Рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей

Решение перечисленных в ст. 2 АПК задач судопроизводства в арбитражных судах предопределяет наличие особых требований, предъявляемых к составу арбитражного суда при рассмотрении и разрешение дел.

Одни из этих требований относятся к численному составу суда, другие к формированию состава суда по конкретному делу.

Требования к численному составу суда устанавливаются применительно к судебной инстанции арбитражного суда. В первой инстанции дела рассматриваются судьей единолично и коллегиально.

Единоличное рассмотрение дел в суде первой инстанции осуществляется одним профессиональным судьей, если для какого-либо дела не предусмотрено коллегиальное рассмотрение (ст. 17 АПК). Таким образом, единоличное рассмотрение дел в арбитражном суде является общим правилом, из которого в АПК могут быть исключения.

В силу прямого указания АПК единолично судьей рассматриваются:

  • — дела по экономическим спорам и другие дела, возникающие из гражданских правоотношений, за исключением случаев, когда по ходатайству какой-либо стороны дело может быть рассмотрено с участием арбитражных заседателей;
  • — дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 205 АПК);
  • — дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 210 АПК);
  • — дела о взыскании обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (ч. 1 ст. 215 АПК);
  • — дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 1 ст. 221 АПК);
  • — дела о несостоятельности (банкротства) (ч. 2 ст. 223 АПК);
  • — дела упрощенного и приказного производства (ч. 2 ст. 226 и ч. 1 ст. 229.1 АПК);
  • — дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей (третейских судов) (ч. 1 ст. 232 АПК);
  • — дела о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (ч. 1 ст. 238 АПК);
  • — дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда (ч. 1 ст. 240.3 АПК);
  • — дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ч. 1 ст. 243 АПК);
  • — другие дела, за исключением указанных в ч. 2 ст. 17 АПК, для которых предусмотрено обязательность коллегиального рассмотрения.

Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 17 АПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 17 АПК в первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

  • — дела об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • — дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
  • — дела, решение о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • — дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • — иные дела, относящиеся к подсудности СИП.

Во всех этих случаях в состав суда могут входить только профессиональные судья.

Арбитражные заседатели могут участвовать только в суде первой инстанции. Возможность участия арбитражных заседателей в арбитражном суде была предусмотрена ст. 1 Закона о судебной системе. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению в первой инстанции экономических споров и иных дел, возникающих из гражданских правоотношений, возможно только по ходатайству какой-либо из сторон.

Значение института арбитражных заседателей состоит в том, что участие в рассмотрении дела профильных специалистов позволяет разобраться в сути проблемы и вынести решение, основываясь на специальных знаниях в той или иной области.

Арбитражные заседатели (ч. 1 и 2 ст. 19 АПК) привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции по ходатайству стороны ввиду особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Данное ходатайство может быть заявлено стороной не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства и разрешено судом по правилам ст. 159 АПК, а именно в судебном заседании.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:

  • — рассматриваемые в первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей (ч. 2 ст. 17);
  • — возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
  • — о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом.

При любом порядке разрешения дела АПК предусматривает право судьи единолично совершать отдельные процессуальные действия, связанные с производством по делу:

  • — рассмотрение вопроса о принятии арбитражным судом искового заявления и возбуждение производства по делу (ч. 1 ст. 127 АПК);
  • — рассмотрение заявление об обеспечении иска (ч. 1 ст. 93 АПК);
  • — подготовка дела к судебному разбирательству (ч. 2 ст. 133 АПК);
  • — рассмотрение дела в предварительном судебном заседании (ч. ст. 136 АПК);
  • — рассмотрение вопроса о принятии апелляционной, кассационной жалобы к производству арбитражного суда (ч. 2 ст. 261 и ч. 2 ст. 278 АПК);
  • — рассмотрение вопроса о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС РФ (ч. 1 ст. 291.6 АПК);
  • — рассмотрение вопроса о передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ (ч. 1 ст. 308.4 АПК);
  • — подписание исполнительного листа (ч. 2 ст. 320 АПК) и другие.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК. Требование о коллегиальном составе действует также при пересмотре судебных актов в порядке кассации или надзора ВС РФ.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Требования к формированию состава суда устанавливаются применительно к конкретному делу и конкретной стадии его рассмотрения.

Профессиональный состав суда для рассмотрения конкретного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства.

В целях исключения влияния кого бы то ни было на осуществление судьей его полномочий для формирования состава суда, применяется автоматизированная информационная система, позволяющая определить путем случайной выборки состав суда для рассмотрения конкретного дела. Иные способы, применяемые в арбитражном суде для формирования состава суда и обеспечивающие соблюдение требований ч. 1 ст. 18 АПК, могут быть использованы при отсутствии в суде автоматизированной информационной системы распределения дел.

Если при формировании состава суда посредством применения автоматизированной информационной системы произошла техническая ошибка (сбой), которая выявлена до принятия искового заявления (заявления) к производству, формирование состава суда посредством применения автоматизированной информационной системы производится заново, при этом основания для замены судьи отсутствуют.

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.

Замена судьи, арбитражного заседателя или одного из судей, арбитражных заседателей возможна в случае:

  • 1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном АПК, самоотвода или отвода судьи, арбитражного заседателя;
  • 2) длительного отсутствия судьи, арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке.

Замена судьи, арбитражного заседателя производится также в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом (ст. 13 и 14 Закона о статусе судей, ст. 5 Закона об арбитражных заседателях).

Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.

Если замена в составе суда, рассматривающем дело, произведена без наличия на то установленных процессуальным законодательством оснований, то сформированный подобным образом состав суда должен быть признан сформированным с нарушением ст. 18 АПК, т.е. незаконным, что в любом случае влечет отмену принятого им судебного акта (п. 1 ч. 4 ст. 270 и п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК).

В определении о совершении соответствующего процессуального действия указывается, что судья действует в порядке взаимозаменяемости.

При направлении дела на новое рассмотрение дело по общему правилу рассматривается тем же составом суда, который рассматривал его ранее, за исключением случая, если арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК указал на иной состав суда.

В этом случае состав суда формируется в соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 АПК. Таким же образом состав суда формируется, если соответствующее указание отсутствует, но невозможно рассмотрение дела после направления его на новое рассмотрение прежним составом суда (с учетом возможности замены одного или двух судей при коллегиальном рассмотрении дела в случае выявления оснований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 18 АПК).

Вопрос о замене судьи или одного из судей, рассматривающих дело, другим судьей того же судебного состава решается председателем этого судебного состава.

При невозможности замены судьи или одного из судей в пределах одного судебного состава вопрос о замене судьи или передаче дела в другой судебный состав той же судебной коллегии решается председателем коллегии, в его отсутствие — председателем арбитражного суда.

При невозможности замены судьи в пределах одной судебной коллегии вопрос о замене его судьей другой судебной коллегии решается председателем арбитражного суда.

В случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство производится с самого начала.

Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии со ст. 19 АПК и Законом об арбитражных заседателях. При этом необходимо учитывать разъяснения, данные в постановлении Пленума ВАС РФ от 10 ноября 2011 г. № 70 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия».

Как было отмечено выше, ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее, чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями из числа граждан, достигших 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющих высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Сформированные списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов РФ в ВС РФ для утверждения Пленумом ВС РФ.

Арбитражный заседатель в случае привлечения его к рассмотрению дела исполняет обязанности судьи на непрофессиональной основе. На заседателя и членов его семьи в период осуществления правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности профессиональных судей и членов их семей.

Суд обязан в определении о принятии искового заявления к производству суда или подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство в определении о принятии искового заявления к производству суда и при подготовке дела к судебному разбирательству.

В случае если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном Законом об арбитражных заседателях порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.

По результатам рассмотрения ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей арбитражный суд выносит определение, которое не подлежит обжалованию.

Суд вправе отказать в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, если придет к выводу об отсутствии особой сложности дела, необходимости использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления, а также по причине отсутствия в числе лиц, утвержденных арбитражными заседателями соответствующего арбитражного суда, специалистов в той сфере, в которой при рассмотрении дела требуются специальные знания.

При рассмотрении дела в коллегиальном судом с участием арбитражных заседателей председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья. Однако в процессе арбитражные заседатели пользуются всеми правами и несут обязанности судьи, за исключением обязанностей председательствующего, участвуют в принятии решения по любому вопросу по большинству голосов.

  • Коршунов Н. М. Арбитражный процесс: учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 105.
  • Следует отметить, что раннее дела о несостоятельности (банкротстве) рассматривались коллегиальным составом арбитражного суда.
  • Такие дела рассматриваются в коллегиальном составе СИП.
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 12 «О некоторыхвопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении измененийв Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”».
  • См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 17 февраля 2011 г. № 9 «О внесении дополнения в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерацииот 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федеральногозакона от 30.122008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»”».

СТ 18 АПК РФ

1. Состав суда для рассмотрения конкретного дела, в том числе с участием арбитражных заседателей, формируется с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы.

2. Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда.

3. Замена судьи, арбитражного заседателя или одного из судей, арбитражных заседателей возможна в случае:

1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи, арбитражного заседателя;

2) длительного отсутствия судьи, арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке.

4. Замена судьи, арбитражного заседателя производится также в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.

5. В случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала. Совершение процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, в том числе принятие искового заявления или заявления и возбуждение производства по делу, рассмотрение заявления об обеспечении иска, отложение судебного разбирательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.

Содержание

Комментарий к Ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Статья 18 Кодекса является новой. В АПК 1995 г. формирование состава суда не регламентировалось.

Решение задачи справедливого судебного разбирательства беспристрастным судом находит конкретное осуществление в правилах организации состава суда, которому предстоит рассмотрение конкретного дела. Непременным условием при этом является обеспечение такой системы в деятельности арбитражного суда, которая создает равные условия для защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов всех участников данного процесса. Это обеспечивается соответствующей организацией работы судей. В каждом суде образуются судебные коллегии по рассмотрению гражданских и административных дел или при малом количестве судей — судебные составы. Судьи специализируются на рассмотрении конкретных категорий дел. При этом объем выполняемой работы каждым судьей должен быть примерно одинаков. Главное — создание условий, устраняющих какую-либо возможность оказывать воздействие на формирование состава суда со стороны заинтересованных в исходе дела лиц.

2. Правила, изложенные в ч. 2 ст. 18 Кодекса, конкретизируют общее положение, исключающее влияние на уже сформированный состав судей. Судья или состав судей, вступившие в начатый процесс по данному делу, не могут быть произвольно устранены кем бы то ни было от рассмотрения этого дела до его завершения. Поэтому случаи замены судьи допускаются только при наличии оснований, указанных в Законе. Во-первых, это самоотвод или отвод судьи, удовлетворенный в установленном АПК порядке, во-вторых — длительное отсутствие судьи по болезни, ввиду нахождения в отпуске или на учебе. Вопрос о длительности отсутствия в каждом конкретном случае должен решаться исходя, в частности, из сроков, в течение которых данное дело должно быть рассмотрено, предполагаемого времени лечения и т.д. Иные причины, кроме указанных в законе, не могут служить основанием для замены судьи.

В случае, если по предусмотренным законом мотивам происходит замена хотя бы одного из судей, процесс начинается заново.

Правовое регулирование привлечения арбитражных заседателей к осуществлению правосудия и порядка рассмотрения дел с их участием в течение последних лет оставалось достаточно стабильным, и в судебно-арбитражной практике в целом правильно применялось действующее законодательство. Суды руководствовались положениями главы 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), Федеральным законом от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) от 01.07.2010 N 38 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия», а также информационным письмом Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Федеральными законами от 27.07.2010 N 228-ФЗ и от 12.07.2011 N 210-ФЗ в (Арбитражный процессуальный кодекс Статья АПК РФ) внесены изменения, которые коснулись норм, регулирующих рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей.
На особенности рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей, а также на изменения процессуальных норм, регулирующих рассмотрение такой категории дел, хотелось бы обратить внимание в данной статье.

Дела, подлежащие рассмотрению с участием арбитражных заседателей

Согласно частям 1 и 3 статьи 17 АПК РФ дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено указанной статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.
Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 названной статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 ноября 2010 года, в часть 2 статьи 17 АПК РФ включены дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного определения судьи.
Федеральным законом от 12.07.2011 N 210-ФЗ, действующим с 15 августа 2011 года (за исключением пункта 1 статьи 1), из части 2 статьи 17 АПК РФ исключены дела о несостоятельности (банкротстве).
Таким образом, в настоящее время не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела:

  • относящиеся к подсудности ВАС РФ;
  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
  • решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
  • возникающие из административных и иных публичных правоотношений и дела особого производства.

Части 1 и 2 статьи 19 АПК РФ в редакции до 1 ноября 2010 года гласили: арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела.
Буквальное толкование вышеуказанных положений АПК РФ в данной редакции сводилось к тому, что отклонение ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей допускалось в двух случаях — пропущен месячный срок, предусмотренный частью 2 статьи 19 АПК РФ, или (и) дело не подлежит рассмотрению с участием арбитражных заседателей в соответствии с частями 2 и 3 статьи 17 АПК РФ.
В случае отсутствия этих двух обстоятельств суды исходили из того, что наличие своевременно заявленного стороной ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей являлось безусловным основанием для рассмотрения дела коллегиальным составом (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.02.2010 по делу N А56-55852/2009, ФАС Московского округа от 26.02.2007 N КГ-А41/702-07).
При этом суды практически всегда отказывали в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей в случае пропуска месячного срока обращения с таким ходатайством.
Большей частью суды ориентировались на позицию ВАС РФ, изложенную в Определении от 12.03.2008 N 1660/08, в котором указано, что право на заявление ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей носит преклюзивный характер, то есть сторона утрачивает его, не реализовав в установленный процессуальный срок (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2011 по делу N А56-51071/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.2009 по делу N А32-22124/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2011 по делу N А82-2151/2010).
В то же время в Определении от 23.12.2010 N ВАС-16912/10 ВАС РФ указал, что несоблюдение месячного срока может влечь отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, то есть суд может, но не обязан отклонить соответствующее ходатайство, поданное позднее чем за месяц до даты судебного разбирательства.
При исчислении месячного срока, в течение которого сторона может реализовать право заявить о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, нужно обратить внимание на следующее.
Системное толкование положений АПК РФ, в том числе части 2 статьи 137, позволяет сделать вывод, что процессуальное право стороны на выбор кандидатуры арбитражного заседателя реализуется на стадии подготовки дела к судебному разбирательству и арбитражный суд отказывает в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, заявленного стороной после объявления судом в предварительном судебном заседании об окончании подготовки дела к судебному разбирательству и о назначении дела к судебному разбирательству.
На это прямо указано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.2010 N 38 «О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия».
В этой связи практический интерес представляет Постановление ФАС Московского округа, которым дело передано на новое рассмотрение.
Кассационная инстанция установила, что Определением от 12.04.2010 арбитражный суд принял исковое заявление к производству, возбудил производство по делу и с целью досудебной подготовки назначил собеседование со сторонами и проведение предварительного судебного заседания на 18.05.2010. В этом же Определении суд разъяснил сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей.
Ходатайство ответчика о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей поступило в суд 13.05.2010.
В предварительном судебном заседании 18.05.2010 арбитражный суд вынес определение об отказе в удовлетворении этого ходатайства в связи с несвоевременным обращением и назначил рассмотрение дела на 09.06.2010.
При этом арбитражный суд не учел, что ходатайство было подано ответчиком до окончания предварительного судебного заседания и назначения судебного разбирательства по существу, в связи с чем у суда не имелось оснований для вывода о пропуске истцом месячного срока на обращение с таким ходатайством (Постановление ФАС Московского округа от 22.11.2010 N КГ-А40/14330-10).
Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ редакция статьи 19 АПК РФ изменена и дополнительно установлены такие основания привлечения арбитражных заседателей, как особая сложность дела и (или) необходимость использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления (часть 1 статьи 19 АПК РФ).
В новой редакции приведенной нормы также предусмотрено, что ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно содержать обоснование особой сложности дела и (или) необходимости использования специальных знаний и может быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства, в том числе при каждом новом рассмотрении дела (часть 2 статьи 19 АПК РФ).
Следует признать, что приведенные изменения процессуального закона предоставили судам реальную возможность самостоятельно определять необходимость привлечения арбитражных заседателей как при наличии своевременно заявленного ходатайства сторон, так и по собственной инициативе.
Так, ФАС Московского округа отклонил довод кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, поскольку ответчик надлежаще не обосновал необходимость рассмотрения данного дела с участием арбитражных заседателей. Кассационная инстанция согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что дело не является сложным и привлечение арбитражных заседателей к его рассмотрению нецелесообразно (Постановление ФАС Московского округа от 03.08.2011 N КГ-А40/5788-11).
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в настоящее время суды самостоятельно, по своему усмотрению определяют наличие особой сложности дела и необходимость использования специальных познаний.
При этом каких-либо разъяснений относительно понятия «особая сложность дела» и необходимости использования специальных познаний пока нет. Очевидно, что для формирования единой судебной практики такие разъяснения необходимы.
Следует также отметить, что законодатель оставил прежним круг лиц, которым предоставлено право заявить о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей: этим правом обладают только стороны арбитражного процесса, к которым согласно статье 44 АПК РФ относятся истец и ответчик.
Поскольку третьи лица не являются стороной в арбитражном процессе, то в силу прямого указания в законе у них такая возможность отсутствует.
На данное обстоятельство указано в Определениях ВАС РФ от 21.11.2007 N 15075/07 и от 28.02.2007 N 2296/07.

Выбор кандидатур арбитражных заседателей

Редакция части 3 статьи 19 АПК РФ до 1 ноября 2010 года предоставляла право каждой стороне выбрать кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного для данного арбитражного суда, и обязывала заявить о выбранной кандидатуре суду не позднее десяти дней до начала судебного разбирательства.
При этом суд был вправе самостоятельно определить такую кандидатуру, если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя.
Ранее действующее законодательство исключало возможность при удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей и сформированном коллегиальном составе суда рассмотреть дело судьей единолично.
Так, ФАС Московского округа признал, что дело рассмотрено арбитражным судом в незаконном составе, установив следующее.
Определением от 23.07.2009 судом удовлетворено ходатайство ответчика о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, и определением от 14.09.2009 к осуществлению правосудия привлечены арбитражные заседатели А. и Н.
Согласно протоколу судебного заседания от 11.02.2010 стороны в судебном заседании заявили ходатайство о рассмотрении дела без участия арбитражных заседателей. Данное ходатайство судом удовлетворено, суд приступил к рассмотрению дела единолично.
Кассационная инстанция, направляя дело на новое рассмотрение, указала, что суд нарушил принцип неизменности состава суда, предусмотренный частью 2 статьи 18 АПК РФ, поскольку приступил к рассмотрению дела коллегиальным составом, а закончил судебное разбирательство единолично. При этом кассационная инстанция констатировала, что возможность при сформированном коллегиальном составе суда рассмотреть дело единолично арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрена (Постановление ФАС Московского округа от 30.06.2010 N КГ-А40/6599-09).
Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ существенно изменен порядок определения кандидатур арбитражных заседателей.
Согласно части 3 статьи 19 АПК РФ в новой редакции кандидатуры арбитражных заседателей определяются с учетом их специализации путем случайной выборки из списка арбитражных заседателей при помощи автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.
Перечень случаев, когда при наличии удовлетворенного ходатайства о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей судья вправе единолично рассмотреть дело, значительно расширен новой редакцией части 4 статьи 19 АПК РФ.
Законодатель к таким случаям отнес:

  • невозможность сформировать состав суда для рассмотрения дела с участием арбитражных заседателей после отвода одного или нескольких арбитражных заседателей;
  • неявку в судебное заседание одного или двух арбитражных заседателей, если стороны или их представители присутствуют в данном судебном заседании и не возражают против рассмотрения дела судьей единолично;
  • наличие ходатайства одной из сторон о рассмотрении дела судьей единолично, если после перерыва или отложения судебного разбирательства в связи с неявкой одного или двух арбитражных заседателей новое судебное заседание невозможно по этим же основаниям.

Вероятно, целью указанных изменений является устранение ситуаций, связанных с поведением сторон и арбитражных заседателей и направленных на необоснованное увеличение срока рассмотрения дел.
При этом судебная практика по измененному законодательству складывается таким образом, что неявка стороны в судебное заседание при надлежащем извещении и непредставление этой стороной возражений против рассмотрения дела судьей единолично расценивается судами как основание для единоличного рассмотрения дела судьей, предусмотренного частью 4 статьи 19 АПК РФ.

Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Определением от 17.11.2010 утвердил кандидатуры арбитражных заседателей Т. и С. и просил стороны высказать позицию относительно возможности рассмотрения спора судьей единолично в случае неявки арбитражных заседателей в судебное заседание, назначенное на 01.12.2010.
Дополнительно суд в телеграмме от 27.11.2010 предложил сторонам «представить позицию о рассмотрении дела судьей единолично».
Стороны и арбитражные заседатели в судебное заседание 01.12.2010 не явились.
При этом истец в письме от 30.11.2010 согласился на рассмотрение дела судьей единолично. Ответчик, не выражая своего мнения относительно единоличного рассмотрения дела судьей, в телеграмме от 01.12.2010 информировал суд о направлении встречного иска.
При наличии таких обстоятельств суд сделал вывод о том, что истец заявил ходатайство о единоличном рассмотрении дела, а ответчик не возражал против рассмотрения дела без участия арбитражных заседателей.
С учетом этого суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 19 АПК РФ, правомерно принял дело к рассмотрению судьей единолично (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.08.2011 по делу N А56-50845/2010).
Очевидно, что такой подход не в полной мере отвечает тем требованиям, которые установлены частью 4 статьи 19 АПК РФ для единоличного рассмотрения дела судьей при неявке арбитражных заседателей.
Следует обратить внимание, что помимо использования автоматизированной информационной системы подборки кандидатур арбитражных заседателей новая редакция части 3 статьи 19 АПК РФ предусмотрела «иной» способ, применяемый в арбитражном суде для формирования состава суда.
Вероятно, законодатель в будущем подробно регламентирует указанный «иной» способ формирования состава суда с тем, чтобы исключить возможность влияния на этот процесс лиц, заинтересованных в исходе рассмотрения арбитражных дел.

Замена арбитражных заседателей

Как старой, так и новой редакцией статьи 18 АПК РФ предусмотрено, что дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. В случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.
Обе редакции названной нормы предусматривают такие основания замены арбитражных заседателей, как заявленные и удовлетворенные в порядке, установленном АПК РФ, самоотвод или отвод арбитражного заседателя, а также длительное отсутствие арбитражного заседателя ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе (в служебной командировке — новая редакция).
Статья 18 АПК РФ в новой редакции дополнительно предусматривает замену арбитражных заседателей в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.
При применении указанной нормы судам следует обратить внимание на различные последствия приостановления и досрочного прекращения полномочий арбитражных заседателей и прекращения в связи с истечением срока их полномочий.
Согласно статье 4 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29.06.2009 N 136-ФЗ арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ.
В случае если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу.
Перечень оснований к прекращению и приостановлению полномочий арбитражных заседателей предусмотрен статьей 5 Федерального закона от 30.05.2001 N 70-ФЗ.
Полномочия арбитражных заседателей подлежат приостановлению в случаях:

  • предъявления обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);
  • неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;
  • признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

К основаниям досрочного прекращения полномочий отнесены:

  • прекращение гражданства Российской Федерации;
  • вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
  • вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;
  • совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;
  • неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;
  • замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;
  • письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;
  • смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

Таким образом, в случае истечения двухлетнего срока полномочий арбитражного заседателя до рассмотрения дела суду следует закончить рассмотрение дела с участием этого заседателя даже при отсутствии сведений о повторном включении его в списки арбитражных заседателей.
Если же полномочия арбитражного заседателя прекращены или приостановлены, а судебное разбирательство по делу не закончено, суду следует произвести его замену в предусмотренном законом порядке.
Стоит отметить, что при применении ранее действовавшего законодательства наибольшее количество процессуальных ошибок суды допускали при замене арбитражных заседателей в случае истечения срока их полномочий, неявки и невозможности участия в рассмотрении дела.
ФАС Северо-Западного округа отменил решение суда первой инстанции, поскольку суд, инициировав замену не явившегося в судебное заседание арбитражного заседателя и самостоятельно определив его кандидатуру, нарушил тем самым установленный процессуальным законодательством порядок формирования состава суда и основополагающий принцип неизменности состава суда (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2010 по делу N А56-46287/2009).
ФАС Уральского округа, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что дело рассмотрено с участием арбитражного заседателя С., полномочия которого истекли до вынесения обжалуемого решения.
Суд руководствовался приказом председателя суда о продлении полномочий арбитражного заседателя С.
При этом суд не учел, что до рассмотрения дела по существу Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 67 «О прекращении полномочий арбитражных заседателей арбитражных судов субъектов Российской Федерации» полномочия арбитражного заседателя С. прекращены, что исключало возможность его дальнейшего участия в рассмотрении дела (Постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2009 N Ф09-2982/09-С5).
ФАС Северо-Западного округа сделал вывод о том, что суд первой инстанции нарушил требования о порядке формирования суда и рассмотрел дело незаконным составом, в связи с чем отменил обжалуемое решение. При этом кассационная инстанция указала, что данное решение вынесено с участием арбитражного заседателя К., полномочия которого прекращены на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 20.11.2008 N 67 и в материалах дела отсутствуют доказательства продления срока его полномочий (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.2009 по делу N А21-6902/2006).
Ранее существовавший порядок определения кандидатур арбитражных заседателей при их привлечении к рассмотрению дела и замене с учетом мнений сторон увеличивал продолжительность срока рассмотрения арбитражных дел.
Очевидно, что новый порядок подбора кандидатур арбитражных заседателей упростит эту процедуру и сократит сроки рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей.

Обжалование определений по вопросам рассмотрения дел с участием арбитражных заседателей

По результатам рассмотрения ходатайств и заявлений, связанных с участием в деле арбитражных заседателей (о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, об их замене, отводе и т.д.), арбитражный суд выносит определения в порядке статьи 159 АПК РФ.
Статьями 19 и 159 АПК РФ не предусмотрено обжалование таких определений.
При этом названные определения не препятствуют дальнейшему движению дела, что согласно части 1 статьи 188 АПК РФ исключает возможность обжалования определения отдельно от судебного акта.
По порядку обжалования указанных определений в целом сложилась единообразная судебная практика. Суды не принимают жалобы на указанные определения отдельно от судебных актов, которыми заканчивается рассмотрение дела по существу (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.03.2010 по делу N А82-17400/2009, ФАС Московского округа от 20.04.2010 N КА-А40/3749-10, ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2008 по делу N А66-9811/2006).
Кужарова Н.И., судья Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа.

Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа одобрены рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС ЗСО по вопросам применения некоторых норм Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данную трактовку норм АПК судьям рекомендуется использовать в практике разрешения споров, сообщается на сайте суда.

Так, например, в рекомендациях НКС рассматривается вопрос: если замена судьи произведена после вынесения им определения о назначении дела к судебному разбирательству по существу, с какой стадии процесса дело должен рассматривать новый судья?

Согласно частям 2, 3, 4 статьи 18 АПК РФ, дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или составом суда. Замена судьи или одного из судей возможна в случае: заявленного и удовлетворенного в установленном Кодексом порядке самоотвода или отвода судьи; длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе. Замена судьи, арбитражного заседателя производится также в случаях прекращения или приостановления их полномочий по основаниям, установленным федеральным законом.

Замена судьи оформляется распоряжением или определением председателя судебного состава, председателя судебной коллегии, председателя суда (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.08.2004 № 82 «О некоторых вопросах применения АПК РФ»).

Как отмечает НКС, анализ указанных норм права и рекомендаций Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, замена судьи, начавшего рассмотрение дела, без уважительных причин не допускается. Если судья заменен при отсутствии уважительных причин, следует признавать, что дело рассмотрено судом в незаконном составе. Согласно пункту 1 части 4 статьи 270 и пункту 1 части 4 статьи 288 АПК РФ, это является безусловным основанием для отмены судебного акта.

Во-вторых, приведенный в частях 3 и 4 статьи 18 АПК РФ перечень уважительных причин для замены судьи не является исчерпывающим. В-третьих, поскольку процедура оформления замены судьи предусмотрена не законом, а информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ее нарушение само по себе не является безусловным основанием для отмены судебного акта.

В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ в случае замены судьи, арбитражного заседателя в процессе рассмотрения дела судебное разбирательство должно быть произведено с самого начала.

Рассмотрение дела сначала означает проведение процедур, предусмотренных главой 19 «Судебное разбирательство» АПК РФ, то есть слушание дела начинается открытием судебного заседания, в котором дело рассматривается по существу.

Также НКС при ФАС СЗО отвечает на вопрос, вправе ли арбитражный суд принять предварительные обеспечительные меры (статья 99 АПК РФ) при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений?

Обеспечительные меры представляют собой срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя. Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (статья 90 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 99 АПК РФ, арбитражный суд по заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение имущественных интересов заявителя до предъявления иска.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» предварительные обеспечительные меры принимаются арбитражным судом по правилам, предусмотренным главой 8 АПК РФ, с особенностями, установленными статьей 99 АПК РФ, а именно: частью 3 статьи 99, устанавливающей критерии подсудности в отношении предварительных обеспечительных мер, не связанные с общими основаниями подсудности, предусмотренными в параграфе 2 главы 4 АПК РФ, правилами юрисдикции по спорам с участием иностранных лиц, установленными статьями 247, 248, 249 главы 32 АПК РФ, либо нормами международных договоров; частью 5 статьи 99, устанавливающей особые требования к определению о применении предварительных обеспечительных мер; частями 7-10 статьи 99, определяющими отдельные особенности рассмотрения дел, по которым арбитражным судом были применены предварительные обеспечительные меры. Специальных оснований применения предварительных обеспечительных мер, отличных от общих оснований применения обеспечительных мер, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, нормы АПК РФ не предусматривают.

В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ» разъяснено, что заявления, которые не содержат требования имущественного характера, не могут сопровождаться предварительными обеспечительными мерами.

Согласно пункту 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.07.2004 № 78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер», предварительные обеспечительные меры направлены на обеспечение имущественных требований, и ходатайство об их применении подается до предъявления исковых требований по существу.

Анализ указанных норм права, разъяснений и рекомендаций Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, по мнению НКС, позволяет сделать вывод о том, что принятие предварительных обеспечительных мер при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ не предусмотрено.

С полным текстом рекомендаций НКС при ФАС ЗСО по вопросам применения некоторых норм АПК РФ можно ознакомиться здесь.

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации

(с изменениями на 28 ноября 2018 года)

Принят
Государственной Думой
11 апреля 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
16 мая 2001 года

Статья 1. Арбитражные заседатели

1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее — арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее — граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также — арбитражные суды) в первой инстанции отнесенных к их компетенции дел, возникающих из гражданских правоотношений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

3. Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.
Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

4_1. Арбитражный заседатель при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. В случае возникновения конфликта интересов арбитражный заседатель, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) арбитражного заседателя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью арбитражного заседателя и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Под личной заинтересованностью арбитражного заседателя, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих обязанностей, понимается возможность получения арбитражным заседателем при исполнении им своих обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для арбитражного заседателя, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми арбитражный заседатель связан финансовыми или иными обязательствами.
(Пункт дополнительно включен с 20 декабря 2016 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 443-ФЗ)

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.
(Пункт дополнен с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы (подпункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ;

5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2002 года Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2003 года Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ.

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах;

7) супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супруга (супруги) председателя или заместителя председателя того же арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 20 декабря 2016 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 443-ФЗ)

3. Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне гражданский долг и совесть».

Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей

1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Арбитражный суд субъекта Российской Федерации организует проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей. При этом арбитражный суд субъекта Российской Федерации вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ему сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный арбитражным судом срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления этого требования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 443-ФЗ.

2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Верховный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ.

3. Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ.

4. Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта Российской Федерации определяется из расчета не менее двух арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя

1. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (пункт дополнен с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ.

2. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть неоднократно включен в списки арбитражных заседателей в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона (пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ.

3. В случае, если рассмотрение дела, начатого с участием арбитражного заседателя, к моменту истечения срока его полномочий не окончено, арбитражный заседатель продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения дела по существу (пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ.

Статья 5. Приостановление и прекращение полномочий арбитражного заседателя

1. Полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются по следующим основаниям:

1) предъявление обвинения в совершении преступления (до вступления в законную силу приговора суда);

2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (более шести месяцев) исполнять обязанности арбитражного заседателя;

3) признание безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

2. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются досрочно по следующим основаниям (абзац дополнен с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ:

1) подпункт утратил силу с 29 декабря 2009 года — Федеральный закон от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ;

2) прекращение гражданства Российской Федерации;

3) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении арбитражного заседателя либо решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности арбитражного заседателя либо о признании его недееспособным;

5) совершение поступка, умаляющего авторитет судебной власти;

6) неоднократное уклонение без уважительных причин от исполнения своих обязанностей;

7) замещение должностей, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, исключающих привлечение арбитражного заседателя к участию в осуществлении правосудия;

8) письменное заявление арбитражного заседателя о прекращении полномочий по уважительным причинам;

9) смерть арбитражного заседателя или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим.

3. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются распоряжением председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ.

4. В случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, полномочия арбитражного заседателя прекращаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ.

Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия

1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

2. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5-7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (пункт в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2009 года Федеральным законом от 29 июня 2009 года N 136-ФЗ.

2. Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

3. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Арбитражные заседатели, утвержденные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По истечении этого срока полномочия арбитражных заседателей считаются прекращенными, если арбитражные заседатели не были утверждены в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона.

3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившей силу статью 8 Федерального закона от 5 мая 1995 года N 71-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст.1710).

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *