Розыск несовершеннолетних

В Кисловодске полицейские разыскали 16-летнюю девушку, которая ушла из дома и несколько дней не выходила на связь с родителями. Чуть раньше в Петербурге нашлись двое школьников из Мурманской области — 12-летние мальчишки, путешествуя автостопом, решили открыть для себя новые горизонты. Причем уточняется, что это не первый поход искателей приключений, но на такие большие дистанции они еще не уезжали. Как понять, что в доме живет «бегунок», и вовремя остановить ребенка? Куда бежать самому, если ребенок пропал, и как себя вести, чтобы побег не повторился? Об этом и многом другом «Известия» поговорили с экспертами.

Нежный возраст

Мама школьницы из Волгоградской области не находит себе места: в июне дочь без спроса уехала в Волгоград, то же самое повторилось в июле и августе. В октябре девочка пропала на сутки и нашлась в Дагестане: знакомый дальнобойщик решил «показать ей мир».

«Каждый день доводит меня до слез, бунтует, хочет гулять. Я не знаю, что делать. Всегда была послушной, доброй. В этом году ее как будто подменили», — мама теряется в догадках и винит подростковый возраст. К слову, девочка несколько раз просила поехать с ней в областной центр и погулять, но мама отказывалась из-за работы.

О1 Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Причины, по которым дети убегают из дома, разные (это может быть спонтанный уход после серьезного конфликта или планируемый), но эксперты объясняют: все они не от хорошей жизни, и советуют обращать внимание на вещи, которые предвещают чрезвычайную ситуацию.

«Резкое изменение в поведении: ребенок был общительным — стал замкнутым или наоборот. Какая-то неловкость в поведении, — перечисляет в беседе с «Известиями» детский и подростковый психолог Елена Лосева. По ее словам, лет в 9–10 родители начинают терять контакт с ребенком и в этом нет их вины. — Это 5-й класс: смена деятельности — какие-то кружки, секции, появляется свобода, вместо одного учителя — разные. Меняется круг общения: сначала были только одноклассники и три соседа, а тут по мере роста можно не только в свой двор ходить, а еще в четыре соседних, и родители уже не могут контролировать круг общения своего ребенка. Если в три года мы его с кем посадили, с тем он и общается и мы знаем всех наперечет, то в 10–13 лет это уже невозможно отследить. Не все дети в кругу общения благополучные, но здесь надо сохранять уверенность в своем ребенке, чтобы он ни натворил. Потому что убегают из-за того, что либо дома невыносимо, плохие условия (уходит за лучшей жизнью), либо много разных ограничений (отправляется на поиски свободы). Романтические настроения, приключения тоже бывают».

Конечно, какой родитель не хочет лучшей жизни для своего ребенка: чтобы он был счастливым, здоровым, чтобы никто не обидел и не было проблем в будущем…

J2 Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

«Но вот стратегия трансляции этой ценности может не работать и не подходить, а бывает, что и ухудшать состояние и подростка, и родителя, — говорит в беседе с «Известиями» подростковый психолог, специалист центра «Перекресток» Настасья Крысько. — Пример таких стратегий: критика, обесценивание, унижение, насилие, игнорирование».

Ее коллега Татьяна Кириллова добавляет, что намерения хорошие, выглядят как забота, а воспринимаются иначе:

«По сути, подростку важно всё то же самое, что и взрослому: внимание, забота, любовь, уважение. Только взрослый может как-то регулировать, находить для себя возможности получить это или временно сместить приоритеты, а у подростка таких возможностей почти нет».

Контакт отошел

В апреле 8-летний школьник из Астрахани так вдохновился книгами о путешествиях, что решил, будто он и сам уже немножко Федор Конюхов. Взял с собой банан, деньги из копилки, игрушечный самолет и стопку энциклопедий. Оставил записку: «Мама, я отправился в кругосветное путешествие. Целую». Полицейский заметил малыша через несколько часов на мосту через Волгу. Ребенок объяснил, что странствует, но уже чувствует усталость и ему нужен отдых.

«Любознательность можно направлять и задавать ей границы. Вот там и вот там опасно, но вот в рамках «от и до» ты можешь выбирать, — говорит Елена Лосева. — Не то что я тебя ограничиваю: «Есть 10 кружков, и ты идешь на первый». Нет, «есть 10, и ты можешь выбрать любой из 10».

Фото: Управление МВД России по Астраханской области Прощальная записка, оставленная школьником родителям

«С одной стороны, впечатлился, фантазер, а с другой, как так, не обсудив с родителями, взял и ушел? — удивляется в беседе с «Известиями» детский психолог Ирина Попова. — Непростая ситуация. Когда ребенок принимает решение автономно, это снижение критичности — в 8 лет это естественно».

Трогательная история из Астрахани очень похожа на исключение, хотя маме такого самостоятельного парня седых волос наверняка добавила. Но не за горами другой непростой период — младший подростковый возраст (с 10–11 лет).

«Это достаточно сложно переживаемое время. С одной стороны, ребенок начинает себя чувствовать взрослым, а с другой стороны, у него недостаточно интеллектуального, личностного развития, для того чтобы осознать последствия, понять, что будет дальше. Это задача родителей — показывать, объяснять, выстраивать эту цепочку причинно-следственных связей. Это их работа, — объясняет Ирина Попова и на всякий случай предлагает исключить патологию, — Желание уйти — это про тревогу, которая связана либо с болезненным состоянием, со снижением эмоциональной чувствительности, и тогда это аутизм или расстройства аутистического свойства, либо что-то с коммуникацией с родителями».

Контакт с ребенком — самое важное и дорогое лекарство от побега. Шаг вперед, а если чувствуете, что перегибаете, — два назад.

О3 Фото: ТАСС/Владимир Смирнов

«С одной стороны, надо не пережать, а с другой стороны — не переотпустить, потому что когда самостоятельность превращается во вседозволенность, мы тоже ничего хорошего не получим, — объясняет Елена Лосева. — Это и про принятие ребенка: «Если ты даже нахулиганишь, я всё равно тебя люблю. Поругаю, потому что положено, и если ты сам всё понял, то надо решать проблему». А не то что «боюсь идти домой, мама наругает, поэтому буду спать в подъезде» — такие случаи тоже бывают».

В 3 года — контакт одного порядка, в 15 лет — уже другого. И это не только «вместе сходить в кафешку», отмечает эксперт.

«Ребенок должен быть расположен к открытому разговору: чтобы уважал, но не боялся. Выстраивание логических цепочек, причинно-следственных связей… У нас даже чисто физиологически только к 21–25 годам заканчивают формироваться лобные доли. То есть понимание всей ответственности своего поступка приходит позже, — говорит Елена Лосева. — В те же 16 лет возможности есть: рост 180 см, 43-й размер ноги. На две головы выше мамы, то есть у него тело взрослого и он не понимает, почему у него нет столько же прав, как у взрослого. Здесь, на начальных этапах, объяснять и объяснять, чем раньше, тем лучше. Сначала кажется, что это не приносит плодов (когда объясняешь в 5 лет), а потом вдруг понимаешь, что в 17 лет он сам может отслеживать реакции своих друзей: «Вот он так поступил, а я бы нет, потому что это может повлечь за собой вот это и это».

Как говорила медсестра в фильме Сергея Соловьева «Сто дней после детства», «плечи теленка, сердце ребенка». Элементарная забота юному бунтарю тоже нужна.

О6 Фото:

«Ребенок постепенно взрослеет и становится всё более самостоятельным, но ему также временами может быть нужна поддержка, чай, приготовленный для нее (него), посидеть вместе и помолчать, получить совет, — говорит Настасья Крысько. — Родителям так же важно выделять время для заботы о себе, желательно каждый день, хотя бы 10–15 минут, — это поможет повысить качество жизни, устойчивость, восстановить силы».

«Уйду из дома!» — «Иди!»

«Если ребенок напрямую угрожает: «Уйду из дома!», то не нужно это игнорировать. Стоит обратить внимание, но аккуратно, без чрезмерной эмоциональной реакции как в негатив, так и в позитив: не надо его тут же задаривать подарками, заласкивать и, наоборот, угрожать, закрывать дома и прочее», — говорит Елена Лосева.

Ирина Попова добавляет: в этот момент ребенок хочет услышать, что родителям не всё равно.

О4 Фото:

«Когда ребенок так говорит, он нуждается в том, чтобы родители снова и снова говорили, как он им нужен, как им будет больно, страшно и тяжело без него. Правильный ответ на его «уйду из дома» — «я буду очень переживать», — отмечает эксперт.

«Если есть надежда, что где-то может быть лучше, то можно и рискнуть. Бывает еще, что это некоторое доказательство самому себе, в том числе если много унижения и обесценивания («ничего своего у тебя нет»), что можно попробовать проверить свои силы, справлюсь ли я один», —замечает подростковый психолог Татьяна Кириллова.

Но если ребенок все-таки ушел из дома, то первым делом поймите, во что он одет, что взял с собой из вещей и денег, припомните его любимые места, увлечения, друзей. Захватите свежую фотографию (желательно в той же одежде, в которой ушел ребенок) и прямиком в полицию, писать заявление. Подключайте поисковые отряды. Кстати, даже выбор фотографии в случае с подростками имеет значение. Родители иногда сами расклеивают ориентировки по району, но в случае с «бегунками» от этого стоит воздержаться.

О5 Фото:

«У меня был случай, когда я снимала с крыши девочку, у которой погибли родители и она жила со старшей сестрой-красавицей. Сама девочка пухленькая, с прыщами, и она была уверена, что сестра специально выбрала ее «страшную» фотографию для ориентировки. Также, если ребенок, скрываясь где-то в районе своего проживания, видит на себя ориентировку, это его пугает, он чувствует себя не пойманным преступником и еще больше боится вернуться домой», — говорила в интервью координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская.

Принцип «кислородной маски»

Когда ребенок благополучно вернулся домой, самое главное для родителей — не сделать ничего из того, что может ухудшить ситуацию и повысить риск очередного ухода.

«Точно совершенно не стоит нападать, обвинять, наказывать. Нужно рассказать о том, как волновался, как он нужен, попросить не делать этого, обсуждать свои желания, объяснить последствия», — отмечает Ирина Попова.

Совсем как говорила мама в мультфильме «Малыш и Карлсон»: «Малыш, малыш, как же ты нас напугал!», «Ты же прекрасно понимаешь, что ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой!»

По данным специалистов центра «Перекресток», больше всего побегов фиксируется в 12–15 лет. Около трети случаев становятся регулярными, то есть тактикой, которую ребенок выбирает для решения проблем.

О7 Фото:

«Одно из важнейших правил — так называемое правило кислородной маски: «Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка». Так и в жизни: родителю важно сначала позаботиться о себе, а затем обсуждать что-то вместе с ребенком, — говорит Настасья Крысько. — По возвращении ребенка домой важно позаботиться о базовых потребностях родителей и ребенка: еда, сон, тепло. Далее нужно определить, что вы хотите сказать, что вам важно, чтобы подросток услышал. В спокойной обстановке обсудить, что произошло: постепенно, шаг за шагом, не спеша, от ситуации, которая запустила идею побега, до самого побега и последствий, которые есть сейчас».

Специалисты советуют в общении использовать форму «я-сообщений», то есть в разговоре максимально обозначить как на вас отразился уход ребенка: «когда ты (описание действия), я чувствовала (описание эмоций), пожалуйста (далее просьба)». Определите в разговоре «стоп-слово», которое может произнести каждый, если ситуация накалилась и нужен перерыв. В момент сильного волнения эффективна техника замедления дыхания.

«Когда человек чувствует, что теряет устойчивость, растет интенсивность эмоций, можно замедлять свое дыхание, тем самым возвращая равновесие», — советует психолог.

О8 Фото:

Если чувствуете, что не справляетесь, запутались, не нужно оставаться один на один с проблемой — обращайтесь к специалисту, в группу поддержки, наберите телефон доверия для родителей.

«Частая сложность при возвращении ребенка обратно в том, что все как будто ждут, что всё вернется на свои круги. Что это был такой этап, может быть, ошибка, ребенок всё должен осознать и стать обратно тем, кем его так хотели видеть. Эта тактика часто не срабатывает, — поясняет Татьяна Кириллова. — У подростка получился новый опыт — он как-то по-своему справился с ситуацией, это важно для него. У родителей тоже новый опыт — переживания, поиска, возвращения обратно. Исходя из этого опыта ссоры могут стать чаще, а не реже. Важно попробовать понять, что все участники этой ситуации успели измениться и надо выстраивать какие-то новые отношения друг с другом, а не пытаться сделать всё как было».

ИЗ ОПЫТА РОЗЫСКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

FROM THE EXPERIENCE OF THE RETAIL OF MINORS IN

THE BELGOROD REGION

УДК 343.985(470.352)

Н.В. ДЬЯКОВ,

дoцeнт (Белгородский юридический институт

МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

8(4722)55-71-34

NICHOLAY V. DYAKOV,

Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

^нд^^т юридичecких нaук, дoцeнт (Белгородский юридический институт

МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)

8(4722)55-71-34

ALEKSANDER B. SVISTILNIKOV,

С.А. ТЕМНЕНКО

(УУР УМВД России по Белгородской области, Россия, г. Белгород)

8-(4722)352-229

SERGEY A. TEMNENKO

(UUR UMVD of Russia in the Belgorod region)

Аннотация: статья посвящена актуальному направлению деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел — розыску несовершеннолетних, самовольно покинувших семьи или специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образования. Авторы проанализировали состояние розыска несовершеннолетних на территории, обслуживаемой УМВД России по Белгородской области, за 2017-2018 гг. Изложили основные причины, влияющие на самовольный уход подростков. Приведены некоторые примеры из практики деятельности розыскных подразделений УМВД России по Белгородской области. Даны рекомендации читателям статьи, на какие признаки необходимо обращать внимание при систематических уходах несовершеннолетних. Определена главенствующая роль управления уголовного розыска УМВД России по Белгородской области в организации розыска несовершеннолетних на территории области. Раскрыты некоторые положения «Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц», взаимодействие полиции, прокуратуры, следственных подразделений Следственного Комитета Российской Федерации и добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза-Алерт» Белгородской области в части рассмотрения заявлений и сообщений по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних граждан и детей и некоторые первоначальные и последующие действия. Освещены эффективные меры, проводимые правоохранительными органами, органами власти, образования, здравоохранения области по снижению количества совершения самовольных уходов несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетние, розыск, причины самовольных уходов, розыскные подразделения, специальные учреждения, полиция.

Тема поиска без вести пропавших граждан вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе. Данный вопрос регулярно обсуждается специалистами на различных дискуссионных площадках. Особое внимание в социуме справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества -несовершеннолетним. Это связано прежде всего с тем, что сложная экономическая ситуация в стране и недостаточное количество рабочих мест приводят к различным негативным ситуациям в семьях, результатом которых является достаточно высокий уровень детской безнадзорности.

Бродяжничая, подросток виктимологически является объектом для воздействия на него преступного мира. Во-первых, ввиду отсутствия средств к существованию, он сам способен совершить имущественное преступление. Во-вторых, несовершеннолетние, находящиеся без присмотра, зачастую становятся жертвами преступлений (педофилов, маньяков и т.п.). По данным МВД России, в 2017 году таких фактов было совершено — 4, в 2018 г.- только за первое полугодие совершено 4)1.

Розыск несовершеннолетних, самовольно покинувших семьи или специализированные

1 Портал ГИАЦ МВД России. Состояние преступности в России. Январь- октябрь 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образования, входит в обязанность полиции2.

Это важное направление в оперативно-служебной деятельности возложено на сотрудников розыскных подразделений уголовного розыска МВД России, которые непосредственно занимаются розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; пропавших без вести; а также устанавливают личность неопознанных трупов. Для более эффективного розыска пропавших без вести эта категория сотрудников инициирует привлечение дополнительных сил из числа различных общественных организаций (волонтерских движений).

Проведенный нами анализ криминологической ситуации по данному направлению деятельности на территории Белгородской области за последние 5 лет показал, что в среднем ежегодно в территориальные органы УМВД России области поступает 245 заявлений о розыске несовершеннолетних.

2 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г № З-ФЗ: в ред. от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ — Доступ из СПС Консультант-Плюс.

Анализ количественных показателей о фактах самовольных уходов детей из своих семей за 8 месяцев 2017 года показывает, что таковых имело место142 факта. Классификация их по тендерному признаку показывает, что из 142 несовершеннолетних, покинувших семьи, 77 человек являлись представителями женского пола (девочки) и 65 — представителями мужского пола (мальчики). За аналогичный период 2016 года самовольно ушли из семей и учреждений 130 детей. Представленная статистика показывает значительный рост негативных проявлений в обществе в целом и в семьях в частности, влияющих на принятие решений подростками.

Классификация рассматриваемой категории несовершеннолетних по возрастным категориям выглядит следующим образом: 2000 г.р. — 8 девочек, 12 мальчиков; 2001 г.р. — 28 девочек, 13 мальчиков; 2002 г.р. — 17 девочек, 11 мальчиков.

Приведенная статистика показывает, что девушки 2001 и 2002 года рождения практически в два раза чаще покидают свои семьи и учреждения, нежели юноши, что является поводом для проведения более глубокого исследования каждого индивида. Только тогда можно с высокой степенью вероятности рассуждать об их истинных мотивах.

Анализ фактов, связанных с уходом, представлен следующими показателями: зафиксировано 114 фактов ухода из семей, 28 фактов ухода из государственных учреждений, в том числе государственных учреждений для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и медицинских учреждений (рис. 1).

При этом отметим, что среди несовершеннолетних имеет место значительное количество повторных самовольных уходов. Таковых зафиксирова-

но 48. Некоторые несовершеннолетние покидали постоянное место жительства по 5 и более раз. Так, например, в 2017 году несовершеннолетняя гр. «В» самовольно уходила из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 5 раз, а гр.»К», проживающая в одном из сел Белгородской области, — 6 раз. Зафиксированы факты самовольного покидания подростками детских домов группами из 2-3 человек.

Следует также отметить, что в 61 случае самовольного покидания места жительства подростки воспитывались в неполных семьях. Аналогичная негативная тенденция наблюдалась авторами статьи еще в период их работы на практике в 80-х и 90-х годах прошлого столетия.

Всплеск самовольных уходов на территории области в подростковой среде наблюдается в начале учебного года. Так, в период с 1 по 10 сентября 2017 года самовольные уходы совершили 15 подростков.

Декларативность причин большинства уходов детей связана прежде всего с характерным для детского и подросткового возраста конформным, протестным и эмансипированным поведением.

Самовольные уходы детей в основном совершались по таким причинам, как:

— желание гулять — 36 (25%);

— склонность к бродяжничеству вследствие отсутствия внимания родителей — 45 (32 %);

— конфликт в семье — 37 (26%);

— иные — 24 (17%) .

Материалы, поступившие в территориальные органы УМВД России по Белгородской области на розыск несовершеннолетних, свидетельствуют о том, что отдельные подростки осознанно готовятся к уходу: заранее готовят документы, несколько

САМОВОЛЬНО УШЕДШИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В 2017 ГОДУ

Из семьи

Из учреждений

\

Рис.1

комплектов нательного белья, сменную верхнюю одежду, походный рюкзак с туристическим содержанием, денежные средства.

Эти обстоятельства должны настораживать родителей, воспитателей несовершеннолетнего, которые обязаны своевременно положительно на них воздействовать с целью отказа от самовольного ухода. Особенно необходимо обращать внимание на несовершеннолетних, которые уже неоднократно покидали дом или специализированное учреждение.

Анализ розыскной работы УМВД России по Белгородской области свидетельствует о том, что полиция успешно осуществляет розыск такой категории несовершеннолетних. Так, например, в 2017 году в 117 случаях самовольных уходов несовершеннолетних дети были найдены в первые сутки после поступления заявления о розыске, в 11 случаях розыскные мероприятия проводились до 3 суток, в 14 — более 3 суток (рис. 2).

В ряде случаев на самовольный уход из дома влияет социально-экономическая ситуация в стране, а также межличностные отношения и особенно отношения между поколениями. Дети, являясь субъектами этих отношений, сталкиваются с проблемами, которые приводят к дезадаптации и фрустрационным ситуациям.

Несовершеннолетние не умеют критически осмысливать происходящее, они ищут возможность ухода от реальной действительности, происходящего в социуме. В современных психологических теориях самовольный уход из дома или специализированных учреждений рассматривается как один из способов защитного поведения. Это проявление поведенческой реакции на возникающие препятствия, события, рассматриваемые субъективно ребенком как непреодолимые, изменяющие жизнь. Чаще всего самовольный уход является следствием конфликта между привычной зависимостью от родителей и педагогов, желанием обособления, сепарации.

Рис.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня сотрудникам розыскных подразделений помимо знаний в области оперативно-розыскной деятельности необходимо обладать и знаниями в информационной сфере, которая постоянно совершенствуется. Так, например, во время розыска несовершеннолетнего сотрудниками розыскного подразделения установлено, что перед уходом из дома он вел переписку в социальной сети. В ходе анализа персональной страницы, зарегистрированной в социальных сетях, выявлены лица, с которыми он общался. В процессе работы с пользователями социальной сети установлено, что разыскиваемый во время переписки интересовался заброшенными домами, пригодными для проживания на территории Белгородской области. С целью проверки данной информации сотрудниками полиции осуществлено обследование указанных домовладений в поселении. Разыскиваемый несовершеннолетний был найден.

Негативизм и агрессия являются дезадаптив-ными попытками решения этого конфликта. Такой тип поведения во внешнем плане утверждает «автономию» подростка, во внутреннем плане часто присутствует уверенность, что это поведение усилит внимание родителей, в котором он еще нуждается.

Эти и многие иные проблемы должны быть хорошо известны современным сотрудникам полиции. Именно поэтому розыскная работа в МВД России в последнее время стала совершенствоваться. В целях устранения проблем, существующих в ней, 16 января 2015 года МВД России, Генеральной прокуратурой РФ и СК России принята «Инструкция о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц». В 2018 году МВД России утвержден новый приказ, регламентирующий розыскную работу в органах внутренних дел.

Организация розыска несовершеннолетних на территории области находится на ежедневном контроле в управлении уголовного розыска УМВД России по Белгородской области (далее — УУР).

Если несовершеннолетний, без вести пропавший на территории области, в течение суток не найден, то для оказания практической помощи территориальному органу в проведении оперативно-розыскных и поисковых мероприятий выезжают в служебную командировку сотрудники отделения розыска лиц УУР УМВД области.

Для улучшения качества проведения первоначальных оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками розыскного подразделения УУР УМВД России по Белгородской области разработан алгоритм действий по розыску несовершеннолетних в соответствии с указанной инструкцией от 16.01.2015 г.

Территориальными органами УМВД области регулярно используется программно-технический комплекс (далее — ПТК) «Розыск-Магистраль», являющийся одной из эффективных информационных систем, используемых при розыске, в том числе несовершеннолетних. ПТК «Розыск-Магистраль» функционирует в автоматическом круглосуточном режиме на всех уровнях системы органов внутренних дел на транспорте.

Если установлено, что несовершеннолетний приобрел билет или выехал с места жительства области на железнодорожном, автомобильном транспорте, сотрудники розыскных подразделений незамедлительно осуществляют проверку по системе. Так, например, во время розыска несовершеннолетнего гр. «Б» установлено, что он приобрел билет на автобус рейсом Ростов-на-Дону — Белгород. На задержание подростка ориентированы сотрудники полиции по маршруту следования автобуса, в результате поисковых мероприятий разыскиваемый установлен в г. Богу-чар, Воронежской области, сотрудниками полиции и доставлен в территориальный отдел полиции, после чего передан родителям.

На должном уровне осуществляется и взаимодействие полиции с территориальными органами прокуратуры и следственными подразделениями Следственного Комитета Российской Федерации по Белгородской области, в части рассмотрения заявлений и сообщений по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних граждан.

В территориальных органах полиции исключены факты отказа в приеме заявлений на лиц, пропавших без вести. Сообщения и заявления проверяются вне зависимости от срока давности и места исчезновения людей. Граждане должны знать, что если дежурный отдела полиции отказывает в приеме заявления, необходимо звонить по телефону 02, где с таким фактом разберутся,

и виновный в этом понесет наказание. Именно в первое время после исчезновения человека органами внутренних дел осуществляются самые активные действия по розыску.

При выезде по заявлениям (сообщениям) на место последнего нахождения (пребывания) несовершеннолетнего в состав следственно-оперативной группы включается следователь следственного комитета, материал проверки направляется в следственные отделы СУ СК РФ по Белгородской области в целях обеспечения качественной и полной проверки и принятия своевременных процессуальных решений. Если есть основания полагать, что безвестное исчезновение несовершеннолетнего связано с совершением в отношении него преступления, то следователями Следственного комитета незамедлительно возбуждаются уголовные дела.

По каждому факту безвестного исчезновения несовершеннолетнего сотрудники розыскного подразделения организуют поисковые мероприятия, которые осуществляются во взаимодействии с участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних территориального органа внутренних дел. Информацию о розыске несовершеннолетнего с согласия родителей или законных представителей сотрудник розыскного подразделения размещает на ведомственном сайте УМВД России по Белгородской области в сети Интернет, на телеканале ГТРК «Белгород», в иных средствах массовой информации.

В каждом случае безвестного исчезновения несовершеннолетнего ребенка, исходя из презумпции, что лицо стало жертвой преступления, и учитывая обстоятельства исчезновения, в территориальном ОМВД объявляется команда «Сбор личного состава» для проведения масштабных поисковых мероприятий.

В розыске несовершеннолетних активно используются волонтерские движения, студенты колледжей, институтов.

При получении информации о безвестном исчезновении человека оперативный дежурный разъясняет заявителю возможность привлечения в случае необходимости добровольцев к осуществлению поисковых мероприятий, о чем делается отметка в типовом заявлении о розыске лица, здесь же фиксируется согласие или отказ заявителя.

Также, в соответствии со ст. 176, 177, 180 Уголовно-процессуального кодекса РФ, решение о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев может принять руководитель следственно-оперативной группы в зависимости от обстоятельств исчезновения, а также с учетом результатов проведения осмотра места последнего пребывания (проживания) пропавшего.

Заявителю может быть предоставлена контактная информация координатора добровольческого отряда, действующего на данной территории, для самостоятельного обращения. При этом согласовывается порядок обращения, исходя из обстоятельств исчезновения и личности пропавшего.

В тех случаях, когда предполагается некриминальный характер исчезновения, решение о привлечении добровольцев также может быть принято руководителем штаба или сотрудником полиции, отвечающим за розыск.

О принятии решения о привлечении к поисковым мероприятиям добровольцев незамедлительно информируется координатор отряда добровольцев (или другой член отряда).

По прибытии координатора в оперативный штаб руководитель штаба или сотрудник, ответственный за розыск, незамедлительно организует краткий инструктаж, определяет первоначальный план работы добровольцев, их цели и задачи, обеспечивает необходимой информацией, фотографиями разыскиваемого лица, знакомит с единой картой поиска, выдает ориентировки, снабжает иными материалами, дает конкретные рекомендации об объеме и характере поисковых мероприятий, инструктирует о способах их выполнения.

Анализ материалов добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза-Алерт» Белгородской области свидетельствует о постоянном увеличении их участия в розыске несовершеннолетних. Так, например, в 2016 году ими разыскивалось 22 подростка, в 2018 году — 39.

После установления местонахождения несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов, детских домов, в обязательном порядке с ними проводится беседа с целью установления последовательности мест посещения и пребывания (хронометража) несовершеннолетнего во время отсутствия дома либо учреждения для несовершеннолетних.

Полученная информация направляется в подразделение оперативно-розыскной информации УМВД России по Белгородской области с целью ее систематизации. С разрешения родителей и законных представителей организуется дактилоскопирование, фотографирование, отбор биологических объектов для выделения ДНК. Дактилоскопические карты и биологические объекты незамедлительно направляются в экспертно-кри-миналистический центр УМВД области.

Преступлений в отношении несовершеннолетних, пропавших без вести, за последние годы на территории области совершено не было.

Успешное выполнение задач по профилактике и противодействию правонарушениям и преступлениям лиц, не достигших совершеннолетия, во

многом зависит от эффективности взаимодействия всех субъектов правоохранительной системы.

Проблеме самовольных уходов несовершеннолетних участковыми уполномоченными полиции и подразделением по делам несовершеннолетних УМВД России по Белгородской области уделяется особое внимание. При взаимодействии с другими подразделениями УМВД используются следующие формы работы:

— проведение ежедневных мониторингов ситуации по суточной сводке дежурной части УМВД, анализ причин и условий самовольных уходов несовершеннолетних, принятие мер, направленных на их предупреждение, в необходимых случаях оказание практической и методической помощи родителям и их законным представителям;

— ежемесячный анализ состояния работы по данному направлению оперативно-служебной деятельности, ведется база данных самовольно ушедших детей, по результатам информируется ГУ ОООП МВД России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— осуществляется контроль за посещением сотрудниками ПДН семей, воспитывающих детей, склонных к самовольным уходам.

О каждом факте совершения самовольного ухода несовершеннолетним еженедельно информируется областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях обеспечения совместных профилактических мероприятий со стороны всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Несовершеннолетние, допустившие самовольные уходы, консультируются психологами, в необходимых случаях проводится их стационарное обследование. В 2017 году для прохождения стационарного лечения в областную психоневрологическую больницу помещено 10 несовершеннолетних, проконсультированы психологами 49 человек.

Для организации проведения дополнительной диагностической и лечебно-восстановительной медицинской помощи информация о несовершеннолетних, неоднократно совершающих самовольные уходы, направляется в Департамент здравоохранения области.

В Департамент образования области направляются предложения об актуальных темах, требующих освещения на родительских собраниях в образовательных учреждениях области, в том числе о профилактике самовольных уходов и своевременном информировании органов внутренних дел.

В случае осложнения оперативной обстановки, связанной с самовольными уходами подростков, проводятся профилактические мероприятия под условным наименованием «Ученик», направленные на профилактику самовольных уходов

со стороны учащихся и воспитанников образовательных учреждений, выявление подростков, не приступивших к занятиям, устранение причин и условий, способствовавших уклонению от обучения, принятие дополнительных мер по возвращению детей в образовательные учреждения.

В заключение хотелось бы отметить, что только общими усилиями правоохранительных органов, органов власти, местного самоуправления, школы, семьи, других ведомств и общественных организаций можно добиться положительных результатов в этом важном направлении работы.

— Литература —

1. Анализ и результаты деятельности органов внутренних дел Белгородской области по розыску несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и учреждений Белгородской области за 8 месяцев 2017 года.

3. Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И. О некоторых аспектах розыска несовершеннолетних, пропавших без вести, и профилактики правонарушений и преступлений в их среде / Актуальные вопросы организации розыскной работы: сборник научных статей по материалам межведомственного круглого стола. — Москва, 2017. С. 26-37.

4. Ищенко Е.В. Организация взаимодействия сотрудников ПДН, ОУР и дежурной части в работе по розыску несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи и учреждений различного профиля / Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — Москва, 2017. С. 93-97.

5. Орсаева Р.А. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних // Научное знание современности. 2017. № 8 (8). С. 23-31.

= References =

Вместе с информационным агентством ТАСС рассказываем, что делать, если ваш ребенок пропал: нельзя терять ни минуты.

Куда обратиться?

Родитель, опекун или законный представитель ребенка должен незамедлительно сообщить о пропаже — подать заявление в полицию или позвонить по номеру 112 (единый номер экстренных служб).

Важно: есть заблуждение, что нужно ждать три дня с момента исчезновения человека, чтобы подать заявление в полицию. Обращайтесь сразу — дежурный не имеет права отказать вам в приеме заявления.

Если пропавший через пару часов найдется сам, вас никто не оштрафует, а вероятность найти ребенка, да и взрослого, оказавшегося в сложной ситуации, гораздо выше, если начать искать его немедленно.

​Что сообщить полицейским?

Возьмите с собой в отделение документы, удостоверяющие вашу личность, по возможности документы ребенка. Расскажите об особых приметах и одежде пропавшего, принесите его фотографии, назовите номер его мобильного телефона или планшета.

Если гаджет ребенка оформлен не на родителей, а на третье лицо, необходимо также его заявление о согласии.

Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» рекомендует взять контакты сотрудника, который будет заниматься вашим делом, чтобы оперативно с ним связаться, если пропавший вернется домой или о нем появится новая информация.

Что будет делать полиция?

Сотрудники ОВД вынесут постановление о начале оперативно-розыскных мероприятий с использованием геолокации. Это значит, что полицейские смогут получить информацию о последних звонках с телефона несовершеннолетнего и местоположении гаджета. Полицейские уведомят суд о начале операции. В течение 48 часов с момента начала розыска правоохранители будут обязаны получить разрешение суда на использование гаджета в поиске.

«Суд откажет только в исключительных, редких случаях, если будет нарушена процедура начала розыска пропавшего без вести ребенка — например, отсутствует заявление родителей или других законных представителей, или ребенок был найден до рассмотрения постановления органа дознания в суде. Такой порядок регламентирован законом об оперативно-розыскной деятельности», — пояснил Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» .

До вступления в силу закона об упрощении поиска пропавших детей полицейские не имели права пользоваться данными с телефона ребенка до решения суда. Возможности пользоваться геолокацией гаджетов при поиске взрослых нет и сейчас.

Кто еще может помочь?

Содействие правоохранительным органам в розыске без вести пропавших успешно оказывают добровольческие отряды «Поиск пропавших детей» (8–499–686–02–01, круглосуточно) и «Лиза Алерт» (8–800–700–54–52, круглосуточно). Они также могут оказать широкую информационную поддержку и психологическую помощь.

Подобные организации никогда не попросят с вас денег и потребуют в первую очередь подать заявление в полицию.

Что делать родителям?

В «Лиза Алерт» советуют тщательно обыскать дом и окрестности, поскольку ребенок мог спрятаться или уснуть в шкафу, на чердаке, под кроватью или в каком‑то другом укромном месте.

Позвоните друзьям ребенка и родственникам, они могут обладать нужной вам информацией.

Самостоятельный поиск ребенка с помощью постов в соцсетях может быть пустой тратой времени. «Будут звонить экстрасенсы, ложные сотрудники чего бы то ни было и предлагать свои услуги за деньги, уверяя, что они точно знают, где ребенок», — объясняет координатор поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», старший направлений «Обучение» и «Лес на связи» Олег Леонов.

То же самое касается расклейки по городу объявлений с фотографией ребенка. Однако если ориентировки составлены поисковой организацией или полицией, и на них указаны контакты этих организаций, то вашей помощи в распространении будут только рады.

Что делать, чтобы минимизировать риск возникновения такой ситуации?

Ваш ребенок должен знать свое имя, возраст и домашний адрес. Положите ему во внутренний карман одежды визитку со своим номером телефона, адресом, а также номерами членов вашей семьи и друзей на случай, если ваш телефон окажется недоступен.

Научите ребенка пользоваться мобильным телефоном. В списке контактов должны быть не только телефоны родителей и родственников, но и воспитателей, учителей и других взрослых, которым вы доверяете.

Олег Леонов советует заранее установить на телефон ребенка специальное приложение или подключить услугу от оператора, например, «МТС Поиск», «Билайн.Локатор», МегаФон «Радар». Тогда вы в любой момент будете знать, где находится ваш ребенок.

Обязательно расскажите ребенку, что нужно делать, если он потеряется. Объясните, что за это его никто не будет ругать — дети часто боятся реакции взрослых, и поэтому могут растеряться или решить не выходить на связь.

Рекомендуем подписаться на нашу рассылку по электронной почте. Для того, чтобы получать новости и разъясняющие материалы, необходимо перейти по и внизу страницы оставить свой e-mail.

Такое явление, как бегство детей из дома, к сожалению, становится весьма частым в наше время.

По данным ГУ МВД РФ по краю, в этом году в отделы полиции поступило 476 заявлений по такому поводу. А ведь многие семьи предпочитают в правоохранительные органы не обращаться, боясь скомпрометировать свое «благополучие». Испуганные родители, обнаружив исчезновение родного чада, обзванивают друзей ребенка и больницы с моргами, поднимают на уши родственников, прочесывают излюбленные места прогулок своего ребенка. А наутро, когда отчаявшиеся и почти поседевшие папа с мамой апатично пьют валерьянку, дитятко заявляется домой – «у подружки засиделась». И как вести себя родителям в таких случаях? Однако прежде надо попытаться найти ответы на другие, более актуальные вопросы: почему дети убегают из дома и как защитить семью от таких потрясений?

Детские побеги бывают двух видов:

· Мотивированные. Этот вид побегов имеет чисто психологические причины, являющиеся следствием конфликта или иной определенной и понятной ситуации. Побег в данном случае – метод ухода от проблемы.

· Немотивированные. Такая форма реагирования, при которой уже любая неприятная ситуация вызывает протест и желание сбежать. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Основные причины детских побегов

· Психические заболевания.

· Конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания в семье.

· Конфликты в школе.

· Желание свободы (бунт против родителей).

· Стресс после пережитой трагедии или жестокого обращения.

· Скука.

· Избалованность.

· Страх наказания.

· Этап взросления и простое любопытство, желание познать что-то новое.

· Внутренние проблемы на основе начала строительства отношений с противоположным полом.

· Размолвки между родителями, развод родителей – бегство в таких случаях является способом выражения протеста.

· Ребенок хочет сам зарабатывать себе на жизнь.

· Навязывание ребенку родительской точки зрения в плане выбора профессии, друзей и пр. Отрицание собственного выбора ребенка.

· Неблагополучная семья. То есть алкоголизм родителей, регулярное появление посторонних неадекватных людей в доме, рукоприкладство и пр.

· Детская наркомания или вербовка в одну из сект, которых сегодня становится все больше.

Правила поведения для родителей

Самое главное, что стоит знать родителям о детях-подростках (а именно они чаще всего убегают из дома), – это их внутренние возрастные противоречия. Любые жесткие меры в этом ранимом и бунтарском возрасте неизменно приведут к протесту ребенка либо к его постепенному превращению в апатичное комнатное дитя, неспособное ни постоять за себя, ни решить свои проблемы. Исходите из этого, когда в очередной раз вам захочется накричать на ребенка за очередную «двойку» или запретить гулять после шести вечера.

· Первым делом прокрутите в памяти все, что говорил вам ваш ребенок в последние дни-недели. Возможно, вы что-то упустили или проигнорировали.

· Обзвоните всех знакомых, друзей ребенка. Желательно поговорить с их родителями, чтобы они сообщили вам, если ваше дитя вдруг появится у них.

· Проверьте вещи ребенка: ушел ли он «в чем есть» или «с чемоданами».

· Ребенок пропал вечером? Звоните классному руководителю, опрашивайте всех одноклассников. Возможно, кто-то знает о его планах на вечер или проблемах.

· Ребенок не мог просто сбежать? Все вещи на месте? И проблем не было? И никто не знает где он? Звоните в скорую – не забирали ли с улицы ребенка такого-то возраста, в такой-то одежде. Сразу после этого звоните в полицию с теми же вопросами.

· Результатов нет? Бегом в ваше районное отделение полиции с фотографией ребенка и его документами. Пишите заявление и подавайте в розыск. Помните: несмотря ни на что, сотрудники полиции должны принять у вас заявление! Кстати, по данным все того же краевого ГУВД, в этом году все беглецы, родители которых обращались в полицию, были найдены и возвращены в семьи.

· Не прекращайте поиска по друзьям, одноклассникам и знакомым ребенка – возможно, у кого-нибудь уже появилась информация о его местонахождении.

Внимание! Если вдруг на улице вы натолкнулись на чужого ребенка, который показался вам потерянным, зареванным, «беспризорным» – не проходите мимо! Попытайтесь поговорить с ним, выяснить, что с ним случилось. Возможно, его тоже сейчас ищут родители!

Современные дети часто убегают довольно рано – начиная с 10-12 лет. Один из основных мотивов – непонимание в семье. В том числе, когда родители, например, в конфликтной ситуации безоговорочно встают на сторону учителя. И если ребенок, столкнувшись с неправотой взрослого в школе, не находит поддержки у родителей, потому что для них учитель «всегда прав», для него это может стать причиной ухода.

Дети постарше, лет 13-15, бегут обычно из-за того, что родители дома «передавливают», а им хочется свободы, у них появилась жажда приключений, хочется попробовать другой жизни.

Один из типичных случаев: девочке 15 лет, она из хорошей семьи, родители беспокоятся о ней, ее контролируют. Но у нее есть подружки из неблагополучных семей, которые гуляют где хотят и когда хотят. Девочка из хорошей семьи, где контролируют ее своевременное возвращение домой, начинает завидовать «независимым» подругам. У них свободная жизнь, полная приключений. Однажды девочка попробовала отпроситься с ними на ночь, но мама не отпустила, в результате девочка убежала.

Еще одна причина для детей такого возраста – раннее «взрослое» поведение ребенка, к которому родители не готовы. Пример: мальчик 15 лет начал встречаться с 14-летней девочкой из другого района, провожал ее вечером домой, она часто приходила домой поздно. Родители ее ругали, и она приняла решение уйти из дома. Мальчик обратился к своей маме: «Я люблю Машу, но ее ругают из-за поздних встреч со мной, можно она будет жить у нас?» Мама возмутилась: «Ты обалдел?» Тогда мальчик собрал вещи и ушел со своей Машей. По его мнению, он поступил по-мужски: он не оставил любимую девушку одну и защитил ее в меру своих возможностей. Вероятно, маме надо было уделить больше внимания этой ситуации: например, попытаться поговорить с родителями Маши и вообще как-то поучаствовать, а не просто отрезать: «Нет, и все». Это сигнал о том, что пора перестать воспринимать ребенка как свою собственность, а надо начать смотреть на него, как на взрослого человека. В этом возрасте дети часто учатся отстаивать любовь, дружбу, учатся жить, быть верными своим друзьям и любимым, они делают это с юношеским максимализмом. И эти проявления следует уважать.

Советы психолога

Если в вашей семье все хорошо, а ребенок – отличник, это еще не говорит о том, что у него не может быть проблем. Проблемы могут скрываться там, где вы никогда бы не стали их искать. В учителе, который публично унизил вашего ребенка! В девочке, которая ушла от него к его другу, потому что ваш сын «не дорос еще до серьезных отношений»! В том симпатичном и интеллигентном новом друге вашего ребенка, который на деле оказался… (вариантов много). И не всегда ваш ребенок расскажет, что у него на душе. Потому что родителям или некогда, или в семье просто не принято делиться друг с другом радостями и горестями.

Как же себя вести, чтобы дети не убегали

· Будьте другом своему ребенку. Это главный совет на все времена. Тогда с вами всегда будут делиться переживаниями и проблемами. Тогда вы всегда будете знать, где и с кем ваше чадо. Тогда даже к самым темным уголкам детской души у вас будет ключик.

· Не будьте тираном и диктатором. Ваш ребенок – личность, человек со своими взглядами на жизнь. Чем больше запретов, тем сильнее ребенок будет стремиться к свободе от вашей опеки.

· Вспомните себя в молодости. Как ругались мама с папой за вашу непонятную музыку, странные компании, косметику и пр. Как злились вы, что вам не дают самовыражаться так, как вы того желаете. Опять же исходите из того, что вы друг, а не тиран. Подросток захотел татуировку? Не принимайте сразу решительных мер (если захотел – все равно сделает), сядьте рядом, просмотрите вместе картинки, изучите их смысл (чтобы не наколол то, за что потом придется расплачиваться). Расскажите ему о последствиях, к которым может привести татуировка. Попытайтесь убедить подростка подождать годик-два. А там, глядишь, он и сам перехочет.

· Не нравятся его (ее) друзья? Не спешите гнать их из дома с криками «они тебя плохому научат». Это не ваши друзья. Если вам они не понравились, это не значит, что они все поголовно «наркоманы, маньяки, двоечники, потерянное поколение». Но будьте внимательны. Делайте выводы молча. Влезать в отношения ребенка с кем бы то ни было можно лишь в том случае, если эти отношения могут угрожать здоровью ребенка, психике или его жизни.

И в 5 лет, и в 13, и даже в 18 ребенку хочется внимания (понимания, доверия, уважения) к себе. Он не хочет слышать каждый день: «делай уроки, сделай тише свою музыку, почему у тебя опять бардак, в кого ты такой безрукий, мы тебя кормим-поим, а ты только о себе думаешь и пр.». Ребенок хочет слышать: «как дела в школе, все ли у тебя хорошо, куда бы ты хотел поехать на выходные, а давай вместе смотаемся на концерт» и пр. Ребенку нужна забота, а не тотальный контроль, кнут с утра до вечера и отношение «скорей бы ты уже от нас съехал». Безусловно, границы ребенок должен знать! Вседозволенность не приносит ничего хорошего. Но даже поставить ребенка на место можно таким способом, чтобы у него выросли крылья и захотелось сделать то, о чем вы просите. Не «совсем тебе на родителей наплевать! Последние деньги тянешь!», а «сынок, давай мы поможем тебе найти работу, так ты быстрее накопишь на новый компьютер».

· Воспитывайте в ребенке ответственность и самостоятельность. Поддерживайте его во всех начинаниях и позволяйте быть таким, какой он есть, а не тем, кем вы хотите его видеть.

· Никогда не угрожайте, даже шутя, что накажете ребенка или выгоните из дома, если он что-нибудь натворит (закурит, получит двойку и пр.). Зная о возможном наказании, ребенок никогда не скажет вам правды и даже может натворить еще более серьезные глупости.

· Ребенок требует свободы и уважения его интересов? Идите ему навстречу. Пора начинать доверять своему ребенку. И пора отпускать его во взрослую жизнь. Пусть учится совершать поступки и отвечать за них самостоятельно. Только не забудьте предупредить его о последствиях того или иного поступка (мягко и по-дружески).

· Не запирайте своего повзрослевшего ребенка дома – «после шести вечера чтоб никуда!». Да, это страшно и тревожно, если уже темно, а «дитя» где-то и с кем-то гуляет. Но «дитя» уже с вас ростом, у него, возможно, даже щетина на лице, пора разговаривать на другом языке. Собирается к друзьям и надолго? Берите координаты всех друзей, включая их домашние адреса, телефоны. Требуйте, чтобы каждые 1,5-2 часа он вам отзванивался и сообщал, что у него все хорошо.

· Не пытайтесь навязать ребенку свою дружбу – делайте это аккуратно, постепенно вовлекая ребенка в доверительные отношения. Чаще берите его с собой в поездки и на отдых, участвуйте в его жизни, искренне интересуйтесь его делами. Главная профилактическая мера против побегов и рецидивов банальна – необходимо любить своего ребенка и слышать его, находить время для откровенных разговоров.

· Не считайте детские проблемы мелкими и маловажными. Хорошо бы быть в курсе того, чем ребенок живет, каковы его интересы, зарегистрирован ли он в соцсетях и в каких группах состоит.

Как вести себя с ребёнком после его длительного отсутствия

Ребенок нашелся? Это главное! Обнимите его и скажите, как вы его любите.

Запоминайте, чего категорически нельзя делать после счастливого воссоединения семьи:

· Нападать на ребенка с расспросами.

· Кричать и применять физическую силу.

· Наказывать любым способом.

· Демонстративно молчать и игнорировать.

Если ребенок способен сейчас разговаривать по душам, выслушайте его. Спокойно, без претензий. Слушайте и пытайтесь услышать. Не прерывайте и не обвиняйте, даже если монолог ребенка будет сплошным потоком обвинений в ваш адрес.

Ваша задача:

· Успокоить ребенка.

· Расположить его к себе.

· Установить контакт.

· Убедить, что вы его примете любым, что попытаетесь понять.

Когда ребенок оказывается дома после побега, от первой реакции родителей зависит, придется ли снова полиции и поисковикам выезжать на его поиск. Самая разумная реакция такая: «Извини меня за то, что ты сейчас услышишь, но я не могу этого не сказать». И дальше уже говорить то, что вы думаете о его поступке. Просто принять его обратно с радостью, не сказав о своих переживаниях, тоже не вариант. Ребенку следует знать о беспокойстве родителей.

Реакция на возвращение ребенка должна быть адекватна причине побега. Если он демонстративно ушел из дома, чтобы показать родителям, что они больше не имеют на него влияния, попытался перехватить власть, то родители, конечно, должны ему показать, у кого все-таки больше прав. А если это был конфликт или несчастная любовь, то это совершенно другая ситуация и другая родительская реакция. Если он побоялся прийти домой, потому что его не аттестовали по математике, а у родителей в отношении математики завышенные ожидания, конечно, первое, что он должен услышать дома по возвращении: «Неважно, что у тебя там с математикой, ты можешь мне об этом сказать».

Не бойтесь привлекать полицию: если ребенок ушел, шантажируя родителей и вынуждая их к чему-то, значит, он сделал таким образом следующий логический шаг после многочисленных других испробованных им способов воздействия на родителей. И если каждый раз, когда он пробует «прогибать» родителей, ему это удается, то с каждым новым шагом он пробует идти все дальше и дальше, расширяя границы до невозможного. И в этой ситуации, конечно, должны быть установлены жесткие рамки. Такому ребенку надо объяснить, каковы последствия его поступков, чтобы он знал, что, если он убежит, об этом узнают полиция, школа.

Если причина побега нежелательные друзья, то единственное решение проблемы – это переговоры. Когда мы говорим о компании подростка, речь идет о ценностях, и если мы будем пытаться их обесценивать, говоря, что твои друзья идиоты, все, что они делают – плохо, то это может привести только к войне. А подростка война вдохновляет сама по себе, независимо от мотивов и перспектив, поэтому эти механизмы лучше даже не запускать. Попробуйте договориться.

Составьте с ребенком договор из двух-трех конкретных пунктов. Например: раз в неделю он имеет право ночевать у друга, если вы созвонились с его родителями, они не против и так далее. И если он в остальное время приходит домой строго до девяти вечера. Договор составляется на короткий срок – две-три недели. Если в этот период договоренности срываются, вы снова садитесь, снова обсуждаете условия и санкции.

Если ребенок сбежал из дома, потому что хотел приключений, это повод задуматься: что мы не предложили ему дома, чтобы эта потребность была удовлетворена. Возможно, надо найти какие-то безопасные и контролируемые родителями варианты выплеска адреналина: покататься на картинге, прыгнуть с вышки и так далее.

Если ребенок ищет адреналина, единственный способ с этим справиться – смоделировать такие ситуации, где он его получит.

По материалам управления по координации деятельности в сфере обеспечения общественной безопасности, законности и правопорядка в Ставропольском крае аппарата ПСК.

Александр ЗАГАЙНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *