Психологический портрет примеры

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Фалунин В.Ф. 1 Фалунина Е.В. 1 1 ФГБОУ ВО «БрГУ» В статье представлены данные, полученные на основе анализа научной литературы и существующего опыта образовательной практики. В результате опытно-экспериментальной работы нами были собраны и структурированы содержательные характеристики психологического портрета личности руководителя современной общеобразовательной школы. В качестве предпосылок такого анализа были выделены перспективы максимальной реализации самого руководителя как личности и профессионала, а также его способности и возможности раскрывать и актуализировать развитие личности каждого Другого, относящегося к его организационной системе. В научной работе были использованы психодиагностические и интерпретационные методы исследования. 249 KB характеристика личности руководителя психологический портрет личности руководителя руководитель современного общеобразовательной школы профессионально важные качества личности руководителя современного общеобразовательной школы 1. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования : Автореф. дис. …д-ра психол. наук. – М., 2012. – 68 с. 2. Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. – Российский научный журнал. – 2010. – №19. С. 190-193. 3. Фалунина Е.В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2007. Т.1. С. 82-85. 4. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Актуализация проблемы развития личности полисубъектного руководителя. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №3 (14). С. 76-78. 5. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. – Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/). 6. Фалунин В.Ф. Компоненты структуры личности руководителя в психологической науке. / Российский научный журнал. – 2015. – 2 (45). – С. 105-108. 7. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Модификация методики исследования стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде. / Российский научный журнал. – 2015. 2 (45). – С. 109-113. 8. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. К вопросу гуманизации современного образования – консультация для руководителей среднего звена общеобразовательной школы. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIV Межвузовской научной конференции 23 апреля 2015 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2015. 9. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Научный взгляд на ценностные ориентиры и базовые принципы работы учителя в рамках ФГОС нового поколения. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – № 4 (18). С. 95-102. 10. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. / Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/). 11. Фалунина Е.В.. Мирошниченко Е.В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентного подхода. / Российский научный журнал. – 2014. – 1 (39). – С. 111-116. 12. Фалунина Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2014. – С. 194-199. 13. Фалунина Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 18 апреля 2014 года. – Братск : Изд-во БрГУ, 2015. С. 31-33. 14. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/). 15. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Проблема развития личности руководителя как субъекта профессиональной деятельности. / Проблема социально-экономического развития Сибири. – 2014. — № 4 (18). С.95-102.

Глобальные изменения в социально-экономическом и государственно-политическом устройстве России обусловили необходимость реформирования образовательной системы на всех ее уровнях: иными становятся приоритеты развития самой системы, изменяется ее инфраструктура, возникают новые типы образовательных учреждений, разрабатываются инновационные содержательные составляющие, определяются новейшие педагогические технологии, меняются стили управления образовательными учреждениями и т.п. Но не смотря на то, что все изменения происходят на фоне резкого снижения государственного финансирования, обострения воспитательных проблем, недостаточной мотивированности и слабой профессиональной подготовленности педагогических кадров, — требования, предъявляемые к качеству образования, постоянно растут.

На законодательном уровне утверждаются приоритеты, регулирующие отношение общества к образованию как к первостепенному фактору экономического и социального прогресса. Большое внимание обращено к личностно-ориентированному подходу, обеспечивающему своевременный выход личности на самоопределение (личностное, этническое, профессиональное — жизненное) и создание условий для ее самореализации.

Одним из важнейших направлений фундаментальной психологической науки является проблема становления и развития личности и возможности ее успешной реализации как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Одна из гипотез нашего исследования заключается в предположении о том, что деятельность руководителей образовательных учреждений имеет свою особую специфику и в силу этого оказывает особое формирующее и селективное воздействие на их личностные социально-значимые и профессионально важные качества и характеристики, а так же имеет непосредственное влияние на личностные характеристики подчиненных.

Характер и содержание отличий деятельности руководителя от деятельности педагога еще требует четкого определения, но на уровне общей оценки эти отличия признаются радом исследователей. В данной работе стояла задача на основе анализа научной литературы составить возможный психологический портрет такого руководителя, личностные характеристики которого, наряду с его профессиональными способностями и возможностями, способствовали бы максимальному раскрытию его личности и личности каждого Иного, относящегося к его организационной системе.

Для этих целей нами был подобран классический инструментарий для изучения личностных профилей, включающий: 16-факторный личностный опросник Р.Кэттэлла, 14-шкальный самоактуализационный тест В.Шострома, личностный опросник Р.Айзенка, тест на определение доминирующего стиля руководства И.Егорычевой, опросник на выявление ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации Р.Томаса, опросник на изучение уровня развития толерантности-принятия Е.Клещевой и ассертивного поведения В.Шадрикова, тест на эмоциональную устойчивость Ч.Спилберга и аккультурацию личности Дж.Берри.

Подходя к моделированию психологического портрета успешного руководителя современной общеобразовательной школы, нами были проанализированы интерпретационные данные выше перечисленных методик. В результате такого анализа мы пришли к выводу о том, что директор образовательного учреждения, чтобы соответствовать времени и требованиям к нему предъявляемым, как личность и профессионал должен:

— понимать экзистенциальную (бытийную) ценность жизни «здесь и теперь», иметь способность наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми достижениями, и не обесценивая его предвкушениями грядущих успехов или ожиданий;

— занимать гуманистическую позицию как ценностный приоритет взаимодействия, что придает действиям, поведению и отношениям руководителя четкость, устойчивость, выверенность, уравновешенность, уверенность и справедливость. Ему свойственно стремление к равноправным, паритетным отношениям как с коллегами, подчиненными, так и с вышестоящим руководством; его отличает положительное отношение к реальности; польза для Других является центральным мотивом и приоритетом его деятельности в целом;

— разделять ценности самоактуализирующейся личности — истину, добро, красоту, эстетичность, простоту, честность, культуру, нравственность, целостность, конгруэнтность, жизненность, уникальность, совершенство, свершение, справедливость, порядок, легкость без усилия, игру, самодостаточность, позитивизм, сотрудничество, жизнетворчество, активную жизненную позицию, гражданственность и т.п. — те ценности, которые указывают на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далеким от желания манипулировать социальными отношениями в собственных интересах;

— верить в людей и могущество человеческих возможностей, что может стать устойчивым основанием для построения истинных (искренних и гармоничных) межличностных отношений и привести к естественной симпатии и доверию в социальном взаимодействии — к честности, непредвзятости, доброжелательности — всему тому, без чего невозможна развивающая социальная среда;

— быть открытым к новым впечатлениям и готовым к постоянно меняющейся реальности современного мира — т.е. иметь: способность к бытийному познанию; бескорыстную жажду и стремление к новому; интерес к объектам, не связанным напрямую с удовлетворением потребностей низшего порядка. Такое познание, по мнению А.Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями, влечениями и мимолетным реагированием на обстоятельства; руководитель при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать — он воспринимает реальность как данность, умеет ценить то, что имеет, работает на развитие сложившейся ситуации в интересах всех субъектов, включенных в реальное взаимодействие, создает развивающую среду, усиливает эффект успешности в деятельности и общении, обогащает, а при необходимости и корректирует процесс социализации;

— стремиться к самоактуализации — ощущению и осознанию своей нужности, востребованности и ценности в современном мире. Самоактуализация (А.Маслоу) — есть непременный атрибут творческого самовыражения личности, который называют «творческим отношением к жизни» и определяют как «выживаемость» (С.К.Бондырева), «жизнеспособность» (Д.В.Колесов), «жизнетворчество» (Е.В.Фалунина). Все это позволяет руководителю осознавать свою значимость и сопричастность в жизненных свершениях. Самоактуализирующаяся личность руководителя автономна, независима, ассертивна и свободна. Под автономностью Э.Фромм предлагает понимать «позитивную свободу для …» за которой кроется не только истинное счастье, но и ответственность за свершения. Такую свободу важно отличать от психологической зависимости, которая актуализирует потребность человека в «свободе, направленной от …», которая символизирует бегство, уход и приводит, в конечном счете, человека к отчужденности и одиночеству;

— быть психически здоровой личностью, целостной, полной, гармоничной. Ф.Перлз подходил к пониманию вышеперечисленного через определение «жизнестойкости» и «способности к самоподдержке»; Д.Рисмен описывал эту способность как «направляемость изнутри»; К.Роджерс характеризовал ее понятием «зрелость» или «зрелая личность»;

— иметь стойкое чувство уверенности в своих способностях и возможностях при гармоничном сочетании с искренним доверием к окружающему миру, другим людям;

— наряду с четким планированием и бытийной логикой, быть готовым к спонтанным действиям. Спонтанность, как личностная характеристика, свидетельствует о том, что процесс самоактуализации для руководителя становится образом жизни, а не просто является мечтой или недостижимым стремлением. Способность к спонтанному поведению с возрастом фрустрируется (травмируется) культурными нормами и социальными установками, и в естественном виде ее можно наблюдать исключительно в детских возрастах, отмечает А.Маслоу. В то же время, обращает внимание К.Роджерс, именно способность взрослой личности сохранить в себе «чистое дитя» — как открытость и спонтанность, как чувственность и чувствительность, позволяет говорить и соотносить такую личность с ценностями самоактуализированной личности — естественностью, свободой, игрой, легкостью, успешностью, адаптированностью, социализированностью и т.п.;

— иметь высокий уровень аутосимпатии, что является основой психического здоровья и целостности личности; самопонимания, что свидетельствует о чувствительности и сензитивности к своим желаниям и потребностям. Такой руководитель свободен от психологических защит, не склонен подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, имеет интернальный локус контроля, который соответствует поиску причин поведения и оценивание собственных удач и неудач внутри себя; он последователен и настойчив в достижении цели, склонен к самоанализу, уравновешен, общителен, доброжелателен и независим;

— иметь способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими — быть контактным, что не понимается как сумма коммуникативных способностей и навыков эффективного общения, а определяется как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, что является необходимой основой синергической установки личности;

— быть гибким в общении, адекватным в самовыражении, свободным от социальных стереотипов, склонным к самораскрытию, готовым к аутосимпатии и ориентированным на эмпатийное слушание. Такой руководитель направлен на межличностное субъект-субъектное или полисубъектное взаимодействие, склонен быть искренним и честным как в отношении с другими людьми, так и в отношении с самим собой, далек от манипуляций и смешивания самораскрытия личности с самопредъявлением — стратегией и тактикой управления производимыми впечатлениями;

— иметь развитую эмпатийность, что соотносится с высокой способностью человека чувствовать проблемы окружающих. Такой руководитель отличается великодушием и склонен к снисхождению, прощению и принятию ошибок Других с готовностью осуществить дозированную помощь и поддержку последним; он с неподдельным интересом относятся к людям, умеет видеть их реальные нужды, раскрывать их способности и возможности, имеет задатки прогнозирования будущего. Эмоционально отзывчив, общителен, контактен, искренен, добродушен. Дети первыми чувствуют его открытость и истинность, и тянутся к нему. Взрослые ценят его за душевную притягательность и излучаемую энергию силы; их привлекает его стремление не допускать конфликты и способность к конструктивному разрешению проблемных ситуаций. Он адекватен к критике в свой адрес, и в меру самокритичен. В оценке событий доверяет собственным чувствам и интуиции в гармоничном сочетании с объективной оценкой существующей реальности и аналитическими выводами. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку, умеет грамотно делегировать полномочия;

— отличаться жизненным благополучием — он успешен и привлекателен не только в профессиональной сфере, но и в личностном пространстве; он характеризуется эмоциональной устойчивостью (Ч.Спилберг); его трудно вывести из равновесия вне зависимости от особенностей типа его темперамента. Это самодостаточная личность, способная не просто «держать себя в руках», а умеющая «не реагировать на незначимое». Такой руководитель как личность имеет четко выраженные ценностные ориентиры, личностные смыслы, мотивационные приоритеты; он обладает высоким уровнем рефлексивных способностей: умеет выделить себя из ситуации, «подняться над проблемой» и принимать такие решения, которые выводят всех участников взаимодействия на новый более высокий уровень развития, вне зависимости от собственных эго-притязаний;

— иметь выраженный уровень развития ассертивности, что согласно теории В.Д.Шадрикова, характеризует его как человека, способного поступать и действовать согласно соблюдению прав и свобод других людей, при этом не ущемляя собственных прав и личных свобод. Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет убедить других в необходимости или возможности оказания помощи или любезности; он не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать; при столкновении интересов — способен договориться и найти как компромиссное решение, так и механизмы выхода на сотрудничество, удовлетворяющие все стороны взаимодействия;

— иметь высокий уровень развития толерантности как способности к признанию и принятию личностной, этнической и профессиональной субъектности Другого с пониманием его прав на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, положительному отношению к этно-, социо- и субкультурным разностям; быть восприимчивым к любым проявлениям дискриминации; иметь способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное как лично для себя, так и для своей культуры в целом; избегать культурных предрассудков и стереотипов, стремиться к рассмотрению особенностей иных культур сквозь призму ценностей и стереотипов самих этих культур; иметь способность воспринимать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе; способность к интеграции и консолидации при поддержании собственной культурной идентичности и идентичности культуры Иной; умение и желание жить в условиях сотрудничества в поликультурном образовательном пространстве сохраняя при этом свою личностную, этническую, национальную и культурную самобытность, уважать свои и иные традиции и менталитет, устанавливать связи между различными культурными системами, сохраняя при этом целостность своей культурной идентичности, становясь при этом поликультурной личностью, способной к приумножению общекультурных ценностей посредством единения межкультурных разностей;

— сочетать собственные интересы с государственными ориентирами и общечеловеческими ценностями; быть нацеленным на будущее, способным к полной самоотдаче, вплоть до сознательного отказа от личной выгоды ради высших целей, ценностей и идей, заявленных мировым сообществом — идей глобализации — общемирового сотрудничества ради развития цивилизации и сохранения мира на Земле;

— уважать прошлое, ставшее историей, и быть ориентированным на будущее, неся при этом полную ответственность за настоящее как на уровне личностном, социокультурном, так и на общечеловеческом. Полисубъектность личности руководителя определяется гармоничным сочетанием и высоким уровнем взаимосвязи личностной, этнической и профессиональной субъектности.

В качестве выводов по проведенной опытно-экспериментальной работе, считаем возможным отметить следующие личностно-профессиональные качества и характеристики личности руководителя современной школы, которые требует сегодня система образования, современное общество и ФГОС нового поколения: понимание экзистенциадьной ценности жизни «здесь и теперь»; принятие гуманистической позиции как ценностного приоритета межличностного взаимодействия и ценностей самоактуализирующейся личности; веру в людей и в могущество человеческих возможностей; открытость к новым впечатлениям и готовность к изменениям постоянно меняющегося мира; стремление к самореализации и самоактуализации; готовность к спонтанным действиям наряду с четким планированием и бытийной логикой; высокий уровень аутосимпатии и доброжелательных отношений с окружающими; гибкость и толерантность в общении; адекватность в самовыражении, свободном от социальных стереотипов; развитая эмпатийность и ассертивность; жизненное благополучие; сочетание собственных интересов с государственными ориентирами и общечеловеческими ценностями; уважение к прошлому, адекватное отношение к настоящему и позитивные взгляды на перспективы будущего.

Личность руководителя такого типа мы предлагаем характеризовать как «полисубъектная личность» и ориентируем выше названные личностно-профессиональные характеристики в качестве компонентов структуры личности при моделировании образовательных программ в процессе подготовки и переподготовки руководителей современной школы в системе вузовской и послевузовской подготовки.

Содержание

Библиографическая ссылка

Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23970 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Подробное описание тонкостей характера и особенностей темперамента человека позволяет предугадать линию его поведения, совершаемые поступки и реакцию на различные ситуации. Если вы желаете вступить в близкие отношения, взять на вакансию сотрудника или просто интересуетесь судьбой определенной персоны, наверняка вам захочется получить готовый психологический портрет личности, о котором я расскажу в этой статье, а также покажу образец его написания.

Что из себя представляет

Это расшифровка личности в письменном виде, словами. Она дает возможность распознавать индивидуальные грани человека, выявлять его способности, определять возможные поступки.

Это методика широко востребована и применяется во всех сферах деятельности – личной, профессиональной, научной. Рекрутинговые агентства анализируют способности претендентов на должность, педагоги составляют психологические описания учеников для успешного построения учебной программы, руководители выявляют недостатки и сильные стороны сотрудников.

Для чего он нужен

Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.

Ключевые моменты

Портрет включает детальное рассмотрение нескольких аспектов.

Темперамент

Научно выделено 4 группы людей: флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. В совершенном виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в личности объединены два разных типа. В зависимости от внутреннего состояния и эмоциональности, мы по-разному проявляем себя в жизненных процессах, реагируем на одни и те же ситуации, участвуем в разговорах и заводим отношения. Стоит учесть, что тип темперамента – врожденный параметр, который не меняется в течение существования. Не ждите, что безучастный флегматик вдруг станет организаторским и взрывным холериком, и даже если вам показались на лицо изменения – скорее всего, это временный порыв и ошибочное суждение. Доказана лишь небольшая корректировка первоначальных данных.

  • Холерики – наиболее активные, выносливые, яркие и устремлено идут к своей цели.
  • Меланхолики, напротив, ранимые, спокойные, нерешительные.
  • Флегматики легко общаются, они надежные друзья и сотрудники, адекватно оценивающие любую ситуацию.
  • Сангвиники – общительные, душевные, отзывчивые и доброжелательные.

Это совокупность устойчивых поведенческих черт, которые способны со временем трансформироваться и изменяться в зависимости от окружающей обстановки, воспитания и жизненных потрясений. Хотя и считается, что начальный перечень параметров заложен на генетическом уровне, он значительно дополняется приобретенными с течением времени моральными принципами.

Так, малыши одних и тех же родителей, попав на воспитание в семьи с разными устоями, могут получиться совершенно противоположными личностями. Характер любого человека можно одновременно описать с двух сторон. К примеру, вы можете быть добрым, душевным и открытым, но в той же мере ревнивым, обидчивым или ленивым.

Способности

Литературные источники делят их на три группы: духовные, физические и социальные. Естественно, первыми прививаются физиологические – здоровье, умения, сила, выносливость. Духовные больше зависят от воспитания и ареала обитания. Это образование, культурные наклонности, нравы. Социальные также являются приобретенными и формируются в процессе жизни – это открытость, коммуникабельность, умение налаживать контакт, ответственность, высокая пунктуальность и сильная дисциплинированность.

Направленность

Фундаментом этого параметра является мотивация. Она представляет ежедневную деятельность человека, объясняет его поступки. Одни желают удовлетворить свои потребности физиологии, хотят вкусно кушать, жить в уютной квартире или ездить на современном авто. Для других – это неважно, и в свои приоритеты они вкладывают общение, новую информацию, знакомства, реализуют свой творческий потенциал, занимаются спортом.

Эмоциональность

Этот параметр выражается в умении и способе выражать окружающим свои чувства, переживания, показывать настроение либо, наоборот, скрывать его. От степени присутствия в вас эмоциональности вы по-разному формируете обратную реакцию на окружающую действительность. Это то, что дает возможность понять ближнего вне зависимости от его языка, культуры, религии или уровня интеллекта. Каждый сможет распознать в собеседнике гнев, счастье, страх.

Психолог Дарья Милай

Интеллектуальность

Человек способен развивать себя благодаря восприятию новой информации, практическим занятиям, накоплению опыта, но базовый уровень интеллектуального развития, с которым рождается ребенок играет ключевую роль. Он помогает адаптироваться в новых условиях, оценивать незнакомую ситуацию и поведения сторонних личностей, давать оценки и умозаключения. Это способность размышлять рационально и действовать правильно относительно сложившейся ситуации. Как правило, талант или склонность к какой-либо области знаний обнаруживаются уже в детстве, главное, не упустить этот момент и начать ее развивать.

Коммуникабельность

Любой индивид, независимо от количества прожитых лет, финансового и социального положения, уровня интеллектуального развития должен уметь формировать общение с окружающими. Однако способности к разговору у личностей развиты неодинаково. Например, психопортрет юмориста или менеджера должен выявить высокий уровень навыков коммуникации, в отличие от садовника, комбайнера или рыбака. Стоит учитывать, что любая профессиональная деятельность нераздельно связана с общением и при отсутствии данного параметра добиться успехов и получить повышение будет практически невозможно.

Самооценка

Это уровень уверенности в собственных силах. Условно ее делят на завышенную, заниженную и объективную. При первой – идет переоценка своих возможностей, намеренное завышение достижений или даже приписание чужих высот себе. При второй – наоборот, присутствует излишняя самокритичность, неуверенность в своих силах, а нормальная говорит об адекватном оценивании себя и своих поступков. Если вы выявили пониженную самооценку – то лучше обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Волевые качества

Воля – это своеобразный внутренний стержень личности, твёрдость характера и основной параметр, который позволяет добиться успеха. Волевые качества – это целеустремленность, твердая решительность и полная самостоятельность, отсутствие боязни рисковать, способность брать ответственность. Даже при наличии положительных жизненных условий, высокого интеллекта, одаренности, без воли индивид не добьется эффективных результатов. У волевого человека отсутствует пагубные лень, безынициативность, недисциплинированность, слабохарактерность.

Самоконтроль

Контролировать себя, свои эмоции, слова и действия, быть воспитанным – это те качества, которые помогут вам наладить хорошее общение с окружающими, завести деловые или любовные отношения. У тех, кто не может в достаточной мере держать себя в руках, а язык за зубами – не найдется достойных собеседников. Многие компании, при приеме сотрудников на работу обращают внимание именно на это умение. Рекрутеры намеренно создают различные стрессовые ситуации и задают неудобные вопросы, чтобы понять, как вы будете себя вести.

Способность к коллективной работе

Не все индивидуумы обладают умением работать в команде. Однако, это ценный навык, который позволяет подстраиваться и прислушиваться к другим людям. Его нужно развивать с детства.

Мотивация

Одно из самых сильных качеств человека. Даже ленивый и нерешительный индивид, при необходимости и желании совершить покупку, получить должность или завоевать расположение собеседника может пойти на неожиданные и необдуманные действия, ускоряя процесс достижения цели. У разных людей мотивация может быть скрытой, поверхностной или сильной, доходящей до мании и азарта.

Социальные установки

Одним из последствий общения является передача информации – обмен новостями, опытом, сведениями. Данные, полученные со стороны, влияют на поведение, настроение и действия людей, подталкивают к определенным поступкам.

Как составить правильный психологический портрет любого человека: образец

Чтобы оформить свой или чужой психопортрет нужно обратиться за помощью к специалисту в области психологии либо попробовать сделать это самостоятельно. Вам помогут различные опросники, действенные методики и техники оценки личности и скрупулезного анализа ее способностей. К ним относят портрет по рисунку, исследование почерка, постановка логических загадок, тестирование, общение без слов, но наиболее легкий и быстрый вариант – исследование вышеописанных свойств. Достаточно просто взять блокнот и прописать каждый пункт.

План

Типовой образец подскажет, как сделать достоверный психологический портрет личности. Стоит придерживаться простой инструкции:

  • Рассмотреть персональные данные – пол, сколько лет, внешние параметры.
  • Социальный статус – должность, специальность, семейное положение.
  • Небольшая биография, где указаны основные, самые важные события и моменты жизни, потрясения, эмоции.
  • Анализ 13-ти вышеописанных свойств личности.
  • Выводы, в которых осуществляется детальное рассмотрение каждого пункта, выявляются существующие проблемы, пути их решения, раскрываются способности и умения.

Вы должны понимать, что методика обязана соответствовать возрасту, опыту и уровню образования исследуемого. Необходимо создать комфортные условия прохождения эксперимента. Составлять общую картину надо таким образом, чтобы она была понятна человеку без профильного образования и не утяжеляла неизвестными терминами.

Пример и образец написания: как составить психологический портрет личности

Исторические издания, брошюры, учебники, художественная литература наполнены массой сведений о жизни известных персон. Конечно, особое внимание заслуживают их психопортреты. Каждый хочет узнать тонкости натуры и наклонности характера Гитлера, Пушкина, Сталина, Жанны Дарк и других выдающихся людей. Характеристики выявляют причины их поведения, образа жизни, формирования мотивации. Анализ проведен на основе личных дневников, письменных свидетельств очевидцев, расшифрованных архивов. Иногда для детализации данных используют сохранившиеся фото, видеофрагменты. В качестве примера, как писать психологический портрет личности, я опишу персону Наполеона Бонапарта:

  • Это мужчина маленького роста. Страдал от эпилепсии.
  • Согласно плану составлены персональные сведения об исследуемом: император Франции, активный государственный деятель. Два раза вступал в брак.
  • Присутствует любовь к литературе и военному делу. Некоммуникабельный, чрезмерно страдал от издевательств сверстников.
  • Активная и работоспособная личность, целеустремленная, пунктуальная, дисциплинированная, но в меру эгоистичная. Отличный стратег, молниеносно воспринимающий, перерабатывающий новую информацию и также быстро принимающий решения. Антисоциальная персона, испытывающая отвращение к окружающим. Держал себя в руках, даже при наличии внутренних смятений и неприятностей.
  • Основная мотивация – жажда власти.
  • Высокое положение в обществе, занимаемая должность и социальный статус существенно усугубили проблемы, зародившиеся в самом детстве, и породили гнев и презрение к людям.

Это удачный пример из психологии грамотного составления психологического портрета нестандартной личности. Проанализировав юность и условия обитания полководца, становится понятна его агрессия, раздражительность и непринятие общества в будущем.

Задайте вопрос

Поведенческий портрет

Это подробная характеристика факторов поведения личности, которые она показывает в различных ситуациях. Достаточно непродолжительное время понаблюдать за объектом либо тесно пообщаться с его родными. Такой портрет включает такие сведения, как: внешний вид исследуемого, его мимика и манера речи, поведение в комфортных привычных условиях и во время стресса или конфликта, ответная реакция на громкие события в стране или жизни окружающих.

Пример и образец: как правильно написать достоверный психологический портрет личности

Составлять характеристику может только опытный психолог. Однако, тесты и опросники имеются в свободном доступе в библиотеках и интернете, потому вы можете попытаться проанализировать человека самостоятельно. К примеру, возьмем 21-летнюю девушку, студентку одного из столичных ВУЗов:

  • Черты характера: коммуникабельна, имеет большое количество знакомых, доброжелательна, но импульсивна и эмоциональна, в порыве гнева может «наломать дров».
  • Темперамент согласно одному из опросников – сангвиник, который легко приспосабливается к новым обстоятельствам и просто заводит интересные общения.
  • Интеллект согласно тестированию (например, Айзенка) – выше среднего. Обладает хорошим вниманием, запоминанием и отличается абстрактным способом мышления.
  • Мотивация – сильная, направленная на достижение поставленных цели.
  • Эмоциональная стабильность – слабая: уперта, быстро раздражается и легко возбуждается.
  • Способности к коммуникации развиты, но направлены на создание положительного имиджа, формирование лидерства, завоевание внимания в новом окружении.
  • Итоги: все параметры в пределах нормы, важно внимательно посмотреть на неуступчивость и чрезмерную подозрительность исследуемой натуры.

Это простейший образец психологического портрета человека, который поможет вам при составлении своей или чужой характеристики. Не забывайте брать во внимание возраст, умственные данные и накопленный опыт испытуемого. Правильный анализ способностей и проблем поможет вам лучше узнать ближнего и предостеречь от неприятностей, а также выявить ценного сотрудника либо направить его энергию в нужное русло.

Личная консультация

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию Онлайн консультация

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Индивид, личность, субъект с точки зрения психологического анализа

Узловым вопросом психологии является проблема личности с точки зрения её внутреннего строения, закономерностей возникновения, развития и формирования, особенностей социально-психологических проявлений.

Важная проблема психологии личности заключается в выявлении психологических механизмов функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности.

Рисунок 1. Психологические характеристики личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

С осмыслением таких категорий, как человек, индивид, субъект, индивидуальность, субъектность связано понимание личности.

В видовое понятие «человек» включают две взаимосвязанные составляющие – биолого-психическую и духовную.

Под индивидом понимается конкретный, отдельно взятый человек, а совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека рассматривается как его индивидуальность, своеобразие.

Человек, обладающий психическими характеристиками, которые дают ему возможность заниматься целеполаганием и в соответствии с ним действовать, совершать поступки и вести себя тем или иным образом, в психологии получили название субъекта.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психологический анализ личности 450 руб.
  • Реферат Психологический анализ личности 240 руб.
  • Контрольная работа Психологический анализ личности 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Способность человека к целеполаганию и активности в отношении поставленных целей является субъектностью. Цель может быть поставлена на короткий промежуток времени или на всю жизнь.

Замечание 1

Личностью отечественная психология считает сложившееся при жизни, сформировавшееся психическое образование человека – это сложное, системное и многоуровневое образование в котором он выступает как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.

Под личностью понимается конкретный человек – носитель сознания и самосознания.

Личностью становятся в ходе взаимодействия с природной и социальной средой, с материальной и духовной сферой.

В формировании личности большую роль играет макро и микро социосреда, воспитание, деятельность, социальное взаимодействие.

Искусственная среда обитания человека тоже оказывает влияние на его психическое развитие.

В формировании и развитии личности значительная роль принадлежит биологическому фактору и физиологическим особенностям человека.

Свое влияние оказывают и природные факторы – климатические, географические, космические, геофизические, а вот ноосфера в развитии личности относится к наименее изученным факторам.

Замечание 2

Таким образом, в формировании личностных структур человека определяющую роль играют социальная среда, культурологические факторы и совокупность их воздействий.

Психологический анализ личности

Характер и проявления личности между собой тесно переплетаются и во многом схожи.

Анализ личности проводится на основе генетически заложенных черт.

Для психологического анализа личности существует наглядная и простая система, которую каждый человек может применять в своей жизни. Называется эта система психогеометрия. Она была создана в 1989 г доктором психологии С. Деллингер. Система психологического анализа личности является достаточно точной и дает возможность отнести человека к одному из типов личности.

Рисунок 2. Психогеометрия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разобравшись в психогеометрии и пообщавшись с человеком, сразу можно определить его тип личности, после чего он становится для вас открытой книгой.

Основу психогеометрии составляют пять типов личности, каждому типу соответствует своя геометрическая фигура.

Фигуры надо ранжировать по степени привлекательности для каждого человека.

Первая выбранная фигура будет представлять основную фигуру личности. Все остальные будут дополнительными фигурами с полутонами, а значимость их будет уменьшаться. Последняя фигура напомнит о себе, когда человек чем-то расстроен. Причем доминировать может не только одна, а две фигуры, тогда психологический тип личности будет комбинированный.

Расшифровка фигур:

Квадрат представляет собой основательный и правильный тип, это неутомимый труженик. Люди этого типа выносливы и внимательны к деталям, во всем соблюдают порядок, правила и нормы морали. Живут они, как правило, по плану, умеют организовать себя и других, поэтому могут работать руководителями, но, всё-таки, лучше, когда они будут работать исполнителями. Разговор этих людей тихий, речь четкая, логичная и обстоятельная. В одежде предпочитают неяркие, сдержанные тона. Жизненной ценностью квадратов является стабильность, безопасность, надежность.

Дисциплинированность, пунктуальность, аккуратность являются сильными качествами.

К слабым качествам относятся сухость, педантизм, бедная фантазия, замкнутость, скупость. Из квадратов получаются хорошие бухгалтера, аналитики, инспектора, участковые.

Треугольник – это символ лидерства, характерной особенностью которого является способность концентрироваться на главной цели. Это энергичные, сильные личности, ставящие ясные цели и достигающие их. Потребность треугольников быть всегда правыми и решать не только за себя, но и за других людей. Доминирующей установкой у них является победа, успех. Часто категоричны и с трудом меняют свои решения. Отрицательным качеством треугольников является сильный эгоцентризм, особой щепетильности при движении к своей цели они не проявляют. Их главной жизненной ценностью является карьера, лидерство, власть, победа. Они играют роль воина и пророка.

Сильные стороны – лидерство, энергичность, рациональность, смелость, инициативность.

К слабым качествам относятся – властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность.

Прямоугольник. Люди прямоугольник находятся в состоянии перехода и изменения. Их не удовлетворяет тот образ жизни, который они ведут сейчас, поэтому заняты поиском лучшего. Основными чертами прямоугольников является непоследовательность и непредсказуемость. Даже в течение одного дня они могут сильно меняться. Их самооценка низкая. Они доверчивы, внушаемы, наивны, поэтому легко можно манипулировать. Прямоугольники обладатели неясной, сбивчивой, неуверенной речи. Жизненные ценности у них зависят от внешних обстоятельств. В жизни это обычно размазня, козел отпущения, растяпа, неудачник.

Сильные качества – готовность к изменения, чувствительность, доверчивость, открытость.

Слабые качества – бесхребетность, неуверенность, ненадежность.

Круг. Мифологическим символом гармонии является круг. Из всех пяти психологических форм круг является самым доброжелательным. Это «клей», скрепляющий и коллектив, и семью. Круги – лучшие слушатели, поэтому самые лучшие коммуникаторы. Чужую радость и боль они ощущают как свою собственную. Обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать. Сфера бизнеса для них является слабым местом. Круги стремятся к тому, чтобы все всегда ладили, поэтому тяжелым для них является межличностный конфликт. Во время конфликта круги уступают первыми. Общее благополучие, комфорт и помощь людям являются их жизненными ценностями. Отведенная для них роль – это миротворец, домосед, хранитель уюта.

Сильные качества – мягкость, деликатность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

Слабые стороны – пассивность, конформизм, неаккуратность, нерешительность, зависимость от чужого мнения.

Зигзаг. Символом креативности и творчества является зигзаг, поэтому данная фигура относится к самым редким. Это «правополушарный» мыслитель. У зигзагов хорошо развито эстетическое чувство. Успеха добиваются не уступками, а конфликтом идей, с использованием природного остроумия. Довольно язвительны. В работе предпочитают независимость, устремлены в будущее. Зигзаг – самый восторженный и самый возбудимый психотип. Свою новую мысль они стремятся рассказать всему миру. Они не сдержанны и экспрессивны. Самовыражение, риск, скорость, творчество и новизна их жизненные ценности. Им отведена роль артиста, экстремала, сердцееда, ветреного типа.

Среди сильных качеств – остроумие, легкость на подъем, креативность.

Слабые качества – неуправляемость, непредсказуемость, возбудимость, ненадежность, бесшабашность.

Психологические методы изучения личности

Для получения необходимой информации существую разные методы.

Среди психологических методов – метод самонаблюдения, который считали единственным методом познания психических явлений.

Человек сам наблюдает за собственными психическими процессами.

Со временем психологическая наука показала несостоятельность этого метода, а значит, он не может являться основным.

Распространенным объективным методом изучения психических процессов является метод наблюдения, дающий интересные сведения о человеке – манеру поведения, особенности общения, влияние на других, характер взаимоотношений. Это один из эмпирических методов психологического исследования.

Кроме научного метода наблюдения существует жизненное наблюдение.

Научное наблюдение подчиняется определенным правилам и требованиям. Его преимущество состоит в том, что информация о действиях индивидов дается независимо от их установок на одобряемое поведение.

Метод наблюдения имеет разновидности:

  • метод обобщения независимых характеристик;
  • психологический анализ продуктов деятельности;
  • метод описания значимых ситуаций.

Замечание 3

В психологии существует множество и других психологических методов, среди которых – метод опроса, метод тестирования, метод эксперимента, метод изучения документов, контент-анализ, биографический метод и многие другие.

Характеристика друга

У каждого человека есть друг. Друзья могут быть близкими и настоящими. У меня тоже есть близкий друг, которого зовут Витя. Моему другу скоро будет 13 лет. Мы с ним дружим уже давно, и он меня еще ни разу не подводил.

Витя учится в 8 классе, как и я. Он очень общительный, поэтому заговорить с ним и найти тему для разговора очень легко. Он очень быстро находит темы для разговора и всячески пытается продлевать его. Остановить его в разгар беседы очень трудно, но мне не приходилось этого делать, так как общение с ним приносит пользу и удовольствие.

Еще одной чертой его характера является ответственность. Ответственный подход к делу и соблюдения правил – это все о нем. Наверное, не бывало таких случаев, к которым он отнесся бы безответственно. Вот попросит его мама сходить в магазин за хлебом и даст ему денег, так он купит то, что нужно, а не потратит день на что-то другое. Даже, когда мы с ним гуляем во дворе, то он всегда старается не задерживаться допоздна и советует это мне.

Также Витя очень творческий человек. У него в голове очень много всяческих интересных идей. Во время того, как мы гуляем, он может предложить много различных идей для игр. Он с радостью поможет придумать своей маме, чем занять младшую сестричку.

Не зря говорят, что друг познается в беде. Вот так и мой друг не оставит ни меня, ни других своих друзей в беде. Он всегда придет на помощь. Даже в той ситуации, когда у меня пропала кошка, то он, узнав об этом, пришел ко мне домой и предложил свою помощь. Он мне помог расклеивать объявления и разыскивать мою кошечку.

Витя очень любит спорт. Каждый вечер выходит с родителями на длинную прогулку. Потом они посещают спортплощадку. Он умеет и любит скакать на скакалке. Но очень любит играть в мяч. Вместе со своими родителями и соседями они построили маленькое футбольное поле, где теперь дети играют.

Но вместе с этими чертами, у него есть и немного негативные. Одной из таких есть его неряшливость. Он всегда возвращается домой с гулянок с грязной одеждой. Но, может, футболисты иначе не могут и в будущем он станет настоящим футболистом?

Таким образом, у моего друга Вити есть множество хороших качеств. Мне в нем нравится его ответственность и то, что он не бросит меня в беде. Здесь я с уверенностью могу сказать, что Витя – это мой лучший друг.

Сочинение Характеристика подруги

У каждого человека свой характер, свои черты лица, особенности мимики и жестов, которые делают его уникальными и привлекательными для других. В моем классе два года назад появилась новенькая. Она сразу же привлекла мое внимание своей особенной внешностью. Её подсадили ко мне за парту, и с тех пор мы стали неразлучными подругами. Потому мне бы хотелось рассказать о ней.

Зовут её Лена. Она маленького роста, ниже меня, и очень худенькая и стройная. У нее очень тонкие и изящные ручки и ножки. Черты лица у нее средние, очень красивого оттенка карие глаза и полукруглые брови. Нос у нее аккуратный и прямой. Губы тонкие, ровно очерченные самой природой. Кожа у нее смуглая, и я считаю это привлекательным. Но больше всего в ней привлекает внимание огромная копна сильно вьющихся тёмных кудряшек, с которыми она борется с тех пор, как мы познакомились. Они непослушные, вечно выбиваются из прически и не поддаются никаким выпрямителям. Кое-как удается ей выпрямить чёлку, но это ненадолго: если на улице хоть немного повысится влажность (например, пройдет дождик), то кудри добираются и до ее лба. Я считаю ее красивой, но она о себе, к сожалению, совсем другого мнения…

Поначалу Лена была очень скромной в классе, среди сверстников и на уроках. Но потом она освоилась, и с ней стало гораздо веселее проводить время! Среди своих хороших знакомых и друзей она очень веселая, озорная и жизнерадостная. Ей смело можно доверить секреты, потому что она умеет не говорить лишнего и не предает.

На уроках она активная, особенно если хорошо разбирается в теме. Она любит учиться, многие темы ей интересны, но при этом не старается быть отличницей – оценка «хорошо» её полностью устраивает. При этом Лена не прочь иногда «поумничать» или поправить кого-либо, если тот допустил ошибку в речи или неправильно поставил ударение в слове.

Моя подруга любит читать всякого рода психологическую литературу, смотреть мультфильмы «аниме» и мечтает стать переводчиком, потому свое свободное время отдает изучению английского и японского (делает она это по фильмам, музыке, книжкам с грамматикой). Я не думаю, что так можно продвинуться в языках далеко вперед, если не заниматься с репетитором, но стараюсь ее поддерживать, потому что для неё это важно.

Думаю, что все друзья должны так поступать, не так ли?

Сочинение-рассуждение

Порой как много зависит от этого слова -характеристика. И это не просто бюрократическая бумажка для устройства на работу, а характеристика самого человека.

И для того чтобы ее составить нужно целиком, и полностью, осознанно дать определение личности. Всех его качеств характера, его привычки, его нрав и темперамент, все те особенности, которыми обладает тот или иной человек, которые делают его уникальным.

И если вспомнить слова Виктора Гюго, то человеку свойственно иметь сразу целых три черт характера. А именно те, которые ему навязывает и приписывает общество, второе – те качества которыми он оценивает сам себя, ну и наконец, третье – самое объективное и настоящее.

Также в описании характеристики человека относится, его внешность. Как он выглядит, его черты лица, глаза, волосы, телосложение.

Его одежда также не маловажна при описании человека. Какова она, бедна или богата. Кроме того опрятность человека, ухоженность, что он носит и даже как он носит одежду, все это оценивает человека. Много ли тратится сбережений на его гардероб, тоже является оценкой, по которой судят человека. Ведь есть замечательна поговорка: «Встречают по одежке,….»

Плюс дополнением к характеристике человека можно добавить такие интересные факты о нем:

  • Его увлечения;
  • Хобби;
  • Привычки;
  • Его положение в обществе, группе
  • Его социальный статус
  • Возможно, у человека могут быть и героические поступки, которыми он когда то отличился;
  • Что для этого человека является приоритетным;
  • Поведение;
  • И много другие качества.

Согласно книгам по психологии существует целый ряд отличительных черт характера человека. И их насчитывается более пятисот. Они и положительные и отрицательные. И сочетание нескольких черт, создают тем самым индивидуальную и уникальную личность. Все люди разные и не похожи друг на друга.

И если применить еще одну поговорку, то существует столько мнений, сколько существует людей. Это лишний раз доказывает, что люди все разные.

И при описании характеристики, или как в простонародье говорят «навешивании ярлыков» следует подумать, все хорошо взвесить и оценить каждый шажок, трезво пересмотреть все аспекты положительных и отрицательных черт человека.

8 класс

Также читают:

Свободная тема

Картинка к сочинению Характеристика человека

  • Анализ рассказа Шукшина Охота жить

    В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно.

  • Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 класс

    Картина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна

  • Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина сочинение

    Есть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном.

  • Образ города Калинов в пьесе Гроза Островский сочинение

    Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

  • Андрей Штольц как антипод Обломова сочинение

    Суть произведения И.Гончарова «Обломов» во многом раскрывается благодаря антитезе, которая сталкивает друг с другом двух противоположных по своему характеру и взглядам на жизнь героев – Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца

Рассмотрим вкратце основные компоненты стиля поведения и деятельности человека, характеризующие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом.

Приведем некоторые положения, определяющие психологический портрет личности, исходя из основной идеи психологии управления: плохо относиться к человеку — невыгодно.

При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями; 3 — ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей лучше работает при принятии решений, второй — при их реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генераторов идей.

Каждому руководителю важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности, отношение к деятельности и жизни, к целям и жизненным ситуациям, ожидаемое эмоциональное поведение в напряженных ситуациях и межличностных отношениях, деловые качества.

Академик Б. Г. Ананьев, создавший ленинградскую школу психологов, обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяются базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Именно через базовые свойства раскрываются динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства — сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт личности.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

  1. Темперамент.
  2. Характер.
  3. Способности.
  4. Направленность.
  5. Интеллектуальность.
  6. Эмоциональность.
  7. Волевые качества.
  8. Умение общаться.
  9. Самооценка.
  10. Уровень самоконтроля.
  11. Способность к групповому взаимодействию.

Развитие индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.

Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности.

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V–IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

  1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);
  2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);
  3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;
  4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход исходя из определенных психологических принципов:

  1. «Доверяй, но проверяй». Это подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы; жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность — и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность. Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
  2. «Ни минуты покоя». Таков принцип подхода к холерику. Принцип опирается на использование его плюсов: энергичности, увлеченности, страстности, подвижности, целеустремленности — и нейтрализацию минусов: вспыльчивости, агрессивности, невыдержанности, нетерпимости, конфликтности. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
  3. «Не торопи». Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность — и минусы: медлительность, безразличие, «толстокожесть», сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
  4. «Не навреди». Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию — и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и очень раним.

В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.

Чисто формально, без учета специфики каждой индивидуальности, при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути, так как вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже нужно людям в нашей жизни.

Характер

Характер (греч. — «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера — это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности поведения человека, особенности, которые стали свойствами самой личности. В характере выражаются не случайные, а наиболее типичные, существенные особенности человека.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

  • к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
  • к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
  • к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
  • к вещам (например, аккуратность, бережливость, щедрость или, напротив, скупость и т. п.).

Стержнем сформировавшегося характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков, большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив в достижении поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

К. Леонгард выделил 4 типа характера: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый.

Демонстративный тип, который получил свое название из-за способности людей подобного типа очень сильно выражать свои эмоции, с точки зрения окружающих — более сильно, чем они их переживают в данный момент. У демонстративной личности развита способность вытеснять из сознания некоторые травмирующие представления: она может лгать, не сознавая, что лжет, при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи притворяющегося человека. Она не притворяется, а действительно в данный момент верит в то, в чем пытается убедить окружающих. Демонстративная личность глубоко вживается в требуемый ситуацией образ, ей присуща высокая артистичность в выражении любого чувства: горя, восхищения и т. д. Излюбленные образы, в которые перевоплощается демонстративная личность, — невинная жертва, человек, которого нс оценили, злоупотребили его доверием, использовали его редкие душевные и интеллектуальные качества и пр., либо благодетель человечества, уникальный специалист, нежное, тонкое существо, нуждающееся в неустанной опеке.

При положительном социальном развитии демонстративная личность может стать прекрасным писателем, актером, социальным работником — благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

Противоположностью демонстративному является педантичный характер. Если демонстративная личность принимает решения стремительно, импульсивно, процесс обдумывания сведен к минимуму, то педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Негативными чертами такого характера могут быть нерешительность, боязнь несчастного случая или ошибки, что вызывает необходимость постоянно проверять и перепроверять свои действия выключен ли газ, нет ли в отчете ошибки, не грязные ли руки и пр., если, конечно, это не единичные случаи, а устойчивое поведение. Но, как известно, наши достоинства являются продолжением наших недостатков, и педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов — словом, весь комплекс, которого демонстративной личности явно не хватает.

Следующий тип характера — застревающий. Для людей этого типа характерна очень долгая задержка сильных чувств (аффектов) ярости, гнева, страха, особенно когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-то внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать и вспыхивать с первоначальной яркостью спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи застревающий человек переживает так же достаточно долго и ярко. Люди этого типа отличаются обидчивостью и злопамятностью. Самыми распространенными «идеями», темами застревания являются: ревность, преследование, месть. Эти люди могут сказать о себе: «Я могу простить обиду, но не забыть ее».

У возбудимых личностей так же, как у демонстративных и застревающих, часто констатируется весьма неровное течение жизни, однако не потому, что они постоянно избегают трудностей, а потому, что часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Неумение управлять собой ведет к конфликтам.

Способности

Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности. Количественные параметры продуктивности системы точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности измеряются путем решения задач определенного уровня трудности, разрешения ситуаций и т. д.

Уровень способностей определяется степенью разрешимости противоречий между свойствами индивида и отношениями личности. Лучший вариант, когда есть способности к какой-либо сфере деятельности и интерес этим заниматься.

Способности подразделяются на общие и специальные. Общие способности могут предопределять склонность к довольно широкому спектру деятельности, они формируются развитием интеллекта и особенностей личности. К общим способностям относятся:

  • готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
  • черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
  • развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.

Общая способность выступает как социально-психологическая основа развития специальных способностей к определенному виду деятельности: музыкальной, исследовательской, преподавательской и др.

Направленность

В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, на общение, на себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Другим, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.

Интеллектуальность

Известный советский психолог С. Л. Pубинштeйн рассматривал интеллект как тип поведения человека — «умное поведение». Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.

Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях — как символ обучения человека всему новому.

Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т. е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности, и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления.

Интеллект можно определить также как общую способность действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде (Векслер).

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.

Кроме познавательного, существует интеллект профессиональный и социальный (умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из создавшейся ситуации). Следует помнить, что интеллект — это познание плюс действие. Поэтому нужно не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект и на словах, и в деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Эмоциональность

Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции.

Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и действуют помимо нашей воли и желания. Они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций.

Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.

Управлять эмоциями просто необходимо, во-первых, для здоровья, во-вторых, из честолюбия.

Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.

Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен, Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения.

Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только как реакция на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства — устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым).

Настроения — длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т. д. Вопросы управления стрессами рассматриваются в специальной литературе.

Существуют и другие эмоции, которые возникают при общении.

Умение общаться

Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

Виды общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды относятся к непосредственному общению.

Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

Типы общения: функционально-ролевое (начальник — подчиненный, учитель — ученик, продавец — покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием — доверяет пациент).

Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

Самооценка

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).

Раис Фaтxутдинoв
По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *