Роль юриста в обществе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский Финансово-Юридический институт

Юридический факультет

Реферат

по дисциплине:

«Введение в специальность»

Тема: «Назначение юриста в обществе»

Выполнила: студентка группы ЮФСПЗ – 2410

Бессонова А.В.

Проверил: к.ю.н.

Косова Н.Н.

Екатеринбург

Оглавление

Введение……………………………………………………………….……2

1.Назначение юриста в обществе…………………………………………5

2. Сферы деятельности юристов……………………………………….…8

3.Требования, предъявляемые к юридической деятельности…………12

4. Профессиональные обязанности юриста…………………………….16

Заключение………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………….22

Введение

Юридическая наука — одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Уже в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение и в современную эпоху. Проблемы права играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. В связи с этим проблема профессиональной этики юристов становится все более актуальной. На данный период в нашей стране специальной учебной литературы, предназначенной для овладения знаниями в области юридической этики явно недостаточно. Публикации, посвященные ее проблемам, немногочисленны и в определенной степени не отражают современных представлений, хотя сфера деятельности юристов постоянно расширяется. Поэтому нарастает необходимость включения основ профессиональной этики в программу учебного курса юридических вузов.

Преобразования в различных сферах жизни российского общества потребовали новых подходов к праву, формированию правового государства и гражданского общества, повышению правовой культуры граждан, а следовательно, и переоценке роли и места юриста в обществе.

Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Юристы защищают интересы личности, ее права, свободы, собственность, интересы общества, государства от преступных и иных противоправных посягательств. Они призваны вести борьбу за справедливость, гуманность, законность, правопорядок.

Юрист в современном обществе — специалист, профессионально обученный разрешать социальные конфликты с позиции права, то есть справедливо, на разумной основе и с применением одинакового для всех масштаба свободы в поведении.

Юристы не только участвуют в реализации права. Они вносят свой вклад в развитие законодательства, в совершенствование правового регулирования общественных отношений, складывающихся в социальной сфере, в укрепление правопорядка. Юристы разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства и направляют их в компетентные органы, участвуют в работе правотворческих органов, готовят проекты законов и других юридических актов, дают заключения и отзывы на проекты нормативных актов.

Миссия юристов заключается в служении людям, обществу, в том, чтобы обеспечить в обществе организованность, дисциплину и такой правопорядок, который базируется на началах справедливости, гуманизма и правды.

Быть юристом в современном обществе – большая честь и огромная ответственность.

1. Назначение юриста в обществе

Где бы юрист ни работал: в суде, в прокуратуре, в милиции, в органах власти, в юридических службах фирм, – всей своей деятельностью он должен добиваться, чтобы проблемы и вопросы решались по праву, по закону.

Юрист должен иметь не только высокую квалификацию в вопросах права и правоприменения – он должен справедливо относиться к людям.

Обеспечение престижа закладывается на стадии подготовки юриста-профессионала – в процессе юридического образования. Юридическое образование – составная часть образования в нашей стране и задачи, которые поставлены перед образованием, являются задачами юридического образования. Это, прежде всего его качество, во-вторых, непрерывность этого образования. В-третьих, интеграция образования и практики. В-четвертых, интеграция российского юридического образования в мировую систему в целом, и прежде всего в европейскую систему образования. Но юридическое образование имеет специфику, в силу этого эти задачи, они несколько трансформируются, и ряд из них невозможно решить силами только вузов.

Юристы всегда и во всех странах относились к людям так называемой свободной профессии. Этот термин сохранился со времен средневековья. Свободная профессия означает высокую степень индивидуальности, профессиональной деятельности, а значит – повышенную степень личной ответственности и особое значение профессиональной этики.

В своей работе юристы сталкиваются с целым рядом специфических проблем, которые требуют не только правового, но и этического регулирования. Например, у юристов, как и у врачей, существует проблема конфиденциальности полученной информации – врачебной или юридической тайны. Очень непросто решать проблему морального выбора, когда юрист оказывается между конфликтующими интересами личности, общественной группы и государства.

Специфика свободной профессии такова, что к юристам, а также врачам, педагогам или журналистам общество предъявляет повышенные моральные ожидания. Долг, честь, совесть, профессионализм, беспристрастное следование закону, готовность прийти на помощь, независимо от статуса и материального положения человека – это не просто моральные императивы, это очень высокие критерии, по которым общество оценивает каждого из юристов. И потому именно эти и другие нравственные критерии, какими бы суровыми они ни казались, должны быть положены в основу внутреннего этического кодекса. Только так юрист получит право требовать от граждан уважение к закону и к тем людям, которые его олицетворяют.

Задача юриста в условиях демократического государства состоит в том, чтобы вместе с государством добиваться того, чтобы права наших граждан были защищены, и не превращать эту деятельность в способ зарабатывать какие-то гранты, а вместе с государством, если это государство демократическое, а оно демократическое, решать эти проблемы. Потому что в условиях демократии само государство заинтересовано в том, чтобы отстаивать права своих граждан в том случае, когда они нарушаются.

Нет ни одной в мире страны, где бы не нарушались права человека, юристы должны это иметь в виду и вместе с государством эти вопросы решать. Есть опыт целого ряда общественных организаций, которые активно помогали гражданам в решении спорных и сложных вопросов защиты прав, однако одной из ведущих задач юридической организации будет именно правозащитная деятельность. Без юристов построить правовое государство практически невозможно. И невозможно не только без юристов вообще, но без хороших юристов, и главная задача заключается в том, чтобы помогать государству таким образом решать все возникающие в области юриспруденции вопросы, которые в полной мере соответствовали бы задачам правового государства. Правовое государство, несмотря на ту конкретику, которая вкладывается в это понятие, в общем-то, проблема очень сложная, закону требуется не только желание, но и сравнительно длительное время, когда можно эти вопросы решить. И вот это время нужно не утрачивать, а использовать для того, чтобы постепенно наращивать потенциал правового государства.

Вопросы утверждения нравственных основ профессиональной этики во всех сферах юридической деятельности, искоренения самой возможности злоупотреблений, взяточничества имеют должное, первостепенное значение. Юридическое сообщество должно найти силы и возможности для искоренения фактов участия юристов в разработке и реализации схем в обход закона, касается ли это противоправного недружественного так называемого завладения чужим имуществом или неуплаты налогов или обмана потребителя. По возможности должен быть разработан кодекс чести юриста и последовательно внедрен не только в нашу работу, но и в систему подготовки и воспитания юристов.

2. Сферы деятельности юристов

Основная цель профессии юриста — установление справедливости. Не так много найдется в мире специальностей, насколько ответственных, уважаемых и почетных и одновременно настолько и сложных, как юрист. Именно от работников юридической отрасли – судей и адвокатов, прокуроров и приставов – зависит безукоризненное выполнение законов, а следовательно, и самосуществование государства!

Возрастание роли юриста в современном обществе объективно обусловлено усложнением всей социальной инфраструктуры (демократизация общественных отношений, либерализация экономической жизни, рост частной инициативы), развитием правового статуса личности, расширением индивидуальных прав и свобод. Радикальные перемены, привлекая в этот процесс большое число индивидов, групп и все общество, требуют значительной правотворческой работы, большой юридической помощи гражданам, существенной охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина1.

Возросла роль различных форм социального и правового регулирования, востребовавших появление специфических социальных посредников в отношениях между людьми и их группами, а также государством, которые обладают знанием принципов и норм социального регулирования. Ныне ни одно крупное мероприятие, поступок частного лица, государственного органа или его должностного лица, которые находятся вне рамок бытовых отношений, не может обойтись без экспертизы или консультации со стороны юриста или личного адвоката.

Сегодня в России более чем когда-либо происходит специализация профессии юриста. Судья, прокурор и следователи, адвокат и работники адвокатских юридических контор, нотариус, юрист — работник силовых ведомств, юрисконсульт, работник юридических фирм, юрист в системе управления, юрист — научный работник и эксперт и др. — это далеко не полный перечень групп профессий юриста по принадлежности к организационным структурам. При всем отличии работы нотариуса от работы следователя следственного комитета или органов внутренних дел, а последних — от работы служащих социального обеспечения, — все они являются юристами одного содружества, которое стоит на страже законности и правопорядка, защиты и охраны прав и свобод граждан. Существование различных видов юридической работы обусловливает специализацию юристов, без которой квалифицированное и успешное выполнение того или иного вида работы маловероятно.

Профессиональная юридическая работа обеспечивает сложившуюся социальную структуру: пенсионное обеспечение, средства массовой информации, сельское хозяйство, сферу борьбы с преступностью, социальное обслуживание населения и др. Рынок труда (промышленность, банки, управление, торговля, партии и другие общественные объединения) уже осознают реальную потребность в юристах. Граждане требуют помощи юристов для регистрации и перерегистрации соглашений с недвижимостью, получение разного рода разрешений, защиты прав личности от своеволия некомпетентных и коррумпированных должностных лиц и др.

Следует отметить, что наиболее разработана деятельность юристов в сфере борьбы с преступностью. Однако без необходимого правового обеспечения сферы экономики тяжело достичь успехов в борьбе с преступностью.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Воскресенская Е.В. 1 1 ЧОУ «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» Настоящая статья посвящена актуальному вопросу современности — качеству образования по направлению «Юриспруденция». В современной России предъявляются строгие требования к уровню качества профессиональной подготовки юристов, поскольку отсутствие качества и добросовестности исполнения должностных обязанностей неизбежно приведет к отрицательным социально-экономическим последствиям. Качество юридического образования является социальным показателем и определяется как соответствие системы юридического образования актуальным потребностям гражданского общества и личности, получающей юридическое образование. К главным признакам качественного образования по направлению «Юриспруденция» относятся интегрированность, междисциплинарность, личностность и комплексность направленности юридического образования. Следует учитывать, что новые компетентностные подходы, оказывающие влияние на становление профессиональных знаний, навыков и умений у студента, должны употребляться, во-первых, в системном режиме, во-вторых, в совокупности всех изучаемых наук. 142 KB юриспруденция качество образования бакалавриат магистратура юридическое образование методика преподавания юридических дисциплин 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 53 (Ч. I). Ст. 7598. 2. Воскресенская Е.В. Применение новых методов обучения в преподавании юридических дисциплин // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4. – C. 71-72. 3. Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. – Минск : Бизнес-офсет, 2012. — С. 92-98. 4. Иванова С.А., Петровская О.В. Проблемы развития высшего юридического образования в условиях финансово-экономической модернизации / С.А. Иванова, О.В. Петровская // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 4. – С. 22-24. 5. Кони А.Ф. Собрание соч. Т. 5. — М. : Юридическая литература, 1967. – 260 с. 6. Носов С.И. О некоторых проблемах юр. образования и аттестации науч. кадров высшей квалификации // Юрист. – 2013. – № 14. – С. 37-41. 7. Сокольская Л.В. Проблемы высшего юридического образования в контексте социокультурных изменений общества // Юридическое образование и наука. – 2013. – № 3. – С. 15-17. 8. Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. – 2015. – № 2. – С. 12-14.

К главнейшим составляющим социально-государственной системы всегда относилось образование, значение которого подчеркивается во многих развитых странах. За последние годы структура образования в высшей школе в России и во многих странах значительно изменилась: появилось множество вузов, увеличился круг предлагаемых направлений обучения, стала более социально значимой задача высшего образования. Следует осознавать, что мысль, закрепленная в принципиальных образовательных документах, в отрыве от реальности сама не гарантирует успеха, часто подвергается искажению в ходе осуществления реализации на практике . Сегодня наблюдается рост критического интереса в обществе к усиливающимся проблемам юридического профессионального образования, связанным непосредственно со значительными изменениями социально-экономических условий в России и других странах . Все это отразилось на принятом федеральном образовательном стандарте по юридическому направлению и в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) .

К факторам, влияющим на актуальные проблемы качества юридического образования, можно отнести следующие:

  • значительные изменения в социально-экономической жизни и правовой сфере, требующие от системы юридического образования адекватных преобразований;
  • массовое получение юридического образования, что уменьшает качественный уровень профессионального образования юридических кадров;
  • слабый уровень предшествующего образования абитуриентов, что предполагает значительную реструктуризацию наполнения и способов юридического образования в высшей школе;
  • нехватка юридических кадров, которые способны надлежащим образом осуществлять обязанности в интенсивно изменяющихся условиях рыночного хозяйствования, при чрезмерном количестве традиционно обучаемых юристов, массово подготовленных по устаревшим «образовательным эталонам»;
  • диверсификация юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура, докторантура) и появившаяся в связи с этим цель получения качественного образования на всех уровнях обучения;
  • низкий показатель педагогико-профессиональной квалифицированности педагогических кадров в отдельных вузах, обеспечивающих юридическое образование;
  • изменение профессиональной формулировки получения образования в течение всей жизни , в связи с чем необходимо скорректировать содержание, материально-техническое обеспечение учебного заведения, обеспечивающего высшее юридическое образование, и масштабы его эффективности в образовательном процессе, в том числе взаимосвязанные с языковым интеллектом выпускника, так как он относится к субъектам активного общения ;
  • изменение уровня финансового обеспечения государственных вузов, обучающих юридическому образованию, что приводит к проблематике их выживания и к зависимости их качества обучения.

В современной России предъявляются строгие требования к уровню качества профессиональной подготовки юристов, поскольку отсутствие качества и добросовестности исполнения должностных обязанностей неизбежно приведет к отрицательным социально-экономическим последствиям. Качество юридического образования является социальным показателем и определяется как соответствие системы юридического образования актуальным потребностям гражданского общества и личности, получающей юридическое образование. Как отмечается в литературе, «результирующее качество в интегральной форме находит отражение в высоких показателях профессиональной компетентности юриста, т.е. совокупности необходимых знаний, умений и навыков, интеллектуального и нравственного развития, которые достигаются выпускниками высшей школы согласно образовательным целям». Качество юридического образования можно определять через призму уровня удовлетворения наполнения и достижений в ходе образовательного процесса социально-общественных нужд и потребностей личности, а вот менеджмент качества образования следует характеризовать как вид управленческой деятельности по достижению и поддержанию гармоничных «показателей качества функционирования отдельных элементов и всей системы юридического образования в целом» .

Необходимо учитывать традиционную духовную и культурологическую миссию высшего образования, заключающуюся в существовании научных и интеллектуальных составляющих общественного развития, посредством чего осуществляется становление и развитие демократической, профессионально и социально зрелой личности юриста, направленной на искоренение правового нигилизма в обществе через утверждение и распространение правовой культуры .

Существовавшая долгое время система высшего образования продуцировала в рамках теории знаний, направленной на получение как можно большей величины информации об обучаемой дисциплине. В соответствии с классической доктриной образования наиглавнейшей задачей образования является литогенез базовых навыков, умений и знаний, дающих возможность в дальнейшем приступить к освоению предлагаемых знаний следующей ступени образования. Однако известно, что в сегодняшних реалиях правовые знания быстро теряют актуальность. Поэтому появляются проблемы классической доктрины образования, а именно: освоение в большей степени теоретических знаний, а практические навыки играют дополнительную роль; приоритет способов обучения, ориентированных на действие памяти, над способами обучения, ориентированными на прогресс творческого познания; направленность средств контроля в большей степени на оценку полученных знаний.

Акселерация темпов социально-экономических и технологических перемен в обществе, интегрирование в европейскую систему образовательной среды привели к потребности инновационного, контекстуального обучения, согласно которому следует активно вводить динамичный траверс от учебной деятельности к профессиональной юридической практике. Учебные дисциплины при контекстуальном обучении предлагаются не в качестве научных доктрин, представленных в виде учебных текстов, а содержат или должны содержать в себе решение практико-ориентированных задач.

В ходе применения на практике федерального образовательного стандарта по юридическому направлению обучения наметились конкретные направления совершенствования вертикали юридической профессии, обозначилась основная цель обучения будущих юристов — актуализация содержания образовательных программ вследствие увеличения их практической ориентированности, то есть применение грамотного компетентностного ракурса в образовании. Анализ научных педагогических исследований позволяет определить понятие компетентности как «результата формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в готовности выпускника эффективно использовать полученный потенциал» .

Рациональный способ компетентностной сформированности обучающихся в высшей школе при реализации федеральных образовательных стандартов третьего и последующих поколений заключается в разумном сочетании классической модели и инновационных методов обучения. Сегодняшние образовательные технологии должны базироваться на четко обозначенных достижениях в обучении в рамках необходимых компетенций, практической ориентированности и «использовании активных и интерактивных методов обучения» .

Не является недостижимым умозрением качество подготовки. Качественное обучение – это совокупность составляющих, включающая в себя получение научно-теоретических знаний, практико-ориентированных навыков и умений, предусмотренных компетентностным подходом в образовании юристов; получение практического опыта уже в рамках учебного процесса; воспитание юриста как высокообразованного практика и инновационными методами преподаваемого предмета, и творческими возможностями педагога.

Как нами отмечалось в предшествующем исследовании, «любые подходы к обучению несут в себе положительные и отрицательные характеристики, и поэтому задача современного образования заключается в том, чтобы их эффективно сочетать, а это, в свою очередь, зависит от целей и созданных условий. Составляющими качества образования являются качества преподавания и воспитания. Надлежащий уровень качества преподавания достигается путем обеспечения надлежащего уровня каждой ступени образовательного процесса . Все вышесказанное остается актуальным и в современных реалиях образовательной деятельности в высшей школе.

Общение педагога и обучающегося начинается, прежде всего, в рамках лекционных занятий. Повысить заинтересованность студента при изучении дисциплины возможно путем применения инновационных методик и активного включения их в образовательный процесс. Актуальным является высказывание В.О. Ключевского, согласно которому педагогу слово дано для того, чтобы возбуждать мысли других. Достичь такой цели может лишь педагог, который постоянно самосовершенствуется, мыслит творчески.

Предначертание лекционных занятий состоит в том, чтобы сформировать базу для последующей самостоятельной студенческой работы для решения проблемных вопросов, в результате чего активизируется познавательная деятельность обучающегося. В ходе лекционного занятия развиваются все виды памяти. Являются весьма эффективными такие занятия, как лекция-дискуссия, лекция-диалог, лекция-конференция, такие лекции наиболее продуктивны при обучении в рамках юридических предметов.

Лекция-дискуссия позволяет обсуждать со студентами спорные и проблемные вопросы в теории и в юридической науке. Проблемная лекция позволяет разрешить одну или совокупность проблем путем общения педагога с обучающимся и выявить способы их решения. В ходе лекции-конференции обсуждается, как правило, актуальная и спорная тема. «Стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросы» .

Значимым элементом при проведении классического лекционного занятия является презентация, однако такой метод обучения часто состоит в дополнительно набранном тексте, схеме, таблице, что повторяет сказанное преподавателем. Проблема состоит в подборе актуальной информации, продуманности использования такой технологии в образовательном процессе будущих юристов.

Активный образовательный процесс в наибольшей степени осуществляется в виде не семинарских, а практических занятий, что дает возможность совершенствовать ведение самостоятельной работы с учебной и научной литературой, нормативным правовым материалом и справочно-правовыми системами; способности анализировать информацию; способности правильно синтезировать заданные ситуации, имеющиеся в обыденной жизни, к которым готовится юрист для осуществления профессиональной деятельности; обратное взаимодействие обучающегося и педагога; профессиональные, творческие способности к познанию; интеллект обучающегося. Особенность профессиональной юридической деятельности заключается в том, что юрист-практик урегулирует спорные ситуации, основываясь на нормативных правовых актах, которые необходимо правильно толковать, уметь правильно уяснить, грамотно дать объяснение, привести доказательства своей позиции и уметь убедить оппонента и регулятора спора. Важное умение юриста заключается в общении, в умении коммуникатировать, объяснять смысл правовых положений, дефиниций и ситуаций. Велико и сегодня значение суждения деятеля в сфере юриспруденции А.Ф. Кони о том, что следует знать «предмет, о котором говоришь, в точности и подробности… нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами…» .

Интеллектуальный потенциал обучающихся можно эффективно использовать путем постановки перед студентами важных теоретических, научных и практико-ориентированных проблем, что позволяет активно включать студентов в самостоятельный процесс их разрешения. Совокупность практических задач, заданий для осуществления самостоятельной работы по юридической проблематике дает возможность смоделировать предметное и социальное наполнение их предстоящей профессиональной юридической деятельности .

Проведение занятий в виде семинаров можно также разнообразить по различным критериям, например, эффективным является проведение дискуссионного семинара по одной из предлагаемых тем или в виде теоретического итогового семинарского занятия либо коллоквиума. Специфика семинарского занятия диктует правильность выбора вида занятия, уровня подготовленности к нему обучающихся, но любое проведение занятия должно приводить к формированию у обучающихся критического мышления, способности отстаивать позицию по проблематике и доказывать правильность своей позиции, распознавать объективные и необъективные выводы и оценки, выявлять причинно-следственные связи, актуализировать имеющиеся знания при получении новой информации и т.д. .

К базовым границам формирования профессиональных компетенций будущего юриста относятся его возможности самостоятельно принимать решения по практическим правовым ситуациям. Важной задачей является наработка практических навыков, позволяющих применять на практике полученные правовые знания и положения законов. Эту задачу позволяет выполнить использование на практических занятиях определенных юридических казусов. Обучающиеся активнее изучают положения нормативных правовых актов, так как им приходится применять такие положения для разрешения практической ситуации. Как показывает практика работы автора статьи, содержание правовой нормы запоминается лучше. Решив практическую задачу, студент создает правовую модель решения казуса.

К главным признакам качественного образования по направлению «Юриспруденция» относятся интегрированность, междисциплинарность, личностность и комплексность направленности юридического образования. Следует учитывать, что новые компетентностные подходы, оказывающие влияние на становление профессиональных знаний, навыков и умений у студента, должны употребляться, во-первых, в системном режиме, во-вторых, в совокупности всех изучаемых наук.

В средствах массовой информации, особенно в последние пять-шесть лет, существуют публикации, которые содержат попытки навязать обществу некоторую информацию, связанную с подготовкой юристов в высших учебных заведениях России, а именно: имеется переизбыток юристов в стране; во многих вузах несоответствующий уровень подготовки юристов, особенно в непрофильных вузах – аграрных, медицинских и др.; низкий уровень преподавания в филиалах учебных заведений; ненадлежащее обучение при использовании дистанционных методов обучения; все указанные недостатки в разы повышаются в ходе оценки качественной подготовки студентов, обучающихся в негосударственных вузах.

Проведенное исследование методологических и методических проблем организации юридического образования позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Автором установлено, что становятся все более актуальными в результате определенных факторов основные проблемы качества юридического образования: значительные изменения в социально-экономической жизни и в правовой сфере, предъявляющие к системе юридического образования адекватные реакции на вызовы современности; массовость юридического образования, влияющая на качество профессиональной юридической подготовки; слабый общеобразовательный уровень абитуриентов, что диктует кардинальную перестройку содержания и методов высшего юридического образования; недостаток юридических кадров, призванных эффективно выполнять обязанности в изменяющихся условиях рыночного хозяйствования при чрезмерном количестве традиционно обученных юристов; расширение сферы получения и применения юридического образования (степени бакалавр и магистр, ступени образования аспирантуры и докторантуры) и выявленная согласно ей цель качественного образования на всех уровнях образования; низкий показатель педагогико-профессиональной квалифицированности педагогических кадров в отдельных вузах, обеспечивающих юридическое образование; изменение профессиональной ориентированности на образование в течение всей жизни; снижение объемов финансового обеспечения государственных вузов, обучающих юридическому образованию, что приводит к проблематике их выживания и приводит к зависимости и качество обучения.

Следует отметить, что вновь мы приходим к выводу, уже сделанному нами при исследовании проблематики качества юридического образования, что допустимо в образовательном процессе для повышения качества образования использовать различные инновационные методы обучения. Также имеет значение и та психолого-педагогическая обстановка, в которой обучающийся имеет преуспевающую личностную позицию и в полном объеме может проявить свои способности в качестве субъекта образовательной деятельности. Назидательный принцип активной личностной позиции в образовательном процессе предполагает совокупность требований к образовательной деятельности обучающегося и профессиональной деятельности педагога во взаимосвязанном учебном процессе. Эта совокупность включает в себя внутренние и внешние потребности, факторы и мотивы. Сочетание таких составляющих влияет на подбор содержания образовательного процесса, форм и методов обучения, критерии данного процесса, формирование активной творческой личности. Невозможно определить перечень унифицированных эффективных или неэффективных образовательных подходов при обучении профессиональному юридическому образованию.

Библиографическая ссылка

Воскресенская Е.В. ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26361 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Рабочая группа клуба «Oeconomicus» «Экономика и право ЕC» подвела итоги конкурса эссе «Зачем юристам экономика?».

В адрес оргкомитета конкурса поступило внушительное количество работ от студентов МГИМО. При этом, как отметила директор Института европейского права Т.В. Шашихина, член жюри и со-научный руководитель рабочей группы, жюри было приятно удивлено, что этот вопрос заинтересовал не только юристов и экономистов, но и студентов, специализирующих в области международных отношений, которые представили свои оригинальные идеи.

По итогам оценки высококвалифицированного жюри, в состав которого вошли преподаватели МГИМО, признанные специалисты в области экономики и права, победа в конкурсе эссе была присуждена:

Малевич Елене, студентке 3 курса Международно-правового факультета, и Польшикову Богдану, студенту 3 курса факультета Международных отношений.

Заслуженные награды ребятам были вручены в торжественной обстановке на открытии первого масштабного проекта рабочей группы — Модели строительства ЕС — 2011, 21 марта 2011 года.

Победителей поздравили заведующий кафедрой европейского права М.М. Бирюков и профессор кафедры европейского права Ю.А. Матвеевский, которые еще раз подчеркнули, что им очень приятно видеть такой интерес к выбранной тематике со стороны студентов, при этом не только факультетов МЭО и МП, но и факультета Международных отношений.

Руководители рабочей группы, директор ИЕП Т.В. Шашихина и доцент кафедры экономической теории Е.А. Бренделева поздравили победителей и вручили памятные призы: последнее издание учебника «Европейское право», новый учебник «Экономическая теория» для студентов вузов неэкономических специальностей, памятную флешку с эмблемой МГИМО и ручку с символикой Совета Европейского Союза.

Поздравляем победителей и желаем им дальнейших творческих и научных успехов!

Анастасия МАКАРЕНКО,
студентка 2 курса МП-факультета

Жизнь современного общества регламентирована огромным количеством законов и правил.

Принимая решения о допустимости тех или иных действий или способах разрешения конфликтной ситуации, прежде всего, следует ориентироваться на закон. Наличие права является главным признаком цивилизации.

Юрист – это специалист в области права. Его отличает не только знание законов, но и умение их применять.

Современный мир нельзя представить без юристов, ибо именно они помогают гражданам и организациям, опираясь на действующие законы, определить оптимальную стратегию поведения в той или иной ситуации, а при необходимости составить заявление в суд и другие компетентные органы, просьбу об обжаловании официального решения и т.п.

Понятие «юрист» объединяет целый спектр профессий: адвокат, судья, прокурор, нотариус, юрисконсульт, следователь и др.

Деятельность юриста предполагает работу с применением знаний гражданского, предпринимательского, коммерческого, административного, трудового, финансового отраслей законодательства, арбитражного процессуального, гражданского процессуального права, основ уголовно-процессуального права. Юрист в своей работе использует навыки основ администрирования, ведения правовой документации с использованием современных информационных технологий, а также этики делового общения, организации труда и управления. Юрист готовит договоры (контракты) и юридические заключения, проводит консультирование по правовым вопросам, участвует в переговорах, представляет интересы клиентов в суде или органах государственной власти, а также занимается аналитической работой.

Юрисконсульт, корпоративный юрист (происходит от лат. juris-consultus, что означает: правовед) — сотрудник правового отдела или правовой службы организации, обязанностью которого является оказание правовой помощи, контроль за соблюдением законодательства, как по отношению к той организации, на которую он работает, так и ею самой, участие в составлении соглашений и договоров, а также претензионная работа.

Прокурор (от лат. procurare, что означает: чем-либо ведать, управлять, заботиться) в РФ — это находящийся на государственной службе сотрудник прокуратуры, должностная обязанность которого состоит в осуществлении прокурорского надзора за соблюдением законодательства, координации деятельности по предотвращению различного рода преступлений, участии в судопроизводстве, поддержании во время уголовного процесса государственного обвинения.

Судья — лицо, обладающее всей полнотой судебной власти, вершащее суд и отслеживающее соблюдение законов. Судья имеет закрепленный законом статус, который гарантирует его независимость, подчинение кроме Федерального закона только Конституции, неприкосновенность и несменяемость. Судьей может быть человек, которому больше 25 лет, имеющий стаж юридической службы от 5 лет, успешно прошедший квалификационный экзамен, необходимый для получения этой должности. Судье запрещено вести любую предпринимательскую деятельность, принадлежать к каким угодно движениям или политическим партиям, избираться народным депутатом.

Адвокат (лат. advoco — приглашаю) — юрист, работа которого состоит в обеспечении юридически грамотной и полноценной защиты в суде либо других органах власти интересов и прав граждан. Адвокат не может находиться на государственной службе, осуществлять коммерческую деятельность, дабы не нарушать принципа независимости своей работы и зависеть только от законов, которым он должен следовать в своей практике. Ему позволено заниматься лишь преподавательской, научной или иной творческой работой.

Нотариус (от лат. notarius, что означает: писарь, секретарь) — это государственный служащий или частное лицо, которое обладает полномочиями по совершению различных нотариальных действий. Нотариусом можно стать, только получив лицензию, разрешающую ведение нотариальной деятельности. Это возможно после стажировки в одной из нотариальных контор, государственной либо частной, и успешного прохождения квалификационного экзамена.

Следователь — возбуждает соответствующее уголовное дело, управляет ходом расследования, занимается выявлением как улик, так и смягчающих вину подследственного обстоятельств, раскрывает преступление, устанавливает круг причастных к нему лиц, мотивы, условия и причины свершения преступного деяния и представляет обвинительное заключение прокурору.

Кому подходит профессия юрист?

Какие требования предъявляет к юристу современный рынок труда?

Высокий уровень интеллекта и широкий кругозор, эрудированность, аналитический склад ума отличают юриста. Юриста характеризует рациональность, умение быстро принимать ответственные решения. В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Юристу присуща честность и неподкупность. Только такие люди способны обеспечить нашему государству порядок и справедливость.

Где работают юристы:

  • в различных юридических инстанциях, например, прокуратуре, Министерстве юстиции, МВД, организациях судебной системы РФ;
  • в структурах органов власти и местного самоуправления;
  • во всевозможных государственных и общественных структурах;
  • в любых коммерческих организациях;
  • в специализированных фирмах или самостоятельно (адвокаты, юрист-фрилансер);
  • в области науки и образования.

Перспективы:

Профессия юрист считалась престижной во все времена, ибо юристы всегда были особо уважаемы в обществе.

Большинство ведущих и высокооплачиваемых должностей страны требуют именно юридического образования. Упорный труд и постоянное самосовершенствование, а также безупречная репутация обеспечат неуклонное продвижение по карьерной лестнице. Известные адвокаты, генеральные прокуроры и судьи начинали свою деятельность на скромных постах.

Трудоустройство:

Выпускники и студенты факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород трудоустраиваются преимущественно по приобретенной ими специальности/направлению высшего образования «Юриспруденция” в ведущие международные и российские юридические фирмы (компании) и другие организации, в органы государственной власти и местного самоуправления, а также правоохранительные органы.

Около 25 % выпускников работают корпоративными юристами в крупном и среднем бизнесе, например, в области строительства и недвижимости: юрист в сфере строительства, юрист-девелопер, юрист по сопровождению инвестиционных проектов, юрист по оценке неджвижимости, и других отраслях: в автомобильной промышленности, страховании, в транспортной сфере, в медицине и фармацевтике, в сфере финансовых услуг.

Около 18% — в консалтинговых компаниях, где оказывают следующие виды услуг: бухгалтерский учёт и аудит, бизнес-консалтинг, финансовые услуги, юридические услуги/практика.

15% выпускников работают юристами (юрисконсультами) в органах власти, 8% адвокатами, 8% — в правоохранительных органах и органах судебной системы, 4% — составляют юристы-фрилансеры, 2 % заняты преподавательской деятельностью.

Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима. Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с плебейского понтифика Тиберия Корункания (с 254 года до н.э.), правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер.

Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Юристы республиканской эпохи происходили, как правило, из аристократических кругов — из сенаторской знати, а в I в. до н.э. также и из всадников. Наиболее известными из них были Катон Старший, Марк Манилий, Алфен Вар, Квинт Муций Сцевола, Публий Муций Сцевола, Сервий Сульпиций, Руф (причем двух последних часто считают основателями римской юридической науки). Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарий преторского права (Сульпиций). В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон) и прокульянцы (основатель Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепенных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз. Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ («Ответов», «Вопросов» и т.д.) того же самого или других авторов, причем правовой материал располагался в строго определенном порядке (отсюда и сам термин digesta — «приведенное в систему»). Наибольшей известностью в Риме пользовались дигесты Альфена Вара, Цельза, Марцелла, Цервилия Сцеволы и, особенно, Сальвия Юлиана. Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам» (1.8). Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты. Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стремились с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, «всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто». В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск (actio), собственность (dominium), договор (contractus), сервитуты (servitutes) и т.п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем. С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые «ответы») оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов. Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение (jus respon-dendi). Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения. Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т.п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиниан (был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *