Разворот в неположенном месте

В начале февраля, выезжая со второстепенной улицы Котина на Горького, челябинец Григорий срезал угол поворота, зацепив трамвайные пути встречного направления: его маневр запечатлел регистратор. Григория остановили сотрудники ДПС, оформили протокол и передали дело в суд, который назначил ему наказание по части 4 ст. 12.15 КоАП – штраф 5000 рублей (грозило лишение). Но вообще-то маневр характерен для челябинских водителей, а некоторые перекрестки в принципе трудно проехать без срезки. Законно ли наказание?

Григорию вменили нарушение сразу двух пунктов правил — 8.6 и 9.6. Первый требует от водителя при повороте налево не оказаться на стороне встречного движения на выезде с пересечения проезжих частей. Второй запрещает езду по трамвайным путям встречного направления.

И на первый взгляд, нарушение правил всё же было: выше приведен стоп-кадр из видео, на котором хорошо видно, что на выезде с пересечения проезжих частей автомобиль Григория оказался на встречных рельсах. Уточним также, что в данном случае перекресток имеет два пересечения проезжих частей, разделенных трамвайными путями.

Оформленная сотрудниками ГИБДД схема, правда, показывает его нахождение на встречной проезжей части, хотя из видео это не очевидно. Адвокат Григория Юрий Панченко пояснил следующее:

— Мы провели тщательный анализ видео, и выезда на полосу встречного движения не было, а в момент пересечения пешеходного перехода автомобиль был уже на рельсах попутного направления.

Спорный вопрос

Разрешают ли правила резать по встречным трамвайным путям? Прямого запрета на такой маневр нет.

Пункт 8.6 требует от водителя при повороте налево не оказаться на стороне встречного движения, а определение «встречной стороны» содержится в пункте 9.1 ПДД: это половина ширины проезжей части, расположенная слева. Трамвайные пути в данном случае не учитываются (они не являются проезжей часть), поэтому пункт 8.6 наказывает водителей, которые режут угол по встречной проезжей части, а не встречным путям. По крайней мере, это следует из буквальной трактовки ПДД.

Что касается пункта 9.6, запрещающего езду по встречным трамвайным путям, Юрий Панченко пояснил следующее:

— Есть решение Верховного суда РФ (АКПИ №12-676), где представитель Правительства Российской Федерации четко заявляет, цитирую: «Под выездом в пункте 9.6 Правил понимается движение по трамвайным путям встречного направления с целью обгона транспортного средства или объезда препятствия». Ранее в этом же проставлении уточняется что пересечение трамвайных путей при поворотах не считает выездом на встречные пути, что не противоречит здравому смыслу.

Те не менее, ни сами полицейские, ни суд такую точку зрения не приняли, хотя раскол наблюдался и в рядах самой инспекции.

— В ответ на жалобу моего клиента начальник подразделения, сотрудники которого оформили штраф, согласился с тем, что выезда на встречную полосу не было, — говорит Юрий Панченко. — Но мировой судья Тракторозаводского района решил иначе и, по сути, выслушав наши аргументы, в постановлении отразил лишь точку зрения инспекторов и назначил Григорию штраф в 5000 рублей.

Интересно также, что в документах суда фигурирует именно езда по трамвайным путем встречного направления, а не выезд на встречную полосу движения. Доводы защиты «основаны на неверном толковании закона», а достоверность показаний свидетелей (инспекторов ДПС — прим. ред.) у судьи не вызвала сомнений, так как они логичны, последовательны и согласуются между собой.

Автоюрист Лев Воропаев после изучения материалов дела пришел к такому выводу:

— Если анализировать исключительно документы, то, согласно схеме, водитель выехал на полосу встречного движения. Схему он подписал, не выразив несогласия, и в суде это является фактом против него. При этом схема не согласуется с видео, и если исходить из последнего, то был лишь выезд на встречные пути, но не встречную проезжую часть, то есть нарушения пункта 8.6 Правил я не вижу. Другим обстоятельством является наличие сплошной линии 1.2, отделяющей трамвайные пути от проезжих частей, поэтому в данном случае выезд на них запрещен. Однако это обстоятельство не отражено на схеме, и тогда предусмотрено наказание по части 1 ст. 12.15 КоАП, а не части 4. Что касается вмененной водителю езды по встречным путям, то участка прямолинейного движения не было, поэтому не было и нарушения пункта 9.6. Верховный суд уже разъяснял: пересечение встречных путей при поворотах не считает выездом.

Как поворачивать на перекрестках с трамвайными путями

Когда есть возможность повернуть без срезки угла, лучше выполнять маневр именно по такой, «прямоугольной» траектории: в описанном случае это было возможно.

На некоторых перекрестках срезки трамвайных путей являются нормой, например, при повороте налево с ул. Молодогвардейцев (с юга) на проспект Победы. Разрешено ли это?

Сама по себе езда по пологой линии, по мнению наших экспертов, нарушением не является, если водитель не коснулся встречной проезжей части, а зацепил лишь встречные трамвайные пути. Но это уже зона риска, потому что в ситуациях, подобных описанной, суды крайне неохотно принимают аргументы водителей.

Тем более нельзя выезжать на трамвайные пути, отделенные от проезжих частей сплошной разметкой: но опять же, для обвинения водителя в этом случае наличие разметки должно быть отражено в документах, в частности, в схеме.

Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%

Номер автомобиля Свидетельство о регистрации ТС Для проверки штрафов с камер фото- и видеофиксации нарушений. Водительское удостоверение Для проверки штрафов, выписанных инспектором ГИБДД. Электронная почта Для бесплатных уведомлений о новых штрафах. Проверить штрафы Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты.

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Правилами дорожного движения предписывается занимать на дорожном полотне ближайшее положение к той стороне, в которую водитель собирается повернуть (если иное не регламентировано разметкой или знаками).

То есть для левого поворота или разворота на 180° необходимо занять на дороге крайнее левое положение: на дороге с многополосным движением занять левый ряд, а на проезжей части без разметки – максимально приблизиться к разделительной полосе, не пересекая ее. Если же вы собрались поворачивать направо, то нужно выбирать положение ближе к обочине или краю проезжей части. Исключение составляют перекрестки с круговым движением.

При этом, если на перекрестке установлены запрещающие поворот и/или разворот знаки, то даже при отсутствии других транспортных средств выполнять маневр нельзя. Любая сплошная разметка подразумевает, что пересекать эту линию запрещено, а, следовательно, развернуться или повернуть без нарушения правил не удастся.

При выполнении маневра водителю следует следить за тем, чтобы после его завершения и/или выезда с перекрестка автомобиль не оказался на встречной полосе (при наличии разметки на дороге этот принцип подразумевает, что недопустимо пересечение разделительной полосы при завершении поворота или разворота.

Субъектом правонарушения, описываемого во второй части анализируемой статьи, является лицо, управляющее транспортным средством и совершающее на нем маневр (поворот или разворот), не соблюдая установленные знаки и/или разметку. За такие действия водитель будет вынужден заплатитьштраф в размере от 1000 до 1500 рублей.

Субъективная сторона данного административного проступка характеризуется умышленной виной.

Хочу рассказать о вчерашнем случае с ГИБДД, где мне хотели влепить штраф или лишение прав за пересечение сплошной линии разметки.

Ситуация была следующая. Ехал по федеральной трассе в другой район и надо было повернуть налево на перекрестке. Так как сзади летят машины и впереди, то повернул я, не сильно снижая скорость, иначе был риск спровоцировать ДТП и получить по зад, от тех, кто зазевается. Короче, повернул на 50 км/час и заступил за сплошную линию разметки. Машин с той стороны не было.

За перекрестком экипаж ДПС и сразу же взмах жезлом. Инспектор молча подошел, взял документы и спросил: «поняли свое нарушение? Пройдемте в машину». Сажусь в патрульное авто и инспектор мне сразу: «Согласно ПДД вы пересекли сплошную линию разметки 1.1 и за это нарушение вам грозит штраф 5000 рублей или лишение прав, но на первый раз мы вас предупреждаем и отпускаем, счастливого пути». Я в растерянности.

Поехал дальше, и начал анализировать и вспоминать КоАП. Почему за пересечение сплошной сказали штраф или лишение прав, но отпустили. Я с ними не спорил, просто пояснил, что на скорости немного получился заступ.

Добрался до компа и изучил статью, под которую меня могли привлечь. Так вот, заступ за сплошную линию разметки при повороте налево может квалифицироваться по ч.4 ст.12.15, а это лишение прав или штраф. Но! Я не ехал по встречке, я немного срезав угол, пересек сплошную 1.1. Всё это происходило в пределах перекреста. Можно ли мои действия квалифицировать по ч.2 ст.12.16 (Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) а это штраф от 1000 до 1500 рублей? Вопрос спорный.

Само ГИБДД давало разъяснения по поводу поворота налево и выезда на встречку — эту 5000 или лишение прав, но это для тех, кто двигался по встречке и потом встал в свою полосу, а если было только касание в начале? На этот счет пояснений нет.

Я конечно рад, что инспектора были понятливые, вежливые и отпустили с миром, но есть и такие, кто за эти действия будет разводить на деньги или выпишет лишение. На мой взгляд тут надо граничить «тяжесть» нарушения.

Безусловно ПДД соблюдать надо и не срезать угол, но бывают перекрестки, где эта разметка слишком выпирает и создает неудобства в движении.

Водителям такси и автобусов придется водить аккуратнее. Для них увеличат штрафы в 1,5-2 раза.

Минтранс подготовил законопроект, который усложнит жизнь водителям, которые перевозят пассажиров. На 2 тысячи рублей им придется «раскошелиться» за проезд на запрещающий знак светофора. Для других автомобилистов штраф не превышает 1 тысячу рублей. От 2 до 3 тысяч рублей составят санкции за разворот или поворот налево в неположенном месте, обычные автолюбители за такие нарушения платят 1,5–2 тысячи рублей. Повысятся штрафы для тех, кто управляет неисправным авто, до 1 тысячи рублей.

Напомним, летом 2019 года глава государства поручил ужесточить ответственность за нарушение ПДД для тех, кто оказывает услуги населению. Таксисты часто попадает в аварии, за год количество ДТП с участием такси выросло почти в 2 раза, число погибших увеличилась на 30%. Впрочем, не все специалисты согласны с подобными обвинениями и считают, что дорожно-транспортные происшествия далеко не всегда происходят по вине водителей такси.

Многие эксперты не одобряют предложение Минтранса. Некоторые предлагают дождаться, когда будет закончена работа над новой редакцией КоАП. В ней уже предусмотрены ужесточения за нарушения для всех категорий водителей. Иные специалисты комментируют «Коммерсанту», что таксисты стали водить аккуратнее и соблюдают скоростной режим, ведь за ними следят агрегаторы.

Алена Шульц

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *