Семья характеристика

Характеристика семьи (Образец характеристики на семью)

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.

  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.

  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.

  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.

  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).

  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.

  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.

  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.

  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка — наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.

  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).

  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.

  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).

  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.

  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).

  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.

  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);

  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;

  • наличие традиций; кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;

  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику «Тест-опросник родительского отношения» Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.

  2. Адрес и общая характеристика помещения.

  3. Социальный статус семьи.

  4. Материальная обеспеченность ее членов.

  5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).

  6. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования — это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Описание членов моей семьи

Моя семья состоит из шести человек. Она включает в себя маму, папу, моего брата, дедушку, бабушку и меня. Мы живём в Одессе, на берегу Чёрного моря.

Описание родителей

Главой нашей семьи является папа. Он упитанного телосложения, среднего роста. Его зовут Алексей. У него зелёные глаза и короткие тёмно-каштановые волосы. Отцу сорок пять лет. Он работает программистом в международной компании. Я тоже хочу стать программистом в будущем. Чтобы приблизить меня к этой цели, папа помогает мне освоить азы написания кода. Кроме того, он свободно владеет английским и всегда помогает мне выполнять домашнюю работу по английскому языку. Мой отец — самый умный в нашей семье. Я хочу быть на него похожим.

Моя мама красивая и стройная. Её зовут Лина. У неё длинные каштановые волосы и серые глаза. По профессии она является экономистом, но сейчас домохозяйка. Она увлекается фитнесом и чтением. Маме тридцать семь лет, она на восемь лет моложе папы. Моя мама — очень добрая и терпеливая. Она всегда интересуется моими делами в школе, ходит на родительские собрания. Мама следит за моей успеваемостью, проверяет уроки и объясняет не понятный мне учебный материал.

Описание дедушки и бабушки

Мой дедушка высокого роста. Его зовут Иван. У него длинные волосы, чёрная борода с проседью, серые усы и большой нос. Дедушке семьдесят лет. Он поэт и является членом Союза писателей. Кроме того, занимается бизнесом. Дедушка — очень уважаемый человек в нашем городе. Его стихи мы даже проходили в школе, когда изучали поэтов родного края. Дедушка любит ездить на дачу. Там он работает в саду и на огороде. Летом и осенью у нас всегда много овощей и фруктов.

Самой пожилой в нашей семье является бабушка. Её зовут Эмилия. Ей семьдесят два года, но выглядит она гораздо моложе. Моя бабушка готовит еду в нашей семье и помогает маме вести домашнее хозяйство. Например, она делает на зиму заготовки овощей и фруктов, которые выращивает на даче дедушка. Моя бабушка очень заботливая и мудрая. Родители всегда прислушиваются к её советам. У бабушки есть хобби — рукоделие. Она вышивает крестиком картины и вяжет спицами тёплые вещи. Ещё бабушка любит смотреть телевизор и всегда интересуется политическими новостями.

Описание младшего брата

Мой младший братик похож на меня. Его зовут Назар. У нас с братом короткие каштановые волосы и зелёные глаза. Но Назарчик младше меня, ему шесть лет. У Назара очень длинные, густые и тёмные ресницы. Он очень весёлый и шустрый. Я провожу большую часть своего свободного от школы времени с ним. Несмотря на четырёхлетнюю разницу в возрасте, Назар — мой лучший друг. Нам нравится вместе смотреть по телевизору мультфильмы, играть в компьютерные игры. Ещё я научил брата играть в шахматы. Назар уже ходит в школу. Он учится в первом классе, а я — в пятом. Мы с братом учимся на отлично. Назар умён для своего возраста. Он задаёт вопросы типа «Какая самая большая звезда в космосе?» Я спрашиваю папу или ищу ответ в Интернете и сообщаю своему братику.

Я очень люблю свою семью! Мне нравится, когда мы все вместе собираемся за общим столом. Так бывает в выходные и праздники. Я уверен, что моя семья — лучшая в мире.

Другие сочинения на данную тему:

Мини-сочинение «Моя семья»

Сочинение «Моя семья — моя крепость»

Сочинение «Роль семьи в жизни человека»

Мини-сочинение «Моя семья — самая лучшая»

Сочинение на тему «Мой папа»

Сочинение «Мой брат»

В условиях семейного неблагополучия низкий культурный и общеобразовательный уровень родителей, выступая одновременно как его причина и результат, служит тем интегрирующим началом, которое, присутствуя во всех сферах жизнедеятельности семьи, с определенной долей вероятности предопределяет неблагополучное воспитание детей.

Известно, что Культура или бескультурье — величины относительно постоянные. Для их изменения в ту или иную сторону необходимы, во-первых, продолжительное время, во-вторых, серьезные социально-психологические преобразования в структуре личности в целом. При этом сама возможность более или менее радикальных изменений в уровне культуры индивида жестко обусловлена наличием целого ряда как объективных, так и субъективных обстоятельств. Безусловно, определяющим среди них является наличие элементарных основ общей и духовной культуры человека, то есть той базы, которая складывается из его предыдущего развития и сама является предпосылкой целесообразности этих изменений.

Данные исследований показывают, что в структуре ценностных ориентаций личности родителей из неблагополучных семей почти нет ни желаний, ни базы для каких-либо серьезных преобразований в уровне своей культуры. По всем ее показателям большинство родителей характеризуется настолько нетипично, что правильнее было бы говорить не об оценке уровня культуры, а об оценке уровня их бескультурья. Например, среди родителей-криминогентов из неблагополучных семей нет ни одного посещающего культурно-зрелищные мероприятия (театры, музеи, выставки, цирк и т. д.). Только 2,5% из них видят в музыке и театре средства воспитания людей, а все остальные отнесли их к средствам развлечения. Из всех искусств здесь в основном предпочитают кино, но и то преимущественно демонстрируемое по телевидению. Кинотеатры 1—2 раза в месяц посещают 2%. Следует добавить еще и то, что неблагополучные семьи, по сравнению с семьями контрольной группы, в 2 раза меньше имеют телевизоров, почти в 1,5 раза радиоприемников и радиотрансляционных точек.

Анализируя культурный уровень неблагополучной семьи, нельзя не обратить внимания на одно обстоятельство, имеющее важное значение при организации профилактической деятельности. Так, почти все опрошенные родители неблагополучных семей, являющиеся криминогентами, не понимают того, что подобное отношение к искусству вообще и средствам его передачи в частности не типично и вредно для них самих. Почти никто из них не мог согласиться с тем, что их негативное отношение к искусству и низкий уровень общей культуры есть одна из причин бескультурья и антиобщественной направленности личности их детей.

В силу определенных причин большинство родителей из неблагополучных семей не хотят или не могут предположить, что «конкретное воздействие, полученное человеком, может сказаться на его поведении спустя недели, месяцы или годы». Показательным в этом отношении является то, что большинство родителей (78%) не считают себя виновными в формировании антиобщественной направленности личности своих детей и совершении ими правонарушений, а 80% не только не видят какой-либо неполноценности в своем низком культурном уровне, но даже считают это вполне естественным состоянием.

Анализ всех других показателей уровня культуры неблагополучной семьи позволяет сделать вывод о том, что именно признание родителями естественности своего культурного уровня является фактором, предопределяющим искаженное формирование культурно-эстетических воззрений несовершеннолетних. Фатальное непонимание родителями этой ненормальности, пожалуй, одно из главных обстоятельств сложности, а подчас и невозможности каких-либо позитивных изменений в уровне общей и духовной культуры неблагополучной семьи.

Не может быть нормальным такое положение в семье, где ни один из родителей не является читателем библиотеки, где 98% родителей вообще не читают ни книг, ни газет, ни журналов. 96,5% таких семей их не выписывают и не приобретают, а 92% семей не имеют дома даже самой элементарной библиотечки. Особенно удручающим является то, что более 85% родителей из неблагополучных семей считают любой вид искусства практически бесполезным как для себя, так и для своих детей.

Среди особенностей, характеризующих культурный уровень некоторой части родителей, выделяется сочетание религиозных воззрений с аморальным поведением. Несмотря на то, что около 10% матерей и 9% отцов посещают церковь, верят в сверхъестественные силы, справляют церковные обряды и отмечают культовые праздники — у 77% из них в разговоре на любую тему преобладают жаргонные и нецензурные выражения. Более того, весь образ жизни этой категории родителей, в особенности их отношение к воспитанию детей, явно противоречит большинству ими же исповедуемых религиозных догм.

В условиях семейного неблагополучия прослеживается тесная взаимосвязь культурного уровня с уровнем общего и специального образования родителей. Данные сравнительного анализа этих показателей свидетельствуют о том, что в 89% случаев низкий уровень культуры родителей сопровождается крайне низким уровнем образования и негативным к нему отношением. Низкий уровень образования родителей из неблагополучных семей служит серьезной преградой на пути повышения их культурного уровня. В свою очередь крайне низкий уровень общей и духовной культуры не позволяет им даже осознать саму необходимость повышения своего образования. Несмотря на то что уровень образования родителей из неблагополучных семей существенно отстает от уровня образования контрольной группы родителей и от уровня образования населения страны в целом, почти 90% из них считают, что «имеющегося образования достаточно», «п нем нет необходимости», «в повышении образования нет никакой пользы».

Поэтому имеют образование не выше начального 81% родителей (в контрольной группе 8%), неполное среднее — 13,5% (в контрольной группе 21,5%), среднее — 3% (в контрольной группе 25%), среднее специальное или среднетехническое и незаконченное высшее — 2% (в контрольной группе 24%). Лиц с высшим образованием среди родителей из неблагополучных семей почти нет.

Низкий уровень образования родителей оказывает отрицательное влияние не только на уровень их общей культуры, но и в значительной мере предопределяет низкий уровень образования и культуры детей. На наличие связи между показателями характеристик родителей и детей говорит то, что в неблагополучных семьях только около 23% несовершеннолетних (в том числе не правонарушителей) имеют уровень образования, соответствующий возрасту.

Само собой разумеется, что причина этого коренится не столько в низком уровне образования родителей, сколько в их отношении к собственному образованию и образованию своих детей. Регулярно интересовались успехами своего ребенка в школе и оказывали ему постоянную помощь лишь 5% родителей. Время от времени занимались этим 16,5%, а 62,5% считали, что обучение детей — дело школы. Особенно печальным является то, что 16% родителей категорично ответили, что «дальнейшая учеба для их детей вообще не нужна».

Беспечное, равнодушное отношение родителей к воспитанию и обучению детей полностью исключает в неблагополучной семье какие-либо понятия о режиме дня ребенка, его успеваемости и посещаемости школы, училища. Результаты этого рано или поздно сказываются на детях. Среди несовершеннолетних правонарушителей и склонных к совершению правонарушений подрост ков из неблагополучных семей почти нет таких, успеваемость которых была бы выше удовлетворительного уровня. Почти 47% подростков систематически пропускают занятия, а 12% (в возрасте от 10 до 16 лет) вообще не посещают школу. Именно в этих семьях намного больше, чем в семьях контрольной группы, второгодников (почти, в 8 раз), нарушителей дисциплины на уроках (в 5,5 раза), хронически неуспевающих (более чем в 6 раз).

Таким образом, неблагоприятные условия семейного воспитания и низкий уровень культуры и образования, а также негативное отношение к ним предопределяю1 неуспех подростков в обучении и, в конечном счете, разрыв со школой. В свою очередь нарушение связей подростка со школой, являющейся для него в условиях семейного неблагополучия единственным средством социализации, значительно увеличивает опасность его становления на антиобщественный путь.

По данным X. А. Рандалу, «вероятность совершения преступления у 17-летних, которые не учатся в общеобразовательной школе, около одной четверти, у 16-летних— более половины, у 15-летних — в 2 раза и у 14-летних — в 3,5 раза больше, чем у учащихся общеобразовательной школы».

Низкий уровень образования и культуры родителей из неблагополучных семей является, кроме всего прочего, одним из условий, исключающих из обихода семьи какие-либо рациональные педагогические принципы, навыки управления поведением подростка. Для данного типа семей характерно сочетание бесконтрольности за поведением детей с физическим наказанием их по поводу и без повода. При этом неблагополучную семью отличает не простое непонимание своей роли в деле воспитания детей, не педагогические ошибки и отклонения, а преднамеренное нежелание или полная неспособность (в силу свойственного ей образа жизни) заниматься воспитанием детей.

Физические наказания, выставление на улицу, оставлял без обеда (характерное для 41 % семей), словесные оскорбления, применяемые более чем в 62% семей, принуждение, предоставление подростку полной свободы деятельности — основной арсенал средств воспитания детей. В целом же целенаправленно в неблагополучной семье воспитанием детей практически занимаются лишь около 12% матерей и бабушек.

Говоря о педагогической культуре неблагополучной семьи, следует отметить, что здесь все, в том числе и меры физического воздействия, неизбежно порождает безнадзорность детей. Более 60% подростков из неблагополучных семей возвращаются домой только после 22—23 часов и почти 20% зачастую не ночуют дома. Такая непозволительная в этом возрасте свобода серьезно увеличивает вероятность становления подростка на путь правонарушений.

Характерна реакция большинства родителей на такую педагогическую вольность. Из всех опрошенных родителей 50% ответили, что «в этом нет ничего страшного», и «мы сами были такими же», более 22% ответили, что они «не в состоянии управлять поведением ребенка», а почти 15% заявили, что «он вполне самостоятелен и может делать все, что ему заблагорассудится».

Таким образом, низкий уровень образования и культуры в условиях семейного неблагополучия создает для детей крайне неблагоприятную обстановку и предопределяет формирование такой же направленности личности, какая характерна для родителей.

Гусова Альбина Дударбековна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ .

УДК 159

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

© 2016

Гусова Альбина Дударбековна, доцент кафедры психологии

Северо-Осетинский Государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация. В предлагаемой статье анализируются психологические особенности современной семьи. Это проблема действительно является по-прежнему актуальной и значимой. Статья посвящена психологическим изучением типов современной семьи. В статье описывается: патриархальный или традиционный тип семьи, эгалитарной или партнерской семьей, и разнообразные варианты смешанного типа семьи. Рассматриваются последние исследования и публикаций ученых. В качестве наиболее эффективной автор выделяет: неблагополучные семья и их категории, влияние конфликтной ситуации в семье, отрицательное влияние на формирование личности ребенка, воспитание в семье, причины функциональной несостоятельности семьи, негативное воздействие на детей, социального неблагополучия и криминогенности. Описывается типология родителей, исходя из замеченных ею склонностей и некоторых тенденций в неблагополучных семьях на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, статьи представляет из современных семей родителей агрессивных детей, которые отвергают позитивную, оптимистическую установку в отношении к будущему своего ребенка и родители, настроенные вполне оптимистично касательно дальнейшей судьбы своего ребенка.

Ключевые слова: психологические особенности семьи, изучение типов современной семьи, типология родителей, неблагополучные семья и их категории, влияние конфликтной ситуации в семье.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN FAMILY

© 2016

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последние годы значительно возрос интерес к семье специалистов различных областей научного знания, как теоретиков, так и практиков. По существу, семья в настоящее время является сферой полидисциплинарных исследований. Постановка проблемы особенностей современной семьи, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого изучение психологических особенностей семьи.

В настоящее время в России существуют более 40 миллионов семей. Значительная часть из них расширенные (состоящие из нескольких поколений) семьи, объединяющие под своей крышей одновременно 2-3 поколения (по статистике, их не больше 20%) . Большая часть современных семей в России состоят из пары супругов и одного или двух детей, такую семью называют нуклеарной. Все семьи чаще всего разделяют на полные (с двумя родителями) и неполные (семьи в которых нет либо одного из родителей, либо обоих и дети живут с дедушками-бабушками). Современная семья делятся на бездетные и многодетные. Также традиционно, и в современной семье делят на два типа по распределению семейных обязанностей, и по тому, кого в семье считают главой.

Патриархальный или традиционный тип семьи в нем предполагается лидерство мужчины. Такие семьи объединяют под своей крышей, как минимум, три поколения. Супруга экономически зависит от мужа, роли в семье четко очерчены: супруг (отец) кормилец и добытчик, супруга (мать) — воспитатель детей и домохозяйка. Главой считается муж: все экономические ресурсы семьи сосредоточены в его руках, приоритет в принятии

основных решений, также принадлежит ему. Жена принимает фамилию мужа, беспрекословно подчиняется ему и относится к мужу с уважением .

Эгалитарной или партнерской семьей (семьей равных) считается та, в которой справедливо и пропорционально распределяются семейные обязанности. В решении бытовых вопросов достигается взаимозаменяемость супругов, происходит обсуждение важных проблем и совместно принимаются важные для семьи решения, а отношения эмоционально насыщенны. Только в современной семье эгалитарного типа, по мнению социальных психологов, особо отмечающих именно этот признак, можно говорить о взаимопонимании, эмоциональной взаимной потребности и взаимоуважении. Существуют и разнообразные варианты смешанного типа семьи. К примеру, супруг, говоря о необходимости четкого распределения обязанностей на женские и мужские, на деле постоянно помогает жене в домашнем хозяйстве.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ научной литературы по данной проблеме указывает на многочисленные авторы, которые раскрывают научные основы психологии семьи С.А. Амбалова ,

A.И. Антонов , В.М. Медков , М.И. Бекоева ,

Формирование целей статьи (постановка задания). В современной психологии литературе понятие семья союз людей, которых объединяет любовь, общность интересов, взаимовыручка и взаимное понимание радостей

Гусова Альбина Дударбековна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ …

и проблем друг друга. Основой современной семьи являются любовь, поддержка и эмоциональное принятие. Под влиянием семьи, ее психологической неуравновешенности, происходит деформация личности, и этот процесс берет свое начало в раннем детстве. Вредные, в том числе и для будущего развития ценностные установки, под влиянием иногда случайных, иногда кажущихся незначительными факторов, иногда откровенно неблагоприятных, возникают именно на этой стадии . Следовательно, целью статьи является изучение психологических особенностей семьи и их типы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Результаты этих исследований, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение. Вместе с тем ряд вопросов не получил еще достаточно полного освещения. Фактически не исследовались факторы особенностей семьи, способствующие на типы семьи, не рассмотрен характер взаимосвязей. Вместе с тем есть категория семей, которые относят к неблагополучным семьям. Согласно М.М. Плоткину неблагополучные семьи можно разделить на следующие категории : педагогически несостоятельная, конфликтная, асоциальная, аморальная.

Наиболее распространены среди неблагополучных конфликтные семьи, их около 60% от общего количества. Конечно, конфликт может иметь место в любой, даже самой благополучной семье. Но отличие конфликтной семьи от благополучной в том (С.А. Амбалова), что первая находится в подобном состоянии постоянно, ссоры в ней происходят перманентно, муж и жена постоянно находятся в состоянии конфронтации и не могут найти из него выхода . В результате постоянных скандалов семья постепенно разрушается, утрачиваются положительные эмоции, чувство взаимной ответственности за детей и друг за друга. И в начальном периоде, и в момент пикового состояния, на конфликт затрачивается огромная психическая энергия. Наиболее страдают от такой обстановки дети. Они становятся замкнутыми, подавленными либо нервозными, возбудимыми и это как нельзя лучше отражает всю картину гибели такой семьи. Состояние стресса, в подобных семьях, длится не один день, и даже не один месяц, а вывести стороны конфликта из него чрезвычайно трудно.

Конфликтные семьи не обязательно бывают шумными и скандальными, где раздражительность и повышенные тона становится нормой взаимоотношения супругов, бывают и «тихие», в которых отношениям супругов характерны полное отчуждение, стремление сбить всякое взаимодействие. В любом случае, конфликтные семьи отрицательно влияют на формирование личности ребенка и могут служить причинами различных асоциальных проявлений.

Не благополучность семьи почти всегда приводит к проблемам развитии ребенка. Не в смысле нарушения, например, интеллекта или разума, а в плане нарушений в созревании эмоционально-волевой сферы, то есть преимущественно характера человека. Характер же кардинальным образом предопределяет взаимоотношения человека с окружающими людьми, и в конце концов определяет будет ли он счастлив.

Одним из наиболее мощных неблагоприятных факторов, уничтожающих и семью, и душевное состояние ребенка является родительское пьянство. Оно может сказаться негативными последствиями для малыша не только при зачатии плода или в течении беременности, но и на всем протяжении жизни ребенка .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стиль воспитания в алкогольной семье может проявиться в отсутствии внимания и заботы к ребенку. И это отношение к ребенку лишь малая часть имеющихся в такой семье проблем. Мать может и не страдать алкоголизмом, однако быть настолько поглощенной алкогольными проблемами супруга, и затрачивая всю свою энергию на него, в то время как дети остаются без мате-

ринского внимания. Они почти не моются, и даже не чистят зубы. Дефицит заботы служит лишь началом общей запущенности ребенка.

Учитывая довольно большое количество причин, служащих причинами функциональной несостоятельности семьи, существует весьма разнообразный подход к классификации и типологии таких семей. При составлении классификации функционально несостоятельных семей, важнейшим системообразующим критерием считается характер общего десоциализирующего влияния, оказывающегося подобными семьями на своих детей.

Семьи прямого десоциализирующего влияния непосредственно демонстрируют антиобщественные ориентации и асоциальное поведение, являясь, своего рода институтом десоциализации.

К таким относят криминально-аморальные семьи, с преобладанием криминальных факторов риска, а также аморально-асоциальные семьи, характеризующиеся антиобщественными ориентациями и установками.

Семьи с косвенным влиянием десоциализирующих факторов испытывают значительные затруднения психолого-педагогического и социально-психологического характера, обычно выражающиеся в нарушении как дет-ско-родительских, так и супружеских отношений. Такие семьи называются конфликтными и педагогически несостоятельными, в силу целого ряда психологических причин они теряют влияние на своих детей.

Наиболее опасное негативное воздействие на детей осуществляется в криминально-аморальных семьях. Пьяные дебоши, жестокое обращение, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о детях, зачастую ставят под угрозу жизнь детей в этих семьях. Таких детей называют социальными сиротами, их воспитанием приходится заниматься организациям, находящимся на государственно-общественном попечении. Иначе ребенок вынужден заниматься бродяжничеством, совершать побеги из дома, он полностью социально незащищен и от бесчеловечного обращения в семье, и от криминального влияния различных преступных образований .

В результате острого социального неблагополучия и криминогенности, характеризующих в современных семьях, психологическая работа с ними должна быть возложена на сотрудников специальных отделов милиции по делам несовершеннолетних, которым вменяется социальная поддержка и социально-правовая защита детей, родившихся в криминально-аморальных семьях. Тем паче, что криминальная опасность этих семей заключается не только в воздействии на собственных детей. В окружении таких домов, обычно, возникают целые банды соседских ребят, приобщающихся благодаря взрослым к воровству, бродяжничеству, алкоголю и попрошайничеству неизменным спутникам преступной субкультуры.

Знание особенностей каждого типа необходимо для совершенствования социально-психологической работы с семьей, для оказания ей квалифицированной помощи в решении семейных проблем.

Аморальная семья не является разновидностью конфликтной семьи. Здесь совершенно иные механизмы взаимодействия. Так в конфликтных семьях существуют хотя бы небольшое число «зон согласия», и такие зоны остаются до какого-то времени, а затем начинают постепенно расходиться, при нарастании конфликта, сопряженного с их достижением. В аморальной семье, в отличие от конфликтной, совершенно отсутствует стремление к общим целям. Взаимодействия нет никакого. Сам конфликт, кроме того, и есть цель, ради достижения которой, люди и живут совместно. Все происходит согласно принципа «чем хуже, тем лучше». Отношения и формы поведения в таких семьях негативные и самые резкие. При этом забываются (а возможно, их и вовсе не знали) как этические, так и моральные нормы отношений и поведения ._

Гусова Альбина Дударбековна психологические

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ … науки

В этих случаях необходим компенсационный подход. Таким безопасным местом до полного разрешения ситуации становятся учреждения соцзащиты и школа, в которых есть социальные работники, специалисты и педагоги, которые способны, точно оценив ситуацию, оказать помощь ребенку.

В современных несостоявшихся семьях общий низкий уровень культуры соединяется с полным отсутствием психологической, и главное, с отсутствием желания что-либо менять в самих себе. Постоянно происходящее игнорирование социальных и педагогических требований, приводит к окончательному расхождению этих семей с социумом, к противостоянию с ним. Вслед за родителями и дети перестают соблюдать как социальные, так и психологические нормы. Сначала это находит свое проявление в отношении отдельных специалистов, потом школы в целом, затем понемногу приводит к отчуждению от общества в целом .

Среди причин аномальных явлений в этих семьях отсутствие желания родителей считаться с уникальной личной индивидуальностью ребенка, процесс воспитания которого направляется не на самого ребенка, а как бы мимо. Зачастую, родители воспроизводят ситуацию, в которой воспитывались они сами. Социально-психологические ошибки повторяются: непоследовательность в отношениях, жажда поучать, излишняя опека, педантизм, ничем не оправданные ограничения и т.д. .

Отсутствие согласованности во взаимоотношениях с ребенком дает начало возникновению конфликта и в семье в целом. Родители или пытаются перевалить вину за неприятности, которые связаны, по их мнению, с собственным «чадом», друг на друга и предъявляют взаимные обвинения или объединяются для «войны» с ним. Что в свою очередь нередко приводит к распаду семьи. Именно поэтому социологами фиксируется пик разводов в семьях, в которых дети достигают подросткового возраста.

В семьях, с непререкаемым родительским авторитетом, стремление к подражанию возникает довольно рано, и дети зачастую испытывают влияние родительских установок, явлений, отношений, людей, взглядов на события. Подобное влияние может осложняться в случаях, когда наблюдаются расхождения между «правильным» вербальным воспитанием и реальным примером, когда родители открыто при детях, выражают свое пренебрежительное отношение к важнейшим общественным заповедям, либо игнорируют социально принятые правила гуманности и нравственного поведения. Неблагополучие в таких семьях выражается именно в том, что, казалось бы, хорошие родители и семьянины формируют у детей бездуховность и цинизм. Асоциальная семья является подходящей средой для таких людей.

Выводы статьи и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обобщение и анализ современных теоретических исследований, позволили нам сформулировать основные положения особенностей семьи. Родители в неблагополучных современных семьях имеют довольно специфические взгляды на методы воспитания детей. З.А. Зимелева, составила типологию родителей, исходя из замеченных ею склонностей и некоторых тенденций в неблагополучных семьях на воспитание агрессивных и неагрессивных детей соответственно .

В первую группу она отнесла родителей агрессивных детей, которые отвергают позитивную, оптимистическую установку в отношении к будущему своего ребенка. Они либо высказывают сомнение, либо не верят, что их ребенку повезет в будущем. Высказывая вполне традиционные пожелания в отношении детей, родители иногда не говорят об этом с ними. Поэтому дети часто даже не знают о том, какими бы их хотели видеть родители. Такие родители проводят вместе с ребенком недостаточно много времени. Они посвящают ребенку лишь 208

столько времени, сколько необходимо для осуществления общего контроля за учебными занятиями и помощи по хозяйству. У них нет четкой системы понятия запрещено — разрешено. Т.е. в одной ситуации один и тот же проступок ребенка влечет за собой наказание, в другой нет (ребенок воспринимает это, как повод понадеявшись на «авось», пойти на риск и нарушить неустановленное правило). Часто такие родители выражают свое негодование, когда ребенок проявляет «нежелательные» эмоции. Запрещая злиться, обижаться и ругаться на других людей, они не думают о том, что негативные эмоции при таком запрете вытесняются в бесконтрольную зону психики.

В результате, в отношениях ребенка со сверстниками возникает недовольство: очень редко кто — то среди данной группы родителей может оценить уровень общения своего ребенка со сверстниками как вполне благополучный и малоконфликтный. Взрослые члены семьи, зачастую, не совпадают во взглядах на воспитание детей, что провоцирует ребенка на попытки манипулировать взрослыми с целью достижения своих целей. Наказание обязательно должно следовать за фактом плохого поведения, однако слишком частые наказания перестают приносить должный эффект, дети перестают бояться или равнодушно относятся к ним. Такие родители редко выступает в роли советчика, к которым ребенок приходит за помощью.

Во вторую группу входят родители, настроенные вполне оптимистично касательно дальнейшей судьбы своего ребенка. Они считают, что их ребенок имеет больше шансов выиграть в жизни, чем проиграть. Они непосредственно передают свои пожелания ребенку, будучи уверены в том, что он знает, каким его мечтают видеть в будущем взрослые. Как правило, родители, с удовольствием уделяют большую часть свободного времени ребенку, вместе занимаясь с ним разными делами. В результате чего, ребенок воспринимает родителя не как некий объект контроля, а как живого человека, с собственными интересами, приоритетами и увлечениями. Касательно категорических запретов подчеркнем следующее, в семьях существует некоторый перечень поступков, которые считаются недопустимыми, кроме особых ситуаций.

В целом, проблемы у неблагополучных семей, отличаются разнообразием. Среди них: сложности супружеских взаимоотношений, противоречия взаимоотношений детей и родителей, а также разногласия в методах воспитания и взглядах на эту проблему каждого из взрослых в семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы. — Самара: БАХРАМ-М. 2002.

2. Гусова А.Д., Туганова Д.А. Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста. В сборнике: Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 147-149.

5. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт роди-тельства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник СевероОсетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. — СПб: Питер, 2012. — 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

теории, методологии и методики. — М.: Наука, 1989. -116 с.

8. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М., 1997. 67.

9. Олисаева А.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье. Дис. …канд. псих. наук. СПб., 1999. — 205 с.

10. Ружже В.Л., Елисеева И.И., Кабидур Т.С. Структура и функции семейных групп. — М.: Финансы и статистика, 1983. — 160 c.

12. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 208 с.

13. Хуриева М.Ю., Бекоева М.И. Исследование проблемы трансформации материнского и отцовского воспитания в современной северокавказской семье // Современные проблемы науки и образования. 2014. N° 6. С. 740.

14. Эйдемиллер Э. Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

15. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс: Минтис, 2010. 226 с.

16. Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей //Педагогика, 2010, №1. С. 47-51.

17. Амбалова С.А. Семья как ведущий фактор становления личности //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2015. № 4. С. 90-93.

18. Мацковский М. С., Олсоп Д.Н., Гурко Т. А. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 2010. 294 с.

19. Гусова А.Д., Темирова З.Н. Основы семейного воспитания детей дошкольного возраста. В сборнике: Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 144 -147.

20. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей //Психологическая наука и образование. 2011. — №4. С. 227

Гусова Альбина Дударбековна ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *