Реклама в республике Беларусь

О наиболее существенных изменениях, которые ожидают рекламный рынок, «ЭГ» рассказала Алена УСТИНОВИЧ, пред­седатель правления Ассоциации Коммуникационных и мар­кетинговых агентств Беларуси, продюсер международного фестиваля маркетинга и рекламы «Белый Квадрат», премии «Народная Марка», директор коммуникационного агентства «Белая Карона».

– Ассоциация коммуникационных и маркетинговых агентств (АКМА) является наиболее многочисленным профессиональным объединением уча­стников рынка в сфере рекламы и коммуникаций в Беларуси. АКМА входит в European Association of Communicative Agencies, пред­ставляя Беларусь в ЕС.

Одной из приоритетных задач АКМА является развитие рекламного рынка Беларуси, создание условий для его роста. Еще в 2016 г. АКМА приняла активное участие в разработке проекта Концепции развития рекламного рынка в Республике Беларусь на период до 2022 года, который лег в основу широко обсуждаемого сейчас нового проекта Закона «О рекламе».

Ряд инициатив, предложенных АКМА, нашли свое отражение в уже принятых законопроектах. Речь, в частности, идет об отмене согласований сюжетов наружной рекламы и рекламы на транспорте.

В июне 2018 г. в МАРТ состоялось согласительное совещание по проекту Закона «О рекламе» при участии представителей МВД, Минэкономики, Минздрава, Мининформа, Минтранса, Мингорисполкома, Белгоспищепрома, а также представителей бизнеса, в т.ч. АКМА, с тем, чтобы обсудить ряд вопросов по готовящемуся законопроекту.

Несмотря на первые позитивные шаги в сторону либерализации рекламного законодательства, многие нормы, сохранившиеся в законопроекте, разработаны более 10–15 лет назад. Они давно потеряли актуальность и требуют пересмотра с учетом развития рекламного бизнеса и экономики в целом, кроме того, зачастую излишне идеологизированы. А поскольку в нашей стране пока нет понимания важности экономической составляющей рекламного биз­неса, либерализация рек­ламного законодательства весьма сдержанна. Будем надеяться, что на следующих этапах обсуждения законопроекта свежие решения все же появятся.

Важнейшие новации проекта

На сегодняшний день основными новшествами проекта Закона «О рекламе» являются в т.ч. исключение:

– информации, размещаемой на упаковке товара, листках-вкладышах, на самой продукции (товаре), из сферы действия Закона;

– обязательности изготовления рекламы для белорусских производителей только с привлечением организаций и (или) граждан РБ;

– требования для наружной рекламы о рекламировании только с участием граждан РБ.

Кроме того, планируется раз­решить упоминание организаций и (или) граждан, оказавших содействие госорганам в производстве социальной рек­ламы.

В соответствии с Декретом Президента от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) отменяется согласование для наружной рекламы и рекламы на транспорте, в т.ч. отменяется согласование рек­ламы лекарственных средств и БАДов с Минздравом, рекламы работы и обучения за рубежом – с МВД.

Согласно проекту Закона «О рекламе» разрешается указание в рекламе на иностранном языке названий культурных мероприятий, гас­трольных туров, шоу-про­грамм, концертов, спортивных команд, соревнований, конкурсов, наград.

Вместе с тем разрешается использование в рекламе изо­бражений имущества третьими лицами при условии, что такое изображение получено при панорамной съемке в местах, открытых для свободного посещения, и не является основным объектом рекламирования.

Запрещается доставка рек­ламы в жилые помещения, абонентские почтовые шкафы и индивидуальные почтовые ящики без получения согласия соответствующих потребителей рекламы, оформленного в письменной или электронной форме.

Исключаются запрет и ограничения, связанные с размещением рекламы в детских передачах, включая детские художественные фильмы, образовательные передачи.

Также планируется сокращение объема медицинской рекламы, подлежащей согласованию с Минздравом.

Предусматривается отмена запрета на указание в рекламе форм материального поощрения (в т.ч. скидок) при приобретении лекарственных средств, изделий медицинского назначения, медицинской техники, медицинской помощи, работ или услуг, составляющих медицинскую деятельность или БАД.

Кроме того, в соответствии с проектом Закона «О рекламе» увеличивается на один час время, допустимое для трансляции рекламы пива на ТВ и радио (с 21 часа вместо 22 часов).

Допускается указание ин­формации о потребительских свойствах, цене алкогольных напитков не только на сайтах производителей, но и на сайтах поставщиков таких напитков, а также использование образов интервьюируемых руководителей и иных работников пред­приятий – производителей алко­гольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков в интервью о деятельности этих предприятий, содержащих рекламу указанных напитков.

Помимо этого, дополняется требование об указании в рекламе о привлечении денежных средств во вклад (депозит) вида договора банковского вклада (депозита) и размера годовой процентной ставки. При этом указание в такой рекламе иных выражений доходности не допускается.

Согласно проекту Закона «О рекламе» отменяется требование об обязательном истребовании рекламораспространителем и рекламопроизводителем и обязательном предоставлении рекламодателем документов, подтверждающих госрегистрацию.

Не учтенными пока остались предложения бизнеса о допустимой площади брендирования общественного тран­спорта. Сегодня она не должна превышать 50%, причем боковые стекла использовать для размещения рекламы недопустимо. Нормы, которые в этой части действуют на территории Беларуси, давно устарели. Появились новые технологии (причем не только в ЕС и США, но и в соседних России и Украине), благодаря которым пропускается солнечный свет в салон пассажирского транспорта, обеспечивается аварийный выход пассажиров в случае ДТП, не заслоняется обзор для пассажиров и водителя, что позволяет тем самым размещать рекламу на стеклах транспорта.

Также неучтенными остаются многие вопросы и проблемы сегмента наружной рекламы. Работа в этой сфере будет продолжена в рамках подготовки нового проекта постановления Совмина РБ.

Реклама – драйвер экономики

Как известно, в Декрете № 7 были заявлены курс на либерализацию бизнеса и принципы саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства госорганов в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования.

Тем не менее зачастую пред­ставители госорганов опасаются принятия новых прогрессивных положений, которые могут изменить текущее положение дел.

Как показывает практика, в нашей стране рекламная ин­дустрия многими министерствами и ведомствами, пред­ставителями исполнительной власти, к сожалению, не рас­сматривается как важная и перспективная отрасль экономики. Кроме того, многие забывают, что как бы банально это ни звучало, именно реклама способствует продвижению товаров и услуг, позволяет создавать дополнительные конкурентные преимущества белорусским товарам и услугам на внутреннем и внешних рынках. Именно рекламная отрасль при правильном подходе способна дать импульс развитию экономики страны, обеспечив прирост товарооборота.

Справочно. В ЕС компанией Deloitte было проведено исследование «Экономический эф­фект рекламы» – самое мас­штабное в истории Европы. Согласно результатам исследования, опубликованным в 2016 г., каждый потраченный на рекламу 1 EUR дает дополнительно 7 EUR в общеевропейском ВВП. Это означает, что 92 млрд. EUR, потраченные на рекламу в 2014 г., дополнительно обеспечили 643 млрд. EUR в ВВП Евросоюза, что составляет 4,6% ВВП.

Рекламная индустрия обеспечивает почти 6 млн. рабочих мест в ЕС, что эквивалентно 2,6% от общего числа занятых.

Конкуренция на равных

При рассмотрении рекламного законодательства, как уже говорилось, особый смысл приобретают вопросы продвижения белорусских товаров и услуг, которым по-прежнему очень сложно конкурировать с импортными брендами и их активной маркетинговой политикой.

Эта сложность возрастает в условиях глобализации информационной среды, когда граж­дане получают доступ к любым рекламно-информационным ма­териалам. В результате иностранные бренды проникают на белорусский рынок, обходя ограничения в т.ч. локального характера, что снижает конкурентоспособность мар­кетинговых стратегий отечественных производителей.

Примером здесь может служить реклама алкогольных брендов и пива, которая под­вергается наиболее жест­ким ограничениям. В частности, действуют запреты на демонстрацию продукции, использование образов людей и животных, спонсорство мероприятий и соревнований, выход в эфир в дневное время и др. В то же время в Интернете доступен контент, где присутствует рек­лама иностранных алкогольных брендов без ограничений, содержащихся в белорусском законодательстве.

Согласно Декрету № 7 производителям пива и алкогольной продукции разрешено проводить рекламные мероприятия в маркетинговых целях, а также распространять продукцию в умеренных количествах в качестве призов при проведении конкурсов, игр, иных игровых, рекламных, культурных мероприятий в объектах общественного питания. Но это лишь частичные меры. Снятие ряда других ограничений может повысить конкурентоспособность предприятий, увеличит уровень качества производимого ассортимента, создаст приток средств в государственные, медийные бюджеты.

Разумеется, проблема алкоголизации населения остается актуальной, и реклама, безусловно, должна быть социально-ответственной. Однако прямого подтверждения влияния рекламы на употребление алкогольных напитков нет. Как показывает практика, отказ от нее не приводит к улучшению культуры потребления алкоголя в стране. В то время как в странах, где запретов и ограничений нет (Франция, Испания, США, Греция), уровень потребления алкоголя в разы ниже.

Польза креатива

Отдельная тема, которой, на наш взгляд, должно быть уделено особое внимание со стороны белорусских рекламодателей и госорганов, – креатив.

В условиях серьезной конкуренции брендов и остро стоящих задач по эффективному про­движению белорусских пред­приятий креативная составляющая коммуникаций приобретает особое значение, т.к. именно она лежит в основе создания сильных брендов.

Креативная реклама не только увеличивает продажи, но и не вызывает раздражения у потребителей, которые зачастую жалуются на усталость от рекламы на ТВ и в общественном транспорте, не хотят видеть ее в своих почтовых ящиках.

АКМА достаточно тесно об­щается с Белорусским обществом защиты прав потребителей, с МАРТ, давая экспертную оценку в этом отношении по тем или иным вопросам. Сегодня особенно важно донести до потребителей, что реклама полезна как для экономики страны в целом, так и напрямую для них самих. Многие люди действительно не понимают, что реклама, например, на ТВ, поможет снизить для них стоимость просмотра передач, а реклама в транспорте – цену проезда.

Если раньше изменения, происходящие на рынке, касались понятной экономической со­ставляющей для многих пред­приятий, то сейчас кардинальным образом изменилась ин­формационная, медийная среда, коренным образом меняется потребитель.

Белорусские предприятия с активной маркетинговой политикой, понимая ситуацию, пытаются заполучить в штат маркетинговых отделов своих предприятий лучшие умы из числа сотрудников креативных агентств, хорошо понимающих, о чем идет речь. При этом многие белоруские клиенты обращаются в дорогостоящие зарубежные брендинговые или креативные агентства. Хотя более логичным является работа с отечественными специализированными компаниями, т.к. именно они знают особенности местного рынка, следят за трендами, развиваются и растут в профессиональном смысле очень серьезно, особенно в последние годы.

Автор публикации: Павел АБРАМОВИЧ

В ходе семинара ведущие специалисты компании рассмотрели реальные случаи из практики о признании той или иной белорусской или адаптированной иностранной рекламы недобросовестной, ненадлежащей и неэтичной по разным причинам.

Согласно статье 2 Закона «О рекламе», ненадлежащей признается «недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства».

Во время дискуссии наиболее актуально встал вопрос о критериях определения, что же все-таки есть неэтичная реклама, как определить, является ли реклама неэтичной, заблаговременно, на этапе ее производства; как сделать так, чтобы всем стало ясно, где есть реклама, не соответствующая общепринятым нормам морали и нравственности, а где есть просто полет творческой фантазии креативщиков.

Основной причиной возникновения конфликта является то, что понимание рекламы немного разное с точки зрения права и с точки зрения рекламистов. Так, с позиции создателей рекламы, реклама — это элемент прикладного искусства, допускающий в себе метафоры и различные образные элементы. Закон же требует, чтобы все было ясно и без двоякого смысла.

Данный подход можно хорошо проиллюстрировать примером рекламного ролика сети магазинов «Рублевский» под названием «На этой неделе мы ударим по яйцам».

Здесь с точки зрения права явно выражен негативный смысл (подтекст) в отношении анатомических характеристик человека. А с точки зрения рекламщиков — четкая фокусировка на акционном предложении.

По мнению экспертов, привлекаемых для оценки ролика Министерством торговли, на основании которых выносится предписание о прекращении рекламы:

ролик носит двусмысленный характер, частые повторы могут спровоцировать агрессивное поведение в подростковой среде, ролик может оскорбить определенную часть аудитории, рекламное сообщение снижает порог нравственных норм и художественного вкуса.

Докладчики обратили внимание на то, что при равном количестве аргументов как в пользу, так и в противовес принятия решения о несоответствии той или иной рекламы нормам законодательства, контролирующие органы зачастую принимает решение о признании рекламы не соответствующей законодательству.

Был подробно рассмотрен опыт компании «Пивзавод «Оливария» по разбирательству о запрете рекламного ролика «Поезд».

Запрет на размещение рекламного видеоролика был вынесен в связи с усмотренным призывом к нарушению законодательства — совершению административного правонарушения по ст. 18.4 КоАП: нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (самовольная остановка поезда без необходимости).

Во время разбирательства приводились аргументы, что данный рекламный ролик является произведением прикладного рекламного искусства, охраняется авторским правом и должен расцениваться исходя из этих критериев. Также использование стоп-крана — обязанность проводника, что отражено в ролике слоганом «На правах хозяина», да и с точки зрения русского языка в ролике не содержится никакого «призыва» к совершению нарушения.

Однако в итоге аргументы не были услышаны и применена хоть и минимальная, но мера административной ответственности в виде штрафа.

Достаточно абсурдно в белорусском рекламном законодательстве выглядит ситуация с использованием людей в белых халатах. Согласно белорусскому законодательству, в рекламе запрещено использование образов медицинских работников.

Понятно, что это касается рекламы медицинских препаратов и услуг. Однако возникают курьезные случаи, когда речь идет о рекламе пищевых продуктов (например, йогуртов), стиральных порошков, моющих средств или того хуже — услуг автосервиса (подчеркивание чистоты на СТО). Известны случаи, когда при адаптации западных роликов для белорусского эфира рекламодателю приходилось перекрашивать цвет халата в какой-нибудь «не белый» цвет, чтобы избежать запрета на основании данного положения закона.

Однако в некоторых случаях это удается обойти. Например, в данном ролике, где ясно подчеркивается, что Светлана Боровская не является медицинским работником.

Также в Беларуси встречаются совсем уж странные случаи запрета рекламы.

Так, представитель одной из компании сообщил, что при согласовании сюжета наружной рекламы ему было отказано по причине того, что «реклама будет очень сильно привлекать внимание прохожих и водителей». Вот он, апофеоз конфликта субъективно-законодательного восприятия с рекламным креативом.

В свое время достаточно много шума было вокруг запрета рекламы VW «Самый длинный в классе» и «Добро пожаловать в семью». Также не была разрешена к размещению реклама новых телевизоров philips.

Несмотря на все трудности, положительная тенденция, безусловно, на рынке присутствует. Пока не согласованы некоторые законодательные аспекты и правовая база не доведена до совершенства, рекламистам в Беларуси иногда приходится тяжело. Может быть, и поэтому у них в последнее время нет действительно ярких фестивальных работ.

Закон республики Беларусь «О рекламе»
от 18 февраля 1997 г. N 19-З (Газета «Звязда», 1997 г., N 37) Принят Палатой представителей 19 декабря 1996 года Одобрен Советом Республики 30 января 1997 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения на территории Республики Беларусь рекламы на рынках товаров, работ и услуг (далее — товары), включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Настоящий Закон распространяется на юридических лиц и граждан Республики Беларусь, иностранных юридических и физических лиц, а также на лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории Республики Беларусь ( ).
Настоящий Закон не распространяется на политическую рекламу.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров;
ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленным законодательством Республики Беларусь;
наружная реклама — плакаты, стенды, световые табло и иные технические средства ее стабильного размещения на определенной территории;
социальная реклама — информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не носит коммерческого характера;
контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий;
рекламодатель — юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для ее производства, размещения и распространения;
рекламопроизводитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное доведение рекламной информации до готовой для распространения формы;
рекламораспространитель — юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе и технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами;
потребители рекламы — юридические или физические лица, до сведения которых она доводится.
Статья 3. Авторское право на рекламу
Реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав. В этом случае авторские права подлежат защите в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».
Глава 2. ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕКЛАМЕ
Статья 4. Общие требования к рекламе
Реклама должна быть понятной независимо от формы ее подачи или используемого для ее распространения средства.
Запрещается брать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала в средствах массовой информации.
Реклама на территории Республики Беларусь может распространяться на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на радио-, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и рекламу, приглашающую к сотрудничеству лиц, свободно владеющих иностранными языками.
Реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не допускается.
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, дата ее выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежит обязательной сертификации».
Реклама не должна призывать граждан к действиям, нарушающим законодательство.
Статья 5. Защита от ненадлежащей рекламы
Юридическое или физическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении ненадлежащей рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также вправе в судебном порядке требовать от рекламодателя опровержения этой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Ненадлежащая реклама не допускается.
Статья 6. Недостоверная реклама
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении:
таких характеристик товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество и место происхождения;
наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
условий оплаты товара на момент распространения рекламы (для электронных средств массовой информации моментом распространения рекламы считается день выхода; для периодических печатных изданий — период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; для рекламы на почтовых отправлениях — два дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы — один месяц);
доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
гарантийных обязательств, сроков службы и сроков годности товара;
прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
исключительности прав на торговлю каким-либо товаром и (или) его обслуживание;
официального признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
статистических данных (представленных в искаженном виде);
ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
сравнения товара с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
гарантии рекламируемых товаров;
информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.
Статья 7. Неэтичная реклама
Неэтичной является реклама, которая:
содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности;
порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
порочит государственные символы (флаг, герб, гимн) Республики Беларусь или иного государства;
порочит какое-либо юридическое или физическое лицо;
содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания и образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента и (или) его товар;
имитирует (копирует) общую композицию, текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламе других товаров.
Неэтичная реклама не допускается.
Статья 8. Скрытая реклама
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.
Статья 9. Реклама в средствах массовой информации
Не допускается публикация в средствах массовой информации рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности.
В средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать:
25 процентов объема одного номера государственных периодических печатных изданий;
30 процентов одного номера других периодических печатныхизданий;
10 процентов объема государственного вещания для радио- и телепрограмм.
В радио- и телепрограммах не допускается прерывание рекламой:
выступлений Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний;
детских и религиозных передач;
образовательных передач более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60 секунд;
радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
иных передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
иных передач, продолжительность трансляции которых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
Вставка рекламы одного и того же товара, а равно и реклама о самом рекламодателе более чем два раза общей продолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания не допускается.
Ведущие, дикторы и другие участники теле- и радиопередач за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать их потребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды, внешнего оформления, изображения). Не допускается также рекламирование товара под видом подачи информации с указанием реквизитов производителей этого товара — их адреса, контактного телефона, счета и коммерческих признаков товара.
В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов объема вещания в течение суток.
Статья 10. Реклама в справочном обслуживании
Запрещается использование бесплатных номеров телефона милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб в целях размещения рекламы.
При бесплатном справочном телефонном обслуживании рекламирование товара может производиться только после запроса абонента.
При платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании рекламировать свой товар можно только с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость запрашиваемых абонентом справок.
Реклама товара, которая дается с использованием местной или международной телефонной связи, должна содержать точную информацию о (об):
стоимости товара;
качественных характеристиках предлагаемого товара;
ограничениях, установленных действующим законодательством и производителем товара в отношении его потребления;
платном использовании телефонной связи и стоимости одной минуты ее использования для получения услуги в соответствующем регионе.
Реклама посредством телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса ее получателя не допускается.
Статья 11. Наружная реклама
Наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного управления.
За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемых соответствующим органом местного управления.
Размещение рекламы на территории любых объектов, в том числе и на территории историко-культурных, ритуальных и особо охраняемых природных комплексов, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение этой рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо лицом, уполномоченным на то собственником (если законом или договором не предусмотрено иное в отношении этого лица), и при наличии разрешения, предусмотренного частью второй настоящей статьи.
Статья 12. Внутренняя реклама
К внутренней рекламе относится любая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений. Не допускается размещение рекламы в помещениях органов власти, дошкольных и специализированных детских учреждениях и школах.
Статья 13. Реклама на транспортных средствах и почтовых отправлениях
Реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по согласованию с их собственниками либо лицом, уполномоченным на то собственником, в соответствии с требованиями безопасности правил дорожного движения.
Ограничение и запрещение распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
Распространение рекламы на маркированных почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются этим органом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. При этом данная плата не должна превышать величины расходов по выдаче разрешений на распространение рекламы.
Статья 14. Особенности рекламы отдельных видов товаров
Медикаменты, методы профилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные), медицинское оборудование, ветеринарные услуги и специальные продукты питания рекламируются только при наличии у рекламодателя положительного заключения республиканского органа управления Республики Беларусь в области здравоохранения.
Не допускается реклама медикаментов, которые:
принимаются или распространяются только по рецепту врача;
содержат в своем составе наркотические или психотропные вещества.
Без разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь в области здравоохранения реклама медикаментов не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению.
Реклама медикаментов должна содержать:
полное (и международное фармакологическое) название медикамента и название производителя;
информацию о способе применения или потребления медикаментов.
Не допускается размещение в рекламе сведений о медикаментах:
которые могут создать впечатление, что в случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) не является необходимой;
в которых утверждается, что терапевтический эффект от приема медикамента является абсолютно гарантированным;
в которых сообщается, что данный медикамент является продуктом питания, косметическим, а также другим потребительским товаром.
В рекламе косметических средств, пищевых продуктов, витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение, что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке.
Реклама алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах не допускается.
Под рекламой алкогольных и табачных изделий понимается реклама, содержащая:
демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков с указанием торговых марок рекламируемых алкогольных и табачных изделий;
изображение или звуковой текст, призывающий к употреблению алкогольных или табачных изделий.
Этот запрет не распространяется на рекламу торговых марок, используемых для идентификации алкогольных и табачных изделий.
Статья 15. Реклама финансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг
При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых, банковских, страховых, инвестиционных и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, а также рекламы ценных бумаг не допускается:
приводить количественную информацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам или ценным бумагам;
гарантировать размеры дивидендов по простым акциям;
рекламировать ценные бумаги до регистрации их выпуска;
давать любые обещания и гарантии или высказывать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельности по этим видам услуг, в том числе и объявлять о росте курсовой стоимости ценных бумаг;
умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об этих условиях.
Статья 16. Социальная реклама
Деятельность юридических и физических лиц по распространению социальной рекламы и передаче своего имущества, денежных средств другим юридическим и физическим лицам для распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и осуществляется на безвозмездной основе.
Рекламораспространители — организации средств массовой информации могут осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов зфирного времени (основной печатной площади) в год, установленных для нее законодательством Республики Беларусь.
Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, могут осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
Предложенные рекламодателем условия, касающиеся времени размещения и способа распространения социальной рекламы, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к нему не позднее чем за месяц до предполагаемого срока ее распространения.
Статья 17. Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы
При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних не допускается:
показывать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
дискредитировать авторитет родителей и воспитателей, подрывать доверие к ним со стороны несовершеннолетних;
внушать несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары.
Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ И РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Статья 18. Предоставление рекламной информации для производства, размещения и распространения рекламы
Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара, а также при рекламе самого рекламодателя он обязан предоставлять, а рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать предъявления соответствующей лицензии.
Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель обязан предоставлять документы, подтверждающие достоверность рекламной информации.
Статья 19. Предоставление информации органу, осуществляющему государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе
Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны по требованию республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и на который возложен контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о рекламе, установленный срок предоставлять достоверные документы и объяснения в устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления предусмотренных настоящим Законом полномочий.
Статья 20. Контрреклама
При обнаружении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе виновный обязан осуществить контррекламу в срок, установленный республиканским органом управления Республики Беларусь (его территориальным органом), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и который вынес решение об осуществлении этой контррекламы. При этом нарушитель несет расходы по опровержению рекламы в полном объеме.
В случае, если в установленный срок опровержение не осуществлено, республиканский орган управления Республики Беларусь (его территориальный орган), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и который принял решение об осуществлении контррекламы, вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня ее опровержения.
При этом орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязан незамедлительно уведомить об этом все стороны договора с нарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.
Контрреклама осуществляется тем же способом, с использованием тех же характеристик продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с республиканским органом управления Республики Беларусь (его территориальным органом), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и который установил факт нарушения и принял соответствующее решение о его исправлении.
В отдельных случаях по решению республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности и который принял решение о проведении контррекламы, допускается замена способа распространения контррекламы, характеристик ее продолжительности, пространства, места и порядка осуществления.
Статья 21. Сроки хранения материалов, содержащих рекламу
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы рекламы или их копии, включая все вносимые в них последующие изменения, в течение шести месяцев со дня последнего ее распространения.
Глава 4. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 22. Полномочия республиканского органа управления Республики Беларусь, в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности
Республиканский орган управления Республики Беларусь (его территориальный орган), в компетенцию которого входит контроль за рекламной деятельностью, в пределах своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о рекламе. Этот орган:
предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы, допущенные юридическими и физическими лицами;
направляет рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и решения об осуществлении контррекламы;
направляет материалы о нарушении законодательства Республики Беларусь о рекламе в суд для применения мер административного воздействия, а при неоднократном нарушении — в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;
направляет в органы прокуратуры и другие подведомственные ей правоохранительные органы материалы по признакам правонарушений в области рекламы.
Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе
Юридические или физические лица (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении ее содержания, если не доказано, что это произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении оформления, производства и подготовки.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе в установленном порядке обратиться в суд с исками, в том числе и с исками о возмещении материального и морального ущерба.
Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Подача заявления не приостанавливает исполнения предписания или решения республиканского органа управления Республики Беларусь (его территориального органа), в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Международные договоры Республики Беларусь в области рекламы
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила о рекламе, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Статья 25. О вступлении настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО
18 февраля 1997 г., г.Минск
N 19-З

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *