Регистрация прав собственности на земельный участок

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 №137-ФЗ в настоящее время к федеральной собственности относятся:
— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
— земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Согласно статье 30.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ (далее по тексту – Закон о регистрации) государственная регистрация права собственности РФ на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица.

Регистрация права собственности на земельный участок и способы судебной защиты

В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ утверждается Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2006 №404 для государственной регистрации права федеральной собственности РФ на земельный участок необходимо предоставить заявление о государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
В силу пункта 2 указанного постановления для государственной регистрации права собственности РФ на земельный участок необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок.
В случае если основанием для регистрации права собственности РФ является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего РФ, то документом-основанием для регистрации права собственности РФ на земельный участок будут являться правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
В случае если основанием для регистрации права собственности РФ на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти РФ, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти РФ, то таким документом будет являться копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, и иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти РФ, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти РФ.
Важно отметить, что именно указанные документы являются основанием для регистрации права собственности РФ и их отсутствие влечет отказ в государственной регистрации. Данная позиция Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее по тексту – Управление) поддерживается складывающейся практикой Арбитражного суда Краснодарского края.
Так, обращаясь в один из обособленных отделов Управление за государственной регистрацией права собственности РФ Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю (далее по тексту — Росимущество) представило на государственную регистрацию в качестве документов-оснований план приватизации государственного предприятия и копию постановления главы местного самоуправления о предоставлении ОАО, образованному в результате приватизации государственного предприятия, спорного земельного участка.
На данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащего РФ, а план приватизации и постановление не являются документами о предоставлении спорного земельного участка органу государственной власти РФ, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти РФ, поэтому Росимуществу было отказано в государственной регистрации права собственности на данный земельный участок, в связи с отсутствием документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
В дальнейшем Росимущество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края о признании данного отказа в государственной регистрации незаконным: в удовлетворении заявленных Росимуществом требований было отказано.
Аналогичная практика по данному вопросу складывается и в арбитражных судах других субъектов, о чем свидетельствуют, например: постановление ФАС Центрального округа от 03.10.2007 №А14-1816/2007/88/19; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 №А33-6517/07-Ф2-703/08.

Главный специалист-эксперт                                                     О.А. Мисливская

 

По существу Вашего вопроса сообщаем следующее.

Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в том числе, земельные участки.

В соответствии с ч.

Регистрация земли

1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты.

Согласно ч. 6 ст. 131 ГК РФ порядок государственной регистрации прав на недвижимость устанавливается Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации).

В соответствии с ч. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Для того чтобы оформить право собственности на земельный участок сначала необходимого поставить его на кадастровый учет.

Для этого необходимо обратиться к кадастровым инженерам с целю проведения межевых работ и подготовке межевого плана.

По смыслу ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее по тексту — Закон о ГКН) с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

После подготовки межевого плана кадастровый инженер самостоятельно либо заинтересованное лицо обращается в филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту — филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области) с заявлением о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, и по результату рассмотрения ему выдается кадастровый паспорт земельного участка.

Теперь, когда готов кадастровый паспорт, министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее по тексту — Минприроды) необходимо обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее по тексту — Росреестр) для проведения государственной регистрации права государственной областной собственности на земельный участок.

На практике Минприроды указанные полномочия возлагает на учреждение (выдается доверенность на представителя медицинской организации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

1. земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

2. земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Таким образом, для государственной регистрации права государственной областной собственности на земельный участок не требуется вынесения министерством дополнительных распоряжений (право возникает в силу «закона»).

В силу части 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с положениями ГК РФ.

Согласно части 1 статьи 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Таким образом, после регистрации права государственной областной собственности на земельный участок, медицинская организация должна обратиться в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с заявлением о вынесении распоряжения о закреплении земельного участка за бюджетным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Затем, на основании Распоряжения о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, медицинская организация обеспечивает государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в Росреестре.

Для консультации рекомендуем Вам обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в наименование статьи 49 вносятся изменения.

См.

Как оформить участок земли в собственность?

текст в будущей .

Статья 49. Особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства

КонсультантПлюс: примечание.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в абзац первый части 1 статьи 49 вносятся изменения.

См. текст в будущей .

1. Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

2. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

2) один из документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

3. Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *