Расчет накопления ТБО

Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2017 года N 466
Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан

(с изменениями на 26 декабря 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2018 N 110, от 26.12.2018 N 642)

В соответствии со статьями 6, 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», статьями 5, 24.3 Закона Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, Правительство Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан.

2. Установить, что нормативы, утвержденные настоящим Постановлением, применяются к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональными операторами деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

(п. 2 введен Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2018 N 110)

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан — министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Киреева М.Ю.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2018 N 642)

Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
Р.Х.МАРДАНОВ

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан

Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 12 октября 2017 г. N 466

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2018 N 642)

Наименование категории объектов

Объекты

Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив

Норматив накопления твердых коммунальных отходов

кг/год

м3/год

Домовладения

многоквартирные дома

на 1 человека

235,6

1,92

в том числе крупногабаритные отходы

индивидуальное жилье

на 1 человека

298,9

1,95

в том числе крупногабаритные отходы

(в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 26.12.2018 N 642)

Предприятия торговли

продовольственные магазины

на 1 м2 общей площади

95,69

0,82

промтоварные магазины

на 1 м2 общей площади

62, 08

0,68

рынки промтоварные и смешанные

на 1 м2 общей площади

10,1

0,08

павильоны

на 1 м2 общей площади

41,4

0,37

Административные здания, учреждения, конторы

административные и другие учреждения, офисы

на 1 сотрудника (работника)

124,7

1,51

банки, финансовые учреждения

на 1 сотрудника (работника)

121,2

1,80

отделения связи

1 м2 площади

7,8

0,05

Дошкольные и учебные заведения

дошкольные образовательные учреждения

на 1 ребенка

67,7

0,60

общеобразовательные учреждения

на 1 учащегося

49,8

0,37

учреждения начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования

на 1 учащегося

34,8

0,30

детские дома, интернаты

на 1 учащегося

267,7

1,35

Предприятия транспортной инфраструктуры

автозаправочные станции

на 1 машино-место

435,2

6,60

гаражи, автостоянки закрытого типа

на 1 машино-место

90,9

0,80

автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания

на 1 машино-место

1639,5

12,90

железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

на 1 пассажира

33,1

0,28

автомойки

на 1 машино-место

1537,4

17,60

автостоянки и парковки

на 1 машино-место

157,8

1,20

Культурно-развлекательные, спортивные учреждения

клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирк

на 1 место

82,9

0,60

спортивные клубы, центры, комплексы

на 1 место

72,5

0,36

спортивные арены, стадионы

на 1 место

22,3

0,22

пансионаты, дома отдыха, туристические базы, санатории

на 1 место

217,6

2,10

Предприятия общественного питания

кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые

на 1 место

287,7

2,40

Предприятия службы быта

общежития

на 1 место

195,2

1,50

гостиницы

на 1 место

163,9

2,00

бани, сауны

на 1 место

172,1

2,60

химчистки и прачечные

на 1 м2 общей площади

23,8

0,30

ремонт и пошив одежды

на 1 м2 общей площади

128,6

0,32

Предприятия в сфере похоронных услуг

кладбища

на 1 место

1,7

0,02

организации, оказывающие ритуальные услуги

на 1 м2 общей площади

49,3

0,50

Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества

на 1 участника (члена)

66,81

0,78

Нормы накопления — это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек — для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).
Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.
Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку — сбор — транспорт — обезвреживание и утилизацию ТБО.
При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.
К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.
Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:
• жилых зданий;
• учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).
На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.
Также важны климатические условия — различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.
При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.
В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.
Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

Классификация жилищного фонда Нормы накопления ТБО на 1 человека Средняя плотность кг/м3
кг/год м3/год
Благоустроенные жилые дома 200…280 1,1…1,5 200…220
Жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализационных домов 2,0…3,25 1000
Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 000 человек 260…300 1,3…1,5 190…210

Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией
Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30…50 % от норм накопления жилых зданий.
Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) «Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора» установлены следующие нормы:
• Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.
• Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.
В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.
Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.
Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР».
Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:
• в городах с населением до 300 тыс. чел. — участки с охватом 2 % населения;
• в городах с населением 300…500 тыс. чел. -1 %;
• в городах с населением более 500 тыс. чел. — 0,5 %.
По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.
Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3…0,5 % в год, а по объему — 0,5… 1,5% в год.
Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

Объект образования отходов

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность кг/м3

кг/год

м3/год

I. Предприятия торговли

Продовольственный магазин

На 1 м2 торг. площади

1,74

Универсам

На 1 м2 торг. площади

1,40

Павильон

На 1 м2 торг. площади

2,85

Лоток

На 1 торговое место

3,40

Палатка, киоск

На 1 м2 торг. площади

5,09

Торговля с машин

на 1 торговое место

5,30

Промтоварный магазин

На 1 м2 торг. площади

0,77

Хозтовары

На 1 м2 торг. площади

1,29

Супермаркет (универмаг)

На 1 м2 торг. площади

0,87

Рынки продовольственные

На 1 м2 торг. площади

1,21

Ярмарки промтоварные

На 1 м2 торг. площади

0,99

II. Административные здания, учреждения, конторы

НИИ, проектные институты и конструкторские бюро

На 1 сотрудника

1,42

Сбербанки, банки

На 1 сотрудника

0,62

Отделения связи

На 1 сотрудника

0,95

Административные и другие учреждения, офисы

На 1 сотрудника

1,19

III. Медицинские учреждения

Аптеки

На 1 м2 торг. площади

0,44

Больницы

На 1 койку

2,01

Поликлиники

На 1 посещение

0,07

Санатории, пансионаты

На 1 койку

1,00

IV. Автотранспортные предприятия

Автомастерские

На 1 машино-место

0,22

Автозаправочные станции

На 1 машино-место

0,11

Автостоянки и парковки

На 1 машино-место

0,11

Гаражи

На 1 машино-место

0,16

V. Дошкольные и учебные заведения

Ясли, детские сады

На 1 место

0,40

Школы, лицеи, проф-тех. Училища

На 1 учащегося

0,12

Техникумы, ВУЗы

На 1 студента

0,11

Дома-интернаты

На 1 учащегося

1,13

VI. Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

На 1 м2 общей площади

0,07

Ремонт и пошив одежды

На 1 м2 общей площади

0,13

Химчистки и прачечные

На 1 м2 общей площади

0,19

Парикмахерские и косметические салоны

На 1 посадочное место

0,23

Гостиницы, общежития

На 1 место

1,13

Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)

На 1 место

1,13

VII. Культурно-спортивные учереждения

Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки

На 1 место

0,18

Спорт. арены, стадионы

На 1 место

0,26

VIII. Предприятия пассажирского транспорта

Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

На 1 пассажира

0,80

Оплата за услуги по вывозу (перевозке, захоронению) бытовых отходов с учетом нормы накопления на 1 человека в месяц равна 23,47 грн., расчет которой производится по следующей формуле:

где,

О мес – ежемесячная оплата за услуги по вывозу бытовых отходов;

k – количество потребителей, проживающих в жилом помещении;

ТТБО – тариф на услуги по вывозу (перевозке) твердых бытовых отходов, утвержденный решением исполнительного комитета Харьковского городского совета;

Тзах – тариф на услуги по вывозу (захоронению) бытовых отходов, утвержденный решением исполнительного комитета Харьковского городского совета для КП «Муниципальная компания обращения с отходами»;

N ТБО – норма предоставления услуг по вывозу бытовых отходов для жителей домов местных советов, домов ЖСК и ОСМД, а также подведомственных домов, утвержденная решением Харьковского городского совета;

ТКО – тариф на услуги по вывозу (перевозке) крупногабаритных отходов, утвержденный решением исполнительного комитета Харьковского городского совета;

NКО – норма предоставления услуг по вывозу крупногабаритных отходов для жителей домов местных советов, домов ЖСК и ОСМД, а также подведомственных домов, утвержденная решением Харьковского городского совета.

12 мес – двенадцать месяцев года.

Таким образом, оплата за услуги по вывозу (перевозке, захоронению) бытовых отходов на 1 человека в месяц будет равна:

Омес = ((107,55+7,24) х 2,15 + (224,74+7,24) х 0,15) / 12) х 1 чел. = 23,47 грн./мес.

где,

107,55 – тариф на услуги по вывозу (перевозке) твердых бытовых отходов, грн./ м3;

7,24 – тариф на услуги по вывозу (захоронению) бытовых отходов, грн./ м3;

2,15 – норма предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов на 1 человека, м³/год;

224,74 – тариф на услуги по вывозу (захоронению) крупногабаритных отходов, грн./м3;

0,15 – норма предоставления услуг по вывозу крупногабаритных бытовых отходов на 1 человека, м³/год.

Обращения в Комитет по тарифам Санкт-Петербурга по вопросам о новой системе оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами принимаются через сервис «Электронная приемная».

Вопросы и ответы:

1. Когда услуга по обращению с ТКО войдет в состав коммунальных услуг?

Согласно Федеральному закону от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» субъекты Российской Федерации – города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, вправе не применять до 01.01.2022 положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, связанные с деятельностью регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о введении моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.

При этом в 2020 году Санкт-Петербург поэтапно начинает реформу в сфере обращения с ТКО, что значительно раньше планируемого предельного срока окончания моратория.

2. Как будет производиться начисление платы за услугу по обращению с ТКО для гражданина?

Принцип формирования платы гражданина за услугу по обращению с ТКО определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила). Согласно Правилам размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из норматива накопления ТКО, количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении и утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

3. Утверждены ли нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга?

Распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт-Петербурга» установлены нормативы накопления ТКО для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, а также для нежилых помещений (объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений), встроенных в многоквартирные дома.

4. Какие тарифы будет утверждать Комитет по тарифам Санкт-Петербурга в области обращения с ТКО?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами», Положением о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 № 1346, Комитет устанавливает единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение для операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность на территории Санкт-Петербурга.

5. Как может быть дифференцирован единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО? Будет ли предусмотрена какая-либо дифференциация в Санкт-Петербурге?

Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» предусмотрена возможность дифференциации тарифов в области обращения с ТКО как по видам ТКО и классам опасности отходов, так и по муниципальным образованиям.

Решение о дифференциации единого тарифа на услугу регионального оператора будет принято Комитетом при наличии обращения регионального оператора, исходя из экономически обоснованных расходов, соответствующих указанной дифференциации.

6. Как производить расчет за услугу по обращению с ТКО в нежилом помещении, если в распоряжении Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р не предусмотрены нормативы накопления ТКО для конкретного вида нежилого помещения?

Нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением Комитета от 14.04.2017 № 30-р (далее – распоряжение 30-р), применяются для объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений (далее – организации), встроенных в многоквартирные дома.

При этом, перечень видов организаций по каждой категории не является исчерпывающим. По мнению Комитета, нормативы накопления ТКО, утвержденные распоряжением № 30-р, распространяются, в том числе на организации со схожими условиями хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, объем образования ТКО для расчета платы за услугу по сбору и вывозу ТКО определяется следующими способами:

1) исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;

2) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, расчет платы за услугу по обращению с ТКО может осуществляться на основании учета фактического объема накопления ТКО при условии организации отдельного места сбора (контейнерной площадки) ТКО для соответствующей организации.

7. Учтен ли в нормативах накопления ТКО объем накопления крупногабаритных отходов для граждан, проживающих в многоквартирных домах?

В соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», Комитетом проведены 4 этапа фактических замеров объемов накопления ТКО на территории Санкт-Петербурга, в том числе в жилых помещениях многоквартирных домов. На каждом этапе проведения замеров по указанной категории был учтен объем как мелких бытовых отходов, так и крупногабаритных отходов.

По результатам проведенных замеров для многоквартирных домов Комитет установил средневзвешенный норматив накопления ТКО, с учетом объемов накопления крупногабаритных отходов.

8. Почему при сложившейся практике начисления платы за ТКО в многоквартирных домах «с квадратного метра», Комитетом были установлены нормативы накопления ТКО «с человека»?

Согласно пункту 14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом. Комитетом в рамках данной работы проводился мониторинг общественного мнения по вопросу выбора расчетных единиц с целью установления нормативов накопления ТКО в многоквартирных домах. Результаты мониторинга общественного мнения показали, что 36,9% респондентов голосовали за единицы измерения м3/м2, кг/м2, 63,1% респондентов голосовали за единицы измерения м3/чел., кг/чел.

При выборе расчетных единиц Комитет также исходил из того, что ТКО образуются в процессе жизнедеятельности человека, и объем их образования в большей степени зависит от количества проживающих в жилом помещении, чем от площади жилого помещения.

Таким образом, при утверждении нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов в целях справедливого и понятного формирования платы для граждан в качестве расчетной единицы измерения определены «куб.м./чел.», «кг/чел.».

9. Кто должен заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором? Может ли региональный оператор отказать в заключении такого договора?

Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

10. По какой форме должен быть заключен договор с региональным оператором?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

11. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в многоквартирном доме?

В соответствии с пунктом 148(4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, для собственников помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам жилых помещений определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив;

в) в договорах на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

12. Каким образом будут определяться условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами нанимателям и арендаторам жилых помещений в многоквартирных домах?

В соответствии с пунктом 148(6) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правил), условия предоставления коммунальной услуги нанимателю, ссудополучателю по договору безвозмездного пользования помещением, арендатору жилого помещения определяются в соответствии с пунктом 11 Правил:

а) в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, – для нанимателя жилого помещения по такому договору;

б) в договоре безвозмездного пользования – для ссудополучателя по такому договору;

в) в договоре аренды жилого помещения или ином договоре о предоставлении жилого помещения во владение и (или) пользование, заключаемом собственником жилого помещения с юридическим лицом, которое может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

13. Каковы особенности договорных отношений собственников нежилых помещений в многоквартирном доме с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами?

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан предоставлять управляющей организации, товариществу или кооперативу многоквартирного дома, в котором расположено нежилое помещение собственника, данные об объемах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, потребленной за расчетный период по указанному договору, в течение 3 рабочих дней со дня получения от них запроса.

Вышеперечисленные положения не распространяются на лиц, являющихся собственниками площадей, отведенных в многоквартирном доме под машино-места.

14. Если у физических лиц, либо юридического лица уже заключен и имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с пунктом 6 статьи 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

15. Кто должен оплачивать содержание контейнерных площадок?

В соответствии с пунктом 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с ТКО) бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

При этом согласно подпункту д(2)) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя, в том числе содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

В соответствии с пунктом 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, в состав работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно пункту 13 Правил обращения с ТКО бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

При этом региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

16. Как будет рассчитываться плата для граждан до отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО?

До отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения в расчете на 1 м2 общей площади жилого (нежилого) помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, принимают решение об установлении размера платы за услугу по обращению с ТКО на основании решения общего собрания собственников в многоквартирном доме и устанавливают такую плату в расчете на 1 м2 общей площади жилого (нежилого) помещения.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Необходимо отметить, что ЖК РФ не предусматривает различий в порядке установления размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений в МКД в зависимости от типа помещения (часть 4 статьи 162 ЖК РФ). Плата за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, до отмены моратория на деятельность регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга расчет платы за услугу по обращению с ТКО осуществляется в соответствии с нормами жилищного законодательства без применения нормативов накопления ТКО, утвержденных распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 14.04.2017 № 30-р (в ред. от 23.12.2019).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *