Регулируемый тариф на пассажирские перевозки

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулярные перевозки пассажиров осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.

Согласно Закону Астраханской области от 28.12.2015 № 114/2015-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Астраханской области» регулируемые тарифы на перевозки автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в границах городского округа и по межмуниципальным маршрутам устанавливаются Правительством Астраханской области.

При этом, статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ определено, что наряду с муниципальными маршрутами регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

О тарифах на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в МО «Город Астрахань»

Установленные Правительством Астраханской области на 2018 год предельные максимальные регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа в МО «Город Астрахань» составляют:

– автомобильным транспортом категории М2 (малого класса) – 19,0 рублей (постановление от 30.10.2017 № 406-П);

– автомобильным транспортом категории М3 (среднего и большого класса) – 26,5 рублей (постановление от 30.10.2017 № 407-П).

Полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам наделено управление транспорта и пассажирских перевозок администрации МО «Город Астрахань».

Информация о виде регулярных перевозок содержится в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в МО «Город Астрахань» (размещен на официальном сайте органов местного самоуправления г. Астрахани www.astrgorod.ru), в соответствии с которым, регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в МО «Город Астрахань» осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с Документом планирования регулярных перевозок транспортом общего пользования в МО «Город Астрахань» на 2016 — 2018 годы, утвержденным постановлением администрации МО «Город Астрахань» от 17.05.2016
№ 3219, наличие в номере муниципального маршрута литеры «Р» свидетельствует о том, что данное транспортное средство осуществляет перевозку пассажиров по регулируемым тарифам, литеры «С» и «Н» – о том, что перевозка осуществляется по нерегулируемым тарифам.

О тарифах на перевозки по межмуниципальным маршрутам

регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории

Астраханской области

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации является межмуниципальным маршрутом регулярных перевозок.

Установленные Правительством Астраханской области на 2018 год предельные максимальные регулируемые тарифы по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области автомобильным транспортом категории М2 (малого класса), категории М3 (малого и среднего класса) составляют (постановление от 14.09.2017 № 344-П):

– на перевозки пассажиров – 1,61 руб./км;

– на перевозки багажа (1 место) – 0,40 руб./км.

Полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Астраханской области наделено министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.

Информация о виде регулярных перевозок содержится в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Астраханской области, утвержденном распоряжением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 28.12.2015 № 252-Р (размещен на сайте министерства mptpr.astrobl.ru), в соответствии с которым, регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам осуществляются как по регулируемым, так и по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с требованиями пункта 3 постановления Правительства Астраханской области от 14.09.2017 № 344-П стоимость перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом определяется путем умножения предельного максимального регулируемого тарифа на протяженность пути следования пассажира (перевозки багажа) по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок (от остановочного пункта посадки до остановочного пункта высадки).

Пунктом 2 постановления Правительства Астраханской области от 14.09.2017 № 344-П установлено, что плата за перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом категории М2 (малого класса), категории М3 (малого и среднего класса) в границах городского округа взимается в размерах, не превышающих предельные максимальные регулируемые тарифы, установленные нормативными правовыми актами Правительства Астраханской области на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом категории М2 (малого класса), категории М3 (среднего и большого класса).

При осуществлении перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам перевозчики вправе применять тариф не выше установленного.

В случае осуществления перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа по нерегулируемым тарифам, размер тарифов определяется перевозчиками.

При фактах применения перевозчиками, осуществляющими перевозку по регулируемым тарифам, тарифа, превышающего установленный регулируемый тариф на перевозки по муниципальным или межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, для организации надзорных мероприятий необходимо направлять в службу информацию о:

1. дате требования перевозчиком платы за проезд, превышающей установленный регулируемый тариф;

2. номере маршрута;

3. государственном номере транспортного средства перевозчика;

4. ФИО индивидуального предпринимателя или наименовании организации перевозчика (информация размещена в салоне транспортного средства);

5. начальном и конечном пунктах маршрута следования.

Вопрос: Прошу дать письменный ответ по вопросу применения законодательства РФ о налогах и сборах в отношении следующей ситуации:

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон N 220-ФЗ. Из этого документа следует, что регулируемые перевозки делятся на два вида:

— регулярные перевозки по регулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в определенном порядке;

— регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Таковыми являются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, предусмотренных перевозчиком. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать для отдельных категорий граждан льготы на проезд (ст. 20 Федерального закона N 220-ФЗ).

Порядок определения регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным, межмуниципальным и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок предусмотрен ст. 15 и ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 220-ФЗ.

Положения Федерального закона N 220-ФЗ не содержат каких-либо требований по обоснованию, порядку установления, информирования пассажиров об изменении нерегулируемого тарифа.

Общие условия перевозок пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг на объектах транспортных инфраструктур определяет Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные Уставом, устанавливаются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, применяются также положения законодательства РФ о защите прав потребителей (ч. 4 ст. 1 Устава).

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст. 20 Устава).

При осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, при этом в случае применения разных систем налогообложения, размер тарифа каждого перевозчика может существенно отличаться, что противоречит п. 2 ст. 426 ГК РФ, в котором говорится, что цена товаров, работ или услуг в публичном договоре должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.

Так, например, перевозчики и индивидуальные предприниматели, получившие не более 20 или не более 100 карт маршрута регулярных перевозок и применяющие УСНО (ЕНВД, патент) не учитывают в нерегулированном тарифе налог на добавленную стоимость в размере 18 (20) процентов, в отличие от перевозчиков, находящихся на основной системе налогообложения и утративших право на льготу по НДС на основании пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса. Разница в нерегулируемом тарифе, утверждаемым разными перевозчиками при этом будет составлять 18-20%, что является существенной величиной не в пользу предприятий перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения.

В городе в настоящее время установлен тариф в 22 рубля (октябрь 2017 года). При начале деятельности по перевозке пассажиров согласно 220-ФЗ нерегулируемый тариф будет составлять с учетом НДС 26,40 руб. и это без учета роста цен на топливо и запасные части в 2018 году. Данное увеличение стоимости проезда целиком ляжет на население города, при этом перевозчик не будет иметь никаких дополнительных доходов для пополнения парка транспортных средств, оборудования и развития бизнеса. Одновременно с этим возрастет сумма субсидии (компенсации) за услуги по перевозке отдельных льготных категорий жителей края на сумму НДС 18 (20) процентов, компенсируемой перевозчику из краевого бюджета УСЗН. Все вышеназванные обстоятельства могут привести к нежелательному резонансу, как при попытке отмены социальных льгот для населения в городе в январе 2016 года.

Таким образом, конкурентоспособность крупного предприятия-перевозчика будет возможна только при сохранении льгот по налогу на добавленную стоимость.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса прошу разъяснить:

1. Рассматривается ли в перспективе возможность сохранения льготы по пп. 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса для пассажирских регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на основании ст. 17 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации».

2. Возможно ли при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам для перевозчиков, находящихся на общей системе налогообложения использовать тариф, утвержденный для регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам для муниципального транспортного предприятия, установленных органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

3. Будет ли сохранено право на льготу по НДС для перевозчика, находящегося на ОСНО в случае отказа от права устанавливать нерегулируемый тариф. При этом оказывать услуги по регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам при применении регулируемого тарифа, установленного органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для муниципального транспортного предприятия, с одновременным предоставлением всех льгот на проезд для отдельных категорий граждан.

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи Кодекса услугами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость, признаются услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования при соблюдении следующего условия: перевозка пассажиров осуществляется по единым тарифам, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В случае несоблюдения указанного условия оказываемые услуги услугами по перевозкам пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, освобождаемыми от НДС на основании пункта 2 статьи 149 Кодекса, не признаются.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект федерального закона «О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации», которым предлагается внести в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменение, предусматривающее установление освобождения от налогообложения НДС в отношении выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *