Публичная собственность

Содержание

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

Государственная Сюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
Муниципальная Принадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Фото: схема публично-правовых образований

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Среди законодательных актов, которые регулируют публичную форму владения, присутствуют Земельный и Гражданский кодексы.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Сделка по законодательству Которая предполагает формирование гражданско-правового договора
Получение земли У которой нет собственника
Формирование нового участка Путем объединения нескольких или разделения большего по размерам
Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе

Особенности реализации права

Образования публично-правового характера вполне могут использовать, обладать и распоряжаться своей собственность, но только в пределах компетенции, которая дана законами России.

Но любое решение по этому поводу обязательно должно отображаться в нормативных актах, где оговорена необходимость данной процедуры, характеристика конкретного объекта владения, а также прочие особенности, объясняющие, зачем и почему реализуется право.

Правительство имеет абсолютно все права как на федеральное, так и муниципальное имущество, но при этом полномочия распоряжаться им и регулировать его использование в дальнейшем могут быть переданы.

В число потенциальных получателей можно отнести различные ведомства, организации, органы власти.

Но и они не могут управлять переданными объектами как угодно, и для этого выпускаются собственные нормативные акты, в которых оговорены все условия и особенности конкретной сделки.

Сельскими и городскими объектами, а это в первую очередь земля, занимаются власти муниципалитета, поэтому именно от них зависит, каким образом будет использоваться и куда направляться вверенное имущество.

Передача от федеральных властей местным органам самоуправления безвозмездная, а также получить новые объекты в собственность можно и после того, как предыдущие собственники отказались от них, либо больше не имеют возможности распоряжаться, и других претендентов по закону просто нет.

Можно сделать вывод, что переход права собственности от органов власти может осуществляться по отношению к:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным организациям;
  • некоммерческим структурам;
  • юридическим, а также физическим лицам.

Земельные участки

Природные ресурсы, к которым можно отнести и земли, принадлежат к категории важнейшей собственности, которая есть у публично-правовых образований.

Кроме того, в перечень объектов входят не только участки, но и недра, полезные ископаемые и прочие блага.

Оборот земель и ресурсов природы ограничен, но при этом они могут передаваться для использования, а ресурсы, присутствующие в недрах, вполне могут становиться собственностью либо юридических лиц, либо отдельных граждан.

Частные лица имеют полное право претендовать на земли, но передача их происходит по закону только в результате торгов.

В их ходе изучаются потенциальные претенденты на право собственности, но все же решение принимается в отношении того, кто предложит более выгодные условия.

Причем передача может иметь форму полной или частичной, в первом случае земля переводится в постоянную собственность лица, а во втором — просто предоставляется на условиях аренды.

Часто встречаются и ситуации, в которых земля дается для хозяйственной деятельности, либо же профильной работы некоторых учреждений.

В этом случае требуется полная отчетность об эксплуатации, а также могут устраиваться проверки на предмет незаконного распоряжения переданным имуществом.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжаться имуществом, которое находится во владении таких образований, можно только на правовой основе. Материальной основой при этом является сами объекты, которые по закону им принадлежат.

При публичной собственности, в отличие от частной, имущество может использоваться только по целевому предназначению, а оно, как гласит закон, заключается в исполнении социальных функций.

Местные власти, которые по Конституции РФ, должны создавать условия для решения населением вопросов местного значения, а также их владения, использования и распоряжения муниципальными объектами.

В связи с этим появляется право таких властей получать некоторые государственные полномочия, и как следствие, финансовые и прочие материальные блага для их реализации.

Право собственности в большей части реализуется структурами власти, имеющими данные полномочия. В некоторых ситуациях, оговоренных законами, выполнять функцию регулятора может население.

Публично-правовые образования имеют полное право принимать участие в процессах приватизации, реквизирования, а также национализации и конфискации тех объектов, которые принадлежат частным лицам.

Но нужно соблюдать законодательные нормы, которые установлены в Гражданском кодексе РФ, а именно в статьях 242, 243 и 306.

Видео: категории земли и виды разрешенного использования

Преимущества и недостатки

Плюсы у подобной формы собственности все же есть, и в первую очередь они касаются возможности людей приобрести права на имущество в рамках закона.

Основными преимуществами являются:

Такое имущество защищено от мошенников Поскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий. Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов
Уплата налога не нужна Ведь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть
Потеря имущества сопровождается заменой Это важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество
Граждане могут улучшить жилищные условия Благодаря договору социального найма

При всех вышеперечисленных положительных сторонах, у подобной формы владения есть и свои минусы:

Кроме государства и муниципалитета Никто не может совершать сделок с имуществом, поэтому наниматель не имеет права дарить, обменивать, продавать или отдавать его в залог
Недвижимость может быть потеряна Если арендатор не выполняет условий касательно пользования. Тогда гражданин будет выселен, и право на замену также теряется

Собственность публично-правовых образований предполагает, что имущество находится во владении государства, которое распоряжается им в своих интересах.

Оно может быть передано гражданам и юридическим лицам, к примеру по приватизации, но для потенциальных владельцев процедура будет непростой.

Ведь необходимо не только доказать нуждаемость, но и выполнить ряд условий, а сами власти достаточно неохотно передают свои владения сторонним лицам.

>Формы собственности на земельные участки: что такое публичная форма, федеральная и другие?

Правовой статус субъекта Различие в управлении

Виды собственности на земельные участки

Нормы владения землёй устанавливают два типа собственников, которые фундаментально различаются по юридическим нормам правоспособности и масштабу полномочий распоряжения землями. Обозначенные собственники установлены ст. 9 Конституции РФ. К ним относятся:

  1. государство;
  2. частные лица.

Мы подготовили для вас актуальный материал: как найти собственника земли?

Частная форма собственности земельного участка находится в ведении лиц:

  1. физических;
  2. юридических.

Подробнее о правах и обязанностях собственников ЗУ читайте , а также о том как его найти?

Ими могут быть граждане, проживающие в населённом пункте и использующие наделы по целевому назначению. Так же – граждане, проживающие в другом регионе или за рубежом, передавшие свои полномочия лицам на основании доверительного управления или в аренду (наём) для использования на условиях договора и соответственно нормам земельного и гражданского законодательства.

К числу юридических лиц относятся предприниматели и предприятия. Но преимущественное положение занимают дачные товарищества и кооперативы, землями которых владеет учредитель как юридическое лицо.

Государственная собственность делится по видам:

  1. федеральная;
  2. Субъектов РФ;
  3. муниципальная.

Зонирование земель осуществляется не только по территориальному признаку. В федеральной собственности находятся земельные участки расположенные по всей государственной территории, в пределах государственных границ. Массивы, принадлежащие Субъектам РФ и муниципалитетам, могут располагаться на одном географическом пространстве, составляя единый ландшафт на местности, но исполняя различные функции.

Мы ознакомились с понятиям формы и вида права собственности на землю, далее перейдем к более конкретным вещам.

Субъект и объект

Нормы, предусмотренные для субъектов собственности, не разделяются для частных владельцев и государства. Более того, государство, получая преимущества в полномочиях распоряжения землями, соблюдает регламент использования массивов, строго следуя нормам законодательства, установленным им же. Требования, предъявляемые к собственникам, и не допускающие исключения, следующие:

  1. использование земель только по целевому назначению;
  2. ведение регистрационного учёта принадлежащих массивов;
  3. сохранение окружающей экологии;
  4. соблюдение установленных нормативов использования ЗУ.

Объект государственной собственности – массивы, расположенные на поверхности Земли, в пределах государственных границ РФ, которые находятся в единоличном распоряжении федеральных властей. Эти участки могут участвовать в обороте или изыматься из оборота по ряду причин. К ним относятся территории особо плодородных земель, которые недопустимо передавать в собственность частных лиц.

Так же – зоны, предназначенные для организации курортов, санаториев и туристических баз федерального значения. Исторические места, места боевой славы, получившие статус всероссийских. К ним же относятся:

  1. лесные и водные территории;
  2. места складирования отходов;
  3. места добычи природных ископаемых;
  4. заповедники;
  5. особо охраняемые зоны в пределах государственных границ.

Этот перечень не является исчерпывающим и охватывает все типы земель, которые допускают использования только со стороны субъекта владения.

Возникновение и прекращение обозначенных объектов основано на принятии правительственных Постановлений и государственных актов, которыми регулируется распоряжение территорией массивов. Опирается на проведение процедуры регистрации, в результате которой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) вносятся сведения о правообладателе, на основании Федерального закона № 122-ФЗ, от 27.07.97 г.

Субъект государственной собственности – Российская федерация, в лице правительства, а так же региональные органы власти, которым делегировано право владения землёй. Внутри субъекта, определяющегося как совокупность нормативного регулирования всех земель, не находящихся в частной собственности, производится дифференциация. Она опирается на основания статуса правоспособности в отношении того или иного объекта, определяемого посредством территориального зонирования массивов, выступая в разновидностях субъектных прав.

Говоря о субъекте, выделяют следующие его разновидности:

  1. федеральный собственник;
  2. публичные образования.

Возникновение и прекращение правоспособности субъекта происходит на основании регулирования правовых норм, в результате которых возникают соответствующие Федеральные законы и иные законодательные документы, отражающие юридические прецеденты:

  • правопорождающие (об основаниях возникновения прав);
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

Советуем вам также прочитать статью: Что делать в случае отсутствия документов на землю?

На основании таковых объекты отчуждаются в ведение иных субъектов, либо – условия владения землями изменяются.

Публичная и федеральная собственность на землю

Правовой статус субъекта

Государство РФ выступает в роли публично-правового образования, когда действует в интересах конкретных групп населения, участвуя в распределении жизненно необходимых ресурсов между гражданами РФ. К таким ресурсам относятся и земельные массивы, которые допускается перевести в частный фонд только с согласия изначального собственника – государства.

Что такое публичная форма собственности земельного участка? Это форма собственности при которой земля принадлежит государству.

В то же время государственная система – механизм управления правовыми основами всех социальных процессов и явлений. Это даёт ему основания выступать в роли федеральной власти, автономно распоряжающейся ресурсом, не допускающим отчуждения в частные руки. К числу таковых относятся земли, которые недопустимо передавать в собственность отдельным гражданам и юридическим лицам по ряду причин. Они находятся в единоличном владении государства РФ, решения по их использованию и сохранности принимаются коллегиально уполномоченными представителями власти.

Различие в управлении

Государственные земли закреплены за региональными властями, которые ведут управление таковыми, являясь продолжением политической и экономической цепочки Верховной власти РФ. Здесь так же происходит соразмерное, установленное законодательством разделение:

  1. на Субъект РФ;
  2. органы местного самообразования.

Региональные субъекты непосредственно взаимодействуют с системой федеральной власти, исполняя решения, принятые в области земельного законодательства (ст. 214 ГК РФ). В их ведении остаются неотчуждаемые массивы и участки земель, выполняющие соответствующие функции в интересах государственной системы.

Муниципалитеты приобретают право самостоятельного распоряжения вверенными земельными массивами, выступая в роли публичных образований регионального значения (ст. 215 ГК РФ).

Они получают в ответственное распоряжение территории, которые допускают передачи в собственность частным лицам. По преимуществу такое распоряжение осуществляется комиссионно, на публичных слушаниях, которые организовываются в соответствии с установленным административным регламентом.

Так же – муниципалитеты распоряжаются правом аренды и иными полномочиями, имеющими публичный характер, то есть связанный с исполнением интересов населения. Для них устанавливаются нормативы правоспособности, на основании которых допускается принятие решений, связанных с земельным ресурсом региона. Государство передаёт муниципалитетам право распоряжения региональными землями, посредством регулирования юридических процессов местными законодательными нормативами и актами, принимаемыми на административном уровне.

Нюансы оформления описаны в этом материале, но если вам необходим алгоритм признания права собственности на землю в суде — читайте эту статью.

О свидетельстве мы рассказываем .

Правоспособность субъекта устанавливается посредством внесённых в ГКН сведений о проведении юридических границ между территориями регионов. А так же – о статусе собственника государственных земель. Теперь вы знаете о праве собственности на землю, формы прав и многие другие нюансы касающиеся данной темы. Мы надеемся что наш материал был полезен вам!

Подробнее обо всех нюансах данной темы читайте на главной странице рубрики.

Заявка в отдел продаж

24 ноября 2018 года

Все без исключения земельные участки на территории Российский Федерации находятся в собственности. Они могут быть собственностью частых лиц, администрации или государства, но, так или иначе, ничейной земли в нашей стране нет. При этом за каждым собственником закрепляются права и обязанности, которые отличаются в зависимости от того, кто именно является землевладельцем.
Частная собственность на землю
Вид собственности, при котором владеть и распоряжаться землей могут физические лица и коммерческие организации называется частной. Под физическими лицами подразумеваются не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а так же лица вообще не имеющие гражданства.

Важно не путать частную собственность с личной. Землей в личной собственности можно только пользоваться, а если собственность частная, то землей можно распоряжаться по своему усмотрению.

При этом во владение входит все, что расположено на участке, включая водоемы и леса, конечно, если иное не предусмотрено законом. Обязательным условием является документальное подтверждение права собственности. Если лицо не может доказать свое право, его нельзя назвать собственником.
Виды частной собственности
Частное владение землей можно разделить на три вида:

  • Собственность физических лиц или фирм. Вид владения, при котором у земельного участка только один собственник.
  • Совместное обладание. Владение, при котором земельный участок принадлежит нескольким лицам, но доли при этом не выделены.
  • Общая долевая собственность. Вид владения, при котором земля разделена на доли и имеет несколько собственников.

При этом совместно пользоваться одним участком земли могут не только частные лица, но и организации.
Как распорядиться
При распоряжении землей действует правило, разрешено все, что не запрещено. Это означает, что собственник может распоряжаться землей и использовать ее по своему желанию. Дарить, продавать, возделывать, застраивать, выделять доли, завещать, сдавать в аренду — делать все, что не противоречит законодательству. Иначе своей земли можно лишиться.
Налоги
Все собственники недвижимости в нашей стране обязаны платить налоги. Стоит ли говорить, что земля не является исключением?
Налог на землю для физических лиц равен 0,3% от кадастровой стоимости земли. Это значение почти универсально, потому что почти все участки используются для строительства жилых домов, земельного или фермерского хозяйства, если же участок используется под другие нужды, то налог будет составлять 1,5% от стоимости.

Вне зависимости от того, кто является собственником земельного участка, налоги обязаны платить все. В противном случае неуплата грозит штрафами. До 20% для физических лиц и до 40% для коммерческих организаций.

При расчете налога для фирм нужно узнать, используется ли земля аграриями. Если используется, то ставка будет пониженной 0,3%, если нет, то значение вырастет в 5 раз и составит 1,5%. Однако у фирм есть возможность вообще избежать налогообложения. Таким правом, к примеру, пользуются застройщики, которые занимаются строительством многоквартирных домов.
Муниципальная собственность на землю
Муниципальная собственность является частью государственной, но при этом ее принято выделять отдельно, потому что такими участками распоряжаются органы самоуправления.
Земли могут стать муниципальными в следующих случаях:

  • если они переданы из государственной собственности
  • в случае их специального отнесения к муниципальным
  • на основании судебных актов о разграничении участков
  • если они приобретены у различных субъектов

Каким бы образом земля не перешла к муниципалитету, она должна использоваться для нужд населения. А именно обеспечивать работой, жильем или использоваться для отдыха граждан. Несмотря на то, что земли используются для граждан, они делятся на участки открытые для общего пользования и закрытые.
Распоряжение землей
Муниципалитеты в праве распоряжаться своими участками, главное, чтобы все операции были в рамках законодательства РФ. Все деньги, вырученные за операции с муниципальными земельными участками, должны переходить в местный бюджет. Сами земли могут быть переданы в аренду или в собственность как гражданам, так и организациям. При чем последним при определенных обстоятельствах участок может достаться бесплатно.
Аренда муниципальной земли
Как известно бюджет субъектов РФ состоит из федеральных средств и местных. Одним из эффективных способов пополнения местного бюджета является сдача в аренду земельных участков. Арендовать земельный участок можно через аукцион и по упрощенной схеме в обход аукциона.

Когда местные власти хотят отдать земельный участок в аренду, организуется аукцион, информацию о котором можно получить из газет или узнать на сайте муниципалитета.

Аренда через аукцион
Для участия в аукционе необходимо найти интересующий лот, подать заявку по форме, которую установила администрация, предоставить необходимые документы и внести задаток. После этого участник аукциона должен ждать начала торгов. Торги могут состояться, если в них принимают участие минимум 2 человека, при этом проигравшим отдается уплаченный залог. Заключительным этапом будет регистрация договора аренды с победителем аукциона.
Аренда без аукциона
Избежать процедуры аукциона можно, если земля арендуется для ведения крестьянского хозяйства. Здесь есть свои трудности, потому что претенденту необходимо найти несформированный участок и самостоятельно подготовить его схему. После чего необходимо подать два заявления в администрацию, поставить участок на кадастровый учет и только после этого написать заявление на его аренду.

Если физическое лицо никогда не участвовало в приватизации, то у него есть возможность приватизировать полученный у государства земельный участок и стать его собственником. Своим правом могут воспользоваться граждане, которые получили в аренду участки до 1 ноября 2001 года.

Так же не участвовать в аукционах могут льготные категории граждан. Главный минус такой земли в том, что ее нельзя выбрать. Земельный участок предоставляется в результате розыгрыша или жеребьевки. Никто заранее не знает, будет ли этот участок вообще пригоден для использования.
Государственная собственность на землю
Все земли, которые не относятся к частной и муниципальной собственности, считаются государственными. Из-за своей площади эти земли очень значимы как экологически так и экономически. Почти все производственные, промышленные и природоохранные предприятия расположены на государственной земле. Но несмотря на всю значимость эти земли можно арендовать, купить и даже бесплатно получить в собственность путем приватизации или после получения участков под ИЖС.
Виды государственной собственности
Государственные земельные участки могут быть в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. Различаются эти виды органами управления. Так земельными участками в собственности субъектов управляют уполномоченные на это органы управления самих субъектов. К примеру, участками Пермского края, которые не принадлежат муниципалитетам и частным лицам, будут распоряжаться органы управления Перми. А всей федеральной землей распоряжаются в Москве. При этом деньги, вырученные с земель субъектов, пополняют бюджет этого субъекта, а средства, полученные с федеральных земель, идут в федеральный бюджет.

Классификация видов собственности на земельный участок

При общественной собственности имущество имеет ценность для всего общества и оно может принадлежать государству или общественным организациям (партиям, церкви и пр.). При частной собственности важнейших спектр прав (владения/распоряжения/пользования) принадлежит частному лицу или компании.

В юридическом смысле разделяют формы собственности с позиции объекта: общую собственность и единоличную. Так, согласно Гражданскому кодексу различается в общей собственности (имущество принадлежит двум или нескольким лицам) долевую и совместную. В первом случае в праве собственности выделяются доли каждого владельца, во втором — они не определяются.

Единоличная или собственность одного субъекта бывает государственной, муниципальной и частной.

Нормы Конституции и законодательство РФ

С позиции основного российского закона различают:

  • частную;
  • государственную;
  • муниципальную;
  • и прочие виды собственности.

Указанное разделение видов собственности с позиции субъекта приводится в Конституции (ст.8) и Гражданском кодексе (ст.212).

При частной собственности в качестве субъекта выступает физическое лицо или группа лиц, которая обычно оформлена в юридическое лицо. Субъектом муниципальной собственности является городское или сельское поселение.

Ее следует отличать от госсобственности, которая является федеральной или находится на уровне субъектов РФ.

Формы собственности в отношении земельных участков

В советское время вся земля и недвижимость принадлежала государству и вопросы разделения форм собственности не стояли.

Нынешняя редакция Конституции наделила россиян возможностью оформления частной собственности на участки.

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

Вопросам форм собственности на участки посвящена 3 Глава Земельного кодекса. Права частной и публичной собственности на землю содержатся в 17 ст. Гражданского кодекса.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать кадастровый номер или точный адрес участка.

Частная собственность

Любые участки на российской территории можно оформить в частную собственность. Исключения составляют те, которые изъяты из оборота (например, территории заповедных зон) или ограничены в обороте (земли из лесного фонда).

Приобрести землю в частную собственность можно несколькими способами:

  1. В результате ее приватизации: перехода из государственной/муниципальной в частную собственность. Данная процедура позволяет узаконить свои права на участок лицам, которые получили его безвозмездно в пользование еще в советское время, когда частной собственности не существовало. В частности, приватизировать землю и стать ее полноправным владельцем бесплатно можно сегодня в рамках программ дачной и лесной амнистии.
  2. В результате дарения или наследования участков. Земля входит в перечень имущества, которое можно включать в завещание или передавать по наследству в законном порядке. Также она может стать предметом дарения (сделки по отчуждению прав собственности в безвозмездном порядке).
  3. По сделке купли-продажи. Приобрести землю в собственность можно как у другого частного лица, так и у государства, выкупив ее из аренды или путем участия в торгах.
  4. В рамках сделок по обмену или других гражданско-правовых процедур.

Частное право собственности в России должно быть должным образом зарегистрировано. Для этого уполномоченной организацией ведется единый реестр недвижимости, в который вносятся кадастровые данные об участке и сведения о правообладателях.

Оформить права собственности можно через Росреестр, куда нужно принести правоустанавливающий документ (договор дарения, свидетельство о наследстве, договор купли-продажи и пр.) и написать заявление на вступление в права собственности. Без должного юридического закрепления прав собственности владелец утрачивает право эксплуатации участка.

Земля может быть приобретена в собственность частным лицом за свои деньги или с использованием заемных средств. Сегодня нередко практикуется бесплатное выделение земель государством в рамках целевых программ поддержки различных социальных слоев или развития территорий.

Это, в частности, проект по развитию Дальнего Востока, безвозмездное выделение земель многодетным семьям, участникам боевых действий, малоимущим и пр.

Земельные участки могут выступать объектом залога по ипотечным кредитам или прочим займам с обеспечением, а также в качестве взноса в уставной капитал юрлица.

Помимо участка земли частному лицу могут принадлежать постройки на нем, деревья, водоемы и растительность.

Кому может принадлежать?

Помимо юрлиц право собственности может принадлежать садоводческим товариществам, дачным кооперативам, фермерским хозяйствам – т.е. объединениям граждан, созданным для решения конкретных задач: содействия в ведении дачного хозяйства, ЛПХ и пр.

Право частной собственности физлиц и юрлиц в отношении участков обговаривается в статье 15 Земельного кодекса. Здесь также приводится весь спектр прав собственника, к которым относится не только владение, но и свободное распоряжение участком. В частности, его право отчуждать землю по своему усмотрению. Так, только владелец земли может продавать, дарить, обменивать, завещать участки. Арендаторы подобных прав лишены.

Собственник вправе отчуждать участки только совместно с принадлежащими ему зданиями и постройками. Такое требование прописано в Земельном кодексе. Также допускается продажа не всего участка, а долей в собственности.

Для того чтобы владелец мог беспрепятственно распоряжаться земельным участком земля не должна быть изъята или ограничена в обороте.

Так, могут возникнуть ситуации, когда принадлежащая частному лицу земля потребуется для государственных нужд (строительства автотрассы федерального значения, олимпийских объектов и пр.).

В этом случае собственник лишен права на продажу участка, но он вправе рассчитывать на денежную компенсацию от государства за изъятую землю.

Земельные участки могут быть ограничены в обороте из-за наложенного на них ареста в рамках исполнительного производства. Причиной ареста могут быть долги собственника по налогам или иным обязательным платежам, а также процедура банкротства.

Также в качестве обременения участка может быть залог по ипотечному кредиту. Тогда право на его продажу предварительно нужно получить у банка.

Отличие в эксплуатации участка юридическим лицом от физического состоит в том, что только оформленная по нормам закона компания или индивидуальный предприниматель могут получать прибыль от пользования землей. Например, строить там коммерческую недвижимость или выращивать урожай для его дальнейшей продажи.

Тогда как физлицо вправе пользоваться землей для личных целей. Например, для выращивания урожая для семейных целей. С другой стороны, законом не запрещено физлицам извлекать прибыль из ренты, сдавая участок в аренду.

Определенные ограничения содержит Земельный кодекс в части передачи участков в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и компаний с иностранным участием.

Обязанности собственника

Помимо прав собственность на земельный участок накладывает на владельца целый ряд обязанностей. Так, например, он должен использовать его только по своему целевому применению (под индивидуальное строительство, овощеводство, дачное или личное подсобное хозяйство); соблюдать границы участка; способствовать поддержанию плодородного слоя в отношении сельскохозяйственных земель; своевременно приступить к эксплуатации участка.

Если собственник использует участок нецелевым образом, загрязняет окружающую среду, нарушает границы, либо просто не пользуется участком, то он может быть привлечен к административной ответственности со стороны контролирующих инстанций.

Иногда может стоять вопрос о лишении его права собственности.

Земля, которая находится в частной собственности, накладывает на ее владельца обязательства по уплате земельного налога. Он рассчитывается на основании кадастровой стоимости участка, а налоговые ставки по налогу определяются на уровне МО.

>
Публичная форма собственности земельного участка — что это?

5/5 (2)

Законодательство

Вплоть до распада Советского Союза главенствующей формой собственности была государственная. После распада страны принадлежавшая государству собственность начала растаскиваться. Запущенный процесс приватизации позволил передать объекты государственной собственности, включая земельные участки, в частные руки.

Внимание! В настоящее время земля на территории Российской Федерации может находиться в:

  • государственной собственности федерального или регионального уровня;
  • муниципальной собственности;
  • частной собственности как физических, так и юридических лиц.

Порядок оборота земельных участков, находящихся в публичной собственности, регулируется:

  • Земельным кодексом РФ;
  • Гражданским кодексом РФ.

Порядок возникновения прав собственности определяется в 15-19 статьях Земельного кодекса РФ. Порядок возникновения и регулирования государственной собственности на земельные участки определен в 17 статье Земельного кодекса РФ.

Исходя из положений 218 статьи Гражданского кодекса РФ, основаниями для возникновения права собственности на земельный участок могут быть:

  • результаты проведенной в соответствии с действующим законодательством сделки;
  • в результате оформления права собственности на земельный участок, у которого нет владельца;
  • образование нового земельного участка в результате слияния других земельных участков или в результате выделения этого земельного участка.

Кроме того, земельный участок в соответствии с нормами, закрепленными в статье 18 Земельного кодекса РФ, может быть безвозмездно передан из федеральной собственности в собственность субъекта федерации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Земельного участка нет на публичной кадастровой карте.

Что такое публичная форма собственности

Стоит подчеркнуть, что понятие «публичная собственность» распространяется не только на земельные участки, но и на иные объекты недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, регионов или муниципалитетов.

В вопросах собственности государство играет роль института, определяющего правовые нормы, и вместе с тем является субъектом права, поскольку владеет собственностью.

Субъектами публичной собственности являются Российская Федерация, субъекты Федерации, а также муниципалитеты. Каждому из них свойственна властная функция, благодаря которой создается нормативно-правовая база, регламентирующая процессы управления собственностью.

Любой из вышеперечисленных субъектов может обладать правом собственности на различные объекты недвижимого имущества, включая земельные участки, находящиеся в публичной собственности.

Важно! Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации публичная собственность может быть государственной как федерального, так и регионального уровня либо муниципальной.

Присвоение адреса земельному участку

Какой документ выдают после межевания земельного участка, .

Какой налог при продаже дома и земельного участка, читайте по ссылке: https://potreb-prava.com/otvety-na-voprosy-chitatelej/kakoj-nalog-platit-pri-prodazhe-doma-i-zemelnogo-uchastka.html

Нормы действующего законодательства Российской Федерации предусматривают наличие трех видов собственников. Стоит отметить, что эти виды имеют существенные различия по правоспособности и масштабу распорядительных полномочий.

Виды собственников земли определены в 9 статье Конституции РФ:

  • государство;
  • муниципалитеты;
  • частные собственники.

Земельный участок, находящийся в частной собственности, может принадлежать:

  • юридическим лицам;
  • физическим лицам.

Собственники физические лица – это граждане, проживающие на территории населенного пункта, в границах которого находится земельный участок и использующие этот земельный участок по целевому назначению. Сюда же относятся граждане, проживающие на значительном удалении от принадлежащего им земельного участка и передавшие полномочия по управлению этими участками третьим лицам либо сдавшие эти участки в аренду.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Юридическими лицами считаются компании, предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовой формы. К ним же относятся и различные объединения садоводов и дачников.

Государственная собственность разделена на следующие уровни:

  • собственность Российской Федерации;
  • собственность субъектов Федерации;
  • собственность муниципальных образований.

Зонирование земель происходит не столько на основании территориального признака. В собственности Федерации находятся земельные участки, располагающиеся на всей территории в пределах государственной границы Российской Федерации.

Учтите! Земельные участки, принадлежащие субъектам Федерации и муниципальным образованиям, могут образовывать единый ландшафт, находясь в одном географическом пространстве. При этом эти земельные участки осуществляют разные функции.

Выше были даны определения понятиям, формам и видам права собственности на земельные участки. Давайте продолжим разбираться с ними более подробно.

Субъекты и объекты

Независимо от того, являются субъекты собственности частными или государственными, они действуют по единым нормам. Следует подчеркнуть, что хотя государство и обладает определенными преимуществами и полномочиями в сфере распоряжения землей, оно должно соблюдать нормы действующего законодательства Российской Федерации в отношении использования земли.

Ко всем без исключения собственникам земельных участков предъявляются следующие требования:

  • использовать земельный участок по целевому назначению исходя из категории земель, к которым этот участок относится;
  • в процессе использования земельного участка принимать исчерпывающие меры по охране окружающей среды и снижению негативного воздействия;
  • вести регистрационный учет земель.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как составить исковое заявление о признании права собственности?

К федеральной собственности относятся земные массивы, находящиеся в пределах Российской Федерации, которыми на праве единоличного собственника распоряжается федеральный орган исполнительной власти — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Находящиеся в федеральной собственности земельные участки могут участвовать в обороте ли изыматься из оборота. К изъятым из оборота земельным участкам относят участки с особо плодородной почвой, участки, на которых организуются федеральные курорты и санатории, и так далее.

Кроме того, ограничивается оборот следующих земельных участков:

  • мест боевой славы и мест, где произошли важные исторический события федерального уровня;
  • леса и водоемы;
  • земельные участки, используемые для хранения и переработки особо опасных отходов;
  • земельные участки с залежами полезных ископаемых;
  • земельные участки, на которых организованы заповедники;
  • особо охраняемые участки в пределах территории Российской Федерации.

Необходимо отметить, что приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Существуют и иные земли, оборот которых существенно ограничен или запрещен. Решение о присвоении земельному участку соответствующего статуса принимают органы власти федерального или регионального уровней.

В ходе проведения обязательной процедуры постановки на регистрационный учет сведения о том, кто является собственником земельных участков, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Запомните! Субъектом государственной собственности может выступать как Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, так и субъекты Федерации в лице региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление имуществом.

Внутри субъекта государственной собственности происходит дифференциация. Этот процесс опирается на различия статусов правоспособности различных объектов и их территориальную зонированность.

Принято различать следующие разновидности субъектов собственности:

  • федеральный собственник;
  • публичные собственники.

Право собственности федерации или субъекта федерации возникает на основании нормативно-правовых актов, созданных на основании анализа прецедентов:

  • правопорождающих, послуживших основанием для возникновения права собственности;
  • правопрекращающих, послуживших основанием для прекращения права собственности;
  • правоизменяющих, послуживших основанием для изменения прав собственности.

Посмотрите видео. Что такое собственность:

Плюсы и минусы

Государственная собственность обладает как множеством преимуществ, так и определенными недостатками. Давайте более подробно разберем преимущества и недостатки государственной формы собственности.

В качестве главных преимуществ можно выделить:

  • государственное имущество значительно более защищено от посягательств мошенников. Так как объект недвижимого имущества, будь то жилая недвижимость или земельный участок, принадлежит государству, а гражданин использует этот объект на основании договора социального найма или аренды, мошенники не смогут лишить гражданина этих объектов, поскольку для этого потребуется вначале осуществить процесс перевода объекта из государственной собственности в частную, то есть приватизировать его. Процесс приватизации достаточно сложен и находится под усиленным контролем со стороны государства. Это значительно усложняет мошеннические схемы, делая их практически не реализуемыми;
  • не облагается налогом. Поскольку гражданин использует объект недвижимости на основании договора социального найма или аренды, он оплачивает только платежи, предусмотренные договором, а налоги оплачивает собственник этого объекта, то есть государство;
  • в случае невозможности дальнейшего использования объекта он будет заменен. Это особенно актуально для граждан, проживающих на объектах жилой недвижимости на основании договоров социального найма. В случае если в результате пожара, наводнения и тому подобных чрезвычайных ситуаций этот объект жилой недвижимости станет непригодным для проживания, государство обязано предоставить гражданину равноценную замену;
  • возможность улучшить жилищные условия. Гражданин, использующий объект жилой недвижимости на основании договора социального найма, при определенных обстоятельствах имеет право на получение лучшего объекта жилой недвижимости.

Внимание! Помимо вышеперечисленных достоинств, у государственной собственности есть и несколько недостатков:

  • ограничение в возможности распоряжаться. Поскольку собственником объекта недвижимости является государство или муниципалитет, гражданин, использующий этот объект, не сможет заложить, подарить, завещать или продать этот объект недвижимого имущества;
  • договор социального найма или аренды может быть расторгнут. Если гражданин систематически нарушает условия договора, на основании которого ему предоставлен объект недвижимого имущества, то собственник вправе расторгнуть договор без предоставления альтернативного объекта недвижимости.

Государство распоряжается объектами публично-правовой собственности исходя из своих интересов. Эти объекты могут быть переданы в собственность как гражданам, так и юридическим лицам после проведения процедуры приватизации.

Стоит отметить, что приватизация – достаточно сложный процесс. Гражданину потребуется подготовить пакет документации и заплатить определенную государственную пошлину.

Необходимые документы

Процедуру приватизации можно разделить на два этапа:

  • подготовка, оформление и сбор документации, необходимой для проведения процедуры приватизации в органах государственной власти или местного самоуправления;
  • регистрация перехода права собственности в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Для проведения процедуры приватизации земельного участка потребуется подготовить и собрать следующую документацию:

  • заявление на проведение процедуры приватизации земельного участка;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подавшего заявление;
  • предварительный акт согласования места размещения земельного участка;
  • правоустанавливающая документация на земельный участок. Это может быть договор аренды, постановление о передаче земельного участка в безвозмездное пользование и так далее;
  • межевой план земельного участка и акт согласования границ;
  • если гражданин обладает статусом, дающим льготы при получении земельного участка в собственность, потребуется предоставить документальное подтверждение этого статуса;
  • финансовая документация, подтверждающая факт отсутствия долгов по арендной плате.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о приватизации земельного участка:

Важно! Если процесс передачи принадлежащего государству земельного участка будет осуществляться через аукцион, потребуется предоставить:

  • заявку на участие в аукционе;
  • протокол подведения итогов состоявшегося аукциона;
  • финансовую документацию, подтверждающую факт полной оплаты выставленного на аукцион государственного или муниципального земельного участка.

Договор на приватизацию земельного участка оформляется в течение 30 дней с момента подачи заявления о проведении приватизации и пакета необходимой документации. Передача в собственность земельного участка победителю аукциона осуществляется в течение 30 дней с момента подведения итогов аукциона и внесения оплаты.

После того как договор о приватизации или о передаче в собственность по итогам аукциона будет заключен, его необходимо передать в территориальное подразделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии либо в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг для проведения процедуры регистрации права собственности.

В случае если оформляемый в частную собственность земельный участок ранее не прошел процедуру постановки на учет, то эта процедура будет осуществляться одновременно с регистрацией перехода права собственности.

Учтите! Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии или в многофункциональный центр по оказанию государственных услуг и предоставить пакет документации, в который включить:

  • заявление о проведении процедуры регистрации и при необходимости – о постановке на кадастровый учет;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление;
  • договор, на основании которого гражданин стал собственником земельного участка;
  • если гражданин стал собственником земельного участка по итогам проведения аукциона, потребуется предоставить финансовую документацию, подтверждающую факт внесения оплаты за земельный участок;
  • межевой план и акт согласования границ земельного участка;
  • финансовая документация, подтверждающая факт оплаты государственной пошлины.

Иногда гражданам приходится обращаться в суды для получения права собственности на земельный участок. В такой ситуации регистрация перехода права собственности будет осуществлена на основании вступившего в законную силу решения суда.

Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предоставляется 7 дней для проведения процедуры регистрации перехода права собственности. Если документация подавалась через многофункциональный центр по указанию государственных услуг, то этот срок увеличивается еще на 2 дня.

После завершения процедуры регистрации сведения о новом владельце земельного участка будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а собственник для подтверждения права собственности получит выписку из этого реестра.

С момента, когда будет зарегистрирован переход права собственности, земельный участок из государственной переходит в частную собственность, а гражданин становится полноправным владельцем этого участка.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления на участие в аукционе:

27. Право публичной собственности.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности — государственную и муниципальную собственность.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Следовательно, субъектами права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные (публично-правовые) образования в целом, т.е. Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Ведь муниципальные образования не являются государственными образованиями (из чего исходил и ранее действовавший российский Закон о собственности). Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования — собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК), что не делает их собственниками соответствующего имущества*(393).

28. Право собственности и другие вещные права на землю.

Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК до введения в действие Земельного кодекса, который подлежит принятию Государственной Думой. Гл.17 ГК вступает в силу одновременно с Земельным кодексом. Дата его вступления в силу будет датой вступления в силу гл.17 ГК.

Земельный кодекс, принятый 25 апреля 1991г., в своей большей части утративший силу, не может регулировать земельные отношения согласно нормам ГК, поскольку не отвечает его принципам. Чтобы исключить противоречие между этими актами, Вводный закон приостановил действие гл.17 ГК о земле.

ГК включил землю в число объектов гражданских прав (ст.129, 130, 164). Приостановление действия гл.17 ГК не прекращает гражданский оборот земли, поскольку земля может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой ее оборот допускается законами о земле (п.3 ст.129). Гражданский оборот земли урегулирован второй частью ГК, федеральными законами и указами Президента РФ.

2. По Конституции (ст.9) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней. Если согласно прежнему гражданскому законодательству земля была объектом исключительной государственной собственности, то по действующему ГК государственная собственность на землю определяется по так называемому остаточному принципу: земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью (ст.214 ГК).

3. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства передаются гражданам в частную собственность в пределах среднерайонных норм бесплатно. Если земельный участок превышал установленный норматив, он оставался у землевладельца в пожизненном наследуемом владении или пользовании и у собственника было право выкупить участок в собственность по рыночной цене у местной администрации (Закон РФ от 23 декабря 1992г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» — Ведомости РФ, 1993, No.1, ст.26).

4. Собственниками земельных участков в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий могут становиться юридические и физические лица. Каждому собственнику земельного участка выдаются документы, подтверждающие право собственности на землю. Ранее были утверждены их разные формы, имеющие одинаковую юридическую силу, — государственный акт, свидетельства на право собственности на землю, подлежащие регистрации в поземельной книге.

5. Указ Президента РФ от 27 октября 1993г. No.1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (СА РФ, 1993, No.44, ст.4191) предусмотрел право граждан и юридических лиц — собственников земельных участков продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую (совместную, долевую) собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев).

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
  • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
  • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).

Каждое из этих оснований обязательно должно находиться в соответствии с требованиями законодательства (преимущественно гражданского).

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Очевидно, что данные основания являются практически идентичными, лишь в некоторых случаях существуют свои особенности. Стоит учесть, что для отдельных видов земельных наделов законом допускается только публичная форма собственности, в частной они находиться не могут.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому федеральными и региональными законами РФ могут быть определены и другие дополнительные основания для нахождения земли только в государственной собственности.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

Например, если земля предназначена для сельского хозяйства, но не допускает возможности строительства жилых зданий, то возвести их законным путем не получится. Поэтому основной обязанностью каждого владельца является использование предоставленной ему публичной земли только в рамках целевого назначения.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.
Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете .

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Главная разница состоит в том, что при публичной собственности отсутствуют конкретные лица, которые владеют или могут распоряжаться недвижимостью.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности. Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи). Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Виды права публичной собственности

. Основная классификация права публичной собственности проводится по такому критерию как субъект права собственности.
Публичная собственность в соответствии с Гражданским кодексом делится на государственную и муниципальную.
Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения*(938).
Согласно п. 2 ст. 8, ст. 130 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 ГК муниципальная собственность является отдельной формой собственности, существующей параллельно с государственной и частной. Но поскольку она, как и государственная, призвана обеспечивать общественные, а не частные интересы, ее следует рассматривать в качестве разновидности публичной собственности.
По своему характеру, правовой природе, принципам правового регулирования право муниципальной собственности действительно очень близко к праву государственной собственности. Но в то же время оно обладает некоторыми отличиями:
его субъекты не обладают суверенитетом;
его объектом не может быть имущество, изъятое из оборота;
имущество, ограниченное в обороте, может быть его объектом только в силу прямого указания закона;
принципы отнесения земли и других природных ресурсов к муниципальной собственности аналогичны принципам отнесения к частной и противопоставляются законодательством принципам отнесения к государственной собственности*(939).
В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную и собственность субъектов Федерации.
Федеральная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация. Круг объектов федеральной собственности не ограничен, поскольку в собственности Российской Федерации может находиться любое имущество.
Государственной собственностью также признается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. В правовой литературе отмечается, что хотя субъекты Федерации и являются государственными образованиями, они не обладают суверенитетом, не являются государствами в точном смысле слова, поэтому называть их собственность государственной не обоснованно. Для этого предлагаются иные термины, например региональная собственность*(940).
Состав объектов собственности субъектов Федерации является более узким, чем федеральной собственности — в него не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.
Таким образом, в зависимости от субъекта права собственности публичная собственность делится на: а) федеральную; б) субъекта Федерации; в) муниципальную.
В настоящее время важной проблемой является формирование единообразного механизма разграничения различных видов публичной собственности.
Особо остро стоит вопрос о разграничении собственности в так называемых сложносоставных или двухуровневых субъектах Федерации: согласно ст. 66 Конституции РФ некоторые автономные округа входят в состав края или области. Как правило, перечень полномочий таких округов оказывается урезанным. Разграничение собственности субъекта Федерации и входящего в его состав округа в основном производится на договорной основе, т.е. на основе заключенных между ними соглашений о разграничении собственности. Последние в основном предусматривают, что органы автономного округа осуществляют на своей территории все полномочия органов государственной власти субъекта Федерации, а субъект Федерации разрабатывает концепцию развития региона, и собственником имущества, как правило, остается сам субъект Федерации.
Определенную проблему представляет также разграничение собственности, относящейся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Совместное ведение не создает общей собственности. Под предметом совместного ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъекта Федерации. Статья 72 Конституции РФ относит к совместному ведению вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также вопросы разграничения государственной собственности. По этим вопросам должны быть приняты федеральные законы. До их издания субъекты Федерации могут осуществлять собственное правовое регулирование этих вопросов, но после принятия федерального закона законы субъекта Федерации должны быть приведены в соответствие с федеральным законом.

Понятие частной собственности на жилье

Жить в своей квартире или своем доме, желать этого и стремиться достичь — все это для нас норма, естественный порядок вещей. Редко кто вспоминает, что еще совсем недавно мы все были только нанимателями. И хотя квартира воспринималась своей и в советское время, на самом деле это было не так.

Понятие частной собственности на жилье вернулось в жизнь граждан России только в 1990 году — с момента принятия законов о собственности в СССР и РСФСР. А с 1991 года доля частной собственности в жилом фонде стала быстро расти благодаря началу приватизации. До этого все жилое имущество находилось в собственности государства. Появление частной собственности на жилье потребовало изменений в законодательстве и налаживания механизмов регуляции жилищных отношений.

Частная собственность – одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право определенного лица на конкретное имущество.

Частной собственностью на жилье принято считать недвижимость в жилищной сфере, находящуюся в собственности граждан и юридических лиц. Согласно российскому законодательству, частная собственность на недвижимость не ограничивается по размерам, стоимости и количеству, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит обязательной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы.

Частная собственность может быть индивидуальной (принадлежит одному лицу) и общей. Общая собственность возникает при вступлении в собственность на одно неразделенное жилье двух или более человек. Большая часть бывшего государственного и муниципального жилья находится в общей собственности проживающих в нем граждан; довольно часто квартиры передаются по наследству нескольким лицам; широко распространены случаи совместного приобретения жилья.

Способы приобретения жилья в частную собственность

Граждане РФ имеют право на приобретение жилья в частную собственность путем:

  • приватизации в соответствии с установленным порядком занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
  • купли-продажи жилья, в том числе через биржи и аукционы;
  • жилищного строительства, в том числе строительства товариществами индивидуальных застройщиков;
  • участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах;
  • приобретения в порядке наследования, а также по другим законным основаниям.

Покупка или продажа жилья должна быть закреплена договором купли-продажи. По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать его в собственность покупателя. Форма заключения договора продажи недвижимости только письменная. Договор подписывается сторонами и подлежит государственной регистрации, с момента которой договор считается вступившим в силу. В договоре продажи недвижимости должна быть предусмотрена цена объекта продажи.

В договоре купли-продажи недвижимости обязательно указываются данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору. В случае отсутствия таких данных в договоре, условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор считается не заключенным.

Передача недвижимости продавцом и ее принятие покупателем сопровождаются документом о передаче (как правило, передаточным актом), который подписывается сторонами. Если недвижимость при принятии ее покупателем не соответствует условиям договора купли-продажи, продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора.

Приватизация жилья

Приватизация – процесс разгосударствления собственности. Приватизация жилья означает бесплатную передачу гражданам жилых помещений, находящихся в государственном и муниципальном жилищном фонде (раздел I закона РФ «О приватизации…»). Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Исключение составляют несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации. Данная категория граждан сохраняет право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

При приватизации жилое помещение может передаваться в собственность не всех, а некоторых проживающих в нем лиц в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Владельцы приватизированного жилого дома или квартиры имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, завещать, сдавать в аренду, совершать иные сделки, не противоречащие закону.

Существует 4 основные формы исполнения приватизации:

  • индивидуальная собственность – данная форма подразумевает, что собственность принадлежит одному человеку. Это может быть, когда в квартире прописан один человек, или если все проживающие в ней отказались от своих прав в пользу одного человека.
  • долевая собственность – как правило, используется при приватизации коммунальных квартир. Характеризуется точным размером доли у каждого собственника. В случае проживания одной семьи эта форма позволяет закрепить за каждым ее членом одну из комнат;
  • общая долевая собственность – в этом случае согласно ст. 245 ГК РФ доли всех жильцов, приватизировавших квартиру, признаются равными (если они не договорились о фактическом разделе комнат);
  • общая совместная собственность – в этом случае доли собственников не указываются (являются невыделенными). Применяется только в отношении супругов и их несовершеннолетних детей.

В Российской Федерации бесплатная приватизация жилья началась в 1991 году и завершится 1 марта 2013 года.

Совместная собственность

Совместная собственность – это общая собственность без определения долей. Существование совместной собственности объясняется наличием тесных личных связей между ее участниками. Следует отметить, что совместная собственность на квартиру возникает только в особых случаях (ст. 244 ГК РФ) – при приватизации и при приобретении жилья супругами. В остальных случаях общая собственность может быть только долевой.

При общей совместной собственности участники имеют доли, но их размер в общем имуществе не определен и признается равным. Таким считается жилье супругов, приобретенное в браке на общие средства, если в брачном договоре нет иных указаний на этот счет (ст. 256 ГК РФ). В случае раздела или наследования имущества доли необходимо выделять. Если один из собственников хочет продать, подарить или обменять свою часть совместного имущества, квартира переводится в долевое владение.

Распоряжение имуществом (и/или определение долей), находящимся в совместной собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст. 253 ГК РФ). При принятии собственниками соответствующего решения (или если не достигнуто согласие — по решению суда), на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

После выделения доли собственник имеет право на распоряжение своей долей, однако при этом он должен учитывать интересы других собственников — их право на преимущественную покупку (об этом далее).

Если выделение доли в натуре из совместной собственности невозможно (например, в однокомнатной квартире), выделяющийся собственник имеет право на получение выплаты ему стоимости его доли (с его согласия или по решению суда) другими участниками долевой собственности в виде денежной суммы или иной компенсации (ст. 252 ГК РФ).

Долевая собственность

Долевая собственность подразумевает наличие у каждого из собственников заранее определенной доли в праве собственности. Согласно статье 245 ГК РФ, соглашением всех участников долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения долей в зависимости от вклада каждого в образование и увеличение общего имущества.

Владение и пользование жилым помещением, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех сособственников. При отсутствии такого соглашения они устанавливаются судом. При достижении сторонами соглашения возможно раздельное пользование жилым помещением независимо от размера их доли в общей собственности.

Доли бывают идеальными и реальными. Реальная доля соответствует определенному объекту. Ее выделение требует наличия технической возможности разделить не только жилые, но и нежилые помещения, а также сделать отдельный вход. Поэтому выделение реальной доли возможно в частном доме, но не в квартире многоквартирного дома. На практике доли определяется в идеальном выражении. Ни с какой реальной комнатой или частью квартиры она не связана.

Зачастую выделить доли реально оказывается невозможно в виду несоответствия реальной и идеальной долей друг другу. В связи с этим возникает немало сложностей – как распределить доходы от подобного имущества, как выделить доли при получении наследства и т.п.

В случае дарения кому-либо своей доли ее владелец не обязан получать на это согласие других участников долевой собственности.

Если выполняется продажа доли в собственности одним из ее участников, остальные участники долевой собственности имеют право ее преимущественной покупки по цене и на условиях ее продажи (за исключением продажи с публичных торгов). Продавец доли обязан в письменной форме сообщить остальным участникам долевой собственности о намерении и условиях продажи своей доли. Отказ от покупки или приобретение доли должны быть выполнены в течение месяца. Если же собственник продает свою долю одному из совладельцев, уведомлять других он не обязан.

В случае нарушения преимущественного права покупки любой участник долевой собственности в течение трех месяцев имеет право потребовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя (ст. 250 ГК РФ). Если в суде рассматривается спор о признании недействительным договора купли-продажи жилого имущества одним из участников долевой собственности, суд должен выяснить, соблюдено ли право преимущественной покупки и продавцом, и другими владельцами этого имущества.

Нередко нарушителями являются не продавцы доли, а владельцы других долей в данной собственности. Они пытаются создать разные трудности продавцу, и продажа доли в собственности превращается в проблему. Чтобы не получать извещение о продаже, другие участники не открывают двери, скрываются, поджигают почтовые ящики. В этом случае можно воспользоваться помощью нотариуса. Особая ситуация возникает, если один из собственников – ребенок. В этом случае уведомление направляется его родителям. Иногда приходится получать согласие у органов опеки.

Собственность супругов

Собственность супругов считается совместной, если она приобретена во время брака на общие средства. Соответственно, если один из супругов приватизирует жилье, в котором другой супруг не зарегистрирован, такое имущество совместно нажитым не признается, поскольку приобретено безвозмездно.

Если же один из супругов приобретает имущество у третьего лица, другой супруг также приобретает право собственности на данное жилье. Основанием возникновения права собственности в этом случае у первого супруга является заключенный договор купли-продажи (мены). У второго супруга таким основанием станет указание Закона о совместной собственности супругов на имущество, приобретенное в браке (п.1 ст. 34 Семейного кодекса).

При приобретении кооперативной квартиры право общей совместной собственности на нее супруги получают, если паевой взнос за жилое помещение выплачен полностью за счет их общего совместного имущества. Право совместной собственности возникает у супругов независимо от того, кто является членом ЖК (ЖСК), а также дальнейшего расторжения брака между ними.

Имущество любого из супругов, приобретенное до вступления в брак, является его личной собственностью. Это же касается и имущества, полученного во время брака в порядке наследования или в дар. Взыскание по обязательствам одного из супругов может быть направлено только на его собственное имущество и на его долю в общем имуществе (ст. 256 ГК РФ).

Раздел жилья, приобретенного в совместную собственность, может быть произведен как в период брака, так и в течение трех лет после его расторжения. Он может быть выполнен судом по требованию одного из супругов, а также по заявлению его кредиторов. Раздел имущества может быть выполнен и без расторжения брака. Причины этого могут быть самые разные – передача в наследство, уплата личных долгов, расточительность, фактическое прекращение семейных отношений.

Определение долей в совместной собственности и раздел имущества производятся супругами самостоятельно. Если они не могут принять такого решения, данный вопрос передается на рассмотрение суда. В этом случае суд определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. Доли супругов признаются равными, если иное не указано в договоре между супругами. Однако от принципа равенства долей суд может отступить. Причинами могут быть интересы несовершеннолетних детей, а также случаи, когда один из супругов расходовал общее имущества в ущерб интересам семьи.

В общем смысле существуют две разновидности формы собственности — публичная и частная. Форма собственности публичная возникает тогда, когда недвижимость относится к публично-общественному образованию. Например, государству, субъекту РФ или местной администрации.

Поговорим подробнее о том, что все-таки несет публичная форма собственности, что означает и кроется за представленным понятием. Отметим основные нюансы и особенности, а так же явные плюсы и, к сожалению, минусы указанной формы собственности.

Закон

Процесс приватизации активно начался в начала 90-х годов. Многие объекты недвижимости (даже промышленные предприятия) стали переходить в частные руки.

ВНИМАНИЕ! Публичная форма собственности была господствующей во время Советского Союза. Конечно, в современной России особенно в крупных городах государство остается крупнейшим владельцем недвижимости, но в объемах скромнее, чем в предыдущем столетии

В настоящее время все сделки с публичной недвижимостью и регулирует Земельный и Гражданский кодексы РФ. Обратим внимание на ситуации, при которых недвижимость или земля могут стать публичной собственностью. Регулируются такие права 218 статьей Гражданского кодекса. Из документа можно вынести следующие пункты:

  • сделки, которые проведены согласно действующему законодательству;
  • возможно оформит права собственности на участок, который совсем или временно не имеет владельца;
  • если произошло слияние двух земельных участков и требуется установить нового владельца.

К тому же, 18 статья Земельного кодекса говорит, что земельный участок, к примеру, может быть передан в собственность государства или его субъекта на безвозмездной основе.

Публичная форма собственности распространяется на любую недвижимость (дом, квартира, завод) и земельные участки. По факту недвижимостью может распоряжаться любой субъект страны, вплоть до местной администрации. В этом плане она разделяется на федеральную или муниципальную форму собственности.

Так или иначе, собственность государства представлена рядом объектов (по факту и площадью все страны). Отсюда вытекает следующий важный факт. Государство может по своему усмотрению распоряжаться недвижимостью или землей, вплоть до передачи в частные руки. Правда следует доказать острую необходимость указанной ситуации.

Совсем иначе дело обстоит с муниципальной собственностью. Она не является частью госсобственности, а выступает в разрезе публичных отношений. На практике она не может быть частной, но, как ни странно, ее можно приватизировать.

Если переводить сказанное на современные реалии, то квартиру возможно оформить на чиновника, но Дом Советов (или любое другое административное здание) нельзя.

Исходя из это муниципальные органы могут сдавать землю в аренду или устраивать аукционы для выкупа недвижимости физическими или юридическими лицами.

Возникает вопрос — кто выступает субъектом муниципальных органов власти? В широком смысле это поселки городского типа, села, деревни, небольшие города и прочие муниципальные образования.

На практике отчуждение в пользу частного лица происходит при посредничестве различных фондов и комитетов. Аналогичная история и с приобретением контрольного пакета акций какого-либо предприятия. Она регулируется фондом.

Например, происходит отчуждение контрабандного товара. Он конфискуется в пользу государства, но контролирует процесс, по факту, таможенная служба. Или стоит вопрос о продаже или покупке памятников культуры или истории. Процесс будет идти под контролем Министерства культуры и его подразделений.

ВНИМАНИЕ! Государство в лице чиновников и сотрудников не имеет права злоупотреблять передачей или продажей имущества в частные руки. Или наоборот отчуждать недвижимость или земельные участки в свою пользу. За подобные махинации предусмотрена уголовная ответственность.

Документы

По факту сбор документов на приватизацию происходит в два этапа. Подготовка, сбор и оформление документов для подачи в органы местного муниципалитета. Второй этап регистрации в Росреестре, поставка на кадастровый учет. Перейдем к первому пункту. Какие документы необходимо подготовить?

  1. Заявление на приватизацию недвижимости или земельного участка.
  2. Документ, удостоверяющий личность
  3. Документы на право пользования. Например, договор аренды или социального найма.
  4. Документы на предоставление льгот (при их наличии).
  5. Квитанции об оплате и отсутствии задолженности по аренде.
  6. Для земельного участка — его план и акт согласования границ.

При приобретении недвижимости через аукцион потребуются следующие документы:

  • Заявка на участие в торгах.
  • Отчет с окончательными итогами торгов.
  • Квитанции о полной оплате приобретенной недвижимости (земельного участка).

Приватизация оформляется в течении 30 дней. Сроки актуальны и для приобретения через аукцион. При необходимости поставка на учет происходит одновременно с приватизацией. Главное не забыть оформить документацию.После оформления всех прав подается заявление в кадастровую службу.

ВАЖНО! Можно подать документы и через многофункциональный центр (МФЦ). Но стоит учесть, что регистрация через МФЦ на 2 дня дольше. Кадастровую служба оформляет окончательный переход прав в течении 7 дней.

Далее сведения о новом владельце вносится в Росреестр. Именно в этот момент происходит окончательный переход государственной недвижимости в частную собственность.

Главная сложность в оформлении публичной собственности — жесткий контроль со стороны государства т.к. недвижимость и земля одни из самых ценных, главное невосполняемых ресурсов нашей страны.

Наш сайт «ukaz.wiki» является некоммерческим проектом и существует только благодаря энтузиазму автора. К сожалению, финансовая ситуация в стране и значительно «подросший» доллар, вынуждает обратиться за помощью. Любая помощь проекту — это добрый шаг с вашей стороны, вы становитесь хотя бы немного, но соавтором проекта и непосредственным образом влияете на его дальнейшее развитие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *