Ребенок ругается матом в школе

«Как он разговаривает со своими друзьями — это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство — настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать — рассказывает психолог Яна Филимонова.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу. Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций. Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные — восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами — как своими, так и чужими. Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать. Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему. Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку. Простой способ — использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

Средство самоидентификации: отделить себя от других

«Мы — подростки, и мы другие. Мы уже не дети — детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам». Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах. Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать. Подростковый негативизм — в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия — это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Когда подросток ругается при взрослых

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками — кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых — это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток. Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов. Но подобный поступок — симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1. Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п. К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их». «Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2. Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы — «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3. Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно — трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак». Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений — крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности — повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать. Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

Несправедливость учителей и школьной системы

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе. Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник — вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила. Подростковый возраст — время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать. Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе — это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью — признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации. Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так — будут такие-то последствия. Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Протест против правил семейной системы

Матерная ругань дома, в лицо родителям — очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные — те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег. В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять». У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо. Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать. Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел — мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

В нашем современном обществе, как это ни печально, мат стал почти естественным и неотделимым от обычной речи. Но это не значит, что стоит махнуть рукой — мол, все теперь так говорят. Или надеяться на то, что «само пройдет».

Матерные слова среди школьников старших классов — уже давно не удивление. Но в последние годы мат очень «помолодел», и услышать крепкое словцо среди учеников младших классов можно практически в любой школе. Борются ли с этим явлением амурские учителя или же пустили все на самотек. На этот вопрос отвечали учителя образовательных учреждений области.

«Ребенок — зеркало родителей»

«Как бороться с нецензурной бранью? Я действую через родителей. Звоню, вызываю в школу и прошу при маме повторить, что сказал. Обычно не повторяют — стыдно. Даже если от мамы и слышал такое, признаться в этом в школе неловко. После такой «очной ставки» меньше ругаются. И постоянно повторяю детям: «Ребенок — зеркало родителей. Вы показываете в школе то, что видите дома». Хотя, конечно, есть и непробиваемые товарищи… С ними тяжелее. Обычно это дети из неблагополучных или, наоборот, обеспеченных семей. Для многих детей этих категорий закон не писан. Одни думают, что жаловаться родителям бесполезно, потому как проблемы собственного ребенка их мало интересуют, вторые же считают, что деньги могут решить все, и им ничего не страшно. Воспитывать и объяснять таким детям что-либо очень сложно, потому что мама с папой на его стороне, что бы он ни сделал. Приходится вызывать комиссию по делам несовершеннолетних и передавать им «горе-матерщинников», — рассказывает учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10 класса одной из амурских школ Ольга О.

Классный руководитель 11 класса Ирина А. говорит, что общеизвестными нецензурными словами дети заполняют свой бедный лексический словарь.

«Школьники сейчас практически ничего не читают, и в их обычном «дружеском» окружении мало кто разговаривает правильным литературным языком. Да и многие родители сейчас очень заняты своими делами, так что на воспитание детей и общение с ними времени всегда не хватает. У нас в школе первое замечание ребенку делается на общешкольной линейке, обычно это хорошо действует — виновнику становится стыдно. Если же неоднократные замечания — вызов родителей, постановка на внутришкольный учет. К помощи полиции еще не приходилось прибегать».

Директор одной из школ Наталья П. сетует, что матерщинников учителя приводят часто к ней «на ковер»: «Как противостоять мату в детской среде? Этот вопрос не задают на экзаменах по педагогике. А зря! Ибо вот где у нас победа демократии — свобода слова, в прямом смысле этого слова (уж простите за тавтологию). По зоне употребления мат уже можно объявлять языком межнационального общения. Детская аудитория очень чувствительна к «новомодным» взрослым тенденциям. Впитывает их, как махровое полотенце воду. И сыплет потом «великим и могучим», не смущаясь и не заморачиваясь».

По словам Натальи, для борьбы с русским матом в школе у педагога есть две самые распространенные тактики. Первая — сделать удивленные глаза раненного херувима с подбитым крылом (как будто впервые об этом слышат) и вопить: «Что ты себе позволяешь?! С мамой своей будешь так разговаривать! Посмотрим, как ты в кабинете директора поговоришь, такой умный!» (приблизительно такой текст). Тактика №2 — самая любимая современными педагогами — делать вид, что ничего не произошло, по принципу «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Но тактика невмешательства выгодна слабым. И от мата не спасает. Но мы стали о матерщинниках говорить не только на школьной линейке, показывая его всей школе, но и на общешкольных собраниях. И вот после второго метода они напрочь забывают «нехорошие» слова. Еще бы, маме пришлось краснеть не только перед классом, но и перед родителями всей школы.

«Главное — не сдаваться!»

Эмма В., учитель русского языка и литературы с 53-летним стажем (ныне на заслуженном отдыхе), говорит, что девочки стали крепко выражаться наравне с мальчиками. И здесь, по ее мнению, бездействовать нельзя. Она показывала детям видеоролик — отрывок из научной передачи о поведении воды. Когда в стакане вода «слышала» добрые слова, она оставалась статична, а когда «слышала» крепкие словечки, «содрогалась». Все это видно, конечно, только под микроскопом. На многих видео производило впечатление, и материться они прекращали.

В социальной сети работников образования «Лаборатория пепедагогического мастерства» nsportal.ru учителя делятся опытом друг с другом по поводу решения данной проблемы.

Педагог Ирина К. рассказывает на форуме свой метод борьбы нецензурной лексики среди учеников.

«10 класс нашей школы обычный, среднестатистический — звезд с неба не хватают. Но выражались одно время уж очень. Не выражались, они так на переменах между собой разговаривали. Мужское население класса наравне с женским. Хотелось избегать нравоучений, поэтому я какое-то время ждала. Вдруг случится чудо, и ребята поймут! Раз в месяц проводила классные часы об истории русского мата, его значении, его вреде в конце концов. И послушно ждала, пока дети вразумятся. Но этого не происходило».

По мнению педагога Ирины К., бездействие и промедление смерти подобно. И она стала реагировать. Как только кто-то из ее учеников радостно и с задором посылал товарища, куда Макар ни телят, ни поросят не гонял, или высказывал недовольство погодой, предметом или коллегой (в формате числа 3, 14) — она тут же безапелляционно и громко соглашалась с матерящимся: «Я тоже так думаю, Александр». И процесс пошел — Александру сразу как-то и весело, и неловко — его, оказывается, слышат! И не только коллеги. На учителя стали обращать внимание. Но мата меньше не стало. И учитель приняла решение вводить тяжелую артиллерию.

Ирина собрала класс и в двух словах обрисовала им причины употребления мата. Вооружила товарищей-матерщинников знаниями о том, что крепкое словцо придает их мужскому образу независимости, взрослости и зрелости, пикантности и шарм (пусть знают). А в большинстве случаев (вот беда)мат — это речевые костыли, от скудности словарного запаса. А дальше — конкретика!

И предложила следующее: «Попробуйте вместо мата использовать любое другое слово. Предположим, пенал! И договоримся: вот копилка. За каждый мат — 5 рублей (это совсем немного — пирожок в столовой стоил 15 или 20 рублей, я уже не помню)», — продолжает учитель. — Копилка в классе. Все сбережения, вырученные от «матюков», было решено истратить на поход в кафе в конце учебного года».

Все радостно согласились. И сами стали отслеживать — кладут ли коллеги исправно монеты за бранные слова. Некоторые с самого утра закладывали торжественно горсть монет в копилку, довольно вопя: «Это я сразу вперед — в счет будущих матов!». Ажиотаж и веселье в классе. Народ с копилкой на переменах носился. Три дня «пенал» было хитом. А к концу недели маты поутихли. Хотя в начале пути ситуация казалась безнадежной. «Так что, главное — не сдаваться»! — подытожила учитель.

Практика

По словам сотрудников полиции, нарушителей норм русского языка, по сравнению с прошлыми годами, становится все меньше. Причиной тому — наказания, грозящие за ненормативную лексику — никому не хочется платить штрафы государству.

Несовершеннолетний оскорбил в присутствии других лиц хозяйку одного кафе в Благовещенске, применив нецензурную брань. Комиссия вынесла решение о штрафе в 5000 рублей. Но ввиду раскаяния подростка, наказание было заменено на более мягкое. В итоге ребенок принес извинения и возместил ущерб в размере 600 рублей.

Не так давно суд привлек 17-летнего жителя Белогорска к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ и назначил административное наказание в виде штрафа за то, что он, находясь в помещении кафе, хулиганил, оскорблял грубой нецензурной бранью сотрудников кафе. На неоднократные требования прекратить хулиганство не реагировал и продолжал нарушать общественный порядок, пока не прибыл наряд ППС. Спустя 4 месяца, инцидент повторился, но на тот момент парню уже исполнилось 18 лет, и он получил административный арест, сроком на 15 суток.

Ученик 8 класса в школе областной столицы крикнул на весь класс матерное слово на уроке, так как одноклассница ему надоедала. Действия школьника попали под административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1. — мелкое хулиганство.Юному матерщиннику выписали штраф в размере 1000 рублей.

Как рассказывает сайт «Мир психологии и саморазвития» в современном мире матерные слова обладают определенной силой и оказывают существенное негативное влияние на человека. Поэтому выбор за вами!

Специальное детское приложение для просмотра видео
Сервис «YouTube Детям» был создан специально так, чтобы детям было проще находить и смотреть увлекательные ролики, а родителям – управлять тем, как используется приложение.
Безопасный контент
Мы внимательно следим за тем, чтобы в коллекцию «YouTube Детям» попадали только ролики, которые подходят для семейного просмотра. Чтобы скрыть нежелательные материалы, мы используем автоматические алгоритмы, проверяем контент вручную, а также учитываем мнение самих пользователей. Тем не менее поскольку у нас нет возможности заранее смотреть все видео, в приложении могут попадаться недопустимые ролики.
Родительский контроль
Устанавливайте ограничения по времени. Не хотите, чтобы ваш ребенок пользовался приложением слишком долго? Просто установите таймер. Когда время истечет, приложение будет автоматически закрыто.
Следите за тем, какие ролики смотрит ваш ребенок. Список просмотренных видео есть на странице «Посмотреть ещё раз».
Блокируйте неподходящий контент. Считаете ролик неприемлемым? Просто заблокируйте его или весь канал, и такой контент будет скрыт.
Сообщайте о недопустимых видео. Вы можете пожаловаться на неприемлемый контент, и мы проверим его.
Отдельные профили для детей
Всего можно создать восемь профилей – каждый с отдельной подборкой контента и со своими настройками. В них доступно четыре режима: «Только одобренный контент», «Для самых маленьких», «Для дошкольников» и «Для детей постарше».
В режиме «Только одобренный контент» ребенку недоступен поиск по приложению. Видео, каналы и плейлисты, которые он может смотреть, выбираете вы. В подборку «Для самых маленьких» мы добавили ролики, которые помогают в игровой форме развивать творческие способности юных зрителей и поощрять их тягу к знаниям и открытиям. Дошкольникам мы предлагаем мультфильмы, детские песни и видеоуроки о том, как сделать что-то своими руками. Дети постарше могут смотреть музыкальные клипы и видео об играх, а также пользоваться поиском.
Контент на любой вкус
В нашем новом приложении собраны самые интересные ролики для юных зрителей: сериалы, песни, учебные видео и многое другое.
Важная информация
Родительские настройки нужны, чтобы контролировать, что смотрит ребенок и сколько времени он проводит в приложении.
Приложение «YouTube Детям» является бесплатным за счет того, что в нем разрешен показ рекламы. Кроме того, зрителям могут встречаться ролики коммерческого характера, созданные не рекламодателями, а самими авторами. Когда ребенок смотрит видео в своем аккаунте, мы собираем и используем сведения в соответствии с Примечанием о конфиденциальности данных в аккаунтах Google. Если же вход не выполнен, то действует Примечание о конфиденциальности в приложении «YouTube Детям».

Обычные учительские реакции на мат какие? Либо просьба: «Не выражайся, пожалуйста». Либо приказ: «Не смей при мне выражаться!» Либо сразу репрессивные меры: угрозы, записи в дневник, вызовы родителей, жалобы директору…

Штрафные санкции

Однако есть более изобретательные (и более эффективные) методы.
Одна классная руководительница, например, за каждое матерное слово штрафовала. Не помню, на какую сумму. Деньги шли на нужды класса – экскурсии, поездки, дискотеки…
А другой учитель – Сергей Савельев – усаживал писать употребленное ругательство 62 раза (см. №7, 2007. – Прим. ред.). Все пошли домой или на перемену – а ты сиди и пиши слово «козел» 62 раза. И если хоть одна ошибка – переписывай заново!

В коридоре – пожалуйста!

Один из вариантов реакции учителя на мат – пресекать железно: «Чтобы при мне этого не было!»
Один знакомый учитель в таких случаях добавляет: «А в коридоре – пожалуйста». И в туалете – пожалуйста!

Остолбеневать

Еще один вариант учительской реакции (мой излюбленный) – остолбеневать. Каждый раз вылуплять глаза. Как бы даже задыхаться от удивления: «Как, опять? Я не ослышалась?!.» А не будете удивляться, будете воспринимать как привычное («Ты опять, Сидоров, нецензурно выражаешься? Сколько можно!») – ничего и не изменится вокруг.
Одна моя знакомая рассказала: когда я слышу мат – вылупляю глаза и замираю. Соседка на нее орет: «Ну что глаза вылупила? Не понимаешь, что ли?» А Роза стоит окаменелая. Соседка: «Ну и что? И что ты теперь из себя изображаешь?» Роза: «Я ведь вам ответить не могу. Вы сказали – я услышала. Всё!»
Другое дело, что учителей, которые не матерятся сами, может быть, только процентов двадцать. Остальные восемьдесят либо мужей посылают куда подальше, либо родственников, либо подруг. Такая учительница, если услышит, что кто-то из учеников ругается матом, не сможет искренне удивиться. Значит, она не удивляться будет, а кричать, приказывать, угрожать, наказывать…

Огорчаться

Когда я была учительницей, я пользовалась таким методом: «Ой, да как же это?!. Я думала, я тебя уважаю… А ты, оказывается, вон как… Хорошо, я запомню, что ты такой…»
При этом надо потяжелеть (о «тяжелом весе» и других бессловесных элементах действия в работе учителя см. брошюру №2, 2007. – Прим. ред.) и огорчиться: вот, дескать, приходится запоминать и учитывать столь неприятные вещи…

Словарь синонимов

Человек – существо эмоциональное. Эмоции требуют выхода, и человек выражается. Как умеет. Другое дело, что он не умеет
по-другому.
Представьте ребенка, который все время слюни пускает или пукает, у него что-то нехорошее в организме происходит. Вы возмущаться станете? Нет. Вот и ребенка, который не знает, как по-другому говорить, надо очень пожалеть…
Я думаю, можно давать ученикам шпаргалки со списком цензурных синонимов, чтобы они находили другие слова для выражения эмоций. Можно даже что-то из художественной литературы… Или лучше воспользоваться «Словарем синонимов русского языка».
То есть заготовить заранее энное количество шпаргалок с синонимичными выражениями. Хорошо бы привлечь для этой лингвистической работы учеников. Чуть что – бац! – подыщи другое выражение.
Но при этом каждый раз остолбеневать, каждый раз огорчаться и каждый раз помогать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *