». Высшая судебная инстанция страны в указанном Постановлении определила, что «жилище — это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения)» (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. N 6. С. 5). Таким образом, Верховный Суд в понятие «жилище» включает как «место жительства», так и «место пребывания» граждан.
В ряде комментариев к ст. 25 Конституции РФ можно встретить более широкое толкование понятия «жилище», когда к нему в правовом отношении приравниваются транспортные средства, купе поезда, каюты парохода, личные гаражи, хозяйственные постройки, земельные участки, прилегающие к дому, и т.п. (см., например: Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.А. Батурина, Р.Г. Орехова. — М., 1994. С. 161 — 162; Научно — практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Спарк, 1997. С. 121). Такой подход вряд ли можно признать достаточно обоснованным, поскольку он противоречит упомянутому Постановлению Пленума Верховного Суда.
В правоприменительной деятельности органов, осуществляющих ОРД, представляется наиболее правильным придерживаться определения жилища, данного в указанном Постановлении Пленума Верховного Суда.
Проникновение в жилище граждан при проведении оперативно — розыскных мероприятий с нарушением условий, предусмотренных комментируемым Законом, может повлечь уголовную ответственность по ст. 139 УК РФ (см. комментарий к ст. 5).
Применение ОРМ, ограничивающих указанные конституционные права граждан, допускается не по всем категориям дел, а только по тем, где обязательно производство предварительного следствия. Перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие, определен ст. 126 УПК РСФСР.
В прежней редакции Закона об ОРД (1992 г.) указанные ОРМ разрешалось проводить только по преступлениям, отнесенным к категории тяжких. Таким образом, новая редакция Закона юридически расширила возможности оперативных аппаратов в осуществлении своих функций.
3. Общие правила проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи имеют исключения для случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления. Такие

Следующая статья «
К тексту закона «



Исследуются проблемные вопросы, возникающие при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе предварительного расследования. Предложено расширить перечень следственных действий, что приведёт к улучшению процессуального контроля за ходом и результатами оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: уголовное дело, следователь, доказательство, предварительное расследование, следственное действие, оперативно-розыскное мероприятие.

Уголовное судопроизводство — регламентируемая законом уголовно-процессуальная деятельность государственных органов и должностных лиц, которая направлена на раскрытие и расследование преступления, а также на рассмотрение дела в суде. Также под уголовным судопроизводством понимают систему правоотношений, которые возникают между уполномоченными субъектами и другими субъектами во время производства по уголовному делу.

Уголовное судопроизводство включает в себя ряд этапов: 1) обнаружение признаков преступления; 2) возбуждение уголовного дела; 3) производство предварительного расследования; 4) рассмотрение дела в суде. Основной целью уголовного судопроизводства является привлечение виновного в совершении преступления к уголовной ответственности и понесение им справедливого наказания, а также, в случае если лицо непричастно к совершению преступления, ограждение его от незаконного и необоснованного уголовного преследования.

Одним из важнейших этапов уголовного судопроизводства является предварительное расследование. Содержание данного этапа заключается в собирании доказательств, доказывании и формировании, на основе полученных доказательств итогового процессуального решения на данном этапе — постановления о направлении дела прокурору или постановления о прекращении уголовного дела. В свою очередь основным способом собирания доказательств является производство следственных действий, это же утверждает ч. 1 ст. 86 УПК РФ.

В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность представляет собой как гласную, так и негласную деятельность уполномоченных на то Федеральным законом № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» органов, которая заключается в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Главной целью данных мероприятий является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Использование оперативно-розыскной информации в ходе расследования уголовных дел связано с вопросом о формах и пределах ознакомления следователя с оперативными материалами .

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. установление имущества, подлежащего конфискации .

Исходя из вышеуказанных задач, можно сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность отличную от следственных действий правовую природу. Оперативно-розыскные мероприятия направлены на получение информации, которая позволит в дальнейшем решать задачи по расследованию преступления. Данная информация не может использоваться в доказывании по уголовному делу, однако в дальнейшем она может быть преобразована в доказательства, как раз таки путём проведения следственных действий. Для таких сведений п. 20 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд предполагается ряд требований:

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе .

Ряд оперативно-розыскных мероприятий, как и следственные действия, могут быть произведены только при наличии санкции суда. Однако, наличие такой санкции не отменяет требования по проверке результатов оперативно-розыскной деятельности .

В конечном итоге, если оперативно-розыскное мероприятие было произведено надлежащим образом, то его результат будет приобщён к уголовному делу, в целях решения вопроса о доказанности обстоятельств, предусмотренных ст.73 УПК РФ .

Основываясь на вышесказанном, следует вывод о то, что оперативно-розыскная деятельность носит вспомогательный характер для предварительного расследования. А так как следственные действия являются основой деятельности на данном этапе, то оперативно-розыскные мероприятия являются вспомогательными и для следственных действий.

Теоретики и практики в сфере уголовного судопроизводства, рассматривают соотношение следственных действий и оперативно-розыскной деятельности в двух вариантах.

Первой вариант — оперативно-розыскная деятельность, представляет собой самостоятельную деятельность, но при этом вспомогательную для уголовного судопроизводства. В данном случае оперативно-розыскная деятельность может заключаться в отыскании информации о совершенном преступлении. Такая информация впоследствии используется следователями или дознавателями при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Второй вариант — это производство оперативно-розыскных мероприятий по заданию следователя или дознавателя. Согласно ч.1 ст.144 УПК РФ следователь имеет право инициировать оперативно-розыскные мероприятия для получения информации, которую впоследствии можно использовать при разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела. Такие оперативно-розыскные мероприятия схожи с мероприятиями по проверке поступившего сообщения о преступлении, однако они их не подменяют, а следовательно должны быть обязательно проверены следователями. В результате такой проверки результаты оперативно-розыскной деятельности и превращаются в доказательства.

В своих работах процесс преобразования итогов оперативно-розыскной деятельности в доказательства исследует профессор С. А. Шейфер. В одной из своих работ профессор утверждает, что следственное действие контроль и запись телефонных переговоров является излишним, так как оно имеет явные признаки оперативно-розыскного мероприятия .

Однако, данное следственное действие затрагивает основные права и свободы человека и гражданина, а потому требует больше обеспечения гарантий соблюдения законности, а потому на его производство требуется судебное решение, что отличает контроль и запись телефонных переговоров от оперативно-розыскных действий. В свою очередь, на практике сложились такие обстоятельства, что производство следственных действий находится под гораздо большим контролем, чем оперативно-розыскные мероприятия. В связи с чем такие действия нельзя переводить в разряд оперативно розыскных мероприятий.

В целом можно отметить, что проверка и контроль оперативно-розыскных мероприятий должна находиться на более высоком уровне для искоренения различных проблем. Генеральной прокуратурой РФ произведен анализ практики, в результате чего были выявлены ряд ошибок при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Так к ним относятся:

− отсутствие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий;

− неверное отражение в документах оперативно-розыскной деятельности статуса участвующих в нем лиц;

− неверное название проводимого оперативно-розыскного мероприятия;

− незаконный досмотр лица и другие.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что основное отличие следственных действий от оперативно-розыскных заключается в том, что следственные действия направлены собирание и проверку доказательств, тогда как оперативно-розыскные действия являются вспомогательными по отношению к первым, что не исключает необходимости повышения контроля компетентных государственных органов и должностных лиц, в сфере уголовного производства за соблюдением законности при проведении оперативно-розыскных действий, в основе которых лежит негласный порядок их осуществления, требующий охраны прав и свобод всех участников уголовного судопроизводства и иных граждан вовлеченных в уголовный процесс.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
  2. Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»// СПС «Гарант»
  3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (с изменениями и дополнениями)// СПС «Гарант»
  4. Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2004 г. № 47-О04–75// СПС «Гарант»
  5. Гущин А. Н., Францифоров Ю. В., Громов Н. А. Использование оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании//Российский следователь. 2000. № 4. С.15.
  6. Шейфер С. А. Доказательства и доказывание по уголовным делам: проблемы теории и правового регулирования. М.: Норма, 2008. С. 191.

ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об ОРД».

Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), — Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д., при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д., но к сожалению в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.

3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица).

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. ОРМ «Опрос».

«Опрос» как оперативно-розыскное мероприятие подразумевает под собой непосредственный контакт оперативного сотрудника с каким-либо лицом с целью получения сведений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений. Возможном месте нахождения доказательств достаточных для возбуждения уголовного дела или источниках информации об их нахождении.

При этом оперативный сотрудник в целях конспирации, согласно ФЗ «Об ОРД», может осуществлять данное ОРМ под видом другого лица, не раскрывая данных о своей личности и своих намерений.

В ходе ОРМ «Опрос» могут использоваться, как явно, так и скрыто технические средства фиксации его проведения, такие как аудио или видеозапись.

Для проведения ОРМ «Опрос» оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения.

Важно, что результаты проведенного ОРМ «Опрос» в том числе с фиксацией на технические средства связи не могут являться в дальнейшем доказательствами по уголовному делу, так как при его проведении не соблюдаются права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (участие адвоката).

Согласно Определению Конституционного суда от 4 февраля 1999 г. № 18-0, содержит следующие правовые позиции, обязательные при применении ФЗ «Об ОРД», результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона «Об ОРД», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

2. ОРМ «Наведение справок».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает получение оперативным сотрудником сведений из государственных организация, для которых не требуется особый порядок их получения согласно нормам ФЗ «Об ОРД».

К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

Специальный порядок получения информации предусмотрен только в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г., относятся: сведения, составляющие тайну следствия или суда, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачей, нотариусов, адвокатов, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.), сведения, связанные с коммерческой деятельностью (отнесенные к коммерческой тайне).

За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

3. ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».

Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.

Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.

После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.

Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.

Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.

Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.

Вместе с тем, результаты ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», полученные результаты, могут быть использовании при доказывании только при условии проведения соответствующей экспертизы, результаты предварительного исследования сами по себе доказательством являться не могут.

4. ОРМ «Проверочная закупка».

Цель проведения ОРМ «Проверочная закупка» сводится к созданию условий сотрудниками оперативных подразделений для приобретения у разрабатываемого лица предметов или веществ, запрещенных к гражданскому обороту, это могут быть наркотические средства или психотропные вещества, сильнодействующие или ядовитые вещества, оружие, программное обеспечение и т.д.

Важно отметить, что ОРМ «проверочная закупка» может быть проведено только при наличии у оперативных подразделений, обоснованных данных что разрабатываемое лицо причастно к противоправной деятельности, совершает подобные преступления либо намеренно его совершить.

Другими словами при наличии у оперативных сотрудниках сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п.1 ч.2 ст. 7 ФЗ «Об ОРД»).

Оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка» проводится на основании постановления о его проведении утвержденного руководителем органа проводящего ОРМ или его заместителем. Данное условие является обязательным при проведении «Проверочной закупки». При отсутствии указанного постановления результаты ОРМ не могут быть использованы при доказывании.

Очень важным обстоятельством для проведения «Проверочной закупки» является именно обоснованное подозрение в отношении разрабатываемого лица, и проверяемой информации о его причастности к совершению подобных преступлений, в противном случае речь может идти о провокации преступления сотрудниками полиции и их агентами.

Провокация преступления – искусственное создание умысла на совершение преступления оперативными сотрудниками или связанными с ними лицами. Особенно актуально это по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

Более подробно о провокации преступления вы можете прочитать здесь.

ОРМ «Проверочная закупка» как правило проводится в комплексе с другими ОРМ – «наблюдение», «опрос» и т.д.

В качестве закупщика запрещенных веществ могут выступать как сами сотрудники оперативных подразделений, так и лица, привлекаемые ими на добровольной основе (при отсутствии у них заинтересованности в результатах проведения закупки и зависимости от сотрудников полиции).

При этом истинные данные закупщика могут быть оставлены в тайне, часто это происходит именно для сокрытия фактов его заинтересованности или зависимости.

Более подробно об использовании ОРМ «Проверочная закупка» по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, законности его проведения, составе документов, вы можете .

Вместе с тем, при проведении «Проверочной закупки» к участию в ней могут привлекаться так называемые «незаинтересованные граждане» которые в дальнейшем могут подтвердить порядок ее проведения, либо сам факт передачи запрещенных предметов или веществ.

При этом сведения и предметы, полученные при проведении «Проверочной закупки» должны позволять сформировать доказательства в соответствии с требованиями УПК РФ. То есть, полученные предметы должны быть надлежащим образом упакованы, а участвующие лица досмотрены с обязательным участием двух «незаинтересованных граждан».

Участие «незаинтересованных граждан» при осмотре, копировании, пометки денежных средств, осмотре транспортных средств, используемых при проведении закупки, также является обязательным.

Кроме того, результаты ОРМ «Проверочная закупка» могут использоваться при доказывании только в случае передаче их следователю или суду в установленном законом порядке, на основании постановления руководителя (или его заместителя) органа проводящего оперативно-розыскное мероприятие.

Весь процесс проведения «Проверочной закупки» можно условно разделить на несколько частей.

Подготовительные мероприятия.

Получение оперативной информации о причастности лица к незаконным действиям с запрещенным предметами или веществами.

Проведение проверки указанной информации (проведение опросов, прослушивание телефонных переговоров и т.д., то есть способами, позволяющими убедится в самостоятельности умысла на совершение преступления).

Оформление рапорта о наличии подобной информации.

Подбор лица добровольно изъявляющего желание участвовать в качестве закупщика, получение у него добровольного согласия.

Вынесение и утверждение постановления о проведении ОРМ «Проверочная закупка».

Активная стадия проведения ОРМ.

Привлечение «незаинтересованных граждан».

Проведение личного досмотра закупщика.

Проведение осмотра и вручения денежных средств закупщику.

Проведение осмотра и вручение технических средств фиксации (если используются).

Проведение осмотра транспортного средства (если используется).

Следование к месту проведения закупки.

Передача запрещенных предметов или веществ закупщику, и денег разрабатываемому лицу.

Выдача приобретенных предметов или веществ сотрудникам полиции, их упаковка.

Выдача технических средств фиксации (если использовались).

Проведение повторного личного закупщика после проведения ОРМ.

Завершающая стадия проведения закупки.

Оформление документов по результатам проведения ОРМ – опрос закупщика, опросы «незаинтересованных граждан», акта проведения ОРМ.

Направление полученных предметов, веществ на предварительное исследование, по результатам которого регистрируется рапорт о наличии признаков преступления, являющийся основанием для возбуждение уголовного дела.

Рассекречивание результатов ОРМ «Проверочная закупка», утверждение постановления о предоставлении ее результатов следователю, фактическая передача документов и полученных предметов, веществ.

Разрабатываемое лицо может быть задержано сразу после передачи запрещенных предметов, веществ закупщику, либо проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении него может быть продолжено на усмотрения оперативных сотрудников в целях пресечения и раскрытия организованной преступной деятельности и установление всех её соучастников, выявление преступных связей участников незаконного оборота наркотических средств, установление каналов поступления наркотиков, выявление производства при наличии оперативно-значимой информации по данным фактам.

Если при проведении повторных ОРМ «Проверочная закупка» в постановлении о проведении ОРМ не указаны новые цели ее проведения, и по результатам ее проведения не достигнуто новых результатов, таких как выявление каналов поставки наркотиков, изобличению других лиц причастных к незаконному обороту и т.д., то данная закупка считается незаконной.

5. ОРМ «Исследование предметов и документов».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает исследование предметов или документов специалистом или экспертом, для установления обстоятельств имеющих значения для выявления признаков преступления.

Могут быть исследованы отпечатки пальцев рук, изъятые наркотические средства и психотропные вещества, оружие, а также другие предметы, имеющие значение.

Вместе с тем, результаты таких исследований сами по себе не являются доказательствами по уголовному делу, и могут ими стать только после проведения соответствующих экспертиз.

6. ОРМ «Наблюдение».

ОРМ «Наблюдение» проводится путем скрытого наблюдения за действиями разрабатываемого лица, его перемещением, в том числе на транспортном средстве, встречи с иными лицами и подробного документирования всех действий представляющих оперативный интерес.

Наблюдение часто используется оперативными сотрудниками полиции при проведении ОРМ «Проверочная закупка» и «Оперативный эксперимент» для документирования совершения противоправных действий.

При проведении наблюдения сотрудниками полиции могут использоваться технические средства фиксации действий и результаты такой фиксации могут в дальнейшем являться доказательствами по уголовному делу.

Оперативным сотрудникам не требуется какое-либо санкционирование ОРМ «Наблюдение» со стороны руководства или судебного разрешения на его проведение.

По результатам проведения данного ОРМ оперативным сотрудником составляется акт его проведения, где фиксируются представляющие интерес сведения о поведении наблюдаемого, к которым при необходимости прилагаются результаты его фиксации техническими средствами.

7. ОРМ «Отождествление личности».

Данное ОРМ подразумевает скрытое опознание лица в естественных условиях, — на улице, при посещении различных помещений, в самолете или при иных обстоятельствах.

Вместе с тем, оперативные сотрудники сами могут создавать условия для организации ситуации, при которой можно опознать какое-либо лицо (приглашение в определенное место с сокрытием истинной цели визита и т.д.).

Кроме того, «отождествление личности» может проводиться по фотографии, видеозаписи, портрету или другому изображению опознаваемого лица.

При этом, результаты негласно «отождествления личности» не могут использоваться в качестве доказательств по уголовному делу, а служат только для установления лица, который в дальнейшем должен быть опознан согласно требованиям УПК РФ.

8. ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств подразумевает проведение обследования указанных объектов с целью документирования следов преступлений или иной информации необходимой для изобличения лиц, совершающих или совершивших преступления.

В ходе проведения данного оперативно-розыскного мероприятия сотрудники полиции могут изымать вещества, предметы, документы, в соответствии с требованиями УПК РФ в присутствии не менее 2-х лиц не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с сотрудниками полиции, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных сотрудникам полиции.

В большинстве случаев, данное ОРМ проводится гласно, в ходе которого, осуществляется изъятие наркотических средств, психотропных веществ, оружия, либо других предметов и документов, имеющих доказательственное значение.

При обследовании помещений не являющихся жилыми, а также зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств постановление для проведение данного оперативно-розыскного мероприятия не требуется (согласно ФЗ «Об ОРД»).

В случае проведения ОРМ «Обследования» жилого помещения в рамках оперативно-розыскной деятельности, в обязательном порядке требуется постановление суда о его проведении.

Либо, в случае проведения ОРМ «Обследование» жилого помещения по не терпящим отлагательства обстоятельствам, оно проводится на основании постановления руководителя органа проводящего ОРМ (его заместителя) с обязательным уведомлением суда (судьи) о его проведении в течение 24 часов.

Вместе с тем, в течение 48 часов, сотрудники оперативного подразделения должны получить судебное решение о законности его проведения.

При других обстоятельствах, данное ОРМ подлежит признанию незаконным и его результаты не могут быть использованы при доказывании.

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

При изъятии электронных носителей информации сотрудником, осуществляющим изъятие, организуется изготовление их копий, которые заверяются им, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется сотрудником, осуществляющим изъятие (либо специалистом, привлеченным к участию в проведении обследования), на другие электронные носители информации, предоставленные ему законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.

Электронные носители информации, содержащие копию изъятой информации, передаются лицу, у которого они были изъяты или законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе.

По результатам проведения ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» составляется протокол о его проведении.

9. ОРМ «Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений».

Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает контроль сотрудниками полиции проводящими ОРМ почтовых отправлений, телеграфной, телефаксной или телефонограммной корреспонденции непосредственно в отделении связи с привлечением работников данного отделения.

Такой контроль может проводиться сотрудниками полиции исключительно на основании судебного решения, а изъятие пересылаемых предметов или веществ должно производиться согласно требованиям УПК РФ, в присутствии не менее двоих понятых.

Такое ОРМ часто проводится сотрудниками оперативных подразделений для изъятия незаконно пересылаемых наркотических средств или психотропных веществ.

Проводится оно может не только в отделениях почты, но и других транспортных компаний занимающихся доставкой грузов и корреспонденции.

Важно, что разрешение суда на проведение данного ОРМ не может превышать временной промежуток более 6 месяцев.

По результатам ОРМ составляется соответствующий протокол или рапорт оперативного сотрудника, с приложением к нему изъятых предметов, веществ, либо фотографий контролируемой переписки.

10. ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает контроль и запись телефонных переговоров разрабатываемого лица, при наличии у оперативных сотрудников сведений о его причастности к совершению преступлений.

«Прослушивание телефонных переговоров» проводится техническими подразделениями органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

ОРМ проводится исключительно на основании постановления суда о разрешении его проведения, действие которого ограничивается 6 месяцами, если в самом постановлении не указан меньший срок.

Решение о разрешении проведения ОРМ «ПТП» принимается судом на основании мотивированного постановления руководителя органа проводящего ОРМ или его заместителя.

При этом суд при разрешении данного вопроса вправе затребовать у оперативного подразделения дополнительные данные о причастности разрабатываемых лиц к совершению преступлений.

Проведение ОРМ «ПТП» допускается в отношении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

В ходе указанного оперативно-розыскного мероприятия, сотрудники полиции негласно получают доступ к телефонным переговорам, производят их запись, а в дальнейшем составляют протокол с содержанием телефонных переговоров, в части, которая интересна для доказывания.

К протоколу прилагаются носители информации, на которые произведена запись телефонных переговоров и их стенограмма в интересующей части.

Вместе с тем, в дальнейшем вместе с результатами ОРМ «ПТП» в установленном порядке следователю или суду предоставляются мотивированное постановление руководителя или заместителя органа проводящего ОРМ, а также постановление суда о его разрешении.

О прослушивании телефонных переговоров и всех его видах .

11. ОРМ «Снятие информации с технических каналов связи».

Данное оперативно-розыскное мероприятие, подразумевает негласное (скрытое) получение информации, которая передается по сетям электрической связи, компьютерным и другим сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных полей.

Указанное ОРМ проводится на основании постановления суда о разрешении его проведения, либо на основании постановления руководителя или заместителя руководителя органа осуществляющего оперативно-розыскную деятельность в случаях не терпящих отлагательства с обязательным обращением в суд в течение 48 часов с начала его проведения, для признания законности проводимого ОРМ.

Обычно данное мероприятие проводится путем:

Внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

Перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

Внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

По результатам оперативно-розыскного мероприятия составляется протокол, в котором отражаются его результаты, с приложением носителем на которые она была записана.

12. ОРМ «Оперативное внедрение».

Данное оперативно-розыскное мероприятие предполагает тайное получение оперативно значимой информации о лицах, совершающих преступления, совершивших или готовящихся к их совершению, путем внедрения в их среду оперативных сотрудников полиции или лиц с ними сотрудничающих на конфиденциальной основе.

Для разоблачения деятельности организованных преступных сообществ внедрение сотрудника может быть долговременным, длящимся несколько месяцев или лет. Кратковременное внедрение может иметь место от нескольких часов до нескольких суток.

Лица, внедренные в преступные формирования, могут имитировать преступную деятельность. Законодательством допускается вынужденное причинение вреда право охраняемым интересам других лиц при правомерном осуществлении служебного долга.

ОРМ «Оперативное внедрение» проводится исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем или заместителем руководителя органа, проводящего оперативно-розыскные мероприятия. Решение суда для его проведения не требуется.

Результаты внедрения оформляются соответствующим протоколом или рапортом оперативного сотрудника.

27. СНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ С ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СВЯЗИ

Снятие информации с технических каналов связи – ОРМ, заключающееся в негласном съеме информации, передаваемой по сетям электрической связи, компьютерным и иным сетям, путем контроля специальными техническими средствами работы соответствующих систем и устройств, в том числе излучаемых ими электромагнитных и других полей.

Указанное мероприятие затрагивает конституционное право гражданина на тайну сообщений, поэтому оно проводится на основании судебного решения либо на основании мотивированного постановления соответствующего руководителя органа, осуществляющего ОРД, с обязательным получением судебного решения о проведении данного мероприятия в течение 48 часов.

За нарушение данного правила УК предусмотрена ответственность, в частности, за неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273).

Снятие информации с технических каналов связи, как правило, осуществляется путем:

• внедрения аппаратных, программных, аппаратно-программных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи;

• перехвата информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрования этой информации;

• внедрения программ, нарушающих нормальное функционирование систем защиты информации, воздействия на парольно-ключевые системы защиты информации, компрометации ключей и средств криптографической защиты информации в целях получения доступа к защищаемой информации.

С учетом особенностей данного мероприятия подлежащая съему информация находится в электронно-цифровой форме. Полученная информация записывается на различные носители информации (лазерные, жесткие диски и др.).

Мероприятие проводится оперативными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К мероприятию могут также привлекаться сотрудники организаций – владельцы технических каналов и соответствующей информации.

Результаты снятия информации отражаются в составляемых оперативным сотрудником рапорте или справке, к которым прилагаются соответствующие носители (помещенные в упаковку и опечатанные) с полученной информацией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *