Реторсия в международном

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Шлюндт Н.Ю. 1 1 ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» Проведен анализ понятия и сущности реторсий в современном международном праве. Предпринята попытка рассмотреть институт реторсий в контексте особых способов охраны, актуальность которых и сегодня не исчерпывается использованием «иных правовых средств», имеющихся в арсенале международного общения. При самостоятельном определении государством используемых средств, оно как участник межгосударственных отношений обязано сообразовывать свою реторсную практику с общепризнанными принципами. В статье выяснены особенности реторсий на основе анализа норм национального законодательства. Обобщается практический опыт и делается вывод, что это адекватные, справедливые, превентивные ответные меры, преследующие восстановление юридического международного порядка. В качестве ключевого момента используется волеизъявление такого субъекта международного права, как государство, которое, выявляя примат «негативного», самостоятельно определяет, когда и какие средства использовать при реализации защиты своих прав. 313 KB реторсии специальные юридические средства общепризнанные принципы защитные меры 1. Бартош В.М. Взаимное страхование: теория и практика применения // Законодательство. – 2009. – № 4. 2. Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1806. 3. Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 30. – Ст. 1807. 4. Камаровский Л.П. О международном суде. Книга первая. О способах решения споров между государствами вообще. – М.: Типография Т. Малинского, 1881 // СПС «Гарант». 5. Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 22. – Ст. 2670. 6. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII. – М., 1956. – С. 14–47. 7. Режим доступа: http://www.legal-way.ru/iss09.php (дата обращения 01.03.2014). 8. Гражданский процессуальный кодекс Китайской Народной Республики (Принят на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва 9 апреля 1991 г. Опубликован Указом Председателя Китайской Народной Республики № 44 от 9 апреля 1991 г. Вступил в силу с 9 апреля 1991 г.). .– http://www.legal-way.ru/iss09.php (дата обращения 06.03.2014) 9. Nový občanský zákoník nabývá účinnosti 1. ledna 2014. .– http://www.ruinfo.cz/poleznaya-informacziya/zakony-chexii (дата обращения 10.03.2014). 10. Dernburg Das burgerliche Recht des deutschen Reiches und Preussens. – Bd. I – (3. Aufl., 1906). – II. – P. 94.

Существующие способы охраны, имеющиеся в арсенале международного права, в качестве основной задачи преследуют восстановление юридического международного порядка, осложненного разного рода спорами и несогласиями. При этом достижение цели посредством специальных юридических средств – обеспечение либо возобновление прочного и адекватного межгосударственного сотрудничества ‒ не является особенным и не противопоставляется национальному процессуальному праву. Однако принципиальное отличие детерминируется тем, что права защищаются самими сторонами как волеобразующими субъектами.

Автор ставит целью исследование понятия и выявления сущности реторсий в современном международном праве сквозь призму теоретических и правоприменительных подходов к делению на частноправовые и публично-правовые. Базовая постановка вопроса и отдельные положения относительно механизма реализации и сферы осуществления позволяют выявить сущностное определение дефинитивного понятия «реторсии».

Специфика затронутого института объясняется прежде всего тем, что заинтересованные в преобразовании права, сами субъекты-государства «…при решении своих споров не связываются …существующими нормами положительного права… в основание своих суждений они вольны класть те производящие право нравственные и социальные идеи, которые делают их решения справедливыми и верными…» , следовательно, наличие данных норм и их последовательное применение призвано способствовать развитию позитивного права в рамках разрешенного конкретного случая.

Далее, очевидным является тот факт, что, преобразуя конкретный случай в доминанту, каждое государство самостоятельно определяет, что оно считает своим правом и какие средства и способы использовать при реализации защиты этих прав. При этом, следует отметить положительную тенденцию укрепления гуманистических начал в политической деятельности современных цивилизованных государств, усиления общественного мнения.

Поэтому реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание властью иностранного государства.

Среди общепризнанных принципов, на которых в том числе основана реторсная практика, можно назвать следующие:

– принцип суверенного равенства государств (пункт 1 статьи 2 Устава ООН);

– принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого (пункт 7 статьи 2 Устава ООН);

– принцип взаимности (закрепляется в двусторонних договорах и регулируется международными обычаями);

– принцип недискриминаци;

– принцип гарантии и необходимости защиты прав граждан и др. .

Подобное право государства, опираясь на данные принципы, исходит из уважения норм национального законодательства, не противоречащего международному, в условиях примата последнего. Но при этом очевиден тот факт, что возможность применения реторсии обусловлена внутригосударственными законодательными средствами.

Изучаемые средства специального характера содержатся в законодательных актах многих современных государств. Например, ст. 430 ГК Монголии, ст. 1261 ГК Армении 1998 г., ст. 1102 ГК республики Беларусь 1998 г., ст. 21 Закона Грузии о международном частном праве 1998 г., п. 2 ст. 608 ГК Литовской Республики 1964 г. и т.д. содержат правило применения ответного ограничения Правительством право-, дееспособности иностранных лиц в случаях особого ограничения иностранным государством гражданской право-, дееспособности граждан и юридических лиц данных суверенных государств .

Не исключением является и Российская Федерация. Нормой статьи 1194 ГК РФ, определено аналогичное правило.

Закон Чехии о международном частном праве от 25 января 2012 г., воспринявший подобные правила о реторсиях Закона 1964 г., определяет, что иностранцы и иностранные юридические лица имеют равные личные и имущественные права наравне с гражданами и юридическими лицами Чехии, однако данное правило может не применяться в качестве реторсии на дискриминационные действия иностранного государства.

Анализ приведенных нормативно-правовых актов позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, право на установление подобных ограничений принадлежит федеральным органам исполнительной власти, суд в данном случае не обладает полномочиями на установление реторсии как следствия первостепенной причины – выявление факта необоснованного ограничения право- и дееспособности граждан конкретного суверенного государства. Однако в некоторых случаях и судебные органы могут прибегнуть к реторсии при решении вопросов «обратной взаимности».

Под взаимностью, как правило, понимается либо взаимное предоставление государствами национального правового режима – jus cogens (в широком смысле), либо – конкретных прав и обязанностей граждан и юридических лиц иностранных государств на аналогичные права в данном иностранном государстве (в узком смысле). Принцип взаимности, к которому апеллирует международное частное право, позволяет государствам при вводе подобной оговорки в международный договор преследовать цель – обеспечить своим субъектам, находящимся под юрисдикцией государства, пользоваться за границей определенными правами. Обращаясь к отечественному законодательству, следует отметить: необходимость соблюдения принципа взаимности предусмотрена сегментарно, в основном в интеллектуальной сфере.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 5 ГПК КНР, если иностранные суды вводят ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, юридических лиц и иных организаций КНР, народные суды КНР применяют ответные ограничения в отношении гражданских процессуальных прав граждан, предприятий и организаций данных государств . Поэтому наличие взаимности в международных отношениях презюмируется и соблюдение данного принципа основывается на доброй воле каждого государства. Отступление, нарушение кем-либо влечет ответные меры, т.е. реторсии как «меры возмездия против иностранного государства, его подданных и юридических преемников этих последних» , имеющие целью побудить нарушителя восстановить статус-кво .

Во-вторых, в ст. 1194 ГК говорится о частноправовых реторсиях, состоящих в специальном ограничении в области гражданско-правовых отношений, имущественных и личных неимущественных прав, право- и дееспособности граждан и юридических лиц государств, дискриминирующих российских субъектов права.

Также в качестве основания применения реторсии могут служить дискриминационные действия в отношении наших соотечественников. Статья 15 Федерального закона от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» раскрывает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в области основных прав и свобод человека и гражданина. Тем самым законодатели определили, что, прежде всего, политика Российской Федерации направлена на сотрудничество с иностранными государствами с учетом соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, составляющих основу конституционного права всех правовых государств. В этой связи дискриминация российских граждан, проживающих за рубежом, может являться основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении государства, в котором такая дискриминация имела место. В ретроспективе можно встретить подобные примеры. Например, Заявление Верховного Совета РФ от 17 июля 1992 г. № 3326/1-1 «О правах человека в государствах Балтии», в котором решительно отвергает закрепление в законодательных актах государств Балтии положений, которые делают нормой дискриминацию по национальному признаку и приведут к росту социально-политической напряженности, негативно повлияют на региональную стабильность. Также Постановление Верховного Совета РФ от 17.07.1992 г. № 3326-1 «О правах человека в Эстонии» , согласно которому Правительству Российской Федерации предписано подготовиться к введению временных экономических санкций в отношении Эстонской Республики в случае продолжения властями Эстонии дискриминации этнических россиян. В крайних случаях для защиты прав соотечественников за рубежом могут применяться и Вооруженные Силы Российской Федерации.

Однако касаясь публично-правовой природы реторсий, следует констатировать и тот факт, что регламентируемые российским законодательством, например, специальные экономические меры являются одним из важнейших способов поддержания международно-правовой позиции государства, реализуемого в контексте защиты его экономических и политических интересов на международной арене. Подобные меры предстают как наиболее эффективное средство, используемое государством в отношении другого государства в целях недопущения противоправного деяния и возмещения причиненного ущерба. Содержание международно-правового регулирования превентивных функций и составляет система подобных ответных мер (публично-правовых реторсий), действие которых выражает и реализует возможности международно-правового регулирования непосредственно превентивных функций в позитивном воздействии на межгосударственные отношения.

В-третьих, являются ответными действиями и, следовательно, могут носить упреждающий, превентивный характер.

Являясь принудительной мерой, реторсия предполагает достижения:

1) прекращения международного правонарушения;

2) защиты прав;

3) восстановления прав, что в конечном счете служит восстановлению мирового правопорядка, а в случае необходимости давления на иностранное государство как при отказе исполнения возлагаемых на него обязательств, так и при ненадлежащем их исполнении.

В-четвертых, поводом к применению подобных ответных мер являются только специальные ограничения. При этом не важно, проявляется ли это в действиях соответствующего государства, направленных на дискриминацию частных лиц в их гражданском положении по сравнению со своими гражданами или подданными (формальные реторсии), либо государство ставит их в более худшее положение по сравнению с другими иностранными лицами (материальные реторсии), речь не идет о неких общих ограничениях, установленных в данном государстве в отношении всех иностранных граждан или всех юридических лиц (например, установление полного запрета на приобретение земельных участков и частичного запрета на приобретение иной недвижимости в конкретном государстве).

Одним из основных требований, предъявляемых в современном международном праве к реторсиям, является их безопасность для «третьих лиц». Речь идет о недопущении негативных последствий мирного населения иностранного государства, в отношении которого используется реторсное право. Предположим, что это вполне достижимо при реализации механизма достоверной информации об эффективности применения ответных ограничительных мер и их последствиях в рамках ООН, обеспечиваемого Советом Безопасности.

Более того, характер и размер должны быть адекватными и соответствовать этим же критериям недружественного поступка иностранного государства.

Следовательно, реторсии следует рассматривать как особое средство охраны права, правомерность которых предопределена вынужденной самообороной государства в рамках своей самостоятельной деятельности как признание федеральной исполнительной властью иностранного государства, реализуемой на основании главенствующих когентных принципов.

Рецензенты:

Труфанов М.Е., д.ю.н., профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Невинномысского государственного гуманитарно-технического института, г. Невинномысск.

Работа поступила в редакцию 18.04.2014.

Библиографическая ссылка

Шлюндт Н.Ю. ПОНЯТИЕ РЕТОРСИЙ В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 876-879;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34260 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Соглашение России и Южной Осетии о взаимном признании образования и (или) квалификаций прошло ратификацию.
Ратифицировано Соглашение России и Южной Осетии о взаимном признании образования и (или) квалификаций.
Соглашение направлено на развитие отношений в сфере образования и науки, обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификаций, полученных в образовательных и (или) научных организациях Сторон по программам, аккредитованным в соответствии с законодательством каждой из Сторон.
Оно регулирует взаимное признание основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования с предоставлением обладателям такого образования соответствующих прав для продолжения обучения и осуществления профессиональной деятельности в каждом из государств Сторон.
Предусмотрено, что, помимо документов об образовании и (или) квалификации, полученных на территории одного из государств Сторон, их нотариально заверенные копии и переводы также принимаются для реализации Соглашения на территории другого государства без какого-либо дополнительного удостоверения их действительности (без легализации или иного специального удостоверения).

Библиографическое описание:



Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). В настоящее время реторсия стала одним из наиболее применяемых в современной дипломатии. В статье предлагается теоретическая составляющая понятия «реторсия», а также примеры реторсий 21 века.

Ключевые слова: дипломатические отношения, ограничение, ответные меры

Реторсии являются одним из способов защиты государством своих интересов (как политических, так и экономических). Понятие реторсии, как меры воздействия государства, ведет свой генезис от позднелатинского выражения retorsio — ответное действие. Реторсии являются одной из мер политической ответственности государства за совершение недружественных действий.

Таким образом, реторсии представляют собой специфические ограничительные меры, которые использует государства в ответ на противоправные или недружественные действия со стороны другого государства. Как отмечает У. Палванкар, реторсией называют недружественный и даже наносящий ущерб государству акт, однако, по существу законный, совершаемый в ответ на предшествующее действие, которое также могло быть недружественным, но законным или незаконным в соответствии с международным правом .

Как отмечает Л. Ю. Шлюндт, реторсии следует рассматривать как некое противодействие далеко недружественным поступкам другого государства, имеющее целью предупреждение причинения возможного вреда, нарушение признанных в международном праве общепризнанных принципов, выраженных как признание властью иностранного государства .

Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки реторсий:

  1. Реторсии устанавливаются волевым решением государства и не требуют каких-либо согласований с другими субъектами международного права. Данный признак происходит от принципа суверенного равенства государств.
  2. Реторсии всегда являются ответными мерами на недружественные поступки другого государства. Безусловно, во многих случаях, бывает сложно определить, какой именно поступок другого государства является недружественным. Учитывая ранее проанализированный признак субъекта реторсии, само государство устанавливает, какое именно действие другого государства она считает недружественным. В этом состоит принципиальное отличие реторсий от санкций: международно-правовые санкции являются мерой ответственности государства за определенные действия и не связаны с недружественными поступками такого государства по отношению к тому, государству, которое вводит санкции.
  3. Реторсии вводятся вследствие применения норм внутригосударственного права. Данный признак происходит от принципа уважения к внутригосударственному праву, при признании примата международного права. Так как международное право не запрещает введение реторсий, каждое государство имеет право применить внутреннее законодательство для регулирования данного вопроса.
  4. Реторсии хоть и применяются по отношению к гражданам или юридическим лицам, своей целью имеют именно ухудшение положения государства.

Реторсии широко применяются многими государствами, а возможность их применения нашла свое отображение в законодательстве целого ряда государств. Возможность применения реторсий прописана в законодательствах (а конкретно — в гражданских кодексах или специфических законах о международном частном праве) таких государств, как Украина, Грузия, Белоруссия, Казахстан, Монголия.

Предусмотрены реторсии и российским правом. Так, статьей 1194 ГК РФ установлено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Реторсии также могут быть введены изменениями в законодательство .

Помимо общегосударственных реторсий, могут применяться и частноправовые реторсии, ярким примером которых является запрет на въезд лицам, пребывание которых на территории РФ нежелательно, что является ответной мерой аналогичного запрета со стороны недружественного государства.

Применение различных видов реторсий за последнее время можно проиллюстрировать Таблицей 1.

Таблица 1

Мировые примеры реторсий

Вид реторсии

Государства (либо лица), против которых вводится реторсия

Причина введения реторсии

Нормативно-правовой акт, которым введены реторсии

«Закон Димы Яковлева» — изменения в законодательство РФ относительно невозможности иностранного усыновления российских детей гражданами США

Публичная

Соединенные Штаты Америки

Так называемый «список Магнитского» — санкции, введенные по отношению к отдельным гражданам РФ Соединенными Штатами Америки, что было расценено РФ как недружественный жест

Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

Запрет на поставку вооружений в Исламскую Республику Иран

Публичная

Исламская Республика Иран

резолюции Совета Безопасности ООН 1970 (от 26 февраля 2011 г., 1929 от 9 июня 2010 г., 1907 от 23 декабря 2009 г., 1844 от 20 ноября 2008 г.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г».

Специальные экономические меры против ряда государств (в т. ч. — относительно запрета на поставку продуктов)

Публичная

Соединенные Штаты Америка, Украина, страны Евросоюза, Япония и другие

Наложение на Россию санкций в связи с событиями 2014 года относительно смены государственной принадлежности Крыма и конфликта на Восточной Украине

Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».

Специальные экономические меры против Турции

Публичная

Турецкая Республика

Сбитый турецким истребителем российский самолет на турецко-сирийской границе в 2015 году

Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции»

Хотя реторсии затрагивают частно-правовые интересы, природа реторсий публично-правовая, что лишний раз подтверждают ссылки на нормативно-правовые акты, которыми Президент РФ мотивировал свое решение о введении реторсий. Так, в Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции», Президент мотивировал введение реторсий нормами ФЗ «О специальных экономических мерах» и ФЗ «О безопасности» .

Хотя Президент РФ прямо не обозначает, какие нормы вышеизложенных законов он использует, статья 4 ФЗ «О специальных экономических мерах» прямо дает Президенту РФ возможность ввести реторсии на основе предложений Совета Безопасности Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о таком решении. Кроме того, в соответствии с п. «а» ч. 6 ст. 8 ФЗ «О безопасности», именно Президент РФ принимает решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

В целом же, как справедливо отмечает Н. Ю. Шлюндт, практика применения реторсии незначительна. Исследуемый институт нуждается в преобразовании в соответствии с государственными и частными интересами субъектов права. При этом следует учитывать, что это не регрессная мера, применение которой основано на принципе талиона, преследующая цель спровоцировать вседозволенность иностранного государства по отношению к гражданам другого государства, а соразмерная, пропорциональная по степени тяжести одна из мер справедливости. Таким образом, реторсии являются крайней, но важной мерой восстановления справедливости, введение которой принуждает государство к переговорам и поискам компромиссов в сложных вопросах .

Литература:

  1. Палванкар, У. Меры, с помощью которых государства могут выполнить свое обязательство обеспечить соблюдение международного гуманитарного права / У. Палванкар // Имплементация международного гуманитарного права: сб. ст. и док. Международный комитет Красного Креста. — М., 1998.
  2. Шлюндт Н. Ю. Понятие реторсий в современном международном праве // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–4 С.876–879
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года N 14-ФЗ. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027
  4. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
  5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2011 года N 286 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1970 от 26 февраля 2011 г». режим доступа: https://rg.ru/2011/03/11/livia-site-dok.html
  6. Указ Президента РФ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/46404
  7. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению национальной безопасности России и защите граждан России от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турции» режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/50805
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» режим доступа: https://rg.ru/2007/01/10/specmeri-dok.html
  9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности» режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
  10. Шлюндт Надежда Юрьевна К вопросу о частноправовых реторсиях // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32) С.183–191.

Основные термины (генерируются автоматически): реторсия, Российская Федерация, государство, мера, Президент РФ, введение реторсий, иностранное государство, исламская Республика, национальная безопасность России, Федеральное Собрание.

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Однако, применяя ограничительные меры, государство должно учитывать два аспекта одновременно:

  1. данные меры должны быть пропорциональны акту, их вызвавшему;
  2. должны быть прекращены с момента восстановления прежнего положения.

Иностранное право применяется в Российской Федерации независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве к отношениям такого рода российское право, за исключением случаев, когда применение иностранного права на началах взаимности предусмотрено законом (ст. 1189 ГК РФ).

В случае, когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано другое.

Взаимность в международном частном праве означает предоставление иностранным гражданам определенных прав, свобод либо иных льгот в данном государстве при условии, что его гражданам, находящимся на территории соответствующего государства, предоставляются аналогичные права, свободы или льготы. Возникновение института взаимности в международном частном праве обусловлено тем, что для развития плодотворного сотрудничества между государствами необходимы правовая определенность и равноправие в регулировании.

Различают формальную и материальную взаимность.

При формальной взаимности иностранные лица пользуются теми же правами, какими обладают отечественные граждане и юридические лица, в том числе и правами, какими иностранцы не обладают в своем государстве. При этом иностранцы не могут требовать предоставления им тех прав, которыми они наделены в своем государстве, если эти права не предусмотрены в законодательстве Российской Федерации. В этом случае конкретный набор прав и обязанностей не имеет значение. Принцип формальной взаимности заложен практически в основу всех договоров, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами.

Материальная взаимность означает предоставление иностранным гражданам и юридическим лицам в государстве пребывания таких же прав, какими обладают свои граждане в соответствующем иностранном государстве. Ввиду существующих различий правовых систем предоставление материальной взаимности в некоторой степени затруднительно. Это обусловлено тем, что в определенных правовых системах отсутствуют гражданско-правовые институты, широко распространенные в других. Например, до принятия нового гражданского законодательства в Российской Федерации не были признаны такие институты, как ипотека, право сервитута, приобретательская давность и др.

Пример: 1. Материальная взаимность

— иностранцам предоставляется тот же набор субъективных гражданских прав, которыми пользуются мои граждане и юридические лица в этом государстве.

Пример – во Франции патент выдаётся на 10 лет, а в РФ – на 20 => француз в РФ получит его на 10 лет.

2. Формальная взаимность. Иностранцы уравниваются в правах с моими гражданами, если в этом государстве мои граждане уравнены в правах.

В этом случае конкретный набор прав и обязанностей не имеет значение. А значит если во Франции мои граждане пользуются теми же правами что и французские граждане. А значит француз получит патент на 20 лет.

Это доминирующий подход, так как материальное право различных государств слишком различно, и очень проблематично сопоставлять каждый раз объём прав.

С вопросом о взаимности связано применение ответных ограничений (реторсий). Реторсии по своей природе являются защитным правовым механизмом в ответ на меры дискриминационного характера со стороны другого государства.

Реторсии — установленные Правительством Российской Федерации ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Возможность установления таких ограничений предусмотрена ст. 1194 ГК РФ и может применяться при определенных условиях:

1) ограничения могут быть ответными — устанавливаться в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц;

2) право устанавливать ограничения предоставлено только Правительству Российской Федерации. Таким образом, Правительство РФ защищает интересы своих граждан, их имущественные и личные неимущественные права в иностранном государстве

Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим

1. Режим взаимного предоставления наибольшего благоприятствования — одно из основных условий торговых договоров, заключаемых с иностранными государствами. В силу этого режима иностранцы пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что объясняет само выражение «наибольшее благоприятствование». Согласно данному принципу, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа набольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

Комиссией международного права ООН был разработан проект статей клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации. Согласно этому проекту, юридическая сущность клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации как договорного положения состоит в обязательстве государства предоставить другому государству режим о наиболее благоприятствуемой нации в определенной сфере отношений. В тексте проекта в конечном итоге комиссия применила термин «не менее благоприятный, чем режим,; распространенный на третье государство» (Н.А. Ушаков).

Принцип наибольшего благоприятствования отличается от принципа недискриминации (см. гл. 1). Если в силу принципа недискриминации каждое государство имеет право требовать от других государств создания таких; же условий, какими пользуются все государства, т.е. общих и одинаковых для всех, то в силу принципа наибольшего благоприятствования создаются наиболее благоприятные условия.

Принцип наибольшего благоприятствования всегда устанавливается в договорном порядке, а принцип недискриминации не нуждается в договорном оформлении. Это общее правило, вытекающее из равенства государств. В то же время введение в торговый договор клаузулы о наибольшем благоприятствовании препятствует проведению дискриминационных мер.

В прошлом на Западе предпринимались попытки обосновать отказ от| применения принципа наибольшего благоприятствования в отношениях с| социалистическими странами ссылками на то, что этот принцип неприменим в данном случае потому, что планирование и система государственной1 монополии внешней торговли в этих странах якобы приводят к ограничениям в торговле со странами Запада. В действительности система внешней; торговли и, в частности, планирование импорта и экспорта применялись социалистическими странами, включая СССР, без дискриминации ко всем странам, на одинаковой правовой основе. Программы импорта и экспорта’ товаров отражали при этом результаты двусторонних переговоров и соглашений, и принцип наибольшего благоприятствования никоим образом не нарушался.

Значение принципа наибольшего благоприятствования можно показать на примере советско-американских торгово-экономических отношений.

В период «холодной войны» в 1951 году правительство США односторонне расторгло торговое соглашение между СССР и США 1937 года, содержавшее этот принцип, ввело режим дискриминации и установило список товаров, закрещенных к вывозу в Советский Союз. Эти меры привели почти к полному прекращению торговли между этими странами.

18 октября 1972 г. между СССР и США было подписано соглашен! о торговле, которое предусматривало предоставление сторонами др1 другу режима наибольшего благоприятствования в вопросах таможенного обложения, сборов и иных формальностей при импорте и экспорте товаров. Применение в торговле с СССР этого принципа могло бы способствовать значительному расширению торговых связей между СССР и СШ Однако в результате противодействия не заинтересованных в торговых кругов соглашение не вступило в силу, что нанесло ущерб прежде все интересам самих США.

В декабре 1974 года в США были приняты законы о торговле и о государственном кредитовании экспорта. В этих законах предоставление Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования было поставлено в зависимость от политических уступок с его стороны, что по существу означало вмешательство во внутренние дела СССР. Естественно, Советский Союз не мог согласиться вести свои торгово-экономические отношения с США на такой основе.

Режим наибольшего благоприятствования и недискриминационный режим были установлены в дальнейшем в отношениях нашей страны с США благодаря заключению 1 июня 1990 г. Соглашения о торговых отношениях. В соответствии со ст. 1 этого соглашения, каждая сторона «без каких-либо условий предоставит товарам, происходящим или экспортируемым на территорию другой стороны, режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен подобным товарам, происходящим из/или экспортируемым на территорию любой третьей страны…».

Недискриминационный режим предоставляется в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий.

Применение режима наибольшего благоприятствования оказывает положительное влияние на развитие международной торговли. Это было прямо признано в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Государства — члены ЕЭС передали Сообществу осуществление своей компетенции в отношении проведения торговой политики. Вследствие этого вопросы, касающиеся предоставления этого режима в области торговли другим государствам, относятся к исключительной компетенции ЕЭС.

Следует отметить в этой связи, что со всеми странами — членами ЕЭС Советский Союз обменялся письмами, подтверждавшими действие ранее заключенных торговых договоров и соглашений, предусматривавших предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле с СССР. Все это создало достаточную договорно-правовую базу для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества СССР с указанными странами.

В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой стороны, подписанном в Корфу 24 июня 1994 г. (ратифицировано РФ в 1996 г.), стороны предусмотрели взаимный доступ на рынки на основе режима наибольшего благоприятствования. Об этом Режиме говорится также в разделах о таможенных вопросах, о поощрении иностранных инвестиций, режиме представительств обществ одной стороны на территории другой и по другим вопросам.

В соглашении предусматривалось, что РФ может предоставлять странам СНГ большие преимущества, чем другим странам, тем самым речь шла об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования.

Приведем в качестве примера положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве от 25 августа 1993 г. (договор вступил в силу 13 февраля 1995 г.). Согласно ст. 4 «Договаривающиеся Стороны предоставляют друг другу в области торговли товарами режим наибольшего благоприятствования в отношении: таможенных пошлин и сборов, применяемых при импорте и экспорте, включая методы взимания таких пошлин и сборов; положений, касающихся таможенной очистки, транзита, складирования и перегрузки; налогов и других внутренних сборов любого рода, взимаемых прямо или косвенно с импортируемых товаров; методов осуществления платежей по обслуживанию внешнеторговых операций и переводов таких платежей; правил, касающихся продажи, закупки, транспортировки, распределения и использования товаров на внутреннем рынке.

Каждая из Договаривающихся Сторон предоставит товарам, происходящим из/ или экспортируемым на территорию другой Договаривающейся Стороны, недискриминационный режим в отношении применения количественных ограничений и выдачи лицензий».

Для современной договорной практики нашего государства характерны и некоторые изъятия, касающиеся развивающихся стран, а также связанные с установлением особых преимуществ в пределах определенных таможенных союзов. В качестве примера можно привести торговое соглашений с Индией от 10 декабря 1980 г. В соглашении, в частности, предусматривалось, что режим наибольшего благоприятствования не будет касаться «преимуществ, которые были предоставлены или которые могут быть предоставлены в будущем одним из правительств соседним странам целях облегчения приграничной торговли»; «преимуществ, которые Индия предоставила или может предоставить в будущем одной или нескольким развивающимся странам в связи с ее участием в каком-либо соглашении по развитию торгово-экономического сотрудничества развивающихся стран»; «льгот или преимуществ, вытекающих из таможенного союза и/или зоны свободной торговли, членом которых является или может стать каждая из стран».

В Договоре с Польшей 1993 года предусматривалось, что положения ст. 4, приведенные выше, не будут распространяться на: а) преимущества, предоставляемые с целью или в результате создания таможенного союза! или зоны свободной торговли, как это определяется в ст. XXIV ГАТТ (с 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация (ВТО), которая заменила ГАТТ); б) преимущества, предоставляемые! соседним странам в целях облегчения приграничной торговли; в) преимущества, предоставляемые развивающимся странам в соответствии с ГАТТ.,

2. От режима наибольшего благоприятствования следует отличать национальный режим, в силу которого иностранным гражданам и юридическим лицам предоставляется такой же режим, что и отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Отличие национального режима от режима наибольшего благоприятствования состоит в том, что в силу последнего в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой. Национальный же режим может применяться и в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, и в отношении товаров иностранного производства.

Как уже отмечалось выше, наша договорная практика в торговых отношениях с другими странами исходит из предоставления режима наибольшего благоприятствования и к применению национального режима в области торговли относится в общем отрицательно. Национальный режим применяется в торговых договорах в ограниченном числе случаев, например по некоторым вопросам торгового мореплавания. Кроме того, предоставление национального режима предусматривается в отношении свободного доступа иностранных юридических лиц и граждан в суды. Национальный режим применяется в договорах о правовой помощи, социальном обеспечении (судебная защита, предоставление трудовых и иных прав на основе национального режима). По отдельным вопросам, например в отношении доступа в суды, национальный режим предусмотрен в договорах о торговом мореплавании.

Большое практическое значение приобрело предоставление в РФ национального режима иностранцам на основе многосторонних соглашений в области авторского права и прав на изобретения и товарные знаки.

3. При определении общего правового статуса иностранных граждан в РФ наряду с реализацией принципов общего международного права о правах человека определенное значение имеет принцип национального режима. Согласно Конституции РФ «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации» (ч. 3 ст. 62). В соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР иностранцам предоставляется национальный режим, что означает предоставление им в России таких же прав, что и российским гражданам, за некоторыми изъятиями, установленными в законодательстве. Таким образом, в силу национального режима иностранные граждане, и в первую очередь постоянно проживающие в РФ, ставятся в равное положение с российскими гражданами, они пользуются теми же правами и должны нести те же обязанности, что и российские граждане.

Принцип национального режима закреплен в ряде положений нашего законодательства (ст. 160 Основ гражданского законодательства 1991 г. в отношении гражданской правоспособности иностранцев; ст. 5 Закона РФ об авторском праве и смежных правах — в отношении авторских прав на произведения, впервые опубликованные в России, и т.д.).

Таким образом, в России национальный режим применяется в отношении прав иностранцев согласно правилам внутреннего законодательства, хотя в отдельных случаях он может предусматриваться и в соответствии с международными договорами.

Специальный режим. Во всех государствах существует ограничение прав иностранцев. Например, в РФ иностранные инвесторы ограниченно допускаются в банковскую и страховую сферу. Они могут пользоваться недрами только на основании концессионных соглашений. Специальный режим является общим режимом для иностранных граждан и юридических лиц. В доктрине было высказано мнение. Что существует только специальный режим, т.к. режим наибольшего благоприятствования представляет собой оговорку в договоре, а национальный режим распространяется только на отдельные сферы.

Унификация – представляет собой процесс создания единообразных норм и рекомендаций, действующих на территории 2-х и более государств. Унификация осуществляется на универсальном уровне, региональном и национальном уровнях.

Унификация на универсальном уровне привела к созданию международных договоров универсального характера. Примером служит Венская конвенция 1980 г., конвенция УНИДРУА о лизинге, о факторинге. На региональном уровне заключаются договора, в которых участвует ограниченное количество государств. Унификация осуществляется только ан их территориях. Например, кодекс Бустаманте принять в качестве единообразного акта по МЧП в странах Латинской Америки. На национальном уровне осуществляется инплементация норм международного права национальные акты. Например, Женевская конвенция о векселе 1930 г. включена в Положение ЦИК СНК «О переводном и простом векселе» 1937 г.

По своему содержанию унификация бывает трех видов:

1. Унификация материально-правовых норм, когда унифицируются права и обязанности субъектов. Например, Венская конвенция 1980 г. унифицировала порядок заключения договора, права и обязанности, сторон, а также их ответственность.

2. Унификация процессуальных норм – унифицирует процедурные правила. Например, Киевское соглашение 1992 г. унифицировало правила о подсудности, исполнении судебных поручений, вручении документов, исполнении судебных решений.

3. Унификация коллизионных норм. В результате создаются единообразные коллизионные нормы. Обычно достигается в договорах о правовой помощи. Кроме того, примером является Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий в отношении векселей 1930 г. и Женевская конвенция о разрешении некоторых коллизий в отношении чеков 1931 г..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *