Ревизионная комиссия ТСЖ

Положение о Ревизионной комиссии ТСЖ 151

Утверждено
Общим собранием членов ТСЖ 151
г. Краснодар, ул.Гидростроителей, дом N°31

1. Общие положения

1.1. Ревизионная комиссия Товарищества собственников жилья 151, именуемого в дальнейшем "ТСЖ", является органом, осуществляющим функции внутреннего финансового, хозяйственного и правового контроля деятельности ТСЖ.

1.2. Ревизионная комиссия контролирует деятельность Правления и Председателя Правления, но не вправе отменять их решения.

1.3. Ревизионная комиссия действует на основании Положения о Ревизионной комиссии "ТСЖ" утверждаемого Общим собранием членов "ТСЖ".

О ревизионной комиссии ТСЖ

Положение разрабатывается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основе Устава "ТСЖ" Положение является внутренним нормативным документом ТСЖ, обязательным для исполнения членами ТСЖ и органами управления "ТСЖ"

2. Компетенция Ревизионной комиссии "ТСЖ"

2.1. Ревизионная комиссия осуществляет текущий и перспективный контроль финансовой хозяйственной деятельности "ТСЖ"

2.2. Компетенция Ревизионной комиссии определяется Уставом "ТСЖ". К компетенции Ревизионной комиссии "ТСЖ" относится:

2.2.1. проверка соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных нормативов, правил, смет, ГОСТов, ТУ и пр.;

2.2.2. анализ финансового положения ТСЖ, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств;

2.2.3. предварительное рассмотрение плана деятельности "ТСЖ" на наступающий год.

2.2.4. выявление резервов улучшения экономического состояния "ТСЖ" и выработка рекомендаций  для исполнительных органов "ТСЖ"

2.2.5. проверка своевременности и правильности:

  • платежей за услуги;
  • платежей в бюджет;
  • внесения членами "ТСЖ" дополнительных и обязательных платежей;
  • погашения денежных обязательств "ТСЖ"

2.2.6. контроль соблюдения "ТСЖ" и органами его управления законодательных актов и инструкций, решений Общего собрания членов "ТСЖ";

2.2.7. проверка правомочности принятых Правлением и Председателем Правления решений, их соответствия Уставу "ТСЖ" и решениям Общего собрания членов "ТСЖ";

2.2.8. анализ решений Общего собрания членов "ТСЖ", внесение предложений по их изменению при несоответствии положениям документов, имеющих юридическую силу;

2.2.9. рассмотрение жалоб членов "ТСЖ" на действия органов управления и должностных лиц "ТСЖ" и принятие по ним соответствующих решений.

2.3. При выполнении своих функций Ревизионная комиссия полномочна:

  • проверять любую финансовую документацию "ТСЖ" и заключения комиссии по инвентаризации имущества. Сравнивать данные указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;
  • проверять состояние денежных средств и имущества "ТСЖ";
  • изучать протоколы заседаний всех органов "ТСЖ";
  • осуществлять все виды работ, соответствующие возникшей ситуации и полномочиям комиссии;
  • созывать внеочередное Общее собрание членов "ТСЖ";
  • вносить вопросы в повестку дня Общего собрания членов "ТСЖ".

2.4. Органы управления и все должностные лица и работники "ТСЖ" обязаны оказывать Ревизионной комиссии необходимое содействие, своевременно предоставлять ей всю необходимую информацию и документацию, необходимую для работы комиссии, и обеспечивать условия для ее работы.

2.5. По требованию Ревизионной комиссии "ТСЖ" лица, занимающие должности в органах управления "ТСЖ", обязаны представлять любые документы о финансово-хозяйственной деятельности "ТСЖ". Указанные документы должны быть представлены в Ревизионную комиссию в течение 10  дней после ее письменного запроса в соответствующую структуру.

2.6. В случаях, когда выявленные нарушения в хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам "ТСЖ" требуют решения по вопросам, находящимся в компетенции исполнительных органов "ТСЖ", члены Ревизионной комиссии имеют право требовать от полномочных лиц созыва заседаний исполнительного органа или вносить эти вопросы в повестку дня Общего собрания членов "ТСЖ".

2.7. Ревизионная комиссия имеет право требовать личного объяснения от работников "ТСЖ" включая любые должностные лица, по вопросам, находящимся в их компетенции.

2.8. Ревизионная комиссия имеет право при необходимости привлекать к своей работе на договорной основе специалистов, не занимающих штатных должностей в "ТСЖ" и требовать от исполнительного органа оплаты всех необходимых расходов, связанных с проведением аудиторских проверок и ревизий.

2.9. Ревизионная комиссия имеет право ставить перед Общим собранием или органами управления "ТСЖ" вопрос об ответственности работников, включая любые должностные лица "ТСЖ", в случае нарушения ими Устава "ТСЖ" или положений, правил, и инструкций, принятых Общим собранием членов ТСЖ, или иных нормативных документов "ТСЖ"

3. Состав Ревизионной комиссии ТСЖ

3.1. Членом Ревизионной комиссии может быть только член "ТСЖ"

3.1.1. Члены Ревизионной комиссии "ТСЖ" не могут одновременно являться членами Правления.

3.1.2. Члены Правления после освобождения их от должности не могут быть избраны в члены

Ревизионной комиссии в течение 3 лет со дня отставки.

3.2. Число членов Ревизионной комиссии определяется Общим собранием членов "ТСЖ". Общее собрание для выполнения определенных функций может увеличить число членов Ревизионной комиссии и избрать дополнительных членов.

3.3. На первом заседании Ревизионная комиссия из своего состава избирает Председателя и Секретаря Ревизионной комиссии.

3.3.1. К обязанностям Председателя Ревизионной комиссии относятся:

  • созыв и проведение заседаний Ревизионной комиссии;
  • организация текущей работы комиссии;
  • представительство Ревизионной комиссии на заседаниях Правления и Общем собрании членов "ТСЖ"
  • подпись документов, выходящих от имени Ревизионной комиссии.

 3.3.2. Секретарь Ревизионной комиссии:

  • ведет протоколы заседаний Ревизионной комиссии;
  • доводит до сведения соответствующих органов и лиц акты и заключения Ревизионной комиссии;
  • совместно с председателем Ревизионной комиссии подписывает документы, выходящие от имени Ревизионной комиссии.

3.4. Члены "ТСЖ", состоящие членами Ревизионной комиссии, не пользуются правом голоса ни лично, ни по доверенности других членов "ТСЖ", при разрешении вопросов, касающихся привлечения их к ответственности или освобождения от таковой или отстранения их от должности.

3.5. Члены Ревизионной комиссии, избранные Общим собранием, за исполнение своих обязанностей получают вознаграждение и компенсацию в размере, устанавливаемом Общим собранием членов "ТСЖ" Рекомендации по вознаграждению членам Ревизионной комиссии вносит Правление.

4. Избрание членов Ревизионной комиссии

4.1. Ревизионная комиссия избирается на Общем собрании членов "ТСЖ" в соответствии с Уставом ТСЖ  и ЖК РФ.

4.2. Члены Ревизионной комиссии избираются на срок два года с правом продления решением Общего собрания.

4.3. Общее собрание членов "ТСЖ" имеет право отозвать члена Ревизионной комиссии до истечению срока его полномочий, в случаях невыполнения возложенных на него обязанностей или злоупотребления данными ему правами.

4.4. Выдвижение кандидатов в Ревизионную комиссию и голосование по кандидатурам проводится в соответствии с Положением об Общем собрании членов "ТСЖ". Голосование проводится списком отдельно по каждой кандидатуре или по решению Общего собрания членов "ТСЖ".

4.5. Если в течение срока действия своих полномочий член Ревизионной комиссии прекращает выполнение своих функций, он обязан уведомить об этом Правление за месяц, до прекращения своей работы в Ревизионной комиссии. В этом случае на ближайшем Общем собрании осуществляется замена выбывшего члена комиссии.

В период между собраниями Ревизионная комиссия может привлечь к своей работе для  заполнения образовавшейся вакансии любого члена "ТСЖ" по своему усмотрению. Перед очередным Общим собранием он слагает с себя полномочия, но может быть переизбран.

4.6. Избрание в члены Ревизионной комиссии подтверждается подписью избранного кандидата протоколе Общего собрания членов "ТСЖ" об его избрании в Ревизионную комиссию. 

5. Порядок работы Ревизионной комиссии

5.1. Порядок деятельности Ревизионной комиссии утверждается Общим собранием членов "ТСЖ"

5.2. Ревизионная комиссия осуществляет регулярные проверки (сплошные или выборочные) и ревизии финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации "ТСЖ" по утвержденному ею плану, но не реже одного раза в год, или внепланово — по поступающему требованию.

5.3. Внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности "ТСЖ" осуществляется Ревизионной комиссией:

  • по поручению Общего собрания членов "ТСЖ";
  • по письменному требованию Правления или Председателя Правления;
  • по собственной инициативе.

5.4. Ревизионная комиссия обязана не  позднее чем, через 15 дней, после окончания финансового года приступить к проверке деятельности "ТСЖ", состояния денежных средств и имущества "ТСЖ", ревизии относящихся к отчету и балансу книг, счетов, документов, всего делопроизводства "ТСЖ".

5.5. Ревизии и проверки не должны нарушать нормальный режим работы "ТСЖ".

5.6. Ревизионная комиссия представляет результаты проведенных ею ревизий и проверок и свои заключения по ним лицам, потребовавшим их проведения, и Общему собранию членов "ТСЖ"

5.7. Отчеты Ревизионной комиссии представляются в форме письменных отчетов, докладных записок и сообщений.

5.8. Не позднее, чем через 30 дней после предоставления Ревизионной комиссии годового отчета "ТСЖ", она представляет Правлению свое заключение по нему.

5.9. Члены Ревизионной комиссии могут принимать участие в заседаниях Правления с правом совещательного голоса.

5.10. Все документы, выходящие от имени Ревизионной комиссии, должны быть подписаны Председателем комиссии на каждом листе или быть сброшюрованными.

5.11. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности "ТСЖ" Ревизионная комиссия "ТСЖ" составляет заключение, в котором должны содержаться:

  • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документах;
  • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности. 

6. Заседания Ревизионной комиссии

6.1. Ревизионная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях. Заседания Ревизионной комиссии проводятся по утвержденному плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их окончании для обсуждения результатов. Любой член Ревизионной комиссии может требовать созыва экстренного заседания комиссии в случае выявления нарушений, требующих безотлагательного решения Ревизионной комиссии.

6.2. Заседания Ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины ее членов.

6.3. Все члены Ревизионной комиссии имеют равные права.

6.4. Решения, акты и заключения Ревизионной комиссии принимаются простым большинством голосов ее членов.

6.5. В случае несогласия с решением комиссии член Ревизионной комиссии вправе  зафиксировать это в протоколе заседания, оформив как особое мнение, и довести его до сведения Правления и Общего собрания членов "ТСЖ".

6.6. Ревизионная комиссия должна вести подробные протоколы заседаний с приложением всех докладов, заключений, имевших место суждений и заявлений особых мнений отдельных членов комиссии.

6.7. Протоколы заседаний Ревизионной комиссии обязаны храниться по месту нахождения "ТСЖ". Они должны быть доступны для ознакомления членам "ТСЖ" в любое время в течение рабочего дня. Члены "ТСЖ" и их представители вправе снимать копии с указанных документов.

7. Права Ревизионной комиссии.

7.1. В своей деятельности Ревизионная комиссия руководствуется законодательством Российской Федерации, Уставом "ТСЖ", настоящим Положением, решениями Общего собрания членов "ТСЖ" и другими документами, принятыми Общим собранием членов "ТСЖ" и относящимися к деятельности Ревизионной комиссии и ее членов.

8. Ответственность членов Ревизионной комиссии

8.1. Члены Ревизионной комиссии несут ответственность за недобросовестное выполнение возложенных на них обязанностей в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации и нормативными документами "ТСЖ".

8.2. При проведении проверок члены Ревизионной комиссии обязаны надлежащим образом изучить документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За недобросовестные заключения члены Ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется Общим собранием членов "ТСЖ".

8.3. Ревизионная комиссия обязана своевременно представлять Общему собранию членов ТСЖ и копии Правлению отчеты о результатах проведенных ревизий и проверок в соответствующей форме, сопровождая их необходимыми замечаниями и предложениями по повышению эффективности работы ТСЖ.

8.4. Ревизионная комиссия не вправе разглашать результаты ревизий и проверок до их утверждения органом, по поручению которого они были проведены.

8.5. Если возникла серьезная угроза интересам "ТСЖ" или выявлены злоупотребления, допущенные должностными лицами "ТСЖ", члены Ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва внеочередного Общего собрания членов "ТСЖ".

8.6. Члены Ревизионной комиссии обязаны соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым они имеют доступ при выполнении своих функций в соответствии со своей компетенцией.

9. Процедура утверждения и изменения Положения о Ревизионной комиссии.

9.1. Положение о Ревизионной комиссии "ТСЖ"  утверждается Общим собранием членов "ТСЖ". Решение о его утверждении принимается простым большинством голосов.

9.2. Предложения об изменении и дополнении настоящего Положения вносятся и принимаются в обычном порядке, определенном в Положении об Общем собрании членов "ТСЖ" как предложения по вопросам повестки дня Общего собрания.

9.3. Настоящее Положение и все вносимые в него изменения и дополнения вводятся в действие с момента их утверждения на Общем собрании членов "ТСЖ".

9.4. Если в результате изменения законодательных и нормативных актов Российской Федерации отдельные статьи настоящего Положения вступают в противоречие с законодательными актами, они утрачивают силу и до момента внесения изменений в настоящее Положение члены Ревизионной комиссии руководствуются законодательными актами Российской Федерации.

Ревизионная комиссия ТСЖ

ТСЖ хоть и не является коммерческой организацией, но все же ведет хозяйственную деятельность. То есть для выполнения своих уставных задач привлекает денежные средства, расходует их на проведение работ.

Контроль над расходованием денег, правильностью расчетов и выполнением требований закона осуществляют государственные надзорные органы и внутренние структуры товарищества. Одной из таких структур является — ревизионная комиссия

Требования закона

В ЖК РФ установлено, что контроль над деятельностью ТСЖ могут осуществлять сами собственники, члены товарищества.

Для этого в ТСЖ создается ревизионная комиссия.

Существование товарищества без ревизионной комиссии невозможно. Ее наличие в ТСЖ – обязательное требование закона.

Обязанности (функции) ревизионной комиссии включают в себя:

— Ревизии. Финансовая деятельность проверяется как планово, так и внепланово. Периодичность их определяется самим товариществом (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно).

— Подготовка сметы, в частности, расходов, на период времени (обычно на год). Проект утверждается собственниками и только их общим собранием.

— Подготовка отчета о деятельности организации, об обязательных платежах (их размерах на текущий период).

— Отчет перед собранием товарищества о результатах своей деятельности.

Кто может быть членом ревизионной комиссии ТСЖ

Ревизионная комиссия избирается на общем собрании. Членом ее ( ревизором) может быть любое (физическое) лицо. Однако, ни члены правления, ни председатель ТСЖ в ревизионную комиссию не входят. Это запрещено законом. Комиссия избирается сроком на два года.

К основным целям ревизионной комиссии ТСЖ, а значит и проверок, относятся:

— Контроль над деятельностью организации.

— Контроль над тем как расходуются деньги товарищества, обоснованы ли траты, как соблюдается финансовая дисциплина, как оплачивается труд.

— За тем, как рассчитываются сметы, как они исполняются, как перечисляются взносы, обоснованы ли, как ведется бухучет, соблюдаются ли его правила.

— Соответствует ли деятельность товарищества уставу, как сохраняются ценности и денежные средства.

Ревизии могут проводиться, как своими силами, так и с помощью привлеченных специалистов.

На сторонние услуги в бюджет закладываются отдельные денежные средства.

Самое главное! Ревизионная комиссия несет ответственность только перед собранием собственников и подотчетна только ему.

В процессе своей работы ревизионная комиссия должно соблюдать требования:

— законодательства;

— устава организации;

— положения о ревизионной комиссии.

В последнем документе должно быть отражено:

— Общие положения.

Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) товарищества собственников жилья

Срок, на который избирается данный состав, число членов комиссии, как она избирается (общее собрание).

— Ее компетенция. То есть функции и задачи ревизионной комиссии.

— Права и обязанности ревизионной комиссии ТСЖ.

— Как осуществляется деятельность, порядок ее.

— Основание для ревизионных проверок, порядок их.

— Ведение документооборота ревизионной комиссии.

— Порядок отчетности перед собранием.

— Хранение документов.

— Прекращение полномочий (по истечению срока и досрочное).

Состав ревизионной комиссии

Законом не запрещено привлекать к проведению ревизий в товариществе сторонних специалистов.

Но, обычно, в комиссию входят жильцы дома.

Желательно избирать в ее состав юристов и бухгалтеров, поскольку некомпетентность может привести к нарушениям закона.

Если же в доме подобные специалисты не проживают, то при проведении проверок стоит привлекать их со стороны. Стоимость услуг можно определить, обратившись в любую аудиторскую компанию.

Права ревизионной комиссии

Члены ревизионной комиссии при осуществлении своей деятельности наделяются определенными правами. Они могут:

— Требовать предоставления им хозяйственных и финансовых документов. Требование может быть и письменным, и устным.

— Доступ к документации не ограничивается временем. Сведения, составляющие гостайну, предоставляются в соответствии с требованиями закона.

— Если нарушены сроки предоставления материалов, связанных с ревизионной проверкой, отказали в доступе к ним, документы оказались недостоверными, то РК вправе обратиться в соответствующие госорганы для привлечения к ответственности виновных лиц.

— Комиссия вправе потребовать от правления, должностных лиц товарищества объяснения в письменном виде по тем или иным хозяйственным вопросам. Срок – один день. Объяснения приобщаются к акту проверки.

— Для проведения ревизии могут привлекаться специалисты со стороны.

— Ревизионная комиссия может потребовать от правления или иного органа управления привлечь к ответственности лицо, допустившее нарушение.

— Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва как правления, так и общего собрания, если действия должностных лиц угрожают интересам ТСЖ или имеется другие основания для внеочередного собрания.

Обязанности ревизионной комиссии

Члены комиссии должны:

— Проводить проверки и ревизии в установленные сроки. Они определяются действующим законодательством и уставом товарищества.

— Результаты ревизии, заключение ревизионной комиссии ТСЖ по ней предоставляются общему собранию.

— Внеплановая ревизия проводится в срок не позднее тридцати дней с того момента, как будет принято решение о ее проведении. Плановая проверка проводится по итогам истекшего периода.

Члены ревизионной комиссии товарищества собственников жилья несут ответственность за свои действия. Если обязанности выполняются ненадлежащим образом, то возможно и привлечение к ответственности в соответствии с законодательством.

1. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества.

2. Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

1.1) представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Комментарий к статье 150 Жилищного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья определяет статус, состав, функции и полномочия ревизионной комиссии, порядок ее работы, избрания и взаимодействия с общим собранием членов товарищества собственников жилья.

Ревизионная комиссия ТСЖ избирается общим собранием членов товарищества не более чем на 2 года. После этого она должна быть переизбрана либо оставлена на новый срок по решению, принятому общим собранием членов ТСЖ. Количество членов ревизионной комиссии определяется уставом такого товарищества, но рекомендуется, чтобы их число было нечетным. В состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества.

По решению общего собрания членов товарищества вместо комиссии может быть избран один ревизор.

Ревизионная комиссия, избранная в количестве более двух человек, обязана выбрать из своего состава председателя. Выборы оформляются протоколом, который хранится в делопроизводстве товарищества собственников жилья.

Порядок избрания ревизионной комиссии ТСЖ, ее права и обязанности

Как орган контроля ТСЖ ревизионная комиссия (ревизор) обязана проводить плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья не реже одного раза в год. Она также вправе проводить внеплановые проверки, если это не запрещено уставом товарищества.

К каждому общему собранию членов ТСЖ ревизионная комиссия (ревизор) представляет заключение о смете доходов и расходов товарищества на соответствующий год, отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов. Отчитывается она и о своей деятельности.

3. Ревизионная комиссия (ревизор) — единственный официальный орган ТСЖ, который может проверять любую деятельность ТСЖ. Однако, даже выявив злоупотребления со стороны председателя или членов правления, она не правомочна обратиться в суд для отстаивания интересов товарищества. Целесообразно включить в устав товарищества пункт, предусматривающий право ревизионной комиссии (ревизора) обращаться в суд от имени членов ТСЖ.

2. Ревизионная комиссия (ревизор)

Для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности общества общим собранием акционеров избирается ревизионная комиссия (ревизор). Ее основная функция — выработать независимое мнение о финансовых процедурах и процедурах контроля в обществе и доводить его до сведения акционеров.
Количество членов ревизионной комиссии, срок полномочий и ее компетенция определяется уставом АО. Порядок деятельности ревизионной комиссии регламентируется положением о ревизионной комиссии (ревизоре), утверждаемым общим собранием акционеров.
Член ревизионной комиссии должен быть независимым от исполнительных органов общества и не может быть членом совета директоров, членом исполнительного органа, генеральным директором, членом счетной комиссии. Кодексом корпоративного поведения рекомендуется включать в состав ревизионной комиссии исключительно лиц, имеющих безупречную репутацию. В уставе и внутренних документах могут быть предусмотрены дополнительные требования к членам ревизионной комиссии, такие, как знание бухгалтерского учета и отчетности.
Ревизионная комиссия вправе:
— проводить проверку (ревизию) финансово-хозяйственной деятельности общества по итогам деятельности общества за год до годового общего собрания акционеров;
— проводить внеочередные проверки финансово-хозяйственной деятельности общества;
— проверять достоверность данных, содержащихся в годовом отчете общества и в годовой бухгалтерской отчетности;
— требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров;
— требовать проведения заседания совета директоров или коллегиального исполнительного органа для обсуждения вопросов, входящих в его компетенцию;
— требовать от органов управления общества предоставления документов о финансово-хозяйственной деятельности общества и информации о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.
Уставом общества могут определяться и иные полномочия и обязанности ревизионной комиссии.
Порядок выдвижения кандидатов в состав ревизионной комиссии точно такой же, как и порядок выдвижения кандидатов в члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа, кандидатов на должность генерального директора.
Члены ревизионной комиссии избираются на годовом общем собрании акционеров простым большинством голосов. Общество заключает с членами ревизионной комиссии договоры.
Закон не устанавливает срок полномочий ревизионной комиссии, поэтому она может избираться не только на срок до следующего годового собрания, но и на любой другой срок, который, как правило, составляет три года.
В связи с тем что закон не устанавливает срока полномочий ревизионной комиссии, а равно не содержит указания на истечение срока полномочий ревизионной комиссии в день проведения следующего годового общего собрания акционеров, суд правомерно отказал в признании полномочий ревизионной комиссии недействительными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2002 г. по делу А42-8621/01-13-566/02)*(178).
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу компании "Фоккер Девелопментс Лимитед" на решение от 29.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2002 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-8621/01-13-566/02, установил:
Компания "Фоккер Девелопментс Лимитед" (далее — Компания) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском к открытому акционерному обществу "Оленегорский горно-обогатительный комбинат" (далее — ОАО "Олкон") о признании недействительными полномочий ревизионной комиссии общества с 02.06.2000 — дня проведения годового собрания.
Решением от 29.01.2002 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.2002 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания просит отменить судебные акты, исковые требования удовлетворить.
Податель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 1 статьи 47, подпункт 9 пункта 1 и пункт 3 статьи 48, статью 85 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 103 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Положение о Ревизионной комиссии(РК) /Ревизоре в товариществе собственников жилья (ТСЖ) «……..»

Кроме того, податель жалобы указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Исковые требования Компании мотивированы тем, что ревизионная комиссия ОАО "Олкон" избрана на годовом общем собрании акционеров сроком на три года. Трехгодичный срок полномочий ревизионной комиссии, хотя и предусмотрен уставом общества и Положением о ревизионной комиссии, противоречит положениям Федерального закона "Об акционерных обществах".
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" ревизионная комиссия является органом управления акционерного общества, осуществляющим контроль над финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Согласно пункту 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах" ревизионная комиссия избирается общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Данная норма закона является диспозитивной, что позволяет акционерному обществу самостоятельно определять порядок избрания ревизионной комиссии.
В соответствии с пунктом 18.1 устава ОАО "Олкон" ревизионная комиссия общества избирается общим собранием акционеров сроком на три года в количестве семи человек.
Как усматривается из материалов дела, ревизионная комиссия ОАО "Олкон" избрана на общем собрании акционеров 21.05.99. Данное решение не признавалось в установленном порядке недействительным, а равно судом не было установлено, что решение принято с нарушением компетенции общего собрания либо с иным существенным нарушением законодательства. Решение о досрочном прекращении полномочий общим собранием акционеров не принималось.
Таким образом, полномочия ревизионной комиссии возникли в силу решения общего собрания акционеров, принятого в соответствии с уставом общества, и на момент принятия судом решения не прекращались.
Податель жалобы считает, что ревизионная комиссия должна переизбираться ежегодно на годовом общем собрании акционеров, поскольку проведение годового собрания и решение вопроса об избрании ревизионной комиссии в силу пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции от 26.12.95) является обязательным.
Указанный довод правомерно был отклонен судом, поскольку буквальное толкование нормы пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" не дает оснований для вывода о годичном сроке полномочий ревизионной комиссии.
Поскольку в законе специально не оговорен срок полномочий ревизионной комиссии, срок, на который она избирается общим собранием, устанавливается уставом общества на основании пункта 1 статьи 85 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Вследствие этого, правильным является такое толкование пункта 1 статьи 47 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которым на каждом годовом собрании акционеров может рассматриваться вопрос о переизбрании ревизионной комиссии, поскольку порядок ее избрания, определенный уставом общества, не предусматривает иного.
В связи с тем что закон не устанавливает срока полномочий ревизионной комиссии, а равно не содержит указания на истечение срока полномочий ревизионной комиссии в день проведения следующего годового общего собрания акционеров, и избрание ревизионной комиссии соответствует уставу ОАО "Олкон", суд правомерно отказал в признании полномочий ревизионной комиссии недействительными.
Судом правомерно сделан вывод об отсутствии доказательств нарушения либо ущемления прав и законных интересов истца. Истцом не доказано нарушение его прав на внесение предложений в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвижение кандидатов в ревизионную комиссию. Поэтому довод жалобы о нарушении прав истца как акционера кассационной инстанцией не принимается.
Суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ссылку истца на разъяснения, данные в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 28.02.2000 N ИК-07/883, как не обладающие силой нормативного акта и имеющие рекомендательный характер.
Кассационная инстанция считает, что суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и всем доказательствам, представленным сторонами, дал надлежащую оценку. Поскольку правовые акты подлежат применению, а не оценке, ссылка подателя жалобы на нарушение судом части 1 статьи 125 и части 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несостоятельна.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей.
С целью упорядочения процедуры проверок совету директоров общества рекомендуется утвердить положение о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией.
Эффективность контроля над финансово-хозяйственной деятельностью повышается, если ревизионная комиссия работает в тесном сотрудничестве с комитетом по аудиту, в том числе предоставляет комитету по аудиту полную информацию о своей деятельности, проводимых расследованиях и составляемые заключения.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *