Режимный объект, что это?

Прежде чем фотографировать какое-либо место, подумайте, не придется ли после этого просидеть четыре часа в отделении милиции. О чем стоит знать, нацеливая фотоаппарат или смартфон на объект? Мы разложили по полкам белорусское законодательство и узнали, где точно фотографировать запрещено. Во всех остальных случаях свое право сделать изображение можно отстаивать.

4 марта за съемку здания и помещения суда Заводского района Минска задержали фотокорреспондента Владимира Гридина. В это время как раз здесь должен был проходить процесс над сыном известного управленца Денисом Заметалиным. В милиции задержанный провел около полутора часов. Более того, его заставили удалить снимки. По словам Владимира Гридина, в УВД ему пояснили, что снимать здание и помещения суда было нельзя, потому что есть некий список зданий, делать фото которых запрещено.

Как пояснила пресс-секретарь Верховного суда Юлия Ляскова, сам процесс корреспондент не снимал, а стал фотографировать конвоиров в коридоре, когда они поднимали обвиняемого по другому делу.

Четыре часа в опорном пункте в Первомайском отделении РУВД провел в пятницу 27 февраля и сотрудник «Комсомольской правды» в Белоруссии», после того как сфотографировал новую подсветку здания Академии наук на проспекте Независимости в Минске. Милицию вызвал охранник. Сотрудники правоохранительных органов задержали Дмитрия Ласько для установления личности. Позже фотограф рассказал, что «милиционеры сослались на какое-то постановление Министерства внутренних дел Беларуси от 25 февраля 2015 года, в соответствии с которым якобы запрещено фотографировать административные здания».

Заместитель начальника Первомайского РУВД в комментарии «Комсомольской правде» о задержании Ласько сообщил уже о внутреннем указании заместителя министра, начальника милиции общественной безопасности МВД Николая Мельченко.

МВД: сотрудники милиции имеют право знать о целях съемки административных зданий

Об этом заявили в МВД Беларуси, комментируя недавние случаи недопонимания между представителями СМИ и сотрудниками милиции во время фотосъемки административных зданий.

«Подобное требование направлено исключительно на обеспечение безопасности в стране и призвано повысить бдительность сотрудников органов внутренних дел в части предотвращения возможных угроз различного характера: от провокаций до террористических актов, — отмечают в ведомстве. — Речь не идет о запрете видео- или фотосъемки административных зданий, а регулирует исключительно действия сотрудников органов внутренних дел».

В МВД напомнили, что при возникновении подозрений на причастность гражданина к провокационной или другой угрожающей общественной безопасности деятельности сотрудники ОВД имеют право действовать в соответствии с законодательством вплоть до доставления гражданина в отдел внутренних дел и проведения разбирательства.

Юрист: грубейшее нарушение прав и свобод граждан, гарантированных нам Конституцией

Инциденты прокомментировала Людмила Чекина, юрист, генеральный директор УП «Надежные программы»:

В соответствии со ст.65 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Таким образом, если правовой акт вводит обязанности для неопределенного круга лиц, например, запрещает фотографировать объекты, которые ранее не находились под запретом, или в местах, где раньше можно было фотографировать (например, в местах, доступных для массового посещения) он должен быть включен в Национальный реестр и опубликован, в противном случае он не имеет юридической силы. Такой документ не может быть «внутренним». Обязанности для неопределенного круга лиц не могут вводиться «указанием начальника ГУВД».

Действительно, в соответствии со ст. 8.2.ПИКоАП Республики Беларусь правоохранительными органами может проводиться кратковременное задержание физического лица, в том числе с целью установления его личности. Но исходя из определения, приведенного в первой части этой же статьи, административное задержание физического лица состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, за совершение им административного правонарушения.

То есть задерживать человека, не совершившего административного правонарушения, никто не имеет права. Но даже если принять на минутку то широкое толкование закона, которое иногда позволяют себе наши правоохранительные органы (что для установления личности может быть задержан любой гражданин), то все, что могут в этом случае сделать, – это проверить паспорт и его подлинность. Милиция не имеет права при таком задержании производить досмотр оборудования для фотосъемки, изымать его, стирать снимки и т.п. На мой взгляд, это является грубейшим нарушением прав и свобод граждан, гарантированных нам Конституцией.

Мы проанализировали действующее законодательство и составили список объектов, где фотосъемка официально запрещена.


На борту самолета

Пассажирам независимо от занимаемой должности запрещается пользоваться видео- , фото- , кинокамерами, биноклями и радиоаппаратурой на борту самолета. Об этом гласит п. 80 Авиационных правил воздушных перевозок государственной авиации Беларуси, утвержденных постановлением Министерства обороны нашей страны.

При прохождении пограничного контроля

Нельзя вести фото- и видеосъемку при прохождении пограничного контроля. Кроме этого, нельзя говорить по мобильному телефону или «совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного контроля». Это правило прописано в п. 1.4 Постановления Госпогранкомитета Беларуси от 30.04.2009 № 28 «О порядке прохождения пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь гражданами РБ, иностранными гражданами и лицами без гражданства».

В судах при рассмотрении дел о госсекретах

Так решил пленум Высшего Хозяйственного суда Беларуси своим постановлением № 28 от 02.12.2005 года.

Тем не менее, если стороны процесса и суд не против, на судах по гражданским, хозяйственным и уголовным делам вести съемку можно. Но так, чтобы это не мешало разбирательствам дела, поэтому могут быть ограничения во времени. Это прописано в ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Беларуси № 238-З от 11.01.1999 года.

«Кино- , фотосъемка, звуко- и видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения хозяйственного суда, рассматривающего дело, с учетом мнений лиц, участвующих в нем. О применении технических средств делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания», гласит ст. 176 Хозяйственного процессуального кодекса Беларуси от 15.12.1998 № 219-З.

«Присутствующие в открытом судебном заседании вправе вести письменную и магнитофонную записи. Фото- , киносъемка и видеозапись допускаются с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон», п. 6 ст. 287 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь от 16.07.1999 № 295-З).

В библиотеках

Оказывается, своим постановлением Министерство культуры прописало: нельзя вносить и использовать в библиотеке различные копировальные приборы. Имеются в виду сканеры, аудио- , фото- и видеоаппаратура, если иное не предусмотрено правилами пользования библиотекой. Кроме того, запрещено использовать мобильный телефон в зонах обслуживания читателей, а также для видеосъемки и фотографирования документов из фондов библиотеки.

Об этом можно прочитать в пунктах 13.5-13.6 Типовых правил пользования библиотеками в Беларуси, утвержденных постановлением Министерства культуры №28 от 5 августа 2008 года. Правда, сейчас во многих библиотеках к фотографированию учебников, которые, видимо, не имеют исторической ценности, относятся вполне спокойно.

В музеях без сопровождения сотрудников

Если вы решите снимать в музее, даже если фото будут храниться всего лишь в вашем домашнем архиве, не забудьте поставить в известность сотрудников музея.

«На протяжении всего времени производства кинофотосъемки или телевизионных передач кинооператоров, телеоператоров, фотографов и других должны сопровождать представители музея (хранитель отдела, работник внутренней охраны, другие работники музея)» (п. 248 правил по охране труда в музеях, утвержденных постановлением Министерства культуры Беларуси от 11.02.2005 № 3).

В клубах, казино, залах с игральными автоматами

В игорных заведениях не имеют права вести кино- , фото- и видеосъемку посетителей игорного заведения без их разрешения и разрешения специально уполномоченного должностного лица организатора азартных игр. Это прописано в пункте п. 16 Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Беларуси, утвержденного указом президента от 10.01.2005 № 9.

В посольствах и консульствах

Территория, занятая иностранным посольством, принадлежит государству, которое это посольство представляет. Поэтому для уточнения, можно его фотографировать или нет, необходимо обращаться к законодательству соответствующего государства. Но, как правило, съемка на территории посольства (консульства) запрещена.

На режимных объектах

Перечень режимных и особо режимных объектов утверждается Советом министров Беларуси (не для общего обозрения (доступа). К таким объектам относятся, например, магистральные трубопроводы, метро, с которым сейчас связаны интересы гражданской обороны. Порой режимным оказывается объект, к которому у всех есть доступ. Смотреть, ходить можно, а фотографировать — нельзя.

Можно

В магазинах, на рынках, в банках, в местах общественного питания, на вокзалах и в аэропортах, в учреждениях здравоохранения и храмах фотографировать можно, несмотря на запреты руководства этих учреждений и заведений. Все дело в том, что это общественные места, открытые для свободного посещения.

Люди вправе фотографировать даже без разрешения милиционеров, судей, прокуроров, министров при исполнении обязанностей, не мешая нормальной работе сотрудников и не нарушая при этом права других лиц.

Кроме того, закон разрешает вести съемку коридоров и кабинетов министерств, комитетов, ведомств, потому что это не личная территория того или иного чиновника, а общественное место.

Конституция декларирует право «на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов». Согласно же Закону «Об информации, информатизации и защите информации», доступ к информации о деятельности государственных органов ограничиваться не может. Исключение — если речь идет о госсекретах.

Казусы

Осенью прошлого года любопытная ситуация произошла в Минске со школьниками из Гомельской области. Ребята приехали в столицу с учительницей. Когда туристы фотографировались у знака «Нулевой километр» возле Дворца Республики, к ним подошел сотрудник ОМОНа, сказал, что они нарушают закон (какой именно, не уточнил). Он записал данные учительницы, снимавшей детей на камеру мобильного телефона, и сказал, что сообщит о правонарушении в школу.

Казалось, ничего страшного. Но учительница всерьез думала, что после инцидента придется уволиться. И к мемориалу «Остров слез» на Немиге ребята подходить не захотели, просили учительницу: «Давайте подождем, если кто-то другой будет подходить, значит, и нам можно».

Пресс-служба Министерства внутренних дел в комментарии заверила, что никаких нарушений в поведении детей и учительницы не усматривается. А позже сотрудники МВД позвонили педагогу с извинениями.

Источник информации: Марина Воробей / TUT.BY

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Площадь заповедника «Костомукшский» около 49258,62 га (или 492,59 км2).

Учитывая различные виды ландшафта нашего заповедника: таежные леса, озера, реки и ручьи, высокие гряды и скалы — следы проходившего некогда здесь ледника и как следует различную степень труднодоступности и проходимости по территории, отдел охраны применяет различные средства передвижения, индивидуальной защиты и методы патрулирования для предупреждения и пресечения посягательства браконьеров, возникновения и тушения лесных пожаров как основных факторов, нарушающих целостность биокомплекса этой природоохранной территории.

Основные средства передвижения – это автомобили повышенной проходимости (фото 2), а также гусеничная техника (фото 3).

Зимой патрулирование ведется на снегоходной технике (фото 4), а в особо труднодоступных местах применяются лыжи.

Что касается водных участков территории, то здесь патрулирования производятся на катерах.

Так же разведка территории проводится и с высоты птичьего полета, с помощью квадрокоптеров, что позволяет своевременно и быстро отследить нарушителей, охватывая зрительно большие участки земли и озёр (фото 5), очаги возгораний или пожаров.

Режимный объект имеет определённый статус, который предусматривает обособленный порядок действия для перемещения персонала, транспортных средств и посетителей. Учитывая особенности охраны режимных зон нужно понимать, что для реализации этих задач необходимо использовать официальные регламенты и требования надзорных органов. Они же, в свою очередь, предъявляют жесткие стандарты для обеспечения комплексной и индивидуальной безопасности объекта, имеющий статус «режимная зона». Основная задача для обеспечения безопасного уровня работ на участке – предотвращение утечки информации, так как незащищённость этого направления чревата тяжелыми экономическим и иными потерями.

Что относится к режимным объектам

В настоящее время, на территории России действует Указ Президента РФ от 1998 года (№61), которые предусматривает полный перечень таких объектов, на которые распространяются индивидуальные инструкции сдачи режимного помещения под охрану, в частности:

  • Предприятия разрабатывающей отрасли, имеющее подчинение военно-промышленному комплексу РФ.
  • Отдельные обособленные военизированные участки и территории в пределах РФ,
  • Закрытые поселения, определяемые специальным Указом Президента РФ (список не публикуется).
  • Учреждения, имеющие оборонное и специальное значение (НИИ, предприятия, узкоспециализированные компании и т.д.).

Допускается включение в список режимных зон предприятий и учреждений, которые предоставляют важное государственное значение. Такой список объектов регулируется Приказами и постановлениями федеральных органов власти, в некоторых случаях допускается составление перечня муниципальными властями.

Какие задачи находятся в ведении ЧОП по режимным объектам

Внедрение комплексных и специальных мер безопасности режимного объекта допускается только в том случае, если они не противоречат действующему законодательству страны. Государственная тайна признается важнейшим фокусным направлением, где должна быть сосредоточена деятельность сотрудников охранного предприятия. Согласно законодательству, в хоне особого риска находятся:

  • Экономические данные, которые могут быть использованы противниками в целях ухудшения развития общества.
  • Текущие аналитические и практические результаты научно-технических разработок, которые могут быть использованы злоумышленниками в неблаговидных целях.
  • Все результаты военно-промышленных разработок.

Особые охранные операции распространяются на объекты и сооружения, для которых предусмотен специальный порядок регламентных действий. В частности те которые, имеют отношение к внешней разведке, государственной тайне, а также к финансовым институтам власти.

Примерная концепция сотрудничества с ЧОП

При заключении договора с ЧОП по охране режимных зон и объектов, разрабатывается детальная концепция функционирования предприятия, где будут определены задачи каждого сотрудника:

  • Концепция технической части безопасности.
  • Система организации пропускного режима.
  • Реализация по участкам физической охраны.
  • Внедрение службы технической охраны для предотвращения утечки информации.
  • Разработка регламентных действий на случай нештатных ситуаций.

Представитель ЧОП принимает участие в разработке договора обслуживания, где совместно с надзорными органами определяются задачи и технические средства, которые будут реализованы на режимном объекте. После получения всех согласований приступают к реализации технической базы, после чего начинают внедрение практической части, с отработкой навыков для каждого охранника. В практической работе допускается взаимодействие с официальными надзорными органами в сфере безопасности.

07 Мая 1993 Версия для печати

Настоящий Закон определяет правовые основы защиты государственных секретов во всех видах деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений, организаций и объединений, независимо от форм собственности, воинских формирований и граждан Республики Узбекистан на территории республики и за ее пределами.

Статья 1. Понятие государственных секретов

Государственными секретами Республики Узбекистан являются особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями.

Государственные секреты являются собственностью Республики Узбекистан.

Статья 2. Правовая основа защиты государственных секретов

Правовую основу защиты государственных секретов составляют Конституция Республики Узбекистан, настоящий Закон, другие, издаваемые в соответствии с ним, законодательные акты Республики Узбекистан.

Статья 3. Категории государственных секретов

Государственные секреты Республики Узбекистан подразделяются на государственную, военную и служебную тайну.

Государственную тайну составляют сведения, разглашение которых может оказать отрицательное воздействие на качественное состояние военно-экономического потенциала республики или повлечь другие тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности, экономических и политических интересов Республики Узбекистан.

Военную тайну составляют сведения военного характера, разглашение которых может повлечь тяжкие последствия для обороноспособности, государственной безопасности и Вооруженных Сил Республики Узбекистан.

Служебную тайну составляют сведения в области науки, техники, производства и управления, разглашение которых может нанести ущерб интересам Республики Узбекистан.

Статья 4. Режимные объекты

Перечень особо режимных, особо важных и режимных объектов, а также порядок отнесения к ним устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 5. Отнесение информации к государственным секретам

Засекречивание и рассекречивание информации производится в соответствии с настоящим Законом, Положением о порядке определения и установления степени секретности сведений и Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в Республике Узбекистан, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Государственные органы обеспечения защиты государственных секретов, определяемые Президентом Республики Узбекистан, вправе засекречивать и рассекречивать информацию, являющуюся собственностью юридических и физических лиц Республики Узбекистан.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, отдельные граждане, располагающие сведениями, содержащими государственные секреты, для решения вопроса о необходимости их засекречивания должны обращаться в органы обеспечения защиты государственных секретов.

Не может быть отнесена к государственным секретам информация, засекречивание которой создает угрозу личной безопасности граждан.

Собственники информации вправе обжаловать в суде неправомерные действия по засекречиванию или рассекречиванию информации.

Статья 6. Система защиты государственных секретов

Система защиты государственных секретов, включающая в себя порядок засекречивания, допуска и связанные с ним ограничения, а также порядок обращения с государственными секретами определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Прекращение или лишение допуска не освобождает гражданина Республики Узбекистан от обязанностей неразглашения известных ему государственных секретов.

Статья 7. Сроки засекречивания информации

Обоснованность засекречивания информации пересматривается каждые пять лет в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 8. Ограничения прав граждан, осведомленных

о государственной или военной тайне

Гражданин Республики Узбекистан, работающий или работавший со сведениями, составляющими государственную или военную тайну, может быть, с его письменного согласия, ограничен в правах до истечения срока секретности, но не более чем на 5 лет.

Статья 9. Полномочия службы национальной безопасности Республики Узбекистан по защите государственных секретов

Служба национальной безопасности Республики Узбекистан в пределах своей компетенции:

организует контроль за обеспечением сохранности государственных секретов, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы, противодействия техническим средствам иностранной разведки;

осуществляет проверку режима секретности в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и объединениях. Вносит при этом обязательные для исполнения предписания по принятию мер, направленных на сохранность государственных секретов;

проводит с согласия граждан их специальную проверку при оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную или военную тайну;

оказывает методическую и практическую помощь ведомствам в вопросах защиты государственных секретов;

осуществляет иные меры, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан по защите государственных секретов.

Статья 10. Обязанность по защите государственных секретов, ответственность за их разглашение или неправомерное засекречивание

Защита государственных секретов — обязанность всех располагающих ими государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, а также должностных лиц и граждан Республики Узбекистан. Проведение каких-либо работ с использованием государственных секретов осуществляется только после принятия мер по их защите.

Ответственность за сохранность государственных секретов возлагается на руководителей государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и объединений.

За разглашение государственных секретов, утрату документов и изделий, их содержащих, или неправомерное засекречивание информации виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Президент Республики Узбекистан И.КАРИМОВ.

Гор.Ташкент,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *