Раздельное образование мальчиков и девочек

В Японии когда-то существовала школа в поезде, в Америке сегодня есть подземная школа, а в Камбодже — плавучая. О 10 самых необычных школах мира вы можете прочитать вот , а «Букник-младший» собрал информацию о необычных школах Москвы.

Центр образования N 1447 имени Николая Островского

Бывшая школа № 142, существует с 1937 года, в 2004 году переехала в новое современное здание.
В школе работает детский сад (полного дня, дошкольные группы), в средней и старшей школе есть гимназические и общеобразовательные, а также профильные (социально-экономические, физико-математические, филологические) и спортивный (баскетбол) классы. Главное отличие школы — с 1 по 6 класс обучение ведется в интегративных классах. Это значит, что дети с ограниченными возможностями (как физическими, так и интеллектуальными) занимаются наравне с обычными детьми. Программа разработана и поддерживается группой психологов и педагогов. Девиз школы — «Мы разные, но мы вместе», а более подробно о программе можно прочитать .

Полиэтническая школа
В школе № 1650, расположенной в центре Москвы, обучаются дети, как подсчитала администрация, 32 национальностей: белорусы, русские, евреи, армяне, абхазцы, корейцы, латыши, немцы, цыгане, греки, башкиры…
Учебное заведение работает с 1989 года, программа позволяет изучать как собственные национальные традиции, так и традиции других народов. Ученики сами выбирают себе группу и, соответственно, язык, литературу, историю. Общие предметы (химия, физика, математика и другие) преподаются по единой схеме. В общем расписании имеется и такой предмет, как этнография.

Гендерная школа
Довольно старая московская школа (официальный год открытия — 1961-й, но тогдашняя школа, получившая номер 14, основана на базе еще довоенной школы № 554), в которой с 1991 года (тогда же учебному заведению был присвоен номер 1257) практикуется раздельное обучение, с первого по выпускной классы. Совместными являются только экскурсии (да и то не всегда), иногда — спортивные состязания, торжественные праздники, последний звонок и вечера встреч выпускников. Преимущества раздельного обучения, которые декларирует администрация школы, на самом деле, всем давно известны: мальчики и девочки по-разному усваивают материал; девочки старательны и усидчивы, мальчики — напротив; девочки хорошо решают типовые задачи, мальчики выигрывают в заданиях на сообразительность, им трудно работать по шаблону. Педагоги разрабатывают программы для девочек и мальчиков совместно с психологами.
Кроме того, в школе 1257 ведется углубленное изучение английского языка.

Школа для одаренных детей
Откройте любой рейтинг московских школ и отчеркните карандашом первую двадцатку (а то и тридцатку) — понятно, что даже в самую последнюю из списка поступают только самые сильные, способные и мотивированные дети. В официальном рейтинге правительства Москвы 2011 года 7-е место занимает школа «Интеллектуал», созданная в 2003 году специально для одаренных детей. Основал школу известный в Москве педагог Евгений Маркелов, он же стал первым директором «Интеллектуала». К сожалению, Маркелов умер осенью 2010-го.
В школу трудно поступить, еще труднее — учиться. Уже с первого класса дети решают сложные математические задачи и уравнения. С 5-го класса обучение ведется по индивидуальному плану (такая система практикуется во многих сильных школах, но, как правило, с 7-го, а то и 9-го классов).
Еще одно отличие «Интеллектуала» — интернат, в котором могут оставаться дети, живущие далеко от школы (как в Подмосковье, так и в Москве). Школа — государственная, родители оплачивают только проживание и питание в интернате.

Школа для трудных подростков
Государственная закрытая школа «Шанс» основана в 2004 году и рассчитана на 60 учеников, от 11 до 18 лет. В школу по решению суда принимают детей из неблагополучных семей, беспризорных детей, подростков с девиантным поведением, при условии что они не подлежат уголовной ответственности в силу возраста или отставания в развитии или осуждены за преступление средней тяжести, но освобождены судом от уголовного наказания. Из-за того, что одновременно школа может принять не так много учеников, срок пребывания в учебном заведении ограничен тремя годами.

«Школа для девочек» перенаправляется сюда. Для отдельных школ с таким названием см. Средняя школа для девочек (значения) . Немецкие школьницы, 1888 год, Эмануэль Спитцер. Мальчики в гимназии Тринити (Новый Южный Уэльс) , 1913 год.

Однополое образование , также известное как однополое образование и гендерно изолированное образование , представляет собой практику проведения обучения с учащимися мужского и женского пола, посещающими отдельные классы, возможно, в отдельных зданиях или школах. Практика однополого обучения была распространена до 20 века, особенно в средней и высшей школе . Однополое образование во многих культурах пропагандируется как на основе традиций, так и на основе религии, и практикуется во многих частях мира. В последнее время наблюдается всплеск интереса и создание школ для мужчин и женщин из-за образовательных исследований. Однополое воспитание практикуется во многих странах с мусульманским большинством; в то время как в других частях мира он наиболее популярен в Чили , Израиле , Южной Корее и англоязычных странах, таких как Сингапур , Ирландия , Великобритания , Гонконг , Новая Зеландия , Южная Африка и Австралия . В западном мире однополое воспитание в первую очередь связано с частным сектором , а в государственном (государственном) секторе преобладает смешанный пол; в то время как в мусульманском мире ситуация противоположная: в государственных школах обычно учатся дети одного пола, а во многих частных школах — смешанные. Мотивы для однополого воспитания варьируются от религиозных представлений о сегрегации по половому признаку до убеждений, что полы учатся и ведут себя по-разному, и, как таковые, они преуспевают в однополой среде. В 19 веке в западных странах школы для девочек одного пола и женские колледжи давали женщинам шанс получить образование в то время, когда им было отказано в доступе в обычные учебные заведения. Первые были особенно распространены в Швейцарии, вторые — в США и Великобритании, которые были пионерами в области образования женщин.

В средней школе № 20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек среди первоклассников — в двух классах из четырех набранных в этом году.

Педагоги школы объясняют это решение тем, что в течение 10 лет они замечали чрезмерное доминирование девочек над мальчиками: первые как правило, лучше успевают на занятиях, более активны, чаще получают похвалу от учителей, из-за чего мальчики подсознательно чувствуют себя хуже. Таким образом, у школьниц формируются не совсем женские качества — самоуверенность, доминирование над мужским полом и властность, а у школьников наоборот — чувство слабости перед женщинами и подавленность. Как отмечают местные педагоги, перечисленные проблемы не характерны для раздельного обучения.

Кроме того, 54% учеников бийской СОШ №20 воспитываются в неполных семьях. Введение раздельного обучения, по мнению директора, позволит скорректировать воспитание гендерных качеств: то, что будет недополучено в семье, школа постарается восполнить через различные виды деятельности как в урочное, так и во внеурочное время. К введению гендерного образования коллектив школы так же подтолкнули отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов, манеры общения друг с другом, неадекватные формы поведения среди детей независимо от пола и результаты обучения.

В местных СМИ директор школы Елена Вирбицкас дала развернутые ответы на все вопросы, вызванные таким решением. В частности, она заметила, что:

«У мальчиков и девочек, обучающихся раздельно, нейродинамические и психологические характеристики лучше, чем у детей, обучающихся в смешанных классах. У них происходит формирование типичных мужских и типичных женских качеств, формируются гендерные роли, значительно повышается уровень обученности».

При этом директор школы подчеркивает, что родителей не принуждают отдавать детей только в раздельные классы, у них есть выбор.

Поддерживает директора и его заместитель по учебно-воспитательной работе Татьяна Цветкова, отмечая психологические и физические различия мальчиков и девочек: «Физическое самочувствие детей, которые учатся раздельно, намного лучше здоровья тех, кто находится вместе. Результаты учебной деятельности тоже выше, потому что и умственное, и физическое развитие мальчиков и девочек существенно различается. Девочки по-своему воспринимают информацию, а мальчики совсем иначе».

Своим мнением поделился и депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания Андрей Щукин, сын которого после начальной школы учился в спортивном классе, где были лишь мальчики:

«Раздельных классов должно быть больше, но только если родители не против. Программы стоит предусмотреть разные: если у мальчиков это упор на физическую подготовку, то у девочек — на семейные ценности».

Отметим, бийская школа далеко не первая в нашей стране, которая вводит раздельное обучение. На сегодняшний день сотни российских школ имеют либо раздельные классы, либо полностью перешли на гендерное образование. И педагоги, как правило, довольны результатами.

Так, несколько лет назад был проделан эксперимент в общеобразовательной школе № 34 города Каменска-Уральского. Его итоги никого не удивили: дети из раздельных классов учатся успешнее. «Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока» — делятся мнением педагоги уральской школы.

Дети, как правило, также весьма положительно отзываются о раздельном обучении. Приведем высказывания разных лет:

Никита: «Девчонки нам пока ни к чему. Класс у нас дружный, никто не дерется».

Марина, закончившая школу с раздельным обучением: «Мама меня называла пацанкой, но все время пыталась воспитать во мне прилежную дочку. Когда мы в очередной раз переехали, она специально отдала меня в класс для девочек. Кисейной барышней я не стала и с мальчиками общаться продолжаю, но за четыре года учебы у меня появились две подруги, с которыми я общаюсь до сих пор».

Остановимся более конкретно на плюсах раздельного обучения.

Повышение успеваемости

Как видно из вышеперечисленного, это отмечают абсолютно все педагоги. Во-первых, мальчики и девочки в силу гендерных особенностей по-разному воспринимают материал, а в раздельных классах это учитывается в программе обучения.

Во-вторых, в средних и особенно старших классах наступает пора полового созревания, первых симпатий к представителям противоположного пола, кои могут оказаться и среди одноклассников.

Разве будет думать подросток о теореме Пифагора, когда за соседней партой сидит девочка, в которую он влюблен?

Вот и учителя школы с раздельными классами, не скрывая эмоций, находят этому следующее объяснение: «Мальчик не станет волноваться, как отреагирует симпатичная ему девочка на его ответ у доски, девочка не засмущается при мысли о мальчике, поднимет руку и ответит на вопрос учителя. Получается, они сконцентрированы только на предмете урока».

Гармоничное приобретение мужских и женских качеств

Как правило, представительницы слабого пола взрослеют раньше представителей сильного. В смешанных классах это выливается в подавление мальчиков девочками. Они, как правило, более внимательны и прилежны, лучше усваивают материал, аккуратнее пишут и рисуют. Девочек часто приводят в пример мальчикам, что оставляет у многих ребят комплекс и искаженное представление о том, что «девочки априори лучше».

В подтверждение этих слов приведем цитату школьного психолога Ирины Токарь: «Застенчивым девочкам так комфортнее, мальчикам — тоже. Мальчики взрослеют на год-два позже своих сверстниц — в начальной школе девочки выше ростом, сильнее, быстрее усваивают материал и вообще лучше учатся. Самооценка мальчиков падает: они с детства чувствуют превосходство девочек».

Снижение конфликтности между детьми

Исходя из предыдущего пункта, мальчики, чувствуя себя подавленными успешными девочками, вступают с ними в конфликтные ситуации. К тому же девочка часто не способна постоять за себя, что также усиливает вероятность стать объектом нехорошего отношения со стороны хулиганов. В итоге напряженная обстановка в классах приводит к возрастанию агрессивности среди девочек, которые вынуждены постоять за себя, и к феминизации мальчиков, которым внушается необходимость брать пример с девочек и во всем на них равняться.

Улучшение физического состояния детей

Сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета профессор Р. Айзман, кандидат биологических наук М. Суботялов и И. Пирумова попытались изучить психофизиологические особенности учащихся в условиях традиционного и раздельного обучения. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска. Были обследованы 320 учащихся 12–15 лет, обучающихся в условиях традиционного и раздельного обучения с 1-го класса.

Выяснилось, что если в начале обучения школьницы из девичьих и смешанных классов по состоянию здоровья существенно не различались, то в конце 3-го года обучения среди школьниц из девичьих классов распространенность функциональных расстройств здоровья оказалась меньше, чем среди обучавшихся в смешанных классах. В сравниваемых группах оценивались показатели нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, а также распространенность дефицита массы тела как показателя репродуктивного потенциала девочек.

Существенно уменьшилась среди учениц девичьих классов острая заболеваемость: индекс пропусков по болезни снизился в 5 раз.

Кроме плюсов, некоторые педагоги все же отмечают и минусы раздельного обучения. Однако их, как правило, гораздо меньше. В основном все сводится к замкнутости перед противоположным полом и возможным проблемам в будущем при социализации и вхождении во взрослую жизнь.

Так, педагог-психолог первой категории Екатерина Распопова отмечает следующее: «Я против раздельного обучения детей. Сегодня современное общество не подчиняется жесткому гендерному делению, как было раньше. Социальные роли, профессии, общественные занятия — все это подходит как мужчинам, так и женщинам. Они одинаково могут быть в этом успешными. Кроме того, не следует забывать о том, что школа не только обучает, но и воспитывает. И одно из средств воспитания — свободное общение учащихся. В учебной деятельности в том числе. В общении друг с другом на уроке мальчики и девочки видят и находят разное и общее между собой, учатся взаимодействию в конфликтных ситуациях, преодолевать трудности, дружить. Все это в дальнейшем здорово поможет выстроить конструктивные отношения с противоположным полом в семье, на работе, да и в любой другой ситуации».

Со своей стороны, хотелось бы возразить. В Великобритании до сих пор весьма широко распространено раздельное обучение, однако местное население раскрепощено и общительно не меньше, чем россияне.

Очень многие женщины, достигшие чего-либо в жизни, получили именно женское образование – например, Маргарет Тэтчер, Джейн Фонда, Мадлен Олбрайт и Хиллари Клинтон окончили учебные заведения «только для женщин».

В связи с чем странно говорить о какой-то неприспособленности к жизни таких школьниц. А если взять времена более ранние, раздельное обучение широко применялось и в нашей стране до Октябрьской революции. Разве были у мужчин Российской Империи какие-то проблемы в общении с женщинами? По уровню культуры и искусства того времени, а также норм этикета, видно, что не было. Современным мужчинам у них можно поучиться искусству общения с женщинами.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что постепенное внедрение раздельного обучения мальчиков и девочек принесет за собой гораздо больше плюсов, чем минусов. А исторический опыт демонстрирует, что и минусы весьма сомнительны. К тому же, раздельное обучение отнюдь не предполагает полную изоляцию школьников друг от друга.

Образовательные эксперименты в новейшей истории России оставляют довольными всех участников образовательного процесса: и педагогов, и, главное, учеников. Подтверждает это и постоянное увеличение числа подобных классов и школ. На наш взгляд, в будущем данная практика будет расширяться, и, вполне возможно, рано или поздно вновь станет господствующей.

Документ 1

О ВВЕДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Постановление Народного Комиссариата Просвещения от 31 мая 1918 г.

§ 1. Во всех учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. В наименовании всех учебных заведений, всех ступеней и типов, включая высшую школу, опуская слова мужская и женская.

§ 2. С момента опубликования настоящего постановления все учебные заведения принимают на свои вакансии учащихся обоего пола на равных основаниях.

§ 3. В целях более последовательного осуществления принципа совместного обучения приём новых учащихся производится следующим образом: мужские учебные заведения принимают на свободные вакансии в первые четыре класса преимущественно учащихся женского пола, женские учебные заведения соответственно принимают в те же классы учащихся мужского пола с тем расчётом, чтобы количество учащихся обоего пола было более равномерно.

§ 4. Приём учащихся обоего пола в старшие классы, начиная с 5-го, производится беспрепятственно.

§ 5. Во всех вновь открывающихся классах и учебных заведениях приём учащихся обоего пола производится на основании § 3.

Подписал:

Народный комиссар просвещения

А. Луначарский

СУ; 1918, № 38; ст. 499.

Источник: «Сборник декретов и постановлений Рабоче-крестьянского правительства по народному образованию», вып 1. М., 1919, с.35.

Документ 2

О ВВЕДЕНИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
В 1943/44 УЧЕБНОМ ГОДУ
В НЕПОЛНЫХ СРЕДНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛАХ ОБЛАСТНЫХ, КРАЕВЫХ ГОРОДОВ, СТОЛИЧНЫХ ЦЕНТРОВ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И КРУПНЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ГОРОДОВ

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 789 от 31 мая 1943 года

Учитывая, что совместное обучение мальчиков и девочек в средних школах создаёт некоторые затруднения в учебно-воспитательной работе с учащимися, что при совместном обучении не могут быть должным образом приняты во внимание особенности физического развития мальчиков и девочек, подготовки тех и других к труду, практической деятельности, военному делу и не обеспечивается требуемая дисциплина учащихся, Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1943 года раздельное обучение мальчиков и девочек в I–X классах всех неполных средних и средних школ областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов, для чего организовать в этих городах отдельные мужские и женские школы (список городов, в которых водится раздельное обучение мальчиков и девочек, прилагается.1

2. Учебную работу в мужских и женских школах в 1943/44 учебном году вести по существующим учебным планам и программам неполных средних и средних школ.

3. Обязать наркомпросы союзных республик закончить к 10 августа 1943 года распределение учебных помещений для мужских и женских школ, а также распределение педагогов и учащихся по этим школам.

4. Возложить на тт. Косыгина и Потёмкина ответственность за проведение в жизнь раздельного обучения мальчиков и девочек во всех неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов РСФСР, перечисленных в прилагаемом списке, с начала 1943/44 учебного года.

5. Придавая большое государственное значение введению раздельного обучению в школах, Совнарком Союза ССР обязывает облисполкомы, крайисполкомы, Совнаркомы союзных и автономных республик обеспечить проведение в жизнь настоящего постановления, оказать органам народного образования необходимую помощь и представить в Совнарком СССР к 20 августа 1943 года отчёт о проведении подготовительных мероприятий по осуществлению раздельного обучения мальчиков и девочек.

Из ИНСТРУКЦИИ ПО ВВЕДЕНИЮ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РСФСР Утверждена Народным Комиссаром Просвещения РСФСР 23 июля 1943 г.:

14. …При подборе руководителей школы и педагогического персонала необходимо учесть не только пол данного лица, но и личные особенности характера, определяя таким образом пригодность его для мужской или женской школы, особенно для работы классного руководителя….

Источник: Народное образование. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1948, с. 52–55.

Документ 3

О ВВЕДЕНИИ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛАХ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И ДРУГИХ ГОРОДОВ

Из постановления Совета министров СССР от 1 июля 1954 года:

Совет министров Союза ССР постановляет:

1. Учитывая пожелания родителей учащихся и мнение учителей школ, ввести в школах Москвы, Ленинграда и других городов с 1954/55 учебного года совместное обучение мальчиков и девочек…

2. Обязать Советы министров союзных и автономных республик, а также краевые и областные исполкомы принять необходимые меры и оказать помощь органам народного образования в связи с введением совместного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *