Психологические проблемы профессиональной деформации личности юриста

Мотивы, факторы и причины деформации личности юриста

Психология использует понятие «деформация» при обозначении разного типа изменений и явлений внешнего мира. С ее помощью фиксируются изменения психических процессов, состояния, свойств и качеств личности под влиянием среды, в которой производится деятельность (например, под влиянием профессии).

Юридическая деятельность в этом случае не является исключением, поскольку она способствует развитию как позитивных качеств (высокие нравственные начала, выдержка, спокойствие, дисциплина, способность найти подход и установить контакт с людьми, широкий кругозор и др.), так и отрицательных черт (равнодушие, высокая подозрительность, грубость и др.).

Профессиональная деформация личности юриста имеет в своей основе объективные и субъективные причины. Первые из них представляют собой властные полномочия и элементы принуждения; детальную правовую регламентацию; постоянное общение с обвиняемым (подозреваемым), недобросовестным потерпевшим и свидетелями; дефицитом времени и перегрузкой; ложную корпоративность, которая приводит к защите «чести мундира» в ущерб интересам общества; частые проявления острых конфликтных ситуаций; противодействие заинтересованных лиц; психические и физические перегрузки; уязвимость организации управления юридической деятельностью, неблагополучные условия быта и др.

Субъективные причины включают переутомление, низкую степень профессионализма, завышенную самооценку, пассивное выполнение обязанностей, растерянность, отсутствие навыков контроля своего поведения, позицию своей исключительности, карьеризм, отсутствие самокритичности, «эмоциональное» выгорание, скептицизм по отношению к категориям совесть, честь, долг и др.

Замечание 1

Основными мотивами являются:

  • Руководствование правильной целью, которая заключается в изобличении и наказании преступника. При этом юрист забывает, что в процессе достижения целей не все средства хороши.
  • Ценностное ориентирование на единственный путь максимального использования своей власти над людьми.
  • Неверное восприятие чувства долга и интересов службы;
  • Второстепенность требований профессии и должности.

Среди факторов, которые отрицательно влияют на юриста можно выделить:

  • недостаточную степень юридических гарантий, которые защищают юриста;
  • несовершенное уголовно-процессуальное законодательств;
  • «уравниловку» в оплате труда;
  • недостаток экономических стимулов;
  • слабый подбор и расстановка персонала;
  • недостаточный уровень профессиональных знаний;
  • неуравновешенность и грубость управленцев;
  • низкую степень самоконтроля;
  • чрезмерную самоуверенность и др.

Успех предупреждения профессиональной деформации в юридической сфере зависит от знания ее структуры. Структура профессиональной деформации классифицируется на открытую(видимую) и скрытую (невидимую).

Основные элементы открытой структуры состоят из:

  • пренебрежения нормами служебной этики;
  • нехватке самокритичности;
  • чрезмерно высокой подозрительности;
  • обвинительном уклоне;
  • упоении властью;
  • недостатке гуманности;
  • злоупотреблении спиртными напитками и жаргоном преступников;
  • убежденности во вседозволенности;
  • недостаточной культуре речи, поведения, общения;
  • неаккуратности, неприятного внешнего вида, неряшливости.

Скрытые элементы структуры профдеформации включают:

  • нравственное обеднение специалиста;
  • фиктивность благополучия на работе;
  • взяточничество;
  • сокрытие преступлений;
  • неправильное понимание служебных интересов;
  • неточное понимание престижа;
  • объединение со средой преступности и др.

Требования профессии юриста (следователя, сотрудника полиции, адвоката и др.) состоят во внимательном исследовании причин профдеформации, а также включают разработку мероприятий по их предупреждению.

Причины деформации следователя могут заключаться в:

  1. стрессовых ситуациях, вызванных неудачами в процессе расследования преступлений, перегруженностью в работе, страхом критики и др.;
  2. качествах следователя, включая тип нервной деятельности, знания, опыт, коммуникативность, гуманность и др.;
  3. фрустрации (крушении планов, провалах, неудачах, и др.), которая ведет к агрессии, депрессивному состоянию, безынициативности, утрате трудолюбия, усидчивости и др.;
  4. сочетании доли власти и опасности. Так, опасность может породить страх и тревогу, а власть способна устранить чувство опасности для следователя, порождая одновременно с этим чувство всевластия (превышение полномочий власти).

Опаснейшим видом личностной профессиональной деформации является высокая подозрительность. Следователь может утратить веру в людей, подозревает всех и каждого, усматривает во всех упущениях злой умысел, во всяком заподозренном ищет преступника. Высокая степень подозрительности и предвзятость ведут к различным служебным недочетам. Это может быть одностороннее ведение расследования со сбором только фактов, которые отражают отрицательные стороны личности, вынесение судьей приговора, который не обоснован и не соответствует содеянному.

Обвинительный уклон может стать причиной того, что специалист проигнорирует требование закона о сборе как уличающих, так и оправдательных, как отягчающих, так и смягчающих вину доказательств.

Замечание 2

Неспособность планировать собственное время может привести к торопливости или, напротив, к волоките.

Результат профессиональной деформации может быть представлен изменениями в психофизиологических и характерологических качествах следователя. Это происходит, когда он становится вспыльчивым, раздражительным, несдержанным.

Профессиональная деформация юриста не является обязательным признаком юридической деятельности, ее появление легко предупреждается. В этом процессе существенное значение имеет система профессионально-психологической подготовленности, процессуально регламентированный контроль, эффективная организация труда, мастерское чередование труда и отдыха, общение с людьми вне юридической сферы и др.

Особенности профессионально-психологической подготовки работников правосудия

Особенного внимания заслуживает профессионально-психологическая подготовка работников правосудия к работе в сложнейших условиях. Так, существуют общественные модели полицейской деятельности и др.

Сотрудники полиции чаще других сталкиваются со сложными и особо сложными ситуациями. Служить в полицию приходит много молодых людей (выпускники юридических и других вузов, демобилизованные военнослужащие), не всем из которых хватает индивидуального опыта полицейской работы, особенно это касается сложных условий.

Для условий профессиональной адаптации в правоохранительной деятельности чаще всего характерен метод проб и ошибок, что не способствует эффективной подготовке юристов. По этой причине существует потребность в активном внедрении методов и приемов профессиональной психологической подготовки подобных специалистов. Опросы практических работников и наблюдения исследователей показали существование определенных факторов, которые тормозят использование этих методов. Так, сотрудники, отвечающие за профессиональную подготовку персонала, полагают, что «по старинке» проще и спокойнее учить и осуществлять проверку готовности. Практики же обладают обоснованными претензиями к качеству разработки нормативов спецподготовки. Помимо этого, совершенно не используется обучение методикам проведения учебных занятий в системе служебной подготовки правоохранительных органов.

Похожие трудности успешно были преодолены в других областях практической деятельности. Например, можно говорить о накоплении существенного опыта использования активных методов и приемов профессиональной психологической подготовки работников таможни, спортсменов, летчиков, космонавтов, десантников, пограничников и др. Вне сомнения, обучение юристов не должно быть исключением, хотя до настоящего времени акцент при подготовке подобных специалистов делается на знания и «некоторые» навыки. Практика же сразу требует от них умения использовать навыки и знания,владеть собой и др. Все это является не менее важным, чем только теоретические сведения.

С помощью активных методов и приемов профессионально-психологической подготовки юридических работников устанавливаются рабочие взаимосвязи изучаемых предметов (уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, правовой психологии, судебной психиатрии и др.), зависимость между обучением, тренировками, закалкой и воспитанием.

Практика существенно опережает теоретическую, нормативную и методическую оснащенность профессиональной психологической подготовки юристов. В крупных городах успешно были проведены эксперименты по воссозданию вполне реальных ситуаций, которые показали опасность лихачества (водителей, пешеходов). Были оборудованы автодромы и «огневые комплексы» с целью проведения практических занятий в области психологической и прочей спецподготовки. Происходит постоянное развитие нормативов и правил для занятий тактической, физической и иными видами подготовки.

В первую очередь работа юриста носит интеллектуальный характер, но служба в правоохранительных органах, включая работу в полиции, предъявляет соответствующие требования как к физическому состоянию, так и к психическому здоровью работников. Это можно отнести не только к работе оперативно-розыскного аппарата и административной службы, но также к деятельности сотрудников следствия, экспертизы и др. Профессионально-психологическая и физическая подготовка дает возможность юристам выдерживать практически любое воздействие неблагоприятной обстановки.

Тем не менее, невозможен просчет всех возможных ситуаций, но существуют типы правоохранительной деятельности, вполне поддающиеся прогнозам. В целом задачу и схему профессиональной психологической подготовки можно свести к обеспечению в каждом правоохранительном органе (включая, в первую очередь полицию, ИУ, прокуратуру) необходимой надежности действий работников (субъектов), а также объектов, включая связь, транспорт, освещение, криминалистическую технику и др.

Замечание 3

Сегодня психологической практикой и теорией наиболее эффективным признан метод ситуационных упражнений в деле профессионально-психологической подготовки. Наблюдение за действиями лиц в реальности или приближенных к ней условиях представляет собой самый действенный способ контроля. Это не исключает, а, напротив, предполагает и наличие самоконтроля.

В соответствии с источником проявления напряженности и возможных затрат психических и физических сил существует классификация сложных и особо сложный ситуаций.

  1. Противоправность в использовании источника повышенной опасности или неосторожное обращение с ним (использование оружия, взрывчатых, ядовитых и других сильнодействующих веществ, транспортных и иных механизмов, некоторых животных и даже микроорганизмов). Подобные ситуации вполне вероятны как на производстве, так и в быту.
  2. Совершение единичных групповых, опасных для общества, деяний. Это могут быть преступления в области использования источника повышенной опасности, условия для совершения которых формируются при задержании вооруженных лиц, правонарушителей (угонщиков), при большой концентрации людей в каких-либо местах (например, посадка и высадка на транспорте и др.).
  3. Действие природных, стихийных и других сил, которые закон характеризует в качестве «условий общественного бедствия». Они подвергают суровой проверке всех, но в этом случае от сотрудников правоохранительных органов всегда требуется что-то большее, поскольку именно от их действий (бездействия) часто зависит жизнь и здоровье большого числа лиц.
  4. Введение в определенном регионе (всем государстве) особого (чрезвычайного) положения, которое может быть предвоенное и военное. Сотрудники правоохранительных органов (как и работники других сфер) должны на практике отрабатывать необходимые действия. Для этого необходимы более или менее реальные условия, а не сложности, которые создаются лишь на словах или картах.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Многие источники информации, особенно ведомственные документы, содержат разнообразные описания сложных и особо сложных ситуаций. Они рассматривают умелые (или не очень) действия сотрудников, но, как правило, в должной мере не анализируют их. Это определенным образом затрудняет применение такой ценной информации для научных и учебно-практических целей.

Наряду с этим практика показала, что в некоторых видах деятельности («нормальных» и «экстремальных») проявляются типичные «ситуации опасности», а также «выстраданные практически» правила безопасности, профилактические и иные меры. Подобные общие правила, запреты и стандартные случаи используются, например, дежурными частями полиции, пожарной охраной, скорой медицинской помощью и др. Их разработка, прежде всего, происходит для решения тактических, организационно-штатных целей и задач, а не с целью профессионально-психологической подготовки и контроля подлинной готовности сотрудников в сфере правосудия.

Пример 1

Казалось бы между упавшим авиалайнером, горящим торфяным болотом или высотным зданием, сорвавшимся с тормозов автопоездом нет ничего общего. Но эти ситуации характеризуются неожиданностью, реальной (повышенной) опасностью, сложностью и неясностью.

С определенными особенностями сложных ситуаций взаимосвязана специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов. При обязательном учете именно таких аспектов практической работы происходит профессионально-психологическая подготовка юристов.

Предупреждение профессиональной деформации личности юриста

Психологическая литература с основанием признает, что личность, группа, коллектив и его руководство в критической ситуации должны проявить себя наиболее ярко. В повседневной практике часто признается противоположное мнение: оценка положительных и отрицательных поступков в критические моменты признает их нетипичными для человека, группы. Заблаговременная «нивелировка» поступков и «амнистирование» проступков не приемлемы, особенно это касается юриспруденции.

С позиции профессиональной подготовки факты умелых (неумелых) действий в сложных ситуациях необходимо рассматривать в качестве самого объективного показателя подлинной готовности к ним конкретных сотрудников (групп, коллектива). Для того чтобы достичь неслучайного успеха в работе со сложными обстоятельствами, необходимо, чтобы и в повседневной работе юристов типичные сложности стали закономерностями, а типично опасные ситуации – более или менее привычными.

Сотрудника в сфере правосудия неложно ознакомить с категорией «бдительность», обучая говорить об этом правильные слова. Но на самом деле от него требуется другое, а именно умение на практике проявлять бдительность в соответствующей обстановке. А этому обучить (научиться) значительно труднее как профессионально, так и психологически.

Правомерные решения и действия юриста в любых ситуациях важны с точки зрения нравственно-психологической стороны. В критические моменты такой специалист должен иметь уверенность, что он является необходимым «инструментом» справедливого дела. Только в этом случае он может быть с высокой степенью самоотверженности проявить максимальную активность.

Относительно несложные и очевидные ситуации, когда юристы сами воспринимают и правильно понимают обстановку, они в достаточной степени самостоятельны в своих решениях и действиях, принимая на себя полную ответственность. В случае высокой сложности и низкой очевидности, когда работник лично не воспринимает поступающую информацию, но ему приказано действовать в качестве исполнителя, ответственность ложится не на него. Исключением является исполнение явно незаконных приказов или неисполнение, грубые нарушения законных приказов.

В сложных ситуациях особенно большую роль играет профессионально-психологическая подготовка руководителя. Выполнять обязанности руководителя психологически всегда труднее, чем исполнителя, тем более при наступлении критических обстоятельств. Эффективный руководитель – большая социальная и психологическая ценность, в первую очередь, для тех, кто ему подчиняется. В условиях трудностей авторитет такого управленца представляет собой дополнительную профессионально-психологическую и нравственную опору. К неоправданным ошибкам могут привести психологическая неграмотность, неустойчивое состояние, недостаточный уровень профессионализма у руководства в критические моменты.

Сверхсильные раздражители (например, катастрофа, землетрясение) на определенный промежуток времени способны парализовать активность и нормальную работу даже подготовленных людей. Тренировка не может в полной мере исключить возможность временного потрясения, не останавливает чувство страха и неуверенность. Здесь на помощь приходит личный опыт пребывания в таких ситуациях и проверенные методы для минимизации высокой напряженности (например, аутотренинг).

Как правило, критические ситуации ведут к снижению эффективности влияния руководителя на людей в случае его апелляции только к их сознательности и прочим сугубо интеллектуальным качествам. Они являются очень важными, но в этой обстановке более целесообразным является воздействие на эмоциональную и волевую сферу в качестве пускового механизма, который побуждает людей действовать или тормозит их. Для сотрудников правоохранительных органов требуются целенаправленные тренировки всех видов эмоционально-волевого состояния. В другом случае, особенно если личного опыта поведения, внутреннего и внешнего самообладания в эмоциогенных ситуациях не хватает, последствия могут стать непредсказуемыми.

Сложность в любой обстановке создается и присутствием большого числа людей. При проведении опросов практических работников, у них был отмечен страх позора перед присутствующими, который преобладал над всеми остальными чувствами. Наличие зрителей способно сильно повлиять даже на подготовленного сотрудника. Очень большая и по этой причине как бы анонимная масса людей в потенциале может проявлять неожиданные действия и стать опасной. Если в толпе окажется хотя бы один запаниковавший человек или лицо, сознательно вызывающее панику, то опасность для всех существенно вырастет. По этой причине сформировалось общее правило: ограничение или полное исключение присутствия посторонних лиц при производстве определенных действий следствия. Тем не менее, это не всегда возможно, а иногда даже нецелесообразно. Вывод заключается в том, что необходимы подготовленные сотрудники, на которых «зрители» не способны оказать значительного негативного влияния.

Замечание 4

В критической ситуации у работников правоохранительных органов должно проявиться стремление помочь нуждающемуся в этом лицу, в том числе фактическое умение квалифицированно оказать соответствующую помощь.

Обстановка осложняется, если своевременно не предприняты профилактические меры, что способно привести к активизации антиобщественного поведения соответствующей категории лиц, включая мелких правонарушителей, рецидивистов и даже подростков. По причине недостаточного положительного воздействия именно эти люди легко поддаются отрицательному влиянию или не способны выдержать напряженной обстановки, в том числе, осуществляя попытки воспользоваться ею в своих интересах. Работники правоохранительных органов должны профессионально и психологически быть готовыми к этому, то есть необходимо полное владение инициативой и буквальное навязывание неустойчивым личностям правопослушного поведения.

Анализ практической деятельности, документов и литературы показал, что существуют определенные общие методические «заповеди» профессионально-психологической подготовки, которые включают в свой состав:

  • успешные действия в сложных ситуациях, которым нужно и можно научиться, но систематически и при условиях, по максимуму приближенных к реальности;
  • возможный страх («страх первого шага», «страх ошибиться» и др.), который важно предвидеть и иметь способность преодолеть;
  • основные усилия при работе и действиях в реальности, которые важно сконцентрировать на сплочении действующих групп и коллективов;
  • профессионально-психологическая подготовка юристов не должна пренебрегать опытом.

Руководство правоохранительных органов лично ответственно за профессиональную и психологическую готовность своих сотрудников, имея полное представление об основных «узких местах» и психических сложностях в работе. По необходимости они должны помогать менее подготовленным сотрудникам.

Учебные или реальные сложные ситуации предполагают действие своего рода обязательных правил-минимумов относительно того, что нужно сделать и что вообще является недопустимым. Так, нельзя, к примеру, стоять перед входной дверью, если за ней может быть вооруженный преступник, нельзя «спускать глаз» с некоторых людей в процессе задержания или обыска и др. Психологическая проблема «зрителей» уже упоминалась, но часто юрист нуждается в содействии окружающих, что способствует преодолению психологического барьера у тех очевидцев, которые на самом деле готовы помочь, а любопытные скорее всего уйдут.

Оказанная помощь часто служит профилактикой возможных провокаций или неправильного толкования определенных действий юриста. Полицейские вправе в административном порядке задержать очевидца в случае, если он не сообщил о себе установочные данные или заведомо солгал.

Работа рассматриваемых сотрудников осложняется большими перегрузками. Им необходима психологическая разгрузка, о чем необходимо позаботиться руководителям, общественным организациям. Для этой цели желательно создание специальных комнат психологической разгрузки, которые изолированы, соответствующим образом оборудованы. В комнате должен быть кондиционируемый воздух, насыщенный ионами и специальными запахами (например, мята, комнатный лимон, герань). Она оснащается удобными креслами, индивидуальными и групповыми средствами для прослушивания фонограммы и просмотра качественных цветных слайдов. Фонограммы должны содержать высококачественную запись негромких звуков и шумов (лес, вода, пение птиц), специально подобранную музыку (например, «Лунная соната» Бетховена, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Аве Мария» Ф. Шуберта и др.).

Подобное помещение с легкостью превращается в комнату для интенсивной психологической разрядки персонала. Но в целом объединение этих помещений нецелесообразно, как и их использование для других занятий. Для комнаты психологической разгрузки вполне уместными будут элементарные средства и приборы для занятий физической культурой.

Работа юриста напрямую связана с преступлениями, которые чаще всего совершаются ночью. По этой причине они должны приспосабливаться к ненормированному графику. Таким образом, важно заблаговременно обучить юристов умелым и быстрым действиям в условиях ограниченной видимости, что не требует больших организационных, материальных и технических затрат. В служебном помещении очень легко создаются «ночные условия» и днем. Помимо этого учебный план должен предусматривать дни работы по «перевернутому» графику. Хорошие результаты может дать и использование приборов, которые убедительно воспроизводят реальные ситуации, звук, цвет, запах, движение и др. Если в помещении умело разместить несколько зеркал, то без тренировки из него достаточно сложно найти выход. В этом случае видео- и аудиозаписи, фрагмент фильма, музыкальное произведение, слайды специфического содержания способны оказать не успокаивающее, а «встряхивающее» и организующее воздействие. Если использовать его без достаточного опыта и тренировки, то оно может привести к дезорганизации.

В соответствии с проведенными опытами, организм человека требует для привыкания к «ночному варианту» работы примерно 4 суток. Для того, чтобы адаптировать зрение также требуется определенный промежуток времени (глаза полностью привыкают к темноте через 30–40 минут, к яркому свету после недолгого нахождения в темноте – 2–3 минуты). Для обоняния, напротив, не характерно притупление с течением времени, поскольку лишь в первые несколько секунд индивид улавливает слабый запах чего-то специфичного (например, газа), а через несколько минут он не способен ощущать даже очень неприятные запахи (например, трупный). Еще быстрее (50–60 секунд) обоняние почти перестает фиксировать вещества с резким запахом (например, бензина). Это имеет большое значение для юристов не только по причине профессионально-психологической подготовки, которая не представляет собой самоцель, но и при работе на месте происшествия.

Исследователи давно отметили взаимное влияние и зависимость позы и внутреннего психического состояния, включающего внимание, тревогу, смущение, робость, страх, раздумье, покой и др. В этом плане самыми информативными являются лицо, глаза и руки (в особенности кисти). Взрослые люди способны произвольно осуществлять регуляцию своих внешних и внутренних «поз», но подобная регуляция может потребовать значительных усилий, специальных знаний и навыков, а также тренировки. По этой причине именно юристам профессионально важно правильно вести себя («держать себя в руках»).

Замечание 5

О профессионально-психологической подготовке человека многое говорит его внешний вид, включая одежду и обувь. Юрист должен уделять большое внимание костюму, избегая неуместных для службы нарядов и украшений.

Огромное значение в ходе профессионально-психологической подготовки должно быть отведено критике, самокритике и самодисциплине. Специалист должен владеть собой, организуя свое поведение и не допуская конфликтных ситуаций. Важным здесь является и самовоспитание, цель которого заключается в постоянной борьбе со своими недостатками и формировании положительных свойств. Основными формами самовоспитания являются самонаблюдение, самоанализ и самоконтроль.

Возможность предупреждения профессиональной деформации юриста появляется в случае:

  1. разработки рекомендаций по нейтрализации действий негативных психологических факторов для того, чтобы обеспечить социальную защищенность юриста;
  2. выявления закономерностей и результата воздействия угроз ответственности, служебной критики и прочих отрицательных влияний на инициативу и интеллектуальный уровень лиц, которые принимают решения;
  3. соблюдения психологических основ профессиональной критики, которая способна достичь цели без отрицательных последствий для дела;
  4. использования психологических возможностей противостояния вертикальному и горизонтальному давлению;
  5. знания приемов достижения профессионально необходимой степени комфортности и некомфортности.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Швея никогда не купит платье, если хотя бы один шов в нем кривой. Для медика привычно подмечать признаки нездоровья в случайном прохожем. О такой погруженности в работу сочиняют анекдоты, когда же проявляется настоящая профессиональна деформация — ни ее жертве, ни окружающим уже не до смеха.

Текст: Светлана Хаматова

В наши дни работа заходит на территорию личного по двум причинам: или человек просто вынужден много трудиться, чтобы обеспечить себя и семью, или же счастливо совпали дело и увлечение, поэтому нет четкого разграничения «дом» — «работа». Возможность устроить офис на дому, сервисы оперативной связи, гибкий график также делают свое дело, и сейчас уже никого не удивляет ситуация, когда на часах половина второго ночи, а вы в корпоративном чате обсуждаете текущие вопросы.

Руслана Переславцева,
руководитель информационно-аналитического управления Воронежской городской думы:

— Я работаю в сфере связей с общественностью с 2000 года. К материалам в СМИ, рекламным и тем более относящимся к выборным кампаниям отношусь не как читатель. Оцениваю их с точки зрения того, насколько это профессионально сделано, какие идеи можно позаимствовать для себя в будущем, в чем ляпы. Словом, агитация именно как агитация мною не воспринимается. Однако это не доставляет мне неудобства. Большинство знакомых также занято в данной сфере, поэтому на различных party или просто за чаем мы частенько обсуждаем эту тему.

Является ли такая особенность профессиональной деформацией? Нет, здесь не описано ничего такого, что свидетельствовало бы о том, что профессия деформировала личность. Совершенно нормально вне работы, столкнувшись со сферой своей деятельности, проанализировать ее. Нельзя же футболисту запретить смотреть футбол, а бариста пить кофе? И удивляться тому, что футболисты, «болея» за дружественную команду, будут не просто кричать «давай», а профессионально оценивать действия игроков.

Что же такое профдеформация? С научной точки зрения профессиональная деформация — это когнитивное искажение личности, вызванное внутренним и внешним профессиональным давлением, когда профессиональные шаблоны и стереотипы не применяются мышлением, а подменяют его, профессиональные навыки не служат достижению цели, а, напротив, мешают достичь желаемого.

Заметьте, речь идет об искажении личности! А не о чрезмерном увлечении своей работой, не о ситуациях, когда человек, добровольно, отдает свое личное время профессиональным обязанностям, творчеству, бизнесу. Попробуем выделить основные признаки профессиональной деформации:

• вследствие многолетней работы возникают новые, сопряженные с профессией, черты характера (излишняя педантичность — у бухгалтеров, авторитарность — у руководителей, потребность все контролировать, привычка поучать и критиковать — у педагогов), проявление которых переносится и на сферу личной жизни;

• человек не осознает неуместность проявления этих черт в бытовых ситуациях, тогда как их нелогичность и неадекватность отмечается окружающими.

• снижение гибкости, способности творчески оценивать ситуацию и действовать в соответствии с ее особенностями, склонность к «автоматическому» реагированию, что и снижает эффективность принимаемых решений и предпринимаемых действий. И в быту, и в профессиональной деятельности.

Давайте рассмотрим, какие проявления расцениваются нашими респондентами как тревожные, и проанализируем, являются ли они проявлениями профессиональной деформации.

Анна Журба,
руководитель Центра психологического консультирования Анастасии Паромной:

— Как-то в новогодний вечер, вполуха слушая телевизор, я вдруг, неожиданно для себя самой произнесла в ответ на реплику героя какого-то фильма: «Это не поддерживающий комментарий».

Возможно, подобное проявление и можно отнести к начальным стадиям профдеформации, так как психолог отреагировала на внешнее событие по профессиональным стандартам, дала оценку придуманной речи, в ситуации праздника, когда собиралась отдыхать и веселиться. Впрочем, относиться к подобной ситуации излишне серьезно тоже не стоит. Погруженность, увлеченность работой, сосредоточенность на ней, даже когда ситуация этого не требует, вовсе не признак неблагополучия. Напротив, для того чтобы быстро и всерьез «въехать» в тему, глубоко в ней разобраться, сделать способность оценивать действия собеседника быстрой и автоматической, не отвлекаясь от разговора с ним, что приходится делать психологам в своей практике, необходимо много практиковаться. И сосредоточенность сознания на том, что наиболее важно, совсем не удивительна.

Михаил Волков,
управляющий партнер веб-студии Artvolkov:

— Заходя на любой сайт, я невольно начинаю оценивать его с точки зрения дизайна, удобства для пользователя, готовности к продвижению. Таким образом, даже простые задачи — забронировать столик в ресторане онлайн, посмотреть афишу мероприятий или заказать что-то в интернет-магазине — занимают больше времени. Как-то раз зашел на один сайт, посмотреть афишу мероприятий и поймал себя на мысли, что невольно сразу стал оценивать дизайн, удобство для пользователя, тестировать форму онлайн-заявки. В результате забыл посмотреть саму афишу. Но я уже привык и никак с этим не борюсь.

Александр Левитас,
эксперт по маркетингу и бизнес-тренер «Алекс Левитас Консалтинг»:

— Я везде и во всем вижу маркетинговые решения. Я читаю рекламу, надписи на упаковке и ценники, в поездках фотографирую вывески, витрины, обертки от конфет и ресторанные меню, интересуюсь не столько сувенирами, сколько ассортиментом лавки и приемами продаж, которые использует продавец. Когда-то девушка даже сбежала со свидания после того, как на вопрос «Неужели ты не можешь не читать надписи на пакетике с чаем?» я ответил, что не могу. Правда, потом эта девушка стала моей ученицей…

С одной стороны, действия Михаила и Александра можно отнести к проявлениям профессиональной деформации, так как стереотипы мышления, сформированные в процессе решения профессиональных задач, были перенесены в частную жизнь — помешали посмотреть афишу и провести время на свидании.

Но с другой стороны, сам шутливый, легкий тон комментариев, говорит о том, что они отдают себе отчет в необычности своего поведения и вполне его контролируют. Более того, в их словах, присутствует даже некоторая гордость своей увлеченностью делом. Вовсе не чувствуется, что авторы комментариев страдают от подобных своих особенностей.

Да и действительно ли, так ли важна была информация той самой афиши, которую нашему герою не удалось прочесть? Весьма вероятно, что для управляющего веб-студией в тот момент было важнее и интереснее проанализировать особенности дизайна и бизнес-потенциал сайта, чем ознакомиться с перечнем мероприятий, размещенным на нем. Работа для него в данный момент жизни является «фигурой», на которой фиксируется его внимание, а все остальное — «фоном», не слишком значимым и не привлекающим специального внимания. Вот если бы из-за увлеченности оформлением стойки регистрации Михаил опоздал на самолет или, погруженный в мысли об устройстве игровой комнаты, ушел бы из детского сада без ребенка, — тогда, конечно, стоило бы бить тревогу и говорить о проявлениях профессиональной деформации.

Относительно Александра резонно будет предположить, что его романтический интерес к девушке был не слишком высок. Кроме того, подобное поведение на свидании можно расценивать не как гиперувлеченность работой, а как нежелание изменять своим привычкам под влиянием чужих желаний.

Наталья Сторожева,
генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:

— Я знаю мужчину-руководителя, который, после прохождения тренинга по тайм-менджменту не позволил своим детям смотреть вечернее кино просто потому, что они опоздали с прогулки на 15 минут. Молодая хозяйка, менеджер по продажам, так долго проводила презентацию своего нового праздничного рыбного блюда, что все остыло в тарелках, и гости остались крайне разочарованы. Они выслушали прекрасную презентацию, но ели холодную еду. Недавно я была свидетелем истории, когда для того чтобы попасть на семейный праздник в дом руководителя службы безопасности, гостям необходимо было пройти последовательный контроль нескольких видеокамер, металлодетектора, а потом открывать входную дверь с помощью пароля, приходящего через SMS-уведомление.

Можно ли в перечисленных случаях найти стопроцентную профессиональную деформацию? Вряд ли. Запрет на просмотр кинофильма вызван излишне серьезным отношением к только что состоявшемуся семинару, а не многолетним опытом, который «свидетельствовал бы» о том, что без соблюдения правил тайм-менеджмента невозможно вырасти «правильным» человеком. Презентация блюда в ущерб самому блюду? Вполне вероятно, что эта женщина и рабочие презентации проводит столь самозабвенно, что не замечает реакции аудитории.

Наиболее тревожно выглядит ситуация с начальником службы безопасности, его поведение вполне может быть вызвано переносом на собственную жизнь параноидальных страхов клиентов, но и здесь, кто знает, не было ли продиктовано такое «увлечение» охранными системами, профессиональным интересом и возможностью воспользоваться доступными (для него) благами цивилизации.

Монография. — Южно-Сахалинск: Сахалинский государственный университет (СахГУ), 2019. — 196 с. — ISBN 978-5-88811-594-7.

Монография направлена на восполнение пробела в науке: относительно недавно стал подниматься вопрос, что от правосознания юристов зависит качество самых разнообразных видов профессиональной деятельности, поскольку определяет возможные варианты принятия управленческих и правовых решений, выбор правовых средств. Общая характеристика деформации профессионального правосознания юристов
Эволюция представлений о профессиональном правовом сознании
Теоретико-методологические подходы
К определению и структуре деформации правосознания
Типология деформации структурных элементов профессионального правового сознания
Построение динамической модели деформации профессионального правосознания
Стадии деформации профессионального правосознания
Экономические, правовые, социальные последствия деформации профессионального правосознания
Теория «юридической технологии» как единицы в категориальном аппарате юриспруденции
Юридическая технология как правовая категория
Соотношение юридической техники и юридической технологии
Классификация юридических технологий преодоления деформации профессионального правосознания
Правотворческая технология
Правоприменительная технология
Непосредственно-правореализующая технология
Превентивная юридическая технология
Перспективы развития юридических технологий по преодолению деформации профессионального правосознания
Технология оценки и измерения деформации правового сознания (на примере проведенного социологического исследования)
Перспективы инновационных юридических технологий в формировании развитого профессионального правосознания и правовой культуры общества

Страницы ← предыдущая следующая → деятельности. Основные характеристики нервных процессов (сила возбудитель- ного и тормозного процесса, подвижность, уравновешенность) накладывают свои отпечатки на профессиональную деятельность в любой области, однако разные профессии предъявляют свои требования к различным свойствам нервной системы. Индивидуально-типологические свойства. Индивидуально- типологические особенности мало изменяются на протяжении профес- сионального пути и относятся к наиболее стабильным свойствам. При этом следует помнить, что одно и то же типологическое свойство может иметь как положительные, так и отрицательные (с точки зрения профессиональной успешности) проявления. Например, слабость нервных процессов определяет низкий предел работоспособности и в то же время высокую чувствительность (сензитивность). А инертность нервных процессов проявляется в малых показателях скорости нервной системы и в прочности временных связей и т.д. Таким образом, природная недостаточность в области одной функции компенсируется преимуществом в области другой, не менее важной. А разные типы высшей нервной деятельности необходимо рассматривать не как разные степени совершенства, а как способы уравновешивания организма со средой. К числу индивидуально-типологических свойств, проявляющихся во всех видах активности субъекта, — деятельности, общения, поведения и т.д., — и поэтому оказывающих влияние на познавательные и эмоциональные процессы, психические состояния и свойства, принадлежит темперамент как одно из важнейших свойств индивидуальности. Индивидуальный стиль деятельности – обусловленная типологическими особенностями система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности, получила название индивидуального стиля деятельности (ИСД). Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) — это характерная для данного человека система навыков, методов, приемов, способов решения задачи той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для данного вида работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению цели. В результате создается индивидуальный стиль деятельности — неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях. В профессиографической литературе широко представлена точка зрения К.М. Гуревича, который выделяет три типа профессий: 1. Профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективной деятельности. 2. Профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужного эффекта. 3. Профессии, которые по своей сущности предполагают достижения высших ступеней мастерства. 11 Профессии 3 типа предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека, которые в ряде случаев могут быть обусловлены генетически. Большинство же профессий не предъявляет столь жестких требований к субъекту деятельности (1 тип) или позволяет с помощью включения механизмов компенсации, выработки ИСД, скорректировать недостаток тех или иных профессионально важных качеств (2 тип профессий). ИСД может рассматриваться как способ адаптации носителей различных индивидуально-типологических качеств к условиям трудовой деятельности. Так, например, при изменении требований к темпу деятельности, человек с подвижным типом нервной системы успешно решает задачи за счет использования своей расторопности, способности легко ускорять действия и переходить из одного состояния к другому. В тех же объективных условиях человек инертного типа пользуется совсем иными средствами. Он может избавить себя от необходимости быстро реагировать на сигналы за счет предусмотрительности, повышенного внимания к профилактическим мероприятиям. В процессе его работы вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе. Индивидуальный стиль деятельности какого-либо индивидуума не может быть принят за универсальный, «идеальный образец». Навязывание его «в порядке обмена опытом» другим (например, инертного исполнителя побуждать работать в стиле подвижного) может привести к тому, что задачи деятельности станут для него невыполнимыми. Одним из первых факторов, на который обращают внимание при изучении психологических особенностей той или иной профессии, является психомоторика. Во всякую трудовую деятельность, так или иначе, включена система действий. Анализируя общее строение деятельности, А.Н.Леонтьев подчеркивал, что человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий. В структуре действий человека, имеющего дело со сложными тех- ническими устройствами, большое значение имеют сенсомоторные реакции. С точки зрения общей характеристики психомоторики человека представляет интерес обнаружения тренируемости всех видов сенсомоторных реакций. Более того, имеются сведения о возможности произвольной регуляции скорости сенсомоторной реакции с точностью до сотых долей секунды. В трудовой деятельности могут найти применение практически вся сенсорная организация человека. Несмотря на большое разнообразие видов, и уровней чувствительности у одного и того же человека, сенситивность является общей, относительно устойчивой особенностью личности, которая проявляется в разных условиях, при действии самых разных по природе внешних раздражите- лей. Тип нервной системы конкретного человека влияет на общий характер чувствительности всех его анализаторов. Скорость ощущения и различения зависит от подвижности нервных процессов и их равновесия. Устойчивость уровня чувствительности зависит от того, какова сила нервных процессов, их 12 подвижность и равновесие. Эмоциональная реактивность при воздействии раздражителей на рецепторы особенно сильно зависит от силы нервных про- цессов — большая у слабого типа, наименьшая — у инертного. Вследствие стабильности рассмотренной характеристики для профессий, предъявляющих повышенные требования к таким свойствам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности и т.п., реальным средством повышения эффективности деятельности специалистов является профессиональный отбор. Следующая характеристика сенсорных процессов, имеющая большое значение для успешности во многих видах профессиональной деятельности, — уровень чувствительности анализаторов. Имеет место неравномерность развития разных видов чувствительности в общей сенсорной организации: у одного и того же человека может быть повышенная чувствительность в области пространственного различения или речевого слуха и, — одновременно, пониженная чувствительность цветового зрения и музыкального слуха. Эти особенности могут быть связаны либо: а) с природным преобладанием одного из анализаторов; либо б) с ведущей ролью данного анализатора, сформированной в результате длительного профессионального опыта. Указанные особенности определяются и индивидуальными особенностями приема информации, и преобладанием того или иного вида представлений в воображении, памяти, образном мышлении. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что эффективность решения сенсорных и перцептивных задач значительно повышается под влиянием социального опыта или специальной тренировки. Одним из важнейших компонентов сенсорной культуры является наблюдения — полианализаторная целенаправленная деятельность восприятия, опосредованная знанием и мышлением. Профессиональное умение вести наблюдение связано с наблюдательностью личности: оно опирается на это свойство и в то же время развивает его. Память — один из важнейших психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. В структуре памяти можно выделить три основных звена: 1) запоминание воспринятой информации; 2) сохранение информации; 3) извлечение того, что сохранилось. Для успешности трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти; скорость запоминания; прочность сохранения усвоенного материала; точность и скорость воспроизведения; готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент. Профессиональная память может оперировать зрительными образами, слуховыми (у радиста, музыканта), двигательными (у механика — наладчика, акробата), осязательными (у врача), обонятельными (у работников пищевой, 13 парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога), на графический и цифровой материал, наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане велики. Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Но в основном профессиональная деятельность опирается на оперативную память, которая органически включена в эту деятельность. Механизмами функционирования оперативной памяти являются пожизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающих данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных, способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти. Индивидуальные различия в характеристиках воображения и факторы, влияющие на динамику имажитивных свойств, изучены мало. Тем не менее, на основании накопленных психологической наукой материалов, можно отметить, что у школьников, имеющих склонность к техническому творчеству, значительно меньше ошибок при решении задач, требующих оперирования образами объектов сложной формы, чем у их сверстников, не посещающих технические кружки На основании указанных наблюдений напрашивается вывод о возможности формирования соответствующих навыков. По-видимому, для этого, во-первых, необходим какой-то фонд образов (не только зрительных, но и слуховых, двигательных и т.д.), который создается в результате профессионального опыта, но может формироваться с помощью специальных приемов в процессе производственного обучения, и, во-вторых, нужно вырабатывать навыки оперирования представлениями. В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-образного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез психики, обеспечивающие в совокупности успешность любой деятельности. Уровень общего интеллекта часто измеряется через IQ — коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д.Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей шкале: свыше 135 баллов — гений, от 135 до 120 баллов — высокий уровень, от 120 14 до 100 — средний, от 100 до 80 -низкий, ниже 80 баллов — умственная отсталость. В частности, результаты исследований студентов с технической и гу- манитарной ориентацией выявили статистически значимое различие между двумя названными контингентами. Было обнаружено, что профиль интеллекта студентов технических специальностей сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному. У студентов гуманитарных специальностей, напротив, более развит вербальный интеллект и снижен невербальный. Однако результаты исследования интеллекта, в частности, инженеров-электриков, показали, что наилучших успехов в работе достигли те специалисты, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т.е. общими и специальными способностями. Кроме того, различают так называемый профессиональный, а также социальный интеллект. Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, социальный — на решение проблем межличностных отношений, на нахождение рационального выхода из ситуации. Наряду с мыслительными свойствами, большое значение для профессиональной успешности имеют так называемые аттенционные свойства. К аттенционным свойствам относят следующие характеристики внимания, которые могут быть определены путем экспериментальных исследований: избирательность внимания, объем внимания, устойчивость внимания, возможность распределения и переключения. Профессионально — значимые свойства внимания, такие как интенсивность его концентрации, устойчивость, быстрота переключения – по-разному выступают в различных видах деятельности. Например, для профессии водителя на первый план выдвигаются характеристики распределения и переключения, для других профессий, главной целью которых является наблюдение и контроль (корректор, оператор непрерывных прокатных станов и др.), наибольшее значение приобретает устойчивость (концентрация) внимания. Все характеристики внимания в той или иной мере определяются типологическими особенностями нервной системы и поэтому мало изменяются. Скорость переключения зависит от подвижности нервных процессов. Как известно, с возрастом подвижность их несколько снижается и можно ожидать уменьшения скорости переключения внимания. Ни одно из профессионально значимых свойств не зависит в такой степени от внешних факторов, как свойство внимания. Монотония, например, сказывается на устойчивости внимания резко отрицательно, а содержательность и ответственность задачи повышают устойчивость внимания. Утомление, прежде всего, сказывается на внимании, проявляясь в ухудшении его характеристик. Никакие специальные тренировки в процессе профессионального обучения не могут дать резкого улучшения индивидуальных характеристик внимания, т.к. лежащие в их основе особенности нервных процессов изменяются чрезвычайно медленно. Поэтому характеристики внимания, как и мыслительные свойства можно рассматривать как достаточно устойчивые диагностические индикаторы. Под работоспособностью понимается потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течение заданного времени с 15 заданной эффективностью и качеством. Работоспособность зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. По отношению к решаемой субъектом труда задаче можно выделить максимальную, оптимальную и пониженную работоспособность. Для продолжительной трудовой деятельности типичны следующие фазы, или периоды работоспособности: Фаза врабатываемости. Характеризуется повышением обменных процессов организма. Длительность этого периода зависит от подготовленности, опыта работы и состояния человека. Сокращению времени врабатываемости способствует предварительное проведение инструктажа. Фаза компенсации. Характеризуется устойчивой деятельностью. Рабочие реакции точны, соответствуют требуемому ритму. Наблюдается стабильная мобилизация внимания, памяти, процессов переработки информации. Производительность труда и его качество на этом этапе максимальны. 3. Фаза субкомпенсации. По истечении времени в неблагоприятных условиях наступает фаза субкомпенсации. Характеризуется некоторым снижением работоспособности вследствие развития утомления, а также снижением концентрации внимания. Производительность труда может оставаться высокой, но качество труда — снижается. Происходит активация, «форсировка» функциональных систем организма, вовлечение большей части его резервов. Физиологическая стойкость временно возрастает, но в дальнейшем наступает истощение жизненных сил организма. 4. Фаза декомпенсации. Характеризуется нарушением энергетического обеспечения деятельности. Изменяются мотивационные характеристики. Значительно снижается эффективность труда, его качество и надежность. Ухудшаются социальные контакты в коллективе. Возрастает число ошибок. Трудовая деятельность приобретает изнурительный характер. Ведущая моти- вация направлена на прекращение деятельности. 5. Фаза срыва деятельности. Наступает при очень интенсивной или продолжительной работе. 5. В процессе работы может появиться фаза конечного порыва. Ее суть в экстренной мобилизации функциональных резервов организма для обеспечения резкого повышения работоспособности под действием соответствующей мотивации, связанной с близким завершением работы. Эффективность деятельности часто определяется тем, насколько эффективно используется имеющийся у человека потенциал, — его работоспособ- ность в данных условиях. А в отдельных случаях внешние условия могут быть настолько далеки от оптимальных, что не дадут возможность показать тот результат, к которому специалист готов, даже при максимальной отдаче духовных и физических сил. Вопросы для самоконтроля 1. Определите основное содержание феномена «профессия». 2. Каково содержание профессиональной компетентности? 3. Какие стадии проходит человек в течение своей профессиональной деятельности? 16 4. Выделите наиболее значимые профессиональные личностные качества, необходимые для вашей профессии. Тема 2. Теоретические вопросы профессиональной деформации 2.1. Понятие и виды профессиональной деформации. 2.2. Профессиональные деструкции личности. 2.3. Классификация признаков профессиональной деформации. 2.4. Причины профессиональных деформаций личности. 2.1. Понятие и виды профессиональной деформации. Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное отношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека. Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ- альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормальными» в каком- то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъ- ектов в «узких специалистов». Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии. Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что 17 при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» — это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования. На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий). Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала: • Свойства материала — это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр. • Конфигурация пресса — это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр. • Сила пресса — это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, 18 эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр. • «Обжиг» — это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр. В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму. Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией». Таблица 2.1. Позитивные последствия Негативные последствия («личностный рост”) («профессиональная деформация”) 1. Более глубокое осознание себя, 1. Проецирование негативной понимание окружающих людей и проблематики на себя и на своих происходящих событий. 2. Анализ близких. жизненных ситуаций. 2. Навязчивая диагностика себя и 3. Способность к рефлексии. окружающих («навешивание ярлыков” 4. Навыки продуктивного и интерпретации). преодоления кризисных и 3. Консультирование окружающих. психотравмирующих ситуаций. 4. Принятие роли «учителя». 5. Коммуникативные навыки. 5. Излишний самоконтроль, 6. Противостояние чужому влиянию. гиперрефлексия и потеря 7. Саморегуляция. спонтанности. 8. Способность к принятию и 6. Idea fixe — «работа над собой». эмпатии. 7. Рационализирование, 9. Более широкий взгляд на мир, стереотипизирование и уменьшение толерантность к «инакомыслящим”. чувствительности к живому опыту. 10. Познавательный интерес. 8. Пресыщение общением. 11. Появление новых форм 9. Эмоциональная холодность. самореализации. 10. Цинизм. Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации. 2.2. Профессиональные деструкции личности. Известно, что труд положительно влияет на психику человека. 19 Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику (например, монотонный труд, большая ответственность, актуальная возможность аварии, психическая напряженность труда и др.). Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции. Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции: • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; • дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; • низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию; • рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); • ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления; • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции); • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Таким образом, профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, 20 Страницы ← предыдущая следующая →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *