Психологическое давление на ребенка в школе

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие «жестокое обращение с детьми»? Какими нормативными документами руководствоваться в таких случаях? Как должны вести себя сотрудники школы при выявлении случаев жестокого обращения с детьми их родителями? Какие действия учителя можно трактовать как жестокое обращение с ребенком? Какая мера ответственности может быть?

Cамым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (п. «а» ст. 37). Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст. 19 Конвенции о правах ребенка).

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Действующее российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми». Это словосочетание впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1969 году (в настоящее время документ не действует). Статьей 59 Кодекса жестокое обращение с детьми называлось одним из оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не расшифровывалось.

Исходя из анализа норм многочисленных законодательных актов, можно дать следующее определение: «Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка».

Формы жестокого обращения

Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие — любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Признаки жестокого обращения с детьми

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы:

· следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16) следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);

· запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

· отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);

· систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Если сотрудникам образовательного учреждения становится известен хотя бы один из перечисленных признаков, им следует направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком. Руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает об этом по телефону (а затем в течение одного дня направляет письменную информацию) в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

Специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудником органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводят обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования.

По итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения направляет в правоохранительные органы информацию о происшедшем, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству. Соответствующая информация может быть направлена в органы внутренних дел либо в органы прокуратуры. Здесь не стоит бояться ошибиться — в любом случае заявление будет передано по подведомственности, и на него правоохранительные органы должны отреагировать в обязательном порядке.

Руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

1. Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность и фрустрацию.

Эти чувства могут в дальнейшем сделать ребенка депрессивным или агрессивным. Учите своих детей, как вы хотите, чтобы они себя вели. Маленькие дети обычно не понимают, что они делают неправильно. Обязательно будьте последовательны в своих примерах.

1. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы.

Вы только заставляете чувствовать его плохо по отношению к самому себе. Низкая самооценка может остаться у него на всю жизнь. И следите за своими словами — они могут ударить еще сильнее.

1. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.

Учите своих детей с помощью слов, речи. Старайтесь добиться понимания ими правил, которые вы установили у себя дома. Это могут быть правила безопасности, времени и порядка принятия пищи или отхода ко сну. Сделайте все возможное, чтобы правила были максимально простыми и соблюдались всеми членами семьи.

1. Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».

Только подумайте — имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Уведите, уберите ребенка с того места, где он только что кого-то ударил. Будьте последовательны и жестки (в следовании правилам). Каждый раз давайте ребенку знать: какое поведение вы от него ожидаете и что случится, если он не сделает этого (пойдет в свою комнату, не будет смотреть телевизор или потеряет какую-то другую привелегию).

1. Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить — это нормально и приемлемо.

Дети будут думать, что это нормальная практика — добиваться желаемого с помощью насилия. Учите своих детей другим способам выражать свои эмоции, например, словами. Затем — примите, покажите им, что вы принимаете их чувства и эмоции. Покажите, что вам не все равно.

1. Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.

Оно также может повлиять на успеваемость ребенка в школе и взаимоотношения с друзьями. Замечайте и поддерживайте все хорошее, что делает ваш ребенок. Дайте ему знать, что вы любите его просто за то, что он у вас есть.

1. Поведение детей, которых бьют, становится агрессивным и деструктивным.

Физическое насилие дает ребенку больше оснований для плохого поведения. Оно как бы учит их «ты плохой, поэтому ты можешь, имеешь право делать плохие вещи». Когда ребенок постарше делает что-то плохое, попробуйте использовать «тайм-ауты». Благодаря тайм-ауту, вы изолируете ребенка прежде всего от себя на несколько минут. Посадите его на стул или кресло, лестницу, или отведите в свою комнату. Пусть он вернется оттуда тогда, когда он сможет контролировать свои действия (но ребенок не должен оставаться там часами! Обычно тайм-аут длится несколько минут, до 10). При этом не забывайте поддерживать своих детей, когда они поступают правильно и делают хорошие вещи.

1. Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.

Никогда не шлепайте ребенка. Ребенок, которого шлепают, никогда не научится управлять своим поведением: он всегда будет искать кого-то еще, кто бы говорил ему, что правильно делать, а что неправильно. Такие дети обычно руководствуются принципом: «Я не должен ничего делать, иначе меня накажут», вместо «я не должен делать плохие вещи, потому что они плохие». Ваши ожидания должны быть по максимуму четкими. Поощряйте своего ребенка, когда он дружелюбен и настроен на сотрудничество. Поддерживайте его, когда он делает свой собственный хороший выбор.

8.Физическое насилие в любом виде пугает

Контролируйте себя. Ничто не поможет ребенку, который себя не контролирует, лучше, чем взрослый, остающийся спокойным. Учите детей справляться с собственным гневом и эмоциями и не позволяйте им овладеть собой. Помните, что вы — взрослый человек.

1. 9. Иногда слишком уставший или встревоженный родитель начинает трясти

кричащего — как грудного возраста, так и старше. Так делать нельзя ни в коем случае — это может привести к слепоте, повреждениям мозга или даже смерти ребенка. Что делать?

Остановитесь! Если вас «достает» плач, обратитесь за помощью к другу, родственнику, соседке, попросите их посидеть с ребенком хоть десять минут, пока вы примете душ или просто выйдете на улицу, успокоитесь. Научитесь просить и принимать помощь других людей. В крайнем случае оставьте грудного ребенка в кроватке или манеже и уйдите в душ на 5 минут — пусть лучше ребенок плачет, чем вы причините ему непоправимый вред.

10. Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное

поведение «на людях».

К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже — с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните — ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.

Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах — анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.

Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:

Заповедь первая:

Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

Заповедь вторая:

Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели — это и его цели.

Заповедь третья:

Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

Заповедь четвёртая:

Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

Заповедь пятая:

Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты — молодец», а обязательно «Ты — молодец, потому что…».

Заповедь шестая:

Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

Заповедь седьмая:

Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты — плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.

Заповедь восьмая:

Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

Заповедь девятая:

Воспитание — это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей — от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

Заповедь десятая:

Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.

ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:

· ни в том, что появился на свет,

· ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,

· ни в том, что не дал ожидаемого счастья,

· ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.

И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.

2. Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:

— вовремя не поняли его;

— пожалели свои силы и время;

— стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;

— стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать — в силу особенностей возраста или характера.

Короче — не желали принимать его таким, каков он есть.

5. Вы должны:

— всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;

— в лучшее, что в нем еще будет;

— быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;

— сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Основные параметры неправильного воспитания

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.

Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении элементарного чувства достоинства.

2. Неприятие детей.

Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.

4. Негибкость родителей в отношении с детьми:

— недостаточный учёт ситуации, момента;

— несвоевременный отклик;

— фиксация проблем, застревание на них;

— запрограммированность требований;

— отсутствие альтернатив в решениях;

— навязывание мнений.

5. Неравномерность отношения родителей — недостаток заботы сменяется её избытком или наоборот.

6. Непоследовательность в обращении с детьми:

меняющие и противоречивые требования родителей.

7. Несогласованность отношений между родителями — конфликт.

8. Аффективность — избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха

9. Тревожность:

— беспокойство и паника по любому поводу;

— стремление чрезмерно опекать ребенка;

— не отпускать ребёнка от себя;

— предохранение от воображаемых опасностей;

— стремление делать всё для ребёнка заранее;

— навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

10. Доминантность:

— безоговорочное подчинение своей точке зрения;

— стремление подчинить ребёнка;

— навязывание мнений и готовых решений;

— строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;

— физическое наказание;

— постоянный контроль за действием ребёнка.

11. Гиперсоциальность

— повышенная принципиальность;

— чрезмерная требовательность;

— навязывание детям большого числа правил;

— бесконечное число порицаний и замечаний;

— нетерпимость к слабостям и недостаткам;

— отношение к детям, как взрослым.

12. Недоверие к возможностям детей:

— настороженность и подозрительность в отношении перемен;

— недоверчивость к мнению ребёнка;

— неверие в его самостоятельность;

— перепроверка его действий;

— предостережения и угрозы.

13. Недостаточная отзывчивость — несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.

Нет, только если опасается за свою жизнь и здоровье. А так родители осуществляют свои права. Вы можете обратиться к заучу или директору в часы приёма и попросить пригласить туда учителя.

Цитата: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

Консультант Плюс: примечание.

С 01.01.2021 в п. 3 ч. 3 ст. 44 вносятся изменения (ФЗ от 27.12.2019 N 478-ФЗ).

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В адрес Первого пермского правового портала поступило обращение жительницы Перми. Читательница обеспокоена рассказом сына о том, что учитель запугивает школьников во время уроков. Как правильно действовать в такой ситуации, рассказал Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков: — В Конвенции о правах ребенка указано, что поддержание дисциплины в образовательном учреждении не должно быть связано с применением мер физического либо психического насилия в отношении обучающегося. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» также содержит данный запрет. Педагогические работники, допустившие по отношению к учащимся или воспитанникам применение мер физического или психического (эмоционального) насилия, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до расторжения трудового договора по инициативе администрации учреждения. Законодательство предвидело, что подобное может произойти, предусмотрело меры ответственности и запретило при воспитании и обучении детей бить их, оскорблять, орать на них и т. д. Но практика, которая основывается на обращениях не только в мой адрес, но и в краевой Рособрнадзор или в Министерство образования Пермского края, показывает, что психическое или эмоциональное насилие — достаточно распространенное явление в школах и детских садах. Почему возникают трудности правоприменения? На сегодня правовая дефиниция не определяет, что такое психическое или эмоциональное насилие. Дается некая декларация, но не дается ее расшифровка. Что же это такое психическое или эмоциональное насилие? Например, на уроке учитель с целью установить дисциплину сначала спокойно делает замечание мальчику, который вертится и плюется, говорит еще раз и вдруг повышает голос. Начинает кричать. Можно ли это расценить как психическое насилие? Этот мальчик придет домой и скажет родителям: «На меня сегодня учительница кричала». Родители начинают разбираться. Но для того чтобы давать оценку тем или иным действия, необходимо установить наличие каких-то квалификационных признаков. Получается, что отсутствие сформулированной правовой дефиниции «психическое или эмоциональное насилие» является одним из препятствий к тому, чтобы квалифицировать те или иные действия. Сегодня исходя из сложившейся правоприменительной практики (дисциплинарных расследований и судебных решений о возмещении морального вреда) появился набор тех форм психического насилия над ребенком, которые можно квалифицировать. При этом нужно не просто провести внутренне служебное расследование по данной жалобе, а еще и сделать психолого-педагогическую экспертизу. Это необходимо, чтобы доказать факт такого насилия, одним из квалифицирующих признаков которого являются негативные последствия для психического, нравственного, интеллектуального и морального развития ребенка. И вывод такой могут дать только специалисты-эксперты. Они проведут специальную психолого-педагогическую экспертизу, а иногда и психолого-психиатрическую экспертизу. Это достаточно длительный процесс. Физическое насилие доказать легко, если от его применения остаются следы. Есть ответственность в УК РФ, который все четко классифицирует. С психическим насилием все гораздо сложнее. На сегодня получается, что привлечь можно только к дисциплинарной ответственности. Административная и уголовная ответственность за применение психического насилия по отношению к ребенку у нас не установлена, потому что не представляется возможным объективно законодательно закрепить квалифицирующие признаки. Сложность всех этих дел заключается с одной стороны, в отсутствии дефиниции, с другой стороны, в сложности процедур проведения, как экспертизы, так и доказывания, что это действительно было психическое насилие. Еще одна сложность — отсутствие в Пермском крае лицензированных экспертных организаций, которые могли бы дать оценку. Эта деятельность лицензируемая, обычный психолог, даже пусть из другой школы, дать заключение о том, что то или иное эмоциональное воздействие на ребенка в школе повлияло негативно на его психическое, нравственное интеллектуальное развитие, не может. Такое заключение дают только эксперты, имеющие соответствующую лицензию. В результате все дела, которые внешне можно квалифицировать как эмоциональное психическое насилие, разваливаются из-за отсутствия определенных как правовых, так и институциональных условий для доказательства. Но самый главный квалифицирующий признак — это индивидуальное восприятие ребенком той или иной меры педагогического воздействия на него. Для одного ребенка повышение голоса учителем не будет ничего значить. Для другого ребенка даже однократное повышение голоса со стороны педагога будет глубокой травмой. Проще доказывать формы психического насилия, когда остаются материальные следы. К примеру, предвзятое отношение к ребенку. Как его доказать? Существуют объективные доказательства, такие как записи в дневнике школьника. В Перми был случай, когда учитель в течение недели постоянно писал в дневнике: «не готов к уроку», «не выучил задание», «не принес то-то» и т. д. Педагог вместо того чтобы исполнять свои профессиональные обязанности, осуществлять индивидуальный подход к обучению этого ребенка, принимает позицию непрерывно его критиковать. В итоге ребенок потерял желание ходить на этот урок, учить этот предмет, начал бояться учителя. В этом случае дневник, тетради, записки родителям позволили доказать факт психического насилия. Что касается житейской точки зрения, в крае проводилось исследование по вопросам соблюдения прав человека в школах. Сами дети уровень своего ощущения эмоционального благополучия в школах оценили как очень низкий. 85% детей сказали о том, что они сталкивались с фактами психического насилия со стороны учителей. Это очень серьезный показатель. А потом мы говорим, что у нас дети школу не любят. Что делать родителям, если на их ребенка кричит учитель? Алгоритм очень простой. Родители – это единственные для ребенка люди, от которых он ожидает защиты, помощи, они обязаны его защищать. В первую очередь всегда нужно выслушать ребенка, чтобы он, по крайне мере, о своей проблеме рассказал. Самый сложный этап, особенно в подростковом возрасте, — это сохранение доверительных отношений. По маленькому ребенку можно понять, что с ним что-то не так, да он сам со слезами на глазах все расскажет. А подростки дистанцируются от своих родителей. Для ребят 13-15 лет особенно характерна сепарация (отделение) от родителей. Они начинают стыдиться внешне своих родителей. Это нормальный период, закономерность взросления каждого человека. Но родители не должны воспринимать это как факт того, что ребенок действительно стал самостоятельным. Ребенок не дистанцируется от родителей настолько, чтобы не ощущать их внимание, заботу и защиту. В случае чего эту дистанцию он резко сокращает. А если родители не почувствуют, что он нуждается в их помощи, они могут упустить какие-то вещи. Можно приводить ставший уже классическим пример — расстрел десятиклассником в московской школе двух людей. Это та ситуация, когда потеря контакта с ребенком, невнимание к его проблемам, отсутствие у него возможности выговориться привело к трагическим последствиям. Первое, что нужно обязательно сделать, если в школе произошел конфликт, это выслушать ребенка, максимально снять его эмоциональное напряжение. Как говорят психологи, поработать с чувствами ребенка. Если ребенок хочет плакать, даже если это мальчик, пусть плачет, но его нужно выслушать в том психо-эмоциональном состоянии, в котором он находится. А уже после того, как школьник успокоится, рационализировать произошедшее. Если действительно произошла несправедливость, нужно идти в школу и без лишних эмоций разговаривать с педагогом. Здесь родители допускают две ошибки. Во-первых, на эмоциях разговаривают с учителями. Как показывает практика, заряженные родители с горячей головой сталкиваются с не менее эмоциональной позицией учителя. Гром и молнии сверкают, потом они ударяют по ребенку, и в результате ни к чему хорошему это не приводит. Еще один неверный ход, который допускают родители, — они выясняют отношения один на один с учителем. Беседовать с педагогом нужно в присутствии третьего лица, хотя бы классного руководителя, который в этой ситуации сможет с одной стороны быть свидетелем, с другой – выступить рефери. Если родители не сумели разрешить проблему, то дальше нужно следовать по официально утвержденной процедуре. С 2013 года в этом отношении появились некие особенности. В каждом образовательном учреждении в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ созданы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если родителей не удовлетворил результат неофициальной процедуры, то они должны написать жалобу в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Это административно-управленческий орган школы, куда входят представители не только школы, но и родительской общественности. Комиссия жалобу рассматривает и выносит официальное решение, которое обязательно для исполнения всеми участниками данного конфликта: как педагогическим работником, так и семьей. Это решение, если оно не удовлетворяет родителей, может быть обжаловано выше. Можно написать жалобу в адрес учредителя (департамента образования) и в иные инстанции, которые осуществляют контроль и надзор в сфере образования (Государственная инспекция по контролю и надзору в сфере образования Пермского края, районная прокуратура, Министерство образования и науки, аппарат Уполномоченного по правам ребенка). При этом родитель должен понимать, что целью разрешения конфликта не должно быть отмщение. Есть такие случаи, когда начинают добиваться абсолютно непродуктивного, например, увольнения или привлечения к уголовной ответственности учителя. Поэтому в таком конфликте важно прибегать к переговорам, урегулированию конфликта до официальных процедур. Тем более, что все школьные противоречия между учеником и учителем, как правило, проходят очень быстро и разрешаются легко. Уместно использовать механизм школьной службы примирения. С помощью медиации возможно разрешить споры, и в школе они легко решаемы. Редко когда нужно обращаться к официальным органам. Родители должны понимать, что если они прибегли к этому механизму, то здесь никто в эмоциональном состоянии ребенка или разбираться не будет. Все будут действовать в соответствии с законом. А закон не предусматривает душевных волнений. Маргарита Трухонина Первый пермский правовой портал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *