Режимные объекты

Разрешено ли снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей?

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», статье 3 Федерального закона от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения». В пункте 25 Административного регламента сотрудникам ГИБДД запрещается препятствовать использованию записывающей аппаратуры участником дорожного движения, если оно не запрещено законодательством.

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

  • участников происшествий и столкновений;

  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

  • на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;

  • при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  • сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

Правила поведения при общении с гражданами во время осуществления ими видеосъемки

Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.

3. Держитесь спокойно, с достоинством.

4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.

9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.

12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

О некоторых вопросах производства видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4); гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных. По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.

Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.

Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).

После размещения видеоматериалов на официальном сайте МВД России стороной защиты в адрес МВД России направлено требование об удалении указанных сведений, как недопустимых (полученных с нарушением закона): в протоколе следственного действия «обыск» следователем указано, что при его производстве технические средства видеофиксации не применялись. Также защитой заявлено о разглашении сотрудниками пресс-службы данных предварительного расследования.

В данном случае, согласно позиции МВД России, видеофиксация в помещениях банка, согласно ст. 11 Федерального закона от 7 февраля
2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», осуществлялась с целью документирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них законом обязанности, а также соблюдения ими законности, а также исключения возможных провокационных и иных неправомерных действий со стороны субъектов происшествия и иных лиц.

Как указывалось ранее, действие статьи 161 УПК РФ распространяется на участников уголовного судопроизводства, и предписывает запрет на разглашение данных предварительного расследования, которое, в свою очередь, предполагает осведомленность лица, производящего видеозапись, с материалами конкретного связанного с ней уголовного дела. По смыслу закона, к ответственности за разглашение данных предварительного расследования, предусмотренная ст. 310 УК РФ, может быть привлечено лицо, допустившее разглашение таких данных, только в случае, если оно является участником уголовного судопроизводства, ознакомлено с материалами уголовного дела и предупреждено следователем о недопустимости разглашения данных предварительного расследования в установленном порядке.

В размещенном на официальном сайте МВД России видеоролике отсутствуют сведения, содержащие данные предварительного расследования; низкое разрешение видео не позволяет идентифицировать документы, в связи с чем его удаление с ресурсов официального сайта МВД России признано нецелесообразным.

Видеозапись – это объект авторского права, представляющий собой визуальную информацию, записанную на видеопленку. В настоящее время видеозаписи имеют правовой режим аудиовизуальных произведений и не относятся к объектам смежных прав, хотя совпадают с ними по своей сущности. Юридическая наука рассматривает их как особый вид аудиовизуальных произведений.

Криминалистическая фотография, кино-, видеосъемка и звукозапись представляют собой две наиболее распространенные формы фиксации процесса: наглядно-образную и вербальную.

Комплекс указанных средств и методов фиксации формирует такие разделы криминалистической техники, как криминалистическая фотография, криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись.

Как раздел криминалистической техники криминалистические фотосъемка, видео- и звукозапись представляют собой систему технических средств и научно обоснованных рекомендаций по их применению при собирании, фиксации и исследовании доказательств.

При этом к фотографическим средствам относят всю аппаратуру для фотосъемки (как обычные «пленочные» фотоаппараты, так и цифровые), фотопринадлежности (штативы, сменные объективы и т.д.), фотобумагу, иные фотоматериалы, химические реактивы для проявления и фиксации (при использовании «мокрого» процесса), специальные программы и оборудование для обработки и распечатывания цифровых фотографий.

Под фотографическими методами понимают научно-практические рекомендации по использованию фотосъемки в уголовном судопроизводстве. При криминалистической фотосъемке могут применяться как черно-белые, так и цветные материалы (в последнее время в основном цветные).

Криминалистическая киносъемка, видео- и звукозапись основываются на использовании соответствующих средств и методов в процессе расследования преступлений. Киносъемка в последнее время в процессе расследования преступлений в связи с громоздкостью аппаратуры и необходимостью последующего процесса проявления пленки практически перестала использоваться.

В качестве средств указанной съемки и видео-, звукозаписи используется киносъемочная, видео-, звукозаписывающая аппаратура, а также аппаратура для просмотра и прослушивания указанных записей. В настоящее время в основном применяется видеозапись с использованием как профессиональных видеокамер, так и портативных.

Звукозаписывающая техника в процессе криминалистической деятельности может использоваться в различных аспектах: для негласной записи требований преступников или их общения между собой (портативные диктофоны или магнитофоны), для фиксации процесса производства следственных действий, для предварительной фиксации информации непосредственно в ходе следственного действия следователем на диктофон и последующего перенесения ее в протокол.

Правовыми основами использования фотографии, кино- и видеосъемки, звукозаписи выступают положения УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 84 УПК РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 Кодекса.

В соответствии с ч. 6 ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств.

Оформление использования фото-, кино-, видеосъемки, звукозаписи производится согласно ст. 166 УПК РФ. Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.

Дополнительные условия применения указанных средств фиксации могут содержаться в нормах УПК РФ, регламентирующих производство конкретных процессуальных действий. Так, фотографирование, видеозапись и киносъемка при освидетельствовании лица иного пола проводятся с согласия освидетельствуемого лица (ч. 5 ст. 179 УПК РФ). По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются (ч. 4
ст. 189 УПК РФ). При этом согласно ч. 3-4 ст. 190 УПК РФ, если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки следственных действий, об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.

Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка, то протокол допроса должен также содержать:

— запись о проведении фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

— сведения о технических средствах, условиях фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;

— заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки;

— подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющие правильность протокола.

Видео- и звукозапись, фотографирование могут применяться и в ходе судебного разбирательства. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 259 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства проводились фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъемка допросов, об этом делается отметка в протоколе судебного заседания. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки прилагаются к материалам уголовного дела.

Вне рамок уголовного процесса технико-криминалистический инструментарий видео- и звукозаписи, фотосъемки может использоваться при проверке сообщений о преступлениях, в оперативно-розыскной деятельности и т.д. Так, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

В вопросах доказывания процессуальное и иное специальное законодательство Российской Федерации закрепляет следующие требования:

1. В ГПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

2. В АПК РФ (ст. 55): Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, которые могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

3. В АПК РФ (ст. 89), в КоАП РФ (ст. 89), в УПК РФ (ст. 89): иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. 13 «Права полиции»): 19) производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом.

5. В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6): В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

1 Далее – «официальный сайт МВД России».

ОИиОС МВД по Республике Марий Эл

ПО МВД по Республике Марий Эл

  • Фев 27, 2019
  • 1553

Любой особо важный и режимный объект должен охраняться соответствующим образом. Обеспечение безопасности в данном случае – процесс комплексный, многозадачный и многокомпонентный. Особое значение имеет предотвращение утечки информации. Также в число фокусных задач входят: проведение антитеррористических мероприятий, внедрение технических и комбинированных решений для предупреждения промышленного шпионажа, предотвращение нештатных ситуаций на объекте, обусловленных человеческим фактором.

Реализация охранных мероприятий на режимном объекте – дело только для настоящих профессионалов. Безопасность должна обеспечиваться опытным лицензированным исполнителем. Давайте разберемся, какие объекты относятся к режимным (особо важным), какие риски для них актуальны, кто и как осуществляет охрану таких зданий и территорий.

Какие объекты относятся к особо важным?

В специальном режиме обеспечения безопасности, согласно Указу Президента РФ № 61 (24.01.1998), нуждаются:

  • разрабатывающие, производственные компании военно-промышленного комплекса;
  • отдельные воинские части;
  • закрытые поселения;
  • учреждения, для которых установлены особые условия работы и требования к охране (производственные предприятия, узкоспециализированные НИИ и т. п.).

Указанные структуры работают со сведениями и данными, составляющими государственную тайну. В зоне особого риска находятся:

  • важные экономические сведения;
  • текущие результаты и выводы научно-технических исследований;
  • военно-промышленные разработки.

Также особая охрана предусмотрена для объектов, имеющих отношение к внешней разведке, финансовой и госполитике.

Актуальные риски для режимных объектов не ограничиваются утечкой информации. На особом контроле здесь находится противодействие терроризму. Также максимум внимания уделяется социальному фактору: от проверки нового персонала до контроля исполнения обязательств по неразглашению сотрудниками, имеющими доступ к гостайне.

Кто охраняет режимные объекты?

Специфика деятельности режимных объектов определяет требования к поставщикам охранных услуг. Взять на себя обеспечение безопасности могут только государственные спецподразделения и частные охранные структуры, имеющие лицензию ФСБ. Документ выдается сроком на 5 лет, может обновляться неограниченное количество раз. Данная лицензия – важный кредит доверия к ЧОП «Сигма-Профи» со стороны регулирующих органов.

Получение разрешительного документа ко многому обязывает исполнителя. Сотрудники ЧОПа проходят специальную подготовку, регулярно повышают квалификацию, сдают физические нормативы, особые психологические тесты (в том числе на устойчивость морально-волевых качеств). При выполнении служебных обязанностей охранники используют передовое оборудование и вооружение. Исполнитель несет 100% юридическую ответственность за безопасность вверенного объекта особой важности.

Охранные мероприятия

Комплексная организация охраны ЧОПом режимного объекта всегда начинается с экспертной проверки, аудита безопасности. Это необходимо для разработки эффективного плана охранных действий, связанных с использованием сведений, составляющих гостайну. Исполнитель учитывает актуальные особенности режимного объекта и предлагает решения, включающие:

  • концепцию защиты территории (монтаж необходимого оборудования: от осветительных приборов до системы видеоконтроля и размещения передвижных, стационарных постов);
  • организацию пропускного режима;
  • систему физической охраны объекта;
  • концепцию информационной безопасности (защиты от утечки информации);
  • регламент действий при нештатных ситуациях.

Режимный объект принимается под круглосуточную охрану. Формат 24/7 предусматривает возможность реализации охранных мероприятий суточным и вахтовым методами.

Сотрудничество с ЧОПом

Лицензированный ЧОП «Сигма-Профи» обеспечивает безопасность особо важных объектов с помощью:

  • профильного персонала (охранников, задействованных в патрулях и на стационарных постах, инженерно-технических специалистов, экспертов по компьютерной безопасности и т. д.);
  • мощной материально-технической базы;
  • эффективного взаимодействия с контролирующими, силовыми структурами.

Исполнитель гарантирует 100% конфиденциальность. Охранная программа для каждого режимного объекта разрабатывается с учетом нормативных требований к соблюдению государственной тайны, а также специфических особенностей предприятия / организации: от месторасположения и функционирования до формата работы с поставщиками, заказчиками, непрофильными внешними структурами и службами.

Нет, Москва не является «режимным городом”. Любимый миф московской милиции и московских руководителей и чиновников всех уровней об особом статусе Москвы не соответствует действительности. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в РФ определено ст.27 Конституции РФ и Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в РФ”. Ст. 8 указанного закона содержит исчерпывающий перечень таких ограничений, и Москва под эти ограничения не подпадает. Убедитесь сами, что это так.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

  • в пограничной полосе;
  • в закрытых военных городках;
  • в закрытых административно — территориальных образованиях;
  • в зонах экологического бедствия;
  • на отдельных территориях и в населённых пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
  • на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Об этом же говорится в разъяснении, данном в Постановлении Конституционного Суда РФ № 4-П от 2.02.98г., в котором указано, что расширительное толкование таких ограничений в нормативных правовых актов субъектов РФ, к которым относится и Москва, недопустимо. Не даёт таких прав Москве и Закон РФ «О столице Российской Федерации”. В Москве, как и в любом городе, есть отдельные режимные объекты и территории, вход на которые без специального разрешения или пропуска запрещён. Но эти объекты и территории соответствующим образом огорожены и защищены охраной.

Тем не менее сделать Москву «режимным городом” – это заветная мечта московских руководителей. При этом они грубо и цинично используют определённое несовершенство нашего законодательства, а так же низкую социально-политическую активность и неорганизованность граждан РФ, их слабую правовую культуру. В нарушение законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, московские, а вслед за ними и власти других субъектов федерации, принимали и принимают местные законодательные и нормативные акты, в которых эти права себе присваивают. Именно на такие документы, как правило, и ссылается московская милиция. Тем не менее, при обжаловании подобных действий милиции в органы Прокуратуры и, тем более в суд, последние признаются незаконными.

Источник Б. Дульнев «Проверка документов и регистрации в общественном месте»

В нашу компанию поступают запросы от предприятий и лиц, желающих осуществлять охрану режимных объектов. Как правило, их интересуют следующие вопросы:

  • Чем регулируется подобная деятельность?
  • Какие разрешительные документы необходимо получить?
  • Может ли такую ​​охрану осуществлять частная охранная компания?

Сегодня мы попробуем ответить на все эти вопросы и дать разъяснения относительно возможности осуществления такой деятельности.

Статья на тему: Общественные формирования по охране общественного порядка и государственной границы: особенности создания

Что такое «режимный объект»?

Законодательство не определяет понятие «режимный объект». Режимными объектами принято называть любые объекты, имеющие особое стратегическое значение для государства или на которых хранится то, что является источником повышенной опасности.

Согласно ст. 15 ЗУ «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц», на объектах поддерживается соответствующий режим прохода, проезда, переноса и перевозки вещей. Очевидно, именно из-за необходимости соблюдать определенный режим и прижилось название «режимный объект».

Виды режимных объектов. Кабмином установлен перечень категорий объектов, которые должны охранять органы полиции охраны. Именно их можно назвать типичными режимными объектами. Всего в настоящее время насчитывается восемнадцать категорий, к которым относятся:

  • объекты стратегического значения для экономики и безопасности государства;
  • особо важные объекты электроэнергетики;
  • объекты, на которых осуществляется хранение ведомственного оружия;
  • объекты, в которых размещены госорганы (по предложениям/обращениям их руководителей);
  • и другие.

Статья на тему: Будут внесены изменения в лицензионные условия охранной деятельности

Охрана режимных объектов

В целом, режимные объекты должны охраняться органами полиции охраны — специальной структурой Нацполиции Украины. В предусмотренных законодательством случаях, те или иные объекты должны охраняться Управлением госохраны, Службой безопасности Украины, уполномоченным органом по делам охраны госграницы и т.д.

Но в последнее время увеличиваются запросы на охрану объектов особого назначения частными охранными службами. Поэтому рассмотрим, насколько это возможно и что для этого нужно.

Режимные объекты и их охрана частными охранными службами

Если объект не относится к перечню тех, что должны обязательно охраняться Нацполицией, Управлением госохраны или другими военизированными государственными структурами, руководство данного объекта может заключить договор с частными охранными службами.

Но предварительно для этого нужно провести тендер, по условиям которого частные охранные структуры, что хотят охранять такие объекты, должны соответствовать требованиям, заявленным в тендерной документации.

Важно! Охрана каждого конкретного объекта может иметь различные требования к службе охраны. В частности, относительно:

  • численности персонала охраны;
  • их опыта работы в данной сфере;
  • спецсредств охраны;
  • транспортных средств для быстрого реагирования и т.д.

Статья на тему: Получили лицензии на охранную деятельность для 5 фирм с одним и тем же специалистом по охране

Иногда требуется справка об опыте в выполнении похожего договора. Форма справки прилагается сразу в тендерной документации, где нужно также указать адрес объекта охраны (что именно охранялось).

Поскольку объекты значительно отличаются друг от друга, то и единого набора требований для желающих выиграть тендер — нет. Например, 17.09.2019 начнется аукцион по охране Мемориала жертвам тоталитаризма и политических репрессий в Харькове. Данный тендер проводит КП «Ритуал» Харьковского городского совета и среди требований указаны только требования к персоналу и опыту работы охранной службы по аналогичным проектам.

Единственным неизменным условием предоставления охранных услуг как для физ. лиц, так и для объектов, является наличие лицензии на осуществление охранной деятельности, поскольку такая деятельность в Украине лицензируется.

Без наличия данной лицензии не стоит и надеяться о допуске к охране каких-либо объектов вообще. О процессе получения данной лицензии и его этапах, Вы можете узнать на нашем сайте, на странице услуг или в разделе «Полезная информация».

Если Вам нужно больше информации по данному вопросу, или помощь в получении лицензии и прохождении тендера, Вы можете обратиться к специалистам нашей компании.

<p>УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О внесении изменений в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 1. Внести в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 49, ст. 4775; 2006, № 8, ст. 892; 2007, № 53, ст. 6550; 2008, № 15, ст. 1525; № 18, ст. 2007; № 37, ст. 4182; 2009, № 21, ст. 2547; № 24, ст. 2919; № 40, ст. 4684; 2011, № 24, ст. 3414; № 39, ст. 5456; 2013, № 12, ст. 1248; № 39, ст. 4967; 2014, № 21, ст. 2685; № 26, ст. 3525; № 36, ст. 4825; № 40, ст. 5412; 2015, № 22, ст. 3206; 2016, № 9, ст. 1252; № 42, ст. 5917; № 48, ст. 6749; № 49, ст. 6883; 2017, № 17, ст. 2543; № 28, ст. 4122; № 41, ст. 5933; № 52, ст. 8113), следующие изменения: а) пункт 22 изложить в следующей редакции: «22. Сведения об объектах инженерной государственные органы инфраструктуры, о дислокации, и организации, назначении, степени готовности, руководители которых защищенности, обеспечении наделены полномочиями безопасности или эксплуатации по отнесению сведений режимных объектов, не подпадающие под к государственной обязательства Российской Федерации по тайне»; международным договорам, о выборе, предоставлении земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации режимных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по созданию режимных объектов б) пункт 61 изложить в следующей редакции: «61. Геопространственные сведения по Минобороны России территории Российской Федерации и Минэкономразвития другим районам Земли, раскрывающие России результаты деятельности по Госкорпорация дистанционному зондированию Земли «Роскосмос»; (кроме данных дистанционного зондирования Земли из космоса, получаемых с зарубежных космических аппаратов или российских космических аппаратов гражданского назначения), имеющие важное оборонное или экономическое значение в) примечания изложить в следующей редакции: «Примечания: 1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, в области внешней политики и экономики, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, и наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями. 2. Каждый государственный орган и каждая организация, указанные в настоящем перечне, наделены полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в пределах их компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению. 3. В настоящем перечне используются следующие понятия: военная техника — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия; военные объекты — боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения; войска — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», а также подразделения связи специального назначения; вооружение — средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия; дислокация объекта — совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности; инфраструктура экономики Российской Федерации — отрасли экономики Российской Федерации, функционирующие в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства; объекты административного управления — создаваемые заблаговременно по решению руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения, предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующего органа управления в период мобилизации и в военное время; объекты инженерной инфраструктуры — элементы систем водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, водоотведения, телефонизации, связи или иных систем, обеспечивающих функционирование режимных объектов; объекты ядерного комплекса — сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; режимные объекты — объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. 4. В пунктах 32 — 35, 37 и 44 настоящего перечня указаны государственные органы и организации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. 5. В пунктах 38 — 40 настоящего перечня указаны стратегические виды сырья, материалов и топлива, списки (перечни) которых формируют в пределах своей компетенции и по взаимному согласованию государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне. 6. В настоящем перечне: при перечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом «и» перед последней категорией сведений к государственной тайне относятся все сведения в совокупности; при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности; сведения, перечисленные после союза «а также», являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.». 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 1 января 2018 года № 5 </p>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *