Работа с детьми ОВЗ надомного обучения

Надомное обучение детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание не только педагогов, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике государства. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ОВЗ, отмечается изменение структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет коммуникативной функции.

Психические патологии у детей в зависимости от причин возникновения и тяжести проявления дефекта по-разному отражаются на формировании социальных отношений, познавательных возможностей, трудовой деятельности и по-разному сказываются на развитии личности.

Но все эти дети требуют специального образования, кто-то в условиях коррекционной школы, а кто-то по надомному обучению.

Одно из форм обучения ребёнка с ОВЗ и является — надомное обучение. Надомное обучение регулируется нормативно-правовыми документами. В них отражены основные принципы организации обучения на дому, права и обязанности участников образовательного процесса.

Специальное образование человека с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих ребенком и его семьей.

Образовательное учреждение самостоятельно, на основе специального образовательного стандарта, разрабатывает и реализует учебный план и образовательные программы, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Учебный план надомного обучения разрабатывается на основе базисного учебного плана с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и пожеланий родителей обучающихся. В течение года в него можно вносить изменения – в зависимости от особенностей развития обучающихся и характера протекания заболевания. Разнообразие форм и технологий индивидуального сопровождения надомного обучения определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка.

Таким образом, образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Прокурор вынес представление о том, что дети-инвалиды, получающие общее образование и дошкольное образование на дому должны обеспечиваються бесплатным двухразовым питанием или денежной компенсацией. При этом ссылается на статью 79 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ». Правомерно ли требование прокурора?

Сообщаю Вам следующее:

Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте (п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81), следовательно, требование прокурора следует признать правомерным.

Обоснование:

В соответствии с п. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Исходя из разъяснений данной нормы Закона, приведенных в Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

На основании упомянутой нормы федерального законодательства на уровне субъектов РФ и муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсации и стоимость сухого пайка. На это также указано в п. 4 ст. 37 Закона об образовании, согласно которому порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся за счет ассигнований местных бюджетов определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

За нарушение прав детей-инвалидов на меры социальной поддержки при получении образования должностные лица образовательного учреждения могут быть привлечены к установленной законом ответственности. Так, в рамках прокурорского надзора такие нарушения выявлены в одной из образовательных организаций Пермского края. Причиной нарушений, вероятнее всего, явилось отсутствие соответствующих нормативных актов в указанном субъекте РФ. Хотя Законодательное собрание Пермского края Постановлением 25.08.2016 N 2491 «О ходе исполнения Закона Пермского края от 12.03.2014 N 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» в части получения образования лицами с ОВЗ рекомендовало Правительству Пермского края до 30.12.2016 принять меры по решению вопроса обеспечения прав обучающихся с ОВЗ, находящихся на полном государственном обеспечении, в том числе обеспечения питанием, одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и порядке, установленных федеральным и краевым законодательством, и предоставить информацию об обеспечении прав обучающихся с ОВЗ, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также прав обучающихся с ОВЗ, не проживающих в образовательной организации, на получение двухразового питания, документа, подтверждающего исполнение данного Постановления, в доступных информационных ресурсах не найдено.

Вместе с этим согласно ст. 18.9 Закона Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в 2016 — 2017 учебном году стоимость дотации на питание для льготных категорий обучающихся с 01.09.2016 составляет:

— для 1 — 4-х классов — 55,97 руб. в день;

— для 5 — 11-х классов — 62,75 руб. в день.

По нашему мнению, компенсацию следует выплачивать исходя из указанной стоимости питания.

Таким образом, решение о выдаче компенсации на питание и ее размере или обеспечении сухим пайком детей с ОВЗ, находящихся на домашнем обучении, должно быть принято на уровне субъектов и муниципалитетов, а также учредителя образовательного учреждения. А уже на основании этих документов образовательная организация издает свой нормативный акт, которым устанавливается размер компенсации или порядок выдачи сухого пайка.

{Вопрос: В каком порядке дети-инвалиды, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте? («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}}
{Вопрос: В каком порядке дети-инвалиды, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте? («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 6) {КонсультантПлюс}}
Ситуация: Кто имеет право на бесплатное питание в школе? («Электронный журнал «Азбука права», 2018) {КонсультантПлюс}
Постановление Правительства Пермского края от 06.07.2007 N 130-п (ред. от 21.09.2016) «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам» {КонсультантПлюс}
Статья: Доступная среда образовательных учреждений (Лунина О.) («Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 6) {КонсультантПлюс}
{Вопрос: Об организации питания в общеобразовательных организациях («Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы», 2016) {КонсультантПлюс}}

Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание специальной образовательной среды, обеспечивающей условия и равные возможности для получения качественного образования в пределах образовательных стандартов, а также развитие их индивидуальных способностей.

Обучение на дому — это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.

Организация обучения детей с ОВЗ на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Основными задачами индивидуального обучения детей на дому являются:

· реализация общеобразовательных программ с учётом состояния здоровья обучающегося, его потребностей и рекомендаций ПМПК (выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребёнок);

· обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

· социализация ребёнка с ОВЗ, обучающегося на дому (инклюзивное обучение).

Щадящий режим проведения занятий обеспечивается посредством составления рационального расписания уроков. Расписание занятий составляется на основании недельной учебной нагрузки, согласовывается с родителями (законными представителями) и утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Занятия с детьми с ОВЗ желательно проводить в первой половине дня. В процессе обучения необходимо учитывать здоровьесберегающие технологии, предполагающие физкультминутки и динамические паузы. В середине недели детям дается один выходной день.

Необходимо осуществлять инклюзию детей с ОВЗ через проведение совместных с учащимися классов учебных занятий, воспитательных мероприятий, включение во внеурочную деятельность.

С помощью индивидуальной программы реабилитации дети, обучающиеся на дому, могут получить сопровождающую помощь логопеда, психолога и других специалистов.

У детей с ОВЗ интенсивность и качество работы ниже, чем у здоровых детей. Отвлечение внимания приводит к слабой дифференциации элементов воспринимаемого, к неразличению их по степени важности, к восприятию не ситуации в целом, а лишь отдельных и не самых главных её звеньев, что обуславливает ослабление познавательных способностей ребёнка и значительно снижает эффективность обучения. Характер усвоения учебного материала детьми с ОВЗ, обучающимися на дому, несколько отличается от возможностей обычных школьников, в силу их образовательных потребностей. Чтобы помочь ребёнку более качественно усвоить учебный материал, необходимо тщательно разрабатывать и реализовать индивидуальную образовательную программу ребёнка с ОВЗ. Педагогу, обучающему на дому детей с ОВЗ, необходимо адаптировать объём и характер учебного материала к познавательным возможностям обучающихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо использовать способы облегчения трудных заданий. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её целесообразно переключать ребёнка с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды заданий. Поддерживать интерес к занятиям поможет введение игровых приёмов. При обучении детей с ОВЗ большую роль играют доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрения его малейших успехов. Темп урока необходимо задавать в соответствии с возможностями ребёнка. Обучение детей с ОВЗ должно носить коррекционно- развивающий характер, направленный на развитие высших психических процессов.

В практике нашей школы есть опыт инклюзии детей с ОВЗ в образовательную деятельность: с умственной отсталостью – 8 человек, с ЗПР – 35 человек, инвалидов – 8 человек. Практически все дети частично или полностью включены в образовательную деятельность школы. Им оказывается разносторонняя посильная помощь специалистов. Обучающиеся с ОВЗ принимают участие в классных и массовых мероприятиях, посещают кружки.

Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в обучении детей и их социализации.

Список литературы

2. Коновалова Е. Ю. Обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебно- методическое пособие. – Красноярск, 2009.

3. Корнеева И. Г. Об индивидуальном обучении на дому// Администратор образования, №12. – 2009, с.81-92.

4. Коррекционная педагогика в начальном образовании/ Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М., «Академия», 2003.

О ПОРЯДКЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ (с изменениями на: 30.06.2012)

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 июля 2006 года N 698-ОЗ

О ПОРЯДКЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

Принят
Постановлением
Новгородской областной Думы
от 07.07.2006 N 1442-III ОД

Настоящий областной закон принят в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и определяет порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому в Новгородской области.
(преамбула в ред. Областного закона Новгородской области от 23.12.2010 N 902-ОЗ)

Статья 1. Общие требования к организации воспитания и обучения детей-инвалидов на дому

1. Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не имеют возможности получать воспитание и обучение в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
2. Основанием для организации воспитания и обучения на дому детей-инвалидов является заключение лечебно-профилактического учреждения; для детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья — дополнительно заключение психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право получать воспитание и обучение на дому, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 03.03.2008 N 252-ОЗ)

Статья 2. Организация деятельности образовательного учреждения

1. Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется образовательное учреждение), как правило, ближайшее к их месту жительства.
2. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации для приема граждан в образовательные учреждения и закрепленном в уставе образовательного учреждения.
3. Образовательное учреждение в целях воспитания и обучения детей-инвалидов на дому:
предоставляет специалистов из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
разрабатывает и утверждает учебный план воспитания и обучения в соответствии с нормами базисного учебного плана и примерного учебного плана индивидуального обучения на дому детей-инвалидов по общеобразовательным программам;
утверждает расписание занятий, согласованное с родителями (законными представителями);
осуществляет промежуточную и итоговую диагностику детей-инвалидов дошкольного возраста, аттестацию детей-инвалидов школьного возраста;
предоставляет на время обучения детям-инвалидам школьного возраста бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения.
3-1. Детям-инвалидам, осваивающим основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий, предоставляется компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование и программное обеспечение для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также организуется подключение к информационно-телекоммуникационной сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов и обеспечивается оплата услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом Администрацией области.
(часть 3-1 введена Областным законом Новгородской области от 23.12.2010 N 902-ОЗ; в ред. Областного закона Новгородской области от 04.10.2011 N 1076-ОЗ)
3-2. Дети-инвалиды, указанные в части 3-1 настоящей статьи, после завершения обучения по общеобразовательным программам общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право использовать компьютерное, телекоммуникационное и специализированное оборудование и программное обеспечение для дистанционного образования, предоставленное им на время обучения по общеобразовательным программам общего образования в порядке, определяемом Администрацией области.
(часть 3-2 введена Областным законом Новгородской области от 30.06.2012 N 82-ОЗ)
4. Образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию, детям-инвалидам, воспитывающимся и обучающимся на дому, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдает документ государственного образца о соответствующем образовании, а в остальных случаях — справку о завершении обучения.
5. Воспитание и обучение на дому детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья осуществляет образовательное учреждение, имеющее лицензию на реализацию образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 03.03.2008 N 252-ОЗ)
6. Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому осуществляется по нормам:
1) на учебные занятия детей-инвалидов на дому школьного возраста число часов в неделю устанавливается базисными учебными планами образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и примерными учебными планами индивидуального обучения на дому детей-инвалидов Новгородской области, реализующих программы общего образования;
2) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому дошкольного возраста устанавливается следующее количество часов в неделю:
а) для детей-инвалидов (кроме детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья) в возрасте от 1 года до 3 лет — 1 час в неделю, в возрасте 3 года и старше — 2 часа в неделю;
(в ред. Областного закона Новгородской области от 03.03.2008 N 252-ОЗ)
б) для детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1,5 года до 3 лет — 2 часа в неделю, в возрасте 3 года и старше — 3 часа в неделю.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 03.03.2008 N 252-ОЗ)

Статья 3. Семейное образование и экстернат

1. Родители (законные представители) детей-инвалидов наряду с обучением на дому обладают правом выбора формы, а также сочетания форм получения общего образования, предусмотренных законодательством Российской Федерации: семейное образование, экстернат.
2. Образовательное учреждение осуществляет прием детей-инвалидов для обучения в формах семейного образования и экстерната на общих основаниях по заявлению родителей (законных представителей).
3. Отношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) детей-инвалидов по организации их воспитания и обучения на дому в формах семейного образования и экстерната регулируются договором, который не может ограничивать права сторон по сравнению с действующим законодательством.
4. Родителям (законным представителям), осуществляющим самостоятельно воспитание и обучение детей-инвалидов на дому в форме семейного образования, образовательное учреждение, в которое зачислены дети-инвалиды, компенсирует затраты.
5. Компенсация затрат родителям (законным представителям), осуществляющим самостоятельно воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, по общеобразовательным программам производится ежеквартально после прохождения детьми-инвалидами промежуточной и итоговой диагностики (дошкольный возраст), промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (школьный возраст).
6. Порядок, форма, сроки промежуточной и итоговой диагностики (дошкольный возраст), промежуточной и государственной (итоговой) аттестации (школьный возраст) детей-инвалидов, воспитывающихся и обучающихся на дому в форме семейного образования, экстерната, устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно и отражаются в уставе образовательного учреждения.
7. Порядок, форма, сроки государственной (итоговой) аттестации детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся на дому в форме семейного образования, экстерната, устанавливаются в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов образовательных учреждений Российской Федерации.
8. Промежуточная и государственная (итоговая) аттестация детей-инвалидов школьного возраста, обучающихся на дому в формах семейного образования и экстерната, могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам.
9. Детям-инвалидам школьного возраста, обучающимся на дому в формах семейного образования и экстерната, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 02.06.2008 N 305-ОЗ)
Детям-инвалидам школьного возраста, обучающимся на дому в формах семейного образования и экстерната, прошедшим промежуточную аттестацию и не проходившим государственную (итоговую) аттестацию, выдается справка о промежуточной аттестации по установленной форме.
10. Награждение детей-инвалидов, завершивших освоение программ среднего (полного) общего образования, независимо от формы получения образования, и проявивших способности и трудолюбие в учении, золотой и серебряной медалями «За особые успехи в учении» осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Финансирование воспитания и обучения

1. Денежные средства на реализацию мер по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, зачисленных в областные государственные образовательные учреждения, предусматриваются в областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Денежные средства на реализацию мер по воспитанию и обучению детей-инвалидов на дому, зачисленных в муниципальные образовательные учреждения, предусматриваются в виде субвенций бюджетам городского округа и муниципальных районов.
(часть 1 в ред. Областного закона Новгородской области от 04.05.2010 N 737-ОЗ)
2. Нормативы денежных средств на осуществление воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и компенсации затрат родителей на эти цели устанавливаются областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
(в ред. областных законов Новгородской области от 03.03.2008 N 252-ОЗ, от 04.05.2010 N 737-ОЗ)
3. Порядок компенсации затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому устанавливается Администрацией области.

Статья 5. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу с 1 сентября 2006 года.

Губернатор области
М.М.ПРУСАК

Великий Новгород
18 июля 2006 года
N 698-ОЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *