Рамка металлоискателя и кардиостимулятор

Как в метро ловят с рюкзаками — и пропускают с пистолетами и топорами, проверил на опыте корреспондент Sobesednik.ru.

Пронести в подземку можно очень много

Министерству предстоит заняться корректировкой правительственного постановления по обеспечению транспортной безопасности. Оно было подписано премьером Дмитрием Медведевым в апреле – сразу после теракта в петербургской подземке – и предусматривает тотальный досмотр пассажиров. В июле на нескольких станциях в Санкт-Петербурге был проведен эксперимент по тщательному досмотру. Однако его признали неудачным из-за возникновения огромных очередей. Людям приходилось тратить до получаса для того, чтобы попасть на станцию.

Корреспондент Sobesednik.ru тоже устроил свой эксперимент в Москве по проникновению в подземку и на железнодорожные вокзалы с большим рюкзаком, на содержимое которого должны были срабатывать детекторы. Также мы выяснили, во сколько обходится налогоплательщикам техника, которую устанавливают для выявления террористов.

«Чей пистолет?!»

Захожу в здание Казанского вокзала, ставлю на ленту интроскопа свою поклажу, в которой запрятан пневматический пистолет – копия пистолета Макарова. Людей перед рамками толпится очень много, очередь растянулась до самого выхода из метро. Сутолока, сумки на ленту укладываются буквально одна на другую.

Уже беру свой багаж, как вдруг женщина в форме, сидящая за экраном «рентгена», кричит: – У кого в сумке пистолет?! Не обращаю внимания, поворачиваюсь и ухожу. Никто меня не останавливает.

За шесть лет проверки на вокзалах как были, так и остались пустой формальностью

Металлодетекторы на вокзалах начали устанавливать в 2011 году по требованию тогда еще президента Дмитрия Медведева. За шесть лет проверки на вокзалах как были, так и остались пустой формальностью. На территорию того же Казанского без всякого сканирования можно попасть, просто, к примеру, приехав на экспрессе Рязань – Москва. В Рязани, как и во многих других провинциальных городах, посадка в поезд осуществляется с улицы, минуя рамки. А в Москве сразу попадаешь в здание вокзала.

Понимают это, судя по всему, и те ответственные лица, которые призваны осуществлять досмотр пассажиров. Во время часов пик интроскопы вообще отключают и запускают пассажиров внутрь вокзала в Москве без досмотра – в противном случае очередь окажется непреодолимой.

Зато денег на видимость безопасности тратится немало. Как удалось выяснить Sobesednik.ru, только годовое техническое обслуживание металлодетекторов и интроскопов в столице обходится РЖД в 1,5 млн руб. Стоимость же самих рентгенотелевизионных систем еще существеннее: приобретение одного аппарата встает примерно в 2 млн руб.

Сканирование багажа, которое вызывает лишь раздражение у пассажиров, требует и оплаты труда круглосуточно работающих охранников. Вряд ли случайность, что выручка обслуживающего вокзалы ЧОПа с 2011 года, когда начали внедрять рамки, выросла более чем в два раза. Согласно бухгалтерской отчетности ООО «РЖД-Охрана» – с 854 тыс. до 1 820 тыс. руб.

Подозрительная борода

Вопреки правительственному постановлению и к счастью москвичей, в столичной подземке тотального досмотра сейчас не производят. Долгое время на меня с большим рюкзаком за плечами люди в форменных жилетах вообще не реагировали. Тогда я прочитал, что сотрудников службы безопасности на специальных психологических курсах обучают распознавать потенциальных террористов и отсекать тех, кто не представляет угрозы.

Видимо, я попадал в последнюю категорию. Но несбриваемой трехнедельной бороды и снятия перед заходом в вестибюль станции интеллигентских очков хватило, чтобы сразу попасть в подозреваемые. Теперь меня уже постоянно вылавливали из толпы и просили поставить сумку в специальный ящик для сканирования содержимого.

Однажды мне удалось обмануть доблестного антитеррориста. Воткнув в уши наушники, сделал вид, что не услышал его и не заметил приглашающего к рентгену движения руки. За мной сотрудник не погнался, и я благополучно спустился к поездам. Но повторить этот фокус, правда, не удалось: в следующий раз проход перед турникетами мне преградил другой охранник.

С низкой эффективностью сталкиваются метрополитены и других российских городов.

– Толку от рамок нет. Пронести в метро что-то запрещенное проще простого, – уверен Сергей Матвеев из Новосибирска. – По роду деятельности часто вожу с собой ножи, кинжалы, топоры, иногда даже мечи и катаны. Но ничего у меня ни разу не нашли. Достаточно показать, что рамка запищала на камеру, а что лежит под ней, уже не интересует.

Всего власти потратили на систему безопасности в петербургском метро более 2 миллиардов рублей. Это и системы видеонаблюдения, и рентгеновские установки Фото: Андрей Струнин / «Собеседник»

Не помогли рамки в метрополитене Санкт-Петербурга остановить и террористов, которые устроили 3 апреля взрыв между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». В городе два года назад было установлено 325 арочных металлодетекторов. Стоимость одного аппарата – 183 тыс. руб. Всего же за последние годы власти потратили на систему безопасности в петербургском метро более 2 миллиардов рублей. Это и системы видеонаблюдения, и рентгеновские установки.

Под контролем ФСБ

Основным поставщиком оборудования как для петербургского, так и для московского метро является АО «Современные наукоемкие технологии». Аукционы компания выигрывает без проблем, конкуренты отсекаются благодаря тому, что заказчик прописывает в техническом задании необходимость одобрения металлодетекторов со стороны ФСБ. И ФАС в таком ограничении конкуренции, ввиду антитеррористических приоритетов, нарушения законодательства не видит. Другие компании – ООО «Сетевые решения» и ООО «Локаторная техника» – хотели тоже участвовать в конкурсе на право поставок рамок и могли предложить более низкую цену, но не смогли по причине отсутствия протекции в спецслужбах.

По этой причине закупка рамок для метро у АО «СНТ» происходит на безальтернативной основе. Среди клиентов компании значатся и другие крупные организации: Сбербанк, Почта России, а также суды Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Пензы.

Несмотря на колоссальные средства, которые государство выделяет на досмотр граждан по всей стране, еще ни одного террористического акта за счет этого предотвратить не удалось. Зато, судя по всему, срабатывают предупредительные методы.

14 августа стало известно, что ФСБ задержала террористов, приехавших в Россию из Средней Азии.

«В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий пресечена деятельность террористической группы, намеревавшейся совершить серию терактов в местах массового скопления людей, в том числе на объектах транспорта и крупных торговых площадках Москвы с использованием «террористов-смертников» и взрывных устройств большой мощности», – говорится в распространенном спецслужбой сообщении.

Может, правы те специалисты, которые предлагают вместо бесполезных трат на иллюзию безопасности сосредоточиться на более эффективных методах противодействия террористам? В том числе и на усилении агентурной работы. Ведь если бы ФСБ не раскрыла вышеупомянутую группировку заранее, то рамки в метро вряд ли остановили бы смертников.

Кстати

В прошлом году в столичном метрополитене прошла серия тайных проверок на антитеррористическую безопасность. Сотрудникам ФСБ удалось пронести в подземку 50 копий самодельного взрывного устройства, и только в 4 случаях работники службы безопасности обнаружили муляж «пояса шахида».

Собеседник

Могут ли рамки-детекторы нарушить работу кардиостимуляторов? Этот вопрос активно обсуждается в соцсетях. Многие люди, имеющие проблемы с сердцем, боятся посещать магазины, где установлены такие приборы. Насколько обоснованы эти опасения, выяснял обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

Кардиостимулятор поддерживает сердечный ритм. Прибор имплантируют людям с сердечными проблемами. Врачи при этом дают детальные рекомендации – как пациентам следует вести себя. Кардиостимулятор – это электроприбор, и теоретически его работу могут нарушить магнитные поля. С другой стороны, как правило, такие имплантаты имеют многоступенчатую защиту: ни сотовый телефон, ни Wi-Fi, ни Bluetooth не должны им навредить.

Жительница Москвы поделилась в соцсетях своими проблемами. Ее мать с кардиостимулятором боится заходить в магазины, в которых установлены рамки. Это – система для предотвращения краж. Сотрудники магазинов отказываются отключать рамки, даже если покупатель имеет кардиостимулятор. В итоге женщине, чтобы померить, к примеру, туфли, приходится просить продавцов вынести обувь на улицу.

Однако такие опасения не имеют под собой серьезного основания, поясняет врач-кардиолог, член-корреспондент РАН, замдиректора Медицинского центра МГУ Симон Мацкеплишвили.

МАЦКЕПЛИШВИЛИ: Подавляющее большинство бытовых приборов не представляют никакой опасности, включая рамки, которые устанавливаются в магазинах и торговых центрах. Что касается устройств, которые предотвращают кражи в магазинах, – не стоит переживать. Это не металлодетекторы. Это – специальные устройства, которые реагируют на метки, которые прикрепляются к одежде, обуви и так далее.

Другое дело – микроволновые печи и индукционные плиты, продолжает Симон Мацкеплишвили. С такими приборами больным с кардиостимулятором лучше сохранять дистанцию.

МАЦКЕПЛИШВИЛИ: Таким пациентам следует остерегаться устройств, которые имеют сильные магнитные поля, – это микроволновые печи. Но речь идет о том, что с такими печками не надо «обниматься». А также опасны современные индукционные варочные панели. Лучше во время работы такой панели к ней не подходить.

Отдельный вопрос – металлодекторы, с которыми мы сталкиваемся, к примеру, перед вылетом. По словам Симона Мацкеплишвили, здесь есть повод для тревоги. Все зависит от времени, которое человек проводит возле таких рамок.

МАЦКЕПЛИШВИЛИ: Вызывают определенную настороженность настоящие металлодетекторы в метро, аэропортах, госучреждениях. Но за те пару секунд, когда человек проходит через металлодетектор, ничего с кардиостимулятором не произойдет.

5 лет назад в аэропорту Улан-Удэ из-за сбоя работы кардиостимулятора умерла женщина. Она потеряла сознание после прохода через рамки металлодетектора. До конца не ясно, почему сердечный прибор вышел из строя. И если люди действительно боятся проходить такую процедуру – они должны представить сотрудниками аэропорта справку о том, что у них установлен кардиостимулятор. Подойдет и выписка из истории болезни. В этом случае досмотр будет проведен традиционным способом, без использования рамок.

— В 5.40 я приехал на Ладожский вокзал, чтобы встретить гостей из Челябинска. У входа при проверке на раме я подал документ, подтверждающий наличие кардиостимулятора, заполненный на латыни по международному образцу, — пояснил Владислав «Доктору Питеру», он устанавливал его в другой стране, где эти документы заполняются по стандартам Евросоюза. — Сотрудник охранного предприятия сказал, что он не знает иностранных языков и вообще в России надо давать документы на русском языке. После этого он ТРИЖДЫ заставил меня пройти через рамку: по движению с сумкой, обратно и снова по движению без сумки!

В дирекции железнодорожных вокзалов считают, что «представитель службы транспортной безопасности на Ладожском вокзале действовал правильно, в интересах безопасности всех посетителей вокзала. И при этом не нарушал должностных инструкций. А справку в наше время можно нарисовать любую. В соответствии с приказом Минтранса №227 работники службы безопасности попросили предъявить паспорт, чтобы сверить соответствие данных в паспорте и в справке.»

— Три раза через рамку? А почему не пять? — удивился кардиохирург Сергей Юзвинкевич. — Я знаю, что такое, несмотря ни на что, случается. Но когда человек с установленным кардиостимулятором проходит через рамки металлоискателя, аппарат издает характерный звук. Если сомнения остаются, надо вызывать полицию. А если все в порядке — беспрепятственно пропустить. Заставлять человека снова проходить через металлоискатель нет никакой необходимости, если дуга исправная.

Ситуации, аналогичные тому, что пережил мужчина на Ладожском вокзале, — не единичные. Часто в аэропорту пассажира, несмотря на документы, подтверждающие, что он живет с кардиостимулятором (даже на русском языке), все же прогоняют через дугу металлоискатели, проявляя настороженность. Как рассказал Сергей Юзвинкевич, именно поэтому врачи предупреждают своих пациентов: необходимо при первой же возможности после перелета показаться врачу.

По словам врача, сложно представить, что дуга металлоискателя сломала кардиостимулятор. Это происходит в основном, когда пациент забывает предупредить о том, что живет с искусственным водителем ритма и делает МРТ, в котором магнитное поле очень высокое — 1-3 Тесла — в нем любой прибор сломается и может даже повредить сердце. Однако и магнитное поле рамок способно навредить — разрегулировать кардиостимулятор.

— Если человек прошел через дугу и почувствовал себя плохо (слабость, головокружение), необходимо при первой же возможности обратиться в медицинский центр, где специалист увидит, что было запрограммировано, что произошло, и восстановит до исходной позиции. Перенастройка займет 30-40 минут, — говорит врач. — Впрочем, пациент должен обратиться в медцентр, чтобы проверить работу стимулятора в любом случае, когда обнаруживает частоту сердцебиений, отличную от запрограммированной.

С одной стороны, случай с Владиславом частный, с другой — Петербург позиционируется как туристическая мекка, а среди приезжих наверняка есть люди, страдающие аритмией, с установленными водителями ритма сердца. У них нет документа на русском языке. Как им быть? Если охранники будут действовать по инструкции, туристы не смогут пройти ни на вокзал, ни в метро — у них нет карты нашего образца. Сергей Юзвинкевич предлагает в таких случаях привлекать представителей правоохранительных органов. Или знакомить охранников с документами зарубежного образца, благо, они сделаны по приблизительно единому стандарту.

Что касается соотечественников, то, как выяснилось, требуя документ на русском языке, сотрудник охранного предприятия, действительно, был частично прав (если опустить то, что он заставил человека пройти через рамки три раза). Потому что во всех нормативных документах, в том числе в приказе Минздрава сказано, что карточка пациента, подтверждающая, что у человека установлен кардиостимулятор, должна быть оформлена на русском языке. Когда пациент выписывается из учреждения после операции по установке кардиостимулятора, он получает эпикриз, в котором тоже написано, какой стимулятор ему установлен, по-русски. Он может предъявлять охране и его, особенно часто это приходится делать тем, у кого установлен импортный аппарат, потому что производители утвержденную форму карточки прилагают в комплекте с кардиостимулятором. Удостоверения к импортным кардиостимуляторам созданы по правилам Евросоюза и не являются документами для нашей страны, так что представители охранного предприятия имеют полное право не принимать их во внимание. Зато за рубежом с ними не будет никаких проблем.

Сейчас разработчики кардиостимуляторов совершенствует защиту своих приборов от воздействия магнитной дуги, рассказал Сергей Юзвинкевич. И производители металлодетекторов озабочены тем, чтобы их оборудование не повреждало носимые металлоустройства. Но чтобы понять, может ли проход человека с установленным кардиостимулятором через рамку представлять для него риск, необходимо знать технические характеристики собственно дуги и кардиостимулятора. Только проанализировав эти показатели, можно дать заключение, создана ли угроза жизни и здоровью. Вряд ли простой охранник может это сделать. Так что лучше не рисковать.

Металлодетектор — это электрический прибор, который позволяет обнаруживать металлические предметы в нейтральной или слабопроводящей среде за счёт их проводимости. Для обеспечения безопасности при входе в места массового скопления людей, например, в здание вокзала или на концерт, каждый человек должен пройти через рамку металлодетектора, а все личные вещи подвергаются сканированию посредством интроскопа, о котором мы рассказывали на прошлой неделе. Как же работает рамка металлодетектора — об этом в сегодняшнем выпуске!

Современные арочные металлодетекторы или рамки являются импульсно-индукционными. Конструкция такого устройства подразумевает наличие одной или нескольких катушек индуктивности в качестве приемников и передатчиков сигнала. Система пропускает через катушки мощные короткие электрические импульсы. Каждый импульс, в свою очередь, генерирует магнитное поле. Когда импульс заканчивается, магнитное поле меняет свою полярность на противоположную и резко затухает. Это вызывает новый электрический импульс в катушке, именуемый «отраженным импульсом». Его продолжительность очень мала и составляет несколько десятков микросекунд. Затем на катушку подается новый электрический импульс, и процесс повторяется. В зависимости от технических характеристик металлодетектора на катушку может подаваться от 25 до 1000 импульсов в секунду.

Если в рамку металлодетектора поместить металлический предмет, импульс создаст противоположное магнитное поле в самом предмете. Это сделает отраженный импульс катушки на несколько микросекунд длиннее. Длину отраженного импульса в металлодетекторе анализирует специальная схема. Она сравнивает фактическую продолжительность импульса с ожидаемой и определяет, вызвано ли это другим магнитным полем. Если отраженный сигнал длится дольше обычного, это указывает на наличие поля металлического предмета. Схема посылает сигнал на интегратор, который преобразует его в напряжение постоянного тока. Напряжение, в свою очередь, подается на аудиосхему и генерирует звуковой сигнал, который оповещает сотрудников службы безопасности о наличии металлического предмета. От ложных срабатываний рамки металлодетектора защищает специальный алгоритм подавления электромагнитных помех.
Рамки металлодетектора бывают однозонными и многозонными — имеющими несколько катушек, расположенных на разной высоте. Многозонные рамки, в отличие от однозонных, позволяют определять приблизительное местонахождение металлических предметов и их высоту над землей. При этом они показывают, с какой стороны и в районе какой части тела человека находится обнаруженный предмет. Если спрятано более одного металлического предмета, то каждый из них будет обнаружен с указанием местоположения.
Также рамки металлодетектора могут быть оборудованы интеллектуальными счетчиками, размещенными внутри панелей. Счетчики позволяют вести подсчет количества людей, прошедших через рамки металлодетектора, и количество срабатываний.

Фото: ТАСС/Алексей Филиппов

Проведенные Роспотребнадзором и ФСБ проверки доказали, что рамки металлодетекторов, установленные в вестибюлях метрополитена, безопасны для здоровья пассажиров, сообщил Агентству «Москва» начальник безопасности столичной подземки Владимир Муратов.

«Рамки, установленные на 294 досмотровых зонах Московского метрополитена, полностью безопасны для здоровья граждан, что подтверждают и исследования Роспотребнадзора, и заключения 11 центра ФСБ о соответствии техническим требованиям для досмотрового оборудования», — рассказал Муратов.

Он также отметил, что если пассажиры с кардиостимуляторами все равно боятся проходить через рамки или у них есть медицинские противопоказания, то они могут пройти в обход металлодетектора, но в этом случае их пригласят в досмотровую зону и досмотрят вручную.

Ранее столичное управление Роспотребнадзора заявляло, что излучение рамок металлодетекторов в московском метрополитене безвредно для пассажиров.

В ноябре и декабре прошлого года ведомство совместно со специалистами «Центра гигиены и эпидемиологии» провели проверку металлодетекторов. Как уточняют в пресс-службе, проверка проводилась после обращения москвичей, обеспокоенных возможным неблагоприятным воздействием досмотрового оборудования на здоровье.

На девяти станциях метро были проведены инструментальные исследования напряженности электрического поля в диапазоне 30-300 килогерц и мощности дозы рентгеновского излучения при работе досмотровых установок.

Выяснилось, что напряженность электро-магнитного поля стационарных арочных металлодетекторов не превышает допустимых уровней. Дозы рентгеновского излучения соответствуют допустимому уровню, установленному санитарно-гигиеническими требованиями.

Напомним, металлодетекторами оснащены порядка 300 входов на станции московского метрополитена. Все остальные входы в ближайшее время также обзаведутся досмотровыми рамками. В январе правоохранители досмотрели в метро 600 тысяч человек и обнаружили около 4 тысяч единиц травматического, холодного и огнестрельного оружия.

Кроме того, в 2015 году столичное метро оборудуют системой интеллектуального видеонаблюдения. Это позволит предотвращать происшествия, распознавать в толпе агрессивных граждан и отслеживать судьбу брошенных сумок. Также планируется, что досмотровые зоны начнут появляться на станциях на месте экспресс-буфетов и кафе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *