Ребенок дерется в школе

Марат Ахметов заместитель председателя Госсовета РТ: — Как-как? Давно не дрался (улыбается). Ну в детстве бывало. Добро не должно быть с кулаками, нужно все решать словами. И то надо не оскорблять, не унижать человека. В современном мире мужчина должен быть воспитанным, культурным, интеллигентным и тружеником.
Рафис Хабибуллин министр по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ: — Да я каждый день дерусь — с внуком (смеется). Добро всегда было с кулаками. В моем понимании это защита своей чести или того, кто прав. Если мужчина выступает за добро, в драке ничего плохого нет, но, конечно, в пределах нормы закона. Воспитывает мужчин семья, отец — это пример, если есть старший брат, то он. У меня, допустим, его нет, а есть младший. Мой младший брат всегда говорил, что смотрел на меня, а я — на отца, дядю. Они всю жизнь проработали в милиции, еще в советские годы. Я, конечно же, хотел быть похожим на них, особенно на отца. Хотя у него времени на нас не хватало. Нас больше воспитывала бабушка. Тем не менее перед нами не стоял выбор профессии, мы потомственные милиционеры — и я, и братишка. Семья, потом школа и армия — вот что воспитывает мужчину. Если какой-то период провалился, я считаю, что это может быть минусом в воспитании мужчины.
Феофан митрополит Казанский и Татарстанский: — Добро не может быть с кулаками. Это разные вещи, и они не имеют никакого отношения к Дню защитника Отечества. Сила не в кулаке, а в духе человека. Качества же настоящего мужчины всегда неизменны: честность, мужество, умение защитить слабого и никогда не ставить на первое место свое «я». Если говорить о защитнике Отечества, то его защита должна быть у него в приоритете. Если наступают трудные времена для Отечества, если оно в опасности, мужчина должен быть готов его защитить. В Евангелии очень правильно сказано, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих, что и делали наши воины, скажем, во время Великой Отечественной войны.
Фарид Абдулганиев помощник президента РТ по развитию малого бизнеса, экс-министр экономики РТ: — У меня отец армейский командир, он воспитывал меня и продолжает воспитывать в режиме строгой дисциплины. Я полагаю, когда говорят про этот праздник, очень важный аспект — строжайшая дисциплина: вовремя подъем, сон, о таких вещах мы иногда забываем. А дрались в школе, институте. Драка — форма борьбы, она необязательно должна быть физической. Главное, чтобы причина имелась. Когда надо отстаивать правду, свой интерес или кого-то защитить — это драка или нет? Лучше, конечно, все решать мирным путем. Прописная истина. Но на то мужчинам и даны кулаки, чтобы, когда требуется, а это может быть даже подворотня, защитить себя и близких. Когда мы говорим про мужские качества, это одно из основных.
У меня две дочери, я их воспитываю так, чтобы в свое время рядом оказались достойные мужчины. А мужчин надо воспитывать строго, особенно в наше время, когда так много соблазнов и где-то может затеряться человек. Потому нужны, как я уже сказал, дисциплина, порядок и порядочность. Через ваше издание обращаюсь к коллегам, мужчинам, желаю вести себя так, чтобы можно было сказать: «Вот это мужчина!»

Лутфулла Шафигуллин председатель комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству: — Я никогда не дрался. В школе бывало, наверное. Окончил военное училище и служил в советской армии, случались моменты, но только в целях обороны или защиты. Добро не может быть с кулаками. С кулаками добра не сделаешь, это зло. Воспитывать мужчин нужно личным примером, трудом, показывать: делай, как я. Через добро надо воспитывать мужчин.
Фирдус Тямаев певец: — Мне никогда не приходилось драться, все вопросы я решаю мирным путем. Но с тем, что добро должно быть с кулаками, я полностью согласен. Мужчину нужно воспитывать так, как растили нас, а мы боялись родителей, учителей, сейчас же, наоборот, боимся своих детей. Такого не должно быть — это однозначно.
Александр Шадриков министр экологии и природных ресурсов РТ: — Дрался, наверное, только в детском саду за игрушки какие-нибудь, уже не помню. Я не согласен, что добро должно быть с кулаками, оно должно быть добром. Воспитывать защитников Отечества нужно в созидании, научить их ценить то, что мы имеем, защищать своих близких, родных и делать благое дело.
Абдулла Дубин краевед, экс-диктор телевидения: — Драться или не драться — это ведь зависит от породы человека. Мы сталинское поколение, тогда был девиз: «Кто любит людей, тот дольше живет». Так что до драк, слава богу, никогда не доходило, и в общем-то это не мой стиль. Добро должно быть не только с кулаками, а может быть и вооруженным. Потому что Владимир Путин не с того конца начинает, он хочет завалить деньгами, а надо с воспитания начинать. Сейчас телевидение — академия бандитизма и проституции, вот еще одна проблема. А настоящий мужчина всегда любит окружающих, уважает семью, нужно это и прививать.
Ренат Мистахов генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс»: — В последний раз я дрался еще в техникуме, это было начало 90-х. Мужчина должен уметь постоять за себя и тех, кто не может себя защитить. У меня трое сыновей и дочка. Воспитываю я их очень просто, мальчики у меня все февральские, у одного день рождения — 11-го, у второго — 13-го, у третьего — 16-го. В этом году одному исполнилось 24, другому — 20, третьему — 10 лет. Перед 23 Февраля я всегда провожу их дни рождения в ракурсе, посвященном Дню защитника Отечества. Это пейнтбол, разборка-сборка автоматов, футбол — спортивно-полевые мероприятия. Что позволяет ребятам сформироваться как мужчинам. Но самое главное — чтобы дух команды был, плечом к плечу, чтобы мальчики чувствовали дружбу, команду. И каждый год я это провожу перед 23 Февраля, чтобы пробудить у них желание быть офицерами. Старший у меня уже получил офицерские погоны, и второй на военной кафедре учится, тоже на офицера.
Михаил Скоблионок предприниматель, президент еврейской национально-культурной автономии РТ: — Я кулаками махал лет, наверное, 50 назад. После этого начал работать головой, а не руками. Любой человек должен уметь постоять за себя: в молодости мы защищаемся кулаками, в возрасте — уже мозгами, но добро просто так не приходит и его надо отстаивать. Чтобы воспитать настоящего мужчину, не нужно ему давать денег, пусть он сам научится зарабатывать. Есть такой хороший анекдот. У одного человека спрашивают: «Кто такой мужчина?» Он отвечает: «Мужчина — тот, у кого есть деньги, а если нет их, то это самец». Мужчина должен уметь зарабатывать деньги, содержать семью, помогать своим престарелым родителям.
Альмир Михеев депутат Госсовета РТ, член партии «Справедливая Россия»: — Я дрался последний раз в школе, наверное. А, нет! На тренировке с тренером два года назад, когда еще занимался рукопашным боем и боксом. Мужчине это нужно. Я категорически против навязанной Советским Союзом модели, паттерна поведения, когда все должны быть добренькими. Мужчину необходимо выращивать так, что он боец, чтобы был готов с оружием защищать себя, свою семью, родину. Мальчики должны расти мальчиками, а девочки — девочками. Есть гендерные различия, от них никуда не денешься. Мужчина должен быть сильным и готовым в любой момент постоять за себя. У меня дочери, о мальчике я пока еще только мечтаю. Если у меня родится сын, я постараюсь его не баловать и отдам в какой-то контактный спорт, где нужно драться.
Ильшат Ганиев генеральный директор ООО «Тепличный комбинат «Майский»»: — Давно ли я дрался? Уже не помню когда, наверное, в школе. Раньше как говорили? Бросили в тебя камень, а ты ответь добром. Только так должно быть. Мужчин жизнь воспитывает. Нам было легче, сегодня чуть сложнее. Мы уже в возрасте люди, воспитывались в советское время, это было одно, сегодня уже другое. Я не говорю, что сейчас мужчины плохо воспитаны, но все же человечности стало меньше. Они конкретные, занимаются финансами, экономикой, производством, но человечности теперь поменьше.
Мансур Гилязов драматург: — Я в жизни ни разу не дрался вообще, физически к этому не готов, я был бы рад драться, но у меня такая порода: маленькие кулаки, слабые руки, спортом не занимался. Я рос в такой удивительной семье, где считалось, что спортом занимаются только плохие мальчишки, что ты будущий профессор, академик, нас с детства так учили, что ты должен читать книги, рисовать, заниматься музыкой. Было такое, что по всем предметам ты должен иметь пятерки, а по физкультуре можно и двойку.
Мужчина должен быть физически крепким, оттого, что не умею драться и никогда не делал это, я всегда страдал. Очень хочется дать кому-нибудь по башке. Настоящего мужчину можно воспитать тем, что надо подальше держаться от интернета, сотовых телефонов, нормально кормить натуральными продуктами без нитратов, всякой химии. Все очень просто, так как связано с основными инстинктами, они угасают, то есть человечество само себя убьет из-за этого интернета. Люди перестанут себя воспроизводить. Женщины не способны рожать, а мужчины — воспроизводить детей. Количество таких людей растет в геометрической прогрессии. Пришло поколение, где мужчинам не нужны женщины и наоборот, и таких людей становится все больше и больше. Потому сильный мужчина, который умеет драться сегодня, думаю, в цене. Но драться я умею духовно. То есть внутри, в душе я воин, а в реальной жизни слабак, в этом вся драма.
Айдар Шагимарданов президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ: — Я занимаюсь восточными единоборствами, поэтому в боевых поединках участвую несколько раз в неделю на тренировках. Если вспоминать уличную драку без правил, каких-то серьезных причин, то, скорее всего, это было в школе. Добро должно быть с чистым сердцем, правильным намерением, но кулаки у мужчин должны быть всегда, ведь неизвестно, когда и что произойдет.

Мужчина — это прежде всего защитник своей семьи, дома, а потом уже Отечества и в целом общества, если где-то кто-то творит несправедливость, то он всегда должен уметь постоять за себя и свою родину. У нас, мусульман, есть правильные ответы на вопрос о том, как воспитать настоящего мужчину. Нужно жить по Корану и сунне нашего пророка Мухаммеда. Там все написано, если человек станет соблюдать эти постулаты, законы, то он всегда будет настоящим мужчиной.

ДУШАНБЕ, 21 сен — Sputnik. Не во всех роликах драки настоящие — есть и постановочные. Так тинейджеры решают споры и развлекаются. И все же главное — количество просмотров и лайков. Зачем это несовершеннолетним — в материале РИА Новости.

Забивные и офники

© Sputnik / Алексей Мальгавко «Забивные» ведут себя как околофутбольные фанаты. Эта субкультура, приверженцы которой кратко именуют себя офниками, распространилась в начале 2010-х. Сеть заполонили видео с драками фанатских группировок. Но если околофутбольщики бились исключительно за любимую команду, то сейчас кулаки пускают в ход из-за любых разногласий или личной неприязни. Потасовку, как правило, снимают и выкладывают в интернет.

Игорь И. (имя изменено в интересах несовершеннолетнего — ред.) в беседе объяснил, чем «забивные» отличаются от офников. «Забивы» — для того, чтобы решить какой-то спор и выяснить, кто сильнее. Участвуют две команды подростков в возрасте от 14 до 18 лет. От каждой по одному бойцу. Все остальные — просто болельщики. Четких правил нет. Офники действуют жестче «забивных». По словам Игоря, сам он никогда не дрался, но признался: среди его сверстников «забиваются» многие.

Ставьте лайки

Видео подростковых драк длятся всего 15-30 секунд. Их публикуют в соцсетях в различных группах, доступ к некоторым ограничен. Именно в закрытых пабликах проводят анонимные голосования, выявляющие лучшего бойца. Один из таких победителей живет в подмосковной Истре. В его группе порядка 600 подписчиков — друзья, знакомые бойцов и болельщики. Видео с «забивов» должно набрать не менее 100 лайков, прежде чем появится новое. Записи участники паблика предоставляют администратору, и тот публикует их на стене сообщества.

© Sputnik / Алексей Куденко Подросток из Истры рассказал, что участвует в «забивах» только из личного интереса. Есть несколько известных коллективов, у каждого свое название. Парни «от нечего делать» собираются, дерутся, снимают видео, монтируют «вайны» (короткие видеозаписи под ритмичную музыку) и выкладывают в Сеть — «все ради лайков и хайпа». Некоторые драки ненастоящие. По словам несовершеннолетнего, однажды им с друзьями захотелось привлечь внимание девочек. Устроили шуточную драку, а на видео все выглядело как по-настоящему.

Ученые рассказали, как распознать психопатов

Из-за наложенных эффектов не так-то просто определить, какое видео в группе истринских тинейджеров постановочное, а какое реальное. За разъяснениями корреспондент обратился в пресс-службу уполномоченного по правам ребенка в Московской области. Однако в офисе детского омбудсмена от комментариев отказались, заверив, что взяли информацию на контроль и передали ссылку на паблик в комиссию по делам несовершеннолетних.

«Никто не хочет быть униженным»

Немаловажную роль в «забивах» играют болельщики. Их в команду набирают сами бойцы. Как правило, предпочтение отдают парням крепкого телосложения. Услуги сопровождающих нередко приходится оплачивать. «Чтобы все видели: ты дружишь с крутыми ребятами, — поясняет подросток. — Худому могут заплатить от 100 до 500 рублей, а мощным — до двух тысяч».

Еще есть «вайнеры» — они не только снимают реальные и постановочные драки, но и монтируют ролики. Личное присутствие необязательно. «Вайнерам» можно скинуть видеофрагменты, они обработают их и выгрузят готовое видео в Сеть. «Если канал «вайнера» раскручен, один «вайн», который может собрать сто тысяч просмотров, стоит 900 рублей. Платят за это бойцы», — уточняет Игорь.

В группах «ВКонтакте» короткие видео с фейковыми драками нередко вызывают споры. Комментаторы не всегда спокойно реагируют на подобное творчество «вайнеров»: переходят на личности и оскорбляют героев роликов, искренне полагая, что бой настоящий.

Следователи выясняют, был ли болен подросток, убивший всю семью в Ульяновске

Игорь заметил, что «вайнеры» обычно скрывают лицо, поскольку «за такую деятельность их могут избить». Оказывается, «забивным» не очень нравится, когда «вайнеры» присутствуют на драках — ведь они могут снять видео и выложить его, не предупредив об этом проигравшего, а «никто не хочет быть униженным». Порой «вайнер» приходит на «забив» без приглашения и выкладывает видео без спроса, тогда «проигравший может найти его и отлупить».

Главаря «забивные» выбирают редко. Обычно те, кто хочет подраться, все решают между собой: «Организатор нужен только для того, чтобы определить место «забива». Как правило, это какой-нибудь пустырь».

«Стенка на стенку»

Зачем подростки устраивают показательные драки и как это искоренить?

«Любое деструктивное движение дает молодежи способ самореализации и утверждения себя, так они пытаются показать «крутость» в своем кругу. Раньше борьба за лидерство выливалась в драки между школами — что называется, «стенка на стенку». Сейчас это приобрело новый формат», — объяснил сопредседатель Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» Сергей Бондаренко.

А по мнению руководителя Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Дениса Заварзина, устраивая «забивы», подростки стараются подражать популярным блогерам, набирающим миллионы просмотров.

Как выбирать правильные мультфильмы для детей

«Дети по природе своей жестоки, особенно под влиянием коллектива. И, конечно, выражаясь молодежным сленгом, «хайпануть» на контенте с насилием намного проще, чем заявить о себе по-другому, — заметил эксперт. — Жестоко посмеяться над людьми — подростки предпочитают именно такой формат. Например, они создают неловкие ситуации для сверстников и снимают видео с провокациями. В худшем случае — организуют драки в стиле боев без правил. И это продукт как для затравленных подростков, которые видят, что больно бывает не только им, так и для агрессоров, получающих за просмотром таких видео дозу адреналина и прямое руководство к действию».

© Sputnik / Владимир Федоренко Заварзин добавил, что подобный контент — противоправный. «Необходимо проявлять гражданскую ответственность, принимая меры по его нераспространению: писать в администрацию соцсетей, обращаться на горячую линию МВД России. Чтобы ребенок не стал потребителем негативной информации, нужно знать, чем он живет — как в реальном, так и виртуальном пространстве», — подчеркивает специалист.

В Узбекистане начнут бороться с травлей в школах

В свою очередь, депутат Госдумы и член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина указала, что «важно направлять энергию ребенка в более безопасное русло». «Надо понимать, что мы имеем дело не со стихийными подростковыми драками, а организованными мероприятиями. Поэтому проблему не решить только запретами. Есть практики проникновения в подобные сообщества специально подготовленных людей: они работают изнутри, повышая личную безопасность их участников. Например, вводят специальную амуницию, предлагают альтернативные варианты состязаний — короткие видео со спортивных соревнований с собственным участием или ЗОЖ-челленджи, которые могут быть не менее популярными у подростков, чем кулачные бои», — говорит парламентарий.

Две девушки жестко избивали третью — мужское мнение о драках

«По итогам последних исследований, под влиянием деструктивных сообществ находится порядка 5,8 миллиона детей и подростков в России, — сообщила директор «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. — В прошлом году мы предложили дополнить систему блокировки запрещенного контента нормами, предусматривающими административную ответственность организаторов распространения информации (социальных сетей — «ВКонтакте», Telegram, «Фейсбук» и других). Также мы рекомендовали установить для «информационных посредников» штрафы в зависимости от оборота компании по аналогии со штрафами за нарушение антимонопольного законодательства». Мизулина отметила, что в Совете Федерации уже создана рабочая группа по подготовке соответствующего законопроекта.

Послушать 00:00

Шокирующий случай произошел в одной из школ Аргаяшского района. По словам анонимного автора, учитель труда, который ведет еще и труды, бьет детей за плохое поведение. Якобы педагог может ударить учеников ключами, палками и даже лопатой. При этом он заставляет их убирать снег.

После инцидента в образовательном учреждении провели проверку. К ней подключились уполномоченный по правам ребенка, управление образования, местная администрация и руководство школы.

Как рассказали в управлении образования района, сотрудники школы отрицают происходящее. После беседы выяснилось, что учеников действительно попросили почистить снег, но лишь для того, чтобы помочь дворнику.

«Был метровый снег. Чтобы быстренько крыльцо освободить, пока там трактор работает, потому что дворник пригнал свой трактор. В тот момент дворник работал, никаких отсутствий не было, двор был почищен. Единственный момент: на уроках труда ребят попросили скинуть снег с крыльца. Директор тоже положительно отчитывается об этом учителе», — прокомментировал начальник управления образования Аргаяшского района Ильяс Сафиулин.

Он пообещал, что будет проведено общешкольное собрание по проблемам, которые волнуют детей и их родителей.

Директор школы рассказала свою версию. По ее словам, в тот злополучный день заболел педагог по физкультуре, поэтому уроки заменили технологией, историей и русским языком. В сильный снег дворник не справлялся, поэтому ребят и привлекли к уборке. Женщина считает, что жалобу оставил кто-то из завистников. Учащиеся и их родители привыкли решать конфликты по-другому.

«Дети довольны учителями, учатся нормально. К экзаменам готовим, консультации посещают. Со стороны родителей жалоб не было. Если есть какая-то причина, родители сразу ко мне обращаются, либо к своим классным руководителям», — пояснила руководитель МОУ «Ново-Соболевской ОШ» Идия Шарипова.

Сагдей Шагеев — учитель с 34-летним стажем. Он всю жизнь прививал подросткам любовь к труду, учил, как правильно обрабатывать дерево и обращаться с токарным станком. А три года назад прошел курсы и стал преподавать географию.

«Был удивлен. Конечно, расстроен. Такого в принципе не должно быть. Покричать могу. По столу стукнуть могу, когда из-за каких-то 2-3 весь класс не может работать. А так, чтобы за ними с лопатой бегал. Я и раньше то не бегал», — говорит Сагдей Шагеев.

По словам уполномоченного по правам ребенка в регионе Евгении Майоровой, к ситуации стоит отнестись серьезнее. Она уже пообщалась с родителями и детьми. Взрослые также отрицают факт рукоприкладства в образовательном учреждении. Говорят о школе только хорошее. Однако она уверена, что такое могло произойти. Поэтому в обстоятельствах произошедшего, вероятнее всего, предстоит разобраться сотрудникам полиции.

Алена, добрый день!
Асоциальное поведение детей чаще всего говорит о глубоком внутреннем неблагополучии, и является сигналом о помощи. Злость, драчливость, проявление явного неуважения к старшим может говорить о стремлении привлечь к себе внимание родителей или заставить окружающих людей почувствовать ту боль, которую чувствует он. В такой ситуации следует с большим вниманием и заботой обратиться к сыну, попробовать узнать, что его тревожит; дать почувствовать ребенку, что вы на его стороне, что вы его любите и всегда готовы оказать поддержку. Агрессивное поведение могут вызывать конфликты в семье, которые приводят ребенка в тяжелое внутренне состояние так, что весь свой гнев он выплескивает на окружающих. Тогда стоит обратить внимание на отношения внутри семьи – с мужем, бабушками, дедушками, тетями и всех, кто имеет непосредственное отношение к вам.
Если вы замечаете, что вас сын постоянно находится в состоянии активности, из-за чего стремится как-то задеть, толкнуть, или словесно выразиться в адрес своих сверстников или взрослых, то бывает очень эффективно направить неуемную энергию ребенка в полезное русло. Например, отдать в спортивную секцию или куда-то, где энергия будет расходоваться безопасным образом для окружающих и полезным для здоровья вашего ребенка.

Анна Зубкова, специалист

Потом были недели в больнице, серьезная операция и долгое восстановление. Мать пострадавшего школьника потребовала компенсации от родителей драчуна. Те в свою очередь предъявили материальные претензии к школе. Дело разобрали местные суды. Но с их мнением не согласился Верховный суд РФ. В итоге Верховному суду пришлось отвечать на вопрос, так кто же должен платить за последствия школьной драки — родители или школа?

В районный суд обратилась мать пострадавшего ученика. Предъявила иск к родителям второго драчуна и просила суд взыскать моральный вред — 300 тысяч рублей. В суде женщина рассказала, что ноябрьским днем сразу после уроков на школьном дворе произошла драка между двумя учениками, в результате пострадал ее сын.

Родители второго ребенка подали встречный иск. Он был к маме пострадавшего мальчика и к средней школе. Во встречном иске родители второго ребенка написали, что мать пострадавшего ребенка, «оказывая психологическое давление», буквально заставила их написать расписку, что они должны ей заплатить 100 тысяч рублей за моральный и материальный ущерб. Они даже выплатили часть — 30 тысяч. Больше платить не стали. Считают, что оставшиеся деньги должна заплатить школа, так как несчастье случилось на ее территории. А уже выплаченные ими 30 тысяч семье школа должна вернуть.

Районный суд встал на сторону пострадавшей мамы и взыскал с семьи второго участника драки 70 тысяч плюс судебные расходы. Встречный иск с претензиями родителей к школе и с просьбой посчитать данную ими расписку недействительной райсуд отклонил.

Липецкий областной суд немного подправил своих коллег. Написал взять — не 70 тысяч с семьи, а с папы — 35 и с мамы 35 тысяч рублей. В остальном согласился с решением районного суда.

Проигравшая семья дошла до Верховного суда. Вот как он увидел этот спор. Исходя из материалов дела, последний урок закончился в 13.45. А уже в 14.00 «на территории земельного участка, находящегося в пользовании школы», мальчишки подрались.

По заявлению мамы пострадавшего местная полиция провела проверку. Выяснила, что «причинитель вреда не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности». Экспертиза сказала, что ученику нанесен «тяжкий вред здоровью».

Райсуд, принимая решение, исходил из того, что драка была после уроков, поэтому, по его мнению, «малолетние выбыли из-под контроля образовательного учреждения». Поэтому школа не может нести ответственности за действия ученика. Липецкий областной суд уточнил — несчастный случай произошел после уроков, «а администрацией учебного заведения не принимались обязательства в отношении учащихся по их сопровождению до дома после окончания учебного времени и контроля за их поведением». А еще апелляция подчеркнула, что мама пострадавшего школьника к школе претензий не предъявляла.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ напомнила, что по Гражданскому кодексу (статья 1073) за вред, который причинил несовершеннолетний ребенок, отвечают родители или опекуны. А если малолетний в это время был «под надзором в образовательной, медицинской или иной организации, которая за ребенка отвечает», то за вред ответит организация: «Указанной правовой нормой устанавливается презумпция виновности образовательного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения».

Высокая судебная инстанция напомнила коллегам и про Закон «Об образовании в РФ». Там сказано, что образовательные организации должны создавать безопасные условия для детей и своих работников. Есть приказ министерства образования и науки (№ 536 от 11 мая 2016 года), которым утверждены особенности режима отдыха и рабочего времени педагогов и «иных работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Если коротко, то там сказано, что в рабочие дни не менее чем за 20 минут до начала уроков и за 20 минут после окончания уроков работники должны дежурить.

Был пленум Верховного суда о процессах, которые касались причинения вреда здоровью (№ 1 от 26 января 2010 года). И там подчеркивалось, что если причинен ущерб малолетним (в том числе самому себе) и это случилось, когда он был в образовательном, медицинском или других заведениях, то должностные лица именно этих организаций отвечают за возмещение вреда, «если не докажут, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора».

Родители, опекуны и учреждения для сирот отвечают за вред, который причинили дети тогда, когда «имело место безответственное отношение к воспитанию и неосуществление должного надзора».

Вывод Верховного суда из всех перечисленных норм — образовательные, медицинские и прочие организации, где малолетний временно находился, а также лица, которые «осуществляют над ним надзор», по Гражданскому кодексу отвечают только за «неосуществление надзора в момент причинения вреда». При предъявлении требований о возмещении вреда, причиненного малолетним, пока он был под надзором в школе или больнице, суды должны учитывать пределы ответственности родителей или опекунов и организаций, где дети были.

В нашем случае, судя по справке районной опеки, семья мальчика, с которой требовали деньги, — нормальная, воспитывает троих детей, ни на каких учетах не стоит. А сельская школа, по мнению Верховного суда, должна доказать, что ее вины в причинении морального вреда пострадавшему мальчику нет.

Местные суды, сказал Верховный суд, «пришли к ошибочному выводу, что малолетние дети выбыли из-под контроля образовательного заведения, в связи с чем сельская школа не может нести гражданско-правовую ответственность за совершенные учеником действия». По Гражданскому кодексу (статья 1073) образовательные, медицинские и иные организации, где ребенок временно находится, отвечают за «осуществление должного надзора» и надзор должен быть весь период нахождения ребенка в школе, садике или больнице. Причем как внутри здания, так и на «закрепленной за образовательной организацией территории».

Местные суды, подчеркнул Верховный суд, не учли, что вред ребенку был причинен непосредственно после окончания уроков, то есть в период, пока дети находятся под надзором школы. По мнению высокого суда, «юридически значимые обстоятельства по делу определены не были и предметом исследования и оценки судов не являлись». Районный суд должен был поставить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика среднюю школу. Но этого сделано не было.

Все решения по делу отменены. Его пересмотрят в соответствии с разъяснениями Верховного суда РФ.

Точка зрения

Урок пацифизма

Фото: Александр Корольков/ РГ

Алихан Динаев, победитель конкурса «Учитель года России-2018», учитель обществознания:

— В прошлом году я был в одной из самых продвинутых московских школ. Ультрасовременное здание, открытые пространства, невероятно красивые атриумы, кабинеты со стеклянными стенами, дорогое оборудование.

И вот поход окончен. Мы спускаемся в красивый и яркий гардероб. И тут два мальчика наконец-то спустили меня с небес на землю. Они громко ругались друг с другом, толкались и вот-вот были готовы пустить в ход кулаки. Самое забавное (сейчас, не тогда) было то, что они, увлеченные действом, совершенно не реагировали на мои слова и активные попытки разнять их. Все это поразительно контрастировало с тем, что мне довелось увидеть в предыдущие часы. И одновременно навело на простую, но важную мысль — воспитать идеальных детей невозможно, даже если вложить в это гигантские деньги.

Естественны ли мальчишеские драки в школе? Да! Исчезнут ли школьные драки когда-нибудь? А прекратятся ли когда-нибудь на Земле войны? Нет, не прекратятся. И думать иначе могут только самые наивные пацифисты.

Но профилактика необходима. Во-первых, как разрешать конфликты — дети учатся прежде всего на примере своих родителей. Многие педагоги и психологи с опорой на научные исследования дают родителям такой совет. Ругаться в присутствии детей не страшно, если родители еще и мирятся при детях. Пройдет еще тысяча лет, а ничего лучше личного примера не придумают. Во-вторых, надо создавать сплоченный коллектив, объединять детей путем совместных походов, экскурсий. У школьников, у которых есть общие переживания, меньше поводов вступать на «тропу войны». В-третьих, нашим школам по-прежнему крайне не хватает психологов, не говоря уже о полноценных психологических службах. В-четвертых, надо активнее привлекать в школы организации, которые занимаются профилактикой буллинга и учат детей правильным способам разрешения конфликтов посредством тренингов, деловых игр, мастер-классов.

Подготовила Ксения Колесникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *