Провокация и манипуляция

Содержание

Званый вечер
Званый вечер — это специальный формат общения людей, который соответствует следующим критериям:
1. Наличие хозяина/хозяйки мероприятия;
2.Вход на мероприятие по списку;
3. За каждым гостем зарезервировано место за столом.
Все остальные организационные моменты зависят от творческого потенциала хозяина вечера и его гостей.
Званный вечер считается самым сложным видом приемов. Сложность заключается в недопустимости приглашения тамады или аниматоров, которые развлекали бы гостей во время мероприятия. От организаторов званого вечера требуется понимание принципов светского или делового протокола (в зависимости от назначения мероприятия), а от гостей достаточного уровня владения культурой и этикетом.
Между тем, труд для подготовки данного формата окупается той палитрой эмоций и событий, которые остаются не доступны во всех остальных моделях общения.
Продумать тему мероприятия, собрать гостей, прописать сценарий, сделать рассадку… список навыков организатора велик. В ряде случаев для решения данной задачи можно привлечь специалистов (корпоративный отдых или встреча партнеров), но в большинстве случаев это нужно уметь организовывать самому (день рождение, свадьба, домашний праздник, встреча друзей). В обоих случаях необходимо обратиться к человеку, имеющему успешный опыт в этом ответственном деле, т.к. приглашая гостей и выступая хозяином мероприятия, вы берете на себя ответственность за каждого гостя и его настроение. Поэтому, прежде всего, должны быть решены первостепенные вопросы, выражающие уважение Вашему гостю.

Манипуляция «Провокация»

Провокацией является любое подстрекательство, побуждение, подталкивание субъекта на определенные поступки (чаще всего сулящие ему вред сейчас или в будущем).

Провокации применяются руководителями против подчиненных, обладающих, например, вспыльчивым характером.

«При этом руководитель-манипулятор не прибегает к экспромту, а чаще атака является завершающим этапом подготовительной работы по изучению слабых мест, болевых точек объекта. В деловых отношениях можно ограничиться знанием того, что человек считает недопустимым: беспорядок в офисе, неряшливость и бессистемность в оформлении документов, нарушение субординации, отсутствие исполнительской дисциплины и т. д. Этого вполне достаточно, чтобы напоминанием о раздражающих факторах вызвать аффект у неуравновешенного подчиненного, в котором тот будет впоследствии винить себя.

Для усугубления негативного воздействия на него желательно присутствие публики, поэтому манипулятор выжидает удобный момент для подведения к эмоциональному взрыву жертвы, которая должна предстать перед коллегами или вышестоящим руководством во всей неприглядности. Если манипулятору кажется, что адресат не в полной мере прочувствовал свое падение, то он подстрекает коллег, которые с затаенным злорадством вспоминают об инциденте, пересказывают подробности, цитируют запальчивые высказывания, о которых человек от души хотел бы навсегда забыть. Сам же манипулятор и его помощники всячески демонстрируют невозмутимость, сожаление и ведут себя в высшей степени корректно – для создания контрастного впечатления. Им это особенно важно в момент «разбора полетов”, когда жертве предъявляются обвинения: «Во-первых, вы проявили недопустимую в цивилизованных деловых отношениях грубость, во-вторых, вы нанесли мне личное оскорбление, наконец, вы сами с себя сорвали маску, и теперь коллеги имеют возможность познакомиться с вашим подлинным лицом…” и т. д. Сильному противнику подобные обвинения предъявляют публично. Более слабого достаточно пожурить с глазу на глаз и даже притворно посочувствовать, оправдывая случившееся перегруженностью работой, недостаточной заботой о здоровье. Однако это лишь усиливает чувство вины у потерпевшего.

Все это действенно, и тем не менее не самоцель (хотя и приятно щекочет самолюбие победителя). Ведь провокацию затеял не мелкий склочник и скандалист, а манипулятор. А для таких людей самое главное впереди: необходимо получить свою выгоду, компенсацию «морального ущерба” – своеобразный выкуп за нервный срыв. В этих целях затевается задушевная беседа, в которой красной нитью проходит мысль: «Что и говорить, некрасиво получилось… (вновь вызывается чувство вины). Однако я не так злопамятен, как может показаться, и уж совсем не враг вам. Не скрою, я дорожу вами как специалистом и непревзойденным знатоком… Жаль, что с вами именно сейчас случилось такое. Я ведь хотел предложить вам (далее следует перечисление заманчивых идей, которым уже не суждено осуществиться)… Но это не должно вас расхолаживать. Предлагаю забыть недавнее недоразумение и подумать над проблемой (навязывается самая неблагодарная часть работы)… Можете не благодарить, и вообще, мне кажется, вам лучше на сегодня закончить трудиться и хорошенько отдохнуть. А завтра с новыми силами мы обсудим ваши задачи, касающиеся…”. Ловушка захлопнулась. Даже если попавший в нее сотрудник на досуге осознает свое положение, он не сможет до конца избавиться от мысли, что он сам спровоцировал свое падение, а взваленная на него работа – лишь справедливое наказание за унизительный срыв» (Сергеечева В. Практикум манипулятора. Выбор слабых мест. – СПб., 2002).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *