Реестр третейских судов

Полагаю, на данный момент монополия государства на судебную власть неоспорима. Однако, возможно, вскоре получат новую жизнь хиреющие третейские суды. Повод для таких прогнозов дает «новоиспеченный» Закон Украины «О третейских судах» от 11 мая 2004 года (Закон). В отличие от отмененного советского Положения о третейских судах (Приложение № 2 действующего Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК) новый Закон предполагает более развернутый процессуальный механизм рассмотрения и разрешения гражданских и хозяйственных споров в судах «частной формы собственности». Так, в отличие от 20 кратких статей Положения, в Законе 59 статей и 9 разделов. Выгоден ли третейский суд «в законе» сторонам спора? Рассмотрим основные положения Закона Украины «О третейских судах».

Третейская юрисдикция

Закон содержит материальные нормы о третейском судоустройстве на Украине и процессуальные нормы относительно третейского рассмотрения и разрешения споров.

В соответствии со статьей 2 Закона третейский суд — это негосударственный независимый орган, создаваемый по соглашению или соответствующему решению заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном Законом, для решения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношений.

С целью защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц по соглашению сторон на третейское рассмотрение может быть передан любой спор, вытекающий из гражданских и хозяйственных правоотношений. Исключения составляют споры, не подведомственные третейскому суду, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 6 Закона, а именно:

1) дела по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов;

2) дела по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;

3) дела, связанные с государственной тайной;

4) дела по спорам, вытекающим из семейных правоотношений, кроме дел по спорам по брачным контрактам;

5) дела о возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом;

6) дела, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, государственное учреждение или организация, казенное предприятие (заметим, в списке нет государственного и коммунального предприятий);

7) другие дела, в соответствии с законом, подлежащие разрешению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;

8) дела, в которых хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины.

Последний пункт объясняется тем, что действие этого Закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж, а споры с нерезидентом Украины могут разрешаться в соответствии с Законом Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24 февраля 1994 года.

Виды и образование третейских судов

В соответствии со статьей 7 Закона на Украине могут создаваться и действовать два вида третейских судов: постоянно действующие третейские суды и третейские суды для решения конкретного спора (суды ad hoc).

Следует отметить, что все третейские суды образуются без статуса юридического лица. Однако постоянно действующие третейские суды могут создаваться и действовать при зарегистрированных согласно действующему законодательству Украины: всеукраинских общественных организациях; всеукраинских организациях работодателей; фондовых и товарных биржах; саморегулирующихся организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг; торгово-промышленных палатах; всеукраинских ассоциациях кредитных союзов; Центральном союзе потребительских обществ Украины (статья 8 Закона Украины «О потребительской кооперации»); объединениях, ассоциациях субъектов предпринимательской деятельности — юридических лиц, в том числе банков. В таком случае данные организации должны принять решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердить и опубликовать положение и регламент данного третейского суда, а также список третейских судей. Правда, Закон не указывает, где и как основатель должен опубликовать эти положения

и регламент. Также постоянно действующий третейский суд подлежит госу дарственной регистрации в Минис тер стве юстиции Украины или его территориальных подразделениях в течение 15 дней со дня подачи заявления его основателем, о чем выдается свидетельство установленного образца. Такой третейский суд признается образованным с момента его государственной регистрации. Однако, по заявлению Минюста, компетентный суд может аннулировать регистрационное свидетельство в случае нарушения 15-дневного срока для регистрации изменений в положение или регламент, либо в случае выявления в течение 3-х лет со дня регистрации суда недостоверных сведений в представленных документах. Радует то, что последствием такого аннулирования является только прекращение деятельности самого суда, а не «аннулирование» всех вынесенных решений.

Местонахождением постоянно действующего третейского суда является местонахождение его учредителя, что не ограничивает учредителя третейского суда в праве определять расположение третейских судей по административно-территориальному принципу.

Интересно, что часть 2 статьи 8 Закона запрещает образование постоянно действующих третейских судов при органах государственной власти и органах местного самоуправления, однако прямо не запрещает создание при них третейского суда ad hoc. Порядок же образования третейского суда ad hoc определяется третейским соглашением.

Кроме того, статья 58 Закона предусматривает, что для представительства и защиты интересов постоянно действующих третейских судов образуются органы третейского самоуправления, высшим органом которого является Всеукраинский съезд третейских судей. Всеукраинский съезд третейских судей избирает постоянно действующий орган — Третейскую палату Украины, которая представляет и защищает социальные и профессиональные права и интересы третейских судей и третейских судов, осуществляет методическую и издательскую работу, анализирует практику правоприменения третейских судов и другие полномочия.

Третейское соглашение

Третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на решение третейским судом. В соответствии со статьей 12 Закона третейское соглашение может быть заключено в виде третейской оговорки в договоре, контракте или в виде отдельного письменного соглашения. Третейское соглашение может содержать как указание о конкретно определенном третейском суде, так и простую ссылку на решение соответствующих споров между сторонами третейским судом. Причем если стороны не договорились об ином при передаче спора в постоянно действующий третейский суд, регламент третейского суда рассматривается как неотъемлемая часть третейского соглашения. В случае противоречия третейского соглашения регламенту третейского суда применяются положения регламента.

Третейское соглашение заключается в письменной форме и считается заключенным, если оно подписано сторонами либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием средств электронной и другой связи, что обеспечивает фиксацию такого соглашения, либо путем направления отзыва на иск, в котором одна из сторон подтверждает наличие соглашения, а другая сторона против этого не возражает. Последний пункт позволяет фактически без предварительно заключенного третейского соглашения передавать спор в третейский суд. В таком случае иск является офертой, а отзыв на иск — акцептом третейского соглашения.

В случае несоблюдения предусмотренных правил третейское соглашение является недействительным. Однако недействительность отдельных положений договора, содержащего третейскую оговорку, не влечет за собой недействительности такой третейской оговорки.

Третейские судьи

Третейский судья — физическое лицо, назначенное или избранное сторонами в согласованном сторонами порядке либо назначенное или избранное, в соответствии с Законом, для решения споров в третейском суде.

В соответствии со статьей 16 Закона третейский суд может рассматривать дела в составе одного третейского судьи или в любом нечетном количестве третейских судей. В постоянно действующем третейском суде количественный и персональный состав третейского суда определяется в соответствии с регламентом. В третейском суде ad hoc стороны по своему усмотрению могут договориться о количественном и персональном составе третейского суда, в противном случае третейское рассмотрение осуществляется в составе трех судей. В третейском суде ad hoc третейский судья получает гонорар за свои услуги, размер которого оговаривается в контракте между ним и одной из сторон.

Третейским судьей может быть назначено или избрано лицо, не заинтересованное в результате решения спора, а также имеющее признанные сторонами знания, опыт, деловые и моральные качества, необходимые для решения спора. Третейскими судьями не могут быть: лица, не достигшие совершеннолетия, недееспособные или находящиеся под опекой либо попечительством; лица, не имеющие квалификации, согласованной сторонами непосредственно или определенной в регламенте; лица, имеющие судимость. Причем в случае единоличного решения спора судья постоянно действующего третейского суда должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения спора такое требование распространяется лишь на председательствующего.

Участники третейского рассмотрения

Участниками третейского рассмотрения являются стороны и их представители. Стороны третейского рассмотрения — истец и ответчик. Истцами являются физические и юридические лица, предъявившие иск о защите своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. Ответчиками являются физические и юридические лица, которым предъявлены исковые требования. Часть 5 статьи 38 Закона закрепляет за сторонами право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии, принимать участие в заседаниях третейского суда, предоставлять доказательства, принимать участие в исследовании доказательств, подавать ходатайство, давать письменные и устные объяснения, выступать против ходатайств и доводов других участников, заявлять отводы, пользоваться другими правами согласно третейскому соглашению или регламенту третейского суда и Закона.

Вопрос относительно участия третьих лиц и их процессуальных прав в третейском рассмотрении решается третейским судом согласно регламенту третейского суда или соглашению сторон в третейском суде ad hoc. Третье лицо принимает участие в третейском рассмотрении добровольно и не пользуется правом обжалования решения третейского суда.

Возбуждение третейского производства

Рассмотрение дела третейским судом начинается с вынесения соответствующего определения и направления его сторонам. Основанием возбуждения является исковое заявление, поданное в письменной форме, с третейским соглашением.

В исковом заявлении должны указываться: название постоянно действующего третейского суда или состав третейского суда для решения конкретного спора; дата подачи искового заявления; наименование, юридические адреса (или Ф.И.О, дата рождения, местожительство, место работы) сторон либо их представителей; содержание требования, цена иска, если требование подлежит оценке; обстоятельства, которыми обоснованы исковые требования, доказательства, их подтверждающие, расчет требований; ссылка на наличие третейского соглашения между сторонами и доказательства его заключения; перечень письменных материалов, прилагаемых к исковому заявлению; подпись истца или его представителя со ссылкой на документ, подтверждающий полномочия представителя. Также к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие третейского соглашения, обоснованность исковых требований, полномочия представителя и доказательства направления копии иска другой стороне. Кроме того, согласно статье 40 Закона, по заявлению стороны третейский суд может распорядиться об обеспечении иска.

В свою очередь ответчик обязан (а не вправе!) предоставить третейскому суду письменный отзыв на исковое заявление в порядке и сроки, предусмотренные третейским соглашением или регламентом третейского суда, но не менее чем за три дня до первого заседания третейского суда, решающего спор.

Ответчик вправе подать встречный иск для рассмотрения третейским судом, если такой иск является подведомственным третейскому суду и может быть предметом третейского рассмотрения согласно третейскому соглашению. Встречный иск может быть подан на любой стадии третейского рассмотрения до принятия решения по делу.

Порядок третейского рассмотрения

Третейское рассмотрение — процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом. Следует отметить, что Закон не закрепляет конкретных стадий третейского рассмотрения и оставляет этот вопрос на усмотрение регламента либо третейского соглашения. Так, в соответствии со статьей 28 Закона, правила третейского рассмотрения в третейском суде ad hoc определяются третейским соглашением, которое не может противоречить обязательным положениям Закона. Правила третейского рассмотрения постоянно действующим третейским судом определяются регламентом третейского суда. Однако по вопросам, не урегулированным регламентом третейского суда или третейским соглашением относительно правил рассмотрения, третейский суд применяет нормы Закона и может определить собственные правила третейского рассмотрения, впрочем, лишь в той части, которая не противоречит принципам организации и деятельности третейского суда, определенным Законом.

Третейское рассмотрение осуществляется в заседании третейского суда при участии сторон или их представителей, если стороны не договорились об ином относительно их участия в заседании. Причем третейский суд вправе признать явку сторон в заседание обязательной. Рассмотрение дел третейским судом не ограничено никакими сроками, если иное не установлено регламентом или третейским соглашением. При рассмотрении дела могут устанавливаться сроки для совершения отдельных процессуальных действий.

Согласно статье 44 Закона, в случаях, указанных в третейском соглашении либо регламенте, ведется протокол третейского рассмотрения.

Третейский суд в начале рассмотрения должен выяснить у сторон возможность завершить дело мировым соглашением и в дальнейшем содействовать его заключению на всех стадиях процесса. Стороны имеют право завершить дело заключением мирового соглашения как до начала третейского рассмотрения, так и на любой его стадии до принятия решения.

В соответствии со статьей 41 Закона непредоставление истребованных третейским судом доказательств, неявка в заседание третейского суда сторон или их представителей, которые должным образом были уведомлены о рассмотрении дела и проведении заседания третейского суда, не является препятствием для третейского рассмотрения и принятия решения, если причина непредоставления документов или неявки сторон в заседание признана третейским судом неуважительной. Таким образом, фактически предусмотрена возможность заочного производства.

В соответствии со статьей 53 Закона третейский суд может вынести определение о прекращении третейского рассмотрения в следующих случаях: спор не подлежит решению в третейских судах Украины; есть решение компетентного суда между теми же сторонами, по тому же предмету и на тех же основаниях; истец отказался от иска; стороны заключили соглашение о прекращении третейского рассмотрения; юридическое лицо, являющееся стороной, ликвидировано; третейский суд является некомпетентным относительно переданного на его рассмотрение спора; в случае смерти физического лица, которое было стороной в деле, если спорные правоотношения не допускают правопреемства.

Постановление третейского решения

В соответствии со статьей 45 Закона решение третейского суда принимается после исследования всех обстоятельств дела единолично третейским судьей или большинством голосов третейских судей, входящих в состав суда. Решение объявляется на заседании третейского суда, причем он вправе объявить лишь резолютивную часть решения. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам в срок, не превышающий 5 дней со дня объявления резолютивной части решения. Каждой стороне направляется по одному экземпляру решения.

В случае отказа стороны получить решение третейского суда или ее неявки без уважительных причин в заседание третейского суда, где оно объявляется, решение считается объявленным сторонам, о чем на решении делается соответствующая отметка, а копия такого решения посылается такой стороне.

Решения третейского суда излагаются в письменной форме и подписываются единолично третейским судьей или полным составом третейского суда, рассматривавшим дело, в том числе и третейским судьей, имевшим особое мнение. Решение должно содержать реквизиты, указанные в статье 46 Закона.

Следует отметить, что решение постоянно действующего третейского суда должно быть скреплено подписью руководителя и круглой печатью юридического лица — основателя этого третейского суда. И еще одна новелла: подписи третейских судей третейского суда для решения конкретного спора на решении третейского суда удостоверяются нотариально.

По аналогии с ГПК, третейский суд может разъяснить либо исправить свое решение, а также вынести дополнительное решение.

Обжалование третейского решения

Важно отметить, что по общему правилу решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит, за исключением 4-х случаев, указанных в статье 51 Закона:

1) дело не подведомственно третейскому суду согласно закону;

2) решение третейского суда принято в споре, не предусмотренном третейским соглашением, или этим решением разрешаются вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения;

3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям статьи 16—19 Закона.

По данным основаниям решение третейского суда может быть обжаловано стороной в компетентный суд. Компетентный суд — это местный общий суд или местный хозяйственный суд, согласно подведомственности и подсудности, установленной гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законом. Заявление об отмене решения третейского суда может быть подано в компетентный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения третейским судом. Причем отмена компетентным судом решения третейского суда не лишает сторону права повторно обратиться в третейский суд, кроме случая, когда решение отменено полностью или частично в результате признания компетентным судом недействительным третейского соглашения либо ввиду его отсутствия или выхода за пределы третейского соглашения судом.

Исполнение третейского решения и решение КСУ

Наиболее проблемный вопрос третейского производства — исполнение третейских решений. Так, согласно статье 55 Закона, решения третейского суда исполняются обязанной стороной добровольно в порядке и в сроки, установленные в решении, а если в нем срок исполнения не установлен, решение подлежит немедленному исполнению.

Однако зачастую третейское решение требует принудительного исполнения в порядке исполнительного производства. И тут возникала коллизия между статьей 17 Положения о третейских судах, пунктом 16 Положения о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, утвержденного постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 30 декабря 1975 года, и статьей 181 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Закон об исполнительном производстве). Данные положения требовали выдачи исполнительного листа либо приказа хозяйственного суда для исполнения третейского решения.

Данную коллизию разрешил Конституционный Суд Украины своим решением от 24 февраля 2004 года по делу о конституционном обращении СП «Мукачевский плодоовощной консервный завод» об официальном толковании положения пункта 10 статьи 3 Закона об исполнительном производстве (дело об исполнении решений третейских судов). КСУ признал третейское решение «одновременно исполнительным документом, на основании которого по заявлению взыскателя или его представителя о принудительном исполнении решения государственные исполнители … должны обеспечить принудительное исполнение решений этих судов, если иное не предусмотрено законом».

Однако через три месяца Закон предусмотрел иное. Согласно части 3 статьи 55 Закона, «исполнение решения третейского суда, если оно нуждается в совершении действий органами государственной власти, органами местного самоуправления и их служебными лицами, осуществляется при условии выдачи компетентным судом исполнительного документа». Также, в соответствии со статьей 57 Закона, решение третейского суда, не исполненное добровольно, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве. Также Законом были внесены изменения в статью 3 и статью 181 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которыми исполнительными документами также являются исполнительные листы и приказы хозяйственных судов, выданные на основании решений третейских судов. Таким образом, данное решение КСУ утратило свое обязательное значение, поскольку статья 3 и статья 181, по которым давалось толкование, были изменены Законом Украины «О третейских судах».

Отметим, что заявление о выдаче исполнительного документа может быть подано в компетентный суд в течение трех лет со дня принятия решения третейским судом. Определение о выдаче исполнительного документа направляется сторонам, а исполнительный лист выдается стороне-взыскателю. Однако компетентный суд отказывает в удовлетворении заявления в восьми случаях, указанных в статье 56 Закона. Определение компетентного суда об отказе в выдаче исполнительного документа, если оно не обжалуется в апелляционном порядке, вступает в законную силу по истечении срока в 15 дней на апелляционное обжалование. Однако в таком случае спор между сторонами может быть разрешен компетентным судом в общем порядке.

Эпилог

Безусловно, новый Закон не решает всех проблем третейского судопроизводства, однако более подробно излагает материальные основы и процессуальную форму деятельности третейских судов на Украине. В частности, вносит изменения в законы Украины «О налоге на добавленную стоимость» и «О налогообложении прибыли предприятий» относительно исключения из налогообложения третейского сбора и иных затрат, связанных с третейским рассмотрением. Таким образом, возможно, вскоре монополия государства на судебную власть может несколько пошатнуться.

Сущность и виды третейских судов

1. Третейский суд является одной из древнейших форм разрешения споров. О третейском судопроизводстве писал еще Гомер в поэме «Илиада».

Сущность третейского разбирательства состоит в том, что две стороны спора о праве доверяют рассмотреть и разрешить возникший между ними конфликт третьим лицам.

Защиту нарушенных прав в Республике Беларусь осуществляют (в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством) общие, хозяйственные и третейские суды.

Таким образом, в Республике Беларусь третейский суд законом отнесен к числу юрисдикционных органов, разрешающих споры о праве.

2. Третейский суд — суд, избранный или учрежденный по соглашению сторон для рассмотрения уже возникшего или могущего возникнуть спора гражданско-правового характера с обязательством подчиниться его решению.

Третейский суд не входит в систему государственных судов, он не осуществляет правосудие. По своей правовой природе третейское разбирательство является общественной формой защиты субъективных прав.

Государственные органы, в том числе органы местного управления, не могут образовывать третейские суды в Республике Беларусь.

3. Третейская форма защиты субъективных прав имеет ряд достоинств. В частности, это:

возможность сторонам самим определить состав третейского суда, который будет рассматривать дело, а также сроки и место разрешения спора;

упрощенная процедура судебного разбирательства дела;

оперативность разрешения спора;

экономичность третейского разбирательства;

конфиденциальность судебного разбирательства дела;

возможность привлечения к разрешению спора в качестве судей специалистов разных отраслей знаний (в сфере экономики, банковского, страхового дела и т. д.), что позволяет разрешать дела более компетентно;

возможность принудительного исполнения решения через систему государственных судов.

Все это позволяет сделать общий вывод о том, что третейский суд в современных условиях является эффективным средством разрешения споров о праве, возникающих в гражданском и хозяйственном обороте.

Как справедливо отмечает В. В. Ярков, «развитие системы третейского разбирательства позволяет разрешать часть дел в сфере гражданского оборота вне рамок правосудия, достигая того же самого юридического результата, снижая нагрузку на судебную систему».

4. Принципы организации и деятельности третейского суда во многом совпадают с принципами организации и деятельности государственных судов. Разбирательство дел в третейском суде ведется на началах равенства и состязательности сторон, дне позитивности, устности, непосредственности, конфиденциальности и т. д. Третейский суд вправе рассматривать только те дела, которые законом отнесены к его подведомственности. Вместе с тем, как уже отмечалось, третейские суды (в отличие от судов общей юрисдикции и хозяйственных судов) правосудие не осуществляют. Третейское разбирательство споров является своеобразной формой частного правоприменения.

Вместе с тем, деятельность третейских судов не является предпринимательской деятельностью.

Третейское разбирательство споров не носит публичного характера, какая-либо информация по делу здесь может сообщаться лишь с согласия сторон.

В третейском суде активную роль играют стороны, что выражается конкретно в следующем:

спор на рассмотрение третейского суда передается по взаимному соглашению сторон;

сторонами формируется состав третейского суда, определяются сроки и место разрешения спора;

многие вопросы процессуального характера регулируются самими сторонами.

  • 5. В современном мире существует много различных третейских судов. Их можно классифицировать по следующим основаниям:
    • а) по срокам действия делятся на:

постоянно действующие суды (институциональные); временно действующие суды (третейские суды, изолированные, разовые суды и т. п.);

б) по кругу лиц, с участием которых рассматриваются споры, можно выделить:

третейские суды для рассмотрения споров с участием граждан; третейские суды для рассмотрения споров с участием субъектов хозяйственной деятельности и др.;

в) по предметному признаку своей компетенции делятся на: третейские суды общей компетенции (рассматривают любые гражданско-правовые споры);

третейские суды специальной компетенции (рассматривают споры определенного вида правоотношений).

Кроме того, различают внутренние третейские суды (рассматривают споры между субъектами одного и того же государства) и международные третейские суды (рассматривают споры с участием иностранных субъектов).

6. По белорусскому законодательству, третейский суд, рассматривающий споры с участием граждан, является разовым. Он создается для рассмотрения конкретного спора и не может функционировать в качестве постоянного действующего суда.

Постоянно действующие суды, как правило, занимаются разрешением споров в сфере экономической (хозяйственной) деятельности. Они могут учреждаться различными организациями: промышленно-торговыми палатами, ассоциациями, биржами и т. д.

К постоянно действующим судам в Республике Беларусь относятся Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате. Морская арбитражная комиссия Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате. Третейский суд при Союзе юристов и др.

Элементы третейской юрисдикции имеются также в деятельности Республиканского трудового арбитража, который специализируется на рассмотрении коллективных трудовых споров.

Процедура рассмотрения споров в постоянно действующих третейских судах регламентируется правилами (регламентом), утвержденными организацией, при которой образован соответствующий третейский суд,

7. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность третейских судов в Республике Беларусь, являются:

Закон от 9 июля 1999 г. «О международном арбитражном (третейском) суде» (с изм. и доп.);

Закон от 18 июля 2011 г. «О третейских судах» (далее — Закон о третейских судах)1.

Республика Беларусь является участницей ряда международных договоров, регулирующих рассмотрение арбитражными (третейскими) судами споров, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности. Среди них:

Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.;

Европейская (Женевская) конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г.;

Московская конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества 1972 г. и др.

Что такое третейский суд?

Современные условия рынка неизбежно порождают между хозяйствующими субъектами споры носящие, как правило, имущественный характер. Так уж принято, спор может быть разрешен лишь при участии некого арбитра, лица не заинтересованного в исходе дела. На практике, как правило, арбитром разрешающим спор является суд. Но не каждый сегодня знает, о том, что этим судом может стать особый суд, действительно независимый, альтернативный государственному суду – третейский суд.

Что такое третейский суд можно спорить долго и даже ученые не могут выдать определение, которое бы устроило всех, но есть некоторые признаки, которые формируют понятие третейского суда. Прежде всего, это суд негосударственный, а созданный по воле частных субъектов. Именно поэтому в его основе лежит соглашение сторон, на основе которого у третейского суда возникает компетенция. В настоящее время мало кто оспаривает частную природу третейского суда, но так же мало кто отрицает, что его решения вызывают публично-правовые последствия.

Можно утверждать, что третейское разбирательство это способ защиты гражданских прав аналогичный судебному процессу в государственном суде. Третейский суд, как и государственный суд, так же называется судом. Это обстоятельство приводит к тому, что даже юристы воспринимают третейский суд, как нечто стоящее на ступень ниже, чем государственный суд, а правила третейского разбирательства как усеченный вариант процессуальных кодексов.

Однако, принципиальное различие в природе возникновения приводит к существенным отличиям в третейского суда от государственного. Прежде всего, компетенция: у государственного суда она существует в силу закона, у третейского суда возникает исключительно по воле сторон. Именно поэтому государственный суд при разрешении дел руководствуется процессуальными кодексами, а третейский суд соглашением сторон, своим регламентом и усмотрением состава суда (процессуальные кодексы могут применяться лишь по аналогии).

В государственном суде дело рассматривает судья, назначаемый государством, в третейском суде составом суда, формируемым сторонами. Таким образом, третейский суд это способ защиты прав, когда сами стороны без вмешательства государства разрешают свой правовой конфликт посредством независимого лица. Поскольку государство признает принцип невмешательства в частные дела, то и решение третейского суда признается государством и может быть приведено в принудительное исполнение без его проверки по существу. Основания для отмены решения должны быть настолько вескими, что приводить к несовместимости решения с правовой системой России или же когда им нарушаются базовые права сторон.

В последние годы третейское разбирательство получило широкое развитие в России, где уже созданы сотни постоянно действующих третейских судов. Не случайно в развитых странах предприниматели предпочитают разрешать свои споры именно в торговых (коммерческих) судах, не входящих в государственную судебную систему и по сути как раз и являющихся третейскими судами.

Процедура третейского разбирательства создана для защиты интересов частных собственников, и базируется на состязательности сторон, быстроте, экономичности разрешения споров. Она позволяет самим участникам спора избирать себе судей, квалификации и опыту которых они действительно доверяют, гарантирует защиту их интересов, включая коммерческую тайну, а в случае необходимости, допускает принудительное исполнение принятого решения. Все это обеспечивает перспективное развитие третейской формы судопроизводства, а опыт практической деятельности показывает, что предприниматели, получившие защиту в третейском суде, становятся приверженцами этой формы судопроизводства, позволяющей им более успешно вести бизнес за счет тех преимуществ, которые дает этот способ урегулирования конфликта.

Итак, отметим ряд преимуществ такого альтернативного третейского судопроизводства:

  • Расходы сторон в рамках третейского разбирательства значительно ниже расходов на арбитражное судопроизводство (вследствие отсутствия апелляционной, кассационной и надзорной инстанций минимизируются расходы на командировки, экономится временные ресурсы, которые, как правило, также имеют денежный эквивалент).
  • Дела рассматриваются оперативно (срок – не более 2-х месяцев): в третейском судопроизводстве нет апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательно разбирается лицами, входящими в состав третейского суда.
  • В качестве судей стороны могут выбрать квалифицированных специалистов, мнению которых доверяют.
  • Принцип состязательности в третейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторон больше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу, участвовать в исследовании доказательств. При третейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выбора судей. В результате стороны могут гораздо легче достичь компромисса, заключить мировое соглашение
  • Сама процедура процессуального разбирательства проста: по договоренности сторон можно избежать многих процедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызова свидетелей и т. п.
  • Решение третейского суда является окончательным (если это условие указано в третейском соглашении).
  • Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдение коммерческой тайны, так как разбирательство носит закрытый характер. В арбитражном суде разбирательство открытое. Решения арбитражных судов с указанием конкретных участников споров можно без проблем найти в любой информационно-правовой базе.
  • При разбирательстве спора в рамках третейского суда обеспечительные меры могут быть наложены по просьбе любой из сторон, которая ходатайствовала в отношении такого обеспечения, а в арбитражном судопроизводстве обеспечительные меры допускаются, только на основании, если непринятие этих мер может затруднить и сделать невозможным исполнение судебного акта.

Как прибегнуть к помощи третейского суда для разрешения спора?

Прежде всего, стороны должны договориться о рассмотрении споров между ними по какому-либо договору или правоотношениям третейским судом путем заключения третейского соглашения. Стороны вправе заключить третейское соглашение как в отношении спора, который может возникнуть в будущем, так и в отношении имеющегося спора. Такое соглашение может быть включено в текст договора в качестве одного из условий последнего, либо заключено путем составления отдельного документа. Основным требованием, предъявляемым к третейскому соглашению, является наличие явно выраженной воли сторон, направленной на передачу спора на разрешение в третейский суд. Кстати говоря, наш опыт показывает, что договоренность сторон о рассмотрении дела третейским судом является дополнительной гарантией обоюдного исполнения обязательств, поскольку сокращенный срок рассмотрения спора стимулирует стороны к пунктуальности и соблюдению договорной дисциплины, ведь ответственность в этом случае наступает гораздо быстрее.

В случае, если спор все-таки возник, сторона, считающая свои права и законные интересы нарушенными, обращается в третейский суд с исковым заявлением. Первоначально третейский суд проверяет, входит ли обращение в сферу его компетенции, и, если это так, приступает к его рассмотрению по существу, запрашивает стороны, выясняет их аргументы и позиции в ходе судебного заседания. Судопроизводство ведется с соблюдением процессуальных правил, установленных действующим законодательством и правилами самого суда. Как правило, многие процедурные вопросы решаются в третейских судах быстрее, с обеспечением максимального удобства для сторон спора, однако с соблюдением обязательных процессуальных гарантий. В процессе рассмотрения спора активнее используется принцип состязательности сторон, а важнейшими основаниями для принятия решения третейским судом, помимо действующего законодательства, являются условия договора и обычаи делового оборота.

Одним из направлений деятельности суда является его деятельность в качестве органа, проводящего примирительные процедуры в порядке посредничества. Однако, если стороны не приходят к соглашению и обращение в суд не отзывается, третейский суд вынесет свое решение. Решение вступает в законную силу немедленно, оно окончательно и подлежит исполнению в добровольном порядке. В случае неисполнения решения добровольно, арбитражными судами или судами общей юрисдикции выдается исполнительный лист, который далее передается в службу судебных приставов для принудительного взыскания. Выдачей исполнительного листа государство подчеркивает законность и обязательность исполнения решений третейских судов.

Постоянный арбитражный суд

Cour permanente d’arbitrage

Печать СПС

Создано

1899 г.

Расположение

Гаага , Нидерланды

Координаты

52 ° 05’12 «N 4 ° 17’44» E  /  52,0866 ° N 4,2955 ° в.д.

Уполномоченный по

Гаагская мирная конференция

Срок полномочий судьи

6 лет (с возможностью продления)

Количество позиций

максимум 4 на государство-член

Интернет сайт

Генеральный секретарь

В настоящее время

Хьюго Ганс Сиблеш

поскольку

2012 г.

Постоянный арбитражный суд (PCA) является межправительственной организацией , находится в Гааге , Нидерланды . Это не суд в традиционном смысле слова, но он предоставляет услуги третейского суда для разрешения споров, возникающих из международных соглашений между государствами-членами, международными организациями или частными сторонами. Дела охватывают ряд юридических вопросов, касающихся территориальных и морских границ , суверенитета , прав человека., международные инвестиции и международная и региональная торговля. СПС состоит из двух отдельных многосторонних конвенций, в которые входят 122 государства. Организация не является агентством ООН , но PCA является официальным наблюдателем ООН .

Дворец мира был построен с 1907 по 1913 год для PCA в Гааге. Кроме того, в здании размещаются Гаагская академия международного права , библиотека Дворца мира и Международный Суд .

Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы производит набор третейских судей, судей в отставке или на пенсии, кандидатов и докторов юридических наук в состав коллегий третейского суда. Судьи в отставке или на пенсии при работе в качестве третейского судьи — арбитра сохраняют за собой пожизненное обеспечение (Письмо Министерства Юстиции РФ о сохранении пожизненного содержания судьям в отставке при работе в качестве Арбитра — Третейского судьи и Постановление Президиума Совета Судей РФ № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»)

Требования, предъявляемые к кандидату на должность третейского судьи

Кандидат на должность «Третейский судья» должен соответствовать всем требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2015 г, N 382-ФЗ, «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»:

  • Иметь высшее юридическое образование, подтвержденное дипломом, выданным на территории Российской Федерации или дипломом вуза иностранного государства, признанного в РФ.
  • Обладать полной дееспособностью, не состоять под опекой или попечительством.
  • Не иметь судимости, не привлекаться к уголовной ответственности.
  • Не являться лицом, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
  • Не являться лицом, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке за совершение проступков, несовместимых с профессиональной деятельностью.
  • Третейским судьей в Федеральном Арбитражном Третейском Суде Города Москвы может быть гражданин, достигший возраста 28 лет, имеющий стаж работы по юридической специальности в определенной отрасли экономики не менее 5 лет или опыт работы в государственных судах или ученую степень;

Кандидат, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование и требуемый стаж работы по юридической специальности, должен подать заявление на прохождение квалификационного экзамена и заявление на включение в состав третейского суда. К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы.

Документы на должность третейского судьи

  1. Заявление на должность Арбитра;
  2. Анкета;
  3. Биография для публикации на сайте (в формате Word);
  4. Копия паспорта;
  5. Копия трудовой книжки;
  6. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
  7. Копия свидетельства о постановке физического лица на учёт в налоговом органе по месту жительства (ИНН);
  8. Копия документов об образовании;
  9. Копия документа о профессиональной переподготовке, повышении квалификации, стажировке, присвоении учёной степени (если таковые имеются);
  10. Фотография цветная 3х4 (2 шт.) и в электронном виде для размещение на сайте;

Все документы подаются в бумажном виде заверенные подписью заявителя с датой заверения (для первичной обработки документов допускается присылать документы в электронном отсканированном виде). Канцелярия суда организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность арбитра третейского судьи, и содержащихся в них сведений в течение 5 дней.

Квалификационный экзамен и присвоение статуса третейского судьи

Кандидат в третейские судьи должен написать заявление на имя Председателя суда, с просьбой включить его в состав Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы и сдать квалификационный экзамен. Заявление подается лично или по электронной почте. В случае положительного решения кандидат сдает в назначенное время квалификационный экзамен (перечень примерных вопросов для экзамена на статус третейского судьи). От сдачи квалификационного экзамена освобождены кандидаты, имеющие статус Судьи, Третейского Судьи, Судьи на пенсии, Судьи в отставке, ученую степень кандидата или доктора наук.

Квалификационная комиссия, принимающая экзамен, состоит из:

  • Председателя суда,
  • Ведущих судей из коллегий суда, в соответствии с коллегиальной ориентированностью кандидата,
  • Секретаря экзаменационной комиссии,
  • Приглашенных специалистов.

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение 5 лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность третейского судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве третейского судьи.

По результатам рассмотрения заявления кандидата на должность третейского судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена, Председатель Третейского суда принимает решение о назначении кандидата на должность Третейского Судьи.

Порядок наделения полномочиями третейских судей

С Третейским судьей заключается бессрочный гражданско-правовой договор (деятельность арбитров в рамках арбитража — третейского разбирательства не является предпринимательской) и договор о соблюдении конфиденциальности на десять лет.

Третейский судья включается в реестр третейских судей и данные о третейском судье публикуются на официальном сайте третейского суда и в информационных материалах.

Для рассмотрения спора Третейский Судья назначается Председателем суда, сторонами по распоряжению Председателя Суда или Руководителем регионального судебного участка.

По всем вопросам просьба обращаться:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *